Земля!.. Отдохнуть бы от плена,
На вольном побыть сквозняке...
Но стынут над стонами стены,
Тяжелая дверь — на замке.

О, небо с душою крылатой!
Я столько бы отдал за взмах!..
Но тело на дне каземата
И пленные руки — в цепях.

Как плещет дождями свобода
В счастливые лица цветов!
Но гаснет под каменным сводом
Дыханье слабеющих слов.

Я знаю — в объятиях света
Так сладостен миг бытия!
Но я умираю...И это

Последняя песня моя.

Одиннадцать смертников

25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плётцензее по обвинению в измене казнили 11 членов легиона «Идель-Урал» — подразделения, созданного гитлеровцами из советских военнопленных, прежде всего, татар.

Одиннадцать приговоренных к смерти были активом подпольной антифашистской организации, сумевшей разложить легион изнутри и сорвать немецкие планы.

Процедура казни на гильотине в Германии была отлажена до автоматизма — на то, чтобы обезглавить «преступников», у палачей ушло около получаса. Экзекуторы скрупулезно фиксировали очередность приведения приговоров в исполнение и даже время смерти каждого человека.

Пятым, в 12:18, расстался с жизнью писатель Муса Гумеров . Под этим именем погиб Муса Мустафович Залилов, он же Муса Джалиль, поэт, главные стихи которого стали известны миру спустя полтора десятилетия после его гибели.

В начале было «Счастье»

Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской губернии, в семье крестьянина Мустафы Залилова.

Муса Джалиль в молодости. Фото: Commons.wikimedia.org

Муса был шестым ребенком в семье. «Учиться я пошел сначала в деревенский мектеб (школу), а после переезда в город ходил в начальные классы медресе (духовной школы) „Хусаиния“. Когда родные уехали в деревню, я остался в пансионате медресе», — писал Джалиль в своей автобиографии. — «В эти годы „Хусаиния“ была уже далеко не прежняя. Октябрьская революция, борьба за Советскую власть, ее укрепление сильно повлияли на медресе. Внутри „Хусаинии“ обостряется борьба между детьми баев, мулл, националистами, защитниками религии и сыновьями бедняков, революционно мыслящей молодежью. Я всегда стоял на стороне последних и весной 1919 года записался в только что возникшую оренбургскую комсомольскую организацию, боролся за распространение в медресе влияния комсомола».

Но еще до того, как Муса увлекся революционными идеями, в его жизнь вошла поэзия. Первые стихи, которые не сохранились, он написал в 1916 году. А в 1919 году, в газете «Кызыл Йолдыз» («Красная звезда»), которая выходила в Оренбурге, было опубликовано первое стихотворение Джалиля, которое называлось «Счастье». С тех пор стихи Мусы стали публиковаться регулярно.

«Кого-то из нас недосчитаются»

После Гражданской войны Муса Джалиль окончил рабфак, занимался комсомольской работой, а в 1927 году поступил на литературное отделение этнологического факультета МГУ. После его реорганизации он окончил в 1931 году литературный факультет МГУ.

Однокурсники Джалиля, тогда еще Мусы Залилова, отмечали, что в начале обучения он не слишком хорошо говорил по-русски, но учился с большим старанием.

После окончания литературного факультета Джалиль был редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ, затем завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве.

В 1939 году Джалиль с семьей переехал в Казань, где занял должность ответственного секретаря Союза писателей Татарской АССР.

22 июня 1941 года Муса с семьей собирался на дачу друга. На вокзале его и настигло известие о начале войны.

Поездку не отменили, но беззаботные дачные беседы сменились разговорами о том, что всех ждет впереди.

— После войны кого-то из нас недосчитаются..., — сказал Джалиль друзьям.

Пропавший без вести

Уже на следующий день он отправился в военкомат с просьбой отправить его на фронт, но там отказали и предложили дождаться, когда придет повестка. Ожидание не затянулось — призвали Джалиля 13 июля, первоначально определив в артиллерийский полк конным разведчиком.

РИА Новости

В это время в Казани состоялась премьера оперы «Алтынчеч», либретто к которой написал Муса Джалиль. Писателя отпустили в увольнение, и он пришел в театр в военной форме. После этого командование части узнало, что за боец у них служит.

Джалиля хотели демобилизовать или оставить в тылу, но сам он воспротивился попыткам его уберечь: «Мое место — среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов».

В итоге в начале 1942 года Муса Джалиль отправился на Ленинградский фронт в качестве сотрудника фронтовой газеты «Отвага». Он много времени проводил на передовой, собирая необходимый для публикаций материал, а также выполняя поручения командования.

Весной 1942 года старший политрук Муса Джалиль оказался в числе попавших в гитлеровское окружение бойцов и командиров Второй Ударной армии. 26 июня он был ранен и захвачен в плен.

О том, как это произошло, можно узнать из сохранившегося стихотворения Мусы Джалиля, одного из написанных в плену:

«Что делать?
Отказался от слова друг-пистолет.
Враг мне сковал полумертвые руки,
Пыль занесла мой кровавый след».

По всей видимости, поэт не собирался сдаваться в плен, но судьба решила иначе.

На родине на долгие годы за ним закрепился статус «пропал без вести».

Легион «Идель-Урал»

Со званием политрука Муса Джалиль мог быть расстрелян в первые дни пребывания в лагере. Однако никто из товарищей по несчастью его не выдал.

В лагере для военнопленных были разные люди — кто-то пал духом, сломался, а кто-то горел желанием продолжать борьбу. Из числа таких и сформировался подпольный антифашистский комитет, членом которого стал Муса Джалиль.

Провал блицкрига и начало затяжной войны заставили гитлеровцев пересмотреть свою стратегию. Если раньше они полагались только на свои силы, то теперь решили разыграть «национальную карту», пытаясь привлечь к сотрудничеству представителей различных народов. В августе 1942 года был подписан приказ о создании легиона «Идель-Урал». Его планировалось создать из числа советских военнопленных-представителей народов Поволжья, в первую очередь татар.

Муса Джалиль с дочерью Чулпан. Фото: Commons.wikimedia.org

Гитлеровцы рассчитывали при помощи татарских политэмигрантов времен Гражданской войны воспитать из бывших военнопленных убежденных противников большевиков и евреев.

Кандидатов в легионеры отделяли от других военнопленных, освобождали от тяжелой работы, лучше кормили, лечили.

Среди подпольщиков шло обсуждение — как относиться к происходящему? Предлагалось бойкотировать приглашение поступить на службу немцам, но большинство высказалось за другую идею — поступить в легион, чтобы, получив от гитлеровцев вооружение и снаряжение, подготовить восстание внутри «Идель-Урала».

Так Муса Джалиль и его товарищи «встали на путь борьбы с большевизмом».

Подполье в сердце Третьего Рейха

Эта была смертельно опасная игра. «Писатель Гумеров» сумел заслужить доверие у новых руководителей и получил право заниматься культурно-просветительской работой среди легионеров, а также издавать газету легиона. Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации.

Эффективность подпольщиков была невероятной. Легион «Идель-Урал» так и не стал полноценной боевой единицей. Его батальоны поднимали восстания и уходили к партизанам, легионеры группами и поодиночке дезертировали, пытаясь добраться до расположения частей Красной Армии. Там, где гитлеровцам удалось не допустить прямого мятежа, дела шли также неважно — немецкие командиры докладывали, что бойцы легиона не в состоянии вести боевые действия. В итоге легионеров с Восточного фронта перебрасывали на Запад, где они тоже себя толком не проявили.

Однако гестапо тоже не дремало. Подпольщиков вычислили, и в августе 1943 года все руководители подпольной организации, включая Мусу Джалиля, были арестованы. Это произошло всего за несколько дней до начала общего восстания легиона «Идель-Урал».

Стихи из фашистских застенков

Подпольщиков отправили в застенки берлинской тюрьмы Моабит. Допрашивали с пристрастием, используя все мыслимые и немыслимые виды пыток. Избитых и изувеченных людей иногда вывозили в Берлин, останавливаясь в людных местах. Заключенным показывали кусочек мирной жизни, а затем возвращали в тюрьму, где следователь предлагал выдать всех соучастников, обещая в обмен жизнь, подобную той, что течет на берлинских улицах.

Очень трудно было не сломаться. Каждый искал свои способы для того, чтобы держаться. Для Мусы Джалиля этим способом стало написание стихов.

Советским военнопленным не полагалась бумага для писем, но Джалилю помогли заключенные из других стран, сидевшие вместе с ним. Еще он отрывал чистые поля у газет, которые разрешались в тюрьме, и сшивал из них маленькие блокноты. В них он и записывал свои произведения.

Следователь, ведший дело подпольщиков, на одном из допросов честно сказал Джалилю, что того, что они сделали, хватит на 10 смертных приговоров, и лучшее, на что он может надеяться — расстрел. Но, скорее всего, их ждет гильотина.

Репродукция обложки «Второй Маобитской тетради» поэта Мусы Джалиля, переданной в советское посольство бельгийцем Андре Тиммермансом. Фото: РИА Новости

Приговор подпольщикам был вынесен в феврале 1944 года, и с этого момента каждый день мог стать для них последним.

«Умру я стоя, не прося прощенья»

Те, кто знал Мусу Джалиля, говорили, что он был очень жизнелюбивым человеком. Но больше, чем неизбежная казнь, в заключении его тревожила мысль о том, что на родине не узнают, что с ним стало, не узнают, что он не был предателем.

Свои блокноты, написанные в Моабите, он передал товарищам по заключению, тем, кому не грозила смертная казнь.

25 августа 1944 года подпольщики Муса Джалиль, Гайнан Курмашев , Абдулла Алиш , Фуат Сайфульмулюков , Фуат Булатов , Гариф Шабаев , Ахмет Симаев , Абдулла Батталов , Зиннат Хасанов , Ахат Атнашев и Салим Бухалов были казнены в тюрьме Плётцензее. Немцы, присутствовавшие в тюрьме и видевшие их в последние минуты жизни, рассказывали, что держались они с удивительным достоинством. Помощник надзирателя Пауль Дюррхауер рассказывал: «Мне еще не приходилось видеть, чтобы люди шли на место казни с гордо поднятой головой и пели при этом какую-то песню».

Нет, врешь, пaлaч, не встaну нa колени,
Хоть брось в зaстенки, хоть продaй в рaбы!
Умру я стоя, не прося прощенья,
Хоть голову мне топором руби!
Мне жaль, что я тех, кто с тобою сроден,
Не тысячу — лишь сотню истребил.
Зa это бы у своего нaродa
Прощенья нa коленях я просил.
Изменник или герой?

Опасения Мусы Джалиля о том, что будут говорить о нем на родине, оправдались. В 1946 году Министерство госбезопасности СССР завело на него розыскное дело. Он обвинялся в измене родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников.

Основанием для подозрений стали немецкие документы, из которых следовало, что «писатель Гумеров» добровольно поступил на службу к немцам, вступив в состав легиона «Идель-Урал».

Муса Джалиль. Памятник в Казани. Фото: Commons.wikimedia.org / Liza vetta

Произведения Мусы Джалиля запретили публиковать в СССР, жену поэта вызывали на допросы. Компетентные органы предполагали, что он может находиться на территории Германии, оккупированной западными союзниками, и вести антисоветскую деятельность.

Но еще в 1945 году в Берлине советскими солдатами была обнаружена записка Мусы Джалиля, в которой он рассказывал о том, что вместе с товарищами приговорен к смерти как подпольщик, и просил сообщить об этом родным. Кружным путем, через писателя Александра Фадеева , эта записка дошла до семьи Джалиля. Но подозрения в измене с него сняты не были.

В 1947 году из советского консульства в Брюсселе в СССР прислали блокнот со стихами. Это были стихи Мусы Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме. Блокнот вынес из тюрьмы сосед поэта по камере, бельгиец Андре Тиммерманс . Еще несколько блокнотов передали бывшие советские военнопленные, входившие в легион «Идель-Урал». Одни блокноты сохранились, другие затем исчезли в архивах спецслужб.

Символ стойкости

В итоге два блокнота, содержавшие 93 стихотворения, попали в руки поэту Константину Симонову . Он организовал перевод стихов с татарского на русский, объединив их в сборник «Моабитская тетрадь».

В 1953 году по инициативе Симонова в центральной печати вышла статья о Мусе Джалиле, в которой с него снимались все обвинения в измене родине. Были опубликованы и некоторые стихотворения, написанные поэтом в тюрьме.

Вскоре «Моабитская тетрадь» была издана отдельной книгой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Залилову Мусе Мустафовичу (Мусе Джалилю) присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В 1957 году Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия за цикл стихов «Моабитская тетрадь».

Стихи Мусы Джалиля, переведенные на 60 языков мира, считаются примером великого мужества и стойкости перед чудовищем, имя которому нацизм. «Моабитская тетрадь» стала в один ряд с «Репортажем с петлей на шее» чехословацкого писателя и журналиста Юлиуса Фучика , который, как и Джалиль, написал свое главное произведение в гитлеровских застенках в ожидании казни.

Не хмурься, друг, мы только искры жизни,
Мы звездочки, летящие во мгле...
Погаснем мы, но светлый день Отчизны
Взойдет на нашей солнечной земле.

И мужество, и верность — рядом с нами,
И всё — чем наша молодость сильна...
Ну что ж, мой друг, не робкими сердцами
Мы встретим смерть. Она нам не страшна.

Нет, без следа ничто не исчезает,
Не вечен мрак за стенами тюрьмы.
И юные — когда-нибудь — узнают,
Как жили мы И умирали мы!

Легендарная жизнь и мужественная смерть Муса Джалиль.
Легендарный поэт Муса Джалиль является поистине выдающимся, талантливым писателем, известным по всей России. Его творчество является базой для современной молодежи, воспитывающейся на основах патриотизма.
Муса Мустафович Залилов (известен как Муса Джалиль) родился второго февраля 1906 года в небольшой деревне Мустафино, в Оренбургской области в бедной семье Мустафы и Рахимы Залиловых. Муса был шестым ребенком в многодетной семье Залиловых, поэтому тяга к труду и уважению к старшему поколению у него проявлялась с ранних лет. Тогда же и проявилась любовь к учебе. Он очень старательно учился, любил поэзию и с необычной красотой выражал свои мысли. Родителями было решено отдать молодого поэта в медресе «Хусаиния» в городе Оренбург. Там талант Мусы Джалиля раскрылся окончательно. Он с легкостью изучал все предметы в медресе, но особо легко ему давались литература, рисование, пение.
В свои тринадцать лет Муса вступает в комсомол, а после того, как заканчивается гражданская война, он создает множество пионерских отрядов, в которых с легкостью пропагандирует идейность пионерии через свои стихотворения. Чуть позже Муса Джалиль становится членом в Бюро Татаро-Башкирской секции Центрального Комитета ВЛКСМ, после чего ему выпадает уникальная возможность отправиться в Москву и поступать в Московский Государственный Университет. В 1927 году Муса Джалиль поступает на этнологический факультет МГУ (далее писательского факультета), попадая на литературное отделение. На протяжении всего обучения Муса пишет очень интересные стихи, участвует в поэтических вечерах, а в 1931 поэт заканчивает университет. После окончания университета Джалиля работает редактором журнала на татарском языке для детей.
В 1932 году Джалиль перебирается в город Серов и работает там над множеством новых произведений, по их мотивам пишутся оперы знаменитого композитора Жиганова. Среди таких оперы «Алтын Чэч» и «Ильдар».
Через некоторое время Муса Джалиль снова возвращается в Москву, где связывает свою жизнь с газетой «Коммунист». Так начинается военный период его творчества, непременно связанный с Великой Отечественной войной. В первый полугодовой период его нахождения в рядах армии, поэта направляют в город Мензелинск, где он получает звание старшего политрука и с легкостью вступает на активную линию Ленинградского фронта, а после и Волховского фронта. Среди вооруженных наступлений, обстрелов и героических поступков, поэт параллельно собирает материалы для газеты «Отвага». В 1942 году, вблизи деревни Мясной Бор, Мусу Джалиля ранят, и он попадает в плен противника. Там, несмотря на тяжелое положение, ужасное отношение к людям со стороны врага, издевательств, татарский поэт находит в себе силы сохранить свои патриотические принципы. В лагере немцев поэт придумает себе подставное имя – Муса Гумеров, обманывая тем самым врага. Но обмануть поклонников ему не удается, даже на вражеской территории, в лагере фашистов, его узнают. Муса Джалиль был заключен в Моабите, Шпандау, Плетцензее, а в Польше вблизи города Радом. В лагере около города Радом поэт решается организовать подпольную организацию против врага, пропагандирует победу советского народа, пишет стихи по этой тематике и краткие лозунги. А потом было организовано бегство из лагеря врага.
Фашисты предлагали план для пленных, немцы надеялись, что народы, проживающие в Поволжье, восстанут против советской власти. Рассчитывалось, что татарская нация, башкирская нация, мордовская нация, чувашская нация сформируют националистический отряд «Идель-Урал» и сформируют волну негатива против советской власти. Муса Джалиль согласился на такую авантюру, с целью обмануть фашистов. Джалиль создал специализированный подпольный отряд, который в дальнейшем пошел против немцев. После такого расклада фашисты отказались от этой неудачной идеи. Роковыми оказались месяцы, проведенные татарским поэтом в Концлагере Шпандау. Кто-то доложил о том, что готовится побег из лагеря, в котором Муса был организатором. Его закрыли в одиночную камеру, долго мучили, пытали, а далее приговорили к смертной казни. 25 августа 1944 года в Плетцензее был убит по приговору известный татарский поэт.
Большую роль в творчестве Мусы Джалиля сыграл известный поэт Константин Симонов. Он выпустил и перевел стихи Джалиля, которые были написаны в «Моабитской тетради». Перед своей смертью Джалиль успел передать рукописи сокамернику Бельгиенцу Андре Тиммермансу, тот по своему освобождению из лагеря передал тетрадь консулу, и ее доставили на родину татарского поэта. В 1953 году были впервые выпущены эти стихи на татарском языке, а спустя пару лет – на русском. На сегодняшний день Муса Джалиль известен по всей России и далеко за ее пределами, его именем называют улицы, о нем снимают фильмы, его произведения любят и дети, и взрослые.

……………………………………………

8 Память………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………...

Приложение. Стихи…...………………………………………………………

Введение

Наш земляк Муса Джалиль прославил наш край своим творчеством и своим подвигом, который он совершил в годы Великой Отечественной войны, находясь в Моабитской тюрьме (Берлин) в плену у фашистов.

Цель данной работы – создать памятную книгу о жизни и творчестве Мусы Джалиля для школьной выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения поэта.

1 Детство Мусы Джалиля

Вьюжной февральской ночью1906 года в семье мелкого торговца Мустафы Залилова родился сын. Шестой ребенок. В честь новорожденного ребенка устроили праздник, пригласили многочисленную родню. Гости, скрестив ноги, сидели на полу. Они принесли с собой подарки: кто черную бархатную тюбетейку, кто яркую ситцевую рубашонку, кто мотки пряжи, а родители матери Рахимы-апы принесли по обычаю тугой тяжелый сверток отбеленного холста – чтобы жизненный путь новорожденного был долгим и светлым. Наконец, пришел мулла. Все встали. Муллу встретили у порога, помогли снять тяжелую шубу.

Мулла поднес ладони к лицу, и нараспев, полуприкрыв глаза, начал читать молитву. Все притихли. Когда мулла закончил молитву, ему подали туго спеленатого ребенка. Мулла поднял его на вытянутых руках и произнес: “На челе младенца вижу печать мудрости. А потому нарекаю его именем Муса. А имя сие идет от пророка Моисея, мудрейшего из мудрых”.

В бескрайних оренбургских степях затерялась небольшая деревушка Мустафино. Это родина Мусы. Здесь прошло его детство. Детство всех деревенских ребятишек было одинаковым. Зимой катались на салазках с ледяных горок. Когда наступали теплые солнечные дни, ребята играли в бабки, ходили в поход, разжигали костры и пекли картошки. Играли в салки, в прятки, лазили по деревьям. Больше всего Муса любил рыбачить. Река Неть – это любимое место для прогулок. Муса, как и все ребята, собирал весной дикий лук и чеснок, лакомился спелой вишней, пас за речкой телят и гусей, ездил с родителями на сенокос.


Отец Мусы Мустафа Залилов был человеком добрым, мягким. По рассказам односельчан, он был невысокого роста, рыжеватый, несколько суетливый. Его все уважали как человека незлобивого, сметливого и по-крестьянски мудрого.

На фото мать Мусы Джалиля, Рахима. Она была требовательной к детям, не баловала и не потакала их слабостям. То и дело мать повторяла: “Настоящий человек лишь тот, кто в первую очередь думает о других, а не о себе”. Она была по-своему одаренной, талантливой, хотя всю жизнь оставалась неграмотной. В девичестве она была первой певуньей на селе, знала много народных песен. В самые трудные дни в Оренбурге, когда в доме не было ни куска хлеба, ни капли керосина, она собирала вокруг себя детей и пела им старинные татарские песни. Дети, слушая песни матери, хоть на какое-то время забывали о страшном чувстве голода.


Наступил незабываемый день, когда маленький Муса впервые переступил порог школы.

На фотографии – школа, где учился Муса. Учился он легко и с большим желанием. Почти все буквы алфавита были знакомы Мусе (их показал ему брат Ибрагим). Пока его одноклассники с трудом усваивали буквы, Муса уже свободно читал и писал. Он был очень любознательным.

Учитель разрешал ученикам задавать любые вопросы. Муса, пользуясь этим, так и сыпал вопросами: Почему небо синее, а трава зеленая? Почему у лошади четыре ноги, а у человека только две? Откуда берется гром?

Так Муса за один год усвоил программу всех четырех классов.

В 1913 году семья Залиловых переехала в Оренбург. Это были годы жестокой нужды и скитания по постоялым дворам.

Медресе – духовное учебное заведение, где учился Муса в Оренбурге. В школе была библиотека. Здесь Муса впервые прочитал сказки Пушкина.

Чтение было самым сильным и постоянным увлечением Мусы. Он так увлекся чтением, что решил завести собственную библиотеку. Денег на покупку книг не хватало. Поэтому он решил сделать их сам. Он сшил из тетрадных листов маленькие книжечки. В одну книжечку он записал легенду, услышанную от бабушки. В другую записал сказку, которую сочинил сам. В третью и четвертую книжечки – частушки и народные песни.

Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжечки, собирался дальше писать. Но однажды, когда Мусы не было дома, младшая сестра Хадича раскапризничалась. А матери было некогда. Чтобы как-то успокоить ее, мать дала ей яркие книжечки Мусы. Когда Муса вернулся домой, от книжек остались одни клочки…

Стихи Муса начал писать с девяти лет. Он писал и на уроках, и дома вечерами до поздней ночи. Иногда мать вставала и, отругав сына, гасила лампу. Она жалела керосин, жалела бумагу, но больше всего жалела его самого, боялась, что он испортит глаза. Но на следующий день все повторялось сначала.

Способный мальчик стал писать стихи про гусей и бабочек, про речку Неть он хотел стать таким же поэтом, как Тукай подписывая свои первые стихи - Маленький Муса (Кечкенэ Муса). Поскольку он очень любил свое Мустафино, чистый воздух знакомых и любимых с детства мест, краски увядающего осеннего и пробуждающегося весеннего леса, утренний туман над полями, красочные закаты над рекой – это будет давать ему вдохновение всю жизнь.

Позже, многие его стихи для детей будут посвящены деревенской жизни, животным, природе родной земли. Такие стихи для самых маленьких, как «Петушок», «Кукушка», «Вороватый котенок», «Шакир и Гали», «Мой пес» и многие другие.

Летом 1913 года Мустафа-абзый распродает хозяйство и перевозит свою многочисленную семью в Оренбург. В городе им удалось поселиться в подвале медресе, рядом с которым находилась библиотека «Белек» (Знание). Вот где теперь постоянно будет проводить все свое свободное время семилетний Муса. Вскоре он поступает на дальнейшее обучение в медресе «Хусаиния». В этом учебном заведении основной дисциплиной была, конечно, теология, но кроме этого давали и светское образование. Детей учили литературе, рисованию и пению. Учеба в медресе много дала маленькому поэту, здесь он продолжил развивать свой талант. Годы учебы, конечно, не были легкими, но Муса научился добывать знания. Хорошие способности и прилежность позволили ему поверить в себя и проявить свои лидерские наклонности. Например, он организовал в медресе для своих одноклассников выпуск газеты, и сам редактировал ее и издавал, где и появился в первый раз его псевдоним - Муса Джалиль.

Кроме поэзии и литературы, он увлекался музыкой и хорошо овладел игрой на мандолине.

2 Юность поэта

В начале 1917 года Муса создает стихотворение, в котором говорится о Мировой войне, как о бессмысленном кровавом побоище, уносящем тысячами молодые человеческие жизни. Он посылает его в татарскую газету «Вакыт» («Время»). Оно не было напечатано.

В 1917 году, в ноябре, когда Оренбург в течение двух лет переходит от одних военных властей к другим, в городе царит анархия и бандитизм. Освобождают город от бандитов и белогвардейцев только к 1919-му году. Ко второй половине 1919 года относятся первые поэтические опыты тринадцатилетнего Мусы. Его первые стихи, как и многих поэтов, были наполнены особым романтизмом. Одни названия чего стоят: «Красному знамени», «Красный праздник», «Красное войско». В первых стихах так много красного, что некоторые литературоведы начальный период окрестили «красным». Он характеризуется категоричностью, прямотой, энергией и сжатостью стиха. Чаще всего это страстные, заостренные, в публицистическом плане, призывы, например:

Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход!

Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

«Счастье», 1919 г.

Это одно из первых стихотворений «Счастье», имеющее взрослую тематику. В это опасное и богатое на события время Муса посещал шумные митинги и собрания, а потом, оттачивая свое мастерство писателя, рассказывал обо всем, что видел, в памфлетах и статьях классной самодельной газеты

В это время в окруженном Оренбурге создается первая организация коммунистического союза молодежи, впоследствии – комсомольцев. Муса записался, чтобы попасть на фронт Гражданской войны, но его не взяли, уж очень маленьким и худеньким он был в свои тринадцать.

Отец разоряется и за долги попадает в тюрьму, позже он неожиданно заболевает тифом и умирает. Мать, стараясь прокормить остальных детей, берется за самую черную и неблагодарную работу – убирает и стирает белье в чужих домах за копейки.

17 февраля 1920 года Муса вступил в комсомол. Сельским комсомольцам приходилось нести караульную службу, бороться со спекулянтами, порою задерживать вооруженных бандитов. Любое комсомольское поручение Муса выполнял охотно, с большой ответственностью.

Летом 1921 в Оренбургской области из-за засухи начинается голод, от которого умирают два брата Мусы Джалиля. Чтобы не обременять семью еще одним ртом, он уходит на улицу и пополняет толпу беспризорных голодных детей, наводнивших в то страшное время город и окрестности. В эти несколько месяцев, как пишет он в своем дневнике: «ел, что попало, ночевал, где придется, воровал».

Спас Мусу от голодной смерти на улице один из сотрудников газеты «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), в которой печатались самые первые, еще незрелые его стихи. Сотрудник газеты устроил Джалиля в Оренбургскую военно-партийную школу, а потом на базе медресе, где учился Муса, был создан Татарский институт народного образования, студентом какого и стал юноша.

После окончания Гражданской войны с 1922 года Муса живет в Казани, учится на рабфаке и активно работает в комсомольской организации, занимается самодеятельностью молодежи, пишет стихи, пьесы. Сам он говорил об этом периоде: «Меня вела… окрыляла вера в поэтическую силу». Многие его произведения этого периода посвящены юбилейным датам комсомольской организации и стали любимыми песнями татарских и башкирских комсомольцев. Джалиль организовывает музыкально-поэтические вечера, сам играет на мандолине и читает свои стихи.

Поэт активно действует в области создания первых детских организаций, в последствие названных пионерскими. Богатое переломными событиями время способствовало быстрому взрослению и созреванию будущего литератора. Путь к творческой зрелости Муса, как и многие другие, проходил несколько ступеней. Сам Джалиль не раз говорил, что на новую ступень в своем творчестве он перешел в 1924 году: «В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот». Ушел лишний пафос, более совершенной стала палитра художественных средств.

В этот период Муса пишет много детских стихов и пьес с новым идеологическим содержанием, потому что произведений для детских театров еще не было, а они были крайне нужны для пропаганды новой идеологи, в которую так искренне и горячо верил Муса Джалиль. Много ездит по стране по заданию комсомола, как инструктор. В 1925 работает в Комитете комсомола в Орске, в 1926 – в Оренбурге.

3

Джалиль вынужденно возвращается в Мустафино, где собирает молодежную организацию «Красный цветок», которая потом стала комсомольской ячейкой и выбрала Мусу членом комитета волостного РКСМ и делегатом губернской конференции комсомола.

В 1920-ом он опять возвращается и перерабатывает первоначальный вариант своего стихотворения «На войне» (1920 г.), обостряя степень обличительного пафоса и своего сочувствия массам народа, посылает его в газету «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), которая тогда была органом прессы большевиков Туркестанского фронта. Стихотворение было опубликовано под псевдонимом Маленький Джалиль, как и десяток подобных стихов-лозунгов, прокламаций, наполненных верой в победу, написанных Мусой, начиная с 1919 года.

До наших дней сохранилось несколько тетрадей со стихами, пьесами, рассказами, записями образцов народных сказок, песен и легенд, сделанными и сочиненными Мусой Джалилем с 1918 по 1921 годы. Конечно, большая их часть осталась не изданной, но, благодаря ним, можно получить картину творческого развития таланта Мусы. Первые же строки проникнуты стихийным демократизмом молодого автора. Он плоть от плоти сын своего народа, нахлебавшийся вдоволь унижений и горя, знающий цену трудовому куску хлеба. Он на своей шкуре ощутил высокомерие и ханжество богатых байских отпрысков по отношению к нему, сыну разорившегося торговца, только из милости взятого за казенный счет в медресе. Кому, как ни ему знать о нуждах и чаяниях людей, которым он искренне сочувствовал. Правда, его неокрепшее мастерство не дает пока возможности умело пользоваться художественными средствами, слишком прямолинейно и неуклюже высказывает свои мысли молодой

Жизнь моя для народа, все силы ему,

Я хочу, чтоб и песня служила ему.

За народ свой я голову, может, сложу

Собираюсь служить до могилы ему.

«Слово поэта свободы», 1920 г.

4

В 1927 году Муса Джалиль он избран членом бюро ЦК комсомола от Татаро-Башкирии и направлен в Москву. Он с легкостью поступает в МГУ на филологический факультет, где учится с 1927 по 1931 год. Стихи, которые он писал на татарском языке, переводились его товарищами-студентами и читались по-русски на студенческих литературных вечерах, неизменно пользуясь успехом, что послужило большим стимулом для совершенствования их художественной формы.

В Москве Мусе приходилось не только учиться, он продолжал вести активную комсомольскую и журналистскую деятельность. Его назначили редактором татарского идеологического издания «Кечкенэ иптэшлэр» (Младшие товарищи). А затем, уже в 1928 году он – член редколлегии журнального издания «Яшь эшче» (Молодой рабочий), а также «Ударниклар» (Ударник). Грамотных кадров молодой власти катастрофически не хватало, поэтому способный, творчески мыслящий, молодой татарский поэт был ценным комсомольским работником. С 1927 по 1928 год Муса руководил еще и интернациональным татарским кружком при клубе им. Х.Ямашева и литературным кружком при Центральной библиотеке для детей. Кроме этого, он писал тексты для детских песен, работая в паре с молодым татарским композитором Латыфом Хамиди, который тоже в это время учился в Москве. Все эти занятия требовали много сил и энергии, а еще нужно было и учиться! Времени на личную жизнь абсолютно не было.

В это время он успевает уделять внимание и своему творчеству. С 1924 по 1928 год Муса пишет поэму «Пройденные пути», стихи «О смерти», тема которых – дружба и интернационализм, и многие другие произведения. Распорядок его дня в этот активный период был сложным и насыщенным событиями. Муса, по своей старой крестьянской привычке, вставал очень рано, с восходом солнца, обтершись мокрым полотенцем, на ходу завтракал и убегал в редакцию. Приходил поздно вечером, и опять садился заниматься, готовиться к семинарам, читать и редактировать рукописи. С утра работал в редакции, потом – в типографии, учеба в университете и важные совещания в райкоме комсомола.

В середине тридцатых годов, после окончания университета Муса Джалиль занимал должность ответственного секретаря татарских писателей при Союзе писателей СССР. С 1935 года заведует литературной частью татарской оперной студии при Московской государственной консерватории. Студия была создана для обучения национальных кадров: певцов, дирижеров, композиторов. Он встает у истоков создания татарского национального оперного искусства.


У него семья, жена Амина и маленькая дочь Чулпан. Живут они в Москве в Столешниковом переулке, где теперь постоянно «толкутся» друзья: татарские писатели, поэты, композиторы, студийцы.

Начав работать в оперной студии, Муса начинает глубоко изучать основы музыкальной теории и историю музыки, работает над своим музыкальным развитием. Он регулярно ходит на оперные спектакли, слушает концерты в Большом и Малом зале консерватории. Переводит либретто русских опер на татарский язык, пишет оригинальные либретто на основе татарского фольклора.

Процесс учебы студийцев подходил к концу, национальной оперной труппе требовался соответствующий репертуар. Муса Джалиль не боялся брать на себя огромную ответственность по созданию либретто для первых татарских опер. Этот период его жизни был очень напряженным. Приходилось вести очень большую работу по изучению оперной драматургии, чтобы качественно подготовить либретто новой национальной оперы «Алтынчеч» (Золотоволосая), основанной на красивой старинной татарской легенде. Кроме этого, параллельно писались несколько либретто для опер композиторов-студийцев. Не оставлял он и своего творчества в области переводов. Переводил на татарский язык классические романсы, отдельные оперные арии, песни. Готовил репертуар для своих студийцев – будущих светил татарской оперной сцены.

В 1938 году Муса вместе с оперной студией покидает Москву и увозит семью в Казань, где начинает работать заведующим литературной частью Татарского оперного театра, что сегодня носит его гордое имя.

5 Предвоенное время

Председателем Союза писателей Татарской республики Мусу Джалиля выбирают в 1939 году, как и депутатом городского Совета. Дел хватало, кроме официальных депутатских обязанностей, дел в театре и в союзе писателей были еще и работы почти во всех литературных жанрах: тексты песен, материалы для нового романа о комсомоле, публицистика и пьесы.

За годы существования студии – с 1935 по 1938 год, были подготовлены к постановке два оперных спектакля «Фауст» Ш.Гуно и «Качкын» Н.Жиганова. Именно оперой «Качкын» и ознаменовалось открытие в Казани, в 1939 году Татарского государственного оперного театра. А 24 июня 1941 года в театре состоялась громкая премьера национальной оперы на татарском языке «Алтынчеч» (Золотоволосая), над либретто которой трудился несколько лет, еще со студии, Муса Джалиль. За основу он взял две народные сказки «Золотое перо», «Алтынчеч» и народный эпос «Джик мерген». Пригодились, выходит, Мусе бабушкины сказки.

Муса уже работал над либретто новой оперы «Рыбачка», о рыбаках Каспия.

Война прервала творческие планы поэта. В июле 1941 года он подал заявление в военкомат и пошел добровольцем в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком», как в шутку он называл свою рядовую должность. Но как только военное руководство узнало, что Муса Залилов – это тот самый автор знаменитой оперы «Алтынчеч», его хотели отправить в тыл или демобилизовать. Муса отказался и пошел служить политработником и военкором газеты «Отвага».

В течение первых месяцев войны поэт пишет эмоциональные стихи, призывающие хранить верность клятве воина, вошедшие в сборник «Клятва артиллериста» (1942 г.). Эта мысль в той или иной форме звучит во всех его стихах этого периода. В это же время был написан поэтический цикл «Против врага», призывающий всех людей доброй воли к борьбе против фашистских захватчиков.

6 Подвиг Мусы Джалиля

Наступил 1941 год. Когда немецко-фашистские захватчики зверски напали на нашу страну, Муса Джалиль ушел на фронт защищать родную землю от врагов.

Поэт сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах.

Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Ему хочется быть скорпионом, который в последнюю минуту убивает себя сам жалом, хочется быть орлом и разбиться о скалу. Но не исполняется и эта последняя надежда спасения: друг-пистолет отказался от последнего слова. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.

Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где формировался легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшейся Н. С. Бушмановым.

Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, предпринял малоудачную попытку поднять восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (ок. 500-600 чел.) покинула расположение части и присоединились к белорусским партизанам.

Личный состав остальных 6 батальонов легиона, при попытке использовать их в боевых действиях, также часто переходил на сторону РККА и партизан.

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. Ниже изображен допрос Мусы Джалиля .

За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

На фото памятная стена на месте тюрьмы в Берлине, где были казнены патриоты.

7

Несмотря на то, что з а участие в тайной политической организации среди пленных Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но они не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи.

Это “Моабитские тетради” Джалиля – последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.

Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалилем. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюсселе.

К Нигмату Терегулову, военнопленному узнику немецкой тюрьмы Маобит, попала тетрадь, которую ему передали, как человеку татарской национальности. Автор – Муса Джалиль, просил отдать ее Союзу писателей Татарии. Нигмат знал Мусу и очень уважал его, хотя лично они не были знакомы. Муса написал три тетради (хотя, может и больше) тремя шрифтами латинским, арабским и русским, они были отданы трем разным людям: татарам Нигмату Терегулову, Габбасу Шарипову и бельгийцу Андре Тиммермансу, узникам немецкой тюрьмы Моабит, как и он сам.

Нигмат вернулся домой и после проверки в СМЕРШ, оказался в родном доме, с семьей. Перед тем, как выполнить поручение, Нигмат посоветовался с родственниками, те попросили его не спешить передавать тетрадь. Ходили слухи, что против Мусы Джалиля возбуждено дело о предательстве Родины, будто он был на службе у фашистов.

Оба посланца, Нигмат Терегулов и Габбас Шарипов, за передачу тетради Мусы Джалиля были арестованы и брошены в советский лагерь. Тетрадь, которую переправлял Андре Тиммерманс, в 1953 году попала в руки Константина Симонова, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание. Немалую роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.

В 1956 году посмертно был удостоен званияГероя Советского Союза.

За цикл стихов «Моабитская тетрадь» в 1957 году Джалилю была посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства. В 1968 году о Мусе Джалиле был снят фильм «Моабитская тетрадь».

8 Память

Музей-квартира Мусы Джалиля находится в Казани по адресу: ул. М. Горького, д. 17 кв. 28. Здесь он жил в 1940-1941 гг.

Именем Мусы Джалиля назван посёлок Джалиль в Республике Татарстан.

Памятники в Альметьевске, Мензелинске, Москве (открыты 25 октября 2008 года на Белореческой улице и 24 августа 2012 года на одноимённой улице), Нижнекамске (открыт 30 августа 2012 года), Нижневартовске (открыт 25 сентября 2007 года), Набережных Челнах, Санкт-Петербурге (открыт 19 мая 2011 года), Тосно (Ленинградская область) (открыт 9 ноября 2012 года).


Бюст поэта-героя Мусы Мустафовича Залилова (Джалиль).
(с. Мустафино, Шарлыкского района).Памятник поэту, Герою Советского Союза Мусе Джалилю в с. Мустафино Шарлыкского района был открыт 15 февраля 1976г. Известный татарский поэт-герой родился в этом селе.Бюст героя установлен на площади в центре села, на территории школы.

Памятник "Поэту-герою Мусе Джалилю" в Оренбурге открыт 22 июня 1996 года к 90-летию со дня его рождения. Он расположен в сквере по улице Постникова напротив городского сада "Тополя".

Мемориальная плита татарского поэта-героя Мусы Джалиля открыта в с. Асекеево Оренбургской области. Торжественное открытие мемориальной плиты памяти Мусы Джалиля в с. Асекеево состоялось 28 октября 2005г. в парке напротив спорткомплекса "юность". Рядом находится улица, носящая имя героя. Инициатива создания парка и проекта памятника принадлежит Асекеевской татарской национально-культурной автономии и приурочена к 100-летнему юбилею поэта.

Татарский академический государственный театр оперы и балета в Казани носит имя Мусы Джалиля.

Именем Мусы Джалиля названа школа № 1186 с этнокультурным татарским уклоном образования (г. Москва), где установлен памятник поэту.

Проспекты и улицы Мусы Джалиля есть во многих городах бывшего СССР.

Улица в селе Уленкуль Большереченского района Омской области.

Улица в городе Астрахань.

Улица в д. Матмассы, г. Тюмень.

Его именем назван кинотеатр в Нижнекамске, а также малая планета (в 1972 году).

Его именем названа библиотека города Ижевск.

Мемориальная доска на здании МОУ СОШ № 15 в Тобольске.

Мемориальная доска на воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия).

Мемориальная доска на здании по адресу ул. Агломератчиков, 9 в городе Серове, где в сентябре 1932 года останавливался Муса Джалиль.

Мемориальная доска на улице Мусы Джалиля в Москве (установлена весной 2004 года).

Подвигу поэта посвящена опера Назиба Жиганова «Джалиль» (1957).

Юности Мусы Джалиля посвящена повесть Сагита Агиша «Земляки» (1964).

Заключение

Стихи поэта, написанные в плену, проникнуты пламенной любовью к Родине, ненавистью к врагу, верой в победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года Мусе Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Казани Мусе Джалилю поставлен памятник. Вот что говорит сестра поэта Х.Джалилова об этом памятнике: “…стоит Муса, подняв голову, гордый, величественный в своей непокорности, всем своим существом стремящийся к свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль…”.

В одном из стихотворений он писал: “Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать…”. Действительно, даже после смерти поэт продолжает жить, жить в своих бессмертных стихах. Он будет жить в памяти народа, пока будут живы его стихи.

Список использованных источников:

    Бикмухамедов Р. Муса Джалиль.Критико-биографический очерк. - М., 1957..

    Госман Х. Татарская поэзия двадцатых годов. - Казань, 1964 (на татарском языке)..

    Воздвиженский В. История татарской советской литературы. - М., 1965..

    Файзи А. Воспоминания о Мусе Джалиле. - Казань, 1966..

    Ахатов Г. Х. О языке Мусы Джалиля / "Социалистик Татарстан". - Казань, 1976, № 38 (16727), 15 февраля.

    Ахатов Г. Х. Фразеологические обороты в поэме Мусы Джалиля "Письменосец". / Ж. "Советская школа". - Казань, 1977, № 5 (на татарском языке).

    Мустафин Р.А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. - М.: Советский писатель, 1976.

    Корольков Ю.М. Через сорок смертей. - М.: Молодая Гвардия, 1960.
    Корольков Ю.М. Жизнь – песня. Жизнь и борьба поэта Мусы Джалиля. - М.: Госполитиздат, 1959.

    Сайт Википедия.//ru.wikipedia.org/wiki/Муса_Джалиль

    Биография, история жизни Мусы Джалиля

Приложение

Стихотворение из «Моабитской тетради»

НЕОТВЯЗНЫЕ МЫСЛИ

Мечтал я по-солдатски умереть

В разгуле ураганного огня.

Но нет! Как лампа, синим огоньком

Мерцаю, тлею... Миг - и нет меня.

Осуществления моих надежд,

Победы нашей не дождался я.

Напрасно я писал: "Умру, смеясь".

Нет! Умирать не хочется, друзья!

Уж так ли много дел я совершил?

Уж так ли много я на свете жил?

Прошла б она полезней, чем была.

Я прежде и не думал, не гадал,

Что сердце может рваться на куски,

Такого гнева я в себе не знал,

Не знал такой любви, такой тоски.

Я лишь теперь почувствовал вполне,

Что может сердце так пылать во мне,

Не мог его я Родине отдать,

Ах, как обидно это сознавать!

Не страшно знать, что смерть к тебе идет,

Коль умираешь ты за свой народ.

Но смерть от голода... Нет, нет, друзья,

Позорной смерти не желаю я.

Я жить хочу, чтоб Родине отдать

Последний сердца движущий толчок,

Чтоб я и умирая, мог сказать,

Что умираю за Отчизну-мать.

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Какая вдали земля
Просторная, ненаглядная!
Только моя тюрьма
Темная и смрадная.

В небе птица летит,
Взмывает до облаков она!
А я лежу на полу:
Руки мои закованы.

Растет на воле цветок,
Он полон благоухания,
А я увядаю в тюрьме:
Мне не хватает дыхания.

Я знаю, как сладко жить,
О сила жизни победная!
Но я умираю в тюрьме,
Эта песня моя -- последняя.

Август 1943 г.

РОДНИК

Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело.
И все казалось сердцу, что от них
Земля вокруг цвела и молодела.

Не иссушила в зной меня жара,
Не застудили вьюжные погоды,
И в песнях чистый голос серебра
Летел к друзьям, осиливая годы.

Как путник ловит влажную струю
Губами, пересохшими от жажды,
Так песню задушевную мою
Друзья ловили сердцем не однажды.

Родник и ночью отражает свет,-
Так я светил вам, жил я с вами рядом
И пел друзьям о радости побед,
Пел о любви, что обжигает взглядом.

Как соловей на берег родника
Приходит, чтоб испить воды приветной,
Так ты ко мне, красива и легка,
Мой соловей, приходишь в час рассветный.

Не скрою я, что ты в моей судьбе
Всегда большое место занимала.
И самые нежнейшие тебе
Дарил я песни - и дарил немало,

Когда пройдет, как песня, жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья,--
В сердцах мильонов буду жить всегда я.

Родник в земле похоронить нельзя,
Частицей станет он морской стихии.
Я буду улыбаться вам, друзья,
И петь вам буду, люди дорогие!

1937

СЛЕД

Пламя жадно полыхает.
Сожжено дотла село.
Детский трупик у дороги
Черным пеплом занесло.

И солдат глядит, и скупо
Катится его слеза,
Поднял девочку, целует
Несмотрящие глаза.

Вот он выпрямился тихо,
Тронул орден на груди,
Стиснул зубы: -- Ладно, сволочь!
Все припомним, погоди!

И по следу крови детской,
Сквозь туманы и снега
Он уносит гнев народа,
Он спешит догнать врага.

1942

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных.. .

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня.. .

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз.. .
Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо.. .
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.. .

Признание на государственном уровне настигло Мусу Джалиля уже после смерти. Обвиненному в предательстве поэту воздали по заслугам благодаря неравнодушным поклонникам его лирики. Со временем пришел черед и премиям, и званию Героя Советского Союза. Но настоящим памятником несломленному патриоту, помимо возвращения честного имени, стал неугасаемый интерес к творческому наследию. По прошествии лет сохраняют актуальность слова о Родине, о друзьях, о любви.

Детство и юность

Гордость татарского народа Муса Джалиль родился в феврале 1906 года. У Рахимы и Мустафы Залиловых воспитывались 6 детей. Семья жила в оренбургской деревне, в поисках лучшей доли перебралась в губернский центр. Там мать, будучи сама дочерью муллы, отвела Мусу в мусульманскую духовную школу-медресе «Хусаиния». При советской власти из религиозного заведения вырос Татарский институт народного образования.

Любовь к поэзии, желание красиво излагать мысли передались Джалилю с народными песнями, исполняемыми матерью, и сказками, которые читала на ночь бабушка. В школе, помимо теологических предметов, мальчику удавались светская литература, пение и рисование. Однако религия не заинтересовала парня – Муса позднее получил свидетельство техника на рабфаке при педагогическом институте.

Подростком Муса пополнил ряды комсомольцев, увлеченно агитировал детей вступать в ряды пионерской организации. Одним из средств убеждения стали первые патриотические стихотворения. В родной деревне Мустафино поэт создал комсомольскую ячейку, члены которой воевали с врагами революции. Активиста Залилова избрали в Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК ВЛКСМ делегатом всесоюзного комсомольского съезда.


В 1927 году Муса поступил в Московский государственный университет, на литературное отделение этнологического факультета (будущий филфак). По воспоминаниям соседа по общежитию Варлама Шаламова, Джалиль в университете получил преференции и любовь окружающих благодаря своей национальности. Мало того, что Муса – героический комсомолец, так он еще и татарин, обучающийся в русском вузе, пишет хорошие стихи, превосходно читает их на родном языке.

В Москве Джалиль работал в редакциях татарских газет и журналов, а в 1935 году принял приглашение вновь открывшегося Казанского оперного театра возглавить его литературную часть. В Казани поэт с головой окунулся в работу, подбирал актеров, писал статьи, либретто, рецензии. Кроме этого, переводил на татарский произведения русских классиков. Муса становится депутатом городского Совета и председателем Союза писателей Татарии.

Литература

Первые стихи юного поэта начали публиковать в местной газете. До начала Великой Отечественной войны вышло 10 сборников. Первый «Мы идем» - в 1925 году в Казани, через 4 года – еще один, «Товарищи». Муса не только вел, как сейчас сказали бы, партийную работу, но и успевал писать пьесы для детей, песни, поэмы, публицистические статьи.


Поэт Муса Джалиль

Поначалу в сочинениях агитационная направленность и максимализм переплетались с экспрессивностью и пафосом, метафоричностью и условностями, свойственными восточной литературе. Позднее Джалиль предпочитал реалистичные описания с ноткой фольклора.

Широкую известность Джалиль получил во время учебы в Москве. Творчество Мусы очень нравилось его однокурсникам, стихотворения читали на студенческих вечерах. Молодое дарование с восторгом приняли в столичную ассоциацию пролетарских писателей. Джалиль познакомился с Александром Жаровым и , застал выступления .


В 1934 году увидел свет сборник на комсомольскую тематику «Орденоносные миллионы», а вслед за ним – «Стихи и поэмы». Произведения 30-х годов продемонстрировали глубоко мыслящего поэта, не чуждого философии и умеющего пользоваться всей палитрой выразительных средств языка.

Для оперы «Золотоволосая», повествующей о героизме племени булгар, не покорившемся иноземным захватчикам, поэтом переработаны в либретто героический эпос «Джик Мерген», сказки и предания татарского народа. Премьера состоялась за две недели до начала войны, а в 2011 году Татарский театр оперы и балета, к слову, носящий имя автора, вернул постановку на свою сцену.


Как позже рассказывал композитор Назиб Жиганов, он попросил Джалиля сократить поэму, как того требовали законы драматургии. Муса категорически отказался, заявив, что не хочет убирать строки, написанные «кровью сердца». Заведующий литературной частью запомнился другу как человек неравнодушный, интересующийся и переживающий за татарскую музыкальную культуру.

Близкие друзья рассказывали, каким красочным литературным языком поэт описывал всевозможные веселые истории, случившиеся с ним, а потом зачитывал в компании. Джалиль вел записи на татарском языке, но после его смерти тетрадь бесследно исчезла.

Стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»

В гитлеровских застенках Муса Джалиль написал сотни стихов, до потомков дошли 115 из них. Вершиной поэтического творчества считается цикл «Моабитская тетрадь».

Это действительно две чудом сохранившиеся тетрадки, переданные советским властям сокамерниками поэта по лагерям «Моабит» и «Плетцензее». По неподтвержденной информации, еще две, неведомым образом попавшие в руки турецкого гражданина, оказались в НКВД и там пропали.


На передовой и в лагерях Муса писал о войне, о зверствах, свидетелем которых стал, о трагизме положения и железной воле. Такими стали стихотворения «Каска», «Четыре цветка», «Азимут». Красноречиво описывают обуревавшие поэта чувства пронзительные строки «Они с детьми погнали матерей…» из «Варварства».

Нашлось в душе Джалиля место и лирике, романтизму и юмору, например, «Любовь и насморк» и «Сестричке Иншар», «Весна» и посвященное жене Амине «Прощай, моя умница».

Личная жизнь

Муса Джалиль женат был не единожды. Первая жена Рауза подарила поэту сына Альберта. Он стал кадровым офицером, служил в Германии, всю жизнь хранил первую книгу отца с его автографом. Альберт воспитал двух сыновей, но об их судьбе ничего не известно.


В гражданском браке с Закиёй Садыковой у Мусы родилась Люция. Дочь закончила дирижерское отделение музыкального училища и Московский институт кинематографии, жила и преподавала в Казани.

Третью жену поэта звали Амина. Хотя в Сети распространена информация, что по документам женщина значилась то ли Анной Петровной, то ли Ниной Константиновной. Дочь Амины и Мусы Чулпан Залилова жила в Москве, работала редактором в литературном издательстве. Её внук Михаил, талантливый скрипач, носит двойную фамилию Митрофанов-Джалиль.

Смерть

В биографии Джалиля не было бы фронтовых и лагерных страниц, если бы поэт не отказался от предоставленной ему брони от службы в армии. Муса пришел в военкомат на второй день после начала войны, получил направление политруком, работал военкором. В 1942 году, выходя из окружения с отрядом бойцов, Джалиль получил ранение и попал в плен.


В концлагере под польским городом Радом Муса вступил в легион «Идель-Урал». Гитлеровцы собирали в отряды высокообразованных представителей неславянских наций с целью вырастить сторонников и распространителей фашистской идеологии.

Джалиль, пользуясь относительной свободой передвижения, развернул в лагере подрывную деятельность. Подпольщики готовили побег, но в их рядах нашелся предатель. Поэта и наиболее активных соратников казнили на гильотине.


Участие в подразделении Вермахта дало повод считать Мусу Джалиля предателем советского народа. Только после смерти благодаря усилиям и татарского ученого и общественного деятеля Гази Кашшафа вскрылась правда о трагических и одновременно героических последних годах жизни поэта.

Библиография

  • 1925 – «Мы идем»
  • 1929 – «Товарищи»
  • 1934 – «Орденоносные миллионы»
  • 1955 – «Героическая песня»
  • 1957 – «Моабитская тетрадь»
  • 1964 – «Муса Джалиль. Избранная лирика»
  • 1979 – «Муса Джалиль. Избранные произведения»
  • 1981 – «Красная ромашка»
  • 1985 – «Соловей и родник»
  • 2014 – «Муса Джалиль. Избранное»

Цитаты

Я знаю: с жизнью и мечта уйдет.

Зато с победою и счастьем

Она зарей взойдет в моей стране,

Сдержать зарю никто не властен!

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

Нам молодость властно диктует: «Ищите!»

И носят нас бури страстей.

Не ноги людей проложили дороги,

А чувства и страсти людей.

Что ж тут удивляться, доктор милый?

Помогает нашему здоровью

Лучшее лекарство дивной силы,

То, что называется любовью.