Надёжная крыша гаража является важным условием сохранности постройки. Кровельные работы в гараже в основном выполняются так же, как и на других строениях, однако есть свои нюансы.

Виды гаражных крыш

По особенностям конструкции можно выделить несколько видов крыш. По наличию скатов кровли бывают:

  • скатные;
  • плоские.

Плоская крыша нуждается в обустройстве сплошного эластичного покрытия из полимерно-битумных материалов, стойких к изменениям температуры. Опорными деталями для подобной конструкции служат стенки здания. В качестве основы могут использоваться стяжки или плиты. В некоторых случаях на плоской крыше делают подвесной сад. В таком случае конструкция будет эксплуатируемой.

Скатная крыша образуется основаниями, угол наклона которых может быть от 10 до 60°. Конструкции имеют упор на стропильный механизм. Для гаража можно соорудить следующие виды крыш:

  1. С одним скатом. Конструкция имеет упор на стенки здания, в связи с чем одна из стен должна быть выше остальных, чтобы была возможность создать уклон. Перепад высоты рассчитывается по формуле: H = tg α x s, где s - ширина здания, tg α - тангенс угла наклона, значение которого можно посчитать на калькуляторе или взять из таблиц Брадиса. Величина уклона крыши зависит от особенностей климата региона: количества снега и сил постоянного ветра.

    Односкатная крыша формируется разными по высоте стенами

  2. С двумя скатами. Этот вариант при сооружении гаражей используется чаще всего, так как он позволяет увеличить полезную площадь здания за счёт чердачного помещения. Крыша данного вида может быть выполнена с перекрытием или без, однако она должна опираться на мауэрлат - обвязку по горизонтали из брусков, которая объединяет стропильный механизм в прочную конструкцию.

    Двускатная крыша увеличивает полезное пространство гаража за счёт чердачного помещения

  3. Шатровая крыша. Для гаражей используется довольно редко, однако в некоторых случаях её применяют для поддержания единого стиля застройки территории. Стропильный механизм в этом случае не будет иметь прогона конька, поскольку каркас кровли образуется четырьмя одинаковыми скатами.

    Шатровая крыша состоит из четырех одинаковых скатов

  4. Мансардная. Этот вид конструкции позволяет устроить над гаражным строением дополнительную комнату, которая может использоваться хозяином для собственных нужд. К примеру, можно создать мастерскую, кладовку, кабинет или комнату для гостей. От чердачного помещения она отличается высотой подъёма перекрытия: минимум 1,5 м. Этот проект крыши считается дорогим, так как он нуждается в паро-, гидро- и теплоизоляции. Также нужно установить стеклопакеты нестандартной формы. Стропильная пара будет иметь крутой излом, что может повлечь за собой уменьшение прочности постройки.

    Минимальный подъём перекрытия в помещении под мансардной крышей составляет 1,5 м

Материалы и инструменты для изготовления

Грамотное возведение крыши с единым скатом подразумевает соблюдение уклона, требуемого для беспрепятственного схода талых вод после дождей или снегопадов. Высота опорных деталей должна отличаться. Выбирать уклон следует с учётом таких факторов:

  1. Климат региона, в котором проводятся строительные работы. Пологие крыши с уклоном в 5–7° нецелесообразно изготавливать в регионах с большим количеством снега. Однако они подходят для мест, где есть сильный ветер. Крыши с наклоном в 20–25° не следует изготавливать над отдельно размещёнными гаражными помещениями в регионах с умеренными ветрами. Такие конструкции можно возводить только над пристроенными зданиями.
  2. Вид материала покрытия:
    • при изготовлении крыш с уклоном в 15° или меньше надо применять материалы в рулонах - полимерные, полимерно-битумные или битумные;
    • если уклон составляет до 10°, то кровлю следует устраивать в 2 слоя;
    • при угле наклона 17–20° применяются листы из металла, скреплённые фальцем, плоский или волнообразный шифер;
    • для крыш уклоном в 25° и больше лучше выбирать профилированные листы или металлочерепицу.
  3. Дизайн участка. Особенности архитектуры обязывают применять кровлю одинакового цвета и формы на всей территории.

При расчёте площади ската необходимо учесть установку свесов, которые защищают конструкцию от дождей.

Свесы представляют собой выносы конструкции кровли, которые защищают здание от дождей и снега

Важно учитывать такие нюансы:

  1. Над срубом должны быть свесы в 55–60 см.
  2. Свес над обшитым железом каркасным строением должен быть минимум 15–20 см.
  3. Свес над зданием из бетона или кирпича должен составить 35–40 см.

В некоторых случаях размер свесов делают больше, чтобы сформировать навес со стороны входа или вдоль стены. Навес понадобится опереть на опорные столбы, изготовленные на отдельном или общем с гаражом основании.

Материал для покрытия гаражной крыши

Крышу гаража можно покрыть разными материалами. Выбирать нужно исходя из условий эксплуатации и финансовых возможностей. К примеру, здание с крышей из черепицы обойдётся намного дороже постройки, которая покрыта шифером. При этом укладка металлочерепицы занимает много времени. Чаще всего применяются такие материалы:

  1. Рубероид. Это материал, в основе которого лежит плотный или облегчённый картон с пропиткой из битума. Он покрывается тугоплавким битумом, после чего в него добавляются минеральные вещества. Нагрузка на разрыв - 26–28 кг. Одного рулона хватит для того, чтобы покрыть примерно 10 м 2 крыши. Рубероид может переносить нагрев до 80° на протяжении двух часов. Материал можно применять при уклоне ската не менее 5°. Раскатанные листы соединяются клеящей смесью или мастикой в несколько слоёв или наплавляются при помощи газовой горелки. Рубероид рекомендуется использовать в случае, если изготавливается гараж с крышей сложной формы. Основные достоинства материала:
  2. Битумная черепица. Это искусственный мягкий материал для кровли, в основе которого находится стеклохолст, пропитанный резиновым битумом с присыпкой из базальта или сланца. Период службы - до 50 лет. Декоративность покрытия достигается за счёт большой гаммы цветов и форм нарезки. Битумная черепица обладает всеми достоинствами рубероида, однако имеет более эстетичный внешний вид. Дополнительным преимуществом является возможность замены отдельных фрагментов при выполнении ремонта. Материал можно устанавливать на крышу с минимальным уклоном от 2°.

    Крыша из битумной черепицы имеет намного более эстетичный внешний вид по сравнению с рубероидной

  3. Ондулин. Это формованная масса на основе целлюлозы, битума, различных пигментов и наполнителей. После просушки листы с волнами становятся стойкими к химическому воздействию. К достоинствам можно отнести маленький вес и невысокую стоимость. Период возможной эксплуатации - до 15 лет. В продаже можно найти в материал разных цветов. Для фиксации листов следует применять особый крепёж.

    Ондулин хорошо подходит для крыши гаража, потому что это лёгкий и красивый материал

  4. Шифер. Представляет собой листы асбестоцемента с поверхностью в виде волн. Несмотря на не самый эстетичный вид и гигроскопичность, имеет довольно много преимуществ:
  5. Железные листы. Материал имеет полимерное покрытие и является прочными и долговечными. Листы скрепляются фальцевым способом в замок, в связи с чем необходим опыт в проведении данных работ и специальный инструмент. Допустимый уклон - 19–30°. На металлическую кровлю желательно нанести дополнительное защитное покрытие, которое может быть организовано с помощью акриловой краски.
  6. Профнастил. Это металлические листы волнообразной формы, которые укладываются с нахлёстом в одну волну с каждой стороны и крепятся к обрешётке кровельными саморезами, что заметно упрощает процесс установки. Рекомендуемый угол наклона - от 8°.

    Покрыть крышу гаража профилированным листом можно в одиночку за день

  7. Металлочерепица. Является одним из самых популярных кровельных материалов. По своим свойствам металлочерепица схожа с профнастилом, но выглядит гораздо привлекательнее. Покрытие состоит из профилированных железных листов толщиной порядка 0,5 мм с гладкой или шероховатой поверхностью, защищённой слоем полимерного напыления. Средний срок службы - 30 лет. Минимальный уклон - 14°.

    Покрытие издалека напоминает натуральную черепицу, но стоит значительно дешевле

Инструмент для устройства крыши гаража

Чтобы работы были произведены качественно, требуется подготовить следующий инструмент:

  • молоток;
  • киянку из дерева;
  • домкрат для поднятия материала на крышу;
  • рулетку;
  • уровень для выполнения замеров;
  • шпатель, если планируется штукатурить и красить гараж;
  • ножницы по металлу, если планируется использовать профнастил;
  • пила;
  • топор.

Для некоторых металлических кровельных материалов потребуется подготовка отверстий. В таком случае в список следует добавить зенковку и зенкер.

Устройство гаражной крыши своими руками

Крыша для гаражной постройки состоит из таких элементов:

  1. Стропильный механизм. Применяется в качестве основы, на которую фиксируются все детали. Конструкция будет брать на себя общие нагрузки крыши.

    Стропильный каркас задаёт форму крыши и является её несущей частью

  2. Обрешётка. Служит опорой для крепления кровельного покрытия.

    Шаг обрешётки зависит от применяемого кровельного материала

  3. Материалы для гидро-, паро- и теплоизоляции. Требуются для того, чтобы удерживать тепло и защищать постройку от влаги.

    Чтобы крыша могла удерживать тепло и защищать гараж от влаги, нужно уложить изоляционные материалы в определённой последовательности

  4. Финишное покрытие.

    Укладка финишного покрытия является завершающим этапом строительства крыши

  5. Дополнительные детали для усиления стропильного механизма.

Если предполагается сооружение гаража с односкатной крышей, то на верхних торцевых частях надо разместить мауэрлат или брёвна. Элементы будут применяться в качестве опоры для стропильного механизма. Они фиксируются к стенам с помощью проволоки через анкерные болты. Крепёжные детали надо забить в стену или замуровать в кладке.

Основными деталями стропильного механизма двускатной крыши являются стропильные ноги. Они могут быть:

  • подвесными (опираются крайними частями);
  • наслонными (имеют промежуточные детали для опоры).

Если пролёт, который образуется опорными стенками, имеет длину меньше 5 м, то на стропильный каркас можно установить лишь горизонтальные элементы. Они называются ригелями. В местах крепления мауэрлата и стропильных ног нужно подготовить отверстия для крепежа. Опоры устанавливаются в данные отверстия и надёжно фиксируются гвоздями или анкерными болтами.

Установка мауэрлата

Укладку крыши для гаража следует начинать с монтажа мауэрлата. Для этого используется брус 15х10 см. Если стены гаража изготовлены из бруса, то в качестве мауэрлата можно использовать верхний венец.

  1. Для стен из кирпича или бетонных блоков изготавливается армирующий пояс. В него монтируются шпильки из стали, на которые затем будет надеваться мауэрлат. Конструкция армопояса требуется не только для распределения нагрузок от крыши, но и для горизонтального выравнивания торцевых поверхностей стен. Без этого элемента в разных частях крыши уклон может быть разным.

    Перед заливкой бетона к арматурному каркасу привариваются металлические резьбовые шпильки с тем расчётом, чтобы их выступающая часть была на несколько сантиметров длиннее балки мауэрлата

  2. В опалубку заливается бетон, его поверхность окончательно выравнивается, а затем конструкция закрывается слоем рубероида и оставляется до полного высыхания (не менее 7 дней).

    После выравнивания слоя бетона шпильки должны выходить из него на высоту, превышающую толщину мауэрлата на 3–5 см

  3. Монтируются балки мауэрлата. В местах расположения шпилек сверлятся отверстия соответствующего диаметра, и балки надеваются на шпильки. Сверху накручиваются гайки.

    После того как балка мауэрлата будет уложена на армопояс, его закрепляют при помощи гаек, наручиваемых на концы шпилек

  4. Стропила фиксируются к мауэрлату. Самый простой метод - два гвоздя длиной от 150 мм, расположенных перекрёстно, или скобы из железа. Для более качественного крепления можно применить металлические пластины.

    При помощи металлических пластин можно сделать скользящее крепление, которое позволит элементам перемещаться в небольших пределах при усадке каркаса и сезонных деформациях здания

Разметка стропил и изготовление обрешётки

На этом этапе понадобится выполнить разметку стропил:


Монтаж стропил для односкатной крыши не отличается сложностью. При устройстве стропильного механизма следует руководствоваться такими принципами:


В качестве основания гаражной крыши под материал для покрытия должна применяться обрешётка из планок или железных прогонов. Обрешётка подбирается таким образом:


Обрешётка должна быть выполнена снизу вверх.

Каждую рейку следует крепить на один гвоздь к стропильной ноге.

Утепление и гидроизоляция крыши гаража

Наружное утепление гаражной крыши следует производить в такой последовательности:


Внутреннее утепление крыши выполняется таким образом:

  1. Прежде всего выполняется гидроизоляционный слой. Стыки заделываются скотчем.

    Плёнку гидроизоляции лучше уложить с небольшим провисом, чтобы избежать излишнего напряжения при температурных деформациях

  2. Если планируется применять пенопласт, то под него должна быть выполнена обрешётка. Далее листы крепятся при помощи саморезов. В процессе надо проклеивать стыки клеящей смесью.
  3. Если используется минеральная вата, то она укладывается в промежутки между стропилами враспор.

    Плиты минеральной ваты должны заходить в промежутки между лагами враспор и держаться там без дополнительного крепления

  4. Утеплительный материал накрывается пароизоляционной плёнкой. Места стыков проклеиваются строительной лентой.

    Пароизоляционная плёнка защищает утеплитель от тёплого влажного воздуха, выходящего из нижних помещений

Следует позаботиться о том, чтобы утеплительный материал не контактировал с плёнкой гидроизоляции. Между ними должен быть зазор. Для этого поверх плёнки набивают контробрешёту из брусков 30х40 или 50х50 мм. Если для гидроизоляции используется супердиффузионная мембрана, устройство вентиляционного зазора не требуется.

Утепление крыши внутри можно выполнить с применением пеноизола.

Пеноизол наносится на крышу методом напыления

Пенообразный материал следует наносить способом напыления. Он будет проникать во все зазоры, расширяться при подсыхании и распределяться по всему основанию. В результате не будет щелей, в которые могла бы проникать влага или холод. Пеноизол является одним из лучших материалов для утепления. Он исключает появление грибка и плесени. Единственный недостаток заключается в высокой стоимости. Однако следует помнить о том, что период возможного использования материала составляет 70 лет.

В качестве материала для гидроизоляции односкатных крыш чаще всего используется битумная мастика. Распределённое по поверхности крыши покрытие способно сформировать основу с отличными параметрами гидроизоляции. Также допускается использование антиконденсатной плёнки, которая производится на основе вискозы. Такой вариант чаще всего подходит для крыш, которые покрываются профилированными листами.

Гидроизоляция производится после того, как будет выполнена система стропил и обрешётка, а также уложен утеплитель:


Если крыша не будет проветриваемой, то в качестве материала для гидроизоляции следует применять не обычную плёнку, а с защитой от конденсата. Возможно также применение современной паропроницаемой мембраны, которая излишки водяного пара будет отводить наружу. Облегчить процесс гидроизоляции можно при помощи использования самонаплавляемой кровли. Однако важно следить за тем, чтобы материал для покрытия не перегревался.

Видео: гидроизоляция гаражной крыши

Укладка кровельного покрытия

Одним из популярных вариантов является устройство кровельного покрытия из рубероида.

Пошаговое руководство по укладке рубероида

Рубероид монтируется на сплошную обрешётку. Материал способен выполнить сразу две функции:

Рубероид - мягкий рулонный материал для кровли, поэтому его легко укладывать. Чтобы надёжно защитить крышу, рубероид надо монтировать в 2–3 слоя. Первый слой применяется в качестве подкладки, а последующие - в качестве основного покрытия.


Помимо рубероида можно применять и другие материалы рулонного типа. Они выкладываются на мастику или наплавляются при помощи газовой горелки. Второй метод требует повышенного внимания, т. к. он является пожароопасным. Такие работы должен выполнять человек с опытом.

Видео: покрытие крыши битумом и рубероидом

Последовательность монтажа кровельного профнастила

Профнастил имеет незначительный вес, поэтому есть возможность сэкономить на изготовлении стропильного механизма и обрешётки. Стропильные ноги могут быть изготовлены из брусков 100х30, 50х30 или 50х50 мм. Выбор нужно делать исходя из того, какая нагрузка будет на стропильный механизм. Чтобы создать качественную кровлю, её нужно утеплить и уложить материал для гидроизоляции. Последовательность действий:

  1. На поверхность каркаса укладывается гидроизоляция. В этом случае допускается использование плёнки из полиэтилена толщиной 200 микрон. Плёнка фиксируется к обрешётке с помощью планок небольшой толщины сечением 20х20 мм. Расстояние между рейками нужно делать таким, чтобы на деталях мог плотно расположиться профилированный лист.

    Для укладки профилированного листа толщиной 0,4–0,5 мм достаточно шага обрешётки в 50 см

  2. Поверх гидроизоляционного материала укладывается металлическая кровля. Профлисты закрепляются к обрешётке при помощи особых самонарезающих винтов с подкладками из резины. Для удобства можно предварительно проделать маленькие отверстия в основании. Саморезы нужно вкручивать без натяга, чтобы материал мог сжиматься и расширяться при изменении температуры.

    Листы профнастила крепятся кровельными саморезами в углубление волны

  3. Кровля утепляется изнутри гаража. Процесс утепления под профнастил полностью аналогичен описанному выше.
  4. С внутренней стороны кровли монтируется пароизоляционная плёнка и финишное покрытие стен и потолка чердачного помещения.

Видео: самостоятельное покрытие крыши профлистами

Особенности укладки фальцевой и шиферной кровли

Укладывать фальцевую кровлю из оцинкованного металла можно только при наличии определённых навыков и специальных приспособлений. Самостоятельно это делать не рекомендуется.

Крыша из шифера способна служить более 40 лет. Материал укладывается так же, как и профнастил, однако шифер имеет большой вес. Соответственно, он нуждается в прочном и надёжном стропильном механизме. Стропила должны изготавливаться из деревянных брусков сечением не менее 100х80 мм.

Видео: покрытие крыши шифером

Эксплуатация и обслуживание крыши для гаража

Мягкие покрытия являются довольно прочными, однако рекомендуется выполнять регулярный осмотр основания. Признаки, которые свидетельствуют о необходимости проведения ремонта:

  1. Различные механические повреждения: сквозная потёртость, глубокая трещина, разрывное отверстие.
  2. Появление впадин, в которых может застаиваться вода или грязь.
  3. Изменение внешнего вида покрытия: появление мха, плесени или грибка.
  4. Возникновение аварийных расслоений в местах соединений.

При наличии данных признаков рекомендуется незамедлительно провести ремонт крыши. Опытные специалисты рекомендуют хозяевам гаражей выполнять регулярные мероприятия по обслуживанию конструкции минимум раз в 3 года. В этом случае достаточно будет лишь устранить мелкие огрехи. Если крыша будет долго находиться в запущенном состоянии, то может потребоваться полная замена покрытия.

Ремонт гаражной крыши

Метод ремонта зависит от вида кровли и степени износа постройки. В частных строениях, где гараж расположен отдельно от здания, применяются бюджетные материалы для кровли с длительным периодом службы. Гаражи в кооперативах не получится покрыть профилированными листами или гибкой черепицей, поэтому используются мягкие материалы на битумной основе. Выделяют 3 варианта ремонта гаражной крыши:

  1. При помощи разогретого битума.
  2. Применение мягкого материала для кровли.
  3. Применение профилированных листов или черепицы.

Перед тем как приступить к работам по ремонту, понадобится убрать с крыши мусор и очистить места, которые нужно будет ремонтировать. Если установленный ранее материал для покрытия можно использовать, то потребуется вырубить топором углубления в местах с дефектами. Если крыша покрывалась рубероидом, то конструкцию надо осмотреть на наличие трещин или вздутий. Такие изъяны должны быть устранены до ремонтных работ.


Когда подготовительные работы будут выполнены, можно приступать к работам по ремонту:


Отремонтировать крышу при помощи рубероида довольно просто. Понадобится вырезать несколько кусков материала, после чего закрыть с их помощью углубления. Каждый отрезок должен соответствовать величине углубления. Последовательность действий:


Видео: частичный ремонт кровли гаража

Построить долговечную крышу для гаража самостоятельно вполне возможно, однако важно следовать инструкциям и выбирать качественные и надёжные материалы на всех этапах работ.

Каждый автолюбитель стремится обустроить для своего «железного коня» достойный гараж, который позволит сохранить отличный внешний вид автомобиля и значительно увеличить срок его эксплуатации. Кроме крепких стен, надежного пола и грамотно выполненной вентиляции, очень важно наличие правильно спроектированной и качественно изготовленной крыши гаража. Если иметь желание и знания о том, как правильно сделать крышу гаража, то данный вид работ можно выполнить самостоятельно. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с постройкой крыши для гаража.

Требования к качественной крыше для гаража

  • Надежность конструкции. Крыша должна выдерживать перепады температур и атмосферные нагрузки, соответствующие вашей климатической зоне. При этом следует учитывать, что чем тяжелей перекрытие, тем мощнее должны быть стены, чтобы выдержать эту нагрузку.
  • Хорошая гидро- и теплоизоляция. Для исключения попадания влаги атмосферных осадков на ваш автомобиль и создания благоприятных условий для его хранения.
  • Использование негорючих материалов. Гаражи относятся к помещениям, обладающим повышенной пожарной опасностью, поэтому крайне важно при их строительстве применять негорючие материалы.
  • Привлекательный внешний вид. Позволяет гаражу гармонично вписаться в общий облик усадьбы. При этом если гараж примыкает к дому, то его кровля должна быть выполнена в одном стиле.

Основные виды гаражных крыш

  • Односкатная (плоская). Является наиболее простым видом крыши для гаража. Для нее характерно малое количество требуемого материала. Наиболее часто угол ската составляет 20-30°, но при желании можно уменьшить угол до 10°, обеспечив требуемый уровень стойкости конструкций воздействию осадков. Самым быстрым способом изготовления данного вида крыши является использование плит перекрытия, обладающих к тому же низкой теплопроводностью и хорошим уровнем звукоизоляции. Данный вариант наиболее оптимально решает вопросы пожарной безопасности.

  • Двускатная. При всей красоте данной конструкции, она является более сложной в изготовлении и дорогой. Поэтому выбор данного варианта производится в основном по архитектурным соображениям или в связи с необходимостью устройства чердачного помещения для хранения разнообразных вещей. При строительстве двускатной крыши необходимо изготовить потолок и утеплить его. Сама конструкция данного вида крыши способствует прекрасному обзору ее со стороны, поэтому не стоит использовать дешевые кровельные материалы, чтобы не испортить общее впечатление о строении.

Виды кровельных материалов

При возведении гаражных крыш наиболее распространены следующие кровельные материалы:

Шифер. Достаточно популярный кровельный материал с длительным сроком службы (до 40 лет). Изготавливается из легкой асбоцементной плиты, обладающей высокой степенью износостойкости.

По сравнению с профнастилом, шифер имеет больший вес и требует более прочной и надежной стропильной системы.

Укладка шифера выполняется рядами снизу-вверх с последующим нахлестом (около 20 см). Крепление к обрешетке выполняется с помощью специальных гвоздей, при этом отверстия под них желательно просверливать.

Рубероид. Главным преимуществом рулонного рубероида является его низкая стоимость, достаточная прочность покрытия и эффективная защита от воды. Срок службы кровли выполненной из рубероида при правильной эксплуатации достигает 15 лет.

Данный кровельный материал монтируется на сплошную обрешетку.

Первым делом требуется подготовить основание для кровли. Затем непосредственно перед укладкой первого слоя необходимо промазать битумной мастикой основание, раскатать и прижать рубероид. Монтаж полос рубероида производится снизу-вверх с нахлестом 20 см. Данный метод укладки не допускает затекания воды в стыки между полотнами. Далее аналогичным образом, только в перпендикулярном направлении, укладывается второй слой. И наконец, после промазывания битумной мастикой, необходимо уложить третий слой, также в направлении перпендикулярном к предыдущему слою.


Профнастил. Данный материал приобрел популярность за счет длительного срока службы (до 50 лет) и малого веса, позволяющего уменьшить затраты на возведение стропильной системы и изготовление обрешетки. Профнастил выполняется из стали покрытой полимерным покрытием или слоем цинка (оцинкованной стали). Придание характерного трапециевидного профиля производится методом холодного проката. Размеры листа и конкретная форма профиля у разных моделей отличаются. Монтаж листов производится внахлест около 20 см, снизу-вверх. Оформление боковин, края и верхушки выполняют с помощью специальных профилей.

При создании кровли на базе профнастила, ее нужно гидроизолировать и утеплить.

Правильно спроектированная и изготовленная крыша для гаража позволит вам быть уверенным, что вашему автомобилю, стоящему в гараже не грозят протечки, и он надежно защищен от капризов погоды.

Видео

Посмотрите видео о монтаже крыши гаража:

Так правильно выполняется кровля гаража рубероидом:

Крыша любого типа отвечает за сохранность постройки, целостность стен и внутренней отделки здания. Она хранит дом от палящего зноя летом, от снегопадов зимой, проливных дождей в межсезонье, а также выполняет не последнюю функцию в формировании общего экстерьера здания. В отличие от ломаных, многоуровневых, вальмовых и других модификаций, односкатная крыша надёжная, экономная и наименее затратная. Такой вид часто используют для хозяйственных построек, веранд и гаражей. Несмотря на простоту, крыша делается по расчётам и строительным нормам с соблюдением правил и технологий укладки кровельного материала.

Достоинства и недостатки односкатной крыши

Односкатная крыша, как любая медаль, имеет две стороны: у неё есть свои достоинства и недостатки. Возведение кровли такого типа характеризуется простотой и дешевизной, так как монтировать её можно собственноручно, не прибегая к услугам строительной бригады и сэкономив на этом определённую сумму.

Гараж с односкатной крышей надёжно защитит машину от снега и дождя

Итак, обратите внимание на основные преимущества:

  • в основе конструкции лежит прямоугольный треугольник - самая «лёгкая» геометрическая фигура, зная длину её сторон, можно запросто высчитать угол между ними (в нашем случае это определяет угол наклона ската);
  • монтаж односкатной крыши интуитивно прост и понятен;
  • на покрытие типичной «односкатки» понадобится несколько дней, при определённых навыках и сноровке такую крышу можно уложить даже за выходные.

Ко всему прочему, проблемы дизайна отходят на второй план и уступают место основательности и надёжности. Обязательно нужно предусмотреть, в какой местности будет возводиться гараж, сколько осадков свалится на крышу. Теперь недостатки:

  • недостаточно прочная стропильная система не сможет без проблем справиться с большой массой снега. Именно поэтому в регионах с суровыми зимами предпочтительнее использовать двускатную крышу;
  • вторым недостатком будет отсутствие полнофункционального чердачного пространства, что существенно ограничивает возможность пользоваться дополнительной площадью для временно неиспользуемых материалов или инструментов;
  • фактическое отсутствие подкрышевой зоны значительно усложняет или практически полностью сводит на нет укладку качественной термоизоляции. Едва ли можно утеплить крышу, угол ската которойы равен 9 о – 12 о.

Расчёт уклона односкатной крыши в зависимости от выбора кровельного материала

Если предпочтение отдано односкатной конструкции, обратите внимание на подбор кровельного материала. От этого будет зависеть угол наклона крыши, что, в свою очередь, необходимо для беспрепятственного схождения снега, дождя, наледи со склона:

  • для рулонных, битумных, полимерных материалов уклон ската не должен превышать 10 о. Минимально безопасный наклон - не менее 6 о;
  • для плоского или волнистого шифера, листового железа с фальцевым соединением максимально допустимый угол наклона - 20 о;
  • если в качестве кровельного покрытия вы используете профнастил, черепицу, асбоцементные и сланцевые плиты, металлочерепицу, не следует превышать максимально допустимые 25–30 о.

От выбора типа кровельного материала будет зависеть угол наклона ската

Конструкция односкатной крыши с чертежами

При постройке односкатной крыши обратите внимание на проектирование стропильной системы и подбор кровельного материала - от этого зависит безопасность эксплуатации и способность справляться с нагрузками. В редких случаях используют железобетонные плиты (при условии, что угол наклона минимален). Но в основном применяют стропильную основу из деревянного бруса.

Для правильного расчёта необходимо знать несколько параметров:

  • длину и ширину несущих стен строения;
  • угол наклона и желаемую длину ската;
  • вид материала, которым покрывается крыша.

Исходя из размеров станет ясно, нужны ли дополнительные опорные стойки для усиления стропил. Угол наклона определит необходимость дополнительного возведения фронтона и его высоту, а также надо ли делать чердачное перекрытие. По нормам противопожарной безопасности чердак с высотой ниже 1,6 м запрещено устанавливать.

Стропильная система крыши рассчитывается в зависимости от ширины ската

Определиться с углом наклона гаражной крыши крайне важно ещё на стадии проектирования, так как от этого будет зависеть высота противоположных сторон коробки и целесообразность использования консольной рамы на одной из сторон для соблюдения необходимого уклона.

Используйте дерево только после того, как оно основательно высохнет. Пиломатериал для стропил не должен иметь сколов и других изъянов в местах соединений. Для длинных стропил используйте клееный брус. Доски применяют только для лёгких кровельных поверхностей.

Мауэрлат - надёжная основа односкатной крыши

Стропильный каркас представляет собой конструкцию из уложенных параллельно досок или брёвен, опирающихся на основу разновысотных противолежащих стен. Мауэрлат выполняет переходную функцию от стен к крыше и является связующим звеном. Если стены гаража выгнаны из дерева, что маловероятно в век новых строительных технологий, надобности в нем нет. Кирпич (силикатный и керамический) также сам по себе является крепким и прочным стройматериалом, поэтому на стены толщиной в один кирпич укладывать мауэрлат нет необходимости. Это только добавит финансовых проблем и лишних затрат рабочих сил. В случае с односкатной кровлей стропильную систему можно устанавливать непосредственно на обвязку - это оправдывает себя, когда уклон минимальный и покрытие нетяжёлое. Монтаж черепичной крыши, асбоцементной или сланцевой предполагает наличие мауэрлата. Он помогает равномерно распределить нагрузку стены по всему периметру строения. Без мауэрлата не обойтись, если стены выгнаны из газосиликатных блоков или пенобетона. Такой материал слишком хрупкий и рыхлый - анкерный болт или дюбель в нём навряд ли удержится.

Как закрепить мауэрлат на стенах гаража

Мауэрлат укладывается на две противолежащие стены, на которые впоследствии будут опираться стропила. Итак:

  1. Уложите на торцы стен любой гидроизоляционный материал. Это может быть рубероид или битумная лента.
  2. Поверху уложите мауэрлат. Для этого используйте брус размером 50*150 мм или 100*150 мм в зависимости от толщины стен строения.
  3. При помощи анкерных болтов или дюбелей закрепите дерево к основе.

Такое равномерное перераспределение нагрузки особенно актуально для стен из блоков, так как они имеют меньшую прочность, чем, к примеру, кирпич.

В некоторых случаях для крепления стропильной системы к стенам во время выгонки используют закладки из арматуры. При помощи стальной проволоки к арматуре вяжут стропила, следы обвязки прячут под отделкой стен внутри гаража.

Арматурные закладки используют для крепления стропил

Иногда необходимо установить армированный пояс: в верхнюю кладку стены вставляют специальные шпильки или обрезки армированных труб, на которые насаживают брус мауэрлата. Кроме дополнительного перераспределения нагрузки, такой пояс позволит максимально отрегулировать и зафиксировать горизонтальный уровень.

Технология возведения односкатной крыши гаража

Перед тем как приступить к строительным работам, нужно провести небольшие тригонометрические расчёты. С их помощью находят разность высот противоположных стен, высчитывают угол наклона и площадь будущей крыши. Большинство расчётов можно провести самостоятельно, используя знакомые всем школьные формулы по нахождению площади, длины и других параметров разных фигур. От расчётов зависит количество необходимых стройматериалов и, соответственно, просчитывается бюджет, необходимый для осуществления идеи.

От расчётов зависит количество необходимых стройматериалов и просчитывается бюджет, необходимый для осуществления идеи

Сделав необходимые расчёты и закупив материал, можно приниматься за постройку крыши гаража.

Как сделать крышу из профилированного листа своими руками

Рассмотрим пример исполнения односкатной крыши из профнастила. Прочность, лёгкость и жёсткость выгодно выделяет его среди современных строительных материалов. Профлист изготавливают из листа оцинкованной стали методом холодного катания. Для большей жёсткости при производстве подвергается профилированию, благодаря чему на листах можно видеть рёбра волнообразной или трапециевидной формы. Он выпускается разной толщины и соответствующей маркировки. Для кровли наиболее подойдёт профлист марки NS44 или NS35.

Крыша из профнастила надёжно защитит ваше авто

Для монтажа крыши нам понадобятся:

  • деревянные доски соответствующей длины и брус для мауэрлата;
  • кровельный материал (в нашем случае профнастил), покрывающий всю площадь крыши с учётом нахлёстов;
  • инструменты для работы по дереву: топор, циркулярка, молоток, рубанок, фуганок, шуруповёрт;
  • инструменты для работы по металлу: болгарка, резиновый молоточек, шило;
  • крепёжные материалы: степлер со скобами, гвозди, саморезы или кровельные шурупы с резиновыми прокладками;
  • измерительно-разметочные инструменты: рулетка, линейка, уровень, карандаш, мел.

После того как каркас гаража выведен на достаточную разноуровневую высоту, приступаем к строительству крыши:

  1. Приступаем к монтажу мауэрлату (технология укладки описана выше).
  2. Строим стропильную систему и укладываем обрешётку.
  3. Укладываем первую стропилину на мауэрлат, выходя за пределы для свеса на 40–50 см, делаем на нём заруб для фиксации и используем его, как лекало для последующих досок.
  4. При помощи металлических уголков, саморезов и шуруповёрта крепим доски-стропила по всей площади крыши через одинаковые расстояния.

    Стропила укладываются на мауэрлат через одинаковые расстояния

  5. Делаем обрешётку снизу вверх.

    Укладываем на стропильную систему обрешётку

  6. Укладываем под свесы рубероид или битумную ленту для гидроизоляции (при внешней отделке гаража можно обшить сайдингом или тем же профлистом).
  7. При помощи строительного степлера монтируем гидроизоляционную плёнку или паронепроницаемую мембрану, поверх кладём контробрешётку.

    Поверх гидроизоляции крепится контробрешётка

    8. Укладываем листы слева направо, начиная с нижнего ряда, с нахлёстом в 2 волны. Если высота гофры не больше 2 см, крепим саморез в вершину ребра. Если выше 2 см - крепим в основание. Прокладки под саморезами не должны болтаться, но и пережимать их нельзя - это приведёт к последующим протеканиям кровли.

    Порядок укладки профлиста на обрешётку

Когда крыша готова, остаётся заключительный необходимый штрих - монтаж системы водоотвода. Отсутствие отливов со временем приведёт к износу фундамента, повреждению цоколя и фасада.

Отливы защитят гараж от разрушения фундамента и цоколя

Видео: крепление стропил для односкатной крыши гаража

Видео: как сделать односкатную крышу своими руками

Если все инструкции по укладке односкатной крыши для гаража были соблюдены, вы получите сухую и надёжную защиту для любимого автомобиля. Прочная кровля убережёт помещение от протеканий и разрушений. А сделать его можно самостоятельно, но вдвоём с напарником будет быстрее, надёжней и веселее. Тем ценнее будет такая постройка.

Многие автолюбители очень дорожат и любят свое авто, поэтому по возможности стараются укрыть свой авто в тепленьком и уютном гараже. Однако, не каждый автолюбитель имеет теплый и уютный гараж. Но многие владельцы автомобилей решаются на постройку своего собственного гаража.

Безусловно, возвести кирпичную кладку сделать совсем не сложно, сложность заключается в постройке крыши гаража. Поэтому у многих изначально возникает резонный вопрос: как сделать крышу гаража своими руками?

Построить крышу гаража своими силами возможно, если иметь начальные навыки строителя и иметь общее представление о конечном результате постройки.

Наиболее простой и оптимальный вариант при строительстве крыши на гараже, это односкатная крыша. Собрать такую конструкцию не составит больших проблем и сложностей, к тому же данный вариант имеет свои плюсы:

  • не требует какого-либо опыта и знаний
  • не требует больших финансовых затрат
  • процесс строительства не отнимет много времени, как правило, не более 3-4 дней
  • конструкция такой крыши имеет долгий срок эксплуатации


Особенности расчета крыши для гаража

Следует отметить, что односкатная крыша имеет несколько различных типов строения конструкции. Поэтому, встречается такие ситуации когда крыша гаража имеет продолжение от жилой постройки, однако наиболее правильный вариант это, когда строение гаража имеет обособленную и не примыкающую к другим строениям постройку.

Определение угла ската

В процессе проектировки гаража очень важно правильно и грамотно выполнить уклон ската, это необходимо для стекания воды во время дождей. В этом случае необходимо установить опорные стены имеющие разный уровень. Однако уклон ската зависит от различных нюансов.

Особенности климатических условий. В этом случае уклоны рекомендуется делать исходя из особенностей климата, так, например, с климатом, где выпадает большое количество осадков в виде дождя и сильного и порывистого ветра, уклон рекомендуется выполнить не более чем на 5-7°. А вот если климат более суровый с большим количеством снега, в этом случае уклон рекомендуется выполнить не более 25°.

Выбор кровельного материала. Безусловно, один из важнейших вопросов в строительстве крыши, чем покрыть крышу гаража? В основном для кровли гаражей используются битумно-полимерные рулоны или так называемый “рубероид”, так же хорошо использовать для таких целей шифер либо листы стали или металлочерепицу.

Однако все они имеют различный угол уклона. Так например “рубероид” имеет показатель не более 10°, для шифера рекомендуется иметь уклон не более 20°, а вот для металлочерепицы характерен уклон около 25°.


Внешний вид архитектурной панорамы участка. В этом случае необходимо соблюдать практически одинаковый уклон всех строений крыш, это необходимо для создания единой общей панорамы участка.

Расчет стропильного каркаса

В наше современное время не так сложно рассчитать необходимые параметры при проектировании, если использовать специальные современные программы или строительные калькуляторы. В этом случае нужно лишь ввести все параметры гаража с односкатной крышей и результат в автоматическом режиме выдаст вам всю самую необходимую информацию.

Уровень сложности стропильной системы

В процессе постройки односкатной крыши своими силами очень важно сделать всю конструкцию очень прочной. При этом необходимо дополнительно монтировать специальные узлы-усилители конструкции.

Как правило, гараж с односкатной крышей для одного легкового автомобиля имеет ориентировочные габариты 3,0х5,5 метра, однако по желанию можно менять в сторону уменьшения или увеличения габаритов.


Сборка односкатной крыши для гаража

Перед закупкой материалов необходимо еще раз все точно пересчитать, и только после этого можно закупать все необходимое для строительства. По сути, построить односкатную крышу своего гаража не так уж и сложно.

Необходимо лишь только все выполнять последовательно и не спеша. Желательно, чтобы у вас имелся чертеж крыши, что будет служить вам четким руководством к действию.

Немаловажное значение имеет и утепление крыши. Поэтому многие не знают чем и как утеплить крышу гаража? Процесс утепления гаража считается практически конечным этапом строительства. Для утепления гаража можно использовать практически любой утеплитель.

Утеплитель закладывается между стропильными балками, при этом между собой они должны прилегать плотно. Для утепления односкатного гаража можно использовать утеплитель с толщиной 20 см.


Таким образом ремонт крыши гаража можно сделать своими руками. При этом, в процессе строительства ничего сложного нет. Единственная сложность только в том, что в некоторых моментах потребуется помощь помощников. Это связано с тем, что балки и стропила длинные и тяжелые и их надо где-то придержать поэтому, здесь нужны помощники.

Если у вас возникнут сложности при выборе конструкции крыши, то здесь можно посмотреть красочные и иллюстрированные фото крыши гаража. Возможно, что какой-либо вариант вам понравится.

Фото крыши гаража

Крыши с одним скатом – вариант, идеально подходящий для обустройства гаражей. Широко распространенные на просторах отечества пологие плоскости авторитетно завершают солидные кирпичные постройки и небольшие каркасные боксы.

Принцип строительства значительно проще, чем возведение двухскатной соперницы. Работы проводятся гораздо быстрее, и результат служит дольше, что весьма убедительно действует на самостоятельных мастеров. Однако для успешного завершения дела следует твердо знать, как сооружается односкатная крыша для гаража, каким способом ее разумней устроить.

Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.

Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:

  • Экономичность . На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
  • Конструктивная простота . Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
  • Долгосрочность безукоризненной службы . Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.

Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.

Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или , предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.

Тонкости проектирования крыши гаража

Вариантов сооружения односкатных крыш над гаражами существенно больше, чем подсказывает конструктивная незамысловатость. Их возводят над отдельно стоящими объектами и над пристройками.

Один скат может перекрывать не только гараж, но заодно и баню или летний домик со смежной стеной. Основой строительства может служить не только стопа со стенками разной высоты, но и коробка, стены которой доведены до единого уровня.

Главный признак односкатной крыши – наличие опоры под обоими краями стропильной ноги. Элементы стропильной системы просто укладываются, т.е. как бы наслоняются на опоры, в связи с этим носят техническое название «наслонные».

По сути, стропилины односкатной крыши представляют собой обычные балки, уложенные под незначительным углом к горизонту. Потому крутизну сооружения при проектировании и расчетах не учитывают.

Принципы определения угла наклона

Грамотное строительство односкатной крыши обязано соблюсти уклон, необходимый для свободного схода дождевой воды и удаления осадков в период снеготаяния. Именно поэтому высота опорных конструкций должна различаться.

На выбор угла наклона ската влияют три фактора:

  • Климатическая специфика конкретного региона. Пологие односкатные сооружения крутизной до 5-7º нерационально возводить в областях с обильным выпадением зимних осадков. Зато они прекрасно работают в местностях с высокой ветровой активностью и с незначительным количеством снега. Односкатные крыши с углом наклона 20-25º не стоит строить в районах с частыми сильными ветрами над отдельно стоящими гаражами. Возможно сооружение над пристройкой.
  • Вид кровельного покрытия. В обустройстве пологих крыш до 8º применяются рулонные кровли: полимерные, 3х и 4х-слойные битумные или битумно-полимерные материалы. Если крутизна крыши 8-10º кровля укладывается в два слоя. Если угол наклона 15-20º, используются металлические листы, соединенные фальцем, плоский и волнистый шифер. Для крыш крутизной 25º подойдет или одна из его вариаций, металлочерепица.
  • Ландшафтный дизайн усадьбы. Архитектурные каноны повелевают использовать кровли одного цвета и вида в пределах одной территориальной единицы. Хотя бы на собственном участке, если это не слишком обременит бюджет.

Неважно, угол наклона выбирается с ориентиром на указанные обстоятельства, или наоборот. Важно, чтобы в результате нашелся консенсус, удовлетворяющий всему спектру перечисленных условий.

Крутизна односкатной крыши – крайне важный параметр для гаража, определиться с которой необходимо на стадии проектирования гаража. Она даст понять, нужно ли будет сооружать стены коробки разной высоты или можно обеспечить уклон установкой с одной стороны консольно-прогонной рамы.

Длина стропильных ног

Площадь ската должна учитывать формирование свесов, защищающих строительные конструкции от прямых и косых дождей. Мастерам, желающим знать, как грамотно сделать проект односкатной крыши для гаража, необходимо учитывать тип материала, из которого выполнены стены, потому что:

  • Свесы над обшитыми металлом каркасными строениями должны составлять по минимуму 10-20см.
  • Свесы над срубами должны быть 50-60см.
  • Свесы над кирпичными и бетонными гаражными коробками 30-40см.

Иногда свесы увеличивают с целью формирования навеса со стороны входа или вдоль длинной стенки. Увеличенный по площади навес необходимо опереть на столбы, сооруженные на общем с гаражом или отдельном фундаменте.

По завершению разбора геометрических показателей можно смело приступать к расчетам размеров стропилин.

Правила расчета стропильной системы

Для расчета элементов стропильного каркаса проще воспользоваться одной из предложенных интернетом программ. Принципиальных различий в их вычислениях нет.

Данные банально вводятся в специфические таблички, после чего практически моментально появляется результат. Т.к. интенсивных пешеходных передвижений по поверхности односкатной крыши обычно не предполагается, то для расчетов знать нужно будет только:

  • Вес кровельного покрытия, распределенного на 1м² площади без учета угла наклона.
  • Вес сплошной обрешетки, применяемой для обустройства скатов до 25º. Принимается вес доски, приходящейся на 1 м², фанеры или ОСП.
  • Вес утеплителя, если планируется его установка.
  • Масса снежного покрова, установленная по многолетним наблюдениям в конкретной местности.

Вес осадков в районе строительства можно определить по карте, которую мы приводили , или найти в сборнике нормативов по строительной климатологии.

Степень сложности стропильного каркаса

Конструктивная сложность стропильной системы односкатной крыши напрямую зависит от размера перекрываемого ею пролета:

  • Если пролет не превышает 4,5м, стропильный каркас до предела прост. В его составе есть только параллельно уложенные стропильные ноги, соединенные с брусьями мауэрлата или с равнозначными элементами.
  • Если пролет больше 4,6м, но меньше 6м, то система усложняется. Ввиду внушительной длины стропилины появляется вероятность ее провисания и кручения. Чтобы избежать деформации и повысить жесткость конструкции, стропильные ноги подпираются подкосами.
  • Если пролет больше 6м, его делят на условные сегменты, между которыми устанавливается прогонная конструкция с вертикальными опорами. Естественно, для установки прогонной рамы нужна собственная опора в виде внутренней стены. Опереть можно на бетонное перекрытие, для устройства крыши поверх которого расчеты почти не требуются.

Оптимальными размерами внутреннего пространства гаража на одно авто считается 3,5×5,2м. Даже если не учитывать толщину стен, ясно, что построить крышу над коробкой с указанными размерами по схемам из первого или второго пункта. При уклоне ската поперек длинным стенам постройки стропила укладываются без дополнительных элементов.

Если уклон направлен вдоль длинных стен, стропилины необходимо будет подпереть подкосами. В любом случае продумать и рассчитать следует оба варианта. Желательно составить два чертежа гаража с односкатной крышей, чтобы выбрать наиболее подходящий тип по технологическим и экономическим аспектам.

Инструкции по строительному процессу

Лучшего метода изучения технологий строительства, чем разбор реальных разработок и примеров, пока не придумано. Полезны они и для тех, кто своими руками решил сделать односкатную крышу над запланированным к строительству гаражом, и для тех, кому требуется контролировать возведение объекта на личном участке.

Пристальное внимание следует уделить устройству фундамента под гараж. Основа постройки должна быть безупречной и действительно прочной. Если грунты под массой «железного коня» неравномерно просядут, фундамент обязательно даст трещину. Едва заметное на первоначальном этапе повреждение через год превратиться в крупную щель с полным списком вытекающих последствий: с нарушением теплоизоляции, смещением части стены и перекошенной в результате крышей.

Неравномерность просадки особо опасна для сборных и столбчатых фундаментов. Устроенный поверх них ростверк не спасет от разрушения кирпичные и бетонные стены из-за незначительной собственной мощности. Потому под капитальные сооружения вполне обоснованно принято заливать монолитную плиту или ленту. Заглублять монолитные основания требуется ниже горизонта сезонного промерзания грунта минимум на 30см, для уверенности в надежности на 50см.

В северных областях настолько серьезно заглубленная плита будет слишком дорогостоящей. Там предпочитают ленты с перекрытиями из бетонных плит, если предполагается устройство смотровой ямы, или с бетонным полом по утрамбованной основе, если организация ямы не предстоит.

Каркасные гаражи не слишком требовательны к фундаментам. Из-за неравномерной просадки подстилающих грунтов их может несколько перекосить. Однако рамы верхней и нижней обвязки, жестко сцепленные со стойками стен, не дадут постройке разрушиться. Причем исправить перекос не составит труда: достаточно приподнять просевшую часть строения домкратом и выровнять фундамент посредством подкладки кирпичей, пеноблоков, обрезков бруса и др.

В возможности свободного устранения недочетов заключается причина применения столбчатых типов фундамента под каркасные гаражи, с сооружением одного из которых будем разбираться.

Строительство обособленного гаража с «односкаткой»

Неоспоримые достоинства каркасной технологии отлично отображает сладкая парочка определений «дешево и быстро». Приплюсуем к ним возможность строительства своими руками и немногословно отошлем вдаль малейшие сомнения. Приступим.

Процесс сооружения каркасного гаража по шагам:

  • Устраиваем по столбчатому фундаменту нижнюю обвязку каркаса. Первым делом из бруса 150×200 создаем раму согласно размерам гаража. Элементы укладываем широкой стороной плашмя, соединяем в углах косым прирубом. Соединения укрепляем гвоздями, болтами, металлическими пластинами. Пространство между ребрами рамы заполняем брусом 150×150, укладываемым на рядовые столбы фундамента. Углы дополнительно усиливаем скобами;
  • Сооружаем переднюю стенку гаража. Устанавливаем брусья 150×150 длиной по 3м по углам обвязки. Крепим их усиленными оцинкованными уголками и фиксируем временными укосинами к смежным ребрам обвязки. Устанавливаем брусья равнозначного сечения и длины согласно ширине проема под гаражные ворота, крепим уголками. Соединяем полученные стойки путем укладки сверху бруса 100×150 с аналогичным креплением – получаем переднюю деталь верхней обвязки.
  • Собираем тыльную стенку. Устанавливаем четыре отрезка бруса 150×150 длиной 2,5 – 2,7м через равные расстояния. Высота стоек задней стенки вычисляется в процессе проектирования и зависит от длины гаража. Угловые столбы дополнительно фиксируем временными укосинами. Перевязываем все четыре элемента сверху брусом 100×150. Это задняя деталь верхней обвязки.
  • Укладываем стропила ребром на брусья обвязки. Для раскроя стропильных ног используем доску 25×150. Крепим их уголками или скользящими опорами к брусьям обвязки.
  • Сооружаем боковые стенки. Прикладываем к середине боковой стенки дюймовку, на которой отмечаем линии запила по факту. Согласно сделанного из дюймовки шаблона изготавливаем стойки боковой стены из бруса 150×150. Устанавливаем их и соединяем вверху брусом 100×150, прикрепленным к боковым граням стоек.
  • Обвязываем весь каркас посередине доской 50×150. За точку отсчета средней обвязки возьмем половину длины столба тыльной стенки.
  • Устанавливаем постоянные укосины. Демонтируем все ранее установленные вспомогательные элементы. Каждый сегмент каркаса, полученный в результате установки средней обвязки, снабжаем укосиной из доски 25×150.
  • Оформляем крышу. Устраиваем сплошную обрешетку, уложив на стропила доску 25×150 с зазорами 2-3мм. Вместо доски можно использовать фанеру или панели ОСП-3. Обшиваем периметр ветровой доской, расстилаем гидроизоляцию, монтируем покрытие.

Остается обшить каркас гаража доской, стеновым профнастилом или влагостойкой фанерой, применяемой в качестве основы под последующую отделку.


При желании утеплить гараж перед обшивкой между элементами каркаса закладывается теплоизоляция. В обшивке стен и потолка изнутри неутепленной постройки вообще нет необходимости. Открытые к свободному доступу воздуха деревянные составляющие хорошо просыхают, благодаря чему долго служат.

Сооружение пристройки с односкатной крышей

По экономическим показателям гараж-пристройка значительно опережает отдельно стоящий объект. Дело не только в существенном сокращении стройматериалов за счет общей стены с основным зданием. При необходимости подвести к пристройке коммуникации выгоднее и проще.

Под описанную в примере каркасную пристройку сделан ленточный фундамент. Для его заливки рыли не котлован, а траншею, в которую устанавливалась опалубка. Высота опалубки рассчитывалась так, чтобы в итоге над поверхностью земли возвышался небольшой цоколь в 15 – 20см. В период заливки устанавливаем закладные детали для крепления каркаса к фундаменту.

После распалубки внутри контура выбираем грунт на 30см ниже поверхности земли. Трамбуем дно и засыпаем сначала 10см смеси щебня с песком, затем 10см песка, потом снова трамбуем. На утрамбованный песок настилаем промасленную бумагу или рубероид, а поверх этой прослойки заливаем 10см бетона. Получили наиболее подходящий для гаража бетонный пол.

Если есть желание сделать некоторый уклон около 1% в сторону ворот, перед заливкой нужно установить в продольном направлении деревянные планки под требующимся углом. Планки устанавливаются на ребро в 60см от стен. В пространство между ними заливается бетонная смесь и распределяется путем затирания с необходимым наклоном. После удаления планок образованные ими борозды заполняются раствором.

Последовательность работ по устройству гаража-пристройки:

  • Устройство нижней обвязки. На цоколь полосой настилаем рубероид, толь или подобный гидроизоляционный материал. Укладываем поверх гидроизоляции детали нижней обвязки, заранее раскроенные из бруса 150×150. Проверяем уровнем горизонтальность, при необходимости выравниваем положение путем подкладки щепы. Детали обвязки соединяем прирубом, места соединений дополняем болтами, углы усиливаем скобами.
  • Установка стоек входа. Перед установкой в брусе обвязки с краю делаем врубку по размету бруса глубиной около 7см. Устанавливаем стойки, изготовленные из бруса 150×150, высота их должна соответствовать проекту.
  • Сооружение стенок пристройки. Сначала из доски 50×150 формируем угловые опоры. Две доски устанавливаются под углом друг к дружке так, чтобы смежная доска формировала край смежной стенки. Заполняем пространство между угловыми опорами рядовыми стойками. Устанавливаем их с шагом примерно 60см.
  • Устройство верхней обвязки. Укладываем плашмя доску 50×150 в два ряда с перевязкой стыков.
  • Укладка потолочных балок. Устанавливаем доску 50×150 ребром с шагом около 60см на верхнюю обвязку. Между балками располагаем обрезки доски 50×50 для фиксации их положения.
  • Установка стропилин. Стропильные ноги устанавливаем рядом с балками под углом. Для формирования угла используем либо стеновые кронштейны, заранее прикрученные к несущей конструкции основного здания, либо короткие опорные стоки, установленные на обвязку.
  • Устраиваем по стропилам сплошную обрешетку, перекрываем ее гидроизоляцией, укладываем покрытие.

Завершающие этапы проводятся в традиционной последовательности. Обшиваем гараж, устраиваем косяк для ворот и навешиваем ворота.

Обзор вариантов строительства односкатной крыши с подробным изучением технологии строительства поможет соорудить надежную конструкцию собственноручно или гарантирует надлежащий контроль работы нанятых строителей.