Элегия под названием «Русь советская» была написана Есениным в 1924 году, как и две остальные части триптиха - «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». Это стихотворение драматично, однако в его концовке читатель найдет оптимистические ноты. В нем поэт рассказывает о тех событиях, которые происходили на просторах великой страны. Произведение завершается подобно стихотворениям Маяковского. В его краткой концовке нет ни одного образа, свойственного традиционному есенинскому творчеству. В те времена было очень модным воспевать новый политический строй, идеализировать его. И Есенин не стал исключением.

Основные мотивы произведения

Подготавливая анализ стихотворения Есенина «Русь советская», необходимо отметить: это произведение выпадает из общего ряда написанных в этот период стихотворений Есенина. Поэт признает, что новый политический строй необходим, однако при этом делает это как бы мимоходом. Для него данная необходимость не является первостепенной. Основной мотив стихотворения - это одиночество лирического героя, его ненужность в новую эпоху.

Поэтический талант Есенина во многом питался его чувством любви к родному краю. В анализе стихотворения Есенина «Русь советская» можно упомянуть, что произведение отражает неумолимость хода времени, которое Есенин ощущал гораздо острее многих своих современников. В заглавии произведения поэт совместил разные понятия. Его «Голубая Русь» превратилась в «Русь советскую». Заветное слово, которое означает родину поэта, употребляется теперь в горько-ироничном смысле. Таким образом, выразительность заглавия обеспечивается поэтом за счет применения оксюморона: предмету приписываются те свойства, которые несовместимы с ним. Затем следует парадоксальное единство этих признаков с указанным предметом, что и вызывает ощущение иронии, особое понимание данного явления.

Первые строфы: тоскливое настроение

Произведение поэт начинает с приема метафоры «Тот ураган прошел…». Местоимение, употребленное поэтом, дается без дополнительного, конкретизирующего слова. Произведение начинается с описания одиночества лирического героя. Он «осиротел» в родном краю. Особенно выразительным является сравнение мельницы с птицей, оставшейся с одним крылом. Еще больше значимость эпитета «единственный» подчеркнута с помощью обратного порядка слов. Вид мельницы наводит тоску, а образ птицы может ассоциироваться с народным образом птицы-вестника. Это сравнение школьник может упомянуть, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская». В этой же строфе читатель может найти еще один несовместимый образ - «грустная радость». Эти слова имеют противоположное значение, однако создают смысловое единство. Еще больше нагнетается тоскливое настроение в следующей строфе. Здесь с помощью ключевых слов образуется перекрестная рифма: «не знаком» - «дом», «забыли» - «пыли».

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» показывает, что в первых трех строфах произведения можно отметить ряд слов, в которых присутствуют отделяемые приставки. Они несут значение законченности действия, и благодаря этому еще больше усиливается ощущение безысходности, охватившее лирического героя.

Противопоставление одиночества и «кипящей» жизни

В четвертой строфе покинутости поэта противопоставляется «кипящая» жизнь, которая полна суеты. Слово «сновать» в первую очередь вызывает ассоциации с понятием толпы или же безликой массы людей. Ощущение одиночества усиливается еще больше с помощью отрицательной частицы «ни» и местоимения «некому». Пятая строфа содержит в себе эмоциональное восклицание: «Что родина? Ужели это сны?» В данном случае стилистический вариант слова «неужели» Есенин применяет для передачи эмоционального отношения лирического героя к положению вещей.

Анализ стихотворения С. Есенина «Русь советская» показывает, что следующая строфа начинается с восклицания «И это я!». Здесь два раза появляется местоимение «я». Впервые в этом месте появляется глагол будущего времени. Мир есенинского произведения меняется, теперь начинает понемногу звучать тема славы и памяти. Поэт совмещает просторечное слово «баба» с высоким «пиит». И это еще больше усиливает напряжение, ощущение надлома.

Седьмая и восьмая строфы: голос разума, отрезвляющий лирического героя

Однако седьмая строфа начинается с «но» - этим думы лирического героя как бы обрываются. Школьник может сделать акцент на этом, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану. Трезвый разум заставляет его опомниться. Поэт понимает, что «тот вечерний несказанный свет», который горел в его родном доме когда-то, уже потух. Вместо него «новый свет горит». В этой части произведения выстраивается некий синонимический ряд: «советская», «новый», «другой». Снова дает о себе знать голос разума, который напоминает поэту о том, что он стал «немного отцветать». Два раза повторяется эпитет «другие». Это местоимение становится прилагательным с очень емким значением. Словом «другие» Есенин называет тех своих современников, которые сделали выбор в пользу революции, восторженно ее воспевали. Они утратили творческую самобытность, положив ее на алтарь служения новой идеологии. Диктатура заставила поэтов носить притворную маску преданности «великому» делу революции. Но у Есенина маска эта не могла срастись с истинным лицом.

Десятая строфа: утрата соборности

На глазах у поэта погибает прежняя Русь. Раньше простой народ объединялся верой в Бога. Деревенский храм для поэта всегда был частичкой родного дома. Именно поэтому в произведении присутствует печальное сравнение: «У волости, как в церковь, собрались». Поэт создает достаточно сложный образ с помощью приема метонимии. Ведь воскресенье является светлым христианским днем, и в русском народе была жива традиция собираться в воскресенье на церковную службу. Но теперь все поменялось, и целью собрания теперь уже не является божественная литургия.

Своеобразно и лексическое наполнение этой строфы. Здесь можно встретить метафорический эпитет «корявый» в значении «неискусный», «некрасивый». А также «немытый», который является синонимом предыдущего эпитета. Есть также и просторечная форма «жись», помогающая читателю более ярко представить сцену деревенской жизни, в которую врываются события новой и во многом непонятной эпохи.

Одиннадцатая строфа: описания пейзажа

Здесь впервые встречается уже привычная для есенинского творчества лексика: «вечер», «закат», «ноги босые». Ощущение времени теряется - сколько бы лет ни прошло, и какие бы эпохи ни сменяли друг друга, природа останется в своем прежнем спокойствии. Оттого что в природе все гармонично, а людям этот мир недоступен, у лирического героя и появляется ощущение грусти. В этой строфе отдельно стоит отметить оригинальную рифму «позолотой» - «ворота».

«Отставание» лирического героя от эпохи

В двенадцатой строфе ироничный тон создается с помощью сочетания высокого слова «лик» и определения «сонный». Также употребляется поэтом и разговорная форма причастия «морщиня».

Слово «агитка» в словаре Ушакова обозначается с пометой «пренебрежительное». Этому понятию дается следующее определение: «Агиткой называется произведение искусства, в котором преобладает агитационный элемент. Нередко это делается в ущерб художественности». Таким образом, в четырнадцатой строфе имеется два неологизма. Слово «комсомол» также является для Есенина необычным и новым. Об этом также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».

Следующая строфа отличается неодобрительным возгласом лирического героя: «Какого ж я рожна…» Здесь же встречается и разговорный глагол «орать». Есенину кажется, что он отстает от нового времени. И горькое восклицание подчеркивает его согласие смириться с текущим положением вещей.

Семнадцатая строфа начинается со слов «Приемлю все…». Поэт подчеркивает, что для него самой большой ценностью является поэтическое творчество. В предпоследней строфе Есенин использует прием антитезы, противопоставляя жизнь и смерть. При этом на одном полюсе оказывается «Я» лирического героя, а на другом - «вы». С помощью союза «а» строфа оказывается разделенной на две части. Впечатление еще больше усиливается с помощью риторических восклицаний девятнадцатой строфы: «Цветите, юные! И здоровейте телом!» Тон становится еще более патетическим.

Главной строфой произведения является заключительная - это необходимо отметить, завершая анализ стихотворения «Русь советская». Здесь обилие шипящих делает звучание строфы похожим на шепот. Ведь речь идет об очень личных для поэта вещах - Родина для Есенина достойна того, чтобы воспевать ее, хотя и любовь к ней у поэта двойственна. Вопреки большинству тех, кто придерживался концепции интернационализма, Есенин утверждает, что для него главной ценностью остается Родина.

Творчество замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895-1925 гг.) пришлось на переходную и вместе с тем очень тяжелую эпоху. Начало XX века было временем активных поисков средств выразительности во всех сферах искусства: в живописи, музыке, театре и литературе. Есенин не остался в стороне от новых веяний, увлекшись имажинизмом - литературным направлением, которое отдавало предпочтение не столько содержанию, сколько созданию образа. Однако очень скоро Сергей Александрович проявил себя как автор самобытной лирики.

Стихи поэта в контексте эпохи

Как талантливый художник, Есенин живо и остро чувствовал тяжелые перемены в стране, что нашло отражение в его произведениях. И если в ранних стихах он прославляет деревенскую Русь, восхищается красотой родной природы, то в поздних сочинениях под влиянием общественно-политических потрясений в государстве звучит горечь по поводу происходящего, и вместе с тем чувствуется попытка осознать и принять по мере сил новую жизнь.

Поэт понимает неизбежность социальных и духовных перемен после прихода к власти большевиков. Он наблюдает, как изменились люди вокруг, как новое поколение громко и властно заявляет о своих правах, как появились новые ценности, как уходит в прошлое его любимая деревенская Русь, с такой теплотой воспетая им в юношеских стихотворениях.

Отношение поэта к новым реалиям можно проследить на примере его маленькой поэмы «Русь советская». Анализ стихотворения Есенина следует начать с краткой характеристики автора новой России. Его отношение к установлению большевистского строя и последовавшей за тем ломки крайне сложно и неоднозначно. Как умный, мыслящий человек он понимает, что приходится мириться с этим переворотом, который большинство людей приняло как должное. Вместе с тем он не одобряет того, что видит: разрушение патриархального уклада, страшную войну, наступление города на село.

Описание деревни и природы

Анализ стихотворения «Русь советская» следует проводить в рамках в целом. Деревенские мотивы, сельские пейзажи - основная тема его лирики. В рассматриваемом произведении автор снова возвращается к своим излюбленным мотивам. Вначале он рисует грустную картину опустевшего села. Он не находит отчего дома, не встречает родных лиц - его взору предстает картина новой, суетливой, кипучей жизни, в которой ему уже нет места.

И герой пытается примириться с этой чужой действительностью. Анализ стихотворения «Русь советская» делает упор на последнее обстоятельство: стремление поэта как-то найти себя в новом мире, что говорит о гибкости его мышления. Однако это дается ему нелегко: горечь звучит почти в каждом четверостишии. Даже природу автор рисует скупыми эпитетами и в довольно унылых тонах. Он уже не восхищается ее красотой, поскольку в свете произошедших перемен не находит в себе сил радоваться окружающему миру.

Характеристика новой жизни

Пожалуй, ни в одном произведении мотив горечи утраты не прозвучал так пронзительно, как в стихотворении «Русь советская». Анализ стихотворения Есенина должен быть дополнен оценкой автором нового образа жизни сельчан. Поэт с грустью наблюдает за рассказом красноармейца о гражданской войне, в то время как слушатели поражаются и восхищаются рассказами о подвигах Буденного.

Поэт видит, что теперь новое поколение увлечено агит-листовками Д. Бедного, а не его стихами, и у него как бы невольно вырывается горестное восклицание о своей ненужности в этом мире. Но тут же звучит мотив примирения: автор признает, что в свое время не зря воспел родной край, которому посвятил свою жизнь.

Мотив творчества

Сочинение «Русь советская»: анализ стихотворения Есенина» должно быть дополнено обзором темы оценки героем своего поэтического наследия. Автор говорит о своей готовности принять произошедшие перемены, однако отстаивает свою творческую свободу. Он заявляет, что никому не отдаст своей лиры и будет продолжать сочинять, исходя из своих собственных принципов, не увлекаясь новой модой и не подчиняясь никаким переменам.

В этом отношении автор близок к Пушкину, и это сходство должен подчеркнуть анализ стихотворения «Русь советская». Есенин вводил образ Александра Сергеевича в свои произведения, но и без прямой отсылки очень часто можно видеть в лирике обоих общие мотивы. Тема независимого творчества является одной из главных в их стихотворениях.

Есенин о Руси

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» кратко должен показать значение данного произведения в цикле стихов поэта о Родине. Автор очень трепетно относился к своей стране. Поэтому, несмотря на все перемены, все же нашел в себе силы для того, чтобы надеяться на лучшее будущее. Он верит в прекращение войн, наступление мира, возвращение радости и покоя в родную деревню.

Герой с новой силой выражает готовность и дальше воспевать Русь, которой и посвящает весь свой талант поэта. Это обязательно должен показывать анализ стихотворения «Русь советская». Есенин по плану изучается в школе в одиннадцатом классе, т. е. тогда, когда учащиеся уже могут осмыслить и понять нелегкий путь этого человека в годы советской власти.

Анализ стихотворения С.А. Есенина

«Русь советская».

Середина 20-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны – Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 – 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Что родина?

Вторая часть (10 – 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного – признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… – и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 – 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального – образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя – основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)

и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.


Силой передает драматизм и напряженность событий. В грозном, чеканном ритме заключительных строк "Товарища", в тревожных раскатах железного слова "Рре-эс-пу-у-убли-ка!" как бы слышится неумолимая поступь шагов революции. Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону восставшего народа. "В годы революции,- писал Есенин,- был всецело на стороне...

Но и все ж, теснимый и гонимый, Я, смотря с улыбкой на зарю, На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за все благодарю. Глубокочеловечное, свободолюбивое, в высшей степени патриотическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познавать и открывать для себя...

Переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений. Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он...

Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского, а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.

Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение « » , написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.

Само название - «Русь советская» - звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения - человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и - сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина - «В хате», «С добрым утром!», «Берёза».

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни» , «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись» , «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп» . Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна» , а его «поэзия здесь больше не нужна» , и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита» . Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом» , а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю» , но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».

Поэма «Русь» была написана в 1914 г., когда Есенин жил в Москве. Работая в типографии, он познакомился с членами Суриковского кружка, объединявшего поэтов, музыкантов из народа. На их собрании была публично прочитана «Русь» в начале 1915 г. С точки зрения одного из членов кружка, С. Фомина, этим стихотворением Есенин приобрёл себе известность и имя. Произведение восхитило многих, Клюев назвал его «прекрасной белой Русью».

Поэма была напечатана в мае 1915 г. в «Новом журнале для всех», а в июле-августе 2017 г. в журнале «Северные записки».

В поэме отражено отношение Есенина к началу войны.

Литературное направление и жанр

Поэма тяготеет по тематике и образным средствам к так называемой новокрестьянской поэзии, которая, впрочем, полноценным направлением не стала. Современники называли произведение большим стихотворением, с современной точки зрения это поэма, имеющая лиро-эпическую природу. Современная классификация жанров относит произведение к малой поэме. Малая поэма, имея выраженный эпический сюжет, характеризуется небольшим для поэмы размером. При этом она не имеет примет баллады (героических и фантастических элементов).

Тема, основная мысль и композиция

Поэма состоит из 5 частей. Первая часть – пейзажная зарисовка деревни вьюжной зимней ночью. В этой же части появляется мотив опасности и наваждения: волки, нечисть, колдуны. Русь представляется страшным, дремучим в прямом и переносном смысле местом.

Вторая часть – признание лирического героя родине в любви. То, за что герой любит Русь, связано с весенне-летним циклом крестьянских работ и перемежающихся с ними развлечений.

Третья, центральная часть начинает эпический сюжет, связанный с пейзажными зарисовками первой и второй строф. В ней описан уход деревенских ополченцев на войну.

Четвёртая строфа сообщает о приходе весточек с войны и о том, как их читали и слушали в деревне. Единство и родственность всех жителей деревни, с точки зрения лирического героя, характерно для русского человека. Одна деревня и поведение её жителей олицетворяет всю Русь.

В последней строфе содержится лирическое размышление героя о том, что именно он любит в своей родине. Это характеристика сильных и слабых сторон любимой родины.

Тема поэмы отражена в названии - родная земля.

Основная мысль состоит в ответе на вопрос, за что лирический герой любит родину. Оказывается, любят не за что-то и не вопреки чему-то (например, дремучести и забитости). Лирический герой просто перечисляет те общечеловеческие или, наоборот, немудрящие ценности, которые дороги его сердцу. Прежде всего, это природа и народ, единения с ними желает поэт.

Тропы и образы

Есенин использует привычную для себя образную систему. Описывая зимнюю деревню в первой части, поэт создаёт образ утонувшего, гиблого места. Метафора «потонула деревня в ухабах» в остальных строфах усиливается: небеса синеют не над нею, а кругом, словно вода, зла и колдовства лирический герой тоже ожидает из воды, из проруби.

Для описания деревни писатель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (избёнки, огоньки). Горящие окна сравниваются с совиными глазками. Этому вызывающему сочувствие и умиление миру противостоит зимняя природа, описанная с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: леса заслонили избёнки, кочки и впадины, тощие поля окружили их. Сумерки вокруг долгие и зимние, мглистые , волки грозные , заморозь злая . Но не природа – враг деревни. Есть что-то более страшное – неизвестность, которую крестьянское сознание связывает с колдовством. Пеньки подобны лесной нечисти, колдуны запугали людей, как волки – лошадей.

Вторая часть противопоставлена первой. Русь характеризуется как милая и кроткая родина, которую лирический герой любит безотчётно. Русь в этой части олицетворяется и описывается с помощью синекдохи, то есть редкие радости («твоя радость короткая») русского народа переносятся на Русь. Радость связана с крестьянским трудом (покос) или с народными забавами (громкая песня, «отдых в шелку купырей»). Вторая часть стихотворения наполнена резкими и радостными звуками, движениями, которые передаются глаголами или отглагольными существительными: гуд комаров, «гаркнут ребята тальянкою», «выйдут девки плясать». В этой же части описана народная красота: очи сравниваются с чёрной смородиной и углями, брови метафорически называют подковами.

Третья часть начинается описанием вселенской катастрофы, которая охватывает всё живое. Чёрны вороны приносят беду (фольклорный мотив), а остальная природа страдает. Леса – от «вихоря», пена с озёр машет саваном (метафора), сообщая о смерти. Чаша неба расколота (метафора), сами небесные устои метафорически соотносятся с церковным потолком, на котором раскачиваются лампадки.

Беда для крестьян – это война. Мирные пахари превращаются в добрых молодцев, не изменяя своей мирной сущности, но всё же являясь опорой Руси «в годину невзгод». Забота о них слободских баба проявляется в такой детали, как пышки на сахаре.

Крестьяне принимают уход на войну как должное, со смирением: «Без печали, без жалоб и слёз».

Четвёртая часть о том, что оставшиеся жители деревни, объединённые общей бедой, начинают действовать как единое целое. Эта часть начинается с вопросов об ушедших воинах, которые тревожат каждого. Чтение писем от воинов чётницей Лушей действительно напоминает церковное чтение Писания, когда все молятся вместе, но каждый о своём.

Пятая часть лирическая. Герой перечисляет те предметы и явления, которые делают его родину любимой. Она нравится ему в своей печали, разрушении и несовершенстве: хилые хижины, берестяные лапоточки, символы мирного труда пахаря – грабли, коса и соха. Важен для автора и образ вечно ждущих матерей – сквозной образ есенинской поэзии.

Любовь лирического героя так велика, что он готов слиться с родной природой, буквально превратиться в куст (это уже не метафора, а метаморфоза). Лирический герой ощущает себя частью своего народа, он разгадал «их думы несметные». Все народные чаянья связаны с мирной трудовой жизнью. Эти мысли даже пересиливают думу «разлуки с родимыми». Последнюю нарисованную в воображении читающих письма картинку природы Есенин создаёт с помощью эпитетов и метафор: весёлый покос в мягких травах с бусами рос.

Последняя строфа почти повторяет первую строфу второй части. Эта деревенская идиллия закольцовывает композицию.

Размер и рифмовка

Вся поэма написана трёхстопным анапестом, прекрасно имитирующим живую речь. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.