Прежде чем говорить о собственно городском интерьере в СССР, давайте определим, кто были его пользователи. Сразу после революции (да и частью после войны), это были люди, у которых вкус к эстетике городского быта только формировался - ибо все они были выходцами из деревень. То есть из бедных семей, где вообще такого понятия, как интерьер не было.

Наследие дореволюционного вкуса сохранили тогда очень и очень немногие - в основном это были военная и революционная интеллигенция да немногочисленные дамочки «из бывших». И их вкус подсознательно воспринимался остальными, как эстетический образец - вплоть до послевоенного времени.

Для большинства послевоенный период это почти нищенское существование - тут было не до красивых интерьеров. Это не касалось привилегированного меньшинства (высших военных и партийных чинов): их дома украшала трофейная мебель, трофейные предметы искусства и аксессуары. У них-то была возможность пользоваться некогда экспроприированной дорогой и стильной дореволюционной мебелью, и они создавали достойные интерьерные композиции в меру своего природного вкуса.

А у «остальных» в интерьере дореволюционная мебель сочеталась с самыми простыми, подчас самодельными, предметами и приспособлениями (столы- табуретки-скамейки-этажерки). Трофейные предметы тоже попадались иногда - как «точечные» покупки при большой удаче.

Об эстетике на кухне или в санузлах речи не было. Здесь главным критерием была чистота. Именно наведение в интерьере чистоты и порядка было главным стилем тех времен.

Интерьер квартиры в одном из сталинских «высоток». Со вкусом? Да. Но таких - подавляющее меньшинство.

Большинство жили в коммунальных квартирах. Каждая комната: отдельный мир.


Ванная в коммунальной квартире.

Конец 50-х и начало 60-х. Оттепель. Влияние европейских и американских тенденций можно сравнить с цунами. Тогдашние «тренды» жадно впитывались советскими людьми: так «изголодались» они по западной культуре за четыре советских десятилетия.

Однако помещение - не платье, которое можно быстро сшить по картинке в иностранном журнале. Чтобы сделать интерьер по настоящему качественным и цельным, нужны материальные и физические возможности, которых в ту эпоху почти нет. Поэтому «европейский» интерьер у многих сводится к аксессуарно-декоративному ряду - вещи, которые реально можно привезти из-за границы. Кто, сколько мог позволить себе заграничного, тот это и выставлял.

Походить на Запад помогала и бытовая техника (телевизор-холодильник-радиоприемник- проигрыватель-телефон), которая начала распространяться в стране. Само наличие таких предметов уже делало интерьер «немножко европейским».

Тенденция 50-х: если в помещении есть телевизор или другая бытовая техника, то это - почти европейская квартира!


Советскую технику уже можно было купить, а на американскую - посмотреть на выставках.

В 60-х начали появляться минималистичные комнатные и кухонные гарнитуры, произведенные в Восточной Европе. Однако этот минимализм принципиально отличался от минимализма сегодняшнего. Тот минимализм - дитя функционализма, когда тебе не до красоты, а твоя красота - это чистота. Советскому человеку этот стиль пришелся впору! И в угоду этим гарнитурам выбрасываются на помойку еще вполне крепкие предметы старой мебели.

Производитель новых гарнитуров - хоть и Восточная, но все-таки Европа. Следовательно это «европейский вкус», и его уже не хочется портить абы чем. К нему начинают подбирать в ансамбль вещи подходящие, более или менее гармонирующие. Думают, в какой цвет покрасить стены на кухне. Уже хочется поразмышлять, в какой цвет заодно покрасить стены в санузле, раз вся квартира стала более или менее «современной».

Но в целом, обыкновенный советский человек живет бедно, «по потребностям». И потребности ему определены к обеспечению самые простые - если не сказать примитивные.

Конец 60-х. Один из типовых кухонных гарнитуров. Вполне себе хорош.


Музыкальная школа постепенно становится стандартом хорошего образования. Фортепиано - почти в каждом приличном доме. У всех обычные пианино, а музыкантов - необычные (на фото: Эмиль Гилельс) или, даже, концертные рояли.


Комната. Тут скорее тоска, чем ностальгия.

Тенденции 60-х продолжаются, но появляются свои черты. Развитие интерьера во многом зависит от возможностей его обновлять. И большинство советских людей могли не столько их обновлять, сколько корректировать - поменять обои, обивку мебели. Где-то могут появиться модные пледы, напольные ковры-«паласы», эстампы, заграничные безделушки.

Меняется на более современную бытовая техника - чрезвычайно важная и престижная составляющая интерьерного образа. Чем больше в интерьере пахнет Западом, тем он считается красивее. Главное направление - только на запад, только на запад, сколько позволяют твои возможности!

Местной традиции почти стесняются - ценят ее только профессионально образованные люди, либо люди с врожденным абсолютным вкусом. Коих единицы.


Кухня из фильма «Москва сезам не верит». Образец кухни. Люди стремились, чтобы их кухня была такой.


«С легким паром!». А это уже не образец ванной, а скорее, ее типичный вид. Белые кафельные плитки!

Такой интерьер можно встретить еще и сейчас. Трудно сказать, хорошо это или плохо...

Нужно отдельно отметить тенденцию «эпатажного» советского интерьера 70-х - начала 80-х годов. Это до нас дошла, наконец, волна хиппианского отношения к вещам. Только дошла очень по-своему и переварена была своеобразно.

То были люди возрастом «около 20-ти », которые хорошо помнили аскетизм своего детства. Для них уровень быта начала 70-х воспринимался, как прорыв в роскошь. И по молодости им казалось уместным демонстрировать бунт на этом корабле (тем более, что на Западе уже вовсю бунтовали против чего-то там).

Если человек или семья, приверженные таким настроениям, имели свою «площадку», они начинали демонстративно (демонстративность - вот главная и принципиальная черта!) нарушать и уничтожать все признаки аккуратности и уюта в интерьере. Снятые обои, голые стены; нагромождения, привнесение неинтерьерных уличных предметов.

В общем, некая антитеза Лофту - там нежилое обживают и живут, а здесь - жилое специально превращают в почти не жилое и преподносят, как некий месседж. Был еще «облегченный» вариант - просто интеллигентское пренебрежение к эстетическому аспекту жилища - куда поставил, там и стоит, куда положил, там и лежит.

***
В общем, советский период интерьера - это остров, который откололся от материка общечеловеческой культуры. Откололся; что смог - унес. А что-то волнами приносило обратно - когда больше, а когда меньше…

Артём Дежурко

Мы называем «советской мебелью» обстановку бабушкиных квартир: шкафы на ножках, кресла с деревянными подлокотниками, серванты, трельяжи, торшеры, трёхрожковые люстры. Название неточное: эта мебель по большей части не советская по происхождению. Её делали в странах Восточного блока: ГДР, Чехословакии, Польше, Югославии, Румынии. Отечественной мебели в советских магазинах было мало.

Расставленные ножки шкафов, деревянные подлокотники, длинные тумбы, трёхногие журнальные столы - это стиль 60-х годов. В 70-е и 80-е делали другую мебель: громоздкую, безногую, непрочную, пахнущую гадостью. Советскую мебель 60-х стоит полюбить. Мебель 70-х и 80-х, на мой взгляд, любить не за что.

Стиль советских 60-х - это тот же стиль, который по-английски называется mid-century modern, модернизм середины века. Те же кресла, торшеры, тот же ореховый шпон можно видеть в первых сезонах сериала Mad Men, где с большой точностью воспроизведены американские интерьеры второй половины 50-х. На Западе расцвет этого стиля пришёлся на 50-е годы, а в СССР он распространился позже, во время хрущёвской оттепели.

Стиль 50-х был в большой моде последние несколько лет. Сейчас эта мода проходит, и я уже не могу сказать: «покупайте советскую мебель и будете в тренде». Не будете. Но есть и другие причины обратить на неё внимание.

Это не «Икея»

Российский рынок мебели так устроен, что у покупателя мало возможностей выбора. Если он богат, то покупает мебель премиальных итальянских марок. Если беден, покупает трэш в мебельном центре на окраине. Если он не богат и не беден, дорога одна - в «Икею». Злость берёт, когда вспоминаешь, сколько есть хорошей и недорогой мебели за границей. Её сюда не возят. Или возят, но продают по цене итальянских премиальных марок.


Вот и получается, что, в какую квартиру ни зайди, везде стоит «Икея». Хочется внести разнообразие в ландшафт. Бабушкин сервант - один из немногих доступных способов.

Она качественная

Как я уже говорил, «советская» мебель в основном происходит из Восточной Европы. Например, из ГДР - страны Баухауза, из Чехии - страны с богатыми и старыми традициями мебельного производства. Эта мебель продавалась и в Западной Европе, и сейчас на западных барахолках можно найти вещи тех же фабрик и моделей, что и в бабушкиной квартире. Она ничуть не хуже, чем западная массовая мебель середины века. Да и с чего бы ей быть хуже? В той же Европе делали.

Это хороший дизайн


В мире постмодернизма, где нам с вами не повезло жить, считается, что каждый предмет содержит в себе несколько смыслов: один сообщает прямо, на другой намекает, о третьем умалчивает. Вещи уже как бы не вещи, а сгустки противоречивой информации. Они как бы разговаривают с нами: «Купи меня, я престижная! Ты можешь себе меня позволить, а сосед нет!» или «Я дизайнерская! Меня сделал дизайнер-звезда! Лимитед эдишен!»

Старые вещи молчат. Дизайнеры проектировали их, заботясь только о том, чтобы они были крепкими, удобными, чтобы у них были хорошие пропорции. Они не тешат твоё самолюбие, не играют с твоими фобиями. Они просто существуют.

Она не загромождает
пространство


Мебель 60-х годов делалась для типовых квартир с двухметровыми потолками и узкими дверьми. Поэтому она компактная и низкая. Даже столы и сиденья стульев в то время стали делать на пару сантиметров ниже, чтобы оставалось больше свободного пространства над ними. По той же причине у стульев 60-х годов решётчатые спинки, а под подлокотником кресла можно просунуть руку. Мебель делалась так, чтобы создавать минимальные препятствия для взгляда: глядя поверх неё и сквозь неё, человек ясно видит границы комнаты. Этому помогают и высокие ножки, на которых стоят все предметы той эпохи: под ними виден пол.

Под ней можно
подметать


За цоколями шкафов и комодов, у которых нет ножек, десятилетиями не бывал пылесос, и там скрывается удивительный, но неприятный мир с богатой флорой и фауной. Пол под шкафами на ножках легко поддерживать в чистоте.

Она деревянная

Конечно, не вся. Искусственные материалы использовались и в 60-е годы, но гораздо реже, чем сейчас. К тому же говорят, из ДСП 50-летнего возраста почти все яды выветрились. А можно найти предметы, где ДСП вообще нет, целиком сделанные из фанеры и досок, с богатой фактурой орехового шпона, под хорошим старым лаком (лак красиво стареет, становится прозрачнее). Представляете, сколько стоит современный шкаф из массива дерева?

Она дешёвая

Большинство наших сограждан одержимо идеей новизны. Жить среди старых вещей для них - себя не уважать. Едва накопив на новый диван фабрики «8 Марта», они спешат избавиться от мебели своих предков, отдавая её за самовывоз или продавая за сумму, гораздо меньшую, чем стоимость перевозки. Бывает, что и на помойку выносят.


Правда, сейчас отношение к модернистской мебели меняется. Думаю, что лет через пять бабушкино кресло с деревянными подлокотниками в Москве можно будет найти только в специализированном магазине. Но сейчас, пока рынок винтажной мебели не сложился, мы всё ещё можем обставить квартиру хорошими образцами модернистского дизайна за 200–500 рублей, купленными по частным объявлениям.

фотографии: Алексей Народицкий, Артём Дежурко

Мебель в стиле ретро олицетворяет интерьерную моду 40-70-х годов XX века. Технологический прогресс в это время постоянно набирал обороты, в результате чего мебельная индустрия стремительно совершенствовалась и видоизменяла конфигурацию столярных изделий. Поэтому предметы интерьера, преображавшие облик домов в 40-х годах, существенно отличались от конструкций бюро, буфетов или шкафов, производившихся в 60-х и 70-х.

В послевоенное время столярные мануфактуры создавали мебель в стиле ретро: столы, стулья, диваны и другие предметы обстановки из дерева с хромированными металлическими деталями . Столярные изделия выпускались большими партиями. Поэтому мастера-краснодеревщики крайне редко декорировали фасады шкафов или тумбочек. В 60-ых годах произошел громогласный мебельный бум – свободомыслящие дизайнеры активно создавали кровати, кресла, трюмо и прочие столярные изделия из пластика с каркасами необычной формы, красочной обивкой и эффектной отделкой.

Мебель в стиле ретро: отличительные черты

Мебель в стиле ретро имеет разные конструктивные особенности, характеризующие определенную эпоху XX века. В 40-х годах столярные изделия имели прямолинейные очертания и простой дизайн . Нарочито грубую отделку фасадов и столешниц смягчали текстильные предметы декора – вязаные крючком салфетки и скатерти.

В 50-х годах послевоенный финансовый кризис существенно повлиял на мебельную мануфактуру: столяры вручную создавали конструкции из дешевых материалов – пластика, фанеры и простых древесных пород. Для обивки использовались однотонные ткани броских цветов : синие, красные, желтые, белые и черные текстильные покрытия.

В 60-х годах произошел расцвет столярного производства – автоматизированное оборудование облегчило и ускорило трудоемкий процесс создания мягкой ретро-мебели. Модернизированные материалы и способы декорирования позволили кардинально изменить представление о предметах интерьера. В это время в моду вошли деревянные кухни с глянцевыми фасадами , диваны и кресла со спинками обтекаемой формы. Абсолютно все предметы мебели имели прямые или слегка наклоненные тонкие ножки . Благодаря этой особенности детали обстановки выглядели изящно и не загромождали окружающее пространство.

В 70-х годах молодое поколение стремилось подчеркнуть индивидуальность и создавало эксклюзивные стильные образы. Дизайнеры учитывали пожелания прогрессивной молодежи, поэтому мебель в стиле ретро динамично выделялась на фоне картины интерьера. Яркими представителями столярных изделий этого времени являются диваны с полукруглыми спинками, обтянутыми броскими полосатыми и клетчатыми тканями , кожаные кресла сочных цветов и каплеобразные журнальные столики со стеклянными столешницами.

Оригинальные столярные изделия позволят создать в доме удивительный антураж и подчеркнуть куртуазные черты интерьера. О зрелищном образе красочно оформленной квартиры Ваши гости еще долго не забудут, ведь ее уютная обстановка не только будет располагать к приятному общению, но и позволит побывать в прошлом веке.

Мебельные знаменитости XX столетия

Мебель в стиле ретро предоставляла возможность декораторам прошлого столетия выразить личную точку зрения об эргономичных и стильных предметах интерьера . Дизайнеры разрабатывали макеты уникальных деталей обстановки без учета каких-либо правил и стереотипов. Благодаря этому в мире интерьерной моды появились многие легендарные столярные изделия, которые по сей день пользуются большой популярностью у почитателей мебели в стиле ретро.

Яйцеобразное кресло Egg с яркой обивкой , украшенной выразительными геометрическими орнаментами, – главный символ ретро-дизайна . Первый экземпляр стильного предмета мебели был драпирован красным бархатом, а затем спинку и сиденье стали украшать различные виды ткани с цветными абстракциями. Сегодня этот стильный предмет обстановки дизайнеры активно применяют для оформления медиативных зон в комнатах, исполненных в разных стилях дизайна.

Диван в форме передней части автомобиля – визитная карточка этой стилистической концепции. Массивные полукруглые подлокотники с интегрированными фарами авто и кожаное двухместное сиденье с отдельными подголовниками, визуально напоминающее облик салона машины, – конфигурационные особенности оригинального мебельного изделия. Необычный диван отлично будет смотреться в тандеме с пуфиками, сделанными в форме автомобильных колес. Такая эффектная интерьерная композиция безупречно подойдет для оформления спальни мужчины или подростка.

Кресло Swan c полукруглой наклоненной спинкой и сиденьем , соединенным с подлокотниками, – икона ретро-стиля. Его спроектировал знаменитый датский дизайнер для обустройства отеля, представители которого пожелали оригинальным образом оформить фешенебельные номера гостиничного комплекса. В интерьере современной квартиры это элегантное мебельное изделие будет эффектно выглядеть, отражая ретроспективные черты обстановки.

Буфеты с антикварными чайными сервизами из фарфора на фоне стен, украшенных деревянными рамками с черно-белыми фотографиями, будут красноречиво свидетельствовать о господстве ретро-эстетики в кухне. Гарнитур необходимо выбрать без навесных шкафов, так как более полувека тому назад в столовых зонах царствовал простор.

Деревянные тумбочки со встроенными фаянсовыми раковинами, оснащенными металлизированными смесителями, могут выступить в качестве ретро-мебели для ванны. Фокусной точкой этой интерьерной композиции может стать чугунная или деревянная купель, оборудованная изящными ножками.

Если Вы хотите создать в доме комфортабельную обстановку, способствующую отдыху от окружающего гламурного пафоса, то для благоустройства жилья стоит купить мебель в стиле ретро. Самобытные мягкие предметы интерьера, драпированные однотонной экокожей или разноцветным бархатом, шениллом либо вельветом , позволят украсить разные комнаты спокойными или зрелищными колористическими схемами.

Ретро-мебель имеет множество вариаций дизайна, так как для ее производства столяры используют разные материалы: дерево, стекло, металл и полимеры . Поэтому Вы сможете подобрать для дома предметы интерьера, способные органично вписаться в окружающую обстановку. В шоппинг-клубе Вествинг Вы найдете красивую классическую мебель, характерную для оснащения квартир, исполненных в манере исторических стилей дизайна, и столярные изделия, отражающие черты современной интерьерной моды.

Стиль семидесятых годов 20 века − яркий и насыщенный, порой бунтарский и дерзкий. В нем присутствует элегантность и чувственность, яркий китч и деликатный шарм. Из-за сложности и цветовой перегруженности этот дизайн быстро вышел из моды. В такой обстановке человеку сложно расслабиться и оставаться спокойным. Оформляя жилье в ретро стилистике главное избежать вульгарности и грамотно расставить акценты.

Сейчас дизайнеры вновь обращаются к стилистике семидесятых, ведь она придает дому аутентичность и своеобразный колорит. Аналогичные тенденции прослеживаются в архитектуре и модной одежде. Интерьер ретро в современных квартирах − это не бездумное копирование, а переосмысленные гармоничные композиции. Он не кричащий, а более спокойный, при этом легко узнаваем.

Дизайнеры используют актуальные приемы из прошлых десятилетий в новом прочтении. Современный интерьер ретро стилистики представляет собой эклектичный микс из старых и новых элементов. В результате пространство выглядит нескучным и своеобразным. Многие идеи родом из 1970-х успешно перекочевали в наши дни и на их основе дизайнеры создают оригинальные проекты.

В этой статье мы познакомим вас с отличительными чертами стиля 70-х, известными дизайнерскими предметами той эпохи. Возможно и вы захотите оформить дом в этой тематике и воспользуетесь некоторыми советами дизайнеров.

Особенности стиля 70-х в интерьере

Для многих 1970-х годы − ностальгическое время детства и юности. Из-за спорных и провокационных нововведений этот период получил название «десятилетие дурного вкуса». На 1970-е годы пришлось множество стихийных бедствий и войн, осознание экологических проблем, ускорение темпа жизни. На стиль повлияла субкультура хиппи, музыкальное направление Disco , панк-рок, появление цветного телевидения, первых E -mail , флоппи-дисков.

По сравнению с бунтующими шестидесятыми этот стиль был более легким и игривым, смягчал их революционность. Душа требовала больше чистых ярких красок, простых форм, комфорта.

Важное достижение этого сумасшедшего времени − переход от стандартизации к персонализации интерьера. Люди стремились к самопознанию и самовыражению.

Несмотря на внешний романтизм и легкомысленность, на первом месте всегда оставалась функциональность и практичность. Но при этом в любом пространстве оставалось место для интересной детали, притягивающей взгляд, − картины, фотографии, статуэтки, вазы.

На смену стилю хиппи приходит блестящий диско с флуоресцентными цветами, зеркальными шарами, встроенной подсветкой. Излюбленным времяпрепровождением молодежи были дискотеки, поэтому дизайнеры черпали вдохновение в них. Интерьер в стиле диско создает праздничное и жизнерадостное настроение. Чаще всего такой дизайн применяется для оформления баров, клубов, кафе, но при правильном подходе эффектно смотрится и в частных домах, квартирах.

Одна из разновидностей дизайна семидесятых − стиль хай-тек, появившийся в Англии в это же время. Основой этого направления стал промышленный дизайн с характерными для него прямыми линиями, обилием стеклянных, металлических, пластиковых элементов, высокой функциональностью и технологичностью. Мебель здесь используется легкая, правильных форм, с гладкими глянцевыми фасадами. В обстановке часто встречались автомобильные, самолетные или стоматологические кресла. Позже этот стиль стал очень популярен и перешел в отдельное направление дизайна.

Удивительная и насыщенная эпоха 70-80-х годов источником вдохновения для дизайнеров и декораторов. Причины популярности ретро тенденций − схожие настроения в обществе, возвращение поп-культуры и цикличность моды.

Дизайнерские предметы мебели и интересные изобретения 70-80-х

Благодаря отказу от устоявшихся стереотипов в 70-е появились знаменитые предметы интерьера, которые остаются актуальными и сейчас.

Известная модель кресла − F 598, разработанная французским дизайнером Пьером Поленом (Pierre Paulin) в 1973 году. Также кресло называли M chair из-за схожести его формы с буквой «М».

Яркий аксессуар родом из 1971 года − торшер Panthella белого цвета. Это совместная разработка датского дизайнера Вернера Пантона (Verner Panton) и мануфактуры Луиса Полсена (Louis Poulsen Lighting). По задумке дизайнеров плафон должен быть выполнен из металла, однако в то время еще не было технической возможности реализовать такую разработку и плафон делали из акрила.

Еще одна разработка Вернера Пантона − необычное кресло Amoebe . Яркие цвета и нестандартная форма мебели отражает тенденцию дизайна начала семидесятых − дерзкого и вдохновляющего. По форме кресло повторяет изгиб тела человека в положении сидя и завершается навесом над головой. Интересно, что источником вдохновения дизайна стали амебы − микроскопические организмы, постоянно меняющие форму.

Впервые появляется картонная мебель. Яркий пример − кресло Wiggle Side Chair дизайнера Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry), созданное в 1972 году. Картон стал дешевой альтернативой пластику и тяжелым традиционным конструкциям. В 60-х были попытки использования материала в мебельном производстве, однако дизайнеры не могли найти оптимальный способ уплотнить однослойный картон. Конструкцию пробовали усилить с помощью складывания, вставки вкладок, прорезей, но не получали нужного результата.

Решение нашел Френк Гери, он склеил разнонаправленные слои гофрированного картона и придал им форму ножом. По этой технологии Гери изготовил серию мебели, которая получила название Easy Edges или «Простые края». Изделия отличались экологичностью, прочностью и обладали шумопоглощающими свойствами.

Продолжает развиваться стиль биоморфизм, основоположником которого считается Ээро Сааринен (Eero Saarinen). Для этого направления характерны плавные обтекаемые формы, заимствованные у природы, изогнутые линии, асимметрия, высокотехнологичные материалы.

Ярким представителем биоморфизма и дизайн-арта является австралиец Марк Ньюсон (Marc Newson). Первая популярная работа дизайнера − кресло-шезлонг Lockheed Lounch необычной формы, который стал известен во всем мире после выхода клипа Мадонны «Rain ». Это конструкция из прочного фибергласс-пластика на трех ножках, отделанных резиной. Поверхность кресла покрыта тонкими пластинками алюминия, скрепленными между собой по периметру. Это одно из самых дорогих кресел в мире, его стоимость оценивается в 1,2-2,4 миллиона долларов.

Ярким символом раскрепощенного десятилетия стал сюрреалистичный алый диван в форме губ. Диван Bocca цвета губной помады сделали дизайнеры Studio 65, переняв идею у Сальвадора Дали. За образец они взяли форму губ киноактрисы Мэрилин Монро. Еще в 1937 году Дали придумал диван-губы, вдохновившись чертами лица известной актрисы Мэй Уэст. Позже, в 1974 году художник вернулся к этой идее и изготовил кожаный красный диван совместно с испанским дизайнером и архитектором Оскаром Тускетс Бланком (Oscar Tusquets Blanca). Этот диван стал центральным элементом самого оригинального в мире портрета в комнате Мэй Уэст музея в Фигерасе.

Законодателями мебельной моды 80-х стали дизайнеры итальянского объединения Memphis Design Group. Основной идеей был отказ от сдержанных линий и создание принципиально новых объектов. Эксцентричный вид предметов бренда отлично демонстрирует «Я-десятилетие».

Инновационные изобретения коснулись не только мебельной сферы.

В 1971 году появляются первые компактные калькуляторы фирмы Bomwar , которые помещались в карман. В это же время поступают в продажу инженерные и программируемые калькуляторы. В 1985 году компания Casio выпускает калькулятор с графическим дисплеем.

В 70-е развивается вычислительная техника и оборудование с кнопками. Стиральные машинки, телевизоры, космические аппараты, радиоприемники − все приборы теперь управляются с помощью кнопок.

В1983 Motorola выпускает первый мобильный телефон DynaTAC 8000X. Это устройство весило около килограмма, для зарядки требовалось 10 часов, а в режиме разговора аппарат работал 35 минут.

В 1985 году итальянский бренд Alessi представил чайник со свистком, который издает музыкальный звук вместо неприятного свиста. Привлекательный дизайн в духе ар-деко и поп-арта сделал этот чайник настоящим бестселлером.

В этот период появилась известная механическая головоломка − кубик Рубика. Её придумал преподаватель архитектуры Эрно Рубик в 1974 году для тренировки пространственного мышления и наглядной демонстрации математической теории групп. Кубик Рубика стал самой продаваемой игрушкой, а по сборке головоломки на скорость проводятся соревнования.

Итак, в чем же выражается ретро стиль 70-х?

Акцент на цвет

В ретро стиле нет ограничений по выбору цвета. Основную палитру составляют оливковый, апельсиновый, голубые, желтые, оранжевые, коричневые, зеленые оттенки. Цвет апельсина и мандарина по популярности обогнали даже классические красный и черный. Этот сочный оттенок сразу же оживляет и преображает пространство. Для современного варианта оранжевый цвет можно использовать для отделки одной стены или в обивке мягкой мебели.

Цвета становятся более приглушенными по сравнению с 60-ми и заимствуются у природы. Распространены теплые природные тона дерева и земли, цвет тыквы, авокадо, золотых колосьев, оттенки с названиями «тигровая лилия», «подсолнух», «швейцарский шоколад», «небесно-голубой».

Становятся популярны богемные оттенки, заимствованные из фэшн-индустрии: пурпурный, красный, фиолетовый, бирюзовый. Для уравновешивания ярких цветов применялся нейтральный белый. Популярные цветовые комбинации: черный и белый, синий и ярко-зеленый, белый и желтый, фиолетовый и розовый, желтый с оранжевым или зеленым, розовый и салатовый.

Узнаваемым символом 70-х стала радужная расцветка. Её можно встретить в виде принта на шторах, постерах, стенах.

Цвет вводится в интерьер через обивку мебели, штор, домашнего текстиля, ковров, а также с помощью деталей: плафонов светильников, цветочных горшков, ретро-аксессуаров.

Яркая фигура этого времени − британский дизайнер и декоратор Дэвид Хикс, который ввел моду на геометрические орнаменты, «взрывные» комбинации цветов и эклектичность. Авторский стиль Хикса можно увидеть в интерьерах фильма «Механический апельсин» (более распространенное название «Заводной апельсин») Стэнли Кубрика.

В современных квартирах не стоит оформлять стены и мебель в кричащих оттенках. Дизайнеры рекомендуют применять необычные комбинации цветов и яркие детали. «Кислотные» оттенки эффектно смотрятся на фоне серо-синей, черно-бело-серой гаммы, спокойного коричневого, молочного. Универсальный способ добавить обстановке ярких цветов − настенный декор. Это могут быть графические постеры, картины, панно, фотографии, картины, витражи.

Мебель и техника

Молодое поколение стремилось к свободе и самовыражению через эксклюзивный дизайн. В интерьерах этого десятилетия появилось много новшеств.

Для эпохи 70-х характерны разборные конструкции, симметричность, компактность, мобильность, обтекаемые формы предметов мебели. Популярны конструкции из пластика и полипропилена, которые начали появляться в 1960-е. Эти материалы легко поддаются формовке и превращаются в оригинальную мебель нестандартной формы. В моду входят кухонные столы и стулья в барном стиле: на одной опоре с круглым основанием из пластика или металла.

В типичных американских гостиных того времени можно встретить модульные диваны, оттоманки, плетеные подвесные кресла и гамаки. Для диванов и кресел характерны закругленные плавные формы, задающие динамику пространства. Часто встречались большие диваны угловой, полукруглой, волнообразной формы. Интерьер дополняли журнальные столики каплеобразной фирмы со стеклянными столешницами.

Подушки для мягкой мебели обивались тканями с геометрическими рисунками в клетку, полоску, кружочки. Такая мебель эффектно выделялась на фоне отделки и привлекала взгляд.

Корпусная мебель изготавливалась простых форм. Обязательным атрибутом были высокие конусообразные ножки из металла или дерева, расположенные под наклоном. Позже появляются более габаритные полированные стенки со стеклянными и зеркальными вставками на дверках. В 80-е практически в каждом доме стоял сервант для хранения сервизов. Некоторые модели оснащались небольшим баром и полочками для хранения различных мелочей.

В современном варианте наполнить сервант или витрину можно как фарфоровым набором, так и новой оригинальной посудой. В последнем случае создается интересный эклектический эффект: классическая привычная форма сочетается с современным наполнением.

Еще один типичный предмет обстановки восьмидесятых − трюмо, которое располагали в спальне или прихожей. В современной мебелировке эту функцию выполняет туалетный столик.

Для спальни традиционным набором являлись двуспальная кровать, комод, прикроватные тумбочки, туалетный столик, шкаф под одежду.

Благодаря развитию новых технологий на кухнях появляется современная бытовая техника, которая больше не считалась роскошью. Плиты чаще заменяют встроенными варочными панелями с духовым шкафом или двойной печкой.

Изменяется и типология жилого пространства. Интерьеры новых квартир и общественных помещений были вытянуты по горизонтали. Поп-культура с её веселыми вечеринками повлияла на организацию пространства. В гостиных появляются барные шкафы, журнальные столики, серванты, тахты-оттоманки и пуфы для гостей. Для лаундж-зон и гостиных особенно популярна мебель в стиле close -to -the -floor , то есть низкая, дословно «близкая к полу», напольные подушки для сидения.

Материалы и отделка

Основные материалы 70-х: дерево, фанера, ДСП, металл, полимеры, стекло, зеркало, никелированные профили, винил, кожа. Характерна обивка диванов, кресел и изголовья кровати мягкими материалами с приятной текстурой: бархатом, плюшем, велюром, шениллом, кожзамом.

Результатом популяризации движения хиппи стало применение природных материалов: отделка из дерева, плетеная мебель для внутреннего пространства дома, террас, большое количество комнатных растений и деревьев в горшках.

Для отделки стен применяются натуральные обои, обои из фольги, полы деревянные или покрыты линолеумом. Напольное покрытие можно сделать из светлого ламината «под дерево». В 80-е стены украшали аэрографией с рисунками космической тематики или неординарной графикой.

Фактура

Узнаваемая черта мебели 70-х годов − глянцевые и полированные поверхности. В таком стиле оформлялись комоды, столы, тумбы, стеллажи, кресла, серванты. Лакированные поверхности доводили до блеска и постоянно поддерживали в презентабельном виде.

В современных интерьерах ретро стиля эффектно смотрится сочетание новых и старых элементов. Актуальны искусственно состаренные текстуры дерева, керамики, металла, кожи. Винтажные предметы интерьера добавляют пространству особый колорит и шарм.

Текстиль

Для десятилетия характерно обилие текстиля: шторы, покрывала, диванные подушки, текстильные панно на стену. В каждой гостиной обязательно был мягкий ковер. Причем ковры размещали не только на полу, но и на стенах. Для мягкой мебели используются искусственный мех, плюш, бархат, искусственная кожа.

Для современных интерьеров в ретро стиле напольный ковер станет интересным дополнением спальни, гостиной или кухни. Это могут быть маленькие или большие коврики, однотонные или пастельных оттенков с рисунком этнической тематики. Сильно смотрятся коврики из натуральных материалов: волокон джута, сизаля, конопли.

Также обстановку удачно дополнят плотные шторы, портьеры, гобелены, покрывала.

Ретро освещение

Самые распространенные материалы для изготовления светильников − хромированный металл и пластик. Популярны лавовые лампы, напольные светильники дугообразной формы в зоне для чтения. Почти в каждой гостиной были лампы на массивной металлической стойке с объемным абажуром.

Не бойтесь сочетать разные по стилю и форме светильники. Это могут быть люстры, торшеры, бра, абажуры со свисающей бахромой, шнурами и кисточками. Такие приборы мягко рассеивают свет, добавляют интерьеру теплоты и уюта.

Конечно именно в 70-е широко распространились металлические лампы, бра и торшеры с шарнирами и гибкой трубой, которые, несомненно, опять актуальны.

Декор

Передать настроение эпохи можно с помощью стильных мелочей. Узнаваемая черта ретро стиля − геометрические принты на обоях, обивке, интерьерном текстиле. При этом рисунок часто повторяется на разных элементах обстановки. Также распространены цветочные рисунки, растительные мотивы, узор пейсли. Для украшения домов используются картины, постеры, скульптуры.

На кухнях часто можно было встретить керамическую посуду, текстиль, мелкую бытовую технику с изображением грибов, фруктов и овощей.

Еще один характерный атрибут семидесятых − аксессуары в виде совы: часы, мягкие игрушки, декоративные подушки, статуэтки, копилки.

Из-за спада в экономике стали появляться аксессуары в стиле DIY (в переводе с английского «сделай это сам»). Вещицы, сделанные своими руками, добавляют интерьеру своеобразный характер и колорит. Это могут быть панно, подушки на диван, расписанные вручную столики или комоды. Популярны украшения для стен, кашпо, выполненные в технике макраме.

Ностальгическое настроение создадут старые приемники, музыкальные проигрыватели, кольцевые телефоны, швейные машинки, фарфоровая или хрустальная посуда.

В период 80-х основными декоративными элементами выступают зеркала и стекло с пескоструйными рисунками. Стены часто украшали черно-белыми фотографиями в широких паспарту: семейными портретами, пейзажами, снимками индустриальной тематики.

Популярны стали гримерные зеркала, создающие манящую атмосферу закулисья.

Стиль семидесятых в современном доме

Воплощая в интерьере противоречивый стиль семидесятых, сложно сохранить баланс между эклектикой и безвкусицей. Чтобы получилась гармоничная обстановка, достаточно не перегружать пространство мебельными конструкциями и аксессуарами, а использовать несколько характерных черт стиля и типичных предметов.

Дизайн 70-х выбирают те, кто восхищается мебелью того времени или хочет добавить интерьеру красочности, оригинальности. В некоторых домах еще остались образцы ретро мебели и их довольно легко достать на блошиных и антикварных рынках. Найденные предметы можно отреставрировать или пойти другим путем: задекорировать новую мебель под старину. Оригинальные мебельные конструкции задают обстановке жизнерадостное настроение и приятную ностальгическую атмосферу.

На радость ценителям ретро дизайна итальянские и европейские фабрики выпускают целые коллекции и отдельные линейки в духе 70-х.

Современная мебель в стиле ретро изготавливается из экологически безопасных добротных материалов: натурального массива, шпона, качественного текстиля. Серии включают в себя предметы строгих прямых форм с глянцевыми фасадами, покрытыми лаком с двух сторон.

Благодаря изобилию мебельных коллекций и аксессуаров в интернет и офф-лайн магазинах сегодня у нас нет ограничений в выборе, как было десятилетий назад. Это дает возможность воплотить в ретро дизайне оригинальные идеи, уйти от банальности и добавить новизны. Следуя общим принципам стилистики вы сможете создать в доме уникальный интерьер и уютную атмосферу.

В нашей статье использованы модели современной мебели в стиле 70-80-х годов от фабрики:

Всю мебель можно заказать у нас в салоне Амбер Мебель.

Яркий и самобытный стиль интерьеров 1960-70-х годов сформировался на волне эмоционального реакционного движения послевоенной эры против конформизма. Мужчины сняли свои мягкие фетровые шляпы и освободились от подтяжек, женщины отказались от громоздких «панцирей» нижнего белья и укоротили свои юбки, и те и другие охотно пристрастились к сигарам, виски Canadian Club и деятельно поддержали новую сексуально раскрепощенную контркультуру и инициированный индустриальным прогрессом потребительский бум. Революция началась!

Пластмассовая революция

Технические достижения эпохи вывели на авансцену такие инновационные материалы как прочные пластмассы и полипропилен, которые легко поддавались формовке, окрашиванию и позволяли создавать объекты самых необычных конфигураций. Серийное производство моментально наводнило рынок легкой пластмассовой мебелью обтекаемых и эргономичных форм, подвесными структурами-коконами, крутящимися мягкими креслами с трубчатым стальным основанием, а также объемными кубофутуристическими предметами обстановки из «пены цвета жаренного картофеля». В продаже появляются фантастические по форме модели мебели, и аксессуаров Ээро Сааринена (Eero Saarinen), Пьера Пулана (Pierre Paulin), Вернера Пантона (Verner Panton), Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce), Вико Маджистретти (Vico Magistretti), Анджело Манджаротти (Angelo Mangiarotti) и многих других.

Благодаря способности полипропилена быстро и легко заполнять пустоты, в 1960-х годах появляется новый тип мягкой мебели – крупные монолитные или составные предметы, как правило, округлых форм, которые позволяли создавать целые диванные зоны. Эта тенденция в свою очередь породила моду на гостиные студийного типа с диванным островом в центре, мебель не редко приподнимали на платформе или, напротив, утапливали в пол. Другим дизайнерским ноу-хау, спровоцированным эрой первых космических полетов, стали многофункциональные интерьерные блоки с мобильными выдвижными элементами, позволяющими сэкономить пространство и при этом оборудовать интерьер всем необходимым. В дизайнерские интерьеры вводится полированный до блеска металл, а также конструкции и перекрытия, предназначенные для зонирования и имеющие нетривиальную геометрическую конфигурацию: круглые арки и световые колодцы, «плавающие» лестницы, мобильные ширмы, многоуровневое платформы и т.п.

Психоделическая палитра цветов

И, наконец, цвет, яркой насыщенной, и как говорят критики, «психоделической интенсивности», возникший под влиянием культуры хиппи, очарованных ориентальным колоритом Индии, Испании и Средиземноморья. Это синий, красный, темно-зеленый, салатовый, цвет морской волны, а также разнообразные оттенки желтого, розового и оранжевого: от горохового и лимонного до «персика» и «шафрана». Цвет вводится в интерьер не только с помощью колоритного текстиля, ковров и обивки мебели, но и благодаря обилию сочных пластмассовых аксессуаров (от радио и телефонного аппарата до плафонов светильников и цветочных горшков) и экспрессивного графического декора стен и пола. Яркие геометрические мотивы для оформления фоновых поверхностей заимствуются из палитры fashion-индустрии и становятся проявлением особого шика. Таким образом, интерьеры 1960-70-х годов представляли собой крайне пестрое зрелище, едва удерживающееся на грани безвкусицы.

Гуру новой философии в области роскошных интерьеров становиться англичанин , который привносит в классический антураж «кислотные» оттенки психоделической палитры. Тем временем, на другом конце мира, Дороти Дрэпер (Dorothy Draper), ведущий дизайнер интерьеров Манхэттена в 1960-х, продолжает упорствовать в своем предпочтении – излюбленной комбинации тускло-белого и «солнечного» черного. Однако в концептуальном интерьерном проектировании происходят поистине революционные метаморфозы. Новые инновационные материалы позволяют преобразовывать внутреннее пространство на манер оригинальных футуристических ландшафтов, и особая заслуга здесь принадлежит датскому индустриальному проектировщику Вернеру Пантону с его инсталляциями из серии Visiona (1968 и 1970) и интерьерами ресторана Varna в Орхусе.

Но самым главным завоеванием экспериментальных, гиперкреативных и в чем-то даже «сумасшедших» 1960-70-х годов стал переход от гладкого и унифицированного модернизма к индивидуалистическому подходу в проектировании. Радиальное формообразование и кричащие игровые ходы, выдвинутые на первый план, обусловлены стремлением дизайнеров к персонализации интерьера!