Как вы наверняка знаете, пару месяцев назад я полностью отказался от зеркальных камер. Не знаю, временно или нет, но в настоящее время снимаю исключительно на беззеркальные цифрокомпакты. Также, вероятно, вы знаете, что перепробовав всех основных производителей таких фотоаппаратов (к коим, безусловно, относятся исключительно и только Fujifilm, Sony и Olympus), я остановил свой выбор на Fujifilm. Их топовая модель X-Pro1 служит мне уже пару лет, и вот в недавней своей поездке в Арктику довелось потестировать свежую Fujifilm X-Т1 . Как и обешал, делюсь впечатлениями. Традиционно хочу отметить, что это ни в коем случае не обзор по результатам теста, а сугубо личные, чисто субъективные впечатления от камеры. Также должен заметить, что вместе с новой моделью камеры мне в руки попал первый экземпляр нового объектива Fujifilm XF 18-135 mm f/3.5-5.6 , поэтому впечатления будут описаны в привязке к этой паре.

Итак, одно дело ходить с компактной камерой по городу, и совсем другое – брать ее в качестве основной в экспедиционные условия. В этом есть определенный риск, т.к. и защищены такие камеры меньше, работают медленнее, батарейки быстрее заканчиваются, и много чего еще по мелочам. Однако, я таки решился положиться на X-T1, причем для чистоты эксперимента не взял с собой никакой другой камеры вообще, то есть абсолютно. Ну, не считая пары айфонов, ясное дело.

Ранее я неоднократно бывал в заполярных условиях зимой, поэтому ехать летом было не страшно. Как оказалось зря! Ибо комары, москиты и оводы, как известно, могут даже тушу оленя в воздух поднять, не то что какого-то там московского фотографа... Однако, на выборе тушки, которую я взял с собой, это бы все равно не сказалось. Уж ставить в условия, так ставить. И чтобы все по-настоящему, по-чесноку. Выживет, значит выживет, нет, значит нет. А если выживет, то хочу понять – удобно ли использовать такую камеру на все случаи жизни или нет. Ну или хотя бы просто – возможно или нет.

Чуть забегая вперед, сразу отвечу на этот вопрос – да, возможно! Удобно или нет, это уже будет зависеть от творческих задач и стиля работы, но лично мне оказалось вполне удобно. Однако есть несколько нюансов, на которые имеет смысл обратить внимание.

Батареи

Хорошо понимая, что питание – слабое место в экспедиции даже в случае больших зеркалок, я взял с собой 5 батарей. 2 из них, это рабочий комплект (одна в камере, другая в батарейном блоке), и 3 запасные. По факту запасные мне ни разу не пригодились, правда, вылазок в тундру более чем на 2 суток у меня не было. Каждая батарея в зависимости от стиля съемки позволяет снять порядка 400-700 кадров, лично мне этого более чем достаточно. В общем-то, пяток вполне компактных (в сравнении, например, с Canon 1Dx) аккумуляторов вполне решают проблему заряда.

Батарейный блок

Неоднозначный аксессуар. С одной стороны, делает хват очень удобным (после этого камеру без блока держать даже не хочется) и дает дополнительные возможности в плане батарей. С другой стороны, с таким блоком камера становится не сильно уж меньше зеркалки.

Хотя, все-таки меньше. И меньше не только в физических размерах комплекта, но и в размерах батарей, а также зарядного устройства (зарядки для топовых зеркалок – это полчемодана). А вот для удобства хвата все-таки определенный объем нужен, и чисто тактильно вряд ли можно этого избежать. С этой точки зрения размеры Фуджика мне представляются близкими к оптимальным. Еще менше будет уже не так удобно держать, а больше – приближать нас к зеркалкам. Хотя, пожалуй, процентов на 20-30 меньше еще можно было бы сделать.

Поворотный экран

О счастье! Наконец Фуджи догнала в этом вопросе Олимпус и Сони. Экран у всех современных камер должен быть поворотным, и точка. Даже не обсуждается.

Скорость работы

Все, кто интересуется цифрокомпактами, знает, что скорость работы – их самое больное место. И какие бы прорывы здесь не делал Олимпус, все равно в наше время все эти камеры работают не так шустро, как хотелось бы. В этом плане X-T1 весьма порадовал. Да, это еще не зеркалка, но это еще один уверенный шаг в правильном направлении! Чисто субъективно скорость работы относительно X-Pro1 ощущается быстрее на 20-30%. Это объясняется в том числе новым процессором.

Вообще, скорость работы цифрокомпактов складывается из нескольких критериев. Часто, покупая такую камеру и сталкиваясь с ощущением «тормоза» люди не понимают, что же на самом деле является причиной низкой скоростной эффективности. Здесь есть несколько основных факторов:

1) Скорость фокусировки.

Собственно, это основной критерий работы самой камеры. Скорость фокусировки в свою очередь зависит от технологических решений конкретной камеры, ее мозговой начинки и мощности, освещенности и, конечно, от объектива.

2) Скорость флеш-карты.

Очень важный и крайне недооцененный фактор. Если совсем кратко – без самой современной, самой быстрой карты можно даже и не начинать работу с цифрокомпактами. А стоят такие карты весьма недешево. Например свою ADATA 64 Gb XC I Class 10 я покупал года полтора назад за 200$. И именно после этой покупки вдруг понял, что на самом деле все намного быстрее, чем казалось поначалу. Сейчас наверняка есть карты посовременнее и побыстрее.

3) Скорость съемки (после наведения фокуса).

X-T1 выдает 8 кадров в секунду! А это уже, мягко говоря, на уровне зеркалок.

В целом по совокупности трех факторов впечатления от X-T1 остались крайне позитивные. Да, это еще не зеркалка, но уже очень близко к тому. А если учесть, что для моих задач в общем-то и X-Pro1 вполне достаточно, то X-T1 просто подарок.

ISO и шумы

Честно говоря, давно уже не испытываю проблем с шумами на высоких ISO. Современные камеры хорошо справляются с этой задачей. На мой личный вкус хуже всего Sony и Olympus, у которых на высоких ИСО вместо картинки «цветной горох». Лучше всего Canon и Fujifilm, которые дают куда более пластичное изображение, которое потом к тому же можно разгонять при конвертации и спокойно гнуть кривыми в обработке.

Например, вот эта фотография сделана на ISO 6400 и затем разогнана на +5 стопов при конвертации.

ISO 6400, 1/370 sec, f/3.5

Увеличенный фрагмент в 100%-масштабе (здесь и далее на всех представленных кропах не применен шарп):

ISO 6400, 1/370 sec, f/3.5

Ну да, шумновато (а как вы хотели на таком ИСО и с таким разгоном), но вполне при этом человеческая картинка с терпимым уровнем детализации. Такую картинку вполне можно печатать на большом формате, публиковать в книге и т.д.

А вот так вот выглядит ISO 200 на солнце. Абсолютно человеческая, пластичная, живая картинка. Кстати, нашли комара?

ISO 200, 1/350 sec, f/8.0

Увеличенный фрагмент в 100%-масштабе:

ISO 200, 1/350 sec, f/8.0

Объектив Fujifilm XF 18-135mm

И вот тут мы плавно подступаем к ложке дегтя. Наверняка, глядя на предыдущую фотографию, многие из вас уже задались вопросом – а нафига для такого сюжета было ISO 6400? Света же вполне достаточно.

Вполне, да не вполне... Честно говоря, я настолько привык работать со светосильными объективами, что даже внимание не обратил на максимально открытую диафрагму универсального 18-135, которая составляет f/3.5-5.6. В данном случае я снимал на широкий угол, поэтому диафрагму фотоаппарат выставил 3,5.

Небольшое лирическое отступление. Имея большой опыт съемки в ручных режимах, мануальной резкости и вообще работы с фиксами, я тем не менее давно пришел к работе исключительно в автоматических режимах. Мне как-то и в голову не пришло, что может не хватить света при том, что света явно достаточно.

Что такое f/3.5 по сравнению, напимер, с f/2.8 для объектива 18-55? Это практически 1 стоп экспозиции, то есть при съемке на 18-55 ISO было бы уже не более 3200. А в случае 35-миллиметрового фикса с диафрагмой f/1.4 ИСО было бы уже на 3 стопа меньше, то есть 800. А это огромная разница.

Не хватило мне светосилы и для съемки этого кадра, сделанного с вертолета.

ISO 200, 1/100 sec, f/5.0

Я снимал максимально вертикально вниз с приближением (зумированием). Камера выдала ISO 200, диафрагму f/5.0 и выдержку 1/100 сек. Для фокусного расстояния порядка 80 мм это уже на грани, а учитывая вибрации вертолета, явно недостаточно. В итоге все фотографии получились чуть смазанными. Вот 100%-фрагмент:

ISO 200, 1/100 sec, f/5.0

Будем честны до конца – я сам облажался. Конечно, можно было перейти в ручное управление и приподнять ISO. Тогда фотографии тундры с вертолета пригодились бы не только для интернета, но и какой-нибудь выставки (мне уже предлагали, был вынужден отказать именно из-за технического несовершенства). Но мне и в голову не пришло, что объективы бывают настолько темными.

Кстати, в этом объективе очень приличный стабилизатор. Реально работает очень хорошо, но... как оказалось, не в условиях вибрации. В обычной же жизни стабилизатор действительно ощутимо нейтрализует нехватку светосилы. Это можно пронаблюдать на примере вот этого кадра, сделанного с максимальным зуммированием 135 mm при выдержке 1/320. Все бы ничего, но важный момент – с качающейся на сильных волнах лодке!

ISO 200, 1/320 sec, f/5.6

100-процентный кроп:

ISO 200, 1/320 sec, f/5.6

Резюме – использовать Fujifilm XF 18-135mm надо с большой осторожностью, и в первую очередь для сюжетов с хорошим освещением. Если света достаточно, стекло дает очень приятный результат, рисунок, боке и что там еще. Бочки минимум, виньетирование приятное. Все хорошо, но только на солнце. Как только заходим в помещение, надо цеплять что-то типа 35 mm f/1.4 или на крайняк 18-55 f/2.8-4.0. Ну и в условиях вибрации вручную контролировать полюбому.

Что еще я могу сказать про эту камеру.

Эргономика

Антон Мартынов в своем обзоре Fujifilm X-T1 написал, что камера имеет эргономические просчеты. Частично я согласен с этим мнением – действительно, после X-Pro1 не всегда получается сходу найти кнопки на задней панели. Может быть дело привычки, не знаю.

С другой стороны, в этой камере Фуджи отточили почти до идеала свои колесики. Теперь они на своих местах, не крутятся самопроизвольно, и вообще все ключевые параметры (выдержка, диафрагма, ISO, режимы съемки и фокусировки) управляются механически (а не из меню или программно). Я в восторге!

Видоискатель

Тот видоискатель, который оптический, на самом деле цифровой. Работает отлично, быстро, без лагов. Но я как-то последнее время в основном по экранчику работаю, так что для меня это не принципиальный момент.

Защита от пыли и влаги

Уж не знаю, насколько камера защищена, но и в дождь, и в брызгах на лодке снимал, никаких проблем не было. Все работает, отказов нет.

Есть у камеры и другие плюшки, вроде Wi-Fi с управлением через iPhone, но для меня они не принципиальны (хотя я протестировал – приятная штука).

Ну и напоследок, несколько фотографий из этой экспедиции, сделанных на комплект Fujifilm X-Т1 + Fujifilm XF 18-135 mm f/3.5-5.6. А затем – мой личный резюмирующий вывод.

ISO 200, 1/350 sec, f/7.1

ISO 200, 1/150 sec, f/4.0

ISO 200, 1/125 sec, f/4.0

ISO 2000, 1/100 sec, f/3.5

ISO 6400, 1/45 sec, f/4.2

ISO 200, 1/240 sec, f/5.6

ISO 6400, 1/34 sec, f/3.5

ISO 200, 1/140 sec, f/5.6

ISO 6400, 1/34 sec, f/3.5

ISO 6400, 1/52 sec, f/3.6

ISO 200, 1/400 sec, f/5.6

ISO 200, 1/150 sec, f/5.6

Все фотографии из этой поездки можно посмотреть в предыдущих публикациях.

И моих внутренних терзаниях на пути его приобретения. Основана на реальных событиях и моем личном опыте, а посему не является истиной в последней инстанции и вы вольны верить или нет написанному ниже. Основные моменты выбора, покупки и опыта использования раскрыты мной в данной статье.

Вес камеры превыше всего!

В моей личной внутренней битве «Зеркалка против беззеркалки» битву одержала новизна и легкость бытия. Как бы я не любила свой Mark II и тайно не радовалась слыша охи-вздохи фотографов вокруг, легкость походки для меня, женщины и человека-туриста разумного, оказалась превыше габаритов и качества. Продавая зеркалку и покупая фактически за те же деньги беззеркалку я прекрасно отдавала себе отчет в потери качества фотографий, прежде всего. Но качества тех фотографий, что я возможно, я подчеркиваю, возможно , сделаю. Для моих нужд в фотосъемке, как я выяснила для себя со временем, мне было достаточно довольствоваться меньшим, чем мог флагман от Canon. А если ты не используешь его в полной мере, то зачем таскать на себе больше?

Камера с зумом 18-135 весит около килограмма, с мануальный такумаром всего 700. Если накрутить ширик блинчик то будет весить вообще 500 грамм. А Марк весил минимум 1,6 килограмм. А когда ты весь день на ногах, а еще если у тебя трекинг или просто дневная вылазка, то перевес даже в килограмм очень заметен. И плюс еще вес штатива, когда нужен. Для беззеркалки с меньшим весом можно обойтись более легким штативом.

Вывод: минус 500 грамм веса камеры — плюс к вашему хорошему самочувствию и меньшая усталость = больше не вымученых кадров.

Стоимость ничто, качество картинки — все!

Стоимость конечно сравнима со стоимостью зеркальной камеры начального уровня. И пусть начальная зеркалка имеет более рабочие ИСО (что впрочем спорно и зависит от модели) вопрос: «А нужны ли они вам» остается открытым. Если нет, смотри предыдущий пункт. А чтоб было хорошее качество нужно потратиться на оптику и для зеркалки и для беззеркалка. Ведь оптика = картинка, а камера лишь просто обрабатывает то, что увидела линза, ну вкратце. Поэтому когда я вижу как люди покупают дорогую зеркалку и с посредственным китовым стеклом я этого не понимаю. А хорошая оптика на всех системах, будь то Canon, Nikon или мой Fujifilm стоит не дешево.

Вывод: снимает не камера, а человек. Видит не человек, а объектив.

Когда зеркальная камера условно лучше беззеркальной.

Съемка для фотостоков.

Я пробовала себя в фотостоках и пыталась зарабатывать на фотографии. Но не очень рьяно, а скорее для общего развития. И хотя сейчас продавать свои карточки на микростоках за доллары может приносить весьма не плохой доход, но я посмотрела правде в глаза и решила так — если я не делала это последние пару лет, то и сейчас не буду. А если все-таки решусь (а фотографировать для стоков это не так, что проснулся по утру и вдруг стал востребованным и успешным), то куплю фотоаппарат для этих задач. Для этого не обязательно иметь второй марк и те стекла что были у меня.

Для некоторых фотостоков достаточно и качества беззеркалок. Главное — чтоб было качество. Как правило для предметной съемки вообще нужно минимальное исо, а оно редко шумит, а для пейзажей нужно просто вдумчивей строить композицию и не кропить отрезая полезные мегабайты. И я знаю один фотосток где вообще покупают картинки снятые на телефон.

Вывод: снимать картинки на продажу можно всем. Главное стать в этом профи.

Работа в студии, репортажка с высоким качеством типа свадеб и тому подобного.

Когда фото тебе приносит деньги и важно не просто качество, а супер качество.

Публикация в блогах и других интернетах.

Основное, ради чего я фотографирую это мой блог, стены моего дома и офиса, куда я вешаю распечатанные картинки и собственная летопись для потомков и себя самой в старости. И хотя есть такое мнение, что если ты не можешь запомнить момент, то его не стоит и фотографировать, мало ли банальностей в нашей жизни, я с ним не совсем согласна. Некоторые загружают фотографии на фликр и в различные соц сети и таким образом делятся картинками.

Судя по общей картине мира — это вообще чуть ли не единственное, ради чего покупается фотоаппарат. Да, уже давно можно делать фото на телефон для таких целей, но многие предпочитают сливать с фотофлешек в комп. Я страдаю фото высером только по части инстаграмма. Для этого не нужен большой и крутой зеркальный фотоаппарат. В большинстве своем люди и не заметят на что снят тот или иной кадр.

Вывод: определитесь, для чего вы будете использовать камеру, только честно с собой, а не ради оценки окружающих. Тогда выбор «Зеркалку или беззеркалку покупать» отпадет сам собой.

Плюсы и минусы моей беззеркалки

Несомненно, что есть и те и другие. Без минусов вообще плюсов иногда не видно. При должной сноровке беззеркалка вполне может исполнить все капризы, которые вы предъявляете к своей фотокамере. Просто стоит задуматься и честно ответить себе: «А зачем мне, собственно, все эти высоченные исо и мегапиксели?» Ну это первое, что интересует сейчас фотолюбителей при выборе техники. И вот мне все это оказалось настолько маловостребованным, что я сменила образ девочки с крепкой шеей на хипстату и купила камеру fujifilm x t1 в ретро стиле. И потом, самые известные миру фотографии, даже репортажные, были сделаны на пленки камер вообще не имеющих никакого быстрого фокуса и электронной начинки.

И хотя у меня не было возможности проверить камеру на работу в сложных и не ежедневных условиях, таких как съемка звездного неба, северного полярного сияния при минус 30 и каких-либо спортивных соревнований, мой мини обзор вполне отражает как можно использовать камеру рядовому путешественнику. Хотя сразу хочу отметить тот факт, что я знаю профессионалов в свадебной и тревел съемке, которые так же используют эту камеру как единственную и она их не понизила в ранге перед коллегами.

Управление

Вынесенные на поверхность кнопки-крутилки были, пожалуй, одним из главных плюсов, почему я выбрала именно эту модель. Это действительно очень удобно и эргономично так что управлять и подправлять можно не отрывая глаз от видоискателя. Iso, скорость, поправка экспозиции, серийность съемки и точка фокусировки — все меняется двумя пальцами по одному на каждую руку. Плюс есть кнопка которая выводит быстрое меню из 16 основных параметров, которые можно выбрать исходя из своих приоритетов.


Кнопки управления у камеры fujifilm xt1

Скорость съемки

Это, пожалуй, одна из самых важных вещей в любой фотокамере. Даже если вы не спортивный журналист и не ботаник-натуралист. Дети, животные или просто красиво летящий по небу полиэтиленовый пакет — это предметы повседневной съемки.

Но стоит понимать, что на скорость съемки, помимо самой тушки фотоаппарата, влияют и накрученный объектив и флэш карта. От автофокуса первого и скорости записи второго зависит очень многое. У меня сейчас стоит не самая шустрая флэшка (4 мб/с) и не самый светосильный объектив fujinon 18-135 3,5-5,6 + мануальный объектив tacumar 50m. Но при съемке ребенка, пускающего блинчики в воду и вечно крутящейся собаки камера с китовым зум объективом успевает поймать момент. А если снимать в режиме серийной съемки, так моментов может быть поймано еще больше.

И хотя я не проводила сравнительных снимков с другой камерой, мне заметно, что скорость съемки у фуджика для очень динамичных объектов ниже. То же касается не очень динамичных, но в условиях слабой освещенности. Да, камера проигрывает, но в оправдание хочу сказать, что я лично редко когда снимаю подобное. Мои основные объекты съемки это всевозможные пейзажи, в том числе ночные с использованием штатива, животные, а так же иногда, репортажи с праздников, салюты ну и далее в таком духе. Поэтому для моих задач скорости xt-1 хватает в большинстве случаев.


Для съемки детей при хорошем освещении скорость у fujifilm xt-1 вполне сносная.

Fujifilm + мануальный объектив takumar 50mm 1,8 через переходник. Можно открыть и посмотреть полный формат кадра.


При попытке поснимать представление артистов Упсала цирка пришлось задрать исо очень высоко, аж до 5 тыс. Но было темно, фокусное стояло 40 мм и минимально возможная диафрагма была 4,5. Скорость съемки пришлось увеличивать за счет исо.


Скорость съемки при высоком исо у фуджи довольно сносно, хотя шумы конечно есть и не звенящая резкость.Io 5000 f/4.5 40 mm

Рабочие ИСО.

Я как бы не мастер технических обзоров, но тут решила пощелкать на разных ИСО. Только с одной оговоркой — снимала я в камерный джипег, а не прав, хотя он в камере тоже присутствует (а в raw картинка может быть иной и не такой ломкой, можно кривыми поработать и баланс белого поменять безболезненно и пр). Выдержку в 20 секунд крайне редко когда я выставляю. Поэтому вот для начала картинка в полном размере как есть (откроется в отдельном окне если щелкнуть) 4700 по длинной стороне с ISO 1600. Как видно, в тенях шумы дают о себе знать, но в том размере, в каком картинка висит на сайте, не видно.

Ну и теперь немного 100% кропа на разных исо, если это кому-то о чем-то скажет)) Никакого шумодава. просто камерный джипег.


Fujifilm xt-1 + fujinon 18-135 на ISO 6400
Fujifilm xt-1 + fujinon 18-135 на ISO 3200

fujifilm xt-1 +18-135 ночная съемка 20 сек. f/16, 18mm

Вывод: для моих задач ISO у фуджика x t1 нормальное. За других отвечать не могу.

Детализация.

100% кроп сердцевинки апельсинки с Tacumar 50m 1,4.


crop 100% на iso 200 70mm

Вайфай опция или как я стала фотографировать для инстаграма фотоаппаратом.

Вообще при хорошем освещении вполне можно обходится телефоном, это правда. Но при плохом, ночном и контровом он не справляется. Меня, как любителя поделится с миром всем-всем-все, это немного не устраивало. Но теперь, благодаря встроенному вайфай в фотокамеру, я могу соединить телефон и камеру передав фотографию. В камере можно сразу выставить формат кадра 1 к 1-му. Это очень удобно. ДА, в зеркалках нового поколения эта функция так же имеет место быть, но в моем Марке ее не было.

Электронный видоискатель.

Отношу это к плюсу. В электронном виде можно сразу увидеть картинку какой она получится. Вы подкручиваете экспозицию и сразу исправляете ошибки с пересветом или очень темными кадрами. Хотя я чаще пользуюсь экраном чем глазком, но на нем так же видна финальная картинка.

Поворотный экран.

Почему-то первое, о чем меня спрашивают когда я говорю о поворотном экране: «Ты собираешься фотографировать на концертах на вытянутой над головами руке?» И мало кому приходит в голову, что фотографировать можно и с пола. Когда выстраиваешь кадр немного изменяя угол обзора, например с высоты собаки, можно получить необычный кадр обычного места. Поворотный экран в этом очень помогает, не нужно ложиться животом на грязь.


Поворотный экран у беззеркалок фуджи позволяет снимать с очень низких точек, буквально с земли и видеть объект съемки.

Эксперименты со старыми объективами.

Имея большую зеркалку мне никогда не приходило в голову накрутить на нее старенький объектив. Ведь мануальные фиксы от ФЭДов, Зенита и других ретрокамер, они такие маленькие, легкие и компактные, что на зеркалке выглядят как прыщик вместо носа. Ну и прямо какая-то глупость покупать такой объектив с ручным фокусом при наличии автофокусных от марки.

В случае с fujifilm я решила, что не буду больше впаливать деньги в оптику покупая брендовые объективы. Хочу, но дорого. Посему купила себе объектив Takumar с ручным фокусом и у меня завалялся дальномерный Индустар 61. Да, это на любителя, но зато какой полет для опытов и открытий!

Главное мне поточнее выставлять фокус. Когда не идеальное зрение с этим есть проблема. У фуджи есть несколько вариантов помощников для съемки в ручном режиме

— чем более четкое изображение тем краснее (синее или белее на выбор) окантовка становится у объектов

— клинья Додена, правда пока не совсем они хорошо помогают

— ну и можно нажать ассистент фокусировки и тогда в видоискателе будет доступен 100% кроп.


Индустар подходит только для макро съемки из-за своей конструкции.


Макросъемка на fujifilm xt1 + Индустар 61Л

Контровой свет.

Тут, как вы понимаете, все зависит от объектива. У партнерства Fujifilm xt-1 и Smc Takumar 50m 1,4 есть будущее.


Съемка в костровом свете на фуджи x t1. Iso 400 f/2,8 75 mm 1/420

Возможность съемки таймлапса.

В программной начинке камеры есть функция съемки таймлапса — серии кадров с определенным временным интервалом и выдержкой снимка. Необходимо установить интервал через который камера сама будет включаться и делать снимок и количество кадров. Максимум возможно сделать 999 кадров. По задумке создателей одной батареи должно хватать. То есть не нужно покупать никакой настраиваемый спусковой тросик для этих целей.

P.S. Совсем забыла написать про минусы)

Батарейка.

Насчет емкости не скажу ничего плохого, мне хватает на 400 кадров примерно, но читала тут мнения, что если отключать экран и показ отснятого кадра, то можно сэкономить заряда и снять еще столько же кадров. Но минус батарейки для меня не в самой, а в месте расположения. При установке на штатив крышка закрывается площадкой штатива и чтоб поменять батарея необходимо снимать камеру со штатива. Т.е. для таймлапса, например большого ночного, батареи не то, что не хватит, но и безболезненно заменить не получится.

Запасные батареи китайские стоят рублей 500. Для длинных вылазок можно прикупить парочку запасных.

Ради чего покупать большой зеркальный фотоаппарат?

Причины у всех разные, но существует расхожее мнение, что фотографии получаются тупо лучше и тут не нужно даже уметь фотографировать чтоб снимать. Поэтому все выставляется в автоматическую функцию, в том числе и точка фокусировки. Гордыня это грех, поэтому не буду оценивать и осуждать людей, но знаете, я очень не люблю когда мне начинают объяснять крутизну зеркалок люди, которые вообще не пользуются тем, что стоит этих денег.

А зачем покупать каждый решает за себя сам. Я свой выбор сделала.

Виджет от SocialMart

Формально Fujifilm X-T1 в табели о рангах стоит ниже флагмана X-Pro1, который может похвастаться оригинальным гибридным видоискателем. Однако у флагмана процессор значительно слабее, серийная съёмка — медленнее, а при записи Full HD-видео поддерживается лишь режим 24p, к тому же у него нет популярного ныне встроенного модуля Wi-Fi. В общем, флагману пора на пенсию — он представлен довольно давно и уже успел устареть.

У Fujifilm X-T1 новый, гораздо более мощный процессор, новая матрица, скорость серийной съёмки составляет 8 кадров/с против 6 у флагмана, поддерживается режим видеозаписи 1080/60p, да и Wi-Fi-модуль с широкой функциональностью имеется. Корпус камеры защищён от попадания внутрь влаги и пыли. Видоискатель, конечно, не столь инновационный, как в X-Pro1, но тоже весьма неплохой — OLED-матрица с разрешением 2 360 тыс. точек, то есть не хуже, чем у конкурентов от Sony.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Fujifilm X-T1
Сенсор изображения APS-C-матрица X-Trans II CMOS с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров
Эффективное количество точек, Мп 16,3
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Видео : MOV (H.264)
Объектив Сменный объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS в комплекте
Размер кадра в пикселях Фотокадр : до 4896x3264
Видео
: до 1920x1080
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте AUTO (с максимальным значением ISO 6400) 200-6400;
Расширенный диапазон чувствительности: 100, 12 800, 25 600 и 51 200
Диапазон выдержек, секунд от 30 до 1/4000;
Длительная: до 60 мин
Экспозамер, режимы работы TTL-замеры в 256 зонах, мульти/точечная/средняя
Экспокоррекция ±3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2/10
Устройство хранения информации SD / SDHC / SDXC(UHS-II)
ЖК-дисплей ЖК-дисплей, 7,6 см (3 дюйма), разрешением 1 040 тыс. точек
Видоискатель Цветной OLED-видоискатель с диагональю 0,5 дюйма, с разрешением прибл. 2 360 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий ионный аккумулятор NP-W126, 8,7 Вт·ч
Габариты, мм 129x89,8x46,7
Масса, г 440 (вкл. батарею и карту памяти)
390 (только корпус)

⇡ Комплект поставки и дополнительные опции

К сожалению, на тестирование был предоставлен ознакомительный образец для прессы, комплект которого включал лишь аккумулятор, зарядное устройство, штатный объектив и заглушки на «горячий башмак» и на разъём подключения батарейного блока. Согласно информации на сайте производителя, полноценный коробочный образец включает следующее: литий-ионный аккумулятор NP-W126, зарядное устройство BC-W126, внешнюю вспышку EF-X8, наплечный ремень, диск с ПО (Viewer, Raw File Converter) , а также крышки для байонета, «горячего башмака», разъёма крепления батарейной ручки и контакта синхронизации.

В качестве опций доступны две вертикальные рукоятки, причем одна из них — с возможностью установки дополнительного источника автономного питания, кожаный чехол в стиле ретро, а также внешний микрофон, переходник под резьбовые объективы, три вспышки — с ведущим числом 20 у младших решений и 42 у старшего. В общем, опций традиционно немного. А вот объективов в модельном ряду компании уже не так и мало, причём все как на подбор хороши.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Внешне Fujifilm X-T1 больше похожа на классическую зеркалку, нежели на дальномерку, с которыми имеют внешнее сходство большинство «беззеркалок». Ближе всего по дизайну к нему камеры семейства Olympus OM-D. Если конкретнее, то во внешности Olympus OM-D E-M1 тоже использованы ретромотивы и он тоже похож на зеркалку, а вдобавок к этому ещё и защищён от попадания влаги, как и тестируемая камера. В общем, он является одним из главных конкурентов X-T1.

Корпус Fujifilm X-T1 отливается из магниевого сплава, обеспечивающего высокую прочность. Кроме того, камера защищена от попадания внутрь корпуса влаги и пыли. Как заявляет производитель, для этого было использовано 80 элементов герметизации.

Рукоятка в лицевой части, облегчающая работу с камерой, значительно меньше, чем у основного конкурента, тем не менее удерживать фотоаппарат с комплектным зум-объективом довольно легко. Да и работать со всеми органами управления, коих немало, достаточно удобно. Исключением являются разве что двухэтажный диск выбора уровня чувствительности и режима протяжки, а также рычажок выбора режима фокусировки, для работы с которыми приходится использовать вторую руку. Однако не стоит воспринимать это как недостаток, ведь благодаря наличию диска управления чувствительностью оперативность работы выше, чем в случае использования горячей клавиши и дисков управления, да и за значением на экране следить не приходится.

С лицевой стороны довольно много различных функциональных элементов, но от этого она не кажется перегруженной. Помимо байонета, тут находятся лампа подсветки автофокуса, фронтальный диск управления, программируемая функциональная клавиша, рычажок выбора режима фокусировки, а также порт синхронизации, который крайне редко встречается в «беззеркалках».

С тыла органов управления также довольно много. Большую часть поверхности занимает наклонный дисплей, над которым находится видоискатель, а также клавиши удаления и перехода в режим просмотра. Правее расположены тыльный диск управления, раздельные кнопки блокировки AЭ и АФ, клавиша Focus Assist, кнопки вызова быстрого меню и смены режима отображения дисплея (она же — возврата на один уровень назад в меню), а также четыре программируемые клавиши навигации, которые объединены в схематичное кольцо и дополнены кнопкой входа в меню/ввода по центру.

Верхняя часть корпуса Fujifilm X-T1 изобилует разнообразными функциональными элементами, из-за чего у неподготовленного пользователя поначалу глаза разбегаются. Однако долго привыкать не надо даже тому же неподготовленному пользователю, ведь все органы управления весьма удобны в работе. По центру на небольшом пьедестале, напоминающем о зеркалках, находится «горячий башмак». Левее установлен диск коррекции диоптрий, а также двухэтажный диск выбора режима протяжки и чувствительности, причём для поворота последнего необходимо нажать клавишу блокировки по центру.

Правее находятся клавиша переключения между видоискателем и дисплеем, диск выдержек, дополненный рычажком выбора режима экспозамера, диск введения коррекции экспозиции, кнопка спуска затвора с рычажком питания, а также функциональная программируемая клавиша (по умолчанию отвечающая за переход в режим беспроводного управления) и кнопка видеозаписи. Тут стоит отметить, что спусковая клавиша лишилась возможности установки механического спускового тросика. Конечно, острой необходимости в нём нет, особенно в свете поддержки беспроводного управления при помощи смартфона, но из-за этого Fujifilm X-T1 теряет некий шарм старых плёночных камер. А ведь возможность использования спускового тросика в камерах модельного ряда Fujifilm встречается не только в дорогих фотоаппаратах, выполненных в ретростиле, но и во вполне обычных ультразумах. В общем, оставить данную «фишку» можно было хотя бы как дань традициям.

Снизу, помимо привычного отсека для аккумулятора и штативного разъёма, находится порт подключения батарейной ручки, скрытый резиновой заглушкой.

На левой боковой поверхности под резиновой дверцей скрыты разъёмы подключения USB- и HDMI-кабелей, а также комбинированный разъём подключения микрофона либо проводного пульта дистанционного управления. Справа под пластиковой дверцей скрыт разъём установки карты памяти, что в случае «беззеркалок» обычно встречается только в наиболее дорогих устройствах.

Fujifilm X-T1 – это новейшая беззеркальная камера производства Fujifilm, а также первая модель в линейке камер с креплением X-mount, которая обладает защищенным от пыли и влаги корпусом. Также она оснащена впечатляюще большим электронным видоискателем с увеличением в 0.77 раза, который расположен в центре, что придает камере X-T1 внешний вид классического, хоть и компактного, зеркального фотоаппарата. Цена Fujifilm X-T1 составит 54990 руб. за боди без объектива.

Свойства Fujifilm X T 1

Как утверждает производитель, Fujifilm X-T1 обладает улучшенными параметрами автофокуса и скоростью работы – компания утверждает, что камера обладает самой высокой в мире скоростью фокусировки 0.08 секунды. Расчетное время включения камеры составляет 0.5 секунды, готовность к съемке 0.05 секунды, а 0.5 секунды — интервал между снимками. Кроме того, скорость серийной съемки достигает 8fps с автофокусом, а сенсор камеры оснащен встроенным фокусом с фазовой детекцией. X-T1 – это первая цифровая камера, совместимая с картами памяти формата SDXC UHS-II, благодаря которым скорость записи должна увеличиться вдвое по сравнению с существующими моделями.

Есть дополнительная вертикальная батарейная ручка (VG-XT1) с корпусом, защищенным от воздействия окружающей среды, которая была специально разработана для корректировки баланса камеры, когда на камеру устанавливаются телефотообъективы или объективы с большим диаметром линзы. Бустер оснащен также кнопкой спуска затвора, сдвоенными дисками управления, AE-L, AF-L и вспомогательными кнопками фокусировки. Еще один аксессуар, который помогает сменить аккумулятор и карту памяти при использовании штатива, это вспомогательная рукоятка (MHG-XT). С камерой вводится новый зум объектив XF 18-135мм WR, который также обладает защищенным от непогоды корпусом.

На верхней панели камеры расположены пять механических дисков управления из алюминия: диск выбора выдержки, компенсации экспозиции, ISO, компенсации экспозамера и выбора режимов работы затвора. Есть две индивидуально настраиваемые кнопки функций, а также два диска управления. Также можно настроить четырехсторонний контролер управления таким образом, чтобы присвоить определенные функции для каждого из направлений.

Обновленное Wi-Fi приложение “Fujifilm Camera Remote” позволяет пользователям снимать удаленно при помощи смартфона или планшета, в том числе устанавливать через сенсорный экран параметры автофокуса, спуска затвора, время выдержки, параметры апертуры, компенсации экспозиции, ISO, режимы видеосъемки, таймера и вспышки.

Не смотря на то, что по некоторым слухам, Fujifilm должен был выпустить полнокадровую беззеркальную камеру, данная камера сильно отличается от той, которую ожидали по слухам. Камера оснащена проверенным и надежным APS-C сенсором, таким же как на Fujifilm X-E2, о котором компания Fujifilm уже давно говорит, что этот сенсор составит конкуренцию полнокадровым сенсорам благодаря уникальному массиву цветных фильтров, дающему серьезные преимущества беззеркальным камерам.

Базовые характеристики Fujifilm X T 1

  • 16.3 мегапиксельный сенсор APS-C X-Trans CMOS (такой же как на X-E2)
  • Автофокус на базе фазовой детекции на сенсоре
  • Процессор изображений EXR Processor II
  • 3 дюймовый поворачиваемый экран, 1040k пикселей
  • 2.36 мегапиксельный OLED EVF, с функцией распознавания глаз, увеличение в 0.77 раз
  • 8fps скорость серийной съемки с автофокусом, до 47 снимков
  • Диапазон ISO увеличен до ISO51200
  • Технология управления объективом Optimiser
  • Wi-Fi
  • Видеосъемка в формате FullHD при 60fps
  • Разъем для микрофона/дистанционного управления (один и тот же разъем используется для обеих функций)
  • Регулировка уровня микрофона
  • В комплект входит вспышка EF-X8, ведущее число 11
  • Съемка с заданным интервалом времени, до 999 кадров
  • Корпус из магниевого сплава с защитой от воздействия окружающей среды

Эксплуатация Fujifilm X T 1

Под диском управления ISO, расположен диск управления режимами работы затвора, в том числе несколько продвинутых режимов, а также режим панорамной съемки.

Под диском выбора выдержки находится диск управления режимами компенсации экспозамера. Оба диска управления ISO и выдержкой имеют центральную кнопку, которую необходимо нажать прежде чем поворачивать диск, а также положение A для автоматической съемки.

Кроме того, есть отдельная кнопка для включения видеозаписи, сверху расположена кнопка Fn (Function) – на которую установлен по умолчанию Wi-Fi. Кнопка Q дает быстрый доступ к меню общих настроек, которые выводятся на экран сзади камеры, что позволяет Вам легко устанавливать и изменять эти параметры

Под диском управления ISO, расположен диск управления режимами работы затвора, в том числе несколько продвинутых режимов, а также режим панорамной съемки.

Большой электронный видоискатель (с регулировкой диоптрий) характеризуется высокой яркостью, насыщенной цветопередачей, ясностью, четкостью и отчетливостью текстовых надписей. Как утверждает спецификация камеры, этот видоискатель обладает самым большим увеличением среди цифровых камер (0.77x), а время задержки всего лишь 0.0049 секунды (меньше одной десятой других существующих моделей, как например у X-E2). Цветовая гамма EVF насыщенная, а яркость можно отрегулировать, в отличии от контрастности. У некоторых EVF контрастность кажется слишком высокой по сравнению с контрастностью заднего экрана.

Также у Fujifilm X-T1 существует четыре режима вывода снимков на экран, которые можно выбирать при помощи кнопки Viewmode сбоку камеры. Эта кнопка дает возможность выбора среди таких опций просмотра: стандартный, двойной, при котором доступна к просмотру область ручной фокусировки, вертикальное расположение информации при портретном положении камеры и полный режим, при котором информация о снимке отображается вверху и внизу экрана чтобы не загромождать надписями само изображение. Усиление фокусировки – это один из доступных видов просмотра фокуса, точно также, как и цифровое сечение изображения. В опции усиления фокусировки входят белый, красный и голубые цвета (ниже/выше).

Отличная прорезиненная ручка захвата спереди и сзади камеры обеспечивает комфортное положение в руке, а также предоставляет боковой доступ к карте памяти.

Спереди расположен диск управления, кнопка функции, разъем для кабеля синхронизации вспышки, переключатель режимов фокуса (Ручной, Следящий, Покадровый), и кнопка отсоединения объектива. Фокусировка осуществляется по 49 точкам, и область наведения фокуса также можно отрегулировать.

Меню – В системном меню идет четкое разделение между настройками изображения и параметрами системы при помощи определенного числа окон, причем каждый раздел имеет свою цветовую маркировку. Есть дополнительная быстрое меню, которая активируется при помощи нажатия расположенной сзади кнопки Q и управляется при помощи четырехстороннего контролера и колеса прокрутки, причем до расположения кнопки Q легко достать большим пальцем. Таким образом можно легко и быстро настраивать все необходимые параметры.

Ресурс аккумулятора Fujifilm X-T1 – Ресурс аккумулятора исчисляется 350 снимками согласно тестов Fujifilm / CIPA, и для того, чтобы увеличить этот ресурс, Вы можете либо приобрести дополнительный аккумулятор, либо присмотреться к бустеру, корпус которого имеет защищенный от погодного воздействия корпус.

Скорость – Мы сделали несколько снимков, чтобы протестировать скорость реакции камеры, в том числе время от включения до первого снимка, время между снимкам, скорость фокусировки и т.д. С целью получения точных и корректных результатов, мы брали среднее показатели из нескольких серий снимков.

Fujifilm X-T1
Скорость срабатывания затвора 0.05
Фокусировка / Скорость срабатывания затвора (60мм, Fw 3.0) 0.2
Время от включения до первого снимка 0.9
Время между снимками без вспышки 0.8
Время между снимками со вспышкой 2.0
Серийная съемка — JPEG (снимков до остановки) 7fps (46 снимков )
Серийная съемка Вспышка Нет данных
Серийная съемка — RAW 7fps (21 снимок )

Благодаря поддержке карт памяти UHS-II скорость записи Fujifilm X-T1 после и во время серийной съемки была весьма высокой. С этой камерой мы использовали карту памяти Toshiba Exceria Pro (UHS-II), скорость чтения которой достигает 260MB/сек, а скорость записи — 240MB/сек, что значительно выше производительности в 95MB/сек, предлагаемой другими SD картами. Фотографии прокручиваются необычайно быстро, и фокусировка также моментальная при использовании объектива с последней программной прошивкой.

Производительность Fujifilm X T 1

Тестовые снимки — X-T1 дает приятные фотографии с хорошей цветопередачей и отличным уровнем детализации прямо с камеры, даже в формате JPEG. Тон кожи хороший, а вспышка прекрасно справляется с передачей атмосферы фотографии без передерживания объекта съемки.

Производительность объектива – Передача деталей на снимке, сделанном при помощи объективов с фиксированным фокусным расстоянием очень хорошее, с высоким уровнем детализации в углах снимка. При обновлении прошивки объектива до последней версии, становится доступной возможность Lens Modulation Optimisation, благодаря которой фотографии становятся контрастней при использовании низких значений диафрагмы. Производительность в режиме макросъемки с использованием макрообъектива 60мм f/2.4 просто великолепная, что вполне ожидаемо при применении объектива, предназначенного для макросъемки.

Шумоподавление ISO – камера Fujifilm X-T1 имеет диапазон ISO 100 до 51200, то есть был увеличен до ISO51200, в то время как последняя модель X-E2 обладает самым высоким значением ISO25600. Шумоподавление можно установить в положения -2, -1, 0 (Стандартный), +1, и +2, и можно регулировать параметры шумоподавления еще сильнее при использовании raw файлов. ISO25600 даже можно использовать в некоторых ситуациях, хотя применения ISO51200 лучше избегать.Настройки H1 и H2 на диске управления ISO можно сделать индивидуальными, хотя по умолчанию на них установлены значения ISO12800 и ISO25600.

Шумность низкая с отличным уровнем детализации при съемке вплоть до ISO1600. Детали изображения все еще хорошо видны при ISO3200, но уровень детализации значительно падает при ISO6400, а шумность увеличивается. В целом, шумоподавление производит впечатление на высоких параметрах ISO, очевидно, что эффективность шумоподавления улучшилась по сравнению с X-E2, при съемке на ISO12800 видны дополнительные детали по сравнению со снимками, сделанными на X-E2. ISO25600 даже можно использовать в некоторых ситуациях, хотя применения ISO51200 лучше избегать.

Баланс белого – Автоматический Баланс Белого (AWB) дает теплые оттенки цвета при освещении лампой накаливания, причем при предустановке данного вида освещения в настройках получается слегка зеленоватый оттенок, а для получения наилучшего результата можно отрегулировать баланс белого или использовать ручные настройки данного параметра. AWB работает очень хорошо при освещении люминесцентными лампами, причем результаты даже лучше, если предварительная установка данного вида освещения в настройках камеры не используется.

Режим панорамной съемки – В режиме панорамной съемки есть возможность выбора между стандартным или широким углом съемки. Для этого просто нажмите и удерживайте кнопку, двигая камеру при съемке панорамы, и она автоматически наложит снимки один на другой. Камера прекрасно справляется со склеиванием снимков, детализация остается отличной, хотя лучшие результаты получаются при съемке широкоугольным объективом, а не 60мм макро.

Динамический диапазон можно увеличить, используя DR100, 200 и 400, хотя это увеличивает значения ISO. Благодаря этому можно быть уверенным, что яркие области снимке не будут передержанными.

Цифровые фильтры –Есть некоторое количество режимов моделирования кадра, а также усовершенствованные фильтры, которые придают определенные эффекты изображению, как например Toy Camera, Miniature и прочие. Также есть возможность делать снимки с мультиэкспозицией. Стандартная цветопередача весьма близка к натуральным цветам, а при помощи фильтра Vivid изображение получает более яркую открыточную насыщенность цвета и усиленную контрастность. Также есть возможность индивидуального подбора динамического диапазона, светлого фона, темного фона, четкости, насыщенности и шумоподавления.

Видеосъемка – Камера может записывать видео в формате full HD при 60fps, со стерео звуком. Также есть разъем для микрофона, хотя это гнездо имеет диаметр 2.5мм в отличии от стандартного разъема 3.5мм. Эффект муара часто виден на видео, и потому для получения наилучшего результата при записи видео рекомендуем поддерживать объектив рукой для большей стабилизации изображения.

Соотношение цена-качество

Fujifilm X-T1 предлагает прекрасное соотношение цены и качества, при том, что камера обладает корпусом с защитой от воздействия окружающей средыБоди камеры имеет стоимость 54990 руб., а потому Fujifilm X-T1 предлагает прекрасное соотношение цены и качества, при том, что камера обладает корпусом с защитой от воздействия окружающей среды. Среди наиболее близких по характеристикам беззеркальных конкурентов можно назвать Olympus OM-D E-M1 (по цене 56000 за body) и Sony Alpha A7 (также 59900 руб. body), что делает защищенную от погодных воздействий X-T1 очень привлекательной в отношении цены. Другие беззеркальные камеры, которые также стоит рассматривать в качестве альтернативы — Panasonic Lumix GH3 с защищенным от атмосферных воздействий корпусом, боди которой стоит 39990, и Olympus OM-D E-M5 , которую можно приобрести по цене 36999 руб. за саму камеру, а также среди цифровых зеркальных камер с защищенным корпусом Вы можете рассмотреть в качестве альтернативы Pentax K-3 (по цене 51880 руб. за саму камеру) и Nikon D7100 (по цене 35500 руб. за саму камеру).

Выводы

Fujifilm X-T1 – это стильная камера, при условии что Вам нравится классические однозеркальные камеры, с большим количеством кнопок внешнего управления. Это стильный микс нового и старого в дизайне фотокамер. Компактные размеры, которых разработчики смогли достичь благодаря беззеркальному сенсору и дизайну крепления объектива, дают ей преимущества перед конкурентами, а благодаря постоянно возрастающему ассортименту высококачественных объективов, компания Fujifilm открыла свою формулу успеха. Более того, эта камера обладает корпусом с защитой от воздействия окружающей среды, и оснащена впечатляюще большим электронным видоискателем с высоким разрешением. Было бы хорошо, если бы для этой камеры были доступны дополнительные объективы других производителей, таких как Sigma, так как объективы Fujifilm достаточно дорогие по сравнению с конкурентами, хотя и оправдано в отношении их качества.

Одно из главных достоинств Fujifilm X-T1 – это прямой доступ к управлению камерой посредством кнопок и дисков, расположенных на корпусе, что приносит радость от ее эксплуатации, особенно тем пользователям, которым не хватает при работе кольца диафрагмы и прочих органов управления, которые были доступны на пленочных зеркальных камерах. Камера X-T1 делает великолепные снимки, в наличии есть широкий ассортимент качественных объективов с фиксированным фокусным расстоянием и зум-объективов, а когда будут выпущены дополнительные объективы с защитой от воздействия окружающей среды, все это вместе даст потребителям великолепную, компактную камеру с защищенным корпусом. X-T1 анонсирована по конкурентоспособной цене, и при существующем на данный момент выборе объективов, соблазну приобрести камеру будет очень тяжело сопротивляться, особенно если хотите рискнуть испытать предложения рынка беззеркальных камер.

Comments powered by HyperComments

Fujifilm славится выпуском стильных продвинутых компактных камер, таких как X100S или X-E2 , но все они совершенно беззащитны перед каплями воды, песком и прочими внешними неприятностями. Защищенные модели у Fujifilm имеются лишь в классе бюджетных компактов, а также в классе ультразумов.

Fujifilm X-T1, официальный портрет

Беглого взгляда на спецификации Fujifilm X-T1 достаточно, чтобы понять, что очень многое было заимствовано у беззеркалки X-E2. При этом новинка позиционируется как устройство более высокого класса, стоит дороже и способна конкурировать даже с Olympus OM-D E-M1 . Прошлый год запомнился нам выпуском бюджетных беззеркалок, таких как X-M1 и X-A1, а сейчас, похоже, настало время флагманов. Впрочем, достоверной информации о замене X-Pro 1 до сих пор нет. Fujifilm X-T1 стала не только первой погодозащищенной системной камерой в семействе, но также и первой камерой с внешностью пленочной зеркалки прошлого века.

Технические характеристики, комплектация, аксессуары

Fujifilm X-T1 Olympus OM-D E-M1
Класс беззеркальная камера со сменной оптикой
Матрица X-Trans CMOS II, 16,3 Мп, APS-C (23,6 x 15,6 мм) CMOS, 16,1 Мп, Micro Four Thirds (17,3 x 13мм)
Формат снимков JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896x3264) JPEG, RAW (максимальное разрешение 4608x3456)
Формат видео H.264 (1920х1080/60p) H.264, Motion JPEG (1920х1080/30p)
Диапазон светочувствительности ISO 100–51200 ISO 100–25 600
Байонет Fujifilm X Micro Four Thirds
Диапазон выдержек 1/4000–30 с, X sync - 1/180 с 1/8000–60 с, X sync - 1/320 c
Экран LCD, наклонная конструкция, диагональ - 3”, разрешение - 1 040 000 точек LCD, сенсорный, наклонная конструкция, диагональ - 3’’, разрешение - 1 040 000 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение - 0,77х электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,74х
Память карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ)
Вспышка поставляется в комплекте, ведущее число 8 при ISO 100 поставляется в комплекте, ведущее число 7,4 при ISO 100
Wi-Fi встроенный модуль встроенный модуль
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор Lithium-ion, NP-W126, 1260 мАч Lithium-ion, BLN-1, 1220 мАч
Габариты и масса 129 x 90 x 47 мм, 440 г 130 x 94 x 63 мм, 430г

Компания Fujifilm не отличается богатством выбора аксессуаров для своих камер. В основном она предлагает различные чехлы, опциональные рукоятки и вспышки. С выходом X-T1 этот набор пополнился батарейной ручкой VG-XT1, пригодной для съемки в портретной ориентации, а также еще одной обычной рукояткой MGH-XT. Эта пара аксессуаров совместима только с Fujifilm X-T1. Впрочем, все последующие камеры наверняка получат их поддержку.

Комплект поставки Fujifilm X-T1

В комплекте с камерой идет зарядное устройство и аккумулятор NP-W126, набор крышек и заглушек, наплечный ремень, внешняя вспышка, USB-кабель и компакт-диск с софтом и руководством пользователя. Стоит также отметить, что Fujifilm X-T1 поставляется с продвинутым зум-объективом 18-55 мм F2.8-4.0. Правда, этот объектив не является погодозащищенным - об этом следует помнить в первую очередь.

Дизайн и эргономика

Трудно однозначно определить, на что конкретно внешне похожа Fujifilm X-T1. Скорее всего, это камера Fujica ST701 1970-го года выпуска. Однако можно усмотреть и сходство с недавними камерами Olympus. В беззеркалке Fujifilm впервые появилась более выраженная рукоятка, псевдопентапризма с блоком видоискателя и опциональная батарейная ручка. В общем, все как у классических DSLR-like камер. Фотоаппараты в таком форм-факторе уже давно имеются в коллекции Panasonic, Olympus и Samsung. В роли основного материала корпуса выступает прочный магниевый сплав, а его защита от попадания влаги и пыли обеспечивается прокладками в 80 точках. Надежный корпус также гарантирует устойчивую работу камеры в десятиградусный мороз.

Fujifilm X-T1 в паре со светосильной оптикой

Передняя панель, помимо эргономического выступа, содержит ряд важнейших элементов управления. В верхней части рукоятки находится передний скроллер. Рядом с ним находится светодиод подсветки автофокуса и одна из шести программируемых клавиш. Байонет снабжен фиксатором, а в правой части панели видна заглушка синхроконтакта для внешних вспышек и рычажок переключения режимов фокусировки, уже знакомый нам по предыдущим беззеркалкам Fujifilm. Вся передняя панель вместе с рукояткой покрыта приятным на ощупь текстурированным синтетическим материалом. Сама рукоятка не отличается особой эргономичностью, но это в любом случае лучше, чем ничего. К тому же, в продаже имеется и опциональная рукоятка, и даже увесистая батарейная ручка.

Стоит отметить, что скроллер недостаточно выпуклый - площадь соприкосновения с пальцем небольшая. Поэтому при прокрутке вам буквально приходится гладить резину корпуса. Такой же недостаток обнаружился и у заднего скроллера, но о нем мы поговорим ниже.

Fujifilm X-T1 без объектива

Верхняя панель буквально загромождена крупными селекторами и кнопками. Ни одна беззеркалка Fujifilm не могла похвастаться таким изобилием. В левой части расположен диск установки ISO, а этажом ниже встроен переключатель режимов протяжки. На левой боковине блока видоискателя посажено колесико диоптрийной коррекции, а на ее вершине - стандартный «горячий башмак». По правую сторону лежит аналогичный левому диск выбора выдержки с переключателем типа экспозамера. На правом краю панели сидит диск ввода экспокоррекции. Кнопка спуска совмещена с рычажком включения камеры, а справа от нее в корпус утоплена кнопка старта видеозаписи. Еще одна небольшая кнопка рядом с диском экспокоррекции отвечает за активацию Wi-Fi.

Все диски селекторов выполнены из алюминия, причем диски выдержки и ISO снабжены фиксаторами положения. Это вообще один из самых спорных элементов эргономики. Фиксация положения полезна в ряде случаев, но управлять таким скроллером в итоге сложнее. Это неудобство проявится особенно ярко при съемке в режиме приоритета выдержки. На наш взгляд, правильнее всего делать скроллеры достаточно тугими, чтобы избежать случайных смещений.

На верхней панели можно заметить отсутствие выделенного переключателя режимов съемки. В топовых камерах Fujifilm смена режима съемки происходит с помощью установки диафрагмы или выдержки в режим «А». На правом склоне псевдопентапризмы находится кнопка переключения экран/видоискатель. Есть возможность полностью отключить дисплей, а видоискатель включать только при срабатывании датчика приближения. Это существенно сэкономит заряд батареи, тем более что основные параметры съемки можно изменять механикой.

Верхняя панель Fujifilm X-T1

На задней панели в глаза бросается в первую очередь крупный видоискатель с внушительным резиновым наглазником. Fujifilm заявляет, что видоискатель X-T1 является самым большим по своей площади среди всех беззеркалок. По субъективным ощущениям его площадь соответствует размерам видоискателей в топовых полнокадровых камерах вроде Nikon D800/D800E . Слева от него располагаются кнопки входа в режим просмотра и удаления снимков. Справа - кнопка блокировки экспозиции, заднее управляющее колесико и отдельная кнопка блокировки автофокуса. Выступ немного мешает работе со скроллером, поскольку слабо выступает за пределы корпуса. Это, как мы уже сказали, вынуждает гладить пальцами корпус и прилагать большее усилие для прокрутки. Мелочь, но надеемся, что компания учтет этот момент при разработке следующих камер.

Справа от дисплея лежат кнопки Focus Assist, Q и Disp/Back. Первая из них запускает различные инструменты для помощи при ручной фокусировке, например, функцию focus peaking. Вторая отвечает за вызов быстрого меню, а третья переключает виды выводимой на дисплей информации. Кнопка ввода и входа в главное меню камеры окружена четырьмя навигационными клавишами без каких-либо подписей. Крайняя правая часть панели прорезинена и в месте прилегания большого пальца имеет заметный выступ для упора.

Левая боковина занята дверцей, за которой скрываются разъемы HDMI и USB, а также 2,5-миллиметровый разъем для подключения внешнего микрофона или устройства дистанционного управления. Противоположная сторона включает в себя отсек для карты памяти. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой цифровой камерой, поддерживающей SD-карты самого современного высокоскоростного класса UHS-II.

Слот для парты памяти на правой боковине Fujifilm X-T1

Отсек для внешних подключений на левой боковине Fujifilm X-T1

На нижней панели в области рукоятки находится батарейный отсек, а рядом с ним - штативная резьба. Для монтажа батарейной ручки имеется специальный разъем, закрытый резиновой заглушкой.

Нижняя панель Fujifilm X-T1

Фотоаппарат выпускается исключительно в черном цвете, по крайней мере, пока что. Габариты камеры составляют 129x90x47 мм, а вес - 440 граммов. Примерно такие же параметры и у ближайшего конкурента, Olympus OM-D E-M1.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Задняя панель Fujifilm X-T1

Отметим, что до сих пор ни одна из камер Fujifilm высшей ценовой категории не имела наклонного экрана. Такими дисплеями оснащались лишь бюджетные беззеркалки.

Видоискатель остался таким же, что и у Fujifilm X-E2, то есть полностью электронным и даже сохранил разрешение 2,36 млн. точек и 100-процентное покрытие кадра. Скорее всего, что Fujifilm приберегла свой гибридный видоискатель для более высокоранговой модели, о которой пока ничего не слышно. В меню можно отключить одновременно и видоискатель и дисплей, что бывает полезным в астрофотографии. Видоискатель снабжен колесиком диоптрийной подстройки и датчиком приближения. Это один из лучших электронных видоискателей, с которыми мы имели дело. По качеству изображения он превосходит аналог в Olympus OM-D E-M1 и субъективно выглядит лучше, чем в Sony A7/A7R. Кроме того, видоискатель в X-T1 имеет рекордно высокую степень увеличения, равную 0,77х, а также довольно небольшую задержку изображения.

Меню практически не изменилось. Были лишь добавлены новые пункты для программирования клавиш. Как уже отмечалось, шесть механических кнопок поддаются перепрограммированию.

Функциональные возможности

Fujifilm X-T1 без изменений заимствовала 16-мегапиксельный сенсор X-Trans CMOS II у Fujifilm X-E2. Такой же сенсор установлен и в Fujifilm X100S. Его главной особенностью, напомним, является не только отсутствие АА-фильтра, но и поддержка гибридной автофокусировки благодаря фазовым датчикам в структуре самой матрицы. Кроме того, RAW-файлы записываются с 14-битным разрешением для более качественной передачи полутонов.

Стандартный диапазон светочувствительности составляет ISO 200-6400, но может быть расширен до ISO 100-51200. Камера позволяет задать минимальную выдержку при работе в режиме Auto ISO, составляющую 1/500 долю секунды. Диск ввода экспокоррекции дает возможность вводить поправки в пределах от -3 до +3 EV. А при съемке видео граничным значением ISO является 6400.

Сенсор X-Trans CMOS и процессор EXR II

Никаких изменений в сравнении с X-E2 не наблюдается и в процессорной части. Здесь установлен уже знакомый чип EXR II. Частота серийной съемки составляет 8 кадров в секунду с активным автофокусом, а глубина буфера достигла 47 кадров в формате JPEG или 23 в формате RAW при условии использования карт памяти класса UHS-II. Съемка с непрерывной фокусировкой и активным Live view понижает показатель скорострельности до трех кадров за секунду, а глубина буфера в данном случае ограничивается объемами карты памяти. Лаг затвора составляет всего пять сотых секунды, а на включение и выключение камеры уходит примерно полсекунды.

Одной из важных особенностей процессора EXR II является алгоритм Lens Modulation Optimizer, устраняющий аберрации и дифракционные эффекты оптики. Реализовано это вот как - камера содержит в памяти данные по каждому совместимому объективу и программно компенсирует искажения с учетом таких данных. Эту функцию при желании можно и отключить, а все возникающие искажения править в дальнейшем вручную в RAW-конвертере.

Затвор фокального типа с вертикальными шторками способен срабатывать на выдержках вплоть до 1/4000 с, а также работать в режиме ручного определения выдержки (Bulb). Строго говоря, 1/4000 cекунды - достаточно длинная выдержка при съемке на открытой диафрагме в яркий солнечный день, причем камера не содержит встроенного нейтрального светофильтра для снижения экспозиции. Сам затвор показался нам шумным, а электронная шторка, как в Lumix GM1 , здесь не предусмотрена. Затвор синхронизируется со вспышкой на выдержках не короче 1/180 с, что является довольно скромным значением на сегодняшний день. Olympus OM-D E-M1 может синхронизироваться на выдержках до 1/320 с.

Нельзя не отметить систему фокусировки Fujifilm, которая сделала скачок вперед буквально за год. Еще недавно фотоаппараты Fujifilm ассоциировались с чрезвычайно медленным автофокусом, скромным набором видеорежимов и отсутствием Wi-Fi. Но с выходом X-E2 и бюджетной X-M1 ситуация резко выправилась. Fujifilm X-T1 имеет 49-точечную систему гибридной фокусировки с функцией слежения за объектом. Благодаря скоростному автофокусу удалось достичь вышеуказанной скорострельности. Кроме того, это одна из немногих камер, предлагающая сразу три инструмента для помощи при ручной фокусировке - функцию focus peaking, увеличение фрагмента кадра, а также инструмент Digital Split Image (подсмотренный, судя по всему, у дальномерных пленочных камер).

Стоит добавить, что скорость фокусировки сильно зависит от того, какой объектив установлен на камере. С комплектным «стеклом» 18-55 мм камера наводится на резкость очень быстро и практически не ошибается. А при использовании объектива 35 мм F1.4 фокусировка становится гораздо медленнее. Наградой за такое неудобство становится прекрасное качество картинки. Это наш любимый объектив для камер Fujifilm, кроме шуток.

Fujifilm X-T1 при своих габаритах не содержит встроенной вспышки, но она все же идет в комплекте. Ее ведущее число составляет 8 м при ISO 100. Прилагаемая вспышка крепится в стандартный «горячий башмак», а для подключения внешних стробов имеется синхроконтакт на передней панели камеры.

Для беззеркалок Fujifilm наличие функции внутрикамерной обработки RAW уже стало стандартом, от которого не отошли и в X-T1. Также здесь в полном составе такие функции, как съемка панорам (2160x9600), набор из десяти эффектов симуляции пленки, восемь художественных фильтров, брекетинг ISO, баланса белого, динамического диапазона и эффектов симуляции пленки, мультиэкспозиция, а также интервальная съемка (с ограничением серии, не более 999 кадров).

Как уже говорилось, Fujifilm X-T1 поддерживает работу с Wi-Fi благодаря встроенному модулю. С помощью смартфона или планшета можно управлять процессом съемки, принимать отснятые изображения, загружать данные в социальные сети и даже присваивать геометки. Набор беспроводных функций здесь далеко не самый богатый, зато все это реализовано интуитивно понятно и просто. Для устройств на базе Android и iOS есть целых два приложения для работы с камерой - Fujifilm Camera App и Fujifilm Camera Remote. Последнее позволяет использовать смартфон в качестве удаленного видоискателя, менять настройки, фокусироваться и даже записывать видео. По сути, Fujifilm Camera Remote включает в себя все функции более старого приложения Fujifilm Camera App. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой камерой, поддерживающей функции дистанционной съемки.

А теперь мы подходим к самому деликатному моменту. А именно - парку совместимой оптики. X-T1 стала первой погодозащищенной беззеркалкой Fujifilm, но выпустить хотя бы пару соответствующих объективов компания попросту не успела. Напомним, Nikon 1 AW1 поступила в продажу одновременно с двумя герметичными «стеклами». Все что осталось Fujifilm, это опубликовать свои планы по выпуску оптики на ближайшие год-два. Защищенные объективы будут иметь маркировку WR и в 2014 году таких моделей выйдет три. Вот как выглядит эта тройка: 18-135 мм F3.5-5.6 R OIS WR, 16-55 мм F2.8 R OIS WR и 50-140 мм F2.8 R OIS WR. Первый зум-объектив будет выпущен в июне нынешнего года. Но, конечно, камера полностью совместима и с обычными, незащищенными объективами, среди которых есть очень качественные экземпляры.

Тестовые снимки, видео, автономная работа

Поcкольку мы уже имели дело с матрицей X-Trans CMOS II, ожидания по поводу уровня шума были довольно высокими. Но несмотря на то, что сенсор здесь такой же, как в X-E2, мы все равно провели тестовую съемку, поскольку результат может зависеть от внутренних алгоритмов обработки изображения. Напомним, что тестовая съемка проводится в темное время суток, при искусственном освещении лампой накаливания 40 Вт. Функции шумоподавления полностью отключаются либо - при невозможности полного отключения - задействуются с минимальной мощностью.

Fujifilm X-T1 @ ISO 100

Fujifilm X-T1 @ ISO 200

Fujifilm X-T1 @ ISO 400

Fujifilm X-T1 @ ISO 800

Fujifilm X-T1 @ ISO 1600

Fujifilm X-T1 @ ISO 3200