Итоговый тест по дисциплине

«Введение в теорию межкультурной коммуникации»

(III курс V семестр)

I. Соедините типы классификаций культуры с их определениями:

1. нормативные а) культура понимается как фактор организации общественной жизни,

как совокупность идей, принципов, социальных институтов,

обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей.

2. дидактические б) когда акцент делается на то, что культура является

продуктом истории общества и развивается путем

передачи приобретаемого человеком опыта от

поколения к поколению.

3.социологические в) согласно которым содержание культурысоставляют

нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

4.антропологические г) которые основываются на взаимосвязи культуры с

психологией поведения людей и видят в ней социа-

льно обусловленные особенности человеческой

5. психологические д) рассматривающие культуру как совокупность

качеств, которые человек получает в процессе

научения и которые не наследуются им генетически.

6. исторические е) которые основной смысл культуры видят в деяте-

льности и понимают ее как совокупность результатов

деятельности человеческого общества во всех сферах

жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев,

традиций), составляющих и обусловливающих образ

жизни нации, класса, группы людей в определенный

период времени.

II. Соедините термины с их определениями:

1. реальная картина мира а) идеальная, объективно существующая структура

подчиняет себе, организует восприятие мира его

носителями.

2. культурная (или понятийная) б) объективная внечеловеческая данность, это мир,

картина мира окружающий человека.

3. языковая картина мира в) совокупность рациональных знаний и

представлений о ценностях, нормах, нравах,

менталитете собственной культуры и культур

других народов

4. аспекты культуры: а) искусство, б) артефакты, в) право, г) язык,

5. сферы культуры: д) организация, е) одежда, ж) питание, з) идеология,

и) поведение, к) религия.

6. организация языка включает: а) слова и прочие языковые формы в их звуковой и

письменной оболочке лингвистическую печатную

продукцию (словари и т. п.), аудиовизуальные

средства и т. п.

7. артефакты языка включают: б) формы обучения языку и формы пользования речью

(организация публичных выступлений, формы

использования языка в информационных целях:

устная и печатная пресса и многое другое).

8. поведенческий аспект в в) устройство самого языка (семантический аспект

сфере языка включает: языковых форм) и во взглядах общества на свой язык.

9. идеология языка включает: г) вербальные реакции в конкретных культурных сферах

и условиях и общие тенденции (константы) языко-

вого поведения, которые проявляются независимо

от культурной сферы

10. невербальные средства а) кинесика; б) экстралингвистика; в) сенсорика;

коммуникации: г) просодика; д) проксемика; е) хронемика:

11. паравербальные средства ж) такесика.

коммуникации:

12. экстралингвистика: а) совокупность жестов, поз, телодвижений;

13. кинесика: б) рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и

другие прикосновения к телу партнера по коммуникации;

14. проксемика: в) совокупность чувственных восприятий, основывающихся

на информации от органов чувств;

15. хронемика: г) способы использования пространства в процессе

коммуникации;

16. сенсорика: д) способы использования времени в процессе коммуникации;

17. просодика: е) темп речи, тембр, высота и громкость голоса;

18. такесика: ж) паузы, кашель, вздохи, смех и плач (т.е. звуки, которые мы

III. Отметьте правильный ответ:

1. Отцом межкультурной коммуникации как научной дисциплины считается:

а) Р.В. Брислин; б) К. Волтон; в) Эдуард Т. Холл.

2. Основная задача преподавания иностранных языков в настоящее время это:

а) обучение языку как реальному и полноценному средству общения; б) чтение текстов

по специальности; в) чтение художественной литературы.

3. Определите типы переводных эквивалентов:

La délégation française arrive aujourd"hui à Petersbourg.
Французская делегация прибывает сегодня в Петербург.

а) смысловой эквивалент; б) формальный эквивалент; в) ситуационный эквивалент.

4. La délégation française regagne Paris.

Французская делегация вылетела на родину

а) формальный эквивалент; б) смысловой эквивалент; в) ситуационный эквивалент.

5. La délégation a quitté Moscou par avion à destination de Paris.
Делегация вылетела из Москвы в Париж.

а) ситуационный эквивалент; б) формальный эквивалент; в) смысловой эквивалент

1 – в; 2 – д; 3 – а; 4 – е; 5 – г; 6 – б.

1 - б;2 – в; 3 – а; 4 – б, д, з, и; 5 – а, в, г, е, ж, к; 6- б; 7 – а; 8 – г; 9 – в; 10 – а, в, д, е, ж;

11 – б, г; 12- ж; 13 – а; 14 – г; 15 – д; 16 – в; 17 – е; 18 – б.

1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – в.

ТЕСТ

по Введению в теорию межкультурной коммуникации (ВТМК).

1. Научное направление, логической сердцевиной которого стало изучение коммуникативных неудач и их последствий в ситуациях межкультурного общения сформировалось:

а) в 70–х гг. XX века

б) в 60 -х гг. XX века

в) в 70 – х гг. XIX века

г) в 90- х гг. ХХ века

д) в 90-х гг. XIX века

2. Основным объектом изучения в теории межкультурной коммуникации являются:

а) различия в особенностях культуры и общения у представителей различных народов, расовых и этнических групп.

б) язык, кухня, традиции

в) внешность

г) диалект

д) юмор

3. Эмпатия – это:

а) способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание.

б) процесс усвоения человеком культурных знаний ценностей, норм поведения и навыков.

в) терпимое и снисходительное отношение к чужим мнениям, обычаям, культуре.

г) процесс негативного восприятия традиций и ценностей чужой культуры.

д) форма общения людей посредством жестов, мимики, телодвижений.

4. Межкультурная коммуникация как самостоятельное направление в лингвистике развилось, прежде всего:

а) в Соединенных Штатах Америки и странах Западной Европы.

б) в странах СНГ

в) в СССР

г) в Казахстане

д) в Испании.

5. Укажите параметры наиболее существенных различий при межкультурном общении:

а) язык, невербальные коды, мировоззрение, ролевые взаимоотношения, модели мышления.

б) юмор, произношение

в) кухня, дистанция, внешность

г) акцент, диалект, использование сленга

д) традиции, алфавит, прием пищи и ее количество

6. In which country is it common to go out to eat after 10 p.m.?

a) Spain

b) Sweden

c) Japan

d) UK

7. In which country is chewing gum forbidden by law?

a) Singapore

b) Iraq

c) Indonesia

d) Iran

8. You should not point the sole of your foot towards your hosts. Which area does this refer to?

a) Arab world

b) West Indies

c) Scandinavia

d) Australia

9. Какое государство подарило миру гитару:

а) Испания

б) Италия

в) Дания

г) Голландия

д) США

10. Какое государство подарило миру пианино:

а) Италия

б) Испания

в) Дания

г) Голландия

д) США

11. What happens when a North American is pleasantly surprised when kissed on the cheek by a Latin American.

a) culture bump

b) culture awareness

c) culture shock

d) culture competence

e) culture

12. Polite, silences which should be respected at the meetings. This refers to:

a) the Japanese

b) the British

c) Americans

d) the French

e) the Germans

13. Принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Это -

а) культурная идентичность

б) эмпатия

в) социальная норма

г) инкультурация

д) имитация

14. Основным субъектом и объектом культуры выступает:

а) человек

б) эмпатия

в) социальная норма

г) инкультурация

д) язык

15. В какой стране неприлично причесываться и красить губы на людях:

а) США

б) Испания

в) Сингапур

г) Голландия

д) Италия

16. Кто предложил «платиновое правило общения», которое гласит: «Поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой».

а) М. Беннет

б) Э. Холл

в) В. Гудэнаф

г) К. Гиртц

д) Г. Хофштеде

17. Современные англичане считают его главным достоинством человеческого характера:

а) самообладание

б) доброта

в) уважение

г) коммуникабельность

д) трудолюбие

18. «Умей держать себя в руках» - эти слова как ничто лучше выражают девиз

а) англичан

б) испанцев

в) итальянцев

г) американцев

д) русских

а) в Британии

б) в Испании

в) в Японии

г) в Италии

д) в Америке

20. Чем был вызван исследовательский интерес к проблемам общения в 1990-е годы?

а) мощным развитием современных электронных средств связи и социально-политическими изменениями в мире

б) разработкой программы экономической помощи развивающимся странам

в) появился культурологический интерес к процессу общения

г) созданием Института службы за границей

д) введением учебного курса по МК в образовательную программу в СНГ

21. Какой вид культурных норм исключает элемент мотивации поведения, поскольку нормы, составляющие его должны выполняться автоматически?

а) традиция

б) нравы

в) обычаи

г) закон

д) обряд

22. Какие 4 основные сферы культурных ценностей принято выделять в культурной антропологии:

А) быт, идеологию, религию, художественную культуру.

б) быт, идеологию, религию, нравы.

в) быт, религию, художественную культуру, этноцентризм.

г) быт, религию, язык, культуру.

д) быт, идеологию, традиции, религию.

23. Какой город с 18 века является «столицей вкуса», главным законодателем моды:

а) Париж

б) Оттава

в) Санкт-Петербург

г) Токио

д) Нью-Йорк

24. Наиболее яркими представителями французской литературы в 20 веке были:

а) Пруст, Франс, Моруа, Антуан де Сент-Экзюпери, Базен.

б) Драйзер, Твен, Гюго, Дюма

в) Карнеги, Дюма, Кинг, Хичкок

г) Жорж Санд, Киплинг, Скотт

д) Рабле, Мольер.

25. Они высоко ценят свою индивидуальность, придают огромное значение разнице между людьми, ценят свободу выбора, просты в общении, экономят время на всем, чужды чопорности. Это характеризует:

а) американцев

б) японцев

в) англичан

г) французов

д) китайцев

26. Дух соревновательности присутствует у них на работе, в семье, в дружбе, на отдыхе, в спорте и т.д.

а) американцы

б) японцы

в) англичане

г) французы

д) китайцы

27. Выражение этой культуры проявляется в сдержанности, чопорности, пуританстве и т.д.

а) английская

б) японская

в) американская

г) французская

д) китайская

28. Люди, принадлежащие к этой культуре, предпочитают четкие цели, подробные задания, жесткие графики работы и расписания действий.

а) культура Германии

б) культура США

в) культура Индии

г) культура Дании

д) культура Финляндии

29. К маскулинным культурам относятся:

а) культура Италии, Великобритании, Японии.

б) культура Греции, Швеции, Дании

в) культура Индии, Дании, Нидерландов

г) культура Дании, Норвегии, Швеции

д) культура Финляндии, Португалии, Чили

30. Выберите индивидуалистские культуры:

а) культура Германии, Великобритании, США.

б) культура Мексики, Египта, Дании

в) культура Индии, Бразилии.

г) азиатские и африканские культуры

д) культура католических стран Южной Европы.

31. Они довольно неформальны и переходят к сути дела сразу же, без лишних разговоров.

а) американцы

б) японцы

в) англичане

г) французы

д) китайцы

32. Они обладают некой внутренней утонченностью, предпочитают взаимопонимание и контроль при общении с другими.

а) англичане

б) японцы

в) американцы

г) французы

д) китайцы

33. Для общения людей этой страны свойственно обилие комплиментов, знаков благодарности и внимания. Они не будут публично критиковать сотрудника по работе, т.к. считают это проявлением грубости и неуважения.

а) в Саудовской Аравии

б) во Франции

в) в США

г) в Китае

д) в Тайланде

34. Они не любят с ходу затрагивать интересующий их вопрос, демонстрируя свой интерес сразу. Подходят к нему постепенно, после долгого разговора на нейтральные темы.

а) французы

б) японцы

в) англичане

г) американцы

д) китайцы

35. Тип невербальной коммуникации, основывающийся на тактильной системе восприятия партнера, включающий рукопожатия, поцелуи, поглаживания, объятия и т.д.

а) такесика

б) эмпатия

в) толерантность

г) сензитивность

д) проксемика

36. Тип общения, при котором партнеров по общению объединяют интересы дела, совместная деятельность.

а) деловой стиль общения

б) дружеский стиль общения

в) требовательный стиль общения

г) дистанционный стиль общения

д) заигрывающий стиль общения

37. Манера общения определяется:

а) тоном общения; дистанцией общения

б) стилем общения; функциями общения

г) средствами общения; этнической принадлежностью

д) количеством человек, задействованных в общении

38. Широта натуры, щедрость, добросердечность, любовь выпить и посидеть в компании друзей характеризует:

а) русских

б) японцев

в) англичан

г) французов

д) китайцев

39. Страстность и пылкий темперамент жителей этих стран известен повсюду:

а) Испания, Латинская Америка

б) Россия, Казахстан

в) США, Германия

г) Китай, Швейцария

д) Англия, Швеция

40. Практичность, хозяйственность, педантичность. Это качества, характеризующие:

а) немцев

б) японцев

в) англичан

г) русских

д) китайцев

41. Преданность и верность в дружбе этой рыжеволосой нации слывет по всему миру:

а) ирландцев

б) японцев

в) англичан

г) немцев

д) русских

42. Им присущ утонченный вкус, культ женщины, наслаждения.

а) французы

б) японцы

в) англичане

г) русские

д) китайцы

43. Консерватизм и приверженность прошлому отличает людей этой национальности:

а) англичане

б) японцы

в) русские

г) французы

д) китайцы

44. Приверженность идеалам свободы и независимости отличает людей этой национальности:

а) американцы

б) японцы

в) англичане

г) французы

д) русские

45. Французский дизайнер и предприниматель, одна из законодательниц женской моды 20 века.

а) Габриель Шанель

б) Элизабет Арден

в) Нина Риччи

г) Соня Рикель

д) Вивьен Ли

46. Они скорее галантны чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитры и находчивы. В то же время они восторженны, доверчивы и великодушны. Они любят и умеют говорить. Не всегда пунктуальны.

а) французы

б) японцы

в) англичане

г) русские

д) американцы

47. Они не воспринимают вещи слишком серьезно и не «полируют все поверхности до глянцевого блеска».

а) французы

б) японцы

в) англичане

г) русские

д) американцы

48. Какой танец появился в 1897 году в Аргентине (Буэнос –Аэрес) ?

а) танго

б) кадриль

в) тарантелла

г) вальс

д) полька

49. Фрустрация – это:

а) психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования; гнетущая тревога, чувство напряженности, безысходности

б) отсутствие патриотизма

в) боязнь контактировать с людьми

г) способность выразить симпатию к чему-либо

д) ненависть к людям другой нации

50. Для каких культур характерно восприятие природы как находящейся в гармонии с человеком.

а) Япония, Китай

б) Арабские страны

в) Американских индейцев

г) Германия, Швейцария

д) Стран Латинской Америки

Тестовые вопросы к экзамену по Введению в теорию межкультурной коммуникации (для заочников)

1. Термин «Межкультурная коммуникация» был введён:

а) З.Фрейдом
б) Э.Холлом
в) Л..С. Выготским
г) А. Адлером
К концептуальным подходам определения культуры относятся:
А) политический, балансовый, экономический, финансовый, социальный
Б) описательный, социологический, психологический, деятельностный, символический
В) наглядный, доступный, надёжный, информативный, экономный
Г) всё вышеперечисленное
Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания и общения можно назвать:
А) коммуникативной средой
Б) правовым полем
В) социально-психологической средой
Г) экономической средой
Преувеличенно позитивное отношение к инокультуре определяется как:

а) нулевой этап

б) адаптация или бегство

в) медовый месяц

г) культурный шок

Уровни корпоративной культуры, по Дилу и Кеннеди включают в себя:



Г) нет правильного ответа
_________________________________________________________________________________________

2. Инициативный коммуникант, говорит громко и насмешливо, не любит, когда его прерывают:
а) доминантный
б) мобильный
в) ригидный
г) интровертный

К одному из множества определений культура можно отнести выражение:
А) развитие талантов и дарования у индивида, представление о прекрасном, существующем в мире
Б) форма существования общества, со-стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей
В) метод воздействия на людей при осуществлении конкретного вида деятельности
Г) динамичная система знаний, ценно-стей, творений и действий, производимых людьми
Стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт это:
А) коммуникативное событие

В) коммуникативная цель
Г) коммуникативная интенция


А) пассивный и активный

Б) первичный и вторичный
Г) активный и поликультурный
Вставьте пропущенные слова в предложение (уровни, формальная, потребностям, неформальная)
________ структура отражает иерархию компании, то __________ часто пересекает, а порой и нарушает иерархические _______, но именно она отвечает человеческим _________ людей и удерживает их вместе как группу или коллектив

3. Цели коммуникации:


г) средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю.

Вставьте «потерявшиеся» слова в определение (национальных, мировое, тип, культура, глобальной, лучших) :
_____________ мировая — термин, употребляющийся в двух основных смыслах:

1) совокупность___________ достижений всех _____________культур планеты;

2) новый _____культуры, приходящий на смену су-ществованию разрозненных национальных культур вследствие их _________интеграции в ________сооб-щество.
Испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть ‘о погоде’, фактическое общение). Это характеризует:
А) доминантного коммуниканта
Б) мобильного коммуниканта
В) ригидного коммуниканта

Страны с преобладанием мужественной культуры характеризуются следующим:
А) приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех
Б) приверженность таким ценностям как выстраивание ровных отношений, склонность к компромиссам, скромность, забота о ближнем, уют, качество жизни
В) все ответы верны
Г) нет правильного ответа.


А) Э. Холл
Б) Дилл и Кеннеди
В) Тромпенаарс
Г) С. Г. Рубинштейн

4. Межкультурная коммуникация- это:
а) совокупность разнообразных форм отношений при проведении спортивных мероприятий
б) совокупность методов и способов ведения бизнеса и воздействия на партнёров с целью получения прибыли
в) отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и их оценка
г) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
Выберите из предлагаемого списка функции культуры:
А) описательная, социологическая, психологическая, деятельностная, символическая
Б) познавательная, историческая преемственность, знаковая, ценностная, коммуникативная, гуманистическая, регулятивно-нормативная, социальной интеграции
В) воспитывающая, контролирующая, закрепляющаяся, познавательная, описательная
Г) всё вышеперечисленное.


А) собрание, заседание
Б) презентации, выставки

Г) нет правильного ответа
Артефакты, к которым относится автономный мир игровой деятельности - это:
А) вторичные артефакты
Б) синтетические артефакты
В) первичные артефакты
Г) третичные артефакты





5. Для осуществления процесса коммуникации необходимо участие:
а) по крайней мере, двух сторон
б) хотя бы одной стороны
в) более чем двух сторон
г) нет правильного ответа





Семиотика или семиология является наукой о:
А) воспитании подрастающего поколения
Б) традициях в национальных культурах
В) структуре речевой коммуникации
Г) значащих формах (знаках), средствах выражения значения
Выберите правильное определение значения слова Аккультурация-это:




Уровни корпоративной культуры по Трансу и Бейеру:
А) ценности, герои, обряды и ритуалы, структура общения
Б) установившиеся порядки в компании, организационная коммуникация, материальное проявление культуры, язык общения
В) групповая социализация, методы воспитания, социальные нормы, критерии образованности
Г) нет правильного ответа
___________________________________________________________________________________________

6. К каналам коммуникации относят:
а) сокрытие информации, её кодирование, обмен опытом
б) не допущение раскрытия принимаемых решений
в) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
г) средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю
Элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняю-щиеся в определенном обществе в течение длительного времени - это:
А) ценности
Б) традиции
В) обычаи
Г) ритуалы
Намерение коммуниканта осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью - это:
А) коммуникативное событие
Б) структура речевой коммуникации
В) коммуникативная цель
Г) коммуникативная интенция
Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, изучающая роль прикосновений при общении - это:
А) кинетика
Б) хронемика
В) такесика
Г) проксемика
Ожидаемые модели поведения и ценности, которые формально или неформально устанав-ливаются группой - это:
А) групповая социализация
Б) критерии воспитанности
В) социальные нормы
Г) методы образования
______________________________________________________________________________________

7. Вербальные средства общения:

б) использование речи, языка и слов
в) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
г) всё вышеперечисленное
К компонентам культуры относятся:
А) знания, влияние, ответственность, экономность
Б) влияние, выбор методов, личный опыт, ответственность
В) ценности, шалость, непослушание, ответственность
Г) знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.
Вставьте пропущенные слова в выражение (компетенция, стратегий, паспорт, коммуникативной, совокупность, мотивационных) :

Под ________ личностью будем понимать ___________ индивидуальных коммуникативных ________ и тактик, когнитивных, семиотических, _________ предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная________ индивида, его ‘коммуникативный ________’ (И.А.Стернин)
Этнокультурное общение-это:
А) разделение социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщённой идеальной модели или типа
Б) результат взаимного влияния взаимодействующих культур, при котором представители одной культуры принимают ценности, нормы, обычаи и традиции другой культуры
В) совокупность специфических духовных и физических качеств, норм поведения, типов общения и деятельности, типичных для представителей одной нации.
Г) способ социального взаимодействия народов в целях трансляции социокультурного опыта и организации совместной деятельности
К организационным коммуникациям по Трансу и Бейеру относятся:
А) мифы, легенды, саги, символы, сказки, лозунги и символы
Б) ценности, герои, структура общения, мифы
В) организационная коммуникация, обряды, артефакты
Г) артефакты, оформление пространства, корпоративные символы могущества компании
____________________________________________________________________________________

8. Символы в межкультурной коммуникации:
а) это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления
б) это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, идея
в) это желание вступить в общение с другим человеком
г) нет правильного ответа
Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обоб-щенной идеальной модели или типа - это:
А) культурные универсалии
Б) компоненты культуры
В) типология культуры
Г) социокультурная идентичность
Практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета - это:
А) функциональный параметр коммуникативной личности
Б) мотивационный параметр коммуникативной личности
В) когнитивный параметр коммуникативной личности
Г) социально - психологический параметр личности
Выберите верные типы реакций на другую культуру:
А) отрицание культурных значений, защита собственного превосходства, минимизация культурных различий, адаптация к новой культуре, интеграция
Б) инокультурное, аномальное, родное, зловещее, интеграция, адаптация, политическое влияние
В) все ответы верны
Г) нет правильного ответа
Корпо-ративная культура может меняться под воздействием сле-дующих тенденций:
А) артефакты, оформление пространства, корпоративные символы могущества компании
Б)групповая социализация, методы воспитания, социальные нормы, критерии образованности
В) смена руководства, слабая корпоративная культура, высокие зарплаты
Г) изменение в кадровой политике, создание социальных условий, введение гибкого графика работы
_______________________________________________________________________________________

9. . ………………………… - это совокупность компонентов, а именно знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и традиции.





А) доминантного коммуниканта
Б) мобильного коммуниканта
В) ригидного коммуниканта
Г) интровертного коммуниканта
Психический склад этноса состоит из следующих элементов:
А) пассивность, активность, первичность, вторичность
Б) характер, темперамент, обычаи и традиции, этническое сознание
В) адаптация, интеграция, безопасность, условности
Г) поликультурность, артефакты, условности, приличия
Слаженность, взаимодействие, удовлетворение работой и гордость за её результаты; преданность организации и готовность соответство-вать её высоким стандартам; высокая требовательность к качеству труда; готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны - это:
А) материальное проявление корпоративной культуры
Б) эффективная корпоративная культура
В) установившиеся порядки в компании
Г) слабая корпоративная культура
________________________________________________________________________________________

10. На основе, каких наук сформировалась дисциплина «Межкультурная коммуникация»?
а) политология, экономика, политология, история, физика
б) политология, коммуникативистика, математика, физика, лингвистика
в) культурология, экономика, физика, математика, сопромат
г) коммуникативистика, культурология, социальная психология, лингвистика
____________-это реакция на столкновение с иной культурной реальностью, на конфликт между привычными ценностями, нормами, языком и новой их средой:
А) медовый месяц
Б) культурный шок
В) адаптация или бегство
Г) нулевой этап
Застенчивый и скованный, теряющийся от неожиданных поворотов разговора тип коммуниканта:
А) доминантный
Б) мобильный

В) ригидный
Г) интровертный.

Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, обозначающая поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками - это:
А) кинетика
Б) хронемика
В) такесика
Г) проксемика
Вставьте пропущенные слова в высказывание ведущего специалиста по менеджменту П. Друкера (природными, управления, экономичес-ким,исторические) :
______________успехи нации на 80% определяются не
___________ ресурсами, не ______________базисом или технологиями, даже не талантом народа, а эффективностью _____________.

________________________________________________________________________________________

11. Невербальные средства общения:
а) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
б) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
в) использование речи, языка и слов
г) всё вышеперечисленное
Социокультурная идентичность это:
А) осознание человеком своей принадлежности к определённой социальной общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Г) форма существования общества, со-стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей
В сфере бизнес - коммуникации коммуникативными событиями можно считать:
А) собрание, заседание
Б) презентации, выставки
В) встречи выпускников, классный час
Г) нет правильного ответа
По определению Д.Н. Овсянико-Куликовского, в национальных характерах им различались два типа:
А) пассивный и активный
Б) синтетический и аналитический
Б) первичный и вторичный
Г) активный и поликультурный
К материальным проявлениям культуры относятся:
А) мифы, легенды, саги, символы, сказки, лозунги и символы
Б) ценности, герои, структура общения, мифы
В) организационная коммуникация, обряды, артефакты
Г) артефакты, оформление пространства, корпоративные символы могущества компании
__________________________________________________________________________________________

12._______________- это большая социальная группа людей, объединенных общими установками, стереотипами поведения и типичными реакциями на различные события жизни:

К определению «культурные универсалии» можно отнести выражение:
А) осознание человеком своей принадлежности к определённой социальной общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда - в собственных интересах - возвращать его к нужной теме. Это характеризует:
А) доминантного коммуниканта
Б) мобильного коммуниканта
В) ригидного коммуниканта
Г) интровертного коммуниканта
Артефакты, которые используются в производстве: орудия материального и духовного производства: -это:

А) вторичные артефакты
Б) синтетические артефакты
В) первичные артефакты
Г) третичные артефакты
Классификацию национальных организационных куль-тур в мно-гонациональных корпорациях на инкубатор, семью, управляемую ракету и Эйфелеву башню предложил:
А) Э. Холл
Б) Дилл и Кеннеди
В) Тромпенаарс
Г) С. Г. Рубинштейн

Основными видами практической деятельности являются: устное обсуждение, блиц-опросы, доклады-презентации, дискуссии, проведение круглых столов , анализ коммуникативных ситуаций, игры и т. д.

В ходе изучения дисциплины кроме основных учебных материалов рекомендуется использовать также дополнительные источники информации, такие как одноязычные словари и лексиконы, Интернет, художественная литература на иностранном языке и др. При изучении данной дисциплины преподаватель должен уделять большое внимание самостоятельной работе студентов.

В ходе всего курса необходимо проводить текущий контроль, использовать модульно-рейтинговую систему. В конце курса предусмотрен заключительный контроль: семестровый тест, защита курсовой работы , экзамен.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1, тема 1: История возникновения и развития теории МКК

1. Кто определил совместно с Дж. Трейгером МКК как перспективный предмет научных исследований?

А) Э. Холл

Б) У. Самнер

В) З. Фрейд

А) «Культурное наследие»

Б) «Языковая личность»

В) «Безмолвный язык»

3. С какой точки зрения рассматривают МКК?

А) Антропологии

Б) Социологии

В) Стереотипов

4. Кто утверждал, что культура не наследуется, а усваивается?

А) З. Фрейд

Б) Г. Хофстеде

В) У. Самнер

5. Основателями теории МКК считаются

А) -Минасова

Б) Э. Холл

В) Г. Хофстеде

6. Взаимосвязь языка и культуры изучает следующая область лингвистики:

А) теория МКК

Б) функциональная лингвистика

В) социолингвистика

7. Гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа называется гипотезой

Б) антропоцентризма

В) лингвистической относительности

8. Основной единицей теории МКК является:

А) коммуникативный стиль

9. Главными кодами культуры являются:

А) гетеростереотипы, автостереотипы

Б) соматические, биоморфные, предметные, мифологические

В) предрассудки, стереотипы

10. Какой код отличает более высокая частотность по употреблению в сравнении с другими кодами?

А) предметный

Б) биоморфный

В) соматический

Ключи: 1a, 2в, 3a, 4б, 5б, 6а, 7в, 8а, 9б, 10в

Модуль 1, тема 4: Виды межкультурной коммуникации

1.Жесты, выражающие эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

А) конвенциональные жесты

Б) мобильные жесты

В) модальные жесты

2.Использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации.

А) хронемика

Б) окулистика

В) проксемика

3.Использование пространственных отношений при коммуникации.

А) хронемика

Б) окулистика

В) проксемика

4.Использование времени в невербальном коммуникационном процессе.

А) проксемика

Б) окулистика

В) хронемика

5.Общение, обмен информацией с помощью жестов, мимики, различных сигнальных и знаковых систем – это:

А) невербальное общение

Б) вербальное общение

В) паравербальное общение

6.Общение с помощью слов или речевая коммуникация – это:

А) невербальное общение

Б) вербальное общение

В) паравербальное общение

7.Данная коммуникация базируется на использовании механизма ассоциаций человеческой психики:

А) невербальное общение

Б) вербальное общение

В) паравербальное общение

8.Чувственное восприятие представителей культуры – это:

А) хронемика

Б) сенсорика

В) кинесика

9.Совокупность жестов, поз и телодвижений – это:

А) сенсорика

Б) кинесика

В) хронемика

10.Кинесика – это коммуникация с помощью

А) взглядов

Б) поз и телодвижений

В) паравербальных средств

Ключи: 1в, 2б, 3в, 4в, 5а, 6б, 7в, 8б, 9б, 10б

Модуль 2, тема 3: Понятие и сущность стереотипа. Автостереотипы, гетеростереотипы.

1.Впервые понятие «стереотип» использовал

А) Липпман

Б) Хофстеде

В) Клакхон

2.Какие стереотипы формируются под влиянием СМИ, литературы, фольклора?

А) гетеростереотипы

Б) автостереотипы

3.Социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин.

А) динамические стереотипы

Б) гендерные стереотипы

В) социальные стереотипы

4.Что не является гендерным стереотипом?

А) мужчины должны руководить

Б) сорокалетние мужчины пребывают в кризисе

В) предназначение женщины – быть матерью и женой

5.Гетеростереотипы – это:

А) упрощенные представления членов одного культурного сообщества о членах другого

Б) упрощенные представления о членах собственного культурного сообщества

В) этнические стереотипы

6.Социально обусловленный схематический образ своей этнической общности или представление о других этнических общностях.

А) этнический стереотип

Б) социальный стереотип

В) социально-психологический стереотип

7.В каких отношениях существуют стереотипы?

А) в отношениях между друзьями

Б) в отношениях между народами

В) в отношениях внутри семьи

8.Этнические предрассудки отличаются от этнических стереотипов тем, что это:

А) всегда предвзятое, враждебное отношение к другому этносу;

Б) иногда позитивное, иногда негативное отношение к этносу;

В) всегда нейтральное отношение к этносу.

9.Общение между представителями разных этнических групп называется …

А) социальной коммуникацией

Б) кросскультурной коммуникацией

В) межэтнической коммуникацией

10.На какие группы делятся стереотипы?

А) профессиональные, культурные, коммуникативные

Б) этнокультурные, социальные, гендерные

В) культурные, общественные, возрастные

Ключи: 1а, 2б, 3б, 4б, 5а, 6а, 7б, 8а, 9в, 10б

Итоговый контроль (семестровый тест)

Формы итогового контроля : тестирование, экзамен.

МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Итоговый тест включает 20 заданий по пройденным темам. За каждый правильный ответ студент получает по 0,5 баллов. Максимальное количество баллов за тест – 10 баллов. По форме тест аналогичен тестам промежуточного рейтинг-контроля.

1.Что такое культурная идентичность?

А) адаптация к новой культуре

Б) принадлежность человека к определенной культуре

В) принадлежность человека к той или иной культуре

2.Заполните пропуск: … понимание – типичная для каждой личности ориентация на определенный способ общения.

А) культурное

Б) коммуникативное

В) национальное

3.Заполните пропуск: … шок – эмоциональный или физический дискомфорт, вызванный попаданием индивида в иную культурную среду.

А) культурный

Б) национальный

В) психологический

4.Заполните пропуск: Картина … - центральное понятие концепции человека, которое выражает специфику его существования.

А) вселенной

5.Что такое терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованию?

А) толерантность

Б) табуирование

В) консенсус

6.Область языкознания , изучающая язык в его взаимоотношении с культурой и носителем данной культуры.

А) культурология

Б) этнолингвистика

В) психолингвистика

7.Толерантность возникла в западной цивилизации на:

А) культурном уровне

Б) религиозном уровне

В) бытовом уровне

8.Что такое монохронное поведение?

А) выполнение одного дела в определенный отрезок времени

В) выполнение одного дела независимо от количества времени

9.Что такое полихронное поведение?

А) выполнение нескольких дел по очереди

Б) выполнение нескольких дел одновременно

В) выполнение одного дела в определенный отрезок времени

10.В культуре и языке каждого народа присутствует …

А) национально-специфическое

Б) индивидуальное

В) групповое

11.Виды коммуникативной деятельности – это:

А) говорение, чтение, аудирование, письмо

Б) шифрование, говорение, моделирование

В) чтение, письмо, конструирование

12.В 1946 году в США был создан Институт службы за границей, первым директором которого был лингвист:

А) Б. Лейпман;

Б) Э. Холл;

А) обсуждаются проблемы развития западной культуры;

Б) рассматривается коммуникация в развитых странах;

В) предложен термин «межкультурная коммуникация», рассматривается ее специфика.

14.Первые центры по изучению межкультурной коммуникации в Европе были открыты в:

А) Германии;

Б) Франции;

В) России;

15.Общение – это форма взаимодействия:

А) между субъектом и объектом;

Б) между субъектом и техникой;

В) между субъектом и субъектом;

16.Правила поведения в культуре:

А) наследуются;

Б) автоматически входят в личность;

В) усваиваются в процессе обучения.

17.Средства коммуникации в индивидуалистических западных культурах отличаются:

А) акцентом на содер­жании сообщения;

Б) неконкретностью речи;

В) акцентом на форме сообщения.

18.Инкультурация – это процесс:

А) неосознанного переноса собственного психического мира на другого человека;

Б) усвоения человеком в форме коммуникации норм и ценностей культуры;

В) усвоения знаний, умений, навыков;

19.Этно­центризм представляет собой:

А) психологическую установку воспри­нимать и оценивать другие культуры и поведение их представите­лей через призму своей культуры;

Б) психологическую установку оценивать другие культуры через призму общечеловеческих ценностей;

В) психологическую установку оценивать другие культуры через призму эмпатии.

20.Согласно гипотезе Э. Сэпира - Б. Уорфа, язык - это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам:

А) формирует мысли людей;

Б) зависит от мышления человека;

В) является инструментом коммуникации.

Ключи: 1в, 2б, 3а, 4б, 5а, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а, 11а, 12б, 13в, 14а, 15в, 16в, 17а, 18б, 19а, 20а

Список вопросов к экзамену

1. История и причины возникновения теории МКК.

2. Понятие культуры в теории МКК. Коммуникация, культура и язык.

3. Языковая личность как продукт и носитель лингвокультуры. Межкультурная трансформация личности.

4. Понятие и структура межкультурной компетентности. Формы межкультурного обучения.

5. Модель освоения чужой культуры М. Беннета.

6. Модели МКК. Коммуникативная модель культуры Э. Холла. Восприятие и осознание времени представителями различных культур.

7. Модели МКК. Коммуникативная модель культуры Э. Холла. Восприятие и осознание пространства представителями различных культур.

8. Модели МКК. Параметрическая модель культуры Г. Хофстеде. Высококонтекстные / низкоконтекстные культуры. Маскулинные / фемининные культуры.

9. Модели МКК. Параметрическая модель культуры Г. Хофстеде. Культуры с большой / малой дистанцией власти. Культуры с высокой / низкой терпимостью к неопределенности.

10. Модели МКК. Теория ценностных ориентаций Ф. Клакхона, Ф. Стродбека.

11. Основные формы аккультурации. Культурный шок.

12. Стереотипы в МКК.

13. Национальный характер.

14. Сущность этноцентризма и культурного релятивизма.

15. Понятие коммуникации, модели коммуникации. Вербальная, невербальная, паравербальная коммуникации.

16. Язык как зеркало культуры. Языковая картина мира.

17. Формирование межкультурной компетентности.

18. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации.

Экзамен включает в себя:

1. Теоретический вопрос.

2. Практическое задание: анализ коммуникативной ситуации.

Примерные темы рефератов

1. Культура как социальный феномен;

2. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения;

3. Причины возникновения недоразумений в межкультурном общении;

4. Культурно-специфические стили коммуникации;

5. Невербальная коммуникация;

6. Коммуникация и культура;

7.Толерантность как результат межкультурной коммуникации;

8. Проблема «чужеродности» культуры;

9. Стереотипы в межкультурной коммуникации

10. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры;

11. Природа и сущность понятий «свой», «чужой»;

12.Многообразие языковых различий между культурами. Благодарность и комплимент, приветствие в разных культурах. Культурные различия для схем аргументации построения текста.

13. Культурные различия паравербальной коммуникации.

14. Понятие коммуникативной неудачи. Типология коммуникативных неудач, выполнение условий успешности речевого акта.

15. Взаимодействие компонентов информации в процессе межкультурного общения.

Примерные темы курсовых работ

1. Межкультурная коммуникация и образование.

2. Языковой характер межкультурной коммуникации.

3. Языковые средства как коммуникативные элементы поверхностной структуры и культурных схем.

4. Невербальные реплики как характерные культурно-специфические индикаторы в межкультурной коммуникации.

5. Проблема понимания в межкультурной коммуникации.

6. Стратегии и модели достижения взаимопонимания в условиях межкультурной коммуникации.

7. Намек в межкультурной коммуникации. Национально-культурная специфика понимания при косвенном (непрямом) информировании.

8. Структура коммуникативной компетенции и структура языковой личности.

9. Культурный компонент содержания языковых единиц.

10. Национально-культурные особенности семантики слов. Культурный компонент значения.

11. Социокультурные условия общения как совокупность социальных, идеологических, политических, правовых, экономических особенностей жизни данного этноса.

- 39.50 Кб

1. Неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках является …

культурная компетенция.

2. К случаям, когда коммуникативная компетентность столь различна, что может отразиться на исходе коммуникативного события относится термин …

межкультурная коммуникация.

3. Под межкультурной коммунтикациейпонимается бщение языковых личностей, принадлежащих к различным

Лингвокультурным сообществам

Социльным сообществам

Профессиональным сообществам

4. К изучению некоторого конкретного феномена в двух или более культурах и имеющему дополнительное значение сравнивания относится термин …

кросс-культурный

5. Схема общения определяется последовательностью действий

Кодирование – декодирование – передача

Кодирование – передача – декодирование

Декодирование – передача - кодирование

6. … коммуникация осуществляется посредством использования языка.

Вербальная

7. … коммуникация сопровождается несловесным поведением.

Невербальная.

8. Коммуникация, осуществляется посредством использования языка.

Вербальная

Невербальная

9. Коммуникация, сопровождаемая несловесным поведением.

Вербальная

Невербальная

10. Тип коммуникации, основанный на устойчивых формулах приветствия, прощания, клише.

Ритуальная

Монологическая

Диалогическая

11. Тип коммуникации, при котором говорящий лишь заявляет о своей позиции, не воздействуя на сознание собеседника

Ритуальная

Монологическая

Диалогическая

12. Тип коммуникации при котором происходит взаимодействие, проверка понимания

Ритуальная

Монологическая

Диалогическая

13. Принципиальную переводимость сообщений с одного языка на другой объясняет

Различие в индивидуальном опыте коммуникантов

Общность базовых знаний коммуникантов

14. Научное направления «Межкультурная коммуникация» возникло в результате

Интеграции

Глобализации

15. Традиционное преподавание иностранных языков в прошлом сводилось исключительно к реализации функции

Сообщения

Общения

16. В современном мире изучение иностранных языков преследует конечную цель

Сообщения

Общения

17. Коммуникативные возможности при изучении иностранных языков в прошлом сводилось к

Пассивному пониманию

Активными общению

18. В настоящее время функция иностранного языка в процессе изучения

Пассивное понимание

Активное общение

19. Во Франции государственные органы официально ввели в университетах изучение дисциплины лингвострановедение в

20. Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных

задач школы еще со времен

Средневековья

Античности

Эпохи Просвешения

21. Во Франции в 1920 году государственные органы официально ввели в университетах изучение дисциплины лингвострановедение, дословно переводившаяся

Государственная цивилизация

Культурная цивилизация

Национальная цивилизация

22. В России первыми исследователями лингвострановедения как аспекта обучения иностранному языку можно считать

Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров

Г.Д. Томахин

23. функция языка обеспечивающая отражение, фиксацию, сохранение в языковых единицах информации о постигнутой действительности

Куммулятивная

24. Тип ассоциаций являющихся целью изучения лингвострановедения

Сугубо личные

Национально-кодифицированные

25. Направление межкультурной коммуникации, выявляющее ценностные установки и стереотипы, проявляющиеся в поведении людей

Социология

Психология

Лингвистика

26. Направление межкультурной коммуникации связанное с исследованием проблем социальной адаптации мигрантов, сохранения или потери традиционных культур и национальных меньшинств

Социология

Психология

Лингвистика

27. Направление межкультурной коммуникации, интересующееся влиянием культурных различий на процессы интерпретации и категоризации, а также онтологией соответствующих поведенческих стереотипов.

Социология

Психология

Лингвистика

28. Направление межкультурной коммуникации, исследующее, что в языковом сообщении сигнализирует о наличии межкультурного взаимодействия

Социология

Психология

Лингвистика

29. Задача социологических и психологических исследований в области МКК обозначить наблюдаемый феномен и показать отличия от подобных реакций и установок в ситуации

Внутригруппового взаимодействия

Межкультурного взаимодействия

30. Задача лингвистических исследований в области МКК обозначить наблюдаемый феномен и показать отличия от подобных реакций и установок в ситуации

Внутригруппового взаимодействия

Межкультурного взаимодействия

31. Психологическое понятие, применяемое к таким параметрам коммуникации, как темп речи, выбор соответствующей лексики, упрощённая или усложнённая грамматическая структура.

Аккомодация

32. Аккомодация, направленная на подстраивание под собеседника

Позитивная

33. Аккомодация, направленная на использование максимально отличного от собеседника стиля

Негативная

34. Позитивная аккомодация направлена на

Подстраивание под собеседника

Использование максимально отличного от собеседника стиля

35. Негативная аккомодация направлена на

Подстраивание под собеседника

Использование максимально отличного от собеседника стиля

36. в Юго-Восточной Азии текст делового письма

Начинается с требования или делового предложения

Заканчивается требованием или деловым предложением

37. Для представителя европейской или североамериканской культуры текст делового письма

Начинается с требования или делового предложения

Заканчивается требованием или деловым предложением

38. Русской культуре в рамках дискурса характерен тип вежливости, основанный

Принципе солидарности

Принципе автономности

39. Немецкой культуре в рамках дискурса характерен тип вежливости, основанный

Принципе солидарности

Принципе автономности

40. В работах А. Вежбицкой рассматривается несобственно дискурсивный или … подход к лингвистическим исследованиям в рамках межкультурной коммуникации.

Неинтерактивный


Краткое описание

1. Неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках является …
культурная компетенция.
2. К случаям, когда коммуникативная компетентность столь различна, что может отразиться на исходе коммуникативного события относится термин …
межкультурная коммуникация.