ТЕПЛОГЕНЕРАТОР

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ


1. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА 3

2. КОНСТРУКЦИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА 3

3. МОНТАЖ ТЕПЛОГЕРЕРАТОРА 5

4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА 5

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 6

6. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ 6

7. ТРЕБОВАНИЕ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ 6

8. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 10

9. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ 10

10.ОТМЕТКА О ПРОДАЖЕ 10

11. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ 11

12. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОБЩИЙ ВИД ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА ТГ-2000 12

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СХЕМА МОНТАЖА ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА ТГ-2000 13

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ!

В процессе технического совершенствования в конструкцию могут быть внесены изменения, улучшающие эксплуатационные качества изделия, не отраженные в паспорте и руководстве по эксплуатации.

Перед эксплуатацией внимательно изучите паспорт и руководство по эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные работы при транспортировке проводить только за такелажные приспособления. Угол между чалками не более 90°

1. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА

1.1. Теплогенератор служит для превращения химической энергии твердого древесного топлива в тепловую энергию теплоносителя нагретого до требуемой температуры и передачи ее потребителю вентилятором или дымососом.

1.2 Теплогенератор используется в качестве производителя теплонесущего агента топочных газов разбавленных воздухом до заданной температуры в конструкции барабанных сушильных камер конвективного типа.

1.3. Поддержание заданного объема и температуры теплоносителя подаваемого в сушильную камеру обеспечивается автоматическим регулированием подачи топлива в топку и автоматическим регулированием количества подмешиваемого воздуха в смесителе .


2. КОНСТРУКЦИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА

2.1. Теплогенератор модульной конструкции камерного типа, включает в себя топку с наклонной и горизонтальной колосниковой решеткой, смесительную камеру и трубу аварийного дымоудаления.

2.2. Топочное пространство футеровано шамотным кирпичом, максимальная рабочая температура которого 1300ºС, в целях увеличения срока службы, не рекомендуется превышать температуру в топке выше 950 °С. В топке выполнена сводовая конструкция арочного типа, что позволяет сжигать на колосниковой решетке высоко влажные виды твердого кускового и сыпучего топлива (отходов деревообработки) с большим содержанием летучих веществ, при обеспечении качественного и полного сгорания, а так же торфа. Топка оборудована топочными фронтами и люками обслуживания, наличие которых позволяет осуществлять загрузку кускового топлива, либо удаление зольных отложений. Установленный на топочных дверях и люках обслуживания теплоизолятор требует бережного и аккуратного отношения. Корпусная конструкция топки, обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм и повышает коэффициент полезного действия установки за счет снижения потерь тепловой энергии через стенки топки. На топке установлены дутьевые вентиляторы, которые обеспечивает подачу воздуха в подколосниковое пространство и при прохождении через колосники, и слой топлива участвует в основном горении. Вентилятор установленный на смесительной камере обеспечивает получение смеси топочных газов с воздухом и одновременно подает воздух в дожоговую камеру. Точная регулировка количества воздуха на горение обеспечивается в процессе пуско-наладочных работ и зависит от категории и влажности топлива. На корпусе топки выполнено окно под механизированную подачу сыпучего топлива, так же установлен тягомер, предназначенный для контроля разрежения в топочном пространстве. В топочное пространство заведена термопара, контролирующая температуру в топке.

2.3. Камера дожога шахтного типа, футерована шамотным кирпичом. Каркас выполнен из теплоустойчивой стали. Для уборки возможного отложения золы предусмотрены люки обслуживания.

2.4. Для получения смеси топочных газов с заданной температурой, смеситель оснащен воздуховодом и вентилятором, регулирование количества воздуха на смешение обеспечивает частотный преобразователь. Для обеспечения качественного сжигания топлива предусмотрена высокоскоростная подача воздуха в камеру дожога. Топочное устройство агрегатировано со шнековым транспортером. Труба аварийного дымоудаления выполнена, из теплоустойчивой стали. Внутренняя поверхность трубы футерована керамовермикулитовыми изделиями 65 мм, и имеет высоту от нулевой отметки 10,0 метров. Труба оснащена заслонкой с ручным управлением.

2.5. Принцип действия.

Работа теплогенератора заключается в том, что в процессе утилизации топлива горячие топочные газы, очищенные в дожоговой камере и смешенные до заданной температуры в смесительной камере, поступают в сушильную камеру в качестве теплонесущего агента.

2.8. Монтаж теплогенератора осуществляется на ровной несгораемой площадке рядом с объектом, предусмотрев зоны обслуживания. Модуль арочного перекрытия устанавливают на топочный блок. На верхний периметр блока уложить муллитокремнеземистый войлок МКРВ-200 два слоя шириной 380мм. Смесительная камера стыкуется с торца к топке тоже через муллитокремнеземистый войлок МКРВ-200 предварительно наклеенный на оба модуля и крепится болтовым соединением. Труба аварийного дымоудаления устанавливается в обечайку модуля смесительной камеры и крепится к его каркасу болтовым соединением.


Внимание:

Подключить электродвигатели вентиляторов к производственной 3-х фазной сети 380В в соответствии с их эксплуатационной документацией. Вентиляторы заземлить.

3. МОНТАЖ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА

Монтаж теплогенератора осуществляется на ровной несгораемой площадке рядом с объектом, предусмотрев зоны обслуживания.

3.1. Выставить топочный блок, на верхний периметр блока уложить мулитокремнеземистый войлок МКРВ-200 два слоя шириной 370мм.

3.2. Заднюю стенку топочного блока (стенка без облицовки металлом) оклеить мулитокремнеземистым войлоком МКРВ-200 в один слой (Приложение 3).

3.3. Заднюю стенку смесительной камеры (стенка без облицовки металлом) оклеить мулитокремнеземистым войлоком МКРВ-200 в один слой (Приложение 3).

3.4. Состыковать смесительную камеру с топочным блоком и стянуть болтами. Все зазоры по линии стыковки пробить мулитокремнеземистым войлоком МКРВ-200.

3.5. На топочный блок установить крышу теплогенератора согласно приложению 3.

3.6. Собрать аварийную трубу и установить на смесительную камеру, привернуть такелажными болтами (М24). Зазоры между кольцом на крыше смесительной камеры и аварийной трубой пробить мулитокремнеземистым войлоком МКРВ-200.

Внимание:

Подключение электрооборудования и пультов автоматического управления осуществлять в соответствии с паспортом и руководством по эксплуатации на соответствующие единицы оборудования.

4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА

4.1. Розжиг и прогрев.

Провести визуальный осмотр и убедиться в целостности оборудования и отсутствии повреждений.

4.1.1. Перед началом работы:

Проверить работу всех электродвигателей на холостом ходе и убедиться, что токи на всех фазах не превышают номинального значения,

Убедиться в отсутствии вибрации;

Удалить золу с колосниковой решетки и из зольника в основании топки;

Удалить золу из камеры дожога;

4.1.2. Заполнить желоб топки топливом до пересыпания на наклонную колосниковую решетку.

ВНИМАНИЕ!

Во время работы желоб должен быть постоянно заполнен топливом. Необходимую регулировку подачи топлива производить с помощью частотного преобразователя механизма подачи топлива или в ручном режиме периодически, включая подачу топлива.

4.1.3. Произвести розжиг дровами.

4.1.4. Заслонка на трубе аварийного дымоудаления в положении открыта.

4.1.5. Включить дутьевые и смесительный вентиляторы. Заслонки должны быть открыты на минимум. Заслонка распределения воздуха между колосниками полностью открыта.

4.1.6. Заслонкой дутьевых вентиляторов отрегулировать интенсивность процесса горения.

При пуске уже остывшего топочного устройства рекомендуется производить его прогрев на температуре не менее 800оС в течение 4 часов.

4.2. Вывод на режим.

4.2.1.Проверить настройку приборов:

Показания температуры в топке 950оС – отключение подачи топлива;

Показания температуры в топке 1000оС – аварийная сигнализация;

4.2.2. Включить подачу топлива в автоматическом режиме

Установить заслонки на воздуховодах в соответствии с количеством подаваемого топлива;

Плавно увеличивать подачу топлива и количество подаваемого воздуха довести до значений соответствующему тепловому режиму;

Эксплуатировать теплогенератор в установленном автоматическом режиме.

ВНИМАНИЕ!

При работе в автоматическом режиме подача топлива не должна отключаться. При частых отключениях, следует снизить подачу топлива, либо увеличить подачу вторичного воздуха.

При применении топлива с относительной влажность 8-12% заслонка регулирования подачи воздуха под горизонтальные колосники должна быть полностью открыта, в случае недостатка воздуха, т. е. превышения температуры в топке выше 950оС, допускается при разрежении 80-100 Па приоткрывать топочную дверь.

При применении топлива с относительной влажностью до 55%, заслонка регулирования подачи воздуха под горизонтальные колосники должна быть открыта на минимум, т. е. основной поток воздуха направлен под наклонные колосники и слой топлива на них. Настройка подачи топлива в топку производится в ручную и зависит от вида и влажности топлива.

4.3. Штатная остановка.

4.3.1. Отключить подачу топлива.

4.3.2. Дождаться полного прогорания топлива на горизонтальных и наклонных колосниках.

4.3.3. Закрыть заслонку дутьевых вентиляторов.

4.3.4. Открыть топочную дверь.

4.3.5. Охладить топочный объем до температуры 300оС.

4.3.6. Выключить дутьевые и смесительный вентиляторы.

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

5.1. Для предотвращения образования шлака и поддержания процесса горения температура в топке не должна превышать 950ºС.

5.2. Периодически производить удаление золы с колосниковой решетки, из зольников топки и из камеры дожога, периодичность определяется из условий эксплуатации и вида топлива, к удалению золы с колосниковой решетки приступать при образовании слоя зольных отложений до 50 мм, для этого:

5.2.1. Отключить подачу топлива до его прогорания на горизонтальном и наклонном колоснике (ориентировочно на 30 минут);

5.2.2. Закрыть заслонку дутьевых вентиляторов;

5.2.3. С помощью приспособления собрать всю золу с наклонных и горизонтальных колосников. В случае образования шлака крупные куски удалять через топочный фронт;

5.2.4. Удалить зольные образования через зольники;

5.2.5. Закрыть зольники;

5.2.6. Включить подачу топлива;

5.2.7. Вернуть положение заслонки дутьевых вентиляторов в исходное положение.

ВНИМАНИЕ!

Время чистки колосниковой решетки, зольников и дожоговой камеры, не более 15 мин. на каждую операцию. На время удаления золы теплогенератор не останавливать.

5.3. По мере накопления зольных отложений производить чистку дожоговой камеры при выполнении работ по чистке колосниковой решетки и зольников. Для этого необходимо открыть люк обслуживания дожиговой камеры и удалить накопившиеся отложения.

6. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

Хранение оборудования должно осуществляться под навесом.

Транспортирование может производиться любым видом транспорта.

Доставка автомобильным транспортом по грунтовым дорогам должна производиться со скоростью не более 40 км/ч, по дорогам с твердым покрытием – не более 60 км/ч.

7. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Требования к монтажу.

Монтаж должен производиться в соответствии с требованиями по монтажу данного руководства.

Место установки должно быть согласовано с пожарной инспекцией в установленном порядке и оборудовано необходимым противопожарным инвентарем (ОХП-10 – 2 шт., ящик с песком (0,5 м3), багор, лопата, асбестовое покрывало, ведро) по ГОСТ 12.1.004-91. Доступ к средствам пожаротушения должен быть всегда свободным.

Теплогенератор размещается в самостоятельном несгораемом помещении или в пристройках с непосредственным выходом наружу, отделенных от основных зданий несгораемыми стенами и перекрытиями, допускается размещение на открытой площадке. Устройство сгораемых полов в этих помещениях не допускается. Допускается устройство трудно сгораемых перекрытий при условии отделения их от зданий III, IV, V степеней огнестойкости противопожарными стенами.

Ширина проходов между котлами и стенами должна быть не менее 1 м. Проходы и выходы из помещения должны быть всегда свободными.

Двери для выхода должны легко открываться наружу и не иметь запоров изнутри. Запрещается использование засовов или замков во время работы теплогенератора.

Запрещается загромождать помещение, в котором работает теплогенератор, какими-либо предметами, а также хранить в нем легковоспламеняющиеся жидкости и другие горючие материалы, кроме двухчасового запаса дров или другого твердого топлива, которые должны находиться на расстоянии не менее 2 м от топочных фронтов.

При выводе дымовой трубы через чердачное перекрытие и кровлю устанавливаются противопожарные разделки, отвечающие требованиям строительных норм и правил (СНиП-33-75 “Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха”). Расстояние от внутренней поверхности дымового канала до сгораемой поверхности – не менее 51 см.

Теплогенератор во время работы должно находиться под периодическим контролем.

При проявлении каких-либо дефектов немедленно остановить работу путем прекращения подачи топлива в топку и удаления имеющегося в топке топлива (аварийная остановка).

7.2. Требования к организации обслуживания.

Смонтированный теплогенератор принимается в эксплуатацию специальной комиссией во главе с главным инженером или главным механиком при участии представителя государственного пожарного надзора.

Ответственность за соблюдение мер безопасности при монтаже и эксплуатации котла, а также допуск к его обслуживанию возлагается на инженерно-технического работника, назначенного приказом, а по отдельным объектам - на руководителей объектов, где используется теплогенератор.

К обслуживанию допускаются лица не моложе 18 лет, изучившие руководство по эксплуатации и прошедшие подготовку по программе пожарно-технического минимума, приведенной в Типовых правилах пожарной безопасности для объектов сельскохозяйственного производства.

Обслуживающий персонал должен быть проинструктирован о правилах техники безопасности , иметь допуск на обслуживание теплогенератора.

При обнаружении неудовлетворительных знаний обслуживающего персонала по эксплуатации теплогенератора работа запрещается.

На видном месте вывешивается производственная инструкция, в которой излагаются обязанности персонала при подготовке к запуску, во время работы, во время остановки и при возникновении пожара.

Для каждого теплогенератора, исходя из режима его работы, составляется график периодического технического обслуживания.

На каждый теплогенератор должен вестись журнал, куда записываются сведения о режимах работы и о выполнении ремонтных и профилактических работ за подписью лица, ответственного за безопасную эксплуатацию.

7.3. Прочие требования.

Перед пуском теплогенератора убедитесь в исправности оборудования. Обслуживание оборудования производите в соответствии с его эксплуатационной документацией.

Во избежание перегрева теплогенератора и чрезмерного расхода топлива рекомендуется поддерживать слой топлива в топке не более см.

В случае работы теплогенератора со слоем топлива, превышающим рекомендуемое значение заводом-изготовителем (35-40см), и с закрытыми заслонками происходит:

Чрезмерное увеличение мощности;

Перегрев в целом и, как следствие, сокращение срока службы;

Неполное сгорание топлива, образование сажи, выброс черных дымов и как следствие нарушение экологической обстановки в прилегающей зоне.

Учитывая, что теплогенератор изготовлен с запасом по мощности, не рекомендуется эксплуатация в режиме выше номинального.

Посторонние лица во время эксплуатации не допускаются.

7.4. Заключение о техническом состоянии.

Теплогенератор допускается к эксплуатации в случае выполнения требований пожарной безопасности.

В случае выявления в процессе обследования серьезных недостатков по размещению теплогенератора, изменения или нарушения горения и т. п. работа запрещается до устранения этих недостатков.

На каждый теплогенератор во время приемки в эксплуатацию заполняется паспорт.

Теплогенератор должен эксплуатироваться в оптимальном режиме, который значительно снижает пожарную опасность.

При работе допускается обслуживание одним лицом нескольких теплогенераторов. В помещениях необходимо установить тепловые датчики пожарной сигнализации, предусмотреть световую и звуковую сигнализацию.

При эксплуатации запрещается:

Запускать теплогенератор при отсутствии заземления электрооборудования или с неисправным заземлением;

Использование при растопке бензина или других видов жидкого топлива;

При загрузке дров или любых других видов кускового топлива соприкасание их с футеровкой во избежание ее разрушения;

Работать с постоянно открытыми топочными фронтами, неисправными дымоходами, разрушенными стенками топки, неисправными электродвигателями и пускорегулирующей аппаратурой, а также при отсутствии защиты двигателей;

Оставлять работающий теплогенератор без присмотра более 1 часа;

Работать с отключенными или неисправными вентиляторами наддува топки;

Длительная работа теплогенератора с полностью закрытыми заслонками подачи воздуха;

8. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

8.1. Общее отключение электроэнергии.

8.1.1. Перейти на резервный источник электропитания, при наличии такового.

8.1.2. В случае отсутствия резервного электропитания выполнить аварийную остановку при открытой заслонке на трубе аварийного дымоудаления:

8.1.2.1. Отключить на шкафу управления подачу топлива, дутьевые и смесительный вентиляторы и, тем самым исключить не контролируемый пуск;

8.1.2.2. Полностью открыть топочные фронты;

8.1.2.3. Удалить по возможности топливо с колосниковых решеток через топочный фронт;

8.1.2.4. Остаток топлива сбросить в зольник;

8.1.2.5. Удалить топливо из зольников и оставить проемы зольников открытыми;

8.1.2.6. Не допускать горение топлива в желобе подачи, для этого засыпать топливо слоем песка;

8.2. Остановка дутьевых вентиляторов:

8.2.1. Отключить электропитание на шкафу управления;

8.2.2. Открыть крышки зольников, обеспечив работу топочного устройства на естественном дутье;

8.2.3. Произвести остановку теплогенератора.

8.3. Остановка смесительного вентилятора:

8.3.1. Отключить электропитание вентилятора на шкафу управления;

8.3.2. Открыть дверь фронта обслуживания камеры дожога, обеспечив естественный приток воздуха на дожог и смешение;

8.3.3. Произвести остановку теплогенератора.

8.4. Остановка шнекового транспортера подачи топлива:

8.4.1. Отключить гидростанцию топливного склада и двигатели моторредукторов ворошителя бункера , в зависимости от комплектации и шнекового транспортера на шкафу управления;

8.4.2. Произвести остановку теплогенератора.

8.5. Остановка топливного склада или моторредуктора ворошителя на бункере:

8.5.1. Отключить гидростанцию топливного склада и двигатели моторредукторов ворошителя бункера, в зависимости от комплектации и шнекового транспортера на шкафу управления;

8.5.2. Произвести остановку теплогенератора.

8.6. Отказ автоматики управления:

8.6.1. Отключить гидростанцию топливного склада и двигатели моторредукторов ворошителя бункера, в зависимости от комплектации и шнекового транспортера на шкафу управления;

8.6.2. Произвести остановку теплогенератора.

9 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОБЩИЙ ВИД ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА


10 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СХЕМА МОНТАЖА ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРОВ ТГУ-600, ТГУ-800, ТГУ-1000, ТГУ-1200 Термометр Заслонка вытяжного зонта Патрубок выхода теплого воздуха Зонт вытяжной Дверь загрузочного люка Регулятор подачи воздуха в топку Скребок (заслонка) золы Заслонка патрубка подачи воздуха во вторичную камеру Заслонка регулятора выхода воздуха из вентилятора Вентилятор Дымоход Рычаг верхнего выхода дыма Дымовой стояк Рычаг нижнего выхода дыма Нижняя крышка дымового стояка Транспортирование Во избежание повреждений корпуса ТГ перевозится в положении стоя на ногах 1. Установить ТГ на кузов (платформу) транспортного средства. – При погрузке и выгрузке краном цеплять за петли (внутри патрубков выхода воздуха); – При погрузке погрузчиком брать на лапы под продольные раскосы ног. 2. Закрепить ТГ. Использовать натяжные ремни. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ (АВТОМОБИЛЕ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЯЖНОГО РЕМНЯ ПЛАТФОРМА АВТОМОБИЛЯ ПЛАТФОРМА АВТОМОБІЛЯ Монтаж 1. Установить ТГ в помещение (котельная, топочная) или на открытой площадке, имеющей ограждение. Рекомендуемые размеры помещения: проходы между ТГ и стенами должны составлять 1 метр по сторонам и сзади и 2 метра спереди. Поверхность пола должна быть негорючей. Опорные поверхности под ногами ТГ не должны допускать проседания под собственным весом ТГ. 2. Установить (присоединить) дымоход. Верхняя секция дымохода вставляется в расширение нижней. Не допускается подключение к дымоходу вентиляционных зонтов и вытяжных систем. Не допускается монтаж дымохода с горизонтальными участками. Наклонные участки дымохода должны иметь протяжённость не более двух метров и угол наклона к вертикальной оси не более 45 градусов. При необходимости дымоход должен быть закреплён растяжками или кронштейнами. При установке дымохода в горючих конструкциях стен, перекрытий, кровли дымоход должен иметь тепловую изоляцию. 3. Подключить выходной патрубок вентилятора к нижнему входному патрубку ТГ алюминиевым гибким воздуховодом (диаметром 200 или 150 мм). 4. Подключить вентилятор и ТГ к контуру заземления. 5. Подключить электродвигатель вентилятора к электрической сети через пускатель (380 вольт) или в розетку (220 вольт) в зависимости от типа электродвигателя. 6. Вкрутить штуцер термометра в резьбовое гнездо патрубка выхода воздуха. 7. Вставить термометр в бронзовый штуцер. Не допускается вращать термометр за ободок циферблата во избежание его скручивания и поломки. Присоединить систему разводки воздуха к выходным воздушным патрубкам ТГ (при необходимости). Эксплуатация При обслуживании ТГ обязательным является использование специальной одежды (халат, костюм или комбинезон из негорючей ткани), обуви (ботинки, сапоги) и средств защиты (рукавицы, очки). Предпусковой этап 1. Провести внешний осмотр помещения и ТГ: – Освободить проходы для доступа к рычагам управления и обслуживания ТГ. – Проверить наличие средств пожаротушения, сигнализации и связи. – Очистить поверхности ТГ и воздухопроводов от отложений пыли и убрать легковоспламеняющиеся и горючие предметы (спецодежда, обтирочные материалы и др.) 2. Проверить подвижность рычагов управления и обслуживания: – Верхнего выхода дыма (сзади); – Нижнего выхода дыма (сзади); – Подачи воздуха в топку (на нижней дверце); – Скребок очистки поддувала от золы вытянуть и задвинуть до упора. Не допускается вращать поводок во избежание отвинчивания скребка. При наличии золы выбрать её совком через открытую нижнюю дверцу. – Заслонку патрубка (внизу) подачи воздуха во вторичную камеру открыть (положение кольца – вертикально). На ТГУ-1200, 1000 патрубки круглые; на ТГУ-800, 600 прямоугольные. – Проверить подвижность заслонки регулятора выхода воздуха из вентилятора. – Проверить направление вращения вентилятора. Включить и выключить вентилятор, направление вращения по стрелке на вентиляторе в сторону движения воздуха к ТГ. В противном случае поменять местами подключение фаз. – Открыть нижнюю крышку дымового стояка, проверить отверстие штуцера слива конденсата, при необходимости прочистить. Крышку закрыть. 3. Провести внутренний осмотр топки: – Открыть дверь загрузочного люка; – Осмотреть топку и убедиться в отсутствии посторонних предметов; – Убедиться в целостности: конструкции внутреннего стояка дымохода; колосников; перегородки верхней камеры. – – – Открыть дверь поддувала (нижняя дверь); Проверить наличие золы, при необходимости очистить; Скребок задвинуть до упора. Внимание! В задвинутом до упора положении скребок закрывает сегментное отверстие, соединяющее поддувало с нижним выходом дыма. При неплотном прикрытии скребком часть воздуха будет отсасываться дымоходом через нижний выход дыма. Тем самим уменьшится поступление воздуха к топливу, что приведёт к снижению интенсивности работы ТГ. Подготовка к запуску в работу 1. Задний верхний выход дыма открыть 2. Задний нижний выход дыма открыть 3. Заслонку патрубка (снизу ТГ) подачи воздуха во вторичную камеру открыть (кольцо ― вертикально) 4. Скребок золы задвинуть до упора 5. Заслонку регулирования подачи воздуха в топку (на дверце поддувала) открыть полностью. 6. Рычаг поворота заслонки регулирования воздуха на выходе из вентилятора установить под углом 45 градусов. 7. 8. Вентилятор выключен. Через открытую дверь загрузочного люка уложить (засыпать) топливо на горизонтальную колосниковую решётку. Количество топлива – в зависимости от фракции, размеров, влажности. Ориентировочно слой 15-20 сантиметров. 9. На наклонный передний колосник уложить скомканную бумагу, щепки, стружку, мелкие обрезки древесины и проч. 10. Внимание! Не допускается применять для розжига нефтепродукты и легковоспламеняющиеся жидкости. 11. Дверь загрузочного люка (большая) закрыть. 12. Через открытую нижнюю дверь (поддувало) спичкой или бумажным факелом поджечь снизу топливо на наклонном переднем колоснике. 13. Дверь поддувала (малая) закрыть. Заслонка на двери открыта полностью. 14. Наблюдать за характером дыма (интенсивность и цвет). 15. При сжигании смолистого топлива дым темный; при высокой влажности топлива дым белый. С течением времени дым становится светлее и прозрачнее. 16. Наблюдать за показаниями термометра. 17. При достижении температуры воздуха 120÷160 градусов (завершение процесса вывода ТГ в рабочий режим): 18. Задний верхний выход дыма закрыть. 19. Регулятор подачи воздуха на двери поддувала установить на 45 градусов. 20. Включить вентилятор. В дальнейшем интенсивность работы ТГ регулировать степенью открытия заслонки подачи воздуха в топку (на двери поддувала) и заслонки регулирования количества продуваемого вентилятором воздуха. Дозагрузка топлива в процессе работы 1. Открыть задний верхний выход дыма. 2. Открыть заслонку вытяжного зонта. Включить вентилятор принудительной вентиляции (при наличии). 3. Закрыть заслонку подачи воздуха (на двери поддувала). 4. Открыть дверь загрузочного люка. 5. Скребком (кочергой) расправить равномерно топливо в топке. 6. Добавить (при необходимости) топлива в топку. 7. Закрыть дверь загрузочного люка. 8. Закрыть задний верхний выход дыма. 9. Открыть регулятор подачи воздуха в топку (на двери поддувала). В дальнейшее отрегулировать соответственно требуемому режиму работы ТГ Очистка поддувала от золы 1. Открыть дверь поддувала. 2. Подтянуть скребком золу к двери поддувала. 3. Вынуть совком золу и ссыпать в негорючую тару (металлическое ведро, контейнер). 4. Задвинуть до упора скребок. 5. Закрыть дверь поддувала. В процессе работы периодически Прочищать щели колосниковых решёток. Производить очистку дымового стояка. Производить очистку дымохода. Производить очистку нижней и верхней заслонок выхода дыма. 5. Очищать камеру золоулавливания. 6. Очищать вторичную камеру (камеру дожига). 1. 2. 3. 4.

при эксплуатации теплогенератора ТПГ-1

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, «Руководства по эксплуатации» и предназначена для обслуживающего персонала при эксплуатации теплогенератора ТГП-1.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Теплогенератор ТГП – 1 предназначен для тепловой предпусковой подготовки автомобильного транспорта при безгаражном хранении в зимних условиях, при отрицательной температуре окружающего воздуха до 233 К (-40 °С).

1.1. Для безаварийной работы теплогенератора необходимо выполнять следующие правила:

– перед эксплуатацией теплогенератора оператору отопительной системы необходимо изучить паспорт ТГП 1. 00. 00. 000 ПС, настоящую инструкцию, пройти инструктаж по общим правилам промышленной безопасности, мерах безопасности при работе на ТГП – 1 и сдать практический зачет на допуск к самостоятельной работе на ТГП – 1;

– на площадке размещения теплогенератора, в непосредственной близости от него, должен быть установлен противопожарный пост, оборудованный ручным пожарным инструментом, огнетушителем углекислотным, закрывающимся ящиком с сухим песком и ящиком металлическим с крышкой для промасленной использованной ветоши;

– перед каждым рабочим сезоном и перед первым включением ТГП – 1 в электрическую сеть, необходимо проверить надежность заземления, зануления и соблюдать все требования электробезопасности;

– заправку топливом производить только при неработающем теплогенераторе. Пролитое топливо и потеки необходимо вытереть досуха ветошью;

– все неисправности, возникшие во время работы, устранять только на отключенном теплогенераторе;

– зона обслуживания теплогенератора должна быть достаточно освещена общим источником освещения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.2. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, нарушающие производственную дисциплину, привлекаются к административной ответственности в установленном порядке.

Безопасность труда в значительной степени зависит от самого работника. Следует знать и четко выполнять требования данной инструкции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Теплогенератор обслуживается одним человеком – оператором отопительной системы.

2.2. Прежде чем приступить к работе, необходимо прочитать данную инструкцию, последовательность работы и если вы что-то не поняли, то запускать теплогенератор ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2.3. Теплогенератор представляет собой прямоточную камеру сгорания, вентилятор и топливную арматуру, закрепленную на металлической сварной раме.

Прямоточная камера сгорания выполнена из труб разного диаметра и длины (ступенчатого) с увеличением диаметра и длины в сторону затухания факела.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Подача топлива в камеру сгорания регулируется специальным устройством, связанным с рейкой насоса высокого давления.

3.2. Для работы ТГ используется дизельное топливо. При температуре окружающего воздуха от -20°С и более применяется топливо соответствующих марок (зимнее).

3.3. Насосом высокого давления топливо подается через форсунку в камеру сгорания. Форсунка топливо распыляет в потоке воздуха, поступающего от вентилятора, образуя легко горящую смесь, которая поджигается запальным факелом, после чего горение продолжается самостоятельно.

Образующаяся в процессе горения горячая газовоздушная смесь поступает по воздуховодам на обогрев двигателей автомобилей.

3.4. Запуск теплогенератора:

– заправьте бак топливом;

– выведите рейку подачи топлива насоса на1/3 от положения минимальной подачи;

– смочите запальный факел дизельным топливом, зажгите его и вставьте в запальную трубу топки;

– нажмите на кнопку «пуск», при этом должны заработать вентилятор и топливный насос;

– убедитесь в загорании рабочей смеси в камере сгорания через смотровое стекло;

– в случае незагорания смеси, нажмите на кнопку «стоп» (выключение теплогенератора) и повторите операцию с пуском.

3.5. Контроль за работой:

– при нормальной работе ТГ в смотровое окно наблюдается устойчивое горение (факел);

– показания манометра должны быть в пределах 60-120 кгс/см2, в зависимости от положения рейки подачи топлива в насос;

– о нормальной работе ТГ можно судить и по характерному звуку.

3.6. Техническое обслуживание:

– техническое обслуживание (ТО) заключается в периодическом выполнении регламентных работ;

– перед первым запуском в сезоне проверьте надежность заземления и зануления;

– перед каждым запуском в работу, проверьте топливную систему на отсутствие течи топлива (при обнаружении течи, выясните причину и устраните ее, а потеки вытрите ветошью), проверьте надежность крепления люка топки;

– через каждые 50 часов работы слейте отстой из топливного бака и корпуса фильтра тонкой очистки, промойте корпус фильтра дизельным топливом и замените фильтрующий элемент; проверьте уровень масла в топливном насосе (в двух местах) и при необходимости долейте;

– после зимнего сезона слейте полностью масло из топливного насоса, промойте дизельным топливом и залейте свежее масло (примерно 150 мл), смените режим клиноременной передачи и нанесите на шкивы и другие неокрашиваемые поверхности изделия консервационное масло на хранение.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.7. При возникновении аварийной ситуации, которая может привести к несчастному случаю – возгоранию или поломке основных составных частей ТГ, немедленно отключите ТГ от электросети и остановите кнопкой «стоп» и сообщите об этом лицу, ответственному за ТГ или начальнику РММ для принятия необходимых мер безопасности.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. По окончании работы отключите теплогенератор кнопкой «стоп», убедитесь в том, что горение (факел) потухло.

Проверьте топливную систему на отсутствие течи.

4.2. При возникновении неполадок сообщите ответственному за безопасное производство работ или начальнику РММ.

425. Теплогенераторы, паровые и водогрейные котлы, работающие на жидком топливе, разрешается устанавливать как во встроенных, так и пристроенных помещениях. Стены помещений, в которых устанавливаются тепловые агрегаты, должны быть несгораемыми, а перекрытия могут быть деревянными оштукатуренными. Эти помещения должны отделяться от зданий основного назначения противопожарными стенами и иметь самостоятельный выход наружу.

426. Бак с топливом емкостью не более 100 л размещается в другом помещении, отвечающем требованиям пожарной безопасности. В случае установки его в одном помещении с теплогенератором или котлом он должен располагаться от стенок агрегатов на расстоянии не менее 2 м.

При этом не допускается устанавливать его против форсунки.

Топливные баки должны быть всегда закрытыми, сообщаясь с атмосферой через дыхательную трубу не менее 50 мм в диаметре. Запрещается выводить концы дыхательных труб внутрь помещения или на чердак.

427. Заполнять топливные баки горючим разрешается только при помощи насосов по специально проложенным топливопроводам. На топливопроводе у расходного бака следует устанавливать запорный вентиль.

Кроме расходного топливного бака, необходимо иметь емкость, установленную вне помещения, для аварийного слива горючего. Следует периодически промывать топливный бак от грязи и удалять отстой воды.

428. Топливопроводные соединения и арматура должны быть заводского изготовления, монтироваться герметически, чтобы исключалось подтекание топлива. Запрещается применение резиновых соединений и шлангов.

429. Запрещается работать на установке с нарушенной герметичностью топливопроводов и арматуры, с неплотностями в соединениях, с неисправным дымоходом, а также с электродвигателем без тепловой защиты.

430. Воспрещается использовать для работы тепловых установок бензин или добавлять его в другие виды топлива, оборудовать расходный бак стеклянными указателями уровня топлива, устанавливать на топливопроводах стеклянные отстойники, отогревать топливопроводы открытым пламенем.

431. Полы в помещениях, где установлены теплогенераторы и котлы, должны быть несгораемыми.

432. При выводе кирпичных дымовых труб водогрейных котлов и теплогенераторов через сгораемые перекрытия должны устраиваться противопожарные разделки величиной не менее 38 см с прокладкой между разделкой и деревом слоя асбеста толщиной в 2 см и больше.

При отсутствии этой дополнительной изоляции величина разделки должна составлять 51 см. Прокладывать металлические трубы через сгораемые перекрытия не разрешается.

433. Пуск, работа и остановка тепловых агрегатов должны производиться при соблюдении следующих мер:

а) проверить до запуска количество топлива в расходном и воды в водяном баках;

б) перед включением установки продуть камеру сгорания воздухом;

в) убедиться в наличии искры между электродами свечей;

г) отрегулировать подачу воздуха;

д) после подачи топлива отрегулировать процесс горения, добиться получения чистого и яркого пламени.

После окончания работы установки закрыть запорный топливный кран у бака и регулировочный кран на горелке, продуть установку воздухом.

434. Во время эксплуатации установки надо периодически вынимать камеру смешения и очищать ее от нагара.

436. Смонтированные в хозяйствах тепловые установки могут быть пущены в эксплуатацию только после приемки их специальной комиссией, назначенной приказом руководителя хозяйства при участии представителя Госпожнадзора.

Электрические теплогенераторы просты и удобны в эксплуатации, а их стоимость в несколько раз ниже стоимости твердотопливного аналога. Они не требуют специальных навыков и знаний по эксплуатации , что позволяет использовать их как в производстве, так и в быту. Такое отопление имеет массу преимуществ, но также есть и недостатки, которые следует также учитывать. Разнообразие моделей, которые отличаются по техническим характеристикам, позволяет использовать теплогенераторы для обогрева любых закрытых территорий. Каковы особенности подобных агрегатов, а также какие модели наиболее удобно использовать в тех или иных случаях, разберем далее.

С момента эксплуатации теплогенераторов появились как сторонники такого способа обогрева, так и ярые противники. Вызвано это неоднозначностью самого прибора, который с одной стороны, простой, легкий и быстрый , а с другой – довольно дорогостоящий (так как питается от электричества, которое в несколько раз дороже газа). Изначально планировалось, что теплогенераторы будут использоваться в ангарах и крупногабаритных помещениях, которые нужно быстро обогреть. Хотя за последние 5 лет теплогенераторы нашли себя в полноценной системе отопления, постепенно вытесняя водяное и газовое отопление из-за их дороговизны монтажа и самого оборудования.

Рентабельность использования теплогенератора в качестве основного источника отопления появляется только в том случае, когда:

  • нет альтернативы;
  • большая квадратура отапливаемого помещения;
  • требуется обогреть помещение быстро.

Некоторые фирмы и компании, которые не имеют газового снабжения, разрабатывают систему отопления от теплогенераторов, которые располагаются в подсобном помещении (обычно цокольный этаж). перемещается по специальным воздуховодам, которые подведены к каждой комнате.

Это удобно и практично, нежели использовать обогреватель или конвектор в каждой комнате.

Конструктивные особенности

Главной особенностью конструкции теплогенератора является отсутствие теплоносителя, на который тратиться энергия, вырабатываемая генератором. Электрический теплогенератор состоит из следующих конструктивных частей :

  • вентилятор – осуществляет циркуляцию воздуха;
  • нагревательный элемент – состоит из тенов, соединенных между собой, которые подогревает воздух.