Памятник Сергею Есенину (1895–1925) , поэту, ставшему символом «крестьянской» поэзии начала 20 в. Гранитная скульптура установлена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Сергей Есенин — поэт, ставший символом «крестьянской» поэзии начала 20 в.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) - великий русский поэт , ставший символом «крестьянской» поэзии начала 20 в. Родившийся в Рязанской губернии мальчик воспитывался в основном бабушкой, фольклорные таланты которой дали стимул его творческому развитию. Вскоре после переезда в Петроград Есенин издаёт сборник «Радуница» , затем становится одним из лидеров имажинизма. Революция и связанная с этим неустроенность, разрушение крестьянского быта сильно повлияли на состояние поэта и тематику его творчества. После брака с Дункан в 1922 г. Сергей Есенин уехал в путешествие по Европе и США, но разочаровался и в этом «царстве мещанства». По возвращении в советскую Россию, несмотря на тяжёлое моральное состояние, он пишет самые зрелые и совершенные произведения.

Сергей Есенин скончался 28 декабря 1925 г., похоронен на в Москве (участок № 17). Рядом с ним покоится мать поэта Татьяна Фёдоровна Есенина (1875–1955).

В 1986 г. на могиле поэта открыли памятник работы скульптора Анатолия Бичукова. Надгробие представляет собой фигуру Есенина, высеченную из массивной гранитной глыбы. выполнена с высокой портретной точностью, поэт изображён в простой рубашке, руки скрещены на груди. Изваяние помещено на высокий пьедестал из полированного серого гранита, на лицевой стороне нанесена памятная надпись: буквы

"Звездный" некрополь: какие тайны хранит Ваганьковское кладбище

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание сайт запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы о Новодевичьем кладбище, на очереди – не менее известное и легендарное Ваганьковское.

Официально история Ваганьковского кладбища началась почти 250 лет назад, когда в Москве разразилась эпидемия чумы. Императрица Екатерина II издала указ о том, что хоронить всех чумных будут за пределами города.

До начала XX века на Ваганьковском находили последний приют небогатые люди – крестьяне и мещане, а также мелкие чиновники и отставные военные. И только в начале прошлого века здесь стали появляться могилы людей, оставивших след в истории.

Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Игорь Тальков, Булат Окуджава, Василий Аксенов, Леонид Филатов, Лев Яшин... Ваганьковское кладбище – настоящий "звездный" некрополь. Люди приходят сюда, как на экскурсию, – посмотреть памятники и вспомнить любимого артиста, поэта или спортсмена.

Здесь также много братских могил. Например, в дальнем углу кладбища похоронены жертвы массовой давки на Ходынском поле, происшедшей в мае 1896 года в дни коронации императора Николая II. Революционер Бауман, чьи похороны большевики превратили в грандиозную демонстрацию и использовали для подготовки восстания, тоже покоится на Ваганьковском кладбище, а рядом с ним – легендарный матрос Железняк.

Памятник без могилы

В отдалении от центральной аллеи кладбища покоится супруга театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, актриса Зинаида Райх и ее дети от брака с Сергеем Есениным Константин и Татьяна.

На памятнике также есть надпись "Всеволод Эмильевич Мейерхольд", хотя прах режиссера находится на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Супруги погибли при трагических обстоятельствах – Мейерхольда расстреляли за "контрреволюционную деятельность", а Райх была убита неизвестными лицами вскоре после ареста мужа.

Памятник на могиле Райх был установлен внучкой Мейерхольда Марией Валентей в 1956 году, когда она еще не знала обстоятельств гибели деда. Подлинное место захоронения режиссера стало известно лишь в 1987 году.

"В этой могиле для меня все самое дорогое"

Через год после смерти Сергея Есенина на его могиле покончила с собой Галина Бениславская – подруга и литературный секретарь поэта. Она оставила записку: "Самоубилась здесь, хотя знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое".

Бениславская выстрелила себе в голову и целую ночь пролежала на могиле. Похоронили ее рядом с Есениным, на мемориальной доске – выдержка из письма Есенина. Ходят слухи, что после Бениславской на могиле Есенина покончили с собой еще несколько человек.

Вдохновение поэтов и слезы Влади

Вокруг похорон Владимира Высоцкого ходило много слухов. Якобы его планировали похоронить в дальнем углу, но директор – большой поклонник творчества артиста – выделил место прямо у входа. Также говорили, что до Высоцкого на этом месте был похоронен другой человек, останки которого незадолго до смерти барда перевезли в Сибирь, на малую родину.

Чтобы проводить Высоцкого в последний путь, на кладбище собралось столько людей, что многим пришлось забираться на ограды и деревья. Есть мнение, что памятник дарует вдохновение поэтам и музыкантам.

На памятнике Высоцкий изображен в полный рост, стянутый полотном, что навевает мысли о его непростых отношениях с цензурой. Над головой – гитара, напоминающая нимб, за которой "прячутся" головы коней. Образы этих животных были использованы неслучайно: лейтмотивом памятника стала трагическая и надрывная песня Высоцкого "Кони привередливые".

Супруге Высоцкого Марине Влади памятник не понравился до такой степени, что, увидев его, она расплакалась. "Наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма", – это был ее отзыв.

Два креста Талькова

За несколько лет до смерти поэт и композитор Игорь Тальков, гуляя в парке "Коломенское", нашел крест, упавший с одного из куполов церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Музыкант решил забрать крест домой, чтобы потом вернуть его в церковь, когда ее начнут реставрировать. Сделать это он так и не успел.

Сейчас на могиле Талькова установлен большой бронзовый крест, выполненный в старославянском стиле. На памятнике выгравирована строчка из его песни: "И поверженный в бою, я воскесну и спою".

Рассказывают, что одна фанатка решила захоронить себя рядом с любимым певцом. Вырыла рядом яму, придумала конструкцию, чтобы ее сразу накрыло землей… К счастью, девушку удалось спасти.

Веселый клоун с грустными глазами

Знаменитый клоун-мим умер в 37 лет от разрыва сердца. В Москве стояла июльская жара, все было в дыму от торфяных пожаров. Енгибарову стало плохо. Во время одного из приступов он попросил у матери принести ему холодного шампанского. Сердце клоуна не выдержало, и у он умер. Когда Енгибарова хоронили, в столице начался проливной дождь.

Памятник изображает артиста с зонтиком в руке. "Веселый клоун с грустными глазами под дырявым зонтом" – один из любимых образов Енгибарова на манеже.

Айсберг для Абдулова

Памятник актеру Александру Адбулову, скончавшемуся от рака легких в 2008 году, выполнен в стиле конструктивизма. Представляющий собой глыбу серо-белого гранита, над которой возвышается белый мраморный крест, памятник напоминает айсберг.

В глыбу вмонтирована плита с изображением Абдулова в роли Ланцелота из фильма "Убить дракона", а буквы имени актера сделаны в виде лестницы. Инициаторами возведения этого памятника стали жена Абдулова, его друзья и близкие.

Дети Норд-Оста

Рядом с колумбарием похоронены двое юных артистов мюзикла "Норд-Ост" – 13-летний Арсений Куриленко и 14-летняя Кристина Курбатова, ставшие жертвами террористического акта на Дубровке в 2002 году.

Их родители захотели, чтобы два гроба лежали рядом друг с другом. Над белыми памятниками трогательно склоняются ветви березы, будто охраняющие покой уснувших навсегда детей.

Также читайте со смотрителем Ваганьковского кладбища.

Не знаю, поехала бы я в этот раз в Москву в ЦДЛ, если бы не тянуло меня прямо таки неимоверно на могилу к Сергею Есенину на Ваганьковское кладбище.

Казалось бы, кто он мне, этот человек, давно ушедший из мира живых, но года три назад я вдруг по-новому взглянула на его стихи, как будто озарение какое-то нашло, так чётко стала понимать, как он работал и что хотел сказать своим творчеством. Съездила ещё в прошлом году в Рязань и в Константиново... и с тех пор мне уже не верится, что я не знала Серёжу при жизни... да, и вообще не чувствую, что он ушёл... Только смерть его странную никак не могу понять, хоть уже окончательно для себя решила, что его убили, что не стал бы он сам... я бы ещё поверила, если бы у него творческий кризис был, как у СашБаша, но даже стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья" так и остались недоработанным черновиком, где Есенин прощался, скорее всего, не с жизнью, а с другом, предательство которого стоило ему этой самой жизни. Такая горечь, порой, в душу закрадывается, такая боль... сниться стал Есенин переодически... так что, решила, что на могилу нужно съездить точно.

Добраться до Ваганьковского кладбища легко: просто едешь до остановки метро "Улица 1905 года", выходишь по указателю из подземного перехода и идёшь вдоль характерного забора, а там уже издали виден Храм Воскресения Словущего, что стоит на территории кладбища, только дорогу перейти остаётся и ты уже на месте.

Цветы я купила заранее, но можно было купить и там, и даже искусственные, очень красивые, правда немного дорогие... но живые, наверное, лучше, тем более, что кладбище заметно очень хорошо убирается буквально на всех дорожках.

Я немного растерялась сначала, но могилу нашла легко по указателю "Есенинская"... свернула, немного прошла... а там уже издали стал виден памятник... как будто, скучая, Есенин выглядывал из-за других многочисленных могил, пытаясь разглядеть, кто там к нему сегодня пожаловал в гости.

Да, затаив дыхание подходила к могиле... цветов живых, слегка подмёрзших от внезапных холодов, там и вправду достаточно, это порадовало. Положила свои. Поздоровалась. Смахнула вокруг снег, где достала.

Стояла долго, пока не замёрзла... решила пройтись по кладбищу, посмотреть... хоть и неудобно как-то было, ведь к Есенину шла... вот, так-то. Но прошлась. Кладбище, как и предупреждали, конечно, уникальное: людей интересных и выдающихся там, действительно, много положено, а некоторые памятники - настоящие произведения искусства. Вот, так идёшь между рядов и думаешь, что вряд ли при жизни у всех этих именитых людей была минута, чтобы хоть поздороваться с тобой... а теперь лежат здесь и ждут... наверное ждут, потому что на кладбище всегда ощущается какая-то особенная энергетика, если прислушаться к своим ощущениям... Но долго ходить надоело. Просто глазеть? Я же не была, в общем, особой поклонницей всех этих людей, кто знает, рады ли они мне. Но Владимира Семёновича навестила, конечно. Такая классная у него могила, такой прекрасный памятник, ухоженный, цветы свежие... безмерно уважаю Высоцкого за его талант и творческую трудоспособность. Думаю, он рад был моему приходу... НЕ ТАК, КОНЕЧНО, КАК ЕСЕНИН:0) ... но рад точно.

А к Серёже я ещё раз подошла... попрощаться и вообще. Жаль было уходить. Таким родным он мне стал вдруг. Конечно, поэт душу вкладывает в свои стихи, и если кто-то вдруг эти стихи начинает понимать, то и душу поэта, значит, чувствовать начинает. Не знаю, хотелось бы мне, чтобы со мной произшло так, как с ним... я не осмерти, а о величии... я же тоже живу в мире своей поэзии, никого и ничего не боюсь... потому что верю в свою Судьбу... которую не так уж просто изменить, тем более, если уже выбрал СВОЙ ПУТЬ... Попрощалась. Пошла. Ещё вернусь туда когда-нибудь обязательно. Обязательно. До свиданья, Серёженька, не скучай там без меня...

Вот, складывается же так у Есенина: из родового домика Храм был виден и здесь, почти напротив могилы - Храм опять виден. Хорошенький такой, аккуратный.

Поманил таки Храм прекрасный, не удержалась, зашла внутрь. Боже, как там уютно и красиво, словами не передать. Купила свечи, конечно. И Николая-угодника нашла, и даже Святую Татьяну. Снаружи Храма тоже икона висит, пригляделась - мой любимчик-Никола... зажгла свечу, в специальном лотке песком присыпала, установила... а на улице холодно, ветер... не знаю, долго ли горела... но, уходя, обернулась... от ветра ещё ярче разгорелась свеча моя... хорошо, ладно... раз не погасла, значит, всё правильно я сделала. Хочется верить.

Ваганьковское кладбище – наряду с Новодевичьим – одно из двух самых известных кладбищ города Москвы. Здесь похоронено огромное количество людей, прославленных при жизни и пользующихся посмертной славой.

Две версии одного захоронения

Первый памятник, который видят посетители, – огромная фигура на могиле Владимира Высоцкого.

Марина Влади так описывала похороны своего супруга и кумира доброй половины страны: «Мы приезжаем на кладбище, на песчаную площадку, где в последний раз можно тебя поцеловать. Мне все труднее справляться с нервами. От вида искаженных болью лиц мне снова хочется захохотать. Может быть, я слишком много плакала?.. Я последняя наклоняюсь над тобой, прикасаюсь ко лбу, к губам. Закрывают крышку.

Удары молотка звучат в тишине. Гроб опускают в могилу, я бросаю туда белую розу и отворачиваюсь. Теперь надо будет жить без тебя».

Было предписание: захоронить Высоцкого в каком-нибудь глухом углу. Но директор кладбища, большой поклонник творчества Владимира Семеновича, поступил ровно наоборот, за что поплатился своим хлебным местом. Поговаривали, что не обошлось без Иосифа Кобзона, который повлиял на мнение директора не только своим авторитетом, но и своим кошельком.

Впрочем, Марина Влади этот факт опровергает: «Мы направляемся целой делегацией к директору Ваганьковского кладбища. Оно находится в нескольких шагах от нашего дома. Настоящий сад окружает красивую старую церковь.

Приезжает Иосиф Кобзон. Как только директор впускает его к себе в кабинет, он говорит: «Нужно место для Высоцкого» – и протягивает ему пачку сторублевок, целое состояние. Срывающимся от рыданий голосом директор кладбища говорит: – Как вы могли подумать, что я возьму деньги? Ведь я любил его!..

Он уже приготовил лучшее место, как раз в середине площадки, у входа, чтобы сюда могли приходить люди поклониться».

Мертвый поэт и поэты живые

Второе по популярности захоронение – Сергея Есенина. У него здесь двойная могила – спустя год после смерти поэта здесь, на «есенинском холмике», как говорил поэт Мариенгоф, покончила с собой влюбленная в Есенина до полного самозабвения Галина Бениславская. Вадим Шершеневич писал: «Галя была рассудочна, но не с Есениным. Есенин умер. Галя ненадолго пережила его. И на зимнем кладбище, на могиле Сережи, скоро нашли мертвую Галю. Она выстрелила в себя несколько раз, но револьвер дал осечки. Тогда она покончила с собой острым кинжалом. Рядом лежал револьвер, и в нем несколько патронов были с надбитыми капсюлями».

Тут же Бениславскую и похоронили.

Эту могилу описывал в романе «Страх» А.Рыбаков: «Неподалеку была могила Есенина, и кто-то читал возле нее стихи. Когда бы ни приезжала Варя на Ваганьково – зимой, летом, весной, осенью, всегда стояли там люди, всегда читали есенинские стихи. Хоть и запрещали его книги, хоть и называли кулацким поэтом, обвиняли в упаднических настроениях, а вытравить любовь к нему не сумели, не смогли…

Опять донеслись строчки Есенина, и опять Варя не разобрала слов. Она встала, пошла к могиле Есенина и еще не доходя услышала:

И вновь вернусь я в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Стихи читал сгорбленный пожилой человек. Рядом стояли две старушки и парень в толстом свитере».

А Евгений Евтушенко сочинил стихотворение «Указатель: «К Есенину»»:

На Ваганьковском кладбище робкий апрель
продувает оттаявшую свирель.
Пахнут даже кресты чуть смущенно весной,
продается в ларьке чернозем развесной,
и российскую землю к умершим на суд
в целлофановых мокрых мешочках несут.
Чьи-то пальцы вминают в нее семена.
Чьи-то губы линяют, шепча имена,
и тихонько зовет сквозь кресты и весну
указатель: «К Есенину»,– вбитый в сосну.

Читают здесь стихи и в наши дни.

Некрополь сюжетов

Разумеется, Высоцким и Есениным список знаменитостей, здесь захороненных, не ограничивается. Декабрист Михаил Бестужев, писатель Вениамин Каверин, художники Василий Суриков, Василий Пукирев, Аристарх Лентулов, дирижер Евгений Светланов, режиссер Всеволод Мейерхольд, актеры Александр Абулов, Олег Даль, Михаил Кононов, Георгий Юматов, Спартак Мишулин, Леонид Филатов, тренер Анатолий Тарасов, футболист Николай Старостин, фигуристка Людмила Пахомова.

Полуразрушенный деревянный крест долгое время венчал могилу великого живописца Алексея Саврасова – под конец жизни спившегося, опустившегося и умершего в полном одиночестве в больнице для бедных. Потом уже там появился достойный Алексея Кондратьевича гранитный обелиск.

Здесь захоронен и создатель знаменитого Музея изобразительных искусств Иван Владимирович Цветаев. «Согласно воле покойного, речей на могиле не было», – сообщали газеты. Будучи при жизни невероятно скромным человеком, он и после смерти остался таким.

Режиссер Юрий Завадский должен был, в соответствии со всеми своими титулами, упокоиться на Новодевичьем. Но в завещании он четко указал: только Ваганьково. Государственные чиновники самого высокого уровня настаивали на строгом соблюдении кладбищенской иерархии. Но в конце концов победила последняя воля покойного.

Ваганьковское кладбище богато на сюжеты.

Ходынка, Дубровка и Бородино

Владимир Маковский, «Ходынка» (1899). Фото с сайта wikipedia.org

Почему-то именно Ваганьковское кладбище сделалось известным местом массовых захоронений. Здесь хоронили пострадавших в 1896 году в печальной памяти Ходынской катастрофе. Владимир Гиляровский писал в своем очерке в «Русских ведомостях»: «Всю ночь на воскресенье возили тела отовсюду на Ваганьковское кладбище. Более тысячи лежало там, на лугу, в шестом разряде кладбища. Я был там около 6 часов утра. Навстречу, по шоссе, везли белые гробы с покойниками. Это тела, отпущенные родственникам для погребения. На самом кладбище масса народа».

А издатель Алексей Суворин был еще точнее: «На Ваганьковском кладбище трупы лежали в гробах и без гробов. Все это было раздуто, черно, и смрад был такой, что делалось дурно родственникам, которые пришли отыскивать своих детей и родных. Одна женщина сказала мне: «Я узнала брата только по лбу»».

Здесь все, впрочем, понятно – кладбище располагается совсем рядом с Ходынкой. Но несчастными жертвами трагических коронационных торжеств дело не ограничилось.

Уже после революции здесь организовали так называемую «площадку коммунаров», на которой хоронили особенно отличившихся «борцов за народное счастье». Среди них была Лариса Рейснер. Журналист Лев Никулин писал: «Возвращаюсь к гробу, и не верю в смерть. Это не Лариса Рейснер. Я вижу девушку, косы, уложенные кольцом вокруг высокого чистого лба. Я слышу звенящий, как сталь, смех… Она войдет в историю нового мира прекрасным образом человеческой породы, человеком, стоящим на грани старого и нового миров».

Есть тут и братская могила воинов, погибших в Великую Отечественную, а также в Отечественную 1812 года, под Бородино. Захоронение жертв сталинских репрессий. Здесь же в 2002 году нашли вечный покой жертвы теракта на Дубровке.

Кладбище и не только

Кладбище, хотя и место для покойников, всегда принимало участие в жизни живых. Ваганьково не исключение. Здесь происходили романтические рандеву между Александром Герценом и его будущей женой Натальей: «Мы встретились на кладбище. Она стояла, опершись на надгробный памятник, и говорила об Огареве, и грусть моя улеглась.

– До завтра, – сказала она и подала мне руку, улыбаясь сквозь слезы.

– До завтра, – ответил я и долго смотрел вслед за исчезавшим образом ее».

Трудно поверить, но кладбище иной раз служило и подиумом для модели художника. Илья Репин писал в мемуарах: «Уговорил Сурикова поехать со мною на Ваганьковское кладбище, где один могильщик был чудо-тип. Суриков не разочаровался. Кузьма долго позировал ему, и Суриков при имени Кузьмы, даже впоследствии, всегда с чувством загорался от его серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба».

Газеты сообщали: «Если вы пойдете в воскресенье на Ваганьковское кладбище, то увидите там старосокольничье гулянье, только самоваров и самоварниц пока нет. А все остальное на лицо. Водка, которую хулиганы открыто распивают, сидя на могилах, любовные парочки здесь и там… Грызут подсолнухи, хохочут. Нашли место.

Безобразие доходит до уголовных преступлений. Хулиганы крадут цветы, положенные родственниками на могиле усопшего дорогого человека, Крадут и, видимо, подносят их тем женщинам, с которыми являются на кладбище».

Кладбище было и исповедальней, и биржей труда, и местом для романтических объяснений, и площадкой для митингов.

«Русское слово» писало: «Вчера на Ваганьковском кладбище собрался митинг рабочих. Требования полиции разойтись толпа не исполнила. Тогда были вызваны казаки, которые нагайками стали разгонять толпу. Из толпы отстреливались. Двое задержаны».

Иной раз приходилось прибегать к совсем уж крайним мерам. В апреле 1906 года «Московский листок» возмущался: «На могиле убитого в октябрьские дни ветеринарного врача социал-демократа Баумана, на Ваганьковском кладбище, собиралась молодежь, устраивались митинги, пели революционные песни. В последнее время посещение могилы превратилось, по словам московских газет, в какое-то паломничество. В виду этого администрация распорядилась срыть могильный холм, что и было на днях под руководством полиции исполнено: могилу сравняли с землей».

В день рождения Высоцкого у его памятника собирались огромные толпы поклонников – обменивались фотографиями, магнитофонными записями, после чего шли пешком на Малую Грузинскую, к дому, где он провел свои последние годы.

Грустный факт: на могиле Есенина и Бенеславской москвички кончали с собой – всего насчитывается более десяти случаев самоубийства. Отчаянный поступок, совершенной одной женщиной, увы, стал примером для многих других.

Ваганьковское население

Это кладбище возникло в 1771 году. Как в большинстве подобных случаев, причиной появления нового некрополя сделалась эпидемия – хоронить на старых, существующих на тот момент, кладбищах уже не было никакой возможности. В случае с Ваганьковым это была страшная эпидемия чумы, лишившая жизни 57 тысяч человек.

Говорят, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Название «Ваганьково», в соответствии с одной из версий, произошло от слова «ваганить», то есть «баловать, шалить, играть, шутить». Некогда здесь проживали скоморохи и шуты, которые «ваганили» при царском дворе. Впоследствии от названия местности произошло и названия кладбища.

Возможно, именно поэтому на здешнем кладбище подчас случаются истории, которые так и напрашиваются в анекдот. Впрочем, это относится к области знаний, в которую простому смертному проникнуть не дано.

Алексей Саладин, известный исследователь московского некрополя, так писал о Ваганькове: «Ваганьковское кладбище – самое обширное и наиболее посещаемое московское. Весною, после Пасхи, когда зазеленеет трава и в теплые ясные дни осени, когда золотые листья кружатся и, мелькая в воздухе, осыпают могилы, – на Ваганьковском кладбище по аллеям двигаются густые толпы народа. Кладбище это известно всей Москве, хотя оно не отличается ни богатством памятников, ни красотою местоположения или распланировки.

Популярность Ваганьковского кладбища надо искать в его населении, его обширных размерах и близости к центру города.

Поселившаяся в прежних барских кварталах Поварской и Никитской улиц интеллигенция, близко стоящая к университету, проживающие тут же поблизости артисты московских театров, богема с Бронных улиц – все это оканчивает жизнь на Ваганьковском кладбище. Потому-то здесь так много могил литераторов, профессоров, артистов».

Назвать некрополь «населением» – как это по-ваганьковски.

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново, Рязанская губерния. Впервые стихи Есенина были опубликованы в журнале «Мирок». Стал одним из самых известных поэтов в истории России. Стихотворения Есенина знакомы буквально каждому в нашей стране и до сих пор входят в обязательную школьную программу по литературе.

Выдающийся поэт прожил 30 лет. За это время он успел написать большое количество произведений, которые навсегда останутся в истории всемирной литературы. Последним стихотворением стало: «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Небольшой стих он передал Вольфу Эрлиху накануне своей смерти, и при этом, по словам Эрлиха, пожаловался, что в номере нет чернил и он вынужден был писать своей кровью. Общепринятой версией гибели поэта является самоубийство. Согласно этой версии, Есенин пребывал в состоянии глубочайшей депрессии после лечения в психоневрологической больнице. 28 декабря 1925 года его нашли повешенным в ленинградской гостинице Англетер, которая находится на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы и выходит на Исаакиевскую площадь.

В 1970-80-х годах появились версии об убийстве поэта. Для тщательного расследования этой версии была создана специальная комиссия, которая провела ряд экспертиз. Окончательное решение комиссии — смерть Есенина является самоубийством, а версия об убийстве поэта от рук ОГПУ является вымыслом.

После гражданской панихиды, которая состоялась в Союзе поэтов в Ленинграде, тело Есенина доставили в Москву. В московском Доме печати прошла церемония прощания с участием родственников и друзей. 31 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .

Посмертное стихотворение Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…»:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Надгробие С.А. Есенина на Ваганьковком кладбище в Москве

Хотите заказать красивый памятник, но не знаете где? Заходите на сайт студии мемориал-арт.рф , чтобы ознакомиться с услугами настоящих профессионалов своего дела. Памятника из гранита, мрамора и других материалов, а также скульптуры, мемориальные комплексы и многое другое.