Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова.
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, рассказу о судьбе которой посвящена одна из частей. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожаи. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Перед нами женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую долю, выпавшую женщине. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Для раскрытия авторского замысла важна отметить, что часть поэмы, посвященная судьбе Матрены Тимофеевны, названа не ее именем, а "Крестьянка". Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Этим названием подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит его не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, вторая - княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: голодом, позором, "трудом этапного пути". Но все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу.

Во второй части поэмы повествование ведется от первого лица - лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой, - спор княгини с отцом. Отец упрекает дочь в безрассудстве, та говорит о долге, а также о предначертанности своей судьбы: "так небу угодно".

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков и вне сословных рамок. Тип "величавой славянки" - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Судьба русской женщины в произведениях Некрасова
Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе – житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки… На шее – нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!”

Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж – он виноват… А вам терпеть… за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!..” — говорит героиня. В ее словах – и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, – сила духа, умение пожертвовать собой, воля – это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты

И носит песнь, слагаемая мною

Живой любви прекрасные черты.

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

(No Ratings Yet)

Судьба русской женщины в произведениях Некрасова

Другие сочинения по теме:

  1. “Величественная славянка” стала героиней многих стихов и поэм Некрасова. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от...
  2. Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова “Русские женщины” Н. А. Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В...
  3. Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания,...
  4. Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей,...
  5. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе, и...
  6. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  7. Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, “которому пределы не поставлены”, но и к родной земле,...
  8. В былине “Авдотья Рязаночка” рассказывается о храбрости обычной русской женщины, той, которая всю свою жизнь посвятила заботам за сыном, любви...
  9. Проблема эмансипации женщины входит в русскую жизнь и в литературу в 30-40-е годы XIX века. Сначала женщина заявила о своей...
  10. Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от...
  11. Это тип настоящей русской женщины, умеющей по настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Любовь Аксиньи к Григорию – это...
  12. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие народу. В них выраженные самые заветные человеческие ожидания, особенности...


ОБРАЗ
РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.НЕКРАСОВА.


Центральный
герой произведений Некрасова - народ. Его он
изображает очень ярко и с большой любовью.
Чтобы картина народной жизни была полной,
поэт изображает и тяжелый быт деревни, и
нищету городских бедняков.


Особое
место в его произведениях занимает образ
русской женщины. "Тип величавой славянки"
Некрасов пишет всегда с глубоким искренним
чувством. Эт подтверждают такие
произведения поэта, как стихотворения "Тройка",
"В полном разгаре страда деревенская...",
эпизоды из поэм "Кому на Руси жить хорошо?"
и "Мороз, Красный нос".


Первые два
стихотворения перекликаются. В
стихотворении "Тройка" поэт только
предрекает дорогу, напоминает девушке о
тяжелой доле, которая ее ждет:


Отцветешь,
не успевши расцвесть,


Погрузишься
ты в сон непробудный,


Будешь
нянчить, работать и есть.


А в
стихотворении "В полном разгаре страда
деревенская..." берется уже реальный
эпизод из жизни простой крестьянки:


Слышится
крик у соседней полосоньки,


Баба туда -
растрепалися косыньки


-

Надо
ребенка качать.


Везде надо
женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом
содержать. Тема нелегкой женской судьбы
проходит через многие произведения
Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что
женщина несет на себе двойной гнет:
помещичий и семейный. В стихотворении

"Тройка"
мы читаем горькие слова. "Будет бить тебя
муж привередник и свекровь в три погибели
гнуть" и "Не мудрено, что 1ты вянешь во
времени". Некрасов глубоко сочувствует
тяжелой (женской доле и восхищается
стойкостью, выносливостью и 1 трудолюбием
русской женщины.
I В
поэме "Мороз, Красный нос"
рассказывается о трагической
судьбе
крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои
плечи всю мужицкую и женскую работу, не
может этого вынести и погибает. Обобщил
Некрасов размышления о женской доле в поэме
"Кому на Руси жить хорошо?" в главе "Крестьянка".
Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь
поэмы, довольна тем уже, что муж не бьет ее.
Женскую судьбу сравнивает она с тремя
петлями шелку белого, красного и черного, И
горьким выводом завершает свои раздумья
Матрена Тимофеевна: "Не дело вы затеяли -
средь баб счастливую искать!"

Говоря о
горькой женской участи, Некрасов не
перестает восхищаться удивительными
духовными качествами своих героинь, их
огромной силой воли, чувством собственного
достоинства и

подлинной
гордостью, не задавленной тяжелыми
условиями жизни. Поэт, радуясь за своих
соплеменников, говорит, что "грязь
обстановки убогой к ним словно липнет".
Она "коня на скаку остановит, в горящую
избу войдет". Умеет она, сбросив с себя
повседневные заботы, и отдохнуть,
повеселиться, но зато во время работы ловка,
сильна и собранна. Такая женщина "и голод,
и холод выносит". Она строга к лентяям, к
нищим, но это не значит, что ей не
свойственны любовь, сострадание к людям.
Достаточно вспомнить,
как
всеми силами пытается вылечить Дарья
своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает
Савелию-богатырю его оплошность, приведшую
к гибели ее первенца. Она ценит в нем
свободный дух, народную мудрость, и даже
рассказывает о нем странникам, ставя его в
пример
.

Главным же
достоинством русской Женщины Некрасов
читает ее способность быть настоящей,
чуткой матерью. Забота о детях заставляет
Дарью пересилить свое горе и как-то
содержать семью. Героиня стихотворения "В
полном разгаре страда деревенская..." "из
сил выбивается", чтоб был сыт ее ребенок.
Тема материнства затронута и в
стихотворении "Соловьи". Мать учит
своих детей ценить прекрасное, любить
природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети
были счастливы. Выражая мечту всех матерей,
она говорит, что если бы были


для людей
земли, где они жили свободно, "без податей
и без рекрутщины", то "все на руках
своих детей туда бы отнесли крестьянки".
Своим личным примером воспитывает детей
Матрена Тимофеевна, "многострадальная
мать". Ее сын Федотка уже умеет
сочувствовать чужой беде: он пожалел
голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна
материнским сердцем понимает Федотку,
ограждает его чистую душу от потрясений,
принимает на себя все унизительное
наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу
детей дают силы Матрене Тимофеевне идти
искать защиты от несправедливости у
губернаторши. Поборов свою гордость, о,на
унижается перед
швейцаром,
но цели своей достигает. И нет границ
благодарности
губернаторше.
Строки: В рабстве спасенное Сердце
свободное -Золото, золото-Сердце народное! -

относятся и к
Матрене Тимофеевне.

Характеры
рус

c ких
женщин в творчестве Некрасова говорят о

силе, чистоте
и неподкупности простого народа, о
необходимости
перемен
в жизни и порядках в селах и городах, - таких
перемен,
которые
помогли бы "женщинам в русских селениях"
по-настоящему
проявить
любовь всего своего сердца.

Русская женщина всегда-была для Некрасова главной носи­тельницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий кон­траст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины - голос народа. Некрасовская героиня - человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она - символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова - «род­ная сестра» крестьянки.

Тяжелый труд, терпение, заботы явля­ются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем общест­вом, в котором она/живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непо­сильный труд, бедность:

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотво­рении «Еду ли ночью по улице темной...». Его героиня - жерт­ва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедли­вость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения «Когда из мрака заблуж­денья...». Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.

Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее лов­костью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой кре­стьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимает­ся как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на ред­кость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько су­ровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забве­ние от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием во­ли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяже­лую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорно­стью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, моло­дица?» - трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом - это подвиг как Да­рьи, так и всех женщин.

Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проис­ходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.

Шли на подвиг, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин - княгини Трубецкой и княгини Волконской - создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дво­рянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жиз­ни ни остановили их.

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! -

Этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину.

В любых условиях некрасовская женщина оставалась кра­сивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских худож­ников:

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме...

«Кто же защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщи­не. Эту. тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

— певец жизни нашего народа, писатель, что посвятил свои работы теме борьбы за свободу и счастье. В его произведениях мы прослеживаем мотивы крестьянской жизни, видим душу крестьян, восхищаемся русской природой. И вот среди всех этих мотивов, среди всех созданных образов и тем, невозможно не заметить описание судьбы русских женщин в творчестве Некрасова, когда читаешь его работы и делаешь их .

Работая над творчеством Некрасова и темой русская женщина в его творчестве, хочется написать в о том, что он один из первых стал писать о женщинах. Он один из первых стал создавать и раскрывать образы женщин, где мы видим не только описание судьбы крестьянок, но и видим женщин из высшего общества. Писатель проникает в душу как обычной крестьянской женщины, так и в душу падшей женщины и даже женщины из высшего общества, которой предначертано было стать женой декабриста. В творчестве писателя мы видим, насколько несправедлив был мир, несправедливы правила и устои, касающиеся женской половины и их прав, где даже в высшем свете женщины были в подчинении.

В своих замечательных жизненных произведениях Некрасов раскрывает образы русских женщин, показывая читателям, насколько они могут быть сильными, самоотверженными личностями, готовыми на все ради счастья, ради семьи, ради любимых.

Вот только недавно мы изучили на уроке поэму писателя , где главными персонажами выступили княгини, жившие в достатке, роскоши. Вопреки уговорам, осуждению, картинам сложной жизни, они бросают все и сломя голову идут за мужьями, что были сосланы в Сибирь. Мы видим, насколько стойкой, сильной может быть русская женщина, чей образ раскрывается в работах Некрасова.

Некрасов представляет читателям горькую судьбу женщин, описывает, какие сложности они испытывают в их бесправном положении. Например, в стихе Тройка автор пишет об озорной веселой девчонке, с мечтами и грезами. Она еще не знает, что ждет ее впереди. А вот автору известна ее судьба, ведь она такая же, как и у большинства других женщин. От сложной женской доли не убережет ни ее красота, ни ее нрав. Ждет ее неряха мужик, который будет поднимать руку на нее. Ждет ее передник, тяжеля работа, свекровь со своими нравоучениями.

Такая приблизительно судьба описана и в , где из-за несправедливости, что живет в мире, русскую женщину ждет тяжелая судьба, где приходится терпеть побои, терпеть лишения. Но, женщины сильные. Взять бы образ Матрены в произведении . Тяжести судьбы не смогли сломить ее, все испытания выдержала, а они были очень сложными. Достаточно познакомиться с разделом Крестьянка, чтобы это понять. Женщина не поддалась отчаянию, не озлобилась, а просто несет свой крест. При этом мы понимаем, что в образе Матрены автор показывает судьбу многих русских женщин, тем самым раскрывая образ женщины в своем творчестве.

Образ русской женщины в творчестве Некрасова

А какую оценку поставите вы?


Есть женщины в русских селеньях: Некрасов «Мороз, Красный нос» Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»