Родился в 1930 году в Воронеже. В годы войны жил с родителями в Ташкенте – их семья была туда эвакуирована. После Великой Отечественной Аркадий вернулся в Воронеж, где и живет по сей день.

Окончил в свое время сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик. После окончания учебы работал в Рязанской области механиком в совхозе, потом – завучем в школе механизаторов. Вернувшись в родной город, работал сначала слесарем, а потом мастером в «Горгазе». Затем, по его собственным словам, стал «профессиональным тунеядцем», то есть начал писать. За это дело находился под угрозой ссылки куда-нибудь к черту на рога. Но Бог миловал. Давидович до сих пор пишет. И публикуется. И читается. И будет писать и читаться.

После «революции 1990 года» высылки Давидович бояться перестал, да к тому же еще и вышел на пенсию по возрасту. Несколько раз (5, не меньше), пытался вступить в Союз писателей, но принят туда не был. Хотя это не помешало ездить от этого Союза с выступлениями по Воронежской области. Со своим другом и соавтором Владимиром Котенко Аркадий Давидович несколько лет сотрудничал как внештатный автор с журналом «Крокодил». В соавторстве с Котенко в «Правде» была опубликованы пара фельетонов. А в «Крокодиле» в рубрике «Улыбки разных широт» частенько появлялись его афоризмы под псевдонимами Юлий Цезарь, Эрнест Хемингуэй, Оноре де Бальзак и пр. Но чаще всего – просто: «А.Давид, французский писатель». Поклонники творчества Давидовича заявляют, что тот оказал некоторое влияние на афористику не только в России, но и в Польше и Чехословакии…

В 1977 году, при помощи своей подруги – воронежской художницы Валентины Золотых – Аркадий превратил свою небольшую комнатку в коммуналке в «Музей афористики», можно сказать, единственный в мире: Валентина разрисовала стены и украсила их подписями, в качестве которых использовались афоризмы Давидовича.

Первая отдельная книга Аркадия Давидовича «Конец света окончится хорошо» вышла в Москве (изд. ЭКСМО, ред. К.Душенко) тиражом 2000 экземпляров. Потом последовали два телефильма об авторе, снятые столичными и питерскими журналистами. Давидович участвовал во многих сборниках афоризмов, выпущенных разными издательствами: «Универсальная книга для политиков», «Все о науке» и др.

В 2005 году вышла многостраничная «Антология мудрости» (составитель – Владимир Шойхер), где из 25 тысяч афоризмов перу Аркадия принадлежат 882. По результативности здесь он даже превзошел предыдущего неизменного «рекордсмена» Станислава Ежи Леца, у которого в этом томе оказалось на 300 афоризмов меньше. Естественно, что творчество любого художника не обходится без поклонников и плагиаторов. Из последних самым прославленным и постоянным Давидович называет Бориса Крутиера.

В родном городе Давидович весьма известен и популярен. Мастера афоризмов частенько можно встретить на его любимой улице в центральной части города - Большой Дворянской (проспект Революции). Там он продает свои книги, изданные «самиздатовским» способом. Однажды был случай, когда какие-то хулиганы в темном переулке хотели ограбить Давидовича, но, узнав, что это «тот самый Давидович», отпустили с миром.

Но сейчас, среди растущей взаимной ненависти, неприязни и межплеменных распрей, - говорит Аркадий Филиппович, - такие, как я, как Валя Золотых, уже никому не нужны. А может быть, просто мало кто еще понял, что именно сейчас мы нужнее всего. Россия – это море талантов, но все за бортом…

Есть у Давидовича мечта – открыть в Воронеже клуб-кафе, который могла бы оформить Валентина – также, как она оформила его убогую комнатку. В этом кафе собирались бы поэты, музыканты, актеры и художники… Этакий воронежский вариант, простите, «Стойла Пегаса». Ведь Воронежу есть кого собрать в этом кафе. И всегда было кого. И всегда, надо надеяться, будет.

Арка́дий Давидо́вич (имя при рождении Адольф Филиппович Фрейдберг; род. 12 июня 1930, Воронеж) - писатель, афорист, автор более 60000 изданных афоризмов.

Аркадий Давидович родился в семье врачей: отец - Филипп Абрамович - венеролог, мать - Раиса Соломоновна - детский врач, так что, по признанию самого афориста, он «сначала лечился у мамы, а потом - у папы». Семья Давидовича появилась в Воронеже в 1916 году вместе с первым университетом, студентами которого были его родители: деды Давидовича, имевшие в Тарту своё дело, мечтали об освоении новых рынков для своих афоризмов.

С 1938 по 1941 гг. учился в 17-й школе г. Воронежа, ныне «математическая» гимназия имени Н. Г. Басова. Во время войны семья была эвакуирована в Ташкент. После мобилизации Раисы Соломоновны в 1944 году сын вместе с матерью находился при военном госпитале. В 1946 году семья вернулась в Воронеж.

В 1948 году поступил и в 1953 году окончил Воронежский сельскохозяйственный институт, работал механиком в совхозе в Рязанской области, завучем в школе механизаторов.

В 1954 году вернулся в Воронеж, где в 1976 году вместе с художницей Валентиной Золотых основал уникальный музей афористики.

В 2010 году в сборнике «Конец света закончится хорошо» был «признан непризнанным гением», а к лету 2012 года круг людей, признающих Аркадия за гения афористики, расширился до фан-клуба. 15 октября 2012 года клуб Давидовича, при интеллектуальной и материальной поддержке и под эгидой Фонда Хованского, начал-таки новый образовательно-просветительский проект «Афоризм как слово с Большой буквы», содержание которого состоит в обучении посредством авторских афоризмов. 21 марта 2013 года проект получил своё развитие на базе Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

В настоящее время музей Давидовича является уникальным и единственным из известных музеев кратко выраженной мысли. Оформлением музея занималась художница Валентина Золотых; её картины и афоризмы Давидовича, написанные её рукой, представляют экспозиционный фонд музея.

Музей расположен в старой части г. Воронежа, по соседству с резиденцией воронежского митрополита Сергия.

    Одни выбились в люди, другие - остались людьми.

    Легче всего сбиться с пути, указывая путь всему миру.

    Когда с женщины не сводят глаз, она хорошеет на глазах

    Наука делает нас богами; искусство - людьми.

    Здоровый человек не замечает своих болезней.

    Красивой женщине прощают не только глупость, но даже ум.

    Кто не может сам отомстить, перепоручает это Богу.

    Самоубийство - это попытка через смерть изменить свою жизнь.

    Свобода, равенство, братство - это лебедь, рак и щука.

Бодрости и активности Аркадия Филипповича можно только позавидовать. Несмотря на некоторую степень позёрства и мании величия, писатель, действительно, заслуживает лавров и памятника при жизни. Именно он - автор таких талантливых и емких изречений, как «Расстрелянный сын за расстрелянного отца не отвечает», «Любовь - это физическая близость душ», «Все люди братья. Например, Авель и Каин».

С писателем мы встретились в его жилище, которое он сам назвал «Дом-музей афористики Аркадия Давидовича», и поговорили об имидже городского сумасшедшего, «бутылочном спорте» и секрете 2000-летней молодости.

«Чем холоднее, тем лучше для афоризмов»

Дом-музей афористики - небольшая каморка в старом доме на улице Сакко и Ванцетти, общей площадью 13,5 кв. метров. Стены и потолок тесного коридорчика, в котором царит хаос и запустение, исписаны изречениями Давидовича. Вместо помпезной люстры на потолке висят бутылки, в углу беспорядочно выросла пирамида из одежды и обуви, которую работнику творческой индустрии некуда складывать. На посетителей «музея» повсюду пристально смотрят персонажи картин художницы Валентины Золотых - Высоцкий, император Николай II, Путин, добродушный Медведев, молодой депутат Сергей Чижов и беззубая деревенская бабка.

Во второй половине квартиры живет соседка писателя, которая сейчас скрывается от кредиторов. В квартире гуляют сквозняки, здесь стоит поистине уличная температура, которая писателя нисколько не смущает. Мёрзнут даже животные: собака, которая спит на соседском диване, сама накрывается пледом. В шкафу греется кошка с котенком. Причина холода - разбитые окна в каморке писателя. Прорехи он закрыл картонкой и газетной бумагой. «Чем холоднее, тем лучше для афоризмов», - уверен Давидович.

По сути, Ежи Лец - мой отец, которого я усыновил, - признается писатель. - Так, с 1966 года я стал фактически чемпионом мира по афоризмам. А из этих нескольких квадратных метров, которые изменили мир, вышла вся современная афористика.

Аркадий Давидович родился 12 июня 1930 года в Воронеже, на улице Ф.Энгельса. Родители будущего писателя были уважаемыми врачами: отец, Филипп Абрамович, - венерологом, мать, Раиса Соломоновна, - педиатром.

У отца лечились знаменитые люди - страшно сказать, кто: Ягода, Ежов и особенно Берия. Они специально сюда приезжали лечить «дары Венеры», - рассказывает Аркадий Давидович. - Моя родная сестра Фаина, которая была моложе меня на девять лет, пошла по стопам родителей и окончила мединститут.

Родители маленького Аркаши, как и все интеллигенты, хотели, чтобы он вырос великим пианистом. Мальчика заставили учиться в музыкальной школе, но он настолько противился этому, что занятия музыкой пришлось бросить. Когда в 1941 году Аркадий Давидович закончил третий класс, началась война. Семья эвакуировалась сначала в Саратовскую область, потом под Ташкент, а оттуда - в Тамбов, где Раиса Соломоновна работала в военном госпитале. Победу семья Давидовичей встретила в украинском городе Новоград-Волынском.

Когда в 1945 году мы вернулись в Воронеж, оказалось, что наша квартира уже была занята, и с 1945 по 1953 годы мы скитались по частным квартирам, - вспоминает писатель. - Потом все же партия выделила нам на троих (сестра к тому моменту вышла замуж) вот эту комнату - 13,5 кв. метров.

Вопреки ожиданиям родителей, которые, поняв, что музыканта из Аркаши не получится, надеялись, что их сын поступит в мединститут, молодой Аркадий Давидович в 1948 году поступил в сельскохозяйственный институт, на факультет механизации социалистического сельского хозяйства.

Мало того, что я его закончил - я умудрился полтора года проработать в деревне в Рязанской области. Сначала - главным механиком, потом преподавателем и завучем школы механизации. В 1956 году школа механизации появилась и в Воронеже, в Отрожке, где я работал преподавателем. Мои выпускники поднимали целину. Периодически к нам приезжал Никита Хрущёв. Однажды я в шутку посоветовал ему сажать кукурузу не только в центральной полосе, но и на севере, в Сибири. Но он не понял юмора и воспринял мой совет всерьез. После этого поля повсеместно стали засеивать кукурузой. Так я его подставил. Кстати, когда в 1957 году мои трактористы вернулись с целины, выяснилось, что они были лучшими. Зерна было так много, что оно не помещалось в амбары.

Вскоре после этого школа механизации развалилась. Аркадий Давидович устроился на самую низкооплачиваемую работу - слесарем в «Горгаз», где проработал 14 лет.

Я ходил по центру города, открывал люки, смотрел, не идет ли газ. Эта работа для меня была счастьем. Я успевал писать афоризмы, - вспоминает писатель. - Нам платили 70 рублей в месяц. Из всей моей бригады я был единственным непьющим человеком. Моя трасса проходила по проспекту Революции, который стал моей творческой мастерской. Через год меня перевели в мастера. Когда сменилось руководство, меня выжили, как инородное тело. С 1976 года я стал профессиональным тунеядцем. Но писал я каждый день - у меня не было выходных. Когда нужно было пойти в магазин, я намеренно делал вид, что опаздываю на работу. Иногда помогал своему другу, писателю-фельетонисту Владимиру Котенко, выполняя роль литературного «негра».

На что жил писатель? Был внештатным корреспондентом журнала «Крокодил» и одновременно занимался «коммерческим спортом» - собирал бутылки. В конце 1980-х на одну бутылку, к примеру, можно было купить буханку хлеба. Собирать бутылки в центре города Давидович не мог - прохожие могли догадаться, что он тунеядец. Зато все окрестности Воронежа, вплоть до Дубовки, принадлежали ему.

Я создал тайники - «схроны», - вспоминает писатель. - Собирал в них бутылки, а вечером, в сумерках, переносил все в сарай. Я был первым коммерсантом, бутылочным королём. Бутылки были моим капиталом, на который жил не только я, но и Валентина Золотых. Я был ее Мастером, а она - Маргаритой. Питались мы в «бухенвальде» - студенческой столовой мединститута.

Сейчас художница Валентина Золотых вместе с дочерью Аней живет в Москве. Долгое время Давидович был ее музой (в «музее афористики» можно увидеть сразу несколько картин молодого полуобнаженного писателя, едва прикрытого чем-то красным). Сам же писатель продолжает быть ее арт-менеджером и меценатом. До недавнего времени за каждую написанную картину «непризнанный гений» платил художнице по 3 тысячи рублей. Кстати, ей же он завещал все свое имущество.

«Стать сумасшедшим меня заставила сама жизнь»

Аркадий Филиппович, а свой первый афоризм Вы помните?

Простите, а в молодости вы были ловеласом?

Ловелас - это не то слово. Я нес культуру в массы. Девушки с периферии ко мне тянулись, и я знакомил их со своими афоризмами. После этого они сделали большую карьеру. Например, сестра моего друга, Татьяна, была воспитана на моих афоризмах. Благодаря этому, она вышла замуж за режиссера Никиту Михалкова. В молодости у нас была одна компания. Мои друзья были едва ли не единственными в Воронеже стилягами. Друзья носили узкие брюки, а я - широкие. Я специально одевался проще, размышлял так: пусть полюбят меня, а не мою одежду. Мы первые в Воронеже начали танцевать «буги-вуги» и рок-н-ролл. Собирались мы в ДК Карла Маркса.

Вы тоже танцевали?

Я не только танцевал - я имел на это право, потому что я вступил в инициативную группу комсомольцев, которые боролись со стилягами. Тех, кто ходил в ДК Карла Маркса, как правило, избивали. А я танцевал в центре, но меня не трогали: я объяснял дружинникам, что пытаюсь проникнуть во враждебный лагерь и взорвать его изнутри. Кстати, я многих спас от избиения.

Получаете ли вы пенсию? На что существуете?

Я сейчас неплохо живу - получаю повышенную пенсию. В общем-то, я довольно богатый человек. Издаю за свой счет книги. Кормлюсь на фуршетах и вернисажах. Так что мне даже тратиться не надо.

Сейчас у вас есть родственники?

У меня единственный племянник, сын сестры, которая умерла. Он живет в Германии. Он шахматист международного класса. Каждый раз в день моего рождения он присылает мне деньги.

Аркадий Филиппович, вы не жалеете, что у вас не было семьи и детей?

Ну, было бы хорошо иметь и семью, и детей, но при моем образе жизни это было невозможно. Тогда бы я не был чемпионом мира по афоризмам. Совмещать творчество и семью у меня не хватило бы сил.

А пожертвовать чемпионством ради семьи никогда не хотелось?

Для меня творчество было главным. Я посвятил ему всю свою жизнь. Были женщины, которые хотели выйти за меня замуж, но, как говорится, искусство требует жертв.

Значит, женщин своих обижали…

Обижал, но в то же время спасал их от нищеты. А потом у меня было крепкое звание городского сумасшедшего.

А это звание вы сами себе придумали или кто-то когда-то вас обозвал?

Это был мой образ жизни. Дело в том, что зимой я ходил в парусиновых туфлях, и все удивлялись, как я не мерзну. Другой обуви у меня не было. Сейчас я живу более-менее нормально. Правда, моих книг в магазинах никто не покупает.

Многих диссидентов в советское время сажали в сумасшедший дом. Вас не пытались?

Однажды мне прислали какую-то открытку, в которой меня просили посетить комнату такую-то. Когда я пришел по указанному адресу, то увидел, что это кабинет психиатра. Я в ужасе бежал оттуда. Потом я все-таки пошел. Там меня «прощупывали»: выясняли, собираюсь ли я ехать в Израиль. Но скажу честно: меня принудительно никуда не сажали, не клали, и все это потому, что у меня была прочная репутация городского сумасшедшего.

То есть вы специально создали себе такой имидж?

Не специально - сама жизнь сделала меня таким.

Это своего рода мимикрия?

Это и мимикрия, и моя натура. Мой юмор - парадоксальный, поэтому его часто не понимают.

«Я хотел бы быть моложе на 2000 лет»

К своему реальному возрасту Аркадий Давидович обычно прибавляет 2000 лет. Поэтому все, кто задает Давидовичу вопрос: «Сколько Вам лет?», получают ответ: «Мне 2084 года». В рассказы о своей жизни он ловко вплетает эпизоды из жизни великих людей. В заключение добавляет: все ключевые моменты истории человечества не обошлись без гениального Давидовича. Особенно эксцентричный писатель любит рассказывать о том, как он спас СССР и США от третьей мировой войны. По версии «непризнанного гения», за советом к нему американский президент Джон Кэннеди послал актрису Мэрилин Монро, которая грязно им воспользовалась:

Однажды ко мне ночью в окно влезла женщина. Прежде чем я успел проснуться и прийти в себя, она меня изнасиловала. Это была известная кинозвезда. Она сказала, что любит меня. И спросила: как решить Карибский кризис? Я посоветовал Кэннэди свернуть ракеты. И только хотел ее поцеловать, как она заторопилась и исчезла.

Вам 84 года. А вы насколько себя ощущаете?

Вы не поверите. Недавно я помылся, причесался, пошел в кино на вечерний сеанс, но меня не пустили - фильм был с пометкой «18+». С годами я молодею.

Что для вас старость? Вы об этом думаете?

Человек не может не думать о старости. Одни мои ровесники уже в том мире, другие сходят с ума, а третьи стали двойными маразматиками - тут и возраст, и влияние круглосуточного просмотра телевизора. У меня был друг, великий демократ, которого на протяжении 10 лет пытались «перевоспитать» сотрудники КГБ. А сейчас он сидит перед телевизором. Когда я с ним разговариваю, он изрекает мне телевизионные «истины» века. Когда я с ним в чем-то не согласился, он посмотрел на меня, как на врага народа. Телевизор сделал то, что не смогли наши славные органы. Кстати, это случилось не только с моим другом, но вообще с нашим обществом.

Есть ли у вас афоризм на тему старости?

Старость - это те же песочные часы, только песок сыпется наружу.

А что такое смерть?

У меня столько о ней написано…«Смерть приравнивает могильные холмики, мавзолей и пирамиды». Больше помню афоризмы на тему жизни: «Жизнь - это вечность чудного мгновения».

Вы стараетесь не думать о смерти?

Как-то раз я проснулся ночью оттого, что у меня стучало в затылке. Оказалось, что у меня поднялось давление - свыше 200. У меня началась паника. После этого я стал меньше работать, больше гулять, стал принимать аспирин, а главное - перестал измерять давление. Кроме того, я перебрался жить в мастерскую Валентины Золотых, где температура воздуха - 12-13 градусов. После этого все пришло в норму.

Чего Вы больше всего боитесь в жизни? Что вас страшит?

Одиночество. Я знаю, что, если я заболею и не смогу двигаться, рядом со мной не будет человека, который мне поможет. Я это принимаю как должное. Нанять человека, который будет за тобой ухаживать, - не хватит пенсии. Несколько лет назад я сломал ногу. Когда вернулся домой из больницы на костылях, некому было принести хлеба. Однажды дал одному соседу деньги, а он принес пол-литра водки. Но я не удивляюсь - такое сейчас повсеместно. Например, дочка одного моего товарища отправила отца в сумасшедший дом. Мы с друзьями его вытащили. Но после этого его дважды избивали.

Аркадий Филиппович, если в Воронеже Вам когда-нибудь поставят памятник, то каким бы вы хотели его видеть?

Я заработал на памятник в полный рост. Мне хотелось бы, чтобы мой памятник был похож на меня - такого, какой я сейчас - в тельняшке, со значками-орденами. Или чтобы это был Давидович в футболке с моим афоризмом. А еще лучше, если памятник будет исписан моими афоризмами. Но, увы, я бессмертный - мне уже 2084 года.

В чем секрет вашего долголетия?

Я много хожу пешком. Летом пешком отправляюсь на речку и купаюсь там. Почему я так молодо выгляжу? Когда ты пишешь афоризмы, у тебя работает мозг. Ты делаешь мыслительные упражнения. Поэтому склероз у меня - в зачаточной стадии. Если бы я не писал афоризмы, я был бы уже в том мире. Что такое пенсионер? Это человек, который убивает время. А мне его не хватает.