Диоген November 19th, 2010

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.Диоген стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

Простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его.

Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Алексан др якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».

Памятник Диогену в Синопе (современная Турция)

* Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

* Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

* Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

* Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

* Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.

* Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

* Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

* Я — гражданин мира.

* Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

    Был такой древнегреческий философ Диоген. Насчт его жития в бочке, думаю, что это легендарная присказка. Жил он себе в нормальном домике, но умел обходиться минимумом в бытовых потребностях. Отсюда и поверие, что Диоген жил в бочке. По рассказам его современников, Диоген очень любил прогуливаться по ювелирным рядам Афинского базара. Его спросили, зачем он, отрицатель материального благополучия жизни, бродит по этим рядам. На что Диоген ответил, что ему очень интересно смотреть на вещи, которые ему лично и для развития человечества совершенно не нужны. К сожалению, наши современные философы никогда не смогут опуститься-подняться до его уровня. Можно только понадеяться, что Гриша Перельман из математиков перейдт в философы. Может, тогда мы получим хоть примерный ориентир, куда идти.

    Философ и житель Древней Греции по имени Диоген, облюбовал себе бочку, на греческом языке слово бочка звучит как пифос для проживания, где он мог уйти от суеты. У Диогена было много учеников, но были и враги, которые говорили ему, что он живет как собака.

    Диоген- это один из самых величайших философов того времени. Он был очень раскрепощн и уверен в себе. Сейчас в нашем мире именно с него я бы посоветовала брать пример застенчивому человеку:) Жил он в бочке, но больше всего из истории о нем мне понравилось, что, когда к нему подошл царь и сказал, что исполнит вс, чего он захочет, Диоген сказал Отойди, ты заслоняешь мне солнце!

    По преданию, древнегреческий философ кинической школы Диоген Синопский жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему естественному состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

    О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).

    Бочка перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная бочка, в которой мог обитать Диоген, это пифос большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла.

    Диоген - киник или Диоген из Синопа, древнегреческий философ, родился 412 г. до н.э, умер 13.06.323 г. до н.э. Прожил 89 лет. Диоген был учеником философа Антисфена. После смерти своего учителя Диоген переселился в Коринф. Диоген решил, что больше ни с кем не стоит общаться. В Коринфе он стал жить под открытым небом.

    Большая глиняная амфора, потрескавшаяся от времени, высотой до двух метров, которая ранее использовалась для воды вина и зерна, служила ему убежищем.

    Диоген, днем с факелом, озабочено что то разыскивал, когда его спросили о том, что он делает, он ответил Ищу человека, а не негодяя .Ко всем он относился с презрением. Без стеснения занимался у всех на глазах мастурбацией и мочился. Александр Македонский сказал о Диогене -

    Диоген говорил

    Диоген умер когда съел сырого осьминога.

    Я - гражданин мира, - сказал Диоген Синопский (V в. до н.э.).

    Диоген - древнегреческий философ. Его фамилия в переводе означает двоерожденный (от смешанного брака). Родом философ из Синопа, из знатной семьи. Жил он в Афинах и Коринфе. Еще в молодости он стал изгнанником. Горожане выгнали его за то, что он помогал отцу делать фальшивые деньги. Будущий философ превратился в странника, прибыл в Афины, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников.

    По сравнению с Антисфеном философия Дионега была более радикальной. Он ввел понятие космополитизм, отрицал необходимость семьи, законов, проповедовал общность жен и детей.

    Все в жизни Диогена изменилось. Теперь его воззрения, образ жизни, манера поведения в глазах других людей были весьма оригинальными и даже эпатирующими. Единственное, что признавал Диоген, - это аскетическая добродетель, в основе которой лежит подражание природе. Именно в достижении гармонии с ней состоит единственная цель человека. А путь к ней лежит через труд, упражнения и разум.

    Диоген призывал жить подобно первобытному обществу, с его простыми, естественными нравами, не обезображенными цивилизацией и культурой. В то же время, он считал, что людям нужна философия в качестве врача или рулевого. А ко всему остальному, что люди считали благами и нормами морали, Диоген проявлял полное равнодушие.

    Как и все киники, своим героем-покровителем Диоген считал Геракла. Философу казалось, что он призван трудиться, очищая людей от ложных идей, излишеств и предрассудков. Одно огорчало его: он считал, что мало находит людей, готовых следовать за ним. Однажды Диоген ходил по улицам с фонарем среди бела дня, заявляя, что тщетно ищет хотя бы одного настоящего человека.

    Самым известным фактом о Диогене является то, что жил философ в обычной бочке. На самом деле это не городской сумасшедший. Бочка Диогена в Коринфе стала достопримечательностью. Гости города с удовольствием останавливались у бочки Диогена и слушали размышления о несовершенстве жизни.

    Действительно, существует такая гипотеза, что греческий философ Диоген жил в деревянной бочке, посреди афинской площади, при этом, довольно успешно занимаясь философскими трудами. Однако, какого-либо реального подтверждения сему факту, к сожалению, не существует.

В разделе на вопрос Почему Диоген жил в бочке? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это
По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400-325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.
О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.) .
«Бочка» - перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка» , в которой мог обитать Диоген, это пифос - большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Клосского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.
Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира.

Ответ от Просовывать [гуру]
Он хотел показать всем, что не имеет значения местопребывание тела, главное дух человеческий!


Ответ от шеврон [мастер]
1. В то время не было деревянных бочек.
2. Он сидел в большем гляняном кувшине для вина. 3. Цитирую слова N "Он хотел показать всем, что не имеет значения местопребывание тела, главное дух человеческий! "


Ответ от скороспелка [новичек]
Многое пишут, а мне кажется, что это был способ его самовыражения, желание уединиться.
Он просто мысленно всех послал!


Ответ от Dimasss [гуру]
квартплата была высокая вот он и поселился в бочке


Ответ от D"Aramis [гуру]
Сочетание:
Курорт, здоровье, непритезательность. .
(бесшабашность)


Ответ от Владимир Терентьев [новичек]
Если бы он жил в России, Он понял бы, что человек- духовное.


Ответ от Gena Molodoy [активный]
Не хрена вы все не поймете тут. Просто был хипарем мужик.. Не как сейчас все. Машины бары бассейны.. Ему это даром не чего не нужно было.. Думайте дальше умникию


В Греции не только бочек не было, но скорее всего и Диогена никогда не существовало. Отсутствие трудов автора в оригиналах однозначно предполагает фальсификацию или фантазии некоторых более поздних авторов. Почему то наши историки совсем не допускают наличия литературной беллетристики в стиле исторической фантазии, хотя примеров есть огромное количество. Прогуливающиеся под сенью портиков или проживающие в бочках древнегреческие мыслители мимоходом совершают великие открытия, не имея никаких приборов кроме солнечных часов и измеряют расстояния делая невероятные расчеты по скорости передвижения верблюжьих караванов. Маленький народец не знающий технологий обработки металла и живущий натуральным хозяйством, видимо страшно разбогатев на продаже козьего сыра вдруг выставляет стотысячную армию тяжелой пехоты (знаменитую македонскою фалангу) и бросает к ногам своего молодого царя весь цивилизованный мир. Неважно что совершенно невозможно с помощью дерева и меди сделать копье длиной 15-17 метров, неважно, что во всей Греции той эпохи невозможно было произвести медь, бронзу, а тем более черную бронзу. Ибо невозможно сделать бронзу без развитой металлообработки черных металлов (т.е. сталь нужна) печи для добычи олова нужны из полиметаллической руды, а черная бронза это вообще высший пилотаж даже сегодня. Неважно что в 1914 г. вся Греция с большим трудом смогла поставить под ружье 84 тыс. пехотинцев. Список можно продолжать очень долго. Вся историческая наука оперирует данными придуманными на мягких диванах и в теплых кабинетах. Дайте сотне атлетов щиты весом 15 кг., каски весом 6-7 кг. копье весом 4-5 кг., доспехи медные еще на 10 кг, мечи весом 3-4 кг. три дротика весом более 1500 гр. каждый, нож, заплечный ранец с запасом еды на три дня и проведите строем под солнцем или дождем по непаханому полю, заросшему бурьяном и кустарником и вы поймете, что даже римские легионы - просто бред. Я уж не говорю о том, чтобы построить их в черепаху. Постойте с щитом весом 15 кг подняв его над головой хотя бы 10 мин. даже без всего остального. Простой пример, по ценам середины 15 века один лист пергамента стоил 17 золотых монет. Из-за страшной дороговизны книга в сто страниц имела цену среднего баронства. На чем были записаны (внезапно утерянные)оригиналы трудов римских историков? Тем более в сотни томов. Куда исчезли два корабля папирусов из Египта, которые Наполеон вывез во Францию. Что в них на самом деле записано? Зачем Великая Инквизиция сожгла ВСЕ древние книги, даже королевские библиотеки? Зачем сожгли во время реформы все летописи и рукописи на Руси?

А реально это невозможно сделать. Все уничтожено или спрятано. Можно только отрицать очевидные глупости. А в исторических опусах куда не ткнись - сплошной бред. С таким же успехом можно изучать историю по "Властелину колец". Результат будет аналогичен. Зачем далеко ходить. Я проживаю во Франции и могу с полной уверенностью сказать, что в этой стране нет свободы слова вообще, но ведь и в России ее то же нет. Одни и те же события трактуются совершенно по разному. Если убрать даты, имена и названия из текстов об одном и том же событии, то вы ни за что не поверите что речь идет об одном и том же. Даже события глобальные освещаются совершенно по разному.

Ответить

Прокомментировать

Существует всеобщая уверенность, что греческий философ Диоген жил в бочке. В правдивости этого утверждения уверены даже те, кто ничего больше о «сумасбродном Сократе» и не знает. Впрочем, чем больше всеобщая уверенность в чем-либо, тем больше вероятность того, что все было совсем не так. И в случае с Диогеном, похоже, эта закономерность тоже действенна…

Даже если Диоген и выбрал себе столь экстравагантное жилище, то это была не бочка, а пифос – большой глиняный кувшин (бочек в Древней Греции просто не существовало).

Известно, что пифосы, пришедшие в негодность, греки использовали в качестве собачьих будок, и Диоген, одно из прозвищ которого было «Собака», мог для эпатажа выбрать себе такое жильё, что, впрочем, также представляется сомнительным.

Не верится, что в таком, мягко говоря, неудобном жилище можно было сочинять философские труды и обучать учеников, которых у пользовавшегося популярностью Диогена было не мало.

Диоген в бочке. Художники не видели разницы между бочкой и пифосом.

«1. Диоген жил в маленьком домике, который афиняне насмешливо называли «пифос», то есть бочка (Соучек не прав тут, поскольку пифос, как уже отмечено выше — не бочка, а кувшин — С.М,); жилье философа казалось его согражданам весьма эксцентричным — ведь он имел много учеников и был популярен.

2. Однако Диоген имел и завистников, и врагов – один из его философских оппонентов однажды объявил: «Человек настолько злонамеренный должен бы жить в бочке, как пес».

Пифос в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья .

3. Многие годы Диоген был воспитателем детей богатого коринфского купца Ксениада, выкупившего его у морских разбойников на Крите. Когда же Диоген умер, благодарные критяне поставили на его могиле памятник: фигуру собаки из парского мрамора.

Трудно сказать, что должно было символизировать это оригинальное надгробие, однако известно, что в качестве собачьих будок в те времена в Греции служили старые бочки».

Диоген.

Заблуждаются и те, кто считает, что все анекдоты и веселые истории о Диогене имеют отношение к реальному Диогену Синопскому — одному из основателей философского течения кинизма (кстати, слово цинизм происходит от названия этой школы).

Во-первых, есть информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Во-вторых, от самого Диогена не осталось ни одного из 14 приписываемых ему философских сочинений. И получается, что Диоген из бочки (пифоса), искавший с фонарем среди бела дня человека, скорее всего очень сильно отличался от реального философа Диогена Синопского.

Диоген в поисках человека.

Кстати, не заблуждаемся ли мы в очередной раз, когда говорим «фонарь Диогена »? Откуда в Древней Греции фонари? Может, правильнее «свеча»? Или «огонь»? «Днем с огнём…» — такой вариант мне ближе.