Технологическая карта урока физики

ФИО педагога Ермакова Вера Викторовна

Тема урока: Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Планируемые результаты (цели):

Личностные:

сформировать познавательный интерес к способам измерения сил; развивать творческие способности и практические умения в приобретении знаний о способе градуирования пружины динамометра, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении способа градуирования пружины динамометра, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

Метапредметные:

научиться самостоятельно ставить цели, планировать ход эксперимента, оценивать результаты градуирования динамометра; уметь работать в группе, выделять основное содержание текста параграфа, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их.

Предметные:

овладеть экспериментальным методом исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, различать вес тела и его массу, понимать принцип действия динамометра.

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска;

лабораторное оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов,

штатив с муфтой, лапкой и кольцом.

Технологическая карта урока

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Организационно-мотивационный этап, 1 мин

Концентрирует внимание обучающихся и создает эмоциональный настрой на эффективное проведение урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вам предстоит: повторить понятия, относящиеся к термину «Сила», познакомиться с новым измерительным прибором, рассмотреть принцип его действия, научиться им пользоваться, выполнить практическое задание.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний и способов действий,

Организует проверку ранее изученного материала с целью актуализации опорных знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Излагает учебный материал методом эвристической беседы, побуждает школьников включаться в процесс поиска.

«Ромашка вопросов»

Какую физическую величину мы изучаем?

Назовите единицу измерения силы?

Какие виды сил вы знаете?

Какую силу называют силой тяжести?

Какую силу называют силой упругости?

Что такое вес тела?

По какой формуле можно найти силу тяжести, вес тел?

Чему равна постоянная величина в формуле?

(Используя ответы на вопросы заполнить схему-кластер на доске)

Отвечают на вопросы, записывают формулы на доске, формулируют определения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную информацию. представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативная: Отвечают на вопросы учителя. Участвуют во фронтальной беседе.

Регулятивная: Принимают участие в заполнении схемы-кластера

Постановка проблемы.

5 мин

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей совместной деятельности.

Почему груз, подвешенный к пружине, растягивает ее? (опыт: груз массой 100г подвешивается на пружину)

Как называется сила, с которой груз действует на пружину?

Какая сила при этом возникает в пружине?

Чему равен вес груза массой 100 г.

Что произойдет с растяжением пружины, если подвесить 2 груза массой 100 г?

Как, используя пружину, определить вес тела неизвестной массы?

У нас есть пружина, чего не хватает для измерения силы?

Что надо сделать, чтобы изготовить шкалу для измерительного прибора?

Прибор, который получится в результате, называется динамометр (от греч. « динамис » - сила, « метрео » - измеряю)

Формулирование темы и цели урока: Динамометр. Изготовление шкалы для динамометра с приемлемой ценой деления и с ее помощью измерять силы (лабораторная работа)

Анализируют проблемную ситуацию. Выделяют проблему. Формулируют цель урока. Делают записи в тетради.

Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную информацию.

Коммуникативная: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог

Регулятивная: Принимают участие в формулировании целей урока.

Получение новых знания.

12 мин

Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания.

(Что это?) динамометр

(Какой он?) медицинский, ртутный, электрический

(Что у него есть?) шкала, пружина, указатель

(Что он делает?) измеряет силу

(Чем он является?) прибор

Используя модель на интерактивной доске показать. как изготовить простейший динамометр.

Учащиеся читают предложенный текст; анализируют его; отвечают на вопросы; делают записи в тетради; выполняют задание на интерактивной доске.

Познавательная: осмысление цели чтения, анализируют текст; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью; развивают операции мышления.

Коммуникативная: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания.

Физ-минутка

(коррекция зрения) Цель: Предупреждение утомляемости.

Выполняют упражнения для глаз.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Контролирует, помогает и направляет работу учащихся

Выполнение работы (получение шкалы)

Составление отчета (ответы на вопросы, лист отчета)

Лист отчета:

Лабораторная работа № 6

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Цель работы: __________

Оборудование: ____________

Ход работы:

Изготовление шкалы динамометра с ценой деления 0,1 Н

Измерить вес предложенного учителем тела с помощью своего прибора, записать значение веса в отчет.

Исследуемое тело

Показания динамометра с полученной шкалой, Н

Показания динамометра с эталонной шкалой, Н

Ответить на вопросы:

Почему для изготовления шкалы динамометра удобно использовать грузы массой 100 г?

Были ли в этой работе погрешности? В чем они?

Сформулировать выводы к выполненной работе.

_____________________________________________________________

Учащиеся проводят лабораторные измерения и оформляют свой лист отчета

Познавательная: совершенствование

навыков работы с приборами.

Коммуникативная: развитие навыков сотрудничества.

Регулятивная: умения планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, вносить необходимые коррективы в действие, умение соблюдать меры безопасности при работе с приборами,

Задание домашней работы.

Рефлексия деятельности

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я научился…

У меня получилось…

Учитель благодарит детей за урок, сообщает отметки.

Познавательная: Делают выводы о зависимости удлинения пружины от приложенной силы. Определяют личную значимость изученной темы.

Коммуникативная: Высказывают мнение об эффективности своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

Регулятивная: Анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на свое настроение

Критерии оценки достижения учащимися результатов занятия

Показатель

Критерий оценки результата

Устные ответы учащихся

учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, дает точное определение и истолкование понятий и законов, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов;

если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, которые не препятствует дальнейшему усвоению программного материала;

допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Практическая работа

учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;

соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, рисунки, правильно выполняет анализ погрешностей.

учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Разработана для урока физики в 7 классе по теме « Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО Шагапова Елена Викторовна, учитель физики МОУ СОШ №92 г. Могоча

Предмет : физика

Класс: 7

Тип урока :

комбинированный (урок «открытия» нового знания + урок общеметодологической направленности

Раздел : Взаимодействие тел

Тема: Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра»

Цель : изготовление шкалы для динамометра с приемлемой ценой деления и с ее помощью измерение сил.

Задачи урока:

Образовательные: научиться градуировать пружину, получать шкалу с заданной ценой деления, различать вес тела и его массу.

Развивающие: развивать правильную и чёткую аргументированную речь учащихся; уметь аккуратно выполнять эксперимент; развивать творческие способности школьников

Воспитательные: готовность воспринимать полученную информацию, воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в паре, быть внимательным в процессе выполнения работы.

УУД:

Личностные: усвоение правил поведения, формирование бережного отношения к школьному оборудованию

Регулятивные: составить план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него.

Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия друг друга.

Познавательные: формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Планируемые результаты :

предметные:

Знать: закона Гука и его применение на практике

Уметь: пользоваться динамометром

личностные результаты:

получение собственной шкалы для измерительного прибора (динамометра) с последующей отработкой навыка использования прибора для измерения силы,

составление отчёта о проделанной работе с анализом, в форме ответов на вопросы по ходу работы.

метапредметные результаты:

умение работать с динамометром и другим лабораторным оборудованием самостоятельно и в парах. Закрепление понятия цена деления шкалы измерительного прибора. Развитие навыка аналитической деятельности.

Основные термины и понятия :

сила упругости, вес тела, закон Гука, методы измерения силы, динамометр, цена деления, градуирование шкалы прибора, деформация.

Межпредметные связи: информатика, математика

Ресурсы :

основные:

Учебник: А. В. Перышкин «Физика, 7 класс», § 28.

Дидактическая карта по проведению лабораторной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

дополнительные: динамометры (демонстрационный (круглый), лабораторный, трубчатый, силомер)

для учащихся: динамометр с закрытой шкалой, набор грузов по 100 г, полоска бумаги (у каждого).

компьютер, мультимедийный проектор, диск «Лабораторные работы по физике», 7 класс.

Формы урока: индивидуальная, групповая, парная

Технология :

проблемного обучения, практико-ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода.

Структура урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся

1.Организационный момент

Проверяют готовность к уроку

Приветствие

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг

Подготовится к уроку

2. Актуализация знаний

Слушают и отвечают на вопросы

Формулирование темы и цели урока:

1. -Какие механические силы существуют в природе? (тяжести, упругости, трения)

)

Как называется сила, с которой груз действует на пружину? (вес тела )

Какая сила при этом возникает в пружине? (сила упругости )

Определите вес груза массой 100 г. (опыт: груз подвешивается на пружину) (1 Н )

увеличится в 2 раза – 2 Н )

2.Создание проблемной ситуации.

сделать измерительный прибор )

У нас есть пружина, чего не хватает для измерения силы? (шкалы )

3. Выявление затруднений.

нанести деления )

Сегодня вам на уроке предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы рассмотреть его устройство и принцип действия, научиться пользоваться им.

Ответить на вопросы

3.

Формулируют тему, цель работы Знакомятся с порядком выполнения работы, отвечают на вопросы

Участие (ответ+действие)

Чтобы получить прибор, которым мы можем воспользоваться для измерения небольших сил, что мы должны сделать? ()

Как это сделать? Чем можно воспользоваться? (

Динамическая пауза. Если вы со мной согласны, то руки поднимаем вверх, если нет в стороны

Формулируют тему, цель работы

Отвечают на вопросы

Смотрят на экран

1.На два тела одинаковой массы, но разного объема действует одинаковая сила тяжести. (Да )

2.На листья падающие, на землю действует сила упругости. (Нет )

3.Сила упругости векторная физическая величина. (Да )

4. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да )

5.Единица измерения силы Ньютон. (Да )

6. Динамометр – это прибор для измерения объема. (Нет )

4.Реализация плана:

    Составление отчета (ответы на вопросы, см. лаб. тетр.)

контроль

Выполнение заданий в тетради для лабораторных работ

5.Контроль

Контроль (учитель дает груз неизвестного веса и проверяет правильность его определения).

Выполняют задания

6.Рефлексия

Учащиеся отвечают

Записывают домашнее задание

Выбери свой ответ!

1.На уроке я работал (активно, пассивно).

2.Своей работой на уроке я (доволен, не доволен).

3.Урок для меня показался (коротким, длинным).

4.Моё настроение стало (лучше, хуже).

5.Материал урока мне (полезен, бесполезен).

Домашнее задание

Структура урока:

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний:

1. актуализация ЗУН и мыслительных операций

2. создание проблемной ситуации

3. выявление затруднений

4. формулирование темы и цели урока

III . Построение плана достижения цели урока

IV . Реализация плана:

1. выполнение работы

2. составление отчета

V . Контроль

1.Самопроверка правильности сделанной шкалы: берется груз известного веса и по своей шкале проверяется.

2.Самостоятельное определение веса тела

3. Формулирование выводов урока.

6. Оценочно – рефлексивный:

1. самопроверка правильности сделанной шкалы

2. самостоятельное определение веса тела (контроль учителя)

3. формулирование выводов урока

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Приветствие учащихся. Контроль подготовленности к уроку. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

II . Актуализация опорных знаний и целеполагание:

1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

Вопросы :

Какие механические силы существуют в природе? (тяжести, упругости, трения)

Почему груз, подвешенный к пружине, растягивает ее? (опыт: груз подвешивается на пружину) (притягивается к Земле, тянет за собой пружину )

Как называется сила, с которой груз действует на пружину? (вес тела )

Какая сила при этом возникает в пружине? (сила упругости )

Определите вес груза массой 100 г. (опыт: груз подвешивается на пружину) (1 Н )

Что произойдет с растяжением пружины, если подвесить груз массой 200 г? (опыт: 2 груза подвешивается на пружину) (увеличится в 2 раза – 2 Н )

2. Создание проблемной ситуации.

А как, используя пружину, определить вес тела неизвестной массы? (опыт: камень подвешивается на пружину) (сделать измерительный прибор )

У нас есть пружина, чего не хватает для измерения силы? (шкалы )

3. Выявление затруднений.

Что надо сделать, чтобы изготовить шкалу для измерительного прибора? (нанести деления )

Прибор, который получится в результате, называется динамометр (от греч. «динамис » – сила, «метрео » – измеряю)

4. Формулирование темы и цели урока: Динамометр. Изготовление шкалы для динамометра с приемлемой ценой деления и с ее помощью измерять силы (лабораторная работа)

(Комментарий учителя: изготовление шкалы для динамометра называется градуирование пружины )

Показываются различные виды динамометров. Основной частью всех является пружина и есть шкала.

III . Построение плана достижения цели урока

Чтобы получить прибор, которым мы можем воспользоваться для измерения небольших сил, что мы должны сделать? (нанести нужное количество одинаковых делений, в соответствии с нужной точностью )

Как это сделать? Чем можно воспользоваться? (сначала подвесить поочередно несколько грузов весом 1 Н, затем разбить большие промежутки на более мелкие ) (опыт с пружиной и грузами)

Чтобы изготовить шкалу для динамометра с ценой деления 0,1 Н надо промежуток в 1 Н разбить на 10 делений.

IV . Реализация плана:

    Выполнение работы (получение шкалы)

    Составление отчета (ответы на вопросы, см. приложение 1)

V . Оценочно – рефлексивный:

1. Самопроверка правильности сделанной шкалы: берется груз известного веса и по своей шкале проверяется.

2. Самостоятельное определение веса тела (контроль учителя): учитель дает груз неизвестного веса и проверяет правильность его определения.

3. Формулирование выводов урока.


Лабораторная работа 6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 1.Готовим по указанию к лабораторной работе три шкалы. 2.На первой шкале между числами наносим 2 деления. 3.На второй шкале между числами наносим 5 делений. 4.На третьей шкале между числами наносим 10 делений. 5.Вычисляем абсолютную погрешность (другими словами просто погрешность). 6. Относительную погрешность у всех трёх шкал. 7. Делаем вывод.


Правила пользования динамометром - стержень и пружина при измерении силы, растягивающей пружину, не должны касаться основания; - желательно, чтобы конец указателя касался шкалы (для устранения колебаний указателя); - при снятии показаний глаз должен находиться против указателя, чтобы луч зрения был перпендикулярен к шкале; - динамометр нельзя нагружать грузом, больше допустимого.











Чтобы судить о качестве измерения, знать величину абсолютной погрешности недостаточно. Необходимо вычислить относительные погрешности. Измерения в первом и втором случаях не вызывают доверия. Второй критерий качества измерения Чем меньше относительная погрешность измерения, тем лучше качество измерения.


Можно ли всё больше и больше уменьшать цену деления прибора для достижения всё большей точности? При всё большем увеличении числа делений наступит момент, когда ширина линии, проведённой карандашом станет равной ширине деления, и тогда погрешность прибора достигнет 100%, и измерения этим прибором потеряют всякий смысл.

Урок Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины»

Цель урока: .

Методические цели урока:

Образовательные: познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научиться измерять силы динамометром.

Развивающие : развивать навыки экспериментальной работы, развивать навыки точности при измерении, умение пользоваться лабораторным оборудованием; умение применять знания в нестандартных ситуациях, творческие способности учащихся, развитие речи, мышления; способность наблюдать, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Повторение изученного материала

Проверка письменного домашнего задания

упр. 10 (1,3)

Л. № 334

Дано:

СИ

Решение:

m 1 =2 кг

m 2 =5 кг

m 3 =10 кг

g =9,8

1. P = g m ,

2. [ P ] = [ ] = [ H ]

3. P 1 =9,8 2= 19,6(Н) ≈20(Н)

P 1 =9,8 5= 49(Н) ≈50(Н)

P 1 =9,8 10= 98(Н) ≈100(Н)

P –?

Л. № 337

Дано:

СИ

Решение:

V = 18,75 л

ρ = 800

g =9,8

0,01875м 3

1. P= g m, m= ρ V

2. P= g ρ V

3. [ P ] = [ ] = [ H ]

P =9,8 800 0,01875 = 147 (Н) ≈ 150 (Н)

P –?

3.Этап актуализации знаний

Фронтальный опрос

    Дайте определение силы тяжести (определение)

    Что такое сила упругости (определение)

    Что такое вес тела (определение)

    Какими буквами обозначаются эти силы?

    В каких единицах измеряется сила упругости?

    В каких единицах измеряется сила тяжести?

    В каких единицах измеряется вес тела?

    Записать формулу силы упругости (закон Гука) . От каких величин зависит сила упругости?

    Записать формулу силы тяжести. От каких величин зависит сила тяжести?

    Записать формулу веса тела. От каких величин зависит?

    Показать графически силу упругости, силу тяжести, вес тела.

4. Этап постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

На прошлом уроке мы познакомились с прибором для измерения силы – динамометром, рассмотрели его устройство, установили на каком принципе основано его действие, учились измерять с его помощью вес тела, силу упругости, силу тяжести.

Сегодня на уроке вам предстоит самостоятельно изготовить шкалу динамометра с заданной ценой деления при выполнении лабораторной работы. Т.е. сегодня на уроке мы выполняем лабораторную работу № 6 «Градуирование пружины»

    Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: изготовить шкалу для динамометра с заданной ценой деления и с ее помощью измерять силы при выполнении лабораторной работы .

Откройте тетради для выполнения лабораторных работ и запишите тему «Градуирование пружины» .

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

На прошлом уроке нами было установлено, что действие динамометра основано на сравнении измеряемой силы с силой упругости пружины.

Обратите внимание, что градуируется динамометр, т. е. создается его шкала , очень просто (показать на штативе самой):

    Шкала заклеивается белой бумагой и при помощи грузов калиброванной массы (m=102 г.) отмечаем положения указателя пружины для нескольких (1-4) грузов.

    Затем, разбивая участок между 0 Н и 1 Н на 10 равных отрезков, получаем шкалу с ценой деления 0,1 Н. Теперь этим динамометром можно пользоваться.

Инструкционная карта

    Закрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива.

    Отметьте горизонтальной чертой, начальное положение указателя динамометра, – это будет нулевое деление шкалы.

    Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 100г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.

    Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы и делайте отметки на бумаге.

    Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней чёрточки, проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4. Выше числа 0 напишите: «ньютон»

Вы дополнили прибор шкалой, а теперь проверьте себя:

    Измерьте расстояние между соседними точками, объясните результат измерений.

    Одинаковы ли будут расстояния между соседними черточками? (Да.)

    Почему? (Потому что согласно закону Гука, сила упругости пружины, увеличивается во столько раз, во сколько увеличивается ее удлинение.)

Получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.

    А для этого давайте вспомним, как определяется цена деления прибора.

    Для этого расстояния между отметками 0 и 1; 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4 и далее делят на десять равных частей. Так можно сделать, учитывая, что сила упругости пружины увеличивается во столько раз, во сколько увеличивается ее удлинение. Это следует из закона Гука.

Измерьте вашим динамометром вес предложенного тела, предмета находящегося на парте.

Снимите бумагу и сравните свою шкалу с фабричной. Измерьте динамометром вес предложенного тела и сравните с предыдущим значением.

6. Этап обобщения и закрепления нового материала

Инструктаж по технике безопасности

1.Соблюдать требования инструкции при выполнении лабораторной работы.

2.Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятию.

3.Разместить приборы, материалы, оборудование, исключив возможность их падения.

4.Выполнять задания только после разрешения учителя.

5. Не проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные заданиями работы.

6. Не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

7. В случае необходимости поднять руку и пригласить учителя.

8.Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.

9.Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

10.По окончании лабораторной работы убрать рабочее место.

С правилами ознакомлен (а). Обязуюсь выполнять.

7.Этап выполнения работы

    А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа № 6

Тема: «Градуирование пружины»

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с её помощью измерять силы.

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г., штатив лабораторный.

    Прочитайте в учебнике § 28 «Динамометр».

    Укрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра, - это будет нулевое деление шкалы.

    Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, 1 Н. С такой же силой груз растягивает пружину динамометра. Эта сила уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине при её растяжении (деформации).

Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.

    Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы (102 г), каждый раз отмечая черточками на бумаге положение указателя.

    Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней, проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4,... выше числа 0 напишите: «ньютон».

    Измерьте расстояние между соседними черточками. Одинаковы ли они? Почему? На основании сделанного вывода скажите, с какой силой растянут пружину грузы массой 51 г; 153 г.

    Не подвешивая к динамометру грузы, получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.

    Измерьте проградуированным динамометром вес тела (металлического цилиндра).

    Нарисуйте проградуированный динамометр.

    По экспериментальным данным постройте график зависимости силы упругости от удлинения пружины:

1.Измерьте удлинение пружины на отметках 0, 1Н, 2Н, 3Н.

2.Запишите данные в таблицу и постройте график зависимости силы упругости от удлинения.

l

3.Определите жёсткость пружины динамометра, используя закон Гука.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что не понравилось?

Достигли ли вы тех целей, которые поставили в начале урока?

А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание: § 25-28 повторить, Л. № 342, 349, 357

Цели урока:

  1. Образовательная: Сформировать практические умения измерять физические величины (силу). Ознакомить учащихся с устройством и принципом действия динамометра. Научить градуировать динамометр.
  2. Развивающая: Совершенствовать общеучебные умения; учить планировать действия, готовить рабочее место, оформлять и оценивать свои результаты; развивать коммуникативные качества учащихся, умения пользоваться приборами, умения действовать самостоятельно. Доказывать, что эксперимент – метод научного познания.
  3. Воспитательная: Воспитывать:
    • Мотивы учения, труда, добросовестности;
    • Дисциплинированность;
    • вести аккуратные записи в тетрадях;
    • толерантно относиться к друг к другу при работе в группе, при устных ответах.

Тип урока: урок применения и закрепления знаний

Вид урока: лабораторная работа

Методы обучения:

  • Информационные,
  • Репродуктивные,
  • Наглядные,
  • Исследовательский.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: экспериментальный характер деятельности, парная и индивидуальная работа.

Оборудование: Набор грузов по 100 грамм, динамометр, листочек белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, три разных цилиндра из набора тел, линейка.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

(фронтальный опрос учащихся)

  • Что называется силой?
  • Что значит величина векторная?
  • Единица измерения силы?
  • Что имеет сила? (или чем определяется сила?)
  • Какие силы вы знаете?
  • Что называется силой упругости?
  • Что вы можете сказать о направлении силы упругости?
  • Сформулируйте закон Гука.
  • Что характеризует жесткость? От чего она зависит?
  • Что такое деформация?
  • Какую деформацию называют упругой?
  • Приведите примеры упругих деформаций.
  • С помощью какого прибора может быть измерена сила?
  • Каков принцип действия динамометра?

3. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Правила поведения при выполнении лабораторной работы:

  • при выполнении работы нужно оставаться на своем месте,
  • быть внимательными и сосредоточенными.
  • Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

Эпиграфы к уроку:

Наблюдать, изучать, работать.
М. Фарадей

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
М. Ломоносов

Всякое знание реальности начинается с опыта и кончается им.
А.Эйнштейн

4. Выполнение лабораторной работы.

Цель работы : научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с её помощью измерять силы.

(Выполняется по описанию в учебнике)

Порядок выполнения работы:

  1. Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.
  2. Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя
    (поставьте цифру 0).
  3. Рассчитайте силу тяжести, действующую на один груз, по формуле:
    F= m · g, принимая ускорение свободного падения равным g=10 м/с 2
    (показание записать в рабочую тетрадь).
  4. Отметьте на листочке бумаги полученный результат
  5. Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.
  6. Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.
    Ваш динамометр готов!
  7. Определите цену деления полученного динамометра.
    Что для этого надо сделать?
    Как определить цену деления у прибора?
  8. Сравните проградуированный вами динамометр с готовым динамометром с открытой шкалой. Определите его цену деления.
    Какой у вас получился результат?
  9. Измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ.

Сначала с помощью проградуированного вами динамометра, затем с помощью динамометра, изготовленного в фабричных условиях.

Результаты измерений запишите в таблицу:

Вывод по работе.

5. Подведение итогов.

Составление синквейна для слов:

  • Сила;
  • Динамометр.

Синквейн

  • 1 строка. – Одно существительное, являющееся темой синквейна.
  • 2 строка . – 2 прилагательных, раскрывающие тему.
  • 3 строка . – 3 глагола, описывающие действия.
  • 4 строка . – Фраза, в конкретной форме.
  • 5 строка . – Слово – резюме, дающее новую интерпретацию слова (темы).
  1. Масса.
  2. физическая, скалярная.
  3. измеряем, имеем, увеличиваем.
  4. Одно из физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства.
  5. физическая величина.

6. Домашнее задание.

    • Повторить параграфы 20-27
    • В. И. Лукашик «Сборник задач по физике 7-9 классы»

№ 286-288; по желанию № 312, 313*

Используемая литература:

  1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил.
  3. Интернет ресурсы