Лабораторная работа №1

Основные стили и законы флористики

Задания

1 Ознакомиться с теоретической частью

2 Используя подготовленные заранее материалы, создать букет в одном из флористических стилей.

Декоративный стиль - самый распространенный. При выполнении декоративной работы задача флориста заключается не в выявлении особенностей каждого растения, а в подчинении их идее создания целого. При этом растения, даже теряя индивидуальность, приобретают красоту в единстве. Применяется как симметричный, так и асимметричный принцип построения композиции, различные способы распределения материала и применение разных флористических техник. Декоративный стиль предполагает использование большого количества материала и его разнообразие по цвету, форме и фактуре. Допускается смешение в одной композиции цветов разных сезонов, географических ареалов, форм значимости, видов и семейств.

Материалом для декоративной аранжировки могут служить фрукты, овощи, ягоды, различные флористические аксессуары - ленты, бумага, бижутерия и т. д.

В декоративном стиле выполняются самые разнообразные аранжировки - от сентиментального камерного букета для невесты до торжественной официальной композиции для украшения интерьера.

Современные работы в декоративном стиле часто выполняются с применением техники трансформации материала. Особенно хороши и оригинальны аранжировки с цветовыми контрастами.

Вегетативный стиль считается самым сложным. Для того чтобы успешно создавать композиции в этом стиле флорист должен тонко чувствовать внутреннюю суть растений, приближая свои творения к естественным образам Природы. Кроме цветов и листьев в вегетативных аранжировках часто используются камни, коряги, шишки, ветки, мох, плоды, ягоды и прочие природные материалы. Для этого стиля характерна свободная, идентичная природной, расстановка материала. Композиция может иметь одну или несколько точек роста.


Работа в этом стиле требует от флориста уважительного отношения к растениям. Учитывается социология растений (формы значимости) - цветок малой значимости не ставится в композиции выше, чем соответственно средней и большой. Обязательным является сохранение естественных форм роста, размеров и образов растений. В одной аранжировке используются цветы только одного сезона и одного географического ареала.

Вегетативная композиция создается таким образом, чтобы она выглядела естественно и нерукотворно: в ней не должны быть видны механические срезы, искусственные переплетения и так далее...

Вегетативный стиль особенно хорош в весенних композициях для передачи состояния пробуждения Природы. Образ просыпающегося леса - пробивающаяся нежная травка, проталины, первые подснежники…

Линейный стиль. Флорист, создавая аранжировку, делает акцент на линии, сводя к минимуму количество используемого материала. Отдается предпочтение растениям с необычно изогнутыми стеблями, которые могут являться линией. Если в декоративном стиле линия может быть дополнительным штрихом, то здесь она является идеей композиции. Линии могут быть прямые, извилистые, изогнутые и плавные. Для создания активного напряжения в аранжировке используется контраст разных по характеру движения линий. Для линейного стиля, как правило, характерна асимметричная расстановка материала. Направление линий в композиции может быть различным, однако одно из них обязательно должно преобладать.

Для того чтобы подчеркнуть изящество и графичность линий, обычно в композицию вводится форма (это может быть крупный цветок, плод, искусственный декоративный элемент).

Стильный, напряженный контраст форм и линий при небольшом количестве растений и других флористических материалов рождает экстравагантную, изысканную аранжировку для украшения современного интерьера. Линейный стиль сложнее для восприятия, однако он позволяет собрать прекрасную композицию из небольшого количества материала. Выраженный цветовой контраст элементов, сочетание растительного и нерастительного материала делают работы яркими и интересными.

Стиль форма предполагает создание в любых флористических техниках четких узнаваемых геометрических форм (венок , шар, пирамида, крест и так далее). Этот стиль максимально ясен и лаконичен. Он требует четкого понимания задачи и большой аккуратности исполнения. Форма может создаваться из листьев, веток и других частей растений. Диапазон используемых техник очень велик - от простого обклеивания оазиса до сложных плетений из одного вида материала.

Основой композиции может быть каркас из технического или из флористического материала. Для создания флористических каркасов различных форм часто используется техника плетения. Материал для аранжировки может быть как однородным (из одного вида материала), так и контрастным по фактуре или цвету. Очень хороши композиции, выполненные из разных видов растений, подобранных в тон.

В зависимости от поставленной задачи в стиле форма можно сделать и букет на живых ногах, и композицию на оазисе. Этот стиль часто используется для создания траурных композиций.

Техники флористических работ

Флористические работы могут выполняться в различной технике, в зависимости от предназначения композиции и того эффекта, которого хочет добиться флорист. Техники постоянно совершенствуются, возникают новые способы и приемы изготовления флористических композиций.


В настоящее время существует множество техник, применяющихся при создании флористической аранжировки, которые получили название по способу работы с флористическим материалом: нанизывание, плетение, обвязывание, обматывание, наслоение, прошивание, пришпиливание, скрепление, склеивание, техника упаковки, римская техника, трансформация материала. Каждая техника имеет свои преимущества, которые необходимо учитывать при подготовке к работе. Мы подробно рассмотрим несколько флористических техник, применяющихся для создания букетов.

Спиральная техника – это когда растения собираются по спирали, а в ручку букета входят живые, естественные стебли. При использовании параллельной техники стебли в букете ставятся параллельно друг другу. Стебли подрезаются секатором, а затем на каждом из них острым ножом делается косой срез. Стебли крепко связываются сперва обычным шнуром, затем – из эстетических соображений – декоративной лентой, подобранной по цвету к флористическому материалу букета.

Идеально выполненный спиральный букет должен без всякой поддержки стоять на плоскости.

Преимущество этих техник состоит в том, что благодаря полному сохранению стеблей растения хорошо обеспечиваются водой, соответственно, такой букет наиболее стойкий. К тому же, поскольку стебли располагаются по спирали или параллельно друг другу, при изъятии цветка из букета не нарушается его форма. Недостатком параллельного или спирального букета может быть его тяжесть и сравнительно большая величина «ручки».

Букет в смешанной технике тоже может собираться по спирали. В нем 60-70 % живых стеблей оставляют, 30-40% удаляют, а головки цветов насаживают на проволоку и тейпируют. Проволочные стебли вместе с живыми входят в связку, подрезаются и загибаются плоскогубцами вверх над связкой. Эта техника применяется в том случае, когда нужно сделать букет со сложными очертаниями или ниспадающие выбросы, поскольку материал, насаженный на проволоку, более пластичен и позволяет произвольно формировать контур композиции.

Техника тейпирования позволяет сделать букет очень удобным и легким, это важно, поскольку невесте долго придется держать его в руках. Все стебли растений отрезаются на нужную высоту. Перед тем, как собирать букет растения дополнительно отпаивают в «Кризале». Затем каждый цветок насаживается на проволоку, под срез подкладывается ватка, смоченная в уксусе, водке или другой жидкости – в зависимости от вида цветка, затем проволочный стебель тейпируется. Стебли собираются только параллельно, без закручиваний. Ручка, собранная из проволочных стеблей, тейпируется и декорируется лентой соответствующего оттенка. Цветы во время процесса изготовления букета желательно держать во влажной бумаге.

Преимущества букета, выполненного в технике тейпирования, в легкости и большой пластичности материала.

Эта техника незаменима при создании необычных форм аранжировок. Но следует помнить, что она не предполагает сохранение декоративного вида букета не более чем в течение суток.

Если необходима более длительная продолжительность жизни цветов, можно изготовить букет на портбукетнице . Портбукетница – это кусок оазиса, помещенный пластмассовый каркас с ручкой. Ручка тейпируется, затем декорируется лентой или листьями растений в технике обмотки или приклеивания. Очень красиво смотрятся листья, выложенные в римской технике (с наложением один на другой наподобие чешуек).

На портбукетнице можно выполнить любой букет, например, асимметричный с выбросом. Для формирования выброса самые длинные и тяжелые элементы насаживаются на проволоку, ими протыкается оазис, а концы проволоки закрепляются на решетке портбукетницы.

Хочется немного рассказать об одной из самых интересных флористических техник – трансформации материала . В результате работы в этой технике материал видоизменяется настолько, что его сложно узнать. Например, изготовление гламелии. Эта техника появилась в конце XIX века, когда для создания большого красивого цветка использовались лепестки камеи и гладиолуса. Свое наименование это произведение флористического искусства получило от названий этих двух цветов. В настоящее время гламелию делают из разных лепестков или листьев. Остановимся подробнее на изготовлении гламелии из лепестков роз. У бутона или полураспустившегося цветка розы удаляют чашелистики и наружные лепестки, оставляя только туго скрученную серединку цветка. Для укрепления оставшихся лепестков в бутон с двух сторон вставляют проволоку, протыкая его насквозь, концы проволоки загибают вниз и тейпируют со стеблем.

Сейчас флористы для изготовления гламелии иногда используют клеевую технику , но классический ее вариант выполняется при помощи шпилек.

На тонкие узкие проволочные шпильки насаживают лепестки и обкладывают бутон, закручивая вокруг него проволоку. Лепестки подбираются одного размера (самые крупные).

Для сбора одной гламелии требуется 10-15 цветков розы. По мере удаления от центра бутона длина шпильки увеличивается. Когда гломелия полностью сформирована, изготавливается манжетка, закрывающая концы шпилек. Манжетка обычно делается из жестких листьев или картона и имеет правильную геометрическую форму. Затем картонная манжетка обклеивается листьями, например в римской технике, или декорируется другим флористическим материалом.

Материалы

Во флористике используются самые разнообразные природные и даже синтетические материалы, помогающие мастеру подчеркнуть красоту растений, полнее выразить идею, создать определенный стиль. Каждый из материалов имеет свои уникальные характеристики, в соответствии с которыми применяется для той или иной цели.

Ветки деревьев и кустарников , особенно декоративных, красивоцветущих, могут быть прекрасным материалом для флористической аранжировки. Из одних только цветущих побегов таких кустарников, как сирень, жасмин, можно составить замечательную композицию или букет. В осенней аранжировке часто используются плодовые ветки. Многие созревшие плоды и ягоды очень красочны и создают настроение композиции. Очень хороши в аранжировках побеги кустарников с крупными колючками или шипами, например ветки боярышника . Особенно ценятся извилистые, причудливо загнутые побеги. Такие ветки с шипами в композициях удивительно выразительны. Они динамичны, силуэт их очень графичен. Побеги кустарников используются и в естественном виде, но без листьев они приобретают новые качества.

Воск – изумительный флористический материал, который позволяет произвольно варьировать форму, цвет, он очень удобен в работе. Пластины разнообразных размеров и цветов получают путем заливки расплавленного воска на горизонтальную поверхность. После затвердения материала вырезаются куски нужной формы. Для изготовления флористических свечей восковые пластины подбираются по цвету и размеру и нанизываются на фитиль. Преимущество воска как флористического материала не только в том, что он пластичен, легко моделируется в разогретом состоянии и охлажденный сохраняет форму. Воск раскрывает перед нами огромные возможности, являясь основой для флористического наполнения. В качестве последнего могут служить самые разнообразные материалы: цветы, листья, кусочки коры, камешки. Это зависит от назначения изготавливаемого изделия. Воск – материал, открывающий богатые возможности и простор для воображения флориста.

Земля, гравий. Декоративный гравий служит наполнителем для прозрачных сосудов. Путем его подбора по величине и цвету можно добиваться различных эффектов. Самая обыкновенная земля тоже может быть прекрасным флористическим материалом, например для изготовления оригинальных кашпо. Технология довольно-таки проста. Надутые воздушные шары обмазываются толстым слоем земли, смешанной с какой-либо клеевой закрепляющей субстанцией, на этой стадии кашпо придается желаемая форма. После высыхания и затвердения основы шар сдувается, полученная емкость наполняется землей и готова для посадки любых растений. Кашпо получаются достаточно прочными, водостойкими и транспортабельными. «Земляные» кашпо можно декорировать различными способами, в данном случае это вкрапления золотой краски, придающие необычным сосудам для цветов еще более экзотический вид.

Лишайники – один из любимых материалов многих флористов. Это широко распространенная группа симбиотических организмов, обычно растущих на камнях или древесных стволах и имеющих сложное строение. Слоевище лишайников бывает очень разнообразным по окраске, размерам, форме и строению. Лишайники могут иметь различные цвета: белый, розовый, ярко-желтый, оранжевый, оранжево-красный, серый, голубовато-серый, серовато-зеленый, желтовато-зеленый, оливково-коричневый, коричневый, черный и некоторые другие. Цветовое многообразие и необычная фактура делают эти необычные организмы великолепным декоративным материалом для аранжировок. Очень хороши, например, композиции из высушенного лишайника серебристо-серого цвета на глубоком синем фоне. Ажурная фактура, напоминающая серебряное кружево, выглядит богато и благородно.

Овощи часто применяются во флористике в качестве оригинального материала, в основном для осенних аранжировок. Созревшие овощи символизируют урожай, богатство, плодородие. Они хороши в сочетании с грубыми фактурами: мешковиной, деревом, корнями растений. Крупные овощи, такие как кабачок, могут служить прекрасным сосудом для композиции. Для этой цели у них частично или полностью удаляют сердцевину. Одна из современных популярных техник – резьба по овощам. Острым ножом на поверхность овощей (выбираются виды с твердой кожурой) наносится узор или рисунок. Овощи – прекрасный материал для трансформации. Их можно разрезать любым, самым причудливым образом и отдельные фрагменты приклеивать, нанизывать на проволоку, сочетать с другими материалами.

Перья наиболее часто используются в пасхальной флористике. Их легкость и пушистая фактура смягчают аранжировку, внося в нее нотки нежности. Для композиций обычно берутся страусиные, павлиньи, лебяжьи, куриные перья. Разнообразные по форме и цвету перья диких птиц тоже очень хороши. Перья можно соединять практически с любыми цветами. Контрастируя с гладкими листьями или лепестками, они выразительно подчеркивают красоту растений и могут служить прекрасным материалом для фактурных композиций. Следует помнить, что перья не допустимы в аранжировках, предназначенных для обеденного стола. Подобное их использование не отвечает требованиям гигиены и считается моветоном.

Ракушки , будучи морским атрибутом, сами определяют тему композиции. Глядя на них, невольно слышишь шум прибоя, и кажется, что вот-вот тебя коснутся соленые брызги разбившейся о берег волны. В сочетании с тропическими растениями ракушки прекрасно передают экзотическое настроение жарких широт. Но возможности их использования во флористике гораздо шире. С их помощью в технике трансформации материала можно создавать новые фактуры и формы, заполнять прозрачные сосуды, составлять коллажи . Ракушки бывают разной формы и окраски. Они хорошо сочетаются со стеклом и металлом.

Семена растений тоже используются как флористический материал. Разнообразные по цвету, форме, величине и фактуре, они очень хороши для создания фактур, обклеивания форм, изготовления коллажей и гирлянд. Наиболее часто флористы используют семена подсолнечника, тыквы, трав, календулы, бобовых, акации, каштана. Сухие семена в сочетании с живым материалом составляют необычный интересный контраст, который нередко используется в аранжировках. Как и созревшие плоды, они символизируют урожай, богатство, плодородие и хороши в осенних композициях. Очень оригинально семена выглядят в раскрывшихся бобах, стручках, коробочках.

Еще один очень модный материал, применяемый в современной флористике – солома . Ее предельно грубая фактура наилучшим образом оттеняет красоту цветов, их нежность и хрупкость. Живые цветы, помещенные на основание из засушенных стеблей злаков, благодаря контрасту выглядят еще более трепетно и нежно. Солома уникальна своей универсальностью: ей можно придавать любую форму – вплоть до сложного плетения. Она прекрасно сочетается со многими цветами и другими флористическими материалами, хотя достаточно самобытна и может использоваться в качестве основного материала аранжировки. Солома – очень естественный, можно сказать, деревенский материал, который создает особую атмосферу простоты и уюта, что как нельзя более отвечает одной из тенденций современной моды – натурализации и примитивизму. Современные дизайнеры разрабатывают многочисленные искусственные материалы «под солому» – ткани, обои, ковры. Но они не в состоянии полностью передать фактуру и богатство ее свойств. Флористические композиции с применением соломы позволяют в полной мере ощутить пластику и красоту природного материала. Ее натуральный цвет, естественная фактура, приятный запах позволяют нам острее ощущать близость с природой.

Сухие листья – прекрасный материал для осенних композиций. Наиболее часто они используются в трансформированном виде для создания фактур. В зависимости от способа засушивания могут принимать различную форму. При естественной сушке деформируются, некоторые виды даже скручиваются, их можно использовать в осенних букетах или для аранжировки в вегетативном стиле. Листья, сохраненные под прессом в расправленном виде, имеют ровную поверхность и очень хороши для коллажей. Очень оригинально выглядит сочетание сухих листьев и живого материала. Черешки листьев могут использоваться и отдельно.

Трава обладает множеством свойств, делающим ее популярным материалом для аранжировки. Некоторые виды трав очень пластичны и позволяют создавать различные сложные плетения, делающие композицию оригинальной. Трава имеет интересную рустикальную фактуру, хороша в контрасте с гладкими поверхностями или правильными формами. Она часто является элементом вегетативной аранжировки. Может использоваться как в живом, так и в засушенном виде. Сухая трава также хороша для работ в технике плетения, она практически не теряет гибкости и обладает достаточной прочностью.

Флористическая бумага в настоящее время приобретает все большую популярность. Она служит не только для декоративного оформления букетов и композиций - из нее изготавливаются различные коробки и пакеты для цветов и подарков. Способ изготовления флористической бумаги имеет очень древние корни и за прошедшие века почти не изменился. Сначала варится специальная масса, из целлюлозы и воды, затем ее выкладывают в пластмассовые ванночки-лотки, а сверху прижимают сеткой с мельчайшими ячейками. Затем добавляются разнообразные растительные компоненты – травинки, лепестки, волокна, семена, что и делает ее такой оригинальной. Изготовление флористической бумаги – это своего рода искусство: нужно не только освоить технологию, но и постичь внутреннюю суть процесса – прикосновение к природе вещей, позволяющее создавать не просто упаковочный материал, но своеобразные произведения, напоминающие застывшие краски и фактуры жизни.

Использование фруктов во флористических аранжировках очень популярно. Они хороши для введения в композицию форм. Незаменимы для рождественской флористики, прекрасно сочетаются с хвойными растениями. Соединение фруктов и живых цветов очень необычно и интересно, однако следует учитывать, что спелые фрукты выделяют этилен, в присутствии которого цветы начинают увядать. Особенно справедливо это в отношении гвоздики. Фрукты – хороший материал для трансформации, их можно использовать в разрезанном виде, но нужно помнить о том, что у многих из них место среза на воздухе быстро темнеет.

Хвоя . Хвойные растения наиболее хороши для отражения рождественской тематики. Они служат прекрасным материалом для украшения зимних праздников. Аромат хвои сам по себе создает приподнятое праздничное настроение, а традиционная ель или композиции из веток и хвои являются непременным атрибутом новогодних торжеств. В трансформированном виде она применяется для изготовления разнообразных элементов аранжировки, декоративных гирлянд и венков. Колючая фактура хвои хорошо сочетается с шишками, фруктами, стеклянными шарами.

Шишки наиболее часто используются в рождественской аранжировке. Многообразие форм и размеров, приятный хвойный аромат – все это делает их прекрасным материалом для праздничных композиций, гирлянд и венков. Они хороши и для работ в технике трансформации материала – плотные жесткие чешуйки могут использоваться для создания фактур. Шишки могут служить и в качестве заполнения прозрачных сосудов. Естественный природный цвет шишек может заменяться на любой другой при помощи красящего аэрозоля .

Ягоды . Богатое разнообразие ягод по размеру, цвету и фактуре предоставляет широкий выбор вариантов их использования во флористике. Есть немало ягод, сохраняющих свою декоративность в течение довольно длительного времени. Клубника, черешня, вишня , крыжовник, смородина, виноград и другие ягоды прекрасно сочетаются с цветами и часто используются в качестве акцента в цветочной композиции. Они хороши для создания аранжировок в стиле форма. Ягоды часто служат материалом для сезонных композиций в соединении с цветами соответствующего периода цветения.

Береста обладает рядом уникальных свойств и любима многими мастерами за прочность и пластичность. Она легкая, долго не гниет, не промокает, легко расслаивается, имеет хорошую гибкость. Кроме всего прочего береста обладает антисептическими эффектом, содержит вещества, благотворно влияющие на здоровье человека. Изделия из бересты – традиционный на Руси элемент народного творчества. Во флористике этот материал используется также для создания разнообразных форм и фактур.

Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений в композиции. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений.

Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят в отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения : цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях. Вегетативную композицию можно построить различными способами.

Наиболее известна форма с одной точкой роста , когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. При этом пересечения небольших линий допускаются. Эта классическая форма вегетативного стиля еще называется вегетативной с действительной точкой роста.

Обычно флористы выполняют асимметричную расстановку из трех групп: главной, противоположной и соседней. При этом точка роста этих трех разных по величине групп ни в коем случае не должна находиться в центре вазы. Ее следует переместить вбок, а также вперед или назад от геометрического центра.

В другой форме вегетативной композиции растения зрительно как бы расходятся из одной точки роста, которая расположена не в , а под ним. При этом, как правило, точка создается пересечением трех или большего количества базисных групп. В остальном же здесь следует придерживаться правил создания вегетативной формы с действительной точкой роста. Флористы, освоившие построение этих форм, могут дать волю своей

Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений в композиции. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений.

Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят в отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения : цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях. Вегетативную композицию можно построить различными способами.

Декоративный стиль это букеты в вазах - корзинках из большого количества цветов, укрепленных на .

В декоративном стиле главное не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле. Главная особенность декоративного стиля это плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу.

Форма-линейный стиль - внимание больше обращается на линию, форму, контуры. К нему можно отнести современные формы композиций.

При работе в форма-линейном стиле важно добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. Большое количество материала с ярко выраженными линиями в одной работе снижает выразительность каждой линии и всей работы в целом. То же самое происходит и при использовании в одной композиции большого количества форм. Форма-линейная работа теряет свою выразительность и в том случае, если соединить много растительных элементов - цветов, листьев, веток и т.д. Строгая, четкая линия станет более экспрессивной, если ей противопоставить извилистую, неспокойную линию. Шар - выразительное геометрическое тело, которое выглядит очень статично. А вот линия всегда динамична, и поэтому ее можно противопоставить шару.

В природе часто можно встретить примеры композиций параллельного стиля , и многие флористы давно создают работы по их образцу. Во флористике стиль считают параллельным, если большинство или расположено параллельно друг другу.

Работы в параллельном стиле могут быть . Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т.д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными. Вариантами параллельного стиля могут быть параллельно-вегетативный, параллельно-декоративный и параллельно-графический. Все основные правила создания композиций справедливы и для этих трех вариантов.

Каждый флористический букет представляет собой творческую композицию, на составление которой у мастеров-флористов или любителей уходит время. Мастера выполняют букеты быстрее, обладая определенными знаниями и навыками, а непрофессионалы затрачивают гораздо больше энергии и сил на их создание.

Но чтобы собранная композиция радовала своим видом, необходимо неплохо разбираться не только в искусстве сборки букетов по определенной форме и флористическим стилям, но и в таких классификациях, в частности, для кого букет предназначен букет и какое мероприятие он подчеркнет.

Поэтому и профессионалы, и начинающие флористы должны ориентироваться в различных классификациях по видам букетов, чтобы понимать какую композицию они будут собирать в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Взглянем на самые распространенные существующие флористические классификации.

Классификация по форме

Данная классификация считается одной из первоосновных для изучения, именно на нее опираются многие флористы при составлении букетов.

Научившись работать с данной классификацией, можно будет двигаться дальше в мире изучения Флористики.

Согласно данной классификации различают следующие виды цветочных композиций:

Круглый букет – это в основном сферическая композиция правильной формы, которая собирается из соразмерных цветов с плотной укладкой. Соразмерность заключается в том, что цветы подбираются одинаковые по размеру, включая бутоны.

При этом расцветка растений бывает не только монотонной, но допускаются и многоцветные вкрапления, и цветовая фактурность.

Поэтому важным моментом исполнения по сборке круглых букетов становится расположение материала, а оно бывает следующим:

  1. Круговым концентрическим – цветы располагают контрастно по кругу с таким чередованием, например, как крупные-мелкие соцветия желтого и красного цветов, и с обязательной заменой материала в новом круге;
  2. Спиральным – дорожку-спираль внутри букета выделяют другой формой растений в иной цветовой гамме;
  3. Структурным – материал стараются расположить группами пропорционально;
  4. Диагональным – выделяют диагональю противоположные сектора и заполняют их.

Круглые букеты можно собрать и с помощью других модификацией, которые зависят от степени мастерства флориста. Но в любом случае этот вид букета самый распространенный.

Каскадная композиция – это вертикальный букет, собранный по ниспадающей вниз. Основа данного букета делается в форме правильного треугольника с вершиной внизу, а цветы располагают особым образом с помощью следующих техник:

  1. Размещения на живых стеблях;
  2. Смешанной, где больше 70 процентов живых цветов и лишь 30 процентов тейпированных объединяют вместе специальными проволочными шинами;
  3. Размещения на портбукетнице;
  4. Английского монтажа на проволочных стеблях, полностью прикрываемых живыми цветами;
  5. Каркасной, где основа создается из березы, ротанга или проволоки.

А сам эффект каскада достигается при помощи цветочного расположения, которое бывает двух видов:

  1. Обычный каскад-капля – струящаяся композиция, в которой длинные растения находятся внизу, а короткие укладывают ступенчато кверху;
  2. Водопад – каскадный букет, где цветы располагают с точностью до наоборот, короткие растения находятся снизу, а длинные в виде вуали прикрывают их сверху.

Каскадные букеты цветов представлены на фото.

Букет на каркасе – это технически-сложная по исполнению композиция различных форм, наиболее распространенными среди которых выступают диск, неправильная сферическая форма, сердце, цилиндр.

Для создания каркасной композиции требуется проработка концепции самого букета и грамотный выбор цветов, которые подвергаются определенной обработке. У цветов удаляются лишние листья на стебле или проводится тейпирование. Затем растения помещают на каркас.

При создании каркаса используются как искусственные, так и натуральные материалы. Поэтому основой каркасного букета может служить как проволока, так и зелень или ветки. Сборка основы происходит по заранее прорисованной схеме. Дополняют каркас льном, перьями, сизалью, ротангом и другими материалами.

Вариантов создания каркасных композиций много. Но каркасные букеты, которые пользуются большей популярностью, чем остальные – это:

  1. Веер – с помощью этого букета можно создать романтичное и поэтическое настроение XIX века. Украсить эту цветочную композицию можно оригинальной старинной вышивкой, вставками из жемчуга и камней, лентами и ажурной тесьмой;
  2. Муфта – композиция цилиндрической формы, которую чаще собирают зимой, чем летом, ведь такой букет может служить не только красивым украшением, но и практической вещью и согревать руки с помощью меха, помещенного внутрь каркаса;
  3. Сумочка – главное достоинство данной композиции состоит в том, что сумка – это любимый аксессуар женского гардероба. А такой цветочный аксессуар не просто привлечет к себе внимание, а выделит женщину из толпы.

Структурные букеты нестандартных форм

Помимо основных форм фантазия флористов помогает сооружать букеты и нестандартных форм, для которых очень часто применяют такие искусственные материалы, как бумага, проволока, тейп-лента, портбукетница и губка-оазис, флористический клей.

Среди этих форм выделяются следующие композиции:

  1. Гламелия – это декоративный букет конусообразной формы или в виде полусферы, который мастера создают из лепестков живых цветов с помощью проволоки или клея. Для создания таких букетов часто используют лепестки гладиолусов, камелий или роз;
  2. Жезл – это цветочная композиция, собранная или из растений на очень длинных ножках, или цветов, закрепленных с помощью декоративной проволоки и ленты;
  3. Конус – цветы собирают на губке-оазисе или портбукетнице в удлиненной форме и помещают в бумагу, имеющую вид перевернутого конуса.

Наравне с данной классификацией по форме следует изучить вторую, имеющую немаловажное значение спецификацию.

Классификация по стилям

Современная флористика выделяет несколько основных стилей, благодаря которым возможно создание идеального букета для любого жизненного события.

Вегетативный стиль

Вегетативная композиция представляет собой сложный умело собранный букет, который выглядит максимально естественным и приближенным к природным условиям. Очень часто его называют кусочком природы, поскольку при его создании не просто используются натуральные материалы, но и учитываются основные характеристики растительного мира.

При создании вегетативного букета обращают внимание на следующие факторы:

  • Ассиметричное и симметричное расположение растений;
  • Группировку, пропорции и примеры произрастания в естественной среде;
  • Природный цвет и форму растений;
  • Времена года – сезонность позволяет понять, какие материалы стоит объединять.

Такая композиция минимально декорируется, но, несмотря на это, смотрится невероятно стильно и элегантно.

Декоративный стиль

Декоративный стиль позволяет создавать букеты в единой концепции порой из совершенно несхожих материалов. При этом растения теряют свою индивидуальность, но это с лихвой окупается общей выразительностью букета.

Особенностями данного стиля выступают следующие моменты:

  1. Растения должны заполнять букет плотно к центру;
  2. Допускается как асимметрия, так и симметрия;
  3. Используются и группируются между собой различные натуральные и искусственные материалы в работе;
  4. Применяются цветовые контрасты, поскольку в композиции очень важен цвет;
  5. Допускается совмещение между собой стилистических особенностей различных эпох;
  6. Соблюдается визуальное равновесие в целом.

Этот стиль достаточно яркий и удобный в исполнении, поэтому очень многие флористы предпочитают использовать его в своей работе.

Форма-линейный стиль

Контуры, линия и форма – это основные элементы форма-линейного стиля. Именно они задают тон всей флористической композиции. При этом важным условием работы становится такая комбинация элементов, при которой букет приобретет выразительность.

Для данного стиля присущи следующие характеристики:

  1. Не допустимо использование множества форм и линий;
  2. Форма должна сохранять четкость;
  3. Для создания букета необходимо минималистическое количество материала;
  4. Расстановка материала должна быть асимметрична, хотя симметрия иногда допускается;
  5. Сочетание растительных и искусственных материалов;
  6. Применяются контрасты и противопоставления;
  7. В букете должно сохраняться пространство.

Букеты в таком стиле очень подходят для интерьерной аранжировки и различных концептуальных мероприятий.

Один из четких и понятных композиционных стилей – это массивный стиль, который также носит название стиль-форма. Исполнение данных композиций достаточно простое, но при этом трудоемкое. Формы букетов понятны, например, конус, сердце или шар, главное определиться с техникой исполнения.

Для сборки массивных букетов можно использовать различные техники, такие как расположение на основе, приклеивание, плетение, параллельная или спиральная сборка и другие.

Кроме этого при использовании стиля-формы рекомендуется следующее:

  1. Желательно использовать не более 3-х видов материала;
  2. Композиция не нуждается в центре, поэтому букет необходимо заполнять плотно;
  3. При сборке необходимо держаться строго выбранной формы;
  4. Если букет предполагает основу, например, вазу, то она должна композиционно сочетаться с букетом.

Стоит дополнительно отметить, что развитие стилей не стоит на месте и современные флористические школы в последнее время стремятся выделить новые направления, одним из которых в ближайшее время, возможно станет транспарентный стиль.

Классификация по назначению

По назначению в качестве подарка различают следующие виды цветочных букетов:

Пожалуй, самые распространенные цветочные композиции – это букеты, созданные для прекрасных дам. И неважно, сколько лет этой даме 10 или 50, каждой девочке, девушке или женщине всегда приятно получить такой подарок.

Женские букеты воплощают полет фантазии любого флориста, ведь в их составлении применяются как разнородные материалы, в том числе и необычные, так и различные формы составления, а также тенденции.

Тем не менее, несмотря на такое разнообразие женских букетов можно выделить некоторые важные вещи, которые стоит учитывать при их составлении:

  1. Женский возраст – молодым девушкам предпочтительнее дарить цветы пастельных тонов с нежными бутонами, молодым женщинам подходят более сочные и яркие оттенки, в пожилом возрасте больше подойдет умеренная цветовая гамма, где допускаются яркие акценты;
  2. Степень родства и близости – этот фактор один из самых важных. Цветы могут быть предназначены маме, жене, любимой в одном случае, или знакомой, подруге, коллеге в другом случае.В первом варианте букет создается с особой заботой и нежностью, поэтому и цветы подбираются такие, которые передадут все важные чувства и отношение. Во втором случае лучше остановится на классических вариантах букетов с широко известными цветами, среди которых самый распространенный вариант – розы;
  3. Предпочтения женщины – вне зависимости от всех правил, каждая женщина любит цветы определенных оттенков, для одной – это желтый, для другой – это сиреневый, для третьей – алый. Тоже самое касается и формы композиции. Поэтому флористу важно знать об этом, чтобы подобрать цветы нужного оттенка и сделать букет намного приятнее.

Мужчины наравне с женщинами могут получать в качестве подарка цветочный букет. Но флористическая композиция, преподносимая сильному представителю человечества, будет разительно не похожа на прочие.

Мужской букет цветов отличают такие характерные черты, как:

  1. Отсутствие нежных расцветок, предпочтение отдается ярким, насыщенным тонам, например, алым, синим и фиолетовым;
  2. Использование не пахнущих и не пачкающих одежду цветов;
  3. Применение вытянутой формы сборки, пирамидальной или треугольной, и никаких круглых или шарообразных вариантов;
  4. Лаконичная фактурная упаковка.

В связи с этим для оформления мужской композиции подходят далеко не все цветы. Стильно будут смотреться такие растения как альстромерии, герберы, каллы, ирисы и длинные сорта роз. А хорошим дополнением к ним будет бамбук и остролистная зелень.

Также допускается добавление в композицию красивых бутылок с алкоголем, кофе и различными подарочными аксессуарами.

Детские букеты выполняют в виде мини композиций. Самыми распространенными видами здесь выступают маленькие букетики, букеты-животные или игрушки, например, зайцы, мишки, куклы, машинки. Также большой популярностью пользуются букеты в виде мультипликационных героев.

Многие цветочные букеты оформляют в виде композиций в корзинке, коробке или сумочке с добавлением конфет или киндер-сюрпризов.

Но самое главное при составлении таких букетов помнить, что они предназначены для детей, поэтому можно выделить следующие моменты, которые важно учитывать при сборке:

  1. Дети любят яркие цвета;
  2. Цветы не должны сильно пахнуть, чтобы не вызвать аллергию;
  3. Дети любят игрушки и сладкое;
  4. Букет не должен быть тяжелым;
  5. Используемые искусственные материалы должны быть безвредными.

Приступая к работе по созданию детского букета желательно вначале нарисовать эскиз, а затем воплощать рисунок в жизнь.

Классификация по мероприятиям

В жизни достаточно много мероприятий, но существует несколько особых, которые часто оформляют флористическими букетными композициями.

Изготовление свадебных букетов – это один из интереснейших творческих процессов для флористов, ведь свадьба – это невероятно впечатляющее мероприятие, в центре которого блистает одна важная персона – невеста.

И свадебный день – он особенный, когда любая невеста хочет выглядеть идеально. А подчеркнуть эту идеальность поможет красивый букет в нежных руках.

Но стоит помнить, что сборка свадебного букета зависит от следующих факторов:

  1. Цвета свадебного мероприятия;
  2. Внешнего типажа невесты;
  3. Любимых цветов невесты;
  4. Форма букета подбирается исходя из фасона свадебного платья;
  5. Гармоничности образа невесты в целом.

Если букет будет плохо подобран и не будет учитывать эти важные факторы, то настроение невесты может испортиться, и все мероприятие в целом может пройти неудачно.

Для создания свадебных букетов флористы берут различные цветы, это и гортензии, и орхидеи, и хризантемы, и экзотические варианты. Но самый популярный среди всех – это, несомненно, роза.

Более миллиона раз этот цветок с прекрасным названием добавляли в композицию. Роза прекрасно смотрится как в моно-, так и в мульти-букете. Поэтому, выбрав розу в качестве основы свадебного букета, флорист никогда не ошибется.

Новый год – это яркий праздник, который связан со снежной зимой, волшебным настроением и подарками под елкой. И новогодние композиции передают дух этого праздника в полной мере.

Новогодние букеты флористы создают не только для дарения, но и как элементы для декорирования интерьеров квартир, домов и офисов.

При составлении этих зимних букетов в качестве основных материалов применяют хвойные ветки как натуральные, так и искусственные. Украшают их свечами, шишками, елочными игрушками и шарами, конфетами и леденцами, лентами и мишурой.

В составе композиций присутствуют также некоторые цветы и фрукты. Из цветов предпочтение традиционно отдается амариллисам, гвоздикам, герберам, розам красных расцветок и рождественскому цветку – пуансеттии. Из фруктов – цитрусовым, в основном апельсинам и мандаринам.

Массивные новогодние композиции собирают в крупных корзинах и дополняют их наравне с праздничными элементами конфетными коробками, бутылками с алкоголем, например, мартини или шампанским. В такие букеты также добавляют интересную флористическую зелень, среди которой более всего популярен гиперикум.

Мастера флористики оформляют и другие разновидности новогодних букетов, содержание которых букет зависеть только от личных пожеланий и предпочтений.


Юбилей отображает важную веху в жизни и выражается в круглой дате жизни человека или важного мероприятия, связанного с каким-либо событием.

Букет для такого события должен быть оригинальным и роскошным, и символизировать широкую гамму чувств, включая любовь и уважение.

Если юбилей связан с днем рождения, то учитываются личные предпочтения одариваемого именинника или именинницы. Но при отсутствии предпочтений для женщин выбирают цветы красных, белых и желтых оттенков, такие как орхидеи, розы, хризантемы и эустомы. Для мужчин подбирают голубые и синие, красные и оранжевые оттенки.

Если празднование связано со значимой жизненной датой, то композиции выполняют в оригинальной форме, наиболее подходящими среди которых будут букет-сердце, букет-корабль, цветы в шляпной коробке.

Многие компании для создания уютной атмосферы работы сотрудников, корпоративных праздников или для подготовки встречи с партнерами украшают цветочными букетами свои офисы.

Цветочные композиции в офисах можно увидеть на конференциях и семинарах, круглых столах, презентациях и переговорах.

Для обычных офисных мероприятий и при общении с партнерами предпочтение отдается букетам в строгих и простых пропорциях небольших объемов. Такие букеты собирают с использованием флористической губки и устанавливают в небольшие корзинки, деревянные постаменты или стеклянную тару. Гамма таких букетов бывает монотонной или с небольшими яркими акцентами.

Для праздничных корпоративных мероприятий композиции подбираются красочные и нарядные. Их расставляют на видных местах, украшают столы и важные зоны. Предпочтение отдается растениям с крупными цветами, таким как антуриум, каллы, розы и крупные хризантемы.

Еще одной интересной классификацией будет группировка букетов по странам.

Классификация по странам

Флористика как искусство формировалась долгое время. В каждой стране были свои особенности формирования букетов, благодаря которым можно было отличить, например, голландский букет с тюльпанами от английского букета с розами.

Со временем границы стерлись, так появились, к примеру, американские и евробукеты. Но отличительные особенности букетов у некоторых стран остались.

Поэтому согласно истории флористики выделяют следующую классификацию по странам:

Старые английские традиции отображаются не только в стиле жизни англичан, но в цветочных композициях.

Особыми условиями при составлении классических букетов становятся:

  1. Отсутствие нераскрытых бутонов;
  2. Круглая или треугольная форма, изредка форма веера;
  3. Сборка букетов только из цветов без добавления различных элементов для украшения;
  4. Использование полевых и садовых цветов, среди которых особой популярностью пользуются анютины глазки, кустовые гвоздики, лаванда, пионы, примулы и розы;
  5. Симметричное расположение цветов;
  6. Неконтрастная цветовая гамма.

Букеты стиля английский модерн отличаются от классических викторианских отступлением от перечисленных правил:

  1. Допускается некая асимметрия;
  2. Используется небольшое количество цветов, которые окружают ветками, зеленью или листьями;
  3. Возможны цветовые контрасты и необычные сочетания.

Помимо этого именно в Англии появились первые букеты из засушенных цветов и листьев, законсервированных в специальной технике.


Бидермейер
– букет, происхождение которого восходит к немецким корням. Он появился пару веков назад, но быстро набрал популярность. Изначально это был небольшой симметрично собранный пышный букетик с тщательно подобранной цветовой гаммой.

Немного позже букет трансформировался и на сегодняшний день его основные черты следующие:

  1. Округлая контурно-замкнутая форма сборки;
  2. Цветовая укладка по слоям с направлением сверху вниз;
  3. В бидермейерской композиции применяется плотная укладка цветочных головок друг к другу;
  4. Добавление как живых, так и засушенных цветов;
  5. В качестве аранжировки к бидермейеру аккуратно применяют искусственные материалы, такие как кружева и ленты, легкие ткани и сизаль.

Помимо искусственного обрамления используют и зелень, среди которой популярны аспарагус, мята, папоротник и эвкалипт.

Особый шарм, присущий французскому букету, несомненно, исходит из его аромата. Ведь французы, как никто другой, знают, что букет может привлечь к себе внимание не только внешним очарованием, но и своим ароматическим содержанием.

Поэтому основные особенности французского букета заключены в следующем:

  1. Использование душистых растений и цветов, таких, к примеру, как гардения, жасмин или лилия. Особенно ароматным считается маленький букетик из пряной зелени, получивший название Гарни;
  2. Пирамидальная форма композиции;
  3. Большое количество цветов в букете контрастных расцветок;
  4. Аранжировки букетов в старинном стиле, например, таком как Помпадур;
  5. Применение постаментов под композиции, например, вазонов, вазочек, чашек, кубков, кувшинов.

Страна Япония во многих своих традициях поистине уникальна. Ее восточный дух отражается во всем, к чему прикасаются японцы, в том числе и к флористическим букетам.

Именно поэтому японский букет выглядит как произведение искусства. И это искусство носит название икебана, по-японски звучащее как «живые цветы».

Японский стиль составления букетов передает естественное течение жизни в природе, отображая различные времена года. И при кажущейся простоте композиций, сделать их не так уж и просто.

Традиционно икебана создается согласно определенным правилам, и каждый букет должен быть не только гармоничным и пропорциональным, но и передавать движение. А для этого композициям придается определенный объем, асимметрия и лиричность настроения автора, которая также зависит от времени года.

Так весной для выражения экспрессии и возрождения жизни японские флористы используют вытянутые цветущие растения и зелень с длинными стеблями.

Для цветущего лета составляются объемные композиции, состоящие из широких листьев, ярких и пышных цветов.

Осенью, которая приносит с собой ностальгию и воспоминания, букеты становятся более изысканными. Цветы мастера выбирают более приглушенных тонов, и их сочетают с сухоцветами, ветвями деревьев и засохшими листьями.

И, наконец, зимой во время сна природы, в японских букетах отображается спокойствие и умиротворение, а иногда и некая мрачность и ледяное дыхание. В составлении букетов предпочтение отдается в большей мере не цветам, а хвойным и ягодным ветвям.

Существуют и другие менее распространенные классификации букетов, но по представленным классификациям можно подобрать большое количество мастер-классов.

Мастер-классы по составлению букетов

В интернете можно найти изобилие уроков по составлению букетов из различных классификаций.

В различных мастер-классах флористы пошагово показывают, как правильно собирать цветочные композиции. Наиболее информативные из них – это видео-уроки.

Поэтому заглянем в некоторые интересные видео для обучения флористике:

Считается самым сложным. Для того, чтобы успешно создавать композиции в этом стиле, флорист должен обращать внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений, что особенно важно при работе с горшечными. Можно использовать камни, коряги, шишки, ветки, мох, ягоды и прочие природные материалы.
Композиция может иметь одну или несколько точек роста.
Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть естественно, так, как они растут в природе.
Особенно хорошо в этом стиле выглядят весенние композиции для передачи пробуждения Природы.
Посуда неглубокая, невзрачная, оттенков земли или зелени, не должна привлекать внимание к себе.
Композиции вегетативного стиля напоминают кусочек природы, где могут быть использованы камни, ветки, мох... Имеют одну или несколько точек роста.

Создаются в следующих техниках постановки материала:

  • свободная
  • параллельная
  • радиальная
Букеты вегетативного стиля скорее будет напоминать охапку полевых цветов, с травами, злаками... Техника постановки материала:
  • параллельная
  • спиральная
  • на портбукетницу (очень редко)
Основные характеристики стиля - учет факторов:
  • Растительное сообщество
  • Физиология растений
  • Форма
  • Направление движения
  • Структура
  • Асимметрия или симметрия
  • Пропорции
  • Ступенчатость
  • Группировка
  • Окружающая среда
  • Количество точек роста
  • Свободное пространство
  • Примеры в природе
  • Цвет и форма в природе
  • Время года
Можно учитывать несколько факторов, но не все.