Программы могут быть полезны проектировщикам, менеджерам, инженерам. В основном, для пользования программами достаточно Microsoft Excel. Многие авторы программ не известны. Хочется отметить труд этих людей, кто на базе Excel смог подготовить такие полезные расчетные программы. Расчетные программы по вентиляции и кондиционировании бесплатны для скачивания. Но, не забывайте! Нельзя абсолютно верить программе, проверяйте её данные.

С уважением, администрация сайта

Особенно полезен инженерам и проектировщикам в области проектирования инженерных сооружений и санитарно-технических систем. Разработчик Влад Волков

Прислан обновленный калькулятор пользователем ок, за что Вентпортал благодорит его!

Программа для вычисления термодинамических параметров влажного воздуха или смеси двух потоков. Удобный и наглядный интерфейс, программа не требует установки.

Программа переводит величины из одной мерной шкалы в другую. "Преобразователю" известны наиболее часто используемые, малораспространенные и устаревшие меры. Всего в базе данных программы имеются сведения о 800 мерах, по многим из них имеется краткая справка. Имеются возможности поиска в базе данных, сортировки и фильтрации записей.

Программа Vent-Calc создана для расчета и проектирования систем вентиляции. В основе программы лежит методика гидравлического расчета воздуховодов по формулам Альтшуля, приведенным в

Программа для конвертации различных единиц измерения. язык программы - русский/английский.

Алгоритм программы основан на использовании приближенного аналитического метода расчета изменения состояния воздуха. Погрешность вычислений составляет не более 3%

Этим материалом редакция журнала „Мир Климата“ продолжает публикацию глав из книги „Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию для произ-
водственных и общественных зданий“. Автор Краснов Ю.С.

Аэродинамический расчет воздуховодов начинают с вычерчивания аксонометрической схемы (М 1: 100), проставления номеров участков, их нагрузок L (м 3 /ч) и длин I (м). Определяют направление аэродинамического расчета — от наиболее удаленного и нагруженного участка до вентилятора. При сомнениях при определении направления рассчитывают все возможные варианты.

Расчет начинают с удаленного участка: определяют диаметр D (м) круглого или площадь F (м 2) поперечного сечения прямоугольного воздуховода:

Скорость растет по мере приближения к вентилятору.

По приложению Н из принимают ближайшие стандартные значения: D CT или (а х b) ст (м).

Гидравлический радиус прямоугольных воздуховодов (м):

где — сумма коэффициентов местных сопротивлений на участке воздуховодов.

Местные сопротивления на границе двух участков (тройники, крестовины) относят к участку с меньшим расходом.

Коэффициенты местных сопротивлений даны в приложениях.

Схема приточной системы вентиляции, обслуживающей 3-этажное административное здание

Пример расчета

Исходные данные:

№ участков подача L, м 3 /ч длина L, м υ рек, м/с сечение
а × b, м
υ ф, м/с D l ,м Re λ Kmc потери на участке Δр, па
решетка рр на выходе 0,2 × 0,4 3,1 1,8 10,4
1 720 4,2 4 0,2 × 0,25 4,0 0,222 56900 0,0205 0,48 8,4
2 1030 3,0 5 0,25× 0,25 4,6 0,25 73700 0,0195 0,4 8,1
3 2130 2,7 6 0,4 × 0,25 5,92 0,308 116900 0,0180 0,48 13,4
4 3480 14,8 7 0,4 × 0,4 6,04 0,40 154900 0,0172 1,44 45,5
5 6830 1,2 8 0,5 × 0,5 7,6 0,50 234000 0,0159 0,2 8,3
6 10420 6,4 10 0,6 × 0,5 9,65 0,545 337000 0,0151 0,64 45,7
10420 0,8 ю. Ø0,64 8,99 0,64 369000 0,0149 0 0,9
7 10420 3,2 5 0,53 × 1,06 5,15 0,707 234000 0,0312 ×n 2,5 44,2
Суммарные потери: 185
Таблица 1. Аэродинамический расчет

Воздуховоды изготовлены из оцинкованной тонколистовой стали, толщина и размер которой соответствуют прил. Н из . Материал воздухозаборной шахты — кирпич. В качестве воздухораспределителей применены решетки регулируемые типа РР с возможными сечениями: 100 х 200; 200 х 200; 400 х 200 и 600 х 200 мм, коэффициентом затенения 0,8 и максимальной скоростью воздуха на выходе до 3 м/с.

Сопротивление приемного утепленного клапана с полностью открытыми лопастями 10 Па. Гидравлическое сопротивление калориферной установки 100 Па (по отдельному расчету). Сопротивление фильтра G-4 250 Па. Гидравлическое сопротивление глушителя 36 Па (по акустическому расчету). Исходя из архитектурных требований проектируют воздуховоды прямоугольного сечения.

Сечения кирпичных каналов принимают по табл. 22.7 .

Коэффициенты местных сопротивлений

Участок 1. Решетка РР на выходе сечением 200×400 мм (рассчитывают отдельно):

№ участков Вид местного сопротивления Эскиз Угол α, град. Отношение Обоснование КМС
F 0 /F 1 L 0 /L ст f прох /f ств
1 Диффузор 20 0,62 Табл. 25.1 0,09
Отвод 90 Табл. 25.11 0,19
Тройник-проход 0,3 0,8 Прил. 25.8 0,2
∑ = 0,48
2 Тройник-проход 0,48 0,63 Прил. 25.8 0,4
3 Тройник-ответвление 0,63 0,61 Прил. 25.9 0,48
4 2 отвода 250 × 400 90 Прил. 25.11
Отвод 400 × 250 90 Прил. 25.11 0,22
Тройник-проход 0,49 0,64 Табл. 25.8 0,4
∑ = 1,44
5 Тройник-проход 0,34 0,83 Прил. 25.8 0,2
6 Диффузор после вентилятора h=0,6 1,53 Прил. 25.13 0,14
Отвод 600 × 500 90 Прил. 25.11 0,5
∑= 0,64
Конфузор перед вентилятором D г =0,42 м Табл. 25.12 0
7 Колено 90 Табл. 25.1 1,2
Решетка жалюзийная Табл. 25.1 1,3
∑ = 1,44
Таблица 2. Определение местных сопротивлений

Краснов Ю.С.,

„Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию для производственных и общественных зданий“, глава 15. „Термокул“

  • Холодильные машины и холодильные установки. Пример проектирования холодильных центров
  • «Расчёт теплового баланса, поступления влаги, воздухообмена, построение J- d диаграмм. Мульти зональное кондиционирование. Примеры решений»
  • Проектировщику. Материалы журнала "Мир климата"
    • Основные параметры воздуха, классы фильтров, расчет мощности калорифера, стандарты и нормативные документы, таблица физических величин
    • Отдельные технические решения, оборудование
    • Что такое эллиптическая заглушка и зачем она нужна
  • Влияние действующих температурных нормативов на энергопотребление центров обработки данных Новые методы повышения энергоэффективности систем кондиционирования центров обработки данных Повышение эффективности твердотопливного камина Системы утилизации тепла в холодильных установках Микроклимат винохранилищ и оборудование для его создания Подбор оборудования для специализированных систем подачи наружного воздуха (DOAS) Система вентиляции тоннелей. Оборудование компании TLT-TURBO GmbH Применение оборудования Wesper в комплексе по глубокой переработке нефти предприятия «КИРИШИНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» Управление воздухообменном в лабораторных помещениях Комплексное использование систем распределения воздуха в подпольных каналах (UFAD) в сочетании с охлаждающими балками Система вентиляции тоннелей. Выбор схемы вентиляции Расчет воздушно-тепловых завес на основе нового вида представления экспериментальных данных о тепловых и массовых потерях Опыт создания децентрализованной системы вентиляции при реконструкции здания Холодные балки для лабораторий. Использование двойной рекуперации энергии Обеспечение надежности на стадии проектирования Утилизация теплоты, выделяющейся при работе холодильной установки промышленного предприятия
  • Методика аэродинамического расчета воздуховодов
  • Методика подбора сплит-системы от компании DAICHI Вибрационные характеристики вентиляторов Новый стандарт проектирования тепловой изоляции Прикладные вопросы классификации помещений по климатическим параметрам Оптимизация управления и структуры систем вентиляции Вариаторы и дренажные помпы от EDC Новое справочное издание от АВОК Новый подход к строительству и эксплуатации систем холодоснабжения зданий с кондиционированием воздуха
2017-08-15

УДК 697.9

Определение коэффициентов местных сопротивлений тройников в системах вентиляции

О. Д. Самарин , к.т.н., доцент (НИУ МГСУ)

Рассмотрена современная ситуация с определением значений коэффициентов местных сопротивлений (КМС) элементов вентиляционных сетей при их аэродинамическом расчёте. Дан анализ некоторых современных теоретических и экспериментальных работ в рассматриваемой области и выявлены недостатки существующей справочной литературы, касающиеся удобства использования её данных для осуществления инженерных расчётов с применением электронных таблиц MS Excel. Представлены основные результаты аппроксимации имеющихся таблиц для КМС унифицированных тройников на ответвлении при нагнетании и всасывании в системах вентиляции и кондиционирования воздуха в виде соответствующих инженерных формул. Дана оценка точности полученных зависимостей и допустимого диапазона их применимости, а также представлены рекомендации по их использованию в практике массового проектирования. Изложение проиллюстрировано числовыми и графическими примерами.

Ключевые слова: коэффициент местного сопротивления, тройник, ответвление, нагнетание, всасывание.

UDC 697.9

Determination of local resistance coeffi cients of tees in ventilating systems

O. D. Samarin , PhD, Assistant Professor, National Research Moscow State University of Civil Engineering (NR MSUCE)

The current situation is reviewed with the defi nition of values of coeffi cients of local resistances (CLR) of elements of the ventilation systems at their aerodynamic calculation. The analysis of some contemporary theoretical and experimental works in this fi eld is given and defi ciencies are identifi ed in the existing reference literature for the usability of its data to perform engineering calculations using MS Excel spreadsheets. The main results of approximation of the existing tables to the CLR for the uniform tees on the branch of the injection and the suction in the ventilating and air-conditioning systems are presented in the appropriate engineering formulas. The estimation of accuracy of the obtained dependencies and valid range of their applicability are given, as well as recommendations for their use in practice mass design. The presentation is illustrated by numerical and graphical examples.

Keywords: coefficient of local resistance, tee, branch, injection, suction.

При движении воздушного потока в воздуховодах и каналах систем вентиляции и кондиционирования воздуха (В и КВ), кроме потерь давления на трение, существенную роль играют потери на местных сопротивлениях — фасонных частях воздуховодов, воздухораспределителях и сетевом оборудовании.

Такие потери пропорциональны динамическому давлению р д = ρv ²/2, где ρ — плотность воздуха, примерно равная 1,2 кг/м³ при температуре около +20 °C; v — его скорость [м/с], определяемая, как правило, в сечении канала за сопротивлением.

Коэффициенты пропорциональности ξ, называемые коэффициентами местного сопротивления (КМС), для различных элементов систем В и КВ обычно определяются по таблицам, имеющимся, в частности, в и в ряде других источников. Наибольшую сложность при этом чаще всего вызывает поиск КМС для тройников или узлов ответвлений. Дело в том, что в этом случае необходимо принимать во внимание вид тройника (на проход или на ответвление) и режим движения воздуха (нагнетание или всасывание), а также отношение расхода воздуха в ответвлении к расходу в стволе L´ о = L o /L c и площади сечения прохода к площади сечения ствола F´ п = F п /F с .

Для тройников при всасывании нужно учитывать ещё и отношение площади сечения ответвления к площади сечения ствола F´ о = F о /F с . В руководстве соответствующие данные приведены в табл. 22.36-22.40. Однако при проведении расчётов с использованием электронных таблиц Excel, что в настоящее время достаточно распространено в связи с широким использованием различного стандартного программного обеспечения и удобством оформления результатов вычислений, желательно иметь аналитические формулы для КМС, по крайней мере, в наиболее часто встречающихся диапазонах изменения характеристик тройников.

Кроме того, это было бы целесообразно в учебном процессе для сокращения технической работы обучающихся и переноса основной нагрузки на разработку конструктивных решений систем.

Подобные формулы имеются в таком достаточно фундаментальном источнике, как , но там они представлены в весьма обобщённом виде, без учёта особенностей конструкции конкретных элементов существующих вентиляционных систем, а также используют значительное число дополнительных параметров и требуют в ряде случаев обращения к определённым таблицам. С другой стороны, появившиеся в последнее время программы для автоматизированного аэродинамического расчёта систем В и КВ используют некоторые алгоритмы для определения КМС, но, как правило, они неизвестны для пользователя и могут поэтому вызывать сомнения в своей обоснованности и корректности.

Также в настоящее время появляются некоторые работы, авторы которых продолжают исследования по уточнению расчёта КМС или расширению диапазона параметров соответствующего элемента системы, для которых полученные результаты будут справедливы. Данные публикации возникают как в нашей стране, так и за рубежом , хотя в целом их число не слишком велико, и основываются преимущественно на численном моделировании турбулентных потоков с помощью ЭВМ или на непосредственных экспериментальных исследованиях. Однако полученные авторами данные, как правило, трудно использовать в практике массового проектирования, поскольку они пока не представлены в инженерном виде.

В связи с этим представляется целесообразным анализ данных, содержащихся в таблицах , и получение на их основе аппроксимационных зависимостей, которые имели бы по возможности наиболее простой и удобный для инженерной практики вид и одновременно достаточно адекватно отражали бы характер имеющихся зависимостей для КМС тройников. Для наиболее часто встречающихся их разновидностей — тройников на проходе (унифицированных узлов ответвлений) данная задача была решена автором в работе . В то же время для тройников на ответвлении аналитические соотношения найти труднее, поскольку сами зависимости здесь выглядят более сложно. Общий вид аппроксимационных формул, как и всегда в подобных случаях, получается исходя из расположения расчётных точек на поле корреляции, а соответствующие коэффициенты подбираются методом наименьших квадратов с целью минимизации отклонения построенного графика средствами Excel. Тогда для некоторых наиболее употребительных диапазонов F п /F с, F о /F с и L о /L с можно получить выражения:

при L´ о = 0,20-0,75 и F´ о = 0,40-0,65 — для тройников при нагнетании (приточных);

при L´ о = 0,2-0,7, F´ о = 0,3-0,5 и F´ п = 0,6-0,8 — для тройников при всасывании (вытяжных).

Точность зависимостей (1) и (2) демонстрируют рис. 1 и 2, где приведены результаты обработки табл. 22.36 и 22.37 для КМС унифицированных тройников (узлов ответвлений) на ответвлении круглого сечения при всасывании. В случае прямоугольного сечения результаты будут отличаться несущественно.

Можно отметить, что расхождение здесь больше, чем для тройников на проход , и составляет в среднем 10- 15 %, иногда даже до 20 %, но для инженерных расчётов это может быть допустимым, особенно с учётом очевидной исходной погрешности, содержащейся в таблицах , и одновременного упрощения расчётов при использовании Excel. В то же время полученные соотношения не требуют никаких иных исходных данных, кроме уже имеющихся в таблице аэродинамического расчёта. В самом деле, в ней в явном виде должны быть указаны и расходы воздуха, и сечения на текущем и на соседнем участке, входящие в перечисленные формулы. В первую очередь это упрощает вычисления при применении электронных таблиц Excel. Одновременно рис. 1 и 2 позволяют убедиться, что найденные аналитические зависимости вполне адекватно отражают характер влияния всех основных факторов на КМС тройников и физическую сущность происходящих в них процессов при движении воздушного потока.

При этом формулы, приведённые в настоящей работе, весьма просты, наглядны и легко доступны для инженерных расчётов, особенно в Excel, а также в учебном процессе. Их использование позволяет отказаться от интерполяции таблиц при сохранении точности, требуемой для инженерных расчётов, и непосредственно вычислять коэффициенты местного сопротивления тройников на ответвлении в весьма широком диапазоне отношений сечений и расходов воздуха в стволе и ответвлениях.

Этого вполне достаточно для проектирования систем вентиляции и кондиционирования воздуха в большинстве жилых и общественных зданий.

  1. Справочник проектировщика. Внутренние санитарно-технические устройства. Ч. 3. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Кн. 2 / Под ред. Н.Н. Павлова и Ю.И. Шиллера. - М.: Стройиздат, 1992. 416 с.
  2. Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / Под ред. М.О. Штейнберга. - Изд. 3-е. - М.: Машиностроение, 1992. 672 с.
  3. Посохин В.Н., Зиганшин А.М., Баталова А.В. К определению коэффициентов местных сопротивлений возмущающих элементов трубопроводных систем // Известия вузов: Строительство, 2012. №9. С. 108–112.
  4. Посохин В.Н., Зиганшин А.М., Варсегова Е.В. К расчёту потерь давления в местных сопротивлениях: Сообщ. 1 // Известия вузов: Строительство, 2016. №4. С. 66–73.
  5. Аверкова О.А. Экспериментальное исследование отрывных течений на входе во всасывающие отверстия // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2012. №1. С. 158–160.
  6. Kamel A.H., Shaqlaih A.S. Frictional pressure losses of fluids flowing in circular conduits: A review. SPE Drilling and Completion. 2015. Vol. 30. No. 2. Pp. 129–140.
  7. Gabrielaitiene I. Numerical simulation of a district heating system with emphases on transient temperature behavior. Proc. of the 8th International Conference “Environmental Engineering”. Vilnius. VGTU Publishers. 2011. Vol. 2. Pp. 747–754.
  8. Horikiri K., Yao Y., Yao J. Modelling conjugate flow and heat transfer in a ventilated room for indoor thermal comfort assessment. Building and Environment. 2014. No. 77. Pp. 135–147.
  9. Самарин О.Д. Расчёт местных сопротивлений в системах вентиляции зданий // Журнал С.О.К., 2012. №2. С. 68–70.

SVENT 6 .0

Программный пакет для аэpодинамического

pасчета систем пpиточной и вытяжной вентиляции .

[Руководство пользователю SVENT ]

Примечание. Инструкция несколько отстала в описании новых возможностей. Редактирование выполняется. Актуальная версия будет помещена на сайте. Реализованы не все задуманные возможности. Обращайтесь за обновлениями. Если что-то не получается, позвоните авторам (тел. в конце текста).

Аннотация

"Ц Н И И Э П инженерного оборудования" предлагает Вашему вниманию

Аэродинамический расчет систем вентиляции - "SVENT" для Windows.

Программа "SVENT" предназначена для решения задач:

    аэpодинамический pасчет систем пpиточной и вытяжной вентиляции; вычеpчивание аксонометрической схемы с пpименением базы гpафических элементов для AutoCAD;
    спецификация матеpиалов.

Два вида расчета:

    Автоматический подбор сечений(круглых или прямоугольных) при заданных пользователем диапазонах скоростей на конечных участках и около вентилятора ; Расчет при заданных параметрах (сечениях, расходах и т. д.).

В базе воздуховодов заложены стандаpтные пpямоугольные и кpуглые воздуховоды, нестандаpтные пpоектиpовщик назначает сам. База воздуховодов открыта для модификации/дополнения.


В базе узлов (входы/выходы, конфузоры, диффузоры, отводы, тройники дросселирующие устройства) заложены методики расчета КМС (коэффициентов местных сопротивлений) из следующих источников:

Справочник проектировщика. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Староверов, Москва, 1969 Справочные данные для проектирования. Отопление и вентиляция. Коэффициенты местных сопротивлений (ист. Справочник ЦАГИ, 1950 г.) . Промстройпроект, Москва, 1959 Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию, испытаниям и наладке. , ТЕРМОКУЛ, Москва, 2004 ВСН 353-86 Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных деталей. Каталоги Арктика и IMP Klima.

База узлов открыта для модификации/дополнения.

Любая система состоит из всасывающей и/или нагнетательной части. Количество участков не огpаничивается.

Кpестовины отсутствуют, однако, можно пpедставить их в виде двух тpойников.

Особое замечание по КМС:

    Различные методики определения этих коэффициентов выдают весьма различные результаты при одинаковых входных данных, в наибольшей степени это относится к тройникам. Выбор той или иной методики остается за проектировщиком. Так же имеется возможность пополнить базу своей методикой самостоятельно или предоставить авторам необходимые материалы. Мы сделаем это для Вас быстро и бесплатно. Необходимо помнить, что КМС по любым методикам предполагают установившееся движение воздушного потока и не могут учитывать взаимовлияния близко расположенных узлов. Если Вы устанавливаете два узла ближе чем 10 диаметров, то результаты не могут быть абсолютно точными.

Составные элементы интерфейса пользователя:


    Параметрическое окно содержит элементы ввода значений для одной составной части текущего участка; численные характеристики текущего участка и примыкающих к нему со стороны, дальней от вентилятора участков. Графическое окно содержит выбранную пользователем область схемы Фрагментное окно показывает текущую составную часть(между красным и черным узлами), прилегающие к ней до и после составные части с номерами участков и стрелками, указывающими направление движения воздуха.


Рассмотрим принцип формирования названия кнопки выбора узла.

(При пополнении базы узлов рекомендуется (но не обязательно) использовать следующую схему нумерации узлов: первая цифра трехзначного номера отражает источник для методики: 0 - тестовые и пользовательские узлы, 1 - Староверов, 2 - Идельчик, 3 - Краснов, остальные номера свободны для других методик)

Категрия узла

Аббревиатура

Диапазон возможных условных номеров

Номер по умолчанию

Входы и выходы

Отводы БЕЗ изменения сечения

Отводы С изменением сечения

Конфузоры и диффузоры

Шиберы, дроссели, диафрагмы

Проходные тройники

Т-образные тройники

пример: ПТ390 - проходной тройник (есть проходное направление) из методики №3 "Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию, испытаниям и наладке. , "

В базе узлов заложен альтернативный номер для автоматической смены методики узла при смене профиля участка, например, методика № 000 для круглого отвода меняется автоматически на № 000 при смене прилегающих участков на прямоугольный профиль (о чем выдается сообщение в строке статуса)

(Примечание: почти любой тройник имеет методику КМС для работы на всасывание и на нагнетание и, поэтому, обозначается одинаковым номером, когда используется на всасывающей части или на нагнетательной; а вход(всасывание) не всегда имеет (как правило не имеет) аналог-выход(нагнетание), например, выход свободный из трубы с отводом, патрубок душирующий и т. д.)

Если в методике оговорен конкретный профиль сечения (круглый) то при выборе узла для прямоугольного участка данная методика не войдет в список; а общие методики (для любого сечения пример: отвод "=О143") всегда входят в список (и для круглого, для прямоугольного сечений).

Многие методики требуют ввода дополнительных параметров (например, размер решетки, длина конфузора, количество створок дросселя и т. д.), для них в базе заложено вычисление значений по умолчанию таких, чтобы КМС вычислялось при текущих расходе и сечении (это требуется для автоматического перебора сечений). Параметры по умолчанию отмечены галочками. Чтобы ввести свое значение, надо снять галочку. По окончании автоматического расчета необходимо проверить, удовлетворяют ли Вас эти параметры.

НАЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЛАВИШ.

Введем понятие сборного участка : любое количество последовательно соединенных воздуховодов с одинаковым сечением и расходом. Прямолинейный воздуховод любой длины называется составной частью сборного участка. При построении аксонометрической схемы участки нумеруются автоматически, выбирая наименьший свободный номер. На картинке текущим является сборный участок №1 составная часть №1 - обозначается №1.1 (на этой составной части участок №1 заканчивается, далее он разветвляется на участки №2 и №3). Звездочка


с номером означает, что следующий за №10 участок будет иметь другой номер, может иметь другой расход и сечение.

Клавиша пpобел - обозначить/убрать конец участка, можно строить конфузор/диффузор, тройник.

При многократном нажатии на клавишу пробел в заголовке параметрического окна - ставится и снимается звездочка (если нет разветвления), означающая конец участка. Можно использовать в любое время - и на последнем участке (тогда следующий участок пристроится с другим номером), и в середине участка - тогда в этом месте участок или разделится на два, или объединится в один (с автоматической перенумерацией).

обозначение в тексте: LB/RB-левая/правая кнопка мыши

Ctrl+LB – если курсор мышки находится в графическом окне, участок, попавший в прицел становится выделен пунктиром или выделение снимается.

Ctrl+Shift+LB - часть схемы от участка, попавшего в прицел и в сторону от вентилятора становится выделена пунктиром или выделение снимается.

Alt+Shift+LB - часть схемы от участка, попавшего в прицел и в сторону от вентилятора становится выделена пунктиром.

Shift +движение мыши - перемещение схемы

Выбор мышкой в графическом окне – смена текущего участка на тот, что попал в прицел мыши.

Alt+Выбор мышкой в графическом окне – установить длину и сечение текущего участка такую же как у того, что попал в прицел мыши.

Колесо мышки изменение масштаба схемы (как в Автокаде)

Средняя кнопка мышки держать кнопку нажатой и двигать схему (как в Автокаде)

Ctrl+G переход к участку с заданным номером (номер задается вверху окна)

Ctrl+D сделать текущий участок круглым

Ctrl+F сделать текущий участок прямоугольным

Ctrl+N вставить новый участок перед текущим

Операции с ветками

Под веткой понимается рассматриваемый выбранный участок и все, что примыкает к нему в сторону от вентилятора.(Для участка рядом с вентилятором веткой будет вся схема)

Имеется возможность копировать ветку в "буфер " и использовать эту копию при построении схемы. Меню – Ветка – копировать в буфер от текущего участка (на рисунке текущий участок выделен зеленым цветом. Выделенный участок и все, что примыкают к нему справа – сохраняются в буфере.

После этого можно, например, установить текущим другой участок (выделен зеленым на втором рисунке), разделить этот участок клавишей "пробел" (появится звездочка (см. выше)), т. к. в этом месте будет меняться расход и/или сечение и выбрать пункт Меню – Ветка – пристроить из буфера к текущему участку. Получившаяся схема показана на втором рисунке. Ветку можно пристроить по тем же правилам, что и при добавлении одного участка. Участки нумеруются автоматически.

Для ветки можно поменять профиль сечения (с круглого на прямоугольный или наоборот) Меню – Ветка – сделать участки круглыми/прямоугольными или удалить ветку (включая текущий выбранный участок). Рекомендуется после этих операций проверить, чтобы участок без разветвлений не имел разделения номеров (отвод с изменением сечения). Объединить при необходимости участки, т. к. узел ОТВОД С ИЗМЕНЕНИЕМ СЕЧЕНИЯ позволяет посчитать кмс при очень ограниченном наборе сечений и только для прямоугольного профиля. Оставьте узел О251 , если только вам действительно нужен в этом месте отвод с расширенным или суженным выходным сечением.

– Ветка – сделать подобные узлы такими же: с помощью этой функции можно назначить только что установленный узел ("в окне выбор узла" кнопкой "применить") на всю ветку от текущего участка.

УДОБНЫЙ СЦЕНАPИЙ ПPОВЕДЕНИЯ PАБОТЫ.

1. Меню файл – новая система.

2. Меню Система – Нагнетающая часть (или всасывающая)

3. Меню Участок – Круглый (или прямоугольный)

4. Меню Участок – добавлять новый (в параметрическом окне присутствует зеленая рамка с заголовком «добавить» и шесть кнопок (с синими стрелками), нажимая на которые можно добавлять составные части заданной длины и направления (стрелка показывает направление от вентилятора)

5. Длину можно поменять в любое время, используя поле L[м] – длина текущей составной части.

6. Ошибочно заданное направление можно поменять: Меню Участок – изменять направление. Кнопки направлений (синие стрелки) логически находятся с другими параметрами в общей серой рамке и используются для смены направления текущей составной части. При любой смене текущего направления могут произойти, например, такие изменения – проходной тройник поменялся на т-образный, колено поменялось на дроссель, или просто узел недопустим, например, три участка лежат НЕ в одной плоскости. Все это проверяется автоматически при нажатии кнопки «подтвердить изменения». Если все корректно, то эта кнопка исчезает при нажатии. Когда ошибочные направления откорректированы – Меню – участок – добавлять новый. Продолжать построение схемы, задавая длины участков.

7. Если требуется продолжить участок другим профилем (круглым после прямоугольного или наоборот), обозначьте конец участка (пробел) – должна появиться звездочка рядом с номером – пристройте участок того же направления, красная кнопка в параметрическом окне будет называться К/Д – поменяйте этот узел на № 000 в окне выбора узлов – это выход из большего сечения в меньшее и наоборот; методика № 000 не накладывает каких либо требований на профиль воздуховода.

8. Если требуется построить тройник, обозначьте конец участка, пристройте любое из ответвлений (можно продолжить построение схемы дальше по выбранному ответвлению), выберите участок, который должен разветвиться и пристройте второе ответвление.

9. Расход воздуха необходимо проставить только на конечных участках (оканчивающихся входом или выходом)

10. В любое время задайте методики определении КМС, выбрав конкретный номер для отводов, тройников, входов/выходов, конфузоров/диффузоров, дросселей и т. д. Можно оставить предлагаемые по умолчанию.

11.В процессе построения в графическом окне отображается схема, автоматически масштабируясь и двигаясь на столько, чтобы показать только что добавленный участок целиком и все, что было видно до его добавления.

12.Если поставить авторежим на «сдвиг» (вверху графического окна), то схема будет только двигаться, отображая добавленный участок и не менять масштаб. Можно отобразить всю схему, нажав кнопку «Вся схема» вверху графического окна.

13.В процессе построения в графическом окне вдруг могут появиться красные или фиолетовые участки. Это означает, что эти подцвеченные участки пересеклись или сблизились соответственно.

14.Меню – Система – Расчет – без увязки – производит расчет, ничего не меняя в схеме.

15.Меню – Система – Расчет – С увязкой – производит расчет с подбором подходящих сечений, удовлетворяющих заданным скоростям с попыткой уменьшения невязки между параллельными ветвями; всегда выдает окно для ввода допустимых скоростей (верхний и нижний пределы для конечных участков и около вентилятора). В случае успеха расчета по всей схеме будут проставлены сечения, удовлетворяющие заданным скоростям и для любого участка будут иметься конкретные числа полных потерь Hп, потерь на данной составной части H, ее составляющих RL и Z [кг/м2], расход [м3/час], скорость [м/с] и КМС на текущей составной части и прилегающих к ней со стороны, дальней от вентилятора. Если в строке статуса отображается надпись «нет вариантов», значит не найдено ни одного варианта сечений, который бы позволял вписаться по заданным скоростям на всех участках и определить КМС по выбранным методикам для всех узлов. В этом случае можно применять любой из методов (или их сочетание):

a. варьировать диапазоны скоростей;

b. менять методики определения КМС для тройников, которые выдают значение Кмс=NaN;

c. менять расходы;

d. менять конфигурацию схемы, ориентируясь на правило, что в тройнике проходному направлению должен соответствовать больший расход;

Например, для ситуации на рисунке можно проанализировать, как подогнать расходы или сечения, (можно уменьшить Lo – расход на отвод №3, тогда уменьшится соотношение Lo/Lc) чтобы кмс посчитался.

Перед расчетом автоматически устанавливается сечение патрубка вентилятора как меньшее по заданным минимальной и максимальной скорости, после расчета можно поменять это значение на ближайшее стандартное.

Некоторые добавленные функции, находящиеся в стадии изменения:

    если нажать левой мышкой на ширину B[мм] – поменяются местами ширина и высота если нажать левой мышкой на высоту H[мм] – незаметно сформируется список сечений для выбранного участка (может занять несколько секунд), потом нажать правой мышкой на H[мм], высветится список сечений в формате скорость / ширина x высота, любое значение из этого списка позволит посчитать кмс, список отсортирован по "сплюснутости" воздуховода (внизу значения с наименьшей высотой)

16.Если все результаты устроили, можно сгенерировать отчет в формате htm (откроется в окне Internet Explorer или другом браузере): Меню – система – отчет , который можно при необходимости отредактировать в текстовом редекторе (например, MS Word). Отчет будет иметь такой вид (полужирным шрифтом выделены участки, формирующие трассу максимальных потерь).

17.Еще есть возможность получить Меню – система – сводный отчет по нескольким системам . Будет посчитана суммарная спецификация по воздуховодам и фасонным элементам для нескольких систем (в отчет не войдет информация о потерях по участкам); отчет откроется в браузере; так же откроется (если установлено бесплатное приложение Open Office) шаблон 11-графной спецификации и заполнится суммарными данными по выбранным системам.

18.Созданную спецификацию можно редактировать в Open Office.

Результаты расчета .

Отчет по системе вентиляции: (файл C:\last\v3.dat)

Всасывающая часть системы:

Общие потери (всасывающей части) 10.1 кг/м2

Потери по участкам:

Q, м3/ч

BxH/D, мм

V, м/с

Rl, кг/м2

Z, кг/м2

Pполное, кг/м2

Rдоп, кг/м2

разветвляется на 3 и 2 с невязкой 57%, |P3-P2|= 0.7

Спецификация собирающих устройств (для всасывающей части системы):

Общая спецификация на нагнетательную и всасывающую части системы:

Спецификация воздухопроводов:

Спецификация фасонников (отводов, тройников, дросселирующих устройств):

Расшифровка по базе:

ТЕРМОКУЛ, Москва, 2004

ТЕРМОКУЛ, Москва, 2004

Стройиздат, Москва, 1969

Стройиздат, Москва, 1969

Расчетная схема в Автокаде

19.
Меню – Система Экспорт DXF – сгенерировать dxf. Если планируется доводить чертеж в системе AutoCad, воспользуйтесь следующим пунктом (Аксонометрия SCR/LSP AutoCad). Перед использованием этого пункта необходимо скорректировать масштаб (сверху графического окна поле с числом), например, если там стоит 50, то масштаб в файле Автокада будет 1:50. Одна единица рисунка AutoCad при любом масштабе будет равна 1мм (воздуховод 5м будет изображен линией 5000 единиц рисунка), однако разрывы линий будут такими, чтобы на бумаге составлять 5мм, а масштабируемые блоки и подписи будут соответствовать выбранному масштабу (текст при выводе на печать будет иметь высоту 2.5мм).

20. Меню – Система Аксонометрия SCR / LSP AutoCad – сгенерировать файл для системы AutoCad. Перед использованием этого пункта необходимо скорректировать масштаб (см. предыдущий пункт). Будет сгенерирован файл с расширением scr. Запомните расположение этого файла. Его надо вызвать из Автокада (пункт меню инструменты - запустить сценарий (tools run script )).

Если схема не нарисовалась, значит

вы уже запускали скрипт на этом листе, тогда или набрать (sv-build) или начать новый рисунок и запустить скрипт

Появится такое сообщение (см. картинку)

Если начат новый рисунок, то заготовка отрисуется автоматически, если сценарий вызван повторно на этот рисунок, то для начала рисования заготовки набрать в командной строке:

(sv - build )

(прямо со скобками)!

Потом можно расставлять подписи командой (svs ) (тоже со скобками)!

(тоже набирать со скобками). Для установки подписи выбрать требуемый воздуховод (сразу выбрать в середине, с краю или где удобно для выноски). Появится полочка с надписями сечения и расхода воздуха. Клавишей "пробел" выбрать, куда цеплять выноску (слева/справа), а клавишами 5,6,7,8,9,0 определить ширину текста (0.5,0.6,0.7,0.8,0.9,1 – соответственно), сдвинуть полочку в желаемое свободное место на чертеже и нажать кнопку мыши. Полочка зафиксируется и программа будет ожидать следующий воздуховод. Для завершения нажмите правую кнопку мыши. Можно запустить процесс дальше командой (svs ) и продолжить недоделанные участки. Стиль текста подписей можно настроить. Для этого рекомендуется перед началом работы открыть (в Автокаде) файл dwglib . dwg из папки программы (обычно "C:\Program Files\KlimatVnutri\Svent\").

Настроить по вкусу стиль "sv-subscript", задав шрифт. Высоту оставьте 0. С помощью менеджера атрибутов блока можно установить высоту текста для атрибутов "ATTR1", "ATTR2", "ATTR3", "ATTR4" блока "Attrs". Рекомендуемые значения 2.5 или 3. Здесь же можно установить ширину по умолчанию.

Пример расчета.

В тексте будут использоваться такие элементы интерфейса программы как:

    меню – стандартное меню windows программ в верхней части главного окна. фрагментное ФО, параметрическое ПО , графическое ГО окна (см. выше в инструкции)

1. При построении сети надо стремиться к тому, чтобы проходу соответствовало большее количество воздуха, чем ответвлению.

2. Начало: Меню - Файл - Новая система.

3. Выбор: Меню - Система – Всасывающая часть.

4. Меню – Участок – Добавлять новый. В параметрическом окне выделена зеленой рамкой область с кнопками, которыми можно пристраивать участки, а также поле длины по умолчанию (новому участку первоначально дается такое значение длины, дробная часть отделяется запятой). Если будет много участков некоторой длины, удобно задать здесь это значение. Задайте 1,2 (это в метрах).

5. Меню – Участок – круглый (или прямоугольный) задать сразу (чтобы потом не менять по всей схеме с круглого на прямоугольный). Последующие достраиваемые участки будут такого же сечения. Если где-то необходим переход с круглого на прямоугольный, надо обозначить логический конец участка клавишей "пробел"(см. дальше) и продолжить строить в том же направлении. Переход задать узлом KnotID=160 (выход из большего сечения в меньшее или наоборот без конкретизации круглый/прямоугольный). У нас нет методики расчета Кмс перехода круглый->прямоугольный, поэтому наиболее подходящий из имеющихся № 000.

6. ПО – нажать мышью стрелку вниз, добавился участок длиной 1,2м.

7. ПО – нажать мышью стрелку направо, скорректировать длину на 1м.

8. ПО – нажать мышью стрелку вниз, скорректировать длину на 9,4м.

9. и и .д. стрелка влево-вниз 1,2м, вправо 2,2м, влево-вниз 2,5м.

11. Дальше надо создать тройник. Для этого обозначить логический конец участка клавишей "пробел". В ПО рядом с номером №1.6 участка появится звездочка, означающая, что следующий участок может быть с другим сечением и/или расходом. Ответвления можно пристраивать в любом порядке. ПО – нажать мышью стрелку влево, длина 1,5м, вниз 0,3м. ГО – выбрать мышью участок 1.6 (тот отрезок, где нажали "пробел"). ПО должно отобразить участок №1.6 * .

12. ПО – нажать стрелку влево-вниз 2м. Получился тройник.

Примечание: в процессе построения схема автоматически масштабируется и двигается так, чтобы новый участок всегда был целиком виден. Сверху графического окна есть переключатель Авто – сдвиг/масштаб. Автомасштаб – режим, при котором в ГО после добавления участка всегда видна та же часть схемы, что и до добавления участка. При необходимости схема сдвигается и масштабируется. Автосдвиг – режим, при котором в ГО всегда виден только что добавленный участок, а масштаб схемы не меняется.

13. Нажать "пробел". В ПО рядом с номером №3.1 участка появится звездочка. ПО – нажать мышью стрелку влево,{еще способ задать длину: ГО – нажать Alt+выбор мышью предыдущего ответвления (отв. влево, только что строили тройник). При этом для текущего участка установится длина 1,5м, - такая же, как у участка, выбранного мышью с нажатой клавишей Alt}. Теперь вниз 0,3м. ГО – выбрать мышью участок 3.1 (тот отрезок, где нажали "пробел"). ПО должно отобразить участок №3. 1 * .

14. и .д. стрелка влево-вниз 1,5м, вверх 0,6м, влево-вниз 1м, вправо 4,4м, "пробел",вправо-вверх 3м, вниз 0,3м, ГО – выбрать участок №5.4*(2 "кусочка" назад), вправо 4,4м, вправо-вверх 2м, "пробел", вправо 1м, вниз 0,3м, выбор участка №кусочка назад), вправо-вверх 1м, вправо 1м, вниз 0,3м.

15. Расставить расходы воздуха в м3/час только на конечных участках. Пройти по всем "хвостикам" 0,3м

16. Меню – Система Расчет – С увязкой. В реальной системе если в таблице ПО присутствуют символы NaN – значит расчет не завершен, скорее всего из-за того, что на некоторых узлах не посчитались Кмс (обычно это тройники) или где-то ошибка деления на 0. Как действовать в этом случае см. выше (стр. 6)

17. Меню – Система Отчет по всей системе

Введем понятие "Условная дальность от вентилятора ". Условную дальность можно посмотреть в окне "фильтр", выбрав любой участок (условная дальность - удаление от вентилятора - указана в скобках). Участок непосредственно перед ВХ/ВЫХ имеет дальность "1", дальше по мере приближения к вентилятору дальность увеличивается на единицу с каждой сменой номера участка. По дальности вычисляется диапазон скоростей, в котором перебирать сечения. Диапазон скоростей для любого участка можно посмотреть в окне "Ограничения на воздуховоды", открывающееся по команде "Расчет с увязкой". (Значения скоростей автоматически вычисляются для всех участков перед расчетом с увязкой; чтобы посмотреть реальные диапазоны до расчета, необходимо нажать кнопку "Применить" в окне "Ограничения на воздуховоды". Диапазоны можно поправить для любого участка, сняв галочку(и) напротив соответствующего(их) числа(и нажать кнопку "применить"). Увеличивая диапазон, можно увеличить число комбинаций сечений для перебора.

1. Если после расчета с увязкой в строке статуса выдается сообщение "Вариантов не найдено, см. черный узел " - это означает, что расчет максимально продвинулся до текущего участка (спереди черный узел, который обычно является тройником, т. к. расчет не получается только из-за невозможности определить кмс для тройника ни при каких комбинациях сечений, устанавливаемых с соблюдением заданного диапазона скоростей).

Варианты действий:

Проверить, что боковому ответвлению соответствует меньшее количество воздуха, чем проходному ответвлению, обратный вариант невозможно посчитать из-за кмс. Если по всей системе выдержано правило: на проход не меньше воздуха, чем на боковой отвод то см. дальше…

Самое простое : увеличить расчетный диапазон скоростей в окне "Ограничения на воздуховоды"-вкладка "для всей системы". - уменьшить минимальную и/или увеличить максимальную скорость у вх/вых и/или у вентилятора. Если участки равномерно нагружены, этот способ в конце концов может сработать, но каждое увеличение диапазона скоростей увеличивает время расчета.

Проанализировать конструкцию . Если есть особые участки с малыми расходами, то раздвигать диапазоны скоростей по всей системе нецелесообразно - надо перейти на вкладку "для части системы" и попробовать поменять диапазоны на этих особых участках. Чтобы выбрать группу схожих участков можно воспользоваться фильтром и поменять диапазон скоростей сразу для всей группы. Потом запустить расчет с увязкой.

Если ничего не помогает , можно задать узел(тройник на котором "застревает" расчет) в режим приблизительного вычисления кмс: можно ввести диапазоны выхода за пределы заложенной для кмс таблицы - например число 2 - означает 200%, т. е. программа экстраполирует кмс на промежуток δ=xi-xi+2,

например , узел № 000, снять галочку расчет кмс, выбрать значение "приблизительный"; тогда для расчета будут использованы левые и правые допуски Fn, Fo, Q выхода за таблицу: откройте источник вычисления кмс - кмс прохода Fo/Fc имеет диапазон от 0.8 до 0.1, если ввести правый допуск "2", то вычисление кмс выполнится экстраполяцией от 1 до 0.1 (т. е. 0.8+(0,8-0.6)).

Это, хоть и неправильно, зато больше будет пожохе на истину, чем если взять значение кмс с "потолка".

Если все равно ничего не получается , можно задать пользовательский узел № 000 (все пользовательские узлы условно имеют первую цифру "0") - задать вручную кмс на отвод и проход, тогда расчет в этом месте не остановится… При этом не забыть, что в данном месте воздухораспределение непредсказуемо, предусмотреть регулировочный механизм (шибер/диафрагму/дроссель).

Если расчет закончен успешно, значит удалось для всех узлов посчитать местные сопротивления и выдержать на всех участках заданный диапазон скоростей. Однако увязки параллельных веток без дополнительной регулировки бывает невозможно добиться только перебором сечений. В этом случае можно для увязки конечных параллельных участков использовать решетку АМР-К (узел № 000), а для увязки веток - установить на менее нагруженной дроссель/шибер/диафрагму. После этого запустить "расчет и регулирование". Автоматически будет произведен подбор щели шибера или угла дросселя или положения регулятора расхода решетки АМР(АДР) для увязки параллельных веток.

Чтобы корректно посчитать распределение воздуха через решетки, установленные вдоль воздуховода, надо использовать не тройники, а вх/вых через боковые отверстия. Чтобы задать такой узел (боковой вх/вых) надо как обычно, построить тройник(или отвод с изменением сечения), а потом задать на ответвление длину "0", тогда тройник превратиться в "боковой вх/выход", о отвод с изменением сечения в "боковой вх/выход через последнее отверстие". При этом на участке с длиной "0" надо задать материал "типоразмер" и использовать на вх/вых решетку № 000, тогда типоразмеры решетки будут выбираться только те, что по геометрическим размерам возможно установить в данный воздуховод. Вместе с потерями в решетке учтутся и местные потери бокового отверстия. Данная возможность дорабатывается. Спрашивайте обновления.

После успешного расчета можно корректировать сечения следующим образом:

(для прямоугольных) нажать левой мышкой на метку высоты H [мм], потом нажать правой мышкой на нее же – появится меню со списком сечений (первое число – скорость), сверху вниз все больше сплющена высота; выберите нужное сечение, ориентируясь на желаемую скорость…(в этом меню предложены сечения, для которых возможен расчет).

необходимо корректно назначить сечения по участкам в зависимости от

расходов. Ниже предлагаются данные, взятые из немецких методик, в

соответствии с которыми выполнен пример вытяжной системы B.6

ТАБЛИЦА 1. Скорости воздуха в магистралях и ответвлениях воздуховодов приточных и вытяжных систем в зависимости от назначения воздуховода.

┌─────────────┬────────────────────────┬─────────────────────────┐

│ Назначение │ Приток │ Вытяжка │

│ объекта ├───────────┬────────────┼────────────┬────────────┤

│ │Магистраль │ Ответвления│ Магистраль│ Ответвления│

│Жилые дома │ 5 │ 3 │ 4 │ 3 │

├─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Гостинницы │ 7,5 │ 6,5 │ 6 │ 5 │

├─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Кинозалы, │ 6,5 │ 5 │ 5,5 │ 4 │

│театры │ │ │ │ │

├─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Администрация│ 10 │ 8 │ 7,5 │ 6 │

├─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Оффис │ 10 │ 8 │ 7,5 │ 6 │

├─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Ресторан │ 10 │ 8 │ 7,5 │ 6 │

├─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Больница │ 7,5 │ 6,5 │ 6 │ 5 │

├─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Библиотека │ 10 │ 8 │ 7,5 │ 6 │

└─────────────┴───────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

ТАБЛИЦА 2. Процентные соотношения количества воздуха и площади

сечения воздуховодов.

% площади

сечения водуховода

Процент площади брать из граф 2, 4, 6, 8.

На примере системы В.6 посмотрите как применить данные таблицы N2,

чтобы корректно назначить сечения воздуховодов.

F = L/3600 x V где

L - расход воздуха на участке м3/ч

V - скорость воздуха (можно назначить по таблице N1 в зависимости от

назначения системы (приток или вытяжка)) и от типа здания.

Процент расхода воздуха определять:

%L = Lуч.(рассматриваемого) / Lуч.1

Исполнители:

Волкова Татьяна Аpкадьевна (495) (д.), (495) (р.)

Волков Всеволод

сайт в интернете: www. *****