С подобной проблемой наверняка сталкивались многие. Попробуем обобщить те рекомендации и способы, которые активно применяются на просторах нашей необъятной родины, ибо «голь на выдумку хитра», а отечественные автомобили и производители крепежа далеко не всегда радуют нас качеством деталей и их защитой от воздействия влаги и долгой эксплуатации.

Во-первых – покупайте качественный автокрепеж . Не стоит пренебрегать даже малейшей возможностью убедиться, что приобретаемый Вами болт изготовлен с соблюдением необходимых норм, из качественного сырья и соответствует своему классу прочности. Поэтому ищем на автокрепеже «клеймо» производителя. Для автокрепежа на ВАЗ и КАМаЗ лучше всего будет увидет знак ОАО «БелЗАН» , для автокрепежа на ГАЗ, УАЗ, МАЗ и других – знак завода «Красная Этна» . Бебелевский завод славится качеством автомобильного крепежа, но и цены у него повыше, крепеж производства Красной Этны стоит дешевле, но обеспечивает стабильное качество.
При закручивании болта, шпильки или гайки стоит самому побеспокоиться о том, как не допустить «прикипание» деталей. Самые простые способы – это смазывать крепеж перед закручиванием любой слабощелочной смазкой, в самом простом случае – вазелином с графитовым порошком. Такая мера предосторожности позволяет легко открутить деталь и после нескольких лет нахождения на открытом воздухе.
Используйте качественные инструменты, и используйте их правильно. Не стоит пренебрегать нормами затяжки крепежа в тех случаях, когда они предусмотрены для данного узла. Кстати такие нормы есть практически для всего ассортимента автомобильного крепежа в зависимости от его размеров. Отраслевой стандарт затяжки резьбовых соединений Вы можете посмотреть здесь.

Но предположим, что уже поздно скорбеть о некачественном автокрепеже, и перед нами стоит задача отвернуть заржавевшую гайку или «прикипевший» болт. Что ж, еще не все потеряно, достаточно правильно подойти к возникшей проблеме.

1. Воспользуйтесь тормозной жидкостью, скипидаром, керосином, олеиновой кислотой или популярными «проникающими» смазками, например WD, чтобы подготовить крепеж к откручиванию. Полейте болт/гайку, при сильном загрязнении лучше обернуть тряпкой смоченной в этих жидкостях, можно постукивать по детали молотком, улучшая проникновение смазки в соединение.
2. Используйте для откручивания автокрепежа правильные и качественные инструменты. Используйте головки, накидные или «газовые» ключи, а не рожковые. Можно конечно использовать профессиональные инструменты из Германии , но в реальности достаточно отказаться от китайских поделок, чтобы получить приемлемый результат.
3. Откручивайте деталь «враскачку», как бы прорезая резьбу. Это также поможем более полному проникновению используемой вами смазки вглубь резьбового соединения.

Если предыдущие советы не возымели успеха, пора переходить к народным средствам:

1. Первый способ давно известен под название «русский ключ». В зависимости от размеров болта возьмите прочную плоскую отвертку или зубило и с помощью молотка попытайтесь ударами открутить упирающуюся деталь.
2. Второй способ заключается в нагреве детали с помощью сильного паяльника, промышленного фена, паяльной лампы или обычной газовой конфорки. После разогрева попытайтесь открутить болт. В некоторых случаях помогает «экстремальный» вариант – резкое охлаждение детали, но может привести к непредсказуемым последствиям.
3. В третьем случае в борьбе с автокрепежом нам на помощь приходит наука – вокруг головки болта или гайки делается бортик из воска или пластилина. В образовавшуюся чашечку кладется кусочек цинка и наливается серная кислота. В получившемся гальваническом элементе кислота разъедает ржавчину и восстанавливает железо на поверхности цинка. Гайка или болт не подвергаются воздействию кислоты, поскольку цинк более химически активный металл. Через сутки Вы скорее всего легко отвернете проблемную деталь.

Остается рассмотреть последний вопрос - что делать если крепеж был некачественным или пострадал от внешних факторов, и мы уже «сорвали» болт или гайку,а на поверхности детали у нас едва-едва торчат остатки болта или шпильки. В данном случае есть два основных способа:

1. Аккуратно привариваем гайку или какой-нибудь рычаг к остаткам крепежной детали и с соблюдением всех предыдущих рекомендаций пытаемся таки открутить ее.
2. Так же аккуратно высверливаем остатки болта и удаляем остатки резьбы из соединения.

Надеюсь, что представленная Вам «народная медицина» поможет Вам в борьбе с ржавыми деталями.
Покупайте качественный автомобильный крепеж , и помните, что скупой платит дважды.

Столкнулись с упрямым болтом? Вот что нужно сделать, чтоб открутить его…

У многих начинающих авторемонтников в начале их карьеры, да и у простых автолюбителей и обычных людей, увлекающихся техникой, рано или поздно возникал вопрос, продиктованный жестокой реальностью. Что делать? Прикипел - и ни с места!

У профессионалов такой закономерный вопрос решается быстро: более опытные работники помогут им открутить упрямый болт, обламывающий весь процесс ремонта, благо в рукаве у видавших виды ремонтников припасен не один вариант страгивания проблемного крепежного элемента. Но что делать в таком случае обычным людям? В Интернете очень много достаточно противоречивой и нередко недейственной информации. Похоже, мы нашли неплохое руководство, которое не только рассказывает, но и наглядно показывает, как побороть упрямый обломок с резьбой.

Ничего сверхсложного в операции по вызволению застрявшего болта нет (хотя мы категорически НЕ советуем использовать нижеописанные способы самостоятельно, если у вас нет нужных навыков), несмотря на то что с первого взгляда все выглядит очень непросто и пугающе. Тем не менее специфический инструмент для спасательной операции все же пригодится. Но обо всем по порядку. В видео представлены две ситуации:

1. Окончание болта возвышается над поверхностью детали на недостаточное расстояние, чтобы к первому можно было подцепиться плоскогубцами.


В этом случае мастер использует резак для автогенной резки. Понимаем, что если вы не занимаетесь ремонтом автомобилей или не работаете в автосервисе, такой инструмент вряд ли лежит у вас где-нибудь на балконе, но поскольку рассматриваемая ситуация патовая (либо выкидывать запчасть, либо обращаться к специалистам), изыскать средства производства ремонта или знающих людей, которые вам все сделают, вам все же придется. Мы данным материалом лишь демонстрируем, что это вполне рабочая операция и с ее помощью можно открутить даже самый запущенный крепежный элемент.

Что понадобится для работы? , щетка с жесткой щетиной из проволоки, автогенная горелка и средства безопасности: очки и перчатки, не пропускающие жар.


Диспозиция. В крышке распределительного механизма застрял обломок болта. Крышка сделана из алюминия, болт - стальной. Чтобы высвободить прикипевшую резьбу, необходимо нагреванием расширить внешний материал - алюминий. Поскольку алюминий при одном и том же объеме нагревается быстрее стали, с этим не возникнет никаких сложностей.

Потребуется зачистить болт от грязи и масла. Надеть защиту: перчатки и очки, включить горелку (если не умеете, то настоятельно НЕ рекомендуем использовать ее самостоятельно, обратитесь к профессионалам) и направить жар горелки на алюминий. Примерно через полминуты (мы насчитали, что автор видео обрабатывал автогеном корпус в течение 29 секунд) можно сделать первую попытку стронуть болт, покачивая его из стороны в сторону. Как только поддастся, считайте, дело в шляпе. Крутите, пока алюминий горячий и позволяет беспроблемно вынуть элемент.

Внимание, опасность! Мастер предупреждает, что крышка распределительного механизма - алюминиевая, поэтому греть ее нужно не очень сильно и недолго. Поскольку алюминий, в отличие от стали, при нагревании не изменяет цвета, вы можете не заметить, что он перегрет. Как только это произойдет, в металле могут появиться пузырьки газа, которые, лопаясь, способны нанести травму работнику разлетающимися во все стороны частичками раскаленного металла.

Плюс к этому слишком сильно нагретый металл перестанет держать форму и деталь будет безвозвратно испорчена.

Операция заканчивается на 2.55 минуте видео. откручен.

2. Следующий вариант также подразумевает наличие специфических инструментов и навыков работы с ними. На этот раз это сварка. Поэтому вновь настоятельно рекомендуем обратиться к профессионалам, если вы не умеете работать со сваркой. И тем более маловероятно, что сварочный аппарат есть у вас дома, а покупать устройство за 15-30 тыс. рублей и обучаться работе на нем, чтоб открутить один болтик, довольно странно.


Если болт обломился вровень с поверхностью, как это обычно бывает, и подхватить его плоскогубцами невозможно, на помощь придет сварка и гайка. Суть процесса показана с 3.30 минуты видео.

Вкратце теория звучит так: гайка приваривается к части болта, во время сварки стальной болт и алюминий нагреваются. нагреется несколько больше, расширится также сильнее, чем сталь, высвобождая резьбу.

Как только гайка приварена к части болта, нужно действовать. Накидываем ключ и, раскачивая из стороны в сторону, высвобождаем проблемный крепеж.

Итог: резьба цела, деталь не повреждена, от сломанного болта избавились.

Видео:

P. S. Мы привели в пример два ознакомительных способа откручивания проблемных болтов. Чтобы открутить болты в домашних условиях, ознакомьтесь со следующим нашим материалом:

Как открутить болт, гайку или шпильку, которые прикипели от коррозии или других неприятных факторов? Таким вопросом задаются многие начинающие ремонтники или автовладельцы, решившие произвести ремонт какого то агрегата самостоятельно. В этой статье будет подробно рассмотрена последовательность действий, при откручивании прикипевшего крепежа (гаек, болтов и шпилек) разными способами и что для этого понадобится.

Прикипевший болт, гайка или шпилька (покрытые коррозией) могут значительно увеличить время ремонта любого агрегата и испортить нервы ремонтнику, если не знать последовательность действий нескольких эффективных способов откручивания прикипевшего крепежа и необходимого инструмента для этого. Обычно проблемы с крепежом встречаются на деталях автомобиля или мотоцикла, которые подвержены перепадам температур.

Только после перечисленных выше действий, можно начинать пытаться откручивать гайку. При этом обязательно следует использовать накидную головку или накидной ключ, который обхватывает все шесть граней, а не обычный рожковый ключ, охватывающий всего две грани.

А ещё эффективнее использовать специальный накидной ударный ключ, который позволяет откручивать гайку или болт нанося по ключу удары (разумеется в сторону откручивания). Такой инструмент показан на фото слева или чуть выше и он очень эффективен, так как позволяет откручивать гайку с ударными нагрузками (рывками) подобно пневматическому гайковёрту. Но в отличие от пневмо-инструмента такие ключи намного дешевле.

Если же грани на гайке уже зализаны (кто-то пытался открутить до вас), то даже накидная головка может не помочь. В таком случае следует использовать специальную пасту, которая фиксирует ключ на сорванных гранях крепежа, или отвёртку в сорванных шлицах.

Такую пасту производят некоторые фирмы, в том числе и та же фирма liqui moli (её паста Schrauben-Grip показана на фото слева). Совсем немного такой пасты на носим на сорванные грани, надеваем ключ и он надёжно зафиксирован от срыва.

Если усилия, которое следует приложить для откручивания гайки не хватает, то многие ремонтники используют трубу в качестве рычага, надевая её на ключ. Использовать трубу для откручивания прикипевших гаек можно только если они накручены на болты.

Если же гайка накручена на шпильку, то увеличивать усилие с помощью рычага (трубы) не советую, так как возможно сломать шпильку и после этого предстоит возня с удалением обломка из тела головки, а это потеря времени и порой немалая (как грамотно избавиться от обломанной шпильки и с помощью каких приспособлений, подробно ).

Также можно свернуть и головку прикипевшего болта, если он вкручен в корпус детали и тоже придётся избавляться от обломка болта (но чаще в таких целях используют не болты, а шпильки).

В комплект нагревателя, показанного на фото слева, входит набор из нескольких спиралей, предназначенных для нагрева крепежа разных размеров и для других целей.

Спираль надевается на гайку (см. фото слева) и нагревает её и резьбу болта (шпильки) примерно до 800º, при этом не затрагивая другие детали машины, что очень удобно в стеснённом подкапотном пространстве, или под днищем машины, и что самое главное безопасно.

Если же нет горелки, или индукционного нагревателя, но достаточно места чтобы подлезть с «болгаркой», то одна из граней гайки аккуратно стачивается, но не до конца (оставляем примерно 0,3 — 0,5 мм), а после этого в сточенном месте гайка аккуратно разрубается тонким зубилом или крейцмейселем. Также для аккуратного разрубания удобно использовать специальный инструмент, показанный на фото слева.

Хотя как правило и рубить не приходится, так как сточенная в одном месте гайка (и нагретая от стачивания) ослабляется в месте стачивания и откручивается с гораздо меньшим усилием.

Как открутить болт . При откручивании болта, вкрученного в тело какой то детали, гораздо труднее проникнуть проникающей жидкости между витками резьбы, но и плюсы здесь тоже есть, так как грязь и вода тоже труднее проникают под головку болта и он откручивается гораздо легче.

Открутить болт, прикипевший или покрытый коррозией, тоже следует только накидным инструментом, а не рожковым ключом. И здесь не следует использовать трубу в качестве рычага, так как ослабленные коррозией болты как правило ломаются при увеличении нагрузки (срывается головка болта). И здесь желательно использовать ударные накидные ключи, показанные на фотографиях выше, да и нагрев перед откручиванием не помешает.

Как открутить шпильку . Ну и последнее — это как открутить шпильку. Такая операция бывает необходима, если на шпильке, выступающей из тела какой то детали, сорвана резьба.

Если нет возможности перерезать резьбу на номер меньше (например вместо резьбы М8 перерезаем на М7), то для выкручивания шпильки существуют специальные приспособления, например как на фото слева или в видеоролике под этой статьёй (там показаны и другие приспособления).

Однако прежде чем пускать в дело приспособления, следует также, как было описано выше, опрыскать шпильку проникающей жидкостью, а если она не поможет, то следует нагреть выступающую часть шпильки.

Вместо приспособления для откручивания шпилек (если его нет, но есть ) можно просто приварить к шпильке кусок прутка (в форме буквы Т, или приварить гайку, гайку кстати можно приварить и к обломку шпильки) и начать откручивание. Как правило нагретая от сварки шпилька легко откручивается. Так же сварку можно применять и для прикипевших гаек и болтов, приваривая к одной из граней подходящий пруток (особенно если грани «зализаны»).

Ну а как и с помощью чего выкрутить обломанную шпильку, или удалить обломок так, чтобы не испортить тело детали, я написал подробно в отдельной статье и ссылка на неё выше в тексте.

Вот вроде бы и всё, надеюсь прочитав эту статью и вооружившись соответствующим инструментом и авто-химией, такой вопрос как открутить болт или гайку, покрытые коррозией (прикипевшие), отпадёт сам собой и ремонт будет быстрым и эффективным, успехов всем.

Как открутить болт? Статья об эффективных способах с обзором инструмента, лучшего и нестандартного.

В материале рассмотрим, как открутить сорванный болт (с сорванными гранями), заржавевший болт, болт шкива коленвала, колеса, выпускного коллектора, ГБЦ и других узлах и агрегатах.

Чем открутить болт

Болты в обычном порядке откручиваются накидными или рожковыми ключами, отвертками, головками с применением воротка, трещотки или пневматического гайковерта. Однако возможны и иные варианты.

Прежде, чем открутить болт, из имеющегося инструмента надо выбрать тот, который подойдет лучше всего:

  • тонкие короткие рожковые ключи, тем более со слишком свободным (разбитым) зевом, являются худшим вариантом, от которого сразу лучше отказаться в ситуации с откручиванием ржавых прикипевших болтов (это приведет к сорванным граням);
  • накидные ключи предпочтительнее рожковых, поскольку плотнее охватывают периметр шляпки болта;
  • 6-гранный накидной ключ или головка предпочтительнее их 12-гранных версий, поскольку шестигранные имеют большую площадь давления на плоские рабочие поверхности шляпки и менее склонны срывать грани;
  • инструмент с удлиненной ручкой или дополнительной насадкой предпочтительнее короткого;
  • вороток из-за простоты и прочности предпочтительнее трещотки, т.к. для последней приложение повышенных усилий может привести к повреждению механизма (особенно это касается трещоток с большим количеством зубьев, каждый из которых меньше размером и не так прочен);
  • ударный пневмогайковерт лучше ручного инструмента;
  • в комбинации с воротком или ударным пневмогайковертом лучшим решением будет головка Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям, что исключает слизывание граней шляпки болта;
  • усилитель момента (мультипликатор) поможет приложить к большой прикипевшему болту усилие, превышающее людские физические возможности;
  • отвертка с крупной рукояткой типичной формы или Т-образная силовая лучше справятся чем традиционные компактные версии;
  • подходящий зажимной инструмент (трубный («газовый»), ключ, струбцина, тиски, плоскогубцы и т.п.) пригодятся в отсутствие ключей или при слизанных гранях;
  • при достаточной высоте шляпки в редких случаях может быть применен шпильковерт соответствующего размера.
Далее при описании способов мы покажем, чем открутить болт из нетипичного инструмента.

Прочную головку Super Lock для болтов колес стоит приобрести и возить с собой в машине постоянно, поскольку колесный крепеж часто получает повреждения при сезонной замене шин и способен доставить серьезные затруднения владельцу автомобиля на дороге в случае прокола.

В какую сторону откручивать болт

Чаще всего используются болты с правым направлением резьбы: откручивать их нужно против часовой стрелки (смотрим на болт со стороны шляпки). Болт с левой резьбой откручивать по часовой стрелке.

Определяясь, в какую сторону откручивать болт, достаточно внимательно посмотреть на него:

  • сбоку виден наклон витков резьбы болта под малым углом – откручивать болт в сторону, в которую «поднимается» резьба;
  • даже если резьбовая не видна, можно определить направление по торцевой части гайки (или сквозного резьбового канала, в котором сидит болт) в месте выхода последнего витка ее внутренней резьбы.
При отсутствии видимых признаков, когда видна только плотно прижатая к поверхности детали шляпка, начать откручивание лучше против часовой стрелки, если нет результата, то попробовать против.

Как открутить сорванный болт

Болт с сорванными гранями открутить можно несколькими основными способами:
·

  • использовать головку Super Lock, которая воздействует на плоскости, а не на грани;
  • зажать сорванный болт в трубном ключе (в тисках, струбцине, плоскогубцах и т.п.) и открутить им;
  • сделать пропил в головке и открутить мощной отверткой;
  • совместить два предыдущих способа, используя и зажимной инструмент и отвертку, что позволит приложить усилие двух рук;
  • обточить шляпку под ключ меньшего размера;
  • применить специальный инструмент – экстрактор (похож на метчик, рабочая часть конусная, направление резьбы противоположное резьбе шпильки): засверлить по центру отверстие нужного диаметра и глубины примерно 2/3 от длины рабочей части экстрактора, вставить экстрактор и вращать с усилием до выкручивания болта;
  • высверлить по центру шляпки отверстие не глубже высоты шляпки, вбить в него насадку TORX (Е-профиль, или иную подобную с продольными ребрами) и за хвостовик насадки выкрутить;
  • забить сверху на шляпку болта со слизанными гранями подходящую по размеру гайку большего размера, внутренний диаметр которой позволяет посадить ее в натяг, для дополнительной фиксации засверлить углубление в зоне соприкосновения гаек, вставить туда подходящий металлический стержень в качестве шпонки для исключения проворота, открутить болт, применив инструмент по размеру гайки большего диаметра;
  • надеть гайку большего диаметра и приварить ее к шляпке болта сварочным полуавтоматом, открутить большую гайку вместе с приваренным к ней болтом.
Как видно, открутить болт с сорванными гранями не так уж и сложно.

Как открутить сломанный болт

Информацию о том, как открутить сломанный болт, у которого нет шляпки, можно получить из статьи «Как выкрутить шпильку: 25 эффективных способов и приемов», которая размещена в разделе «Полезное» на сайт.

Как открутить заржавевший болт

Открутить ржавый болт легче, если иметь доступ к резьбовой части. Как правило такая возможность есть со стороны конца, на который накручивается гайка (болт насквозь проходит через скрепляемые детали), реже – со стороны шляпки, когда она не плотно прилегает к скрепляемой поверхности. Действовать надо следующим образом:
·

  • доступную резьбу нужно тщательно очистить от ржавчины металлической щеткой, удалить загрязнение;
  • нанести на резьбу проникающий состав WD-40, «Жидкий ключ» и их аналоги (таким образом, чтобы нанесенный состав стекал сверху вниз в зону прихвата резьбы ржавого болта), дать составу поработать минут 20, если иное время не указано производителем средства;
  • используя имеющийся инструмент, приложить усилие в направлении откручивания;
  • если болт не поддается, то применить метод расхаживания, попеременно прилагая силу как на закручивание, так и на закручивание;
  • если указанные действия не привели к положительному результату, то применить замачивание в проникающем или химически активном по отношению к ржавчине препарате на длительное время.

Как открутить болт с отмачиванием

Суть метода в воздействии на ржавую резьбовую часть болта проникающим или химически активным по отношению к ржавчине составом в течении достаточного времени длительного.

Основные методы:

  • обильно смочить ржавый крепеж в зоне резьбы активным средством, обмотать доступный резьбовой хвостовик болта смоченной в этом средстве ветошью или положить ее сверху (чтобы химия стекала по резьбе сверху вниз), плотно закрыть для исключения высыхания, при необходимости каждые несколько часов добавляя свежее средство;
  • окунуть крепеж в химию полностью, используя ее большой объем подходящую тару.
В качестве средства для отмачивания ржавого крепежа могут применяться:
  • специальные проникающие составы WD-40, «Жидкий ключ» и аналоги;
  • керосин, бензин, очиститель карбюратора, размораживатель замков, тормозная жидкость и другие, из гаражного запаса;
  • преобразователь ржавчины;
  • химически активные по отношению к ржавчине составы – столовый уксус, йод, кока-кола и т.п.

Как открутить прикипевший болт

Перед тем, как открутить прикипевший болт, необходимо выполнить подготовительные шаги, которые могут облегчить ход дела:

  • ударить молотком по шляпке вдоль оси болта;
  • применить раскачивающее обстукивание молотком по боковым рабочим плоскостям по окружности шляпки болта;
  • если есть возможность, то нагреть скрепленную деталь в зоне резьбового канала и попробовать открутить на горячую (если с первого раза не помогло, то повторить нагрев несколько раз).
В последнем случае для нагрева можно использовать спички, восковую свечу, зажигалку, горелку от газового баллончика, паяльную лампу или газовый резак (последний крайне осторожно, на достаточном расстоянии, чтобы не повредить деталь).

Открутить болт, который не хочет откручиваться, прикипевший, можно применив проникающую смазку с комбинации с иными способами повышения силового воздействия.

Как открутить болт без отвертки

Если головка болта под отвертку, но ее самой под рукой нет, то возможны следующие варианты:

  • зажать головку болта в тисках, плоскогубцах, зажимных пассатижах или ином подобном инструменте биту из имеющегося набора;
  • если крестовой или иной фигурной биты нет, то применить метод с пропилом шляпки под плоскую отвертку или обточка головки под ключ (обточить напильником, борфрезой или шлифмашинкой противоположные стороны шляпки до образования параллельных плоскостей достаточной площади);
  • при отсутствии плоской отвертки или биты использовать любой подходящий или специально обточенный в размер предмет из закаленной стали - зажатый в перечисленном выше инструменте, он выполнит роль жала отвертки;
  • при массивной головке болта можно применить способы с креплением сваркой или на шпонку большой гайки, или иным подходящим способом из описанных выше.

Как и чем открутить болт под звездочку или шестигранник без ключа

Нередко болт под звездочку или шестигранник имеет круглую форму головки. Как и чем открутить болт без ключа? Можно рассмотреть любой из подходящих способов, которые были указаны выше, для откручивания болтов с сорванными гранями.

Как открутить труднодоступный болт

Перед тем, как открутить труднодоступный болт, необходимо подготовить специальный инструмент:

  • ключ или трещотка с короткой рукояткой;
  • трещотка с большим количеством зубьев в механизме (дает малый угол поворота, что актуально в стесненных условиях);
  • удлинители к головкам;
  • карданчики;
  • гибкие приводы для головок.
Если планируется регулярная работа с труднодоступным крепежом, то перечисленный инструмент лучше купить, в составе набора или поштучно под фактические задачи. Для однократного применения можно попросить необходимое на время.

Заключение

Перед тем, как открутить болт, необходимо очистить резьбовую часть от ржавчины и загрязнений, применить проникающий или химически активный по отношению к ржавчине состав, выбрать из имеющегося инструмента то, что подойдет наилучшим образом и только после этого прикладывать усилия.

Применение чрезмерной силы и использование неподходящего инструмента скорее всего приведут к повреждению шляпки болта, поломке болта или инструмента.

Рассматривая, как открутить болт, сразу выбирайте наиболее эффективное и надежное решение из доступных.

Используемое повседневно оборудование имеет конструкции, соединённые крепежными элементами. Ремонт либо техническое обслуживание требует демонтажа определенных узлов и агрегатов. Крепежные болты со временем могут быть испорчены или сорваны. Открутить узел с сорванными гранями бывает непросто, в силу расположения, плохой доступности. Зачастую проблемы создают слизанные грани и коррозийные процессы, формирующиеся при эксплуатации.

Cпособы извлечения болтов с сорванной резьбой

Для извлечения испорченного болта или гайки необходимо провести ряд подготовительных процедур. Созданные условия помогут при последующей работе, сохранят в целости узлы агрегатов.

  1. Нанести на прилегающие поверхности жидкость, которая способствует меньшему трению резьбовых соединений. В ассортименте хозяйственных магазинов имеется масса специальных средств, однако возможно использовать тормозную жидкость или керосин.
  2. Снижение стойкости крепления достигается несколькими точными ударами молотком. Необходимо контролировать силу, иначе существует риск сломать крепление, тем самым замедлить процесс извлечения.

Как определить, каким инструментов возможно с сорванными гранями. Перед работой, необходимо грамотно подобрать инструмент, оценить состояние сорванных креплений. Существует несколько основных способов для извлечения:

  • При отсутствии вокруг зоны действия других элементов, возможно использовать газовый ключ. Инструмент используется при соответствии с размером детали, слишком большим ключом открутить мелкий сорванный элемент не получится.
  • Подобрать головку с гранями, подходящими для излечения, размер головки должен соответствовать конструкции.

Как открутить сорванный болт

При недостаточной площади захвата для трубного ключа, попытки использовать инструмент в данной ситуации практически бесполезны. Необходимо использовать напильник, для изготовки граней на сорванном изделии меньшего диаметра. После удачной обработки, подбирается ключ или головка нужно диаметра, плавно откручивается сорванный элемент.

Использование молотка совместно с зубилом может облегчить труд, необходимо сделать насечку и точными ударами производить откручивание инструментом. Данный способ считается действенным, так как воздействует ударная сила в нужной стороне. Как только визуально можно определить, что процесс сдвинулся с места, можно использовать подходящий накидной ключ или головку.

При наличии под рукой сварочного аппарата, необходимо наварить гайку на шляпку, затем резким движением возможно открутить сорванную часть. В тех случаях, когда гайку наварить не представляется возможным из-за нехватки места, наваривается кусок метала для дальнейшей обработки граней.

Как выкручивается элемент соединения с сорванными гранями расскажут опытные мастера, некоторые просто приступают к высверливанию не теряя времени. Действенный способ – устранить шайбу между болтом и площадью зажима. Молотком наносятся удары по зубилу, установленному на гайке.

Как открутить болт с головкой под шестигранник или звездочку

В автомобильной промышленности, другом оборудовании часто используются болты под шестигранный инструмент. Как вывернуть сорванную шляпку, у которой сорваны грани:

  • Изготовить горизонтальную насечку болгаркой или напильником на шляпке. Для откручивания сорванного винта при данном случае используется крепкая отвертка.
  • Использование специальной звездочки TORX, которая вбивается в шляпку. Насадка подбирается по размеру, чуть большему сорванной шляпки, для прочного соединения между стенками.
  • Набор экстракторов, который возможно приобрести в хозяйственном магазине. Перед использованием экстрактора, высверливается отверстие сверлом в основании болта, затем вводится экстрактор, винт извлекается плоскогубцами или специальным зажимом.
  • Использование сверла с левым вращением, немного меньшим по диаметру отверстия. Работы инструментом производится в реверсном режиме, при таком способе возможно испортить резьбу.

Сорванные гайки выкручиваются сложнее, так как при работах существует вероятность повреждения резьбы. Наиболее простым способом является применение химических средств, обработка поверхностей очищается и обрабатывается средством на 15 минут. При сорванных гранях применить ключ или головку невозможно. В таких случаях, используется зубило, которым разрушается основная часть гайки, затем извлекается и происходит замена на новую гайку.

Как извлечь болт, если головка отломилась

Сломанная головка конструкции может доставить немало хлопот при работах. Как действовать при такой сложной ситуации, не прибегая к использованию серьезного инструмента. При небольших размерах элемента, возможно сделать надпил болгаркой, углубление которого позволит использовать отвертку с острыми гранями. Для выполнения более сложных работ понадобиться экстрактор, дрель и развертка. Основание резьбового соединения высверливается ровно посередине, после изготовления отверстия, ввинчивается инструмент против часовой стрелки.

При выполнении последовательных действий, выкрутить испорченный элемент конструкции не составит труда даже тем, кто впервые сталкивается с данной проблемой. Необходимо грамотно оценить ситуацию, использовать инструмент хорошего качества для продуктивного результата.

Как высверлить сломанный болт

Для работ используется сверло из качественного материла. Размер необходимо подбирать в соответствие с сорванными гранями, диаметр сверла не должен быть больше отверстия. Качественное сверло отличается повышенной ценой, но его использование исключает быстрый износ и возможность поломки при процессе работы.



Использовать инструмент стоит не спеша, перед выполнением поставленной задачи, грамотно оценить ситуацию. Необходимо следить за положением инструмента в процессе работы, высверливание производится строго по центру, без отклонений в разные стороны.

Как открутить прикипевший болт

Техническое обслуживание автомобиля или другого оборудования происходит при агрессивной окружающей среде. В соединения попадает влага, которая действует на вред металлу, создавая условия для образования коррозии. Как результат крепежные узлы в соединениях прикипают, открутить детали в таких ситуациях кажется невыполнимым заданием. Некоторые мастера не используют средства и подготовительные работы, что приводит к поломке шляпки или резьбы болта.

Каждая ситуация требует отдельного подхода, следует оценить тип повреждений как крепления, так и резьбы перед выполнением поставленной задачи. Существует несколько основных способов, как открутить прикипевший болт.

Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

Один из действенных способов – постукивание молотком по шляпке сорванной конструкции.

Используется молоток как в паре с накидным ключом, на который прилагается усилие для откручивания. Операцию необходимо производить с предельной осторожностью, так как возможно испортить грани шляпки, что станет еще большей проблемой. Обычно заржавевшие болты заменяются новыми, при отсутствии такой возможности, следует удалить загрязнения и следы коррозии, смазать специальной смазкой резьбу.

С помощью растворителей

Существует множество растворителей разных категорий в продаже. Разнообразие применения таких элементов, как Уайт-спирит, горючее топливо и даже кока-колу. Наиболее действенным химическим средством для откручивания сорванных элементов является WD-40 и разновидности. Жидкостью обрабатывается зона конструкции, если отверстие сквозное, необходимо залить обратную часть.

Для ускорения процесса необходимо обмочить тряпку химическим раствором, обработать соединение, простучать для удаления верхних слов ржавчины.

Термический способ

Более серьезные коррозийные отложения не всегда поддаются обработке химическим способом. Такие соединения нагревают газовой горелкой до раскаленного состояния, резко охлаждают водой. При термическом воздействии, металл расширяется, затем резко сужается, что дает возможность выхода отложений через резьбовое соединение.

Использование горелки не всегда рационально, так как возможно повредить лакокрасочное покрытие и близкорасположенные узлы. Следует с осторожностью работать вблизи топливной системы, так как пары бензина могут воспламениться и привести к необратимым последствиям.

Как открутить слизанный болт

При работе с соединениями, встречаются ситуации, когда резьба прокручивается в посадочном отверстии. При этом случае используется гвоздодер, его вставляют между шляпкой и корпусом, затем производится откручивание натянутого болта. При работе с креплениями малого диаметра, возможно использовать отвертку как рычаг, шляпка откручивается кусачками или бокорезами с небольшим усилием.

После удаления испорченного болта, необходимо проверить отверстие на целостность резьбы, для установки нового соединения. В случае плохого состояния резьбы используется метчик. Инструмент вставляется в отверстие до упора, далее нарезается новая резьба. Если состояние отверстия не подходит для нового соединения, диаметр увеличивается за счет использования метчика большего размера. После работы возможно подобрать крепление размером, как выполненное отверстие.

В ситуациях со слизанными гранями шляпок, помогут вышеперечисленные способы. Существует множество типов соединений и отверстий. Для выполнения работ, необходимо иметь некоторые навыки, подготовленный инструмент. Каждая ситуация требует отдельного подхода и определенной подготовки, только в таких условиях, возможно достичь результата.