Введение

История строительства флота Петра Первого на Плещееве озере

1 Начало строительства: первые корабли

2 Окончание флотостроительства и дальнейшая судьба кораблей

Тема «Потешная флотилия» Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

1 Музей-усадьба «Ботик Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

2 Новые предложения по использованию темы «Потешная флотилия Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

Заключение

Приложения

флотилия петр музей переславль


Введение


Моя курсовая работа посвящена теме «Потешная флотилия Петра Первого». В ней рассматривается история «потешной флотилии» Петра Великого на Плещеевом озере, история создания музея-усадьбы Ботик, рассказывается об экспозициях, выставках и программах музея, а также предлагаются новые проекты, связанные с темой «Потешная флотилия Петра», и которые пока не осуществлены.

Я выбрала данную тему, потому что Переславль-Залесский входит в Золотое кольцо России и является крупным туристским центром. И как будущего работника туриндустрии, и как человека, родившегося в этом городе, мне стало интересно развитие туризма в данном регионе.

В Переславле очень много достопримечательностей: 5 монастырей, Озеро Плещеево, музей-ботик «Ботик Петра I», Переславский музей-заповедник, «Музей утюга», «Музей чайника», «Дом берендея», дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, многочисленные церкви, самая известная из которых Спасо-Преображенский собор XII века. Здесь родились Александр Невский, великий русский полководец, М.И.Кошкин, конструктор Т-34, жил и работал Михаил Пришвин, и многие другие. Все это богатство можно и нужно показывать туристам.

Поэтому развитие туризма в этом регионе очень важно.

Также меня заинтересовал именно тот факт, что Переславль является колыбелью российского морского флота.

«Потешной флотилии» посвящены многие научные работы и труды. Известный краевед, Михаил Смирнов написал целую книгу о Переславле-Залесском, и одну из глав он назвал «Начальная база Русского флота». О музее-усадьбе «Ботик Петра I» можно найти информацию в путеводителе «Переславль-Залесский», который был составлен Пуришевым, а также на сайте самого музея, который называется «Филиал Переславского музея-заповедника «Ботик Петра I». О потешной флотилии можно узнать в путеводителе «По Переславлю-Залесскому и его окрестностям», составленным К. Ивановым.

Целью данной работы является изучение темы «Потешная флотилия Петра I» в туриндустрии Переславля-Залесского и разработка идей новых проектов, связанных с этой темой. Для этого необходимо тщательно изучить историю строительства потешной флотилии, историю музея-усадьбы «Потешная флотилия Петра I», экскурсии, выставки, праздники, связанный с данной темой, и после этого приступить к разработке новых предложений.


1 глава. История строительства флота Петра Первого на Плещееве озере


1 Начало строительства кораблей на Плещеевом озере


«...Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце. Эта черта - преданность той идеи, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни».

Переславль-Залесский - древний русский город, один из туристических центров Золотого Кольца России. Находится в ста сорока километрах на северо-восток от Москвы, на федеральной автодороге Москва-Холмогоры.

Переславль и его окрестности славятся своей историей, архитектурными памятниками и необыкновенно красивой природой. Часть окружающих его природных и исторических ландшафтов включена в состав национального парка "Плещеево озеро" <#"justify">и части судов. Он вмещал в себе шесть ?амбаров?, разной величины, шесть изб, крытых ?дранью сканою?, а на них ?охлупные жёлобы с прикраскою?, конюшни, сарай и забор со стороны озера.

Сзади делового двора были огорожены бревенчатыми заборами ещё два двора: один для хранения сена лошадям ?остожный двор? и второй - ?дровяной двор?. Сюда ?на государев новопостроенный двор для их государских походов? местное население было привлечено ещё зимою 1691 г. выставить 500 сажен дров .

По сохранившемуся народному преданию, царский дворец стоял на том месте, где теперь Петровский Музей, вмещающий в себе ботик ?Фортуна?, - только он подходил ближе к озеру. Против дворца к озеру был фруктовый сад. Вправо от дворца к с. Веськову находилась деревянная церковь Вознесения, отчего ближайший овраг получил название Вознесенского. Влево от дворца был колодезь, далее возвышение, известное под именем Гремяч, а за ним курганы (?несколько холмов, расположенных рядами?); позади дворца амбары и погреба; за ними немного в сторону к селу Веськову стояла кузница.

К этому времени почти неразлучным спутником царя становится Франц Лефорт, «человек забавный и роскошный или назвать дебошан французский», как характеризовал его один из современников. Очевидно, «обеды, суп и балы, к которым приучил он Петра в Москве, решено было теперь переносить время от времени на Переславское озеро. Но вместе с тем Лефорт, отличавшийся широким кругозором и разносторонними знаниями практического и теоритического характера, по свидетельству Голикова, вернул Петра к возобновлению корабельных занятий на Переславском озере и вместе с потехой втянул его в серьезное дело.

Дворец был окончен постройкой поздней весной или даже летом, а судостроение началось ещё зимой 1691 г.

Из близких к Петру людей были переславцы - князь Борис Алексеевич Голицын и, вероятно, Александр Данилович Меньшиков.

Могло быть и ещё одно обстоятельство, которое повлекло Петра в Переславль, это не выясненные его биографами отношения к одной девушке - Наталии Ивановне Взимковой, дочери умершего дьяка государевой палаты, в 18 лет бывшей монахиней Переславского Фёдоровского монастыря. ?Такое раннее её монашество, - говорит монастырский историк, - предполагает какое-то особенное обстоятельство, приведшее её в монастырь?. А местная

монастырская легенда отвечает на это, что она была в близких отношениях с влюбчивым царём и заточена сюда, чтобы замять скандал.

Поэтому, у молодого царя могло быть несколько причин для того, что бы возобновить свои корабельные потехи.

Начиная с февраля 1692 года, Петр провел в Переславле более ста дней.

Голландский резидент барон ван Келлер по этому поводу сообщал своему правительству 19 февраля 1692 года: « Его величество младший царь Петр Алексеевич живет постоянно на даче и находит удовольствие в надзоре за кораблями, которые стоят в Переславле, в трехдневных переходах от Москвы».

Во второй период(1991-1692) Петр был активным участником кораблестроительства и сам работал топором под руководством иноземных мастеров: того же Карштена Бранта, а после его смерти Класса или Никлассона и Арриена Меэтье.

По сообщению Номена Шоельтема, одного из голландцев, проживавших в Москве, Петр принял в это время на службу несколько голландских корабельных мастеров, из которых наиболее сведущим был Арриент Меэтье. Петр устроил с ними соревнование в работе: приказал поставить два равной величины киля - один для себя, другой для голландца, получая одинаковую с ним задельную плату. С ним вместе работали 16 преображенцев, его соратники по сухопутным военным потехам во главе с Яковом Ворониным, способным и энергичным малым.

По «городскому приказу, Петр со своими учениками должен был к весне 1692 года соорудить корабль, и, хотя Петра не раз отрывали от дела и вызывали в Москву, он успешно довел дела до конца, опередив мастера-голландца. По этому поводу В.Бергам замечает: «Может статься, скромность была причиною того, что старший мастер, благоразумно медля, предоставил пальму первенства в скорости работы младшему, который 1-го мая 1692 года начал свои прогулки по озеру».

Большие расходы на материалы, а главное, на содержание двора и служащих (?про государев обиход?) потребовали значительных средств. Кроме дворцовых расходов материалами из царских кладовых, здесь на месте понадобился специальный сбор, главным образом

с монастырских вотчин ?по гривне со двора? (по 1 рублю 70 копейкам на наши довоенные деньги):

с Горицкого монастыря 96 рублей 13 алтын 2 денги

с Никитского монастыря 38 рублей 10 алтын 0 денег

с Данилова монастыря 48 рублей 3 алтын 2 денги

с Фёдоровского монастыря 28 рублей 0 алтын 0 денег

с Рыбной слободы 13 рублей 10 алтын 0 денег

с Ростовского митрополита 434 рубля 16 алтын 2 денги

с Симской волости 84 рубля 13 алтын 2 денги

А всего 743 рубля.

За зиму 1692 года был построен корабль, отличающийся большими размерами, настоящие морское судно, вооруженное, по одним сведениям 24 пушками, а, по другим, 30 пушками тяжелого калибра. Скорее всего, его строил Класс. Также Петр распрядися перевезти сюда все суда с реки Москвы. Таким образом, здесь к вскрытию озера находилась целая флотилия.

Это был первый русский флот.

Первый флотский праздник же состоялся 1 августа. Он начался церковной церемонией. Из двух приозерных церквей - Сорока мучеников и Введения, стоящих друг против друга на противоположных берегах устья реки Трубеж, совершился крестный ход на Переславское озеро. Петр также приказал усилить церковную церемонию участием всех переславских церквей, чтобы придать ей более внушительный характер. На рыбацких лодках, связанных парами и тройками, церковная процессия с крестами и иконами в сопровождении духовенства, одетого в лучшие облачения. Проследовала по реке Трубеж до рыбацких церквей. Здесь в обеих церквах служили обедни. По окончании, которых выехали на озеро, служили молебен и кропили «святой» водой флот. В заключении церемонии палили с судов из пушек, а с берега потешные войска - из ружей. Празднество закончилось военными «экзерцициями» на воде и суше.

По окончании был устроен пир. По поводу, которого Гордон заметил, что на нем были они «веселы».

Голиковым это событие описывается подробнее:

«1 мая Пётр спустил построенные там суда на воду. Генерал Гордон, бывший там, описал в журнале своём, сколь велико было его удовольствие от плавания и управления теми фрегатами; оно продолжалось несколько недель и генерал Лефорт, яко первый подавший ему случай к построению сего малого, но первого флота, был тогда же пожалован генерал-адмиралом. Потешное войско было также при сём спуске фрегатов, или, лучше сказать, при сём празднике, что доказывается «подённою запискою» сего года, в которой записано, что когда монарх 1 августа приказал быть крёстному на озеро ходу, то во время погружения креста сам с фрегата стрелял из всех пушек; а в то же время стоявшая на берегу строем пехота, командуемая генералом Гордоном, палила из мелкого ружья и пушек».

Через месяц Петр покинул Переславль и указал своим сотрудникам сообщать ему обо всем, касающемся флотилии.

Сохранилось одно такое письмо Якима Воронина:

«Пишут ученики твои из Переславля-Залесского корабельного дела мостильщики, щегольского дела мастера якима Воронина с товарищи 16 человек челом бьют за твое мастерское учение. По твоему учительскому приказу нам, ученикам, что которую яхту опрокинули в воду, и тое яхту мая в 9 день взняди и воду из нее вылили; а чердак у нее сломало. У юмферов железо переломано и ее взвели к мосту. И она зело качка, на одну сторону клонится. А другую яхту взвели тут же к мосту небольшими людьми и парусом и возведи поставили на якорь. И по сие число шла она хорошо».

Авария, о которой сообщается в письме, указывает на то, что не все суда были удачно выстроены. Это понятно. Как ученические опыты, переславских суда неизбежно должны были иметь те или иные недостатки.

И дальше шла постройка кораблей. Было построено еще много шлюп, лодок и галер. Точное число их не известно. Но в 1722 году находилось их на хранении 87. Им давали разные имена чаще на иностранный манер: «Фортуна», «Марс», «Анна» (в честь Анны Монс, в которую в то время был влюблен Петр).

К лету 1692 года Переславское озеро было покрыто военными судами, оснащенными артиллерией, а Переславский флот представлял собой организованную военную единицу. Адмиралом его был, по одним сведениям, Лефорт, а, по другим,- князь Ромодановский.

июля 1692 года на Переславский флот приехал посмотреть весь двор Петра и его матери Натальи Кирилловны, его жена, царевич Алексей и сестра, царевна Наталья Алексеевна. Они сделали вклады в местные монастыри. Затем был повторен церковный ход, снова царская флотилия салютовала из пушек и маневрировала по озеру.

В то время ка Петр пребывал в Переславле, заболел горячкой его неразлучный друг Лефорт. Он пролежал 20 дней и Петр неоднократно посылал гонцов в Москву, чтоб узнать о его состоянии.

августа, едва оправившись от болезни Лефорт, прибыл в Переславль.

В письме в Женеву к своему брату он так описывает это обстоятельство:

Флот в Переславле был готов, то есть пять кораблей, которые его царское величество обставил очень богато, одна галера и несколько мелких судов на озере в 2 мили ширины и приблизительно в 4 мили длины. Но моя болезнь была причиною того, что я не мог там присутствовать. Так как их царские величества уехали туда до моей болезни и оставили меня здесь для исполнения их приказаний, пока я не получу письма о времени моего возвращения, то все были очень удивлены, услыхав о моей болезни. Я уверяю вас, дорогой брат, что их царские величества сделали мне честь посылать многих курьеров и даже особ с высоким положением, чтобы узнать о состоянии моего здоровья. Доктора ничего не упустили из своих обязанностей и, слава богу, я мало-помалу поправился. Так как я видел, что их величествам очень хотелось видеть меня в Переславле, то я решился пуститься в путь тотчас после моей болезни, чтобы засвидетельствовать там свою преданность. Расстояние (от Москвы) считают в 24 мили. Я не могу, дорогой брат, изобразить радости, которую выказали мне их величества и все придворные при моём приезде. Так как я имею честь командовать кораблём, который называется «Марс», и на котором их величества делают мне честь пребывать, то они тотчас же по моём приезде отбыли на названный корабль и выслали бригантину, чтобы отвести меня к их особам. Когда я вступил на корабль, они осыпали меня выражениями такой большой милости, что я не могу вам описать. Все пушки на нём дали залп, и после того как мне была показана богатая отделка и всё устройство моего корабля, мы вернулись на берег. В честь моего приезда, по приказанию царя, стреляли со всех судов, а потом повели в дом, который их царским величествам было угодно выстроить для меня; дом этот очень красив.На следующий день их величества сделали мне честь обедать у меня, а на третий день угодно им было угощать меня на нашем корабле, причём в продолжении всего дня не умолкали выстрелы со всех судов.

Таким образом, начало русского флота было отпраздновано на славу. В конце октября Петр отдал распоряжение построить еще два корабля. После чего серьезно заболел дизентерией и отбыл из Переславля. Он вернулся сюда лишь в феврале 1693 года и пробыл здесь до апреля.

По скрытию озера Петр снова прибыл сюда и убедился, что озеро мало и тесно для его замыслов. «Несколько лет,- писал он в предисловии к уставу морскому,- исполнял я свою охоту на озере Переславском, наконец; ездил на Кубенское озеро, оно было слишком мелко. Тогда я решил видеть прямо море, и стал просить позволения у матери съездить к Архангельску; многократно возбраняла она мне столь опасный путь, но, видя великое желание мое и неотменную охоту, нехотя согласилась».

Так началось настоящее дело. Петр перенес строительство кораблей сначала на Белое море, а потом на Балтийское. Историческая роль Плещеева озера закончилась.

Уезжая в Архангельск, Петр выменял село Веськово с деловым двором с судовой верфью, потешным двором на вотчину Большие соли в Костромской губернии.

Постепенно на Белом море началось судостроительство, из Переславля переводились мастера и плотники. Но в Переславле оставались 12 холмогорских, вологодских плотников, которые занимались починкой кораблей. В декабре 1693 года всего служащих было 28 человек.

Переславская флотилия в отношении её управления была присоединена к Беломорской флотилии и учитывалась как серьёзная сила.

Вот что мы узнаём об этом из письма Ф. Лефорта к его брату:

Меня прочат в адмиралы всех судов его величества и говорят, что царь непременно желает этого. Лишь только дело будет решено, я тотчас же сообщу вам. Но место это сопряжено с большими заботами и трудами, потому что здесь стоит целый флот, а в Переславле находятся тоже очень хорошие суда. Конечно, моё повышение будет ещё значительнее, потому что я буду сделан генерал-адмиралом. Но эти ?хорошие суда? были заперты в небольшом водоёме и вывести их отсюда, чтобы использовать для назревавших государственных надобностей и присоединить к другим морским судам, было в высшей степени трудно.

Но проба была сделана относительно самого большого корабля, построенного мастером Классом. Находясь за границей в Амстердаме,

Пётр писал в Москву (31 декабря 1697 г.) относительно его, что ?по новине своей и величеству? он годен будет в Каспийский флот, где в то время заложена была верфь и строились суда.

Каким образом можно было провести его в Волгу, царь дал подробные указания. Так как на озере весною долго плавает лёд, а потом, когда озеро очищается, то реки уже спадут, поэтому, указывал он, следовало начать проводить корабль зимою. Для этого надо было пробить во льду канал, в мелких местах песок разгрести и перетащить судно при помощи переносных воротов; к весне поставить его у реки Вёксы и как только настанет половодье, провести его Вёксою, для чего придётся в некоторых местах копать берега. ?А когда до Сумина озера придёт, то оттуда без труда Нерлью, понеже оная река довольной ширины есть, а хотя мелка и камениста, но в полую воду довольной глубины будет?.

Что вышло из этого, осуществилось ли на деле распоряжение Петра, сведений не имеется. Что же касается остальных судов, то имеются совершенно определённые данные, что им суждено было навеки остаться тут и погибнуть, за исключением одного, ботика ?Фортуны?. Основной причиной этого, как указано выше, была изолированность Плещеева озера от магистральных водных путей, обрекавшая флотилию на опасное бездействие. Оказавшись ненужной, она расценивалась на месте как отыгранная игрушка, к хранению которой подходили с формально-казёнными приёмами.

Тем не менее нужно признать, что меры для её хранения принимались. Так, в 1702 г. Петром приказано было Переславскому воеводе ?с реки Трубежа поднять на берег три судна и поставить в удобных местах грацкими и уездными людми?. Когда это было сделано, то другому воеводе, сменившему прежнего, в том же году осенью велено было те суды осмотреть и описать, каким званием они устроены и каковы мерою в длину и ширину, и что к ним каких канатов и вёсел и якорей и иных всяких припасов по судам порознь, и поставлены в удобных ли местах, и дранью покрыты ль крышка и иное всякое о тех судах строение впредь прочно ль и надёжно; и кому те суды для бережения отданы, а описные книги велено подать в Разряд.

И так как ?над теми судами крышка явилась худа?, то она ?вновь накрыта [была] дранью новой?, а для охраны их приставлены три человека посадских людей, которые обязаны караулить их ?днём и ночью с великим радением?.

Подобные меры применялись неоднократно и относительно прочих судов, сгруппированных в последующие годы в двух пунктах: на р. Трубеже и в селе Веськово. Большинство судов хранилось на Трубеже, а именно: в самой реке оставлены были фрегаты наибольших размеров, они стояли здесь лето и зиму, - на левом берегу на лугу близ Знаменской церкви и Рождественских ворот хранились под навесом три корабля, поставленные здесь в 1702 г., а на противоположном правом при церкви Ивана Богослова - мелкие суда. Остальные суда находились близ Веськова на деловом дворе. Тут же сложены были по амбарам разные корабельные принадлежности. Но с судов, стоявших на Трубеже и расположенных по обоим его берегам, ?корабельные снасти? береглись также в частном амбаре в самом Переславле.

Затем Петр побывал в Переславле лишь в 1711 году перед Прутским походом, о чем свидетельствует вклад, сделанный им в Федоровский монастырь 1 марта.

После чего Петр снова забыл о Переславле до 1722 года. О потешной флотилии ему напомнил Ништадский мирный договор, закончивший великую Северную войну. И что же он увидел??

О впечатлениях царя говорит его указ:

«Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер. А буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших. Яко пренебрегших сей указ. Петр. В Переславле в 7 день февраля»

Это самое первое распоряжение об охране памятников исторического характера в России.

Переславские воеводы, испугавшись гнева царя, принялись за дело. Остатки кораблей были помещены под навес и огорожены забором.

Пожар 1783 года поставил окончательную точку в трагической судьбе петровской флотилии. Счастливая судьба выпала на долю бота, пророчески названного «Фортуна». Ему довелось уцелеть. После пожара сохранились остатки царского дворца, других кораблей, уникальные корабельные украшения (см. приложение Б).

В 1802 году Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков посетил место, где, по его словам, «сильный Петр учился мореплаванью и оставил городу в залог самим же им состроенный первый ботик в государстве нашем». Выполняя указ Петра, он принимает твердое решение построить здание для хранения бота.

августа 1803 года первый провинциальный музей России открывает свои двери. На его фронтоне золотом высечено: «Великому Петру усердный Переславль».

В 1842 году возводится каменная сторожка - караульное помещение для отставных матросов, охранявших музей. Спустя 5 лет, в 1847 году, владимирское дворянство выкупило Веськовское поместье в общественную собственность.

И 17 августа 1850 года великими князьями Николаем и Михаилом Романовыми был заложен монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера. Ровно через два года в присутствии Владимирского губернатора и архиерея состоялось торжественное открытие обелиска.

2 глава. Тема «потешная флотилия» Петра I в туриндустрии Переславля-Залесского


1 Музей-усадьба «Ботик Петра I» (см. приложение Г)


В конце 17 века царь Петр построил в Переславле-Залесском потешную флотилию. Переславль стал колыбелью военно-морского флота России.

Но что стало с усадьбой Петра в последующие года?

В 1762 году усадьба была отдана во владение Екатериной Великой ротмистру Бутакову. С тех пор усадьба переходила из рук в руки, ветшала и разрушалась. Уже в конце 18 века сохранился лишь бот «Фортуна», остатки от дворца и мастерских. В 1803 году на пожалования жителей Переславского уезда было построено каменное здание. 1 августа того же года состоялось перенесение бота «Фортуна» в это помещение. На фронтоне здания благодарные переславцы поместили металлическую табличку с надписью: «Петру Великому усердный Переславль».

От Бутаковых усадьба перешла по наследству к Нечаевым, затем к Нелидовым. В 1840 году ее приобрел чиновник Емельянов. А в 1847 году усадьба и село Веськово была куплена прогрессивной частью владимирского дворянства за 27 тысяч рублей, и усадьбу превратили в исторический памятник, который сохранился до наших дней.

Перед зданием музея стоит памятник Петру - гранитный обелиск работы А.С. Кампиони. Открытие музея состоялось 17 августа 1852 года. Рядом с памятником - большие якоря с петровских кораблей. К западу от них стоит «дворец» и танцевальная площадка «Ротонда», сооруженные в 1852-1854 годах. В это же время в усадьбе при въезде в нее с южной стороны были воздвигнуты про проекту Жеребцова триумфальные ворота.

На данный момент в музеи 3 основные экспозиции:

) «Бот «Фортуна»»

Экспозиция расположена в Ботном доме. Главный экспонат - бот «Фортуна». Рядом размещены деревянные блоки ворот, котел для варки смолы, остатки такелажа и парусов, слюдяные оконницы, точило, мачты, рули и другое. У одной стены в Ботном доме установлен бюст Петра - образец русского чугунного литейного искусства, изготовленный на Выксунском заводе Ботащевых, и подарен музею Д.Д. Бекетовым в 1852 году. Последняя реставрация здания Ботного дома экспозиции была закончена в 2010 году.

) Выставочно-презентационный зал «Ротонда» - в прошлом это здание для общественных приемов в память о Петре I, построенное в 1852 году га средства дворян Владимирской губернии. Впервые он распахнул свои двери после многолетнего запустения в 2003 году. С этого дня Ротонда является украшением музея-усадьбы «Ботик Петра I». Ее великолепный интерьер воссоздан по архитектурно-художественным мотивам петровского времени: стены, обитые бордовым штофом, невесомая роспись потолка, массивные дубовые порталы, паркетный пол, великолепный по рисунку, привезенному юным Петром из Голландии, стилизованные под первую четверть 18 века столы и лавки, а также подлинные экспонаты позволяют передать настроение и колорит той далекой эпохи.

Сегодня здесь с успехом проводятся выставки, презентации, торжественные церемонии, экскурсионно-художественный программы для детей и взрослых, особое место среди которых занимает яркое театрализованное действие - Петровская Ассамблея, не имеющие аналогов в Ярославской области.

Петровская Ассамблея - развлекательная программа для посетителей музея-усадьбы «Ботик Петра I». Роскошный интерьер начала 18 века, великолепные костюмы прекрасных дам и галантных кавалеров, волшебные звуки менуэта перенесут все желающих в эпоху Петра. Посетители усвоят щегольские правила, принятые в светском обществе, научатся передавать самые заветные мысли с помощью языка веера и мушек, освоят замысловатые фигуры «короля танцев» - менуэта и узнают последние дворцовые новости начала 18 века из уст словоохотливых барышень.

Программа рассчитана на взрослую аудиторию. Стоимость билета:

рублей на человека - с угощением для дам и кавалеров

рублей на человека - без угощения.

) Выставка «В начале славных лет». Была открыта после длительной реставрации 5 мая 2012 года. Экспозиция рассказывает об истории усадьбы «Ботик Петра I» с конца 17 века, когда она была местом, где располагался потешный флот царя до визита сюда последнего российского императора Николая II в 1913 году.

Основа экспозиции зала подлинные вещи конца 18 века, связанные со строительством первых русских судов на берегах Плещеева озера: инструменты, которыми пользовались петровские корабелы, детали судов, их вооружение и снаряжение. Особую ценность представляют корабельные украшения, выполненные резчиками Оружейной палаты. Образную убедительность деяниям Петра по созданию флота придает картина академика живописи Д.Н. Кардовского «Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 году».

«Комната Петра I» - реконструкция интерьера одной из светлиц царского дворца. Здесь собраны типологические вещи петровского времени: мебель, предметы старинной утвари. В экспозиции можно увидеть портреты членов семьи Петра, его отца, царя Алексея Михайловича, матери Натальи Кирилловны и первой супруги Евдокии Лопухиной.

Третий зал - парадный. Его основной замысел - воздать должное Петру и, наконец-то, обозначить роль Владимирского дворянства в сохранении этого исторического места. На фоне интерьера общественных усадебных помещений середины 19 века представлены архивные документы по истории усадьбы, портреты людей, принимавших участие в ее судьбе.

Музей-усадьба «Ботик Петра I» открыт для посетителей:

Ежегодно в конце июля в музее-усадьбе «Ботик Петра I» проводится празднование Дня военно-морского флота России. Праздник торжественно открывают сам Петр и Екатерина Великая. В программе театрализованные костюмированные представления, шоу эстрадных и фольклорных коллективов, знаменитая петровская уха, заморские блюда и напитки, набор в царские полки и их состязания, игровые площадки, петровские забавы, фестиваль-ярмарка, летний маскарад, фейерверки.

Целью данного мероприятия является сохранение историко-культурного наследия, приобщение жителей города и гостей города к событийному туризму, изучение культурных традиций русского народа, популяризация народно-художественных промыслов, предметов быта, украшений, текстильных изделий и кулинарного искусства, все то, что интересует жителей города и туристов, посещающих Переславский район.

Переславцы и гости города становятся свидетелями грандиозного и яркого театрализованного действия. В эти дни праздник распространяется по всему городу. На всех улицах, площадях и в парках звучит музыка и смех.

В музее-заповеднике военно-исторические дружины показывают свое боевое искусство, льются русские песни, народные умельцы выставляют товар, от которого нельзя оторвать глаз, и поэтому обязательно хочется приобрести что-то на память. К вечеру веселье достигает своей высшей точки и перемещается на центральный спортивный стадион города. Здесь зрители получают море удовольствия, наслаждения и впечатлений.

А на следующий день в музее-усадьбе «Ботик Петра I» под звуки оркестра торжественно поднимается Андреевский флаг. В белом дворце встречает гостей великий реформатор, царь Петра, начинается петровская Ассамблея. А если посмотреть на Плещеево озеро, то можно увидеть, как по его синим волнам плывут корабли и пристают к берегу. Сам морской царь Нептун прибывает на праздник, да не один, а со свитой -чертями, русалками, водяными.

Проведение данного мероприятия, безусловно, способствует привлечению туристов в город.


2 Новые предложения по использованию темы «Потешная флотилия Петра I» , способствующие развитию туризма в Переславле и Переславском районе


В данном пункте я излагаю свои собственные мысли и идеи о том, как можно использовать тему «Потешная флотилия» Петра I» для развития туризма в Переславле. Ведь в стратегии социально-экономического развития города Переславля-Залесского туризм выделен как одно из приоритетных направлений.

Для реализации данного направления необходимо создать благоприятный психологический климат для гостей нашего города. Для этого необходимо, на мой взгляд, во-первых, привести улицы города в надлежащие направление (убрать мусор, снести аварийные здания, покрасить старые, отремонтировать дороги), во-вторых, развивать туристскую инфраструктуру, в-третьих, окружать гостей города гостеприимством и доброжелательным отношением со стороны гидов, персонала гостиниц и предприятий питания. Ведь то, как встретят и обслужат туриста, формирует их благоприятное впечатления о месте пребывания.

Также турфирмам и турагентствам нельзя ограничиваться только тем спектром услуг, который существует на данный момент. Для привлечения туристов в город совершенно необходимо создавать новые предложения, экскурсии, анимационные программы.

Переславль-Залесский является колыбелью российского военно-морского флота. Именно этот аспект заинтересовал меня, и в ходе написания работы у меня появилось несколько идей о том. Как можно использовать данную тему в новых проектах.

Например, возможно разработать новый экскурсионный маршрут по тем местам в Переславле. Которые как-либо связаны с «потешной флотилией» и самим Петром, но которые до сих пор не задействованы в экскурсионных программах.

Экскурсию можно начать в Никитском монастыре. Там сохранились настоятельские покои. Это самая лучшая комната второго этажа, выходящая окнами на озеро и город. Она носит название петровской. В этой комнате жил царь Петр в первые дни своего пребывания в Переславле, так как Никитский монастырь устраивал царя в связи с близким расположение к озеру, пока он увлекался лишь катанием по озеру, но именно там у молодого царя появились мысли построить корабли на Плещеевом озере.

Второй точкой экскурсии может стать устье реки Трубеж. Первые корабли и лодки были построены здесь в 1688 году.

Затем экскурсантов везут в ныне не недействующий Горицкий монастырь, в котором также жил Петр и его мастера-корабелы.

Конечным пунктом экскурсии может стать музей-усадьба «Ботик Петра I», ведется основная часть экскурсии. Рассказывается о истории строительства «Потешной флотилии», проводятся анимационные программы, экскурсанты посещают экспозиции и выставки.

Новым проектом и весьма интересным может стать Бот, построенный по чертежам и технологиям кораблестроения конца 16, начала 17 века, для водных экскурсий по озеру.

Можно разработать новую анимационную программу, наподобие Петровской Ассамблеи, но смысл, который будет заключаться не в изучении придворного этикета, а в изучении корабельного дела. Это будет своеобразный мастер-класс для тех туристов, которые захотят почувствовать себя настоящими корабелами.

Также интересными будут для посетителей «Ботика Петра I» театрализованные баталии потешных войск, которые устраивал сам Петр. В Переславле проводились подобные мероприятия, но лишь раз в 2011 году на праздновании Дня военно-морского флота России.

Для привлечения туристов, возможно, устраивать праздники, ярмарки, фестивали. Например, таким праздником может стать «день петровской ухи», где желающие могут отведать знаменитую петровскую уху из переславской рыбы.

Таким образом, новых интересных идей очень много. Они вполне осуществимы. И конечно, туристкой отрасли в Переславле есть куда развиваться.


Заключение


В ходе изучения темы «Потешная флотилия Петра I» я рассказывала о истории строительства кораблей на Переславском озере, о музее-усадьбе «Ботик Петра I», о выставках, экспозициях, анимационных программах, которые предлагает нам музей.

Результатом данной работы по изучению данной темы стало разработка идей новых проектов, связанных с ней.

К новым проектам относится:

Новая экскурсия, связанная с историей строительства первых кораблей русского флота и жизнью Петра Великого в Переславле-Залесском.

Постройка Бота для водных прогулок туристов и экскурсий.

Новая анимационная программа, целью которой станет изучение корабельного дела.

Театрализованные баталии потешных войск, в которых могут поучаствовать сами туристы.

Всевозможные фестивали и праздники, связанные с потешной флотилией.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что необходимо создавать новые турпродукты для привлечения туристов в Переславский край, и тем самым давать толчок не только развитию туризма, но и всей экономике и инфраструктуре города.


Список использованных источников и литературы


1. Официальный сайт музея-усадьбы «Ботик Петра I». URL: <#"justify">Приложение А


Схема города Переславля-Залесского (С достопримечательностями)

Приложение Б


Бот «Дедушка Русского флота»


Приложение В


Бот «Фортуна»


Приложение Г


Ботный Дом


Памятник Петру Великому (музей-усадьба «Ботик Петра I»)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА ПЕТРОМ I

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал, что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот, историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создаётся Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие — неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот. Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту — в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра). На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».


К сожалению, судьба корабля сложилась трагично — он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».


Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

В 1689 году разрешился внутренний кризис — царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника — геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.


В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня — с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь — Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи — все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться — отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру — не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях. По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» — он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.

В составе эскадры из трех кораблей («Св. апостол Павел», «Св. Пророчество» и «Святой Петр») Петр провожал торговую эскадру до выхода из Белого моря. К сожалению, этот поход прошел не слишком радужно. Во время достаточно короткого перехода стал очевиден дефицит морских офицеров — все сподвижники Петра были хороши для Потешной флотилии, но с трудом ходили на настоящих судах. Если «адмирал» Ромодановский и «вице-адмирал» Бутурлин худо-бедно справились с обязанностями, то «контр-адмирал» Гордон только по счастливой случайности не посадил на скалы яхту «Свя той Петр».

На этой же яхте Петр решил посетить Соловецкий монастырь, но в пути корабль застала сильная буря. В наше время наострове БольшойСоловецкий находитсяморскоймузей. . Если верить некоторым источникам, священники уговаривали царя принять причастие чтобы умереть с чистой совестью. Но Петр только отмахнулся от предложения и сам встал за штурвал яхты. Все обошлось — пробыв некоторое время на Соловках, он вернулся в Архангельск.

По возвращении в Архангельск Петр занялся вооружением и снаряжением корабля «Апостол Павел», а после прибытия купленного в Голландии корабля «Св. Пророчество» принял его под команду и совершил плавание в Белом море до Св. Носа в эскадре под флагом Ромодановского. Из второго путешествия по Белому морю Петр возвратился с неукротимым желанием приступить к строительству русского флота. России в то время принадлежало два морских побережья - Беломорское и Каспийское.

Естественным было устремление к Белому, которое связывало страну с Англией, Голландией и дру-гими странами. В Москве далеко не все понимали эти устремления. Петр же понимал, что великая страна, ее экономика требовали выхода к морю. Он не мог тогда бо-роться за возврат Балтийского побережья России, там господствовала мощная держава. И повернул свои взоры на юг, к Азовскому и Черному морям.

Россия искала выход к морю. Начинать было решено с юга… В феврале 1695 г. царь Петр Iприказал собирать войско - отвоёвывать у турок город Азов в устье Дона. Под именем бомбардира Петра Михайлова царь отправился в путь вместе с первыми полками западного образца: Преображенским, Семёновским и Лефортовым . Крепость Азов после долгой осады решили взять штурмом. Множество русских солдат и офицеров погибло, но город взять не удалось. Турки подво-зили морем свежие войска и продовольствие. Первый азовский поход 1695 г. закончился бесславно…

Пётр тяжело переживал неудачу, однако об отступлении не думал. Без военного флота приморскую крепость взять было сложно. Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты, шить паруса и лить пушки.


Выстроили верфи, амбары, бараки. Заложили на стапелях два 36-пушечных корабля, двадцать две галеры и четыре брандера. К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска, пополненные и отдохнув-шие, снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи.

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Произошло это 18 июля 1696 г. С этого дня и открылся свободный выход в Азовское море.

Надо было утверждаться на всем Азовском море, вы-двигаться к Черному. А для этого следовало продолжать создавать флот и построить гавани, ибо, как говорил Петр I, «гавань - это начало и конец флота, без нее есть ли флот или нет - его все равно нет». 27 июля, после взятия Азова, Петр стал на лодках объезжать побережье. Как гласит легенда, на одном из мысов, или, как их здесь называли, рогов, вечером горели костры - то пастухи на таганах варили пищу. Здесь, на таганьем рогу, и решили соорудить гавань (будущий Таганрог) для первого в России регулярного военно-морского флота.

Позднее в предисловии к Морскому уставу Пётр напишет: «…государи морского флота не имущие токмо одну руку имеют, а имеющие флот - обе!» Вскоре после взятия Азова, 20 октября 1696 г., Боярская Дума по предложению Петра приняла постановление:«Морским судам быть!» Этот день считается днём рождения Российского Военно-Морского Флота.

В 1697 г. для изучения кораблестроения и морского дела Петр I отправился волонтером при Великом посольстве в Голландию. Работал он сначала в Саардаме на частной верфи, затем в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании, где участвовал в постройке корабля от закладки до окончания и получил от мастера Класса Поля аттестат о знании корабельной архитектуры. Одновременно царь жадно впитывал знания разного рода, которые в будущем он использовал для проведения преобразований в России.

В 1698 г., заметив, что у голландских кораблестроителей не хватает теоретических знаний и они более руководствуются опытом и практикой, Петр отправился в Англию и в Дептфорде изучал теорию кораблестроения. Будущий адмирал плавал на английском флоте до острова Уайт, присутствовал на устроенных в честь него морских маневрах, посещал музеи, арсеналы и другие интересовавшие его места. Во время поездки за границу были наняты на русскую службу моряки и других специалисты, в том числе вице-адмирал Корнелиус Крюйс и шаутбенахт (контр-адмирал) Рез, которые взялись за приведение в порядок администрации флота.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям. Тем не менее царь продолжал сооружение Азовского флота. По возвращении из заграничного путешествия Петр Михайлов, как царь себя называл, принял звание корабельного мастера и стал получать жалованья по 366 рублей в год. 19 ноября 1698 года он заложил в Воронеже 58-пушечный корабль. Но всё-таки путь на широкие, мировые морские просторы был для русских кораблей затруднён: Керченский пролив контро-лировался Турцией, так же как Босфор и Дарданеллы - проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря.

Основная нацеленность интересов русского государя изменилась, Пётр I обратил свои взоры на Балтику. Но там уже господствовал сильный флот только что взошедшего на престол юного и отчаянного шведского короля Карла XII. Опираясь на под-держку двух других признанных морских дер-жав - Англии и Голландии, он угрожал не только своим прибалтийским соседям - Дании и Польше, но и намеревался захватить русские города:Псков, Новгород и Архангельск .

«Король мечтает только об одной войне, - писал о Карле XII французский посланник, - ему слишком много насказали о подвигах и походах его предков. Сердце и голова наполнены этим, и он считает себя непобедимым…» Такую уверенность придавало Карлу обладание не только флотом, насчиты-вавшим 50 кораблей, но и 150-тысячной армией, набиравшейся из шведских крестьян, которые в мирное время жили на полученной от государства земле. Эта армия превосходила по своим боевым качествам многие западноевропейские наёмные армии.

Против Швеции в 1699 г. был создан антишведский воен-ный Северный союз. Каждое государство антишведской коалиции имело свои интересы: датский король Фридрих IV хотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 гг., в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии); саксонского курфюрста Августа II , который одновременно был и королём Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (При-балтики); Пётр Iстремился не только выйти к морю, но и вернуть России её исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.

В мае 1703 г. по приказуПетра I была заложена на берегу Невы, на острове Янни-Саари, крепость в шесть бастионов. Имя ей дали Петропавловская. Тысячи мужиков, свезённых со всей России, стоя по пояс в воде, дубовыми «бабами» забивали сваи в топкий берег. Всех воров-колодников по приказу Петра тоже пригоняли сюда на работу. Сотнями ложились люди в мокрую землю на краю света - не выдерживали трудов, да и хлеба не хватало. «Зело здесь болеют, а многие и померли», - писал Пётр в Москву, требуя прислать ещё людей. Так начался строиться Санкт-Петербург - новая столица России.

Столицу надо было защитить от шведов… Недалеко от устья Невы, в Финском заливе, лежал остров Котлин , заросший густым сосновым ле-сом. Только вблизи него можно было пройти к устью Невы, - в других местах мешали отмели. Скоро на отмели к югу от острова Котлин началась стройка нового русского форта Кроншлот , части будущей морской крепости Кронштадт. В инструкции ко-менданту крепости говорилось: «Содержать сию цитадель с божьей помощью ащо случится хотя до последнего человека».

Уже через год шведы начали нападать на новую крепость, да и на побережье тоже. Хотя все атаки были отбиты, но без кораблей надёжно защи-тить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, завизжали пилы. На берегах рек Сясь и Свирь, а за-тем и Невы возникали верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. Первый корабль Балтийского флота был построен в 1703 г. - 30-пушечный фрегат «Штандарт».

В мае 1703 г., начальствуя отрядом лодок с десантом гвардии, Петр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда «Гедан» и «Астрильд», за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Оказавшись без поддержки, гарнизон крепости Ниеншанц капитулировал после обстрела. Все течение Невы оказалось в распоряжении Петра. В сентябре в звании капитана он привел с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург корабль «Штандарт».

К концу 1705 г. он насчитывал более двух десятков кораблей, фрегатов и галер. Триста орудий стояло на их палубах, ещё пахнувших свежим лесом, и две тысячи двести человек экипажей, матросов и пушкарей, ожидали приказа, чтобы тронуться в путь. Ко-мандующим флотом царь Пётр назначил вице-адмирала Корнелия Крюйса.

Борьба шла долго и не всегда с успехом! Более двадцати лет, с 1700 по 1721 г., шла Северная война между Швецией и странами Северного союза. Вос-пользовавшись тем, что Фридрих IV направился со своими главными силами отвоёвывать Шлезвиг, Карл XII при поддержке англо-голландского флота высадил десант на датский остров Зеландия и осадил Копенгаген . Угрожая сжечь столицу Да-нии, Карл XII заставил Фридриха IV капитулиро-вать и выйти из Северного союза. Это произошло 7 августа 1700 г.

Эта война делится современными истори-ками на два периода: первый - с осени 1700 г. (начало осады Нарвы) до лета 1709 г. (Полтавская битва); второй с середины 1709 г. до 1721 г. (заключение Ништадтского мира).

С началом Северной войны необходимым стал и Балтийский флот. В 1702-1704 гг. строительство кораблей развернулось сразу в нескольких местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора. Кроме семи фрегатов было построено 91 судно. В конце 1704 г. созданная Петром на острове Котлин крепость имела уже более 70 орудий. К 1710 г. в состав флота на Балтике входило уже 12 линейных кораблей. Сильный флот ускорил взятие русскими войсками Выборга, Риги, Ревеля.

В 1706 г. Петра I произвели в капитан-командоры. 30 ноября 1707 г. он заложил в Санкт-Петербурге 16-пушечную шняву «Лизет», спущенную им в 1708 г. С 29 октября 1708 г. по указу адмирала графа Апраксина Петр Алексеевич стал получать жалованья командорского по 600 рублей, корабельного мастера по 1200 рублей. С 14 февраля по 27 мая 1709 г. он находился при судостроении в Воронеже, обозревал азовские порты, плавал на бригантине в Азовском море и 7 апреля спустил в Воронеже 2 построенных им корабля: 50-пушечный «Ластка» и 80-пушечный «Старый Орел».

Хотя для русских моряков строилось много разных кораблей и галер, - до шведского флота было всё-таки далеко. Однако мало-помалу русские войска с помощью флота отбили у шведов Нарву, Выборг, Ригу и Ревель и, наконец, в июле 1713 г. Гельсингфорс. У шведов не осталось в Финском заливе ни одного опорного пункта. В июле 1714 г. русский флот одержал победу над шведами в Гангутском морском бою, разгромив и взяв в плен отряд шведских кораблей.

Следующий этап резкой активизации в строительстве новых кораблей наступает в 1711-1713 гг. На русских верфях уже строили мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г. русский флот одержал 27 июля крупную морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Победа позволила русскому флоту контролировать Аландские шхеры и побережье. Стремясь перенести войну на территорию врага, российский царь наращивал численность и мощных линейных кораблей и шхерного флота. Окончательное утверждение на Балтийском море может быть приурочено к победе у Гренгама 27 июля 1720 г. К моменту окончания войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда.

С 1705 г. начались рекрутские наборы специально для флота. В дальнейшем до 1715 г. было 5 наборов, примерно по 1-1,5 тыс. человек каждый. Однако полностью комплектование флота стало реальностью только начиная с 1718 г. Первое мореходное училище было организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких» наук, готовящая кадры и для армии, и для флота. Вначале она была рассчитана на 200, а с 1701 г. - уже на 500 человек. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. В 1716 г. была организована так называемая гардемаринская рота.

В 1718 г. царственный вице-адмирал командовал авангардом флота Апраксина Ф.М. в плавании по Финскому заливу. 15 июля был спущен в Санкт-Петербурге построенный 90-пушечный корабль «Лесное». В 1719 г. царь начальствовал Балтийским флотом; флот ходил до Аланда, где простоял почти два месяца. В этом и предшествующем годах Петр усердно трудился над составлением морского устава, работая иногда по 14 часов в сутки.

Шведские сенаторы пробовали уговаривать своего короля Карла XII, чтобы он заключил мир с Россией. Однако Карл и слушать ничего не хотел. «Хотя бы вся Швеция пропала, - заявил он, - а миру не быть!» Пришлось опять объявлять новую мобилизацию по всей Швеции…

Ещё много побед над шведами одержал молодой Балтийский флот, и в 1721 го-ду шведы были вынуждены подписать Ништадтский мирный договор. По этому договору к России отошли: Ингерманландия, на землях которой возник Петербург, Эстляндия с городом Ревель, Лифляндия - с Ригой и часть Карелии - с Выбор-гом и Кексгольмом.

В честь Ништадтского мира Пётр приказал устроить большие празднества сначала осенью в Петербурге, а затем зимой 1722 г. в Москве. По московским улицам прошла не-обыкновенная процессия: множество больших макетов кораблей, поставленных на санные полозья, двигались к Кремлю.

На флагманском макете восседал сам Петр I, возглавлявший это шествие. А в Кремле его встретил старый друг. На пьедестале, украшенном картинами и надписями, стоял «Дедушка русского флота» - старый английский корабельный бот, на котором молодой русский царь плавал ещё по Яузе, и все «ко-рабли» отдавали «дедушке» честь…

К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. Он имел в своем составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов (Коробков Н.М. «Русский флот в Семилетней войне», М., 1946 г.). В его рядах было до 30 тысяч человек. Петербург, Кронштадт, Ревель, Архангельск - вот основные порты и базы его пребывания.

Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что было бы невозможно свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки без энтузиазма молодого Петра Великого, влюбившегося в морское дело, осознавшего в полной мере его важность для государства и заставившего приближенных также стать его энтузиастами.
Царь Петр стал редчайшим примером человека, обладавшего полнотой власти, но действовавшего не столько принуждением, сколько личным примером, особенно в области морского дела. Достойным памятником преобразователю служит созданный им флот.

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Сын царя, крестник царя, брат царя - Петр и сам был провозглашен главой страны, причем на тот момент мальчику едва исполнилось 10 лет. Изначально у него был формальный соправитель Иван V, но с 17 лет уже правил самостоятельно, а в 1721 году Петр I стал императором.

Царь Петр Первый | Haiku Deck

Для России годы правления Петра I явились временем масштабных реформ. Он значительно расширил территорию государства, построил прекрасный город Санкт-Петербург, невероятно поднял экономику, основав целую сеть металлургических и стекольных заводов, а также понизив до минимума импорт заграничных товаров. Кроме того, Петр Великий первым из российских правителей стал перенимать у западных стран их лучшие идеи. Но так как все реформы Петра Первого достигались за счет насилия над населением и искоренения всякого инакомыслия, личность Петра 1 у историков до сих пор вызывает диаметрально противоположные оценки.

Детство и юность Петра I

Биография Петра I изначально подразумевала его будущее царствование, так как он родился в семье царя Алексея Михайловича Романова и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Примечательно, что Петр Первый оказался 14-м ребенком у своего отца, но первенцем для матери. Также стоит заметить, что имя Петр было совершенно нетрадиционным для обеих династий его предков, поэтому историки до сих пор не могут выяснить, откуда же он получил это имя.


Детство Петра Первого | Academic Dictionaries and Encyclopedias

Мальчику было всего четыре года, когда скончался царь-отец. На престол взошел его старший брат и крестный Федор III Алексеевич, который взял опекунство над братом и приказал дать тому максимально хорошее образование. Впрочем, с этим у Петра Первого оказались большие проблемы. Он всегда был очень любознательным, но как раз в тот момент Православная церковь затеяла войну против иноземного влияния, а все преподаватели-латинисты были от двора отстранены. Поэтому царевича обучали русские дьяки, которые и сами не имели глубоких знаний, а русскоязычных книг должного уровня еще не существовало. В итоге Петр Первый имел скудный словарный запас и до конца жизни писал с ошибками.


Детство Петра Первого | View Map

Царь Федор III правил всего шесть лет и скончался из-за слабого здоровья в молодом возрасте. По традиции престол должен был занять еще один отпрыск царя Алексея, Иван, но он был очень болезненным, поэтому семья Нарышкиных организовала фактически дворцовый переворот и объявила наследником Петра I. Им это было выгодно, так как мальчик являлся потомком их рода, но Нарышкины не учли, что семья Милославских поднимет восстание из-за ущемления интересов царевича Ивана. Состоялся знаменитый Стрелецкий бунт 1682 года, итогом которого стало признание одновременно двух царей – Ивана и Петра. В Оружейной палате Кремля до сих пор сохранился двухместный трон для братьев-царей.


Детство и юность Петра Первого | Русский музей

Любимой игрой юного Петра I стали занятия со своим войском. Причем солдатики у царевича были вовсе не игрушечными. Его сверстники одевались в униформу и маршировали по улицам города, а сам Петр Первый «служил» в своем полку барабанщиком. Позднее он даже завел собственную артиллерию, тоже настоящую. Потешное войско Петра I называлось Преображенским полком, к которому позднее добавился Семеновский полк, а, кроме них, царь организовал потешный флот.

Царь Петр I

Когда юный царь был еще несовершеннолетним, за его спиной стояла старшая сестра, царевна Софья, а позднее мать Наталья Кирилловна и ее родственники Нарышкины. В 1689 году брат-соправитель Иван V окончательно отдал Петру всю власть, хотя номинально оставался со-царем, пока скоропостижно не умер в возрасте 30 лет. После смерти матери царь Петр Великий освободился от тяготившего опекунства князей Нарышкиных и именно с той поры можно говорить о Петре Первом как о самостоятельном правителе.


Царь Петр Первый | Культурология

Он продолжил военные действия в Крыму против Османской империи, провел серию Азовских походов, результатом которых оказалось взятие крепости Азов. Для усиления южных границ царь построил порт Таганрог, но полноценного флота Россия все еще не имела, поэтому окончательной победы не достигла. Начинается масштабное строительство судов и обучение молодых дворян за границей корабельному делу. И сам царь учился искусству постройки флота, даже поработав плотником на строительстве корабля «Пётр и Павел».


Император Петр Первый | Книгоголик

Пока Петр Великий готовился реформировать страну и лично изучал технический и экономический прогресс ведущих европейских государств, против него был задуман заговор, причем во главе стояла первая жена царя. Подавив стрелецкий бунт, Петр Первый решил переориентировать военные действия. Он заключает мирное соглашение с Османской империей и начинает войну со Швецией. Его войска захватили крепости Нотебург и Ниеншанц в устье Невы, где царь решил основать город Санкт-Петербург, а на близлежащем острове Кронштадт поместил базу русского флота.

Войны Петра Великого

Вышеперечисленные завоевания позволили открыть выход к Балтийскому морю, получивший позднее символическое название «Окно в Европу». Позднее к России присоединились территории Восточной Прибалтики, а в 1709 году в ходе легендарной Полтавской битвы шведы были разгромлены полностью. Причем важно заметить: Петр Первый в отличие от многих царей не отсиживался в крепостях, а лично руководил войсками на поле боя. В Полтавской битве Петру I даже прострелили шляпу, то есть он действительно рисковал собственной жизнью.


Петр Первый при Полтавской битве | X-digest

После поражения шведов под Полтавой король Карл XII укрылся под покровительством турок в городе Бендеры, который тогда входил в состав Османской империи, а сегодня расположен в Молдавии. При помощи крымских татар и запорожского казачества он стал нагнетать обстановку на южной границе России. Добиваясь высылки Карла, Петр Первый, наоборот, вынудил османского султана вновь развязать русско-турецкую войну. Русь оказалась в ситуации, когда нужно вести войну на три фронта. На границе с Молдавией царь попал в окружение и согласился подписать мир с турками, отдав им назад крепость Азов и выход к Азовскому морю.


Фрагмент картины Ивана Айвазовского "Петр I при Красной горке" | Pусский музей

Помимо русско-турецкой и северной войн Петр Великий нагнетал обстановку на востоке. Благодаря его экспедициям были основаны города Омск, Усть-Каменогорск и Семипалатинск, позднее к России присоединилась Камчатка. Царь хотел осуществить походы в Северную Америку и Индию, но воплотить в жизнь эти задумки не сумел. Зато он провел так называемый Каспийский поход на Персию, в ходе которого завоевал Баку, Решт, Астрабад, Дербент, а также другие иранские и кавказские крепости. Но после смерти Петра Великого большинство этих территорий оказались утерянными, так как новое правление посчитало регион не перспективным, а содержание гарнизона в тех условиях было слишком дорогостоящим.

Реформы Петра I

Благодаря тому, что территория России значительно расширилась, Петру удалось реорганизовать страну из царства в империю, и начиная с 1721 года Петр I стал императором. Из многочисленных реформ Петра I явно выделялись преобразования в армии, которые позволили ему достигнуть больших военных побед. Но не менее важными были такие новшества, как переход церкви под подчинение императору, а также развитие промышленности и торговли. Император Петр Первый отлично осознавал необходимость просвещения и борьбы с устаревшим образом жизни. С одной стороны, как самодурство воспринимался его налог на ношение бороды, но в то же время появилась прямая зависимость продвижения дворян по службе от уровня их образованности.


Петр Первый рубит бороды боярам | VistaNews

При Петре основана первая русская газета и появилось много переводов иностранных книг. Были открыты артиллерийские, инженерные, медицинские, морские и горные школы, а также первая в стране гимназия. Причем теперь общеобразовательные школы могли посещать не только дети знатных особ, но и отпрыски солдат. Он очень хотел создать обязательную для всех начальную школу, но осуществить этот замысел не успел. Важно заметить, что реформы Петра Первого затронули не только экономику и политику. Он финансировал образование талантливых художников, ввел новый юлианский календарь, пытался изменить положение женщины, запретив насильственную женитьбу. Также поднимал достоинство подданных, обязав их не становиться на колени даже перед царем и использовать полные имена, а не называть себя как раньше «Сенькой» или «Ивашкой».


Памятник «Царь-плотник» в г. Санкт-Петербург | Русский музей

В целом, реформы Петра Первого меняли у дворян систему ценностей, что можно считать огромным плюсом, но при этом пропасть между знатью и народом возросла многократно и теперь не ограничивалась только финансами и титулом. Главным минусом царских преобразований считается насильственный метод их воплощения. Фактически это была борьба деспотизма с необразованными людьми, и Петр рассчитывал кнутом привить народу сознательность. Показательным в этом плане является постройка Санкт-Петербурга, которая велась в тяжелейших условиях. Многие мастеровые бросались от каторжной работы в бега, а царь приказывал всю их семью сажать в тюрьмы, пока беглецы не вернутся с повинной.


Комсомольская правда

Так как методика управления государством при Петре Первом нравилась далеко не всем, царь основал орган политического сыска и суда Преображенский приказ, который позднее перерос в печально известную Тайную канцелярию. Самыми непопулярными указами в этом контексте был запрет на ведение записей в закрытой от посторонних комнате, а также запрет недоносительства. Нарушение обоих этих указов каралось смертной казнью. Таким способом Петр Великий боролся с заговорами и дворцовыми переворотами.

Личная жизнь Петра I

В юношестве царь Петр I любил бывать в Немецкой слободе, где не только увлекся иноземной жизнью, например, научился танцевать, курить и общаться на западный манер, но и влюбился в немецкую девушку Анну Монс. Его мать была очень встревожена подобными отношениями, поэтому по достижении Петром 17-летия настояла на его свадьбе с Евдокией Лопухиной. Впрочем, нормальной семейной жизни у них не было: вскоре после свадьбы Петр Первый покинул жену и наведывался к ней только ради предотвращения слухов определенного рода.


Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого | Воскресный день

У царя Петра I и его жены было трое сыновей: Алексей, Александр и Павел, но двое последних умерли в младенчестве. Старший сын Петра Первого должен был стать его наследником, но так как Евдокия в 1698 году неудачно попыталась свергнуть мужа с престола ради передачи короны сыну и была заключена в монастырь, Алексей оказался вынужден бежать заграницу. Он никогда не одобрял реформ своего отца, считал того тираном и планировал низвергнуть родителя. Впрочем, в 1717 году молодого человека арестовали и заключили под стражу в Петропавловской крепости, а будущим летом вынесли смертный приговор. До казни дело не дошло, так как вскоре Алексей умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.

Через несколько лет после расторжения брака с первой женой Петр Первый взял в любовницы 19-летнюю Марту Скавронскую, которую русские войска захватили как военную добычу. Она родила от царя одиннадцать детей, причем половину – еще до законного венчания. Свадьба состоялась в феврале 1712 года после принятия женщиной православия, благодаря которому она стала Екатериной Алексеевной, впоследствии известной как императрица Екатерина I. Среди детей Петра и Екатерины - будущая императрица Елизавета I и Анна, мать , остальные погибли еще в детстве. Интересно, что вторая жена Петра Первого была единственным человеком в его жизни, кто умел успокоить его буйный характер даже в моменты бешенства и припадков гнева.


Мария Кантемир, фаворитка Петра Первого | Википедия

Несмотря на то, что жена сопровождала императора во всех походах, он смог увлечься молодой Марией Кантемир, дочерью бывшего молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича. Мария оставалась фавориткой Петра Первого до конца его жизни. Отдельно стоит упомянуть про рост Петра I. Даже для наших современников более чем двухметровый мужчина кажется весьма высоким. Но во времена Петра I его 203 сантиметра казались совершенно невероятными. Судя по летописям очевидцев, когда царь и император Петр Великий шел через толпу, его голова возвышалась над морем людей.

По сравнению со своими старшими братьями, рожденными другой матерью от их общего отца, Петр Первый казался довольно здоровым. Но на самом деле его почти всю жизнь мучили сильнейшие головные боли, а в последние годы правления Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни. Приступы еще больше усилились после того, как император вместе с рядовыми солдатами вытаскивал севший на мель бот, но он старался не обращать на недуг внимания.


Гравюра "Смерть Петра Первого" | АртПолитИнфо

В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр Первый принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.