Святая великомученица Екатерина (греч. – всегда чистая) была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Настоящее имя Св. Екатерины — Доротея . Она родилась в 294 году в Александрии. К 18 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась не только редкой красотой, но и глубоким знанием риторики, философии, медицины, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но тщетно. Екатерина сказала, что выйдет замуж лишь за того, кто будет подобен ей по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости.

Икона Св. Екатерины

Мать святой Екатерины, тайная христианка, повела девушку за советом к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Святой старец, выслушав святую Екатерину, сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его – неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.

В глубокой печали девушка вновь пошла к старцу. С любовью научив ее тайнам веры Христовой, он совершил над ней таинство святого Крещения. После крещения она получила имя Екатерина. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и, дав ей прекраснейший перстень, сказал: «Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха». Когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дар Небесного Жениха.

Джованни ди Паоло, «Мистическое обручение св. Екатерины», Музей Метрополитен, Нью-Йорк, ок. 1460

Как раз в то время, как Екатерина сподобилась стать Невестою Христовой, в Александрию на большой языческий праздник приехал сам император Максимин Даза (305-313), язычник и преследователь христиан, признававший лишь жизнь во имя удовольствия, не помышлявший о чистоте душевной и тяжести греха.

Город готовился к празднику. Александрию наполняли шум толпы, разнузданные песни жрецов, крики жертвенных животных, всюду кровью курились жертвенные алтари, город наполнился смрадом и дымом. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа. По приказу Максимина евнухи рыскали повсюду и если находили где красивую девушку или замужнюю женщину, то ни отцы, ни мужья не имели уже над ней власти. Он дошел до такой крайности, что без его позволения никто не смел жениться, и каждый должен был предоставлять ему права пользования первой ночью. Он не мог миновать ни одного города, чтобы не обесчестить женщин и не похитить девиц (Евсевий: «Церковная история»; 8; 14).

Видя такой разгул и болея за души своих сограждан, Екатерина в сопровождении нескольких слуг явилась в языческий храм к царю и обратилась к нему с пламенной речью, призывая одуматься и не губить душу свою и своих подданных кровавыми ритуалами, посвященными тем, кто не был богами, а были лишь людьми и не всегда праведными. Екатерина убеждала Максимина в том, что римские боги не более, чем люди, и все римские же философы и мудрецы видели в них людей, обуреваемых страстями и пороками, а потому нельзя в их честь проливать кровь невинных жертв, но что есть Бог, единый и великий, волею которого дела делаются и цари царствуют и Он не требует жертв и подношений, а требует лишь исполнения заповедей Его, мира и смирения грехов.

Максимин не нашелся, чем ответить девушке. Красота святой Екатерины пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Между самыми высокими умами эпохи и Екатериной состоялся теософский диспут, во время которого она разбила всю аргументацию языческих мудрецов в пух и прах. На все их доводы о святости римских богов Екатерина находила опровержения из римских же книг, где мудрейшие и авторитетнейшие римские мыслители и прорицатели предрекали пришествие и веру Иисуса. Мудрецам не было чем достойно ответить ученой и просветленной деве и они смиренно приняли Истину Христову, за что разочарованный Максимин повелел всех их предать огню.

Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениями, а затем бросил в темницу. Императрица Августа, жена Максимина, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, пожелала взглянуть на нее. Вместе с военачальником Порфирием и отрядом из 200 солдат императрица ночью пришла ко святой в темницу. Побеседовав с ней при свете сияния, исходящего от лица девушки, они тоже уверовали во Христа. Екатерина пробыла в заточении 12 дней. Все это время голубь приносил ей пищу, на 12-й день явился Сам Христос в окружении ангелов.

Видя тщетность попыток убедить святую отречься от веры, Максимин по совету придворного приказал построить необычное орудие пыток, состоящее из 4 колес с острыми гвоздями. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество и получил отказ.

Екатерину приговорили к усечению мечом и казнили на следующий день. Когда ей отсекли главу, то из раны вместо крови истекло молоко. После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас её имя.

Левая рука святой Екатерины

Примерно три века спустя, в VI веке, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, по откровению свыше, поднялись на гору и обрели там честную главу и левую руку святой мученицы, которую они опознали по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом. Они спустили мощи вниз и с почестями поместили в золотую раку в новосозданном храме Синайского монастыря.

Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове

После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространения её почитания монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название - монастырь Святой Екатерины .

В алтаре главного храма монастыря, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся ныне два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Святую главу невесты Христовой покрывает золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом - Христом. Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

Почитание святой Екатерины

Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. Великомученица Екатерина считается покровительницей учащегося юношества, богословов и философов, а также Парижского университета.

Святую Великомученицу почитают даже некоторые из язычников. Например, забайкальские монголо-буряты.

В России на месте явления царю во сне Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили две императрицы.

Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твёрдо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:

— Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.

Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:

— Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.

Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.

— Знаю я, — сказал он ей, — одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, — она смутилась, изменилась в лице и спросила старца:

— Правда ли всё то, что он ей говорит?

Он отвечал, что всё это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его:

— Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

Старец ответил ей:

— Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

Екатерина спросила старца:

— Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?

— Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, — ответил ей старец, — то сподобишься узреть пресветлое Лице Его.

Екатерина сказала ему на сие:

— Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.

Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:

— Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой — Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя.

Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:

— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:

— Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

Тогда Христос отвечал:

— Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.

Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.

Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:

— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?

Господь ответил Пречистой Матери Своей:

— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Тогда Екатерина пала на землю и воскликнула:

— Недостойна я, преславный Владыка, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя с рабами Твоими.

В это время Пресвятая Богородица взяла правую руку отроковицы и сказала Сыну Своему:

— Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Своего.

Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:

— Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.

После сих слов Христа Господа, видение окончилось. Отроковица пробудилась и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе, и Его одного желала, о Нем одном поучалась наяву и во сне.

Вскоре после того, как Екатерина обратилась в христианство, прибыл в Александрию нечестивый царь Максимин, имевший ревность не по разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и бессловесным. Желая устроить в честь сих богов торжественный праздник, он разослал по окрестным странам и городам приказ собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Собралось бесчисленное множество людей, причем каждый вёл, кто что мог, для жертвоприношения: кто волов, кто овец, а кто был не в состоянии, те принесли птиц, или еще что-либо подобное. Когда наступил день мерзкого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, — князья и вельможи меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалаемых животных и смрадом от приносимых жертв; повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом. Когда сие происходило, благочестивая и прекраснейшая Екатерина, при виде такого пагубного соблазна душ человеческих, жестоко была уязвлена в сердце своем, скорбя об их погибели. Горя Божественною ревностью, она взяла с собою нескольких рабов и пошла в храм, где безумцы приносили жертвы. Когда она встала в дверях, то все устремили на нее свои взоры: ибо она блистала своею необычайною красотою, которая свидетельствовала о ее внутренней красоте душевной. Она велела известить царя, что имеет сказать ему весьма нужное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, потом сказала:

— Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя своему мудрецу Диодору , который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, но, думая, что самая вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им, как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя сим учителям своим, и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Его единым словом всё было создано и сохраняет свое бытие. Сей всесильный и преблагий Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закаланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.

Слыша сие, царь воспламенился сильным гневом и сначала долго хранил молчание. Потом же, будучи не в силах ответить на ее слова, сказал:

— Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношение, а потом мы послушаем твоих речей.

Окончив свое богопротивное торжество, нечестивый царь велел привести святую Екатерину в свои царские палаты и сказал ей:

— Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде?

— Я царская дочь, — отвечала святая, — называюсь Екатериною. Прежде я с великою любовью занималась различными науками: изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но теперь всё сие я презираю, как занятие суетное и бесполезное, и соделалась невестою Владыки Христа, Который чрез Своего Пророка Исаию сказал:

«Мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:14).

Царь дивился ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательною красотою и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотою и смотря на нее бесстыдным взором, начал говорить соблазнительные слова. Святая же, проникая его беззаконные помыслы, сказала ему:

— Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землею и прахом; Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такою красотою, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.

Царь озлобился сими словами ее и сказал:

— Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.

Но святая возразила ему:

— Если ты желаешь хотя немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми всё ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его, или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.

Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:

— Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений, и уверуешь в наши учения.

Сказав сие, он приказал со всею строгостью стеречь святую девицу. Сам же тотчас послал по всем подвластным городам такое предписание:

— Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу , и кто призывает наставниц разуму — муз , соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд.

И вот собрались, в количестве пятидесяти человек, избранные и мудрейшие витии, отличавшиеся большою остротою ума и великою силою в слове. Царь обратился к ним с такими словами:

— Приготовьтесь со всею тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицею так, чтобы вы могли преодолеть ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите всё ваше старание и покажите вашу мудрость так, как бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона . Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд, и вместо даров вы примете мучительную смерть.

На эти слова царя один, самый славнейший и мудрейший, вития ответил:

— Не опасайся царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве, и быть вполне искусною в красноречии; повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.

Услышав эту хвастливую речь философа, царь успокоился и возвеселился, надеясь, что нечестивый и надменный язык ученых победит исполненную кротости и Божественной премудрости девицу. Он тотчас повелел привести ее к себе. Собралось также множество народа слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами. Но прежде, чем посланные успели придти к Екатерине, явился ей с небес Архангел Михаил и сказал:

— Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.

Сказав сие, Ангел отошел.

Между тем к Екатерине пришли посланные царем и, взяв ее, привели к царю и философам на зрелище всем. И тотчас тот самонадеянный философ, который прежде так похвалялся, с гордостью обратился к святой Екатерине:

— Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь богов наших?

— Я, — кротко отвечала ему святая, — но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги — ничто.

Тогда философ сказал ей:

Тропарь, глас 4:

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою.

Плутарх Херонейский - знаменитый греческий историк. Херонея - город в Средней Греции.

Гермес (Ермий) или Меркурий считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов и был одним из популярнейших языческих богов. Так, невежественное народонаселение городов Листры и Ликаонии было настолько поражено чудесами Апостолов Павла и Варнавы, что назвало Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. (Деян.14:12).

Богини, считавшиеся покровительницами наук и искусств.

Платон - известный греческий философ IV века до Р. Хр., современник и учитель известного греческого философа - Аристотеля. Платон - ученик знаменитого и славного философа Сократа. Замечательно то, что в своих философских воззрениях Платон, особенно в учении о Боге, творении мира в загробной жизни, близко подходит к христианскому учению.

Здесь разумеются Гомер, Виргилий и другие поэты. Вообще, сказания о своих богах язычники, главным образом, почерпали из поэтических произведений.

Гомер - один из ученейших и славнейших поэтов греческих, живший задолго до Р. Хр. Написал знаменитые поэмы: «Илиаду» и «Одиссею».

Зевс (или Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.

Орфей - легендарная личность, которая пользовалась особым уважением у язычников.

Аполлон или Феб, - сын Зевса и Латоны, один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего.

Особенно дико казалось язычникам, что христиане покланялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему то и Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (т. е. язычников) - безумие (1 Кор.1:23).

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди.

Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова.

Аполлоний Тианский - языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма.

Багряница - длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана.

Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей).

Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа.

Адамант (алмаз) - камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера.

И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле, и были открыты лишь спустя 200 слишком лет. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30–40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной Византийским императором Юстинианом, за 800 верст от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта возвышенность достигала до 1200 сажен; но отшельники, движимые религиозным одушевлением и вспомоществуемые благодатиею Божиею, победили все трудности пути и скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Их положить сюда только и могли Ангелы. - Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только глава ее и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой, тогда же торжественно перенесенные в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом, замечательном по своей древности, монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку. Но этот дар хранится в ризнице. «Страх от жадности мусульман, от огласки путешественников, - замечает известный епископ Порфирий, бывший на Синае, - приучил синаистов таить эту драгоценность». В настоящее время св. мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом - Христом. В раке святые части мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит толстый пласт ваты, проникнутый благоуханием святыни. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они поставляются среди храма, вместе со многими другими останками святыни, на столе, нарочито для сего приготовленном. Мощи св. Екатерины для дальнего поклонника открываются во всякое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

Память святой Екатерины чествуется во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем; весьма многие из православных и инославных христианок носят ее имя. Слава этой мученицы была велика и в древности. Павла, знаменитая римлянка, основавшая монастырь в Вифлееме в 386 году, посвятила в нем храм муч. Екатерине, о которой св. Епифаний говорил Павле, что Екатерина родилась на острове Кипре, в гор. Саламине, в его епископии, оттуда перешла в Александрию, была в св. местах в Иерусалиме, пред яслями в Вифлееме дала обет девства и получила от Христа перстень. На Западе она считается покровительницею учащегося юношества, особенно философии. Святую великомученицу почитают даже некоторые из язычников, например: монголо-буряты забайкальские.

Т. е. Августу, жену Максимина.

Что касается службы великомученице и церковных песнопений, в честь ее составленных, то они относятся к глубокой древности. В IX веке Феофан Никейский, известный христианский песнопевец, и неизвестный монах Вавил написали многие песни в честь великомученицы Екатерины, которые ныне православною Церковью и поются 24 ноября, в день ее преставления. Преподобный Феофан написал в честь св. великомученицы канон, краестрочие которого заключает следующую мысль: «Екатерину приснопамятную песньми пою».

Святая Екатерина, чью память Церковь празднует 7 декабря по новому стилю, является одной из самых почитаемых святых во всем мире. В Восточной Церкви ей молятся как целительнице и предстательнице пред Господом при исходе души, в западной традиции считается покровительницей учащихся. В честь великомученицы Екатерины строятся храмы, монастыри, иконография святой развита и многообразна.

Житие

Согласно наиболее древним из сохранившихся источников, святая Екатерина родилась в конце II века в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду. В 305 году император Максенций (или Максимин) издал указ, согласно которому все жители близ лежащих земель должны были собраться в Александрии для принесения жертвы языческим богам. Святая Екатерина решила доказать императору ложность языческой веры и явилась во дворец. Для диспута со святой царь пригласил 50 мудрецов-риторов, но они не смогли опровергнуть слова Екатерины и сами уверовали во Христа, за что и были приговорены императором к сожжению на костре. Вскоре и сама Екатерины была взята под стражу и приговорена к пыткам. Святую, находящуюся в темнице посетила жена императора Августа с военачальником Порфирием и отрядом солдат, и также, послушав речи Екатерины, уверовали во Христа.

Екатерина находилась в темнице двенадцать дней, пищу ей приносил голубь. А на двенадцатый день святой явился Христос в окружении ангелов. Видя стойкость Екатерины, Максенций велел построить необычное орудие пыток, состоящее из четырех колес с острыми гвоздями. Когда орудие пыток было готово, Екатерину привязали к колесу и уже были готовы начать пытку, как вдруг чудесным образом механизм был разрушен, и колеса раскатились в разные стороны. Максенций пришел в гнев, и велел предать Екатерину жестоким мучениям. Императрица Августа попыталась заступиться за Екатерину, но жестокий император, приказал и её пытать, а затем казнить. В тот же день мученическую смерть принял и Порфирий со своим отрядом. Саму Екатерину казнили на следующий день усечением головы мечом, и вместо крови из раны потекло молоко.

Перед самой казнью, святая, видя множество народа, скорбящего о ней и провожавшего его, обратилась к Господу с молитвой, чтобы тело ее не осталось на земле и чтобы всем, помнящим её и обращающимися к ней в молитве, были дарованы земные блага, прощение грехов и упокоение после кончины.

Спустившиеся с неба 4 ангела перенесли тело на гору, соседнюю с горой Синай. По преданию, мощи святой были обретены около 800 г. на вершине горы, которая стала впоследствии называться горой Святой Екатерины и перенесены в Синайскую обитель, которая со временем стала называться её именем.

В древнейших редакциях жития святой Екатерины нет однозначного описания принятия ею христианства. Сюжет мистического обручения со Христом встречается впервые в XV веке в английских переводах жития. Согласно описываемой там легенде, Екатерину принуждали к замужеству, и она поставила условие, что выйдет замуж только за того, кто будет равен ей в уме, красоте, богатстве и знатности рода. Тогда мать Екатерины, которая была христианкой, отвела её к некому подвижнику, который рассказал о том, что знает Человека, который превосходит её по всем критериям, дал икону Пресвятой Богородицы с Младенцем и велел перед ней молиться. Во время молитвы Екатерине явилась Божья Матерь с Младенцем, который даже не захотел взглянуть на святую и отвернулся от неё, сказав, что она сможет увидеть своего Жениха только послушав старца и сделав, как он велит. Тогда Екатерина отправилась к подвижнику, который наставил её в вере и крестил. Вскоре Екатерине опять явилась Богородица с Младенцем на руках, который на это раз повернулся к Екатерине и надел её на палец обручальный перстень.

Иконография

О великомученице Екатерине в кратком толковом иконописном подлиннике говорится: «Святыя Великомученицы Екатерины. Постради в лето 5804: риза лазорь, испод (нижняя одежда) бакан (органическая краска темно-красного цвета), в деснице крест». По краткому подлиннику Филимонова описание её изображения выглядит следующим образом: «На Екатерине риза лазорь, испод бакан, в правой крест, левая молебна, персты вверх». В позднейших редакциях подлинников говориться следущее: «…на голове венец царской, власы просты, аки у девицы, риза лазорь, испод киноварь. Бармы (украшения на одежде) царския до подоля, и на плечах, и на руках; рукава широки. В правой руке крест, а в левой свиток…».

Таким образом, традиционно великомученица Екатерина изображается в богато украшенной царской одежде (как описывается в иконописном подлиннике – нижняя одежда – красная, верхняя – синяя), с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытой голове – корона. Корона символизирует и царскую власть и мученический венец. Синий и различные оттенки красного – являются царскими цветами.

Иногда святая Екатерина изображается в красном плаще – традиционном одеянии мучеников, и в синем хитоне. Красная цветовая гамма одежд мучеников символизирует огонь присутствия Божия и кровь, пролитую ими за Христа. Яркий киноварный цвет одежд — не только символически подчеркивает мученичество, но сама зрительная активность красного создает в её иконах чувство победы, триумфа жизни над смертью.

В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Екатерины приобрело особенную роскошь: по моде того времени её волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая богато украшенная корона.

В правой руке у святой Екатерины чаще всего изображается крест. Крест – образ Распятия Господня, символ пути и цели христианской жизни, страдания и спасения. Крест в руках мученицы – знак её уподобления Христу в страданиях и смерти, и обретение через них вечной жизни в Царствии Небесном. Это спасительная сила, которой побеждаются враги.

Левая рука святой чаще всего изображена с раскрытой ладонью – в жесте принятия благодати, адорации. В левой руке у мученицы также часто изображают свиток, на котором помещают текст молитвы. Допустим один из трех вариантов:

Также иногда у великомученицы Екатерины в руках изображают колесо, иногда меч, которым отсекли ей голову, или столб, у которого совершилась казнь. С одной стороны, это орудия пыток и смерти, но с другой стороны, — орудия победы и вечной жизни.

Великомученица Екатерина на троне

С XVI века распространение получает ещё один иконографический тип великомученицы Екатерины – «Святая Екатерина на троне». Святая одета, как и принято, в царское красное платье, поверх может быть накинут плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов. На голове – корона, волосы убраны под сетчатый головной убор. В правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь, а левая рука покоится
на колесе – орудии мучений — и одновременно держит Распятие. Распятие и пальмовая ветвь символизируют победу над смертью. На пюпиторе лежит раскрытое Евангелие. В нижней части изображены предметы, символизирующие мудрость и подчеркивающие прекрасное образование святой: астрономический глобус, чернильница, философские книги, циркуль и пр.

На иконе великомученицы Екатерины на троне XVII века из Средиземноморья на заднем плане изображаются сюжеты, связанные с горой Синай: явление Моисею Неопалимой Купины, вручение Скрижалей Завета, а также перенесение мощей святой ангелами на соседнюю гору:

«Моление великомученицы Екатерины о народе»

На Руси в XVI веке также появляется новый иконографический тип — «Моление великомученицы Екатерины о народе». Икона показывает святую в молнии перед казнью. В этом иконографическом варианте великомученица представлена в рост в повороте влево в молитвенной позе со свитком в руке. Она обращается ко Спасителю, расположенному в верхней части композиции в небесном сегменте. На свитке написаны слова её предсмертной молитвы. Рядом с ней воин с мечом готовиться совершить казнь. Иногда художник помещает в композицию народ: он стоит на коленях у ног святой, обращаясь к ней с молитвой. В музее им. Андрея Рублева храниться икона Усекновения главы великомученицы Екатерины, на которой сюжет моления перед казнью представлен без народа. Екатерина обращается в молении к Спасителю перед казнью, в её руках свиток с молитвой, за спиной — палач, приготовившийся обнажить меч. Надо отметить, что эта композиция имеет непосредственную связь с иконографией Божьей Матери. Широко распространены образы Богородицы, на которых Она в молении обращается к Иисусу Христу, расположенному в небесном сегменте, в Её руках свиток. Такую композицию называют по-гречески «параклисис», то есть заступничество, утешение. В русской иконографии характерным примером такого образа является Боголюбская икона Божьей Матери.

В монументальной живописи образ великомученицы Екатерины начинает включаться в большинство храмовых декораций средне- и поздневизантийского периода, если там изображаются святые жены. Часто Екатерина изображается среди святых жен, которые почитаются как целительницы. В мозаике нартекса монастыря Хосиос Лукас (40-е гг. XI в.) Екатерина изображена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой.

Современные иконы:

Преподаватели и студенты нашей Иконописной школы также создают образы святой великомученицы Екатерины:

Икона « Вмч. Екатерина на тро не». Выполнена преподавателем Иконописной школы Ждановой В.Т.


Поясное изображение святой Екатерины. Икона выполнена студенткой 3 курса
Голубевой Анной (преподаватель Кусов И.А.) в 2014/2015 учебном году.

Святая великомученица Екатерина. Дипломная работа Афанасьевой Вероники. 2016 г. Преподаватель Кусов И.А.

Святая великомученица Екатерина жила в III веке в Александрии во времена царствования римского императора Максимина, отличавшегося особой жестокостью в преследовании христиан. Дочь знатных родителей, Екатерина, отличалась не только редкой красотой, но и острым, пытливым умом. Живя в столице - центре эллинской учености, она получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Екатерина была «завидной» невестой, многие юноши искали ее руки, да и все родственники Екатерины советовали ей выйти замуж, чтобы не только сохранить богатое наследство отца, но и приумножить его.

Картина Караваджо, 1595-96 годы.Екатерина Александрийская

Но Екатерина не разделяла стремления ее родственников и объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к своему духовному отцу, чтобы попросить совета. Старец, увидев красоту и чистоту Екатерины, и услышав ее мудрые ответы, рассказал ей о христианстве, об Истинном Боге - Творце всего мира.

«Преподобный старец, начиная от Сотворения мира и до Второго Пришествия Христа, подробно научил ее всем основам христианской Веры, а также поведал ей и о тайнах Царства Божия и будущем мздовоздаянии. Екатерина, как девица премудрая, жаждавшая истины и всего доброго, очень быстро усвоила христианское вероучение, и, всем сердцем уверовав в Господа Иисуса Христа, не откладывая на будущее время, сразу же приняла Святое крещение», - повествует житие святой Екатерины.


Святая Екатерина. Икона для северо-восточного пилона Казанского собора в Петербурге. Картон, масло. 176х91см. Инв. Ж-5419. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия

После принятия крещения и горячей молитвы перед иконой Богородицы святой Екатерине приснился удивительный сон: Иисус Христос, со словами: «Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной», надел ей на палец обручальный перстень. Чудо этого сна не развеялось и после того как Екатерина проснулась - после пробуждения перстень оставался на ее руке. Глядя на чудесный перстень и вспоминая видение, Екатерина почувствовала в своем сердце такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви, она уже не помышляла более ни о чем земном, а размышляла о Господе и Царстве будущего века.


Image of Joan of Arc in the Panthéon de Paris, by E. Lenepveu (1889).

Вскоре после этого император Максимин, желая угодить своим богам, объявил о всенародном празднике с жертвоприношениями. Город наполнился суетой, смятением и криками животных. Благочестивое сердце Екатерины и стремление к истине направило ее в императорский дворец. В житии святой Екатерины мы читаем ее обращение к царю:

«Пойми, великий царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их.


Pedro Américo - Joana d"Arc ouve pela primeira vez a voz etc - 1884

Поверь же, царь, хотя бы своим учителям, и отвратись от этого безумия. Познай Единого и Истинного Бога, Безначального и Бессмертного. Которым цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных животных, но хочет, чтобы мы всегда поступали по истине, и жили в мире и любви, соблюдая Его заповеди».

Император Максимин, пораженный красотой и умом святой Екатерины, захотел склонить ее на сторону своей религии, но понимая, что сам не сможет убедить ее в истинности язычества, приказал собрать во дворец пятьдесят лучших ученых мужей-философов. Слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами собралось множество народа.

Незадолго до встречи с философами святой Екатерине явился Архангел Михаил и ободрил ее, поведав о том, что она своими ответами не только победит в споре с учеными мужами, но и приведет их к Вере во Христа, и не только они, но и многие другие, уверовав в Господа, благодаря ей, примут христианскую веру.


Alfred Schüssler Ein Engel bringt die hl Katharina ihren Eltern zurück.

Первый выступающий философ привел примеры великих стихотворцев, в том числе мудрейшего Гомера, воспевающих языческих богов, подтверждая таким образом, существование Зевса, Аполлона, Афины и других богов, и усилил свою позицию заявлением о том, что никто из древних мудрецов не только не называл Иисуса Христа Богом, но даже и не знал о Нем.

На что святая Екатерина привела примеры ученому мужу о том, как Гомер описывал в своих произведениях такие события и поведения этих богов, которые никак не могут назваться божественными, и далее процитировала языческих прорицательниц - мудрейших Сивилл, чьи книги хранились в храмах Зевса и Аполлона, как величайшие святыни: «Во времена позднейшие придет на эту землю Некий, и примет на себя Он нашу плоть греха, но беспредельным всемогуществом Творца и Бога разрушит тление страстей в Своем творении. Но, позавидуют Ему неверующие люди, и будет Он повешен на высоком месте, как злодей, среди злодеев достойных смерти».


Лукас Кранах Старший. Алтарь св. Екатерины, центральная часть: Мученичество св. Екатерины. 1506. Картинная галерея. Дрезден

И продолжала:
«Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения, записанные в книгу, хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в нашем граде Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: «Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его. Он - есть Свет Трисветлый, Бог пострадавший, но не Само Божество страдало, - ибо в Нем и то и другое, - Он и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных, - крест, уничижение и погребение, - есть Бог».


Paolo Veronese - Holy Family with Sts Anthony Abbot, Catherine and the Infant John the Baptist

Это сказал Аполлоний об истинном Боге - Господе Иисусе Христе, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание и источник всех созданных благ. Он сотворил мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он стал человеком ради нас, жил на земле, наставляя и благодетельствуя людям. Потом Он принял смерть за нас, неблагодарных, дабы освободить род человеческий от древнего осуждения за преслушание наших прародителей в раю и даровать нам прежнее блаженство в Царстве будущего века. Смерть не могла вместить Источник жизни, и Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и через Него мы все обогатились дарами Святого Духа, Который и меня, недостойную рабу Христову, научает, что вам отвечать. Надлежало бы и вам, именующим себя философами и мудрецами, последуя хотя бы тем, кого вы называете богами, познать Источник Вечной Истины и всякой мудрости, сходящей свыше».


Bartolomeo Cavarozzi - St Ursula and Her Companions with Pope Ciriacus and St Catherine of Alexandria

Такие и многие другие благочестивые слова говорила святая Екатерина собравшимся людям, что повергло всех в молчание. Император Миксимин приказал вступить в спор следующему философу, но, не смея противиться Истине, ни один из ученых мужей больше не сказал ни слова. В гневе император приказал развести большой костер в центре города и прилюдно сжечь всех философов. Они же, услышав это приказание, встали на колени перед святой Екатериной, прося ее помолиться о них Тому Единому Истинному Богу, Который дал ей такую премудрость и силу. Помолиться о том, чтобы Он простил им все, совершенное ими в неведении, и сподобил их Своего Царствия. Святая Екатерина ободрила их, говоря, что они будут желанными друзьями Христа, так как отвернулись от тьмы, избрав Свет истинный, презрев царя земного, обратились к Царю Небесному.


Giampietrino, santa caterina d"alessandria.

Потерпев поражение в борьбе словом, император Максимин не отступился от святой Екатерины, он пытался соблазнить ее царскими почестями, стремился сломать ее дух ужасными пытками. Но крепость веры святой Екатерины была велика, она достойно и с Божией помощью прошла все уготованные ей испытания. В конце концов, император был вынужден дать приказание казнить святую Екатерину.


Katharina von Alexandrien und Augustinus von Hippo

Святая Екатерина так мужественно переносила пытки, и Божественная помощь ей была настолько очевидна, что жена императора - Августа, его лучший друг и военачальник - Порфирий, а вместе с ним и двести воинов, прилюдно объявили себя христианами, и тоже были преданы казни.


Сурбаран. Погребение св. Екатерины

Память святой мученицы Августы и мучеников Порфирия Стратилата и с ним 200 воинов совершается Православной церковью ежегодно, 7 декабря (24 ноября (ст.ст.)), в один день с памятью святой великомученицы Екатерины.


Святая Екатерина (икона XVII века)

Тело святой Екатерины сразу же после казни было сокрыто от глаз мучителей, как она и просила Господа в своей молитве. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Так буквально за десять - пятнадцать лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи святая Екатерина закончила свою земную жизнь и соединилась со Своим Женихом в Царствии Небесном.


Wenceslas Hollar - St Catharine of Alexandria


Корреджо.Св. Екатерина Александрийская.1510.Возрождение


Рафаэль Санти.Святая Екатерина Александрийская, 1507

Среди многочисленных христианских святых особое место занимает великомученица Екатерина Александрийская. К вере во Христа она пришла после глубокого изучения трудов учёных-просветителей своего времени и прошедших веков. Эти знания помогли ей понять, что только единый и всемогущий Творец мог создать этот мир, полный свидетельств его присутствия в нём. Когда же ей было явление Божьей Матери с Предвечным Младенцем на руках, она без тени сомнения приняла их в своё сердце.

Детство и юность будущей подвижницы

Святая Екатерина Александрийская родилась в Египте во второй половине третьего века. Она происходила из царского рода и с раннего детства жила в подобающей её положению роскоши. Однако не игры и забавы прельщали ум молодой девушки. Главной её страстью была учёба. Город Александрия, в котором она жила, с давних пор славился своей библиотекой, где хранились труды мыслителей прошлого. Им Святая посвящала всё своё время.

Едва достигнув восемнадцати лет, она уже в совершенстве знала произведения Гомера, Платона, Вергилия и Аристотеля. Кроме того, имея склонность к естественным наукам, она изучила труды знаменитых врачей, таких как Гиппократ, Асклипия и Галин. В довершение своего образования учёная дева постигла тонкости ораторского искусства и диалектики. Дискуссии с учеными мужами она с лёгкостью вела на многих языках и наречиях. Обдумывая все прочитанное в древних рукописях, она приходила к мысли о том, что творцом всего окружающего её мира должен быть некий великий и могучий разум, а не те рукотворные идолы, которым поклонялись в то время египтяне.

Невеста из царского рода

Кроме обширных знаний и светлого ума Екатерина Александрийская обладала незаурядной красотой. Стоит ли удивляться, что при таких достоинствах, да ещё имея знатное происхождение, она была в числе самых желанных невест в государстве. Ей постоянно делались предложения от многих завидных женихов, старавшихся тронуть её признаниями в любви и прельстить обещаниями счастливой и богатой жизни.

Однако гордая девица всем отказывала, и наконец её родные начали настаивать на том, чтобы она всё-таки сделала выбор и подарила им наследника всех богатств, принадлежащих ей по праву родства. Но видимо, враг рода человеческого вселил в её сердце гордыню, и в ответ им дева заявила, что выйдет замуж лишь за того юношу, который в равной с ней степени будет знатен, богат, умён и красив. Ни на что меньшее она не согласна, так как этими четырьмя достоинствами она обладает больше всех девушек на свете. Если же такой идеал не найдётся, то она готова пребывать в своём девстве до самой старости, но не унизиться до

Весть о небесном женихе

Слыша столь безрассудные речи, мать девушки решила прибегнуть к помощи одного старца-отшельника, который, исповедуя запрещённое в то время христианство, проживал за городом, в пещере. Этот мудрый человек, выслушав Екатерину, решил просветить её светом тех истин, которые до сих пор были сокрыты от неё, несмотря на всю её учёность.

Он поведал ей, что есть в мире некий юноша, который превосходит мудростью всех живущих на земле, а красота его сравнима лишь с солнечным лучом. Весь видимый и невидимый мир находится в его власти, а богатство, которое он раздаёт щедрой рукой, не только не убывает, а с каждым разом увеличивается. Его род столь высок, что непостижим для человеческого разума. После этих слов старец протянул Екатерине икону, на которой была изображена Пресвятая Дева с её божественным младенцем. Благоговейно прижав к груди драгоценную ношу, Екатерина покинула старца.

Видение Пресвятой Девы

Взволнованная рассказом старца, Екатерина Александрийская вернулась домой, и в первую же ночь в лёгком сне ей явилась Божья Матерь с младенцем на руках. Великой радостью было для неё ощутить на себе взор Святой Девы, но её Предвечный Сын сокрыл от девушки свой лик, а в ответ на мольбы повелел ей вернуться к старцу и через него постигнуть те истины, которые позволят ей узреть его божественные черты. Екатерина безмолвно склонилась перед младенцем Иисусом и его матерью. Её душа исполнилась жгучим желанием как можно скорее просветиться тем учением, которое приведёт её к Богу. Очнувшись от сна, она до утра не смыкала глаз, ещё и ещё раз переживая увиденное во сне.

Свет христовой веры

На следующий день, едва рассвело, она вновь была в той же пещере, и праведный муж поведал ей великое учение Иисуса Христа. Затаив дыхание, она слушала о блаженстве праведников в раю и о вечных мучения тех, кто всю жизнь шёл путём греха. Ей открылось всё неоспоримое превосходство истинной христианской веры над языческими предрассудками. Божественный свет осиял её душу.

Вернувшись домой, святая Екатерина долго молилась и, когда её сморил сон, вновь увидела Святую Деву, но на этот раз божественный Сын милостиво взирал на неё. Он надел на палец новообращённой христианке перстень и повелел ей не вступать в земной брак. Когда Екатерина пробудилась, то, увидев на руке своей этот дар Божий, поняла, что отныне она обручена с самим Христом.

Христианская проповедь на языческом капище

В те годы, когда в душе юной девы воссиял свет христианства, весь Египет ещё утопал во мраке язычества, и приверженцы истинной веры подвергались жестким гонениям. Случилось так, что в Александрию приехал правитель страны - нечестивый царь Максимин, до фанатизма преданный служению идолам. Он повелел устроить в их честь грандиозный праздник и во все концы страны разослал гонцов с требованием созвать жителей для всеобщего жертвоприношения.

Екатерина Александрийская вместе со всеми явилась к храму, где должны были чествовать каменных и бронзовых истуканов, но вместо того, чтобы принять участие в общем безумии, она смело обратилась к царю со словами, в которых обличала эти бесовские заблуждения. Она не только пыталась отвратить его и всех присутствующих от язычества, но говорила им о Едином Творце мира и том великом учении, которое он принёс людям.

Философский диспут и обещания богатств

Исполненный гнева правитель приказал отвести её в темницу, но, щадя юность и красоту, не стал торопиться с крайними мерами. Он послал к ней своих мудрецов, чтобы те переубедили девушку и вернули её на тот путь, который Максимин считал правильным. Долго изощрялись его посланцы в красноречии, но Екатерина так мудро и взвешенно им отвечала, что те ушли посрамлёнными.

Тогда царь прибег к вернейшему, по его мнению, средству - обещанию неисчислимых земных благ за отречение от ненавистного ему христианства. Однако и это не помогло. Что значили для неё все земные богатства и почести в сравнении с вечным блаженством, которое она чаяла обрести в Царстве небесного жениха. Все посулы были для неё лишь пустым звуком.

Жертва ради торжества истины

И тогда очи правителя застлала пелена гнева. Он отдал невинную деву в руки самого искусного своего палача и приказал мучениями заставить её отречься от Христа. Но произошло чудо. Все его страшные орудия в мгновение ока рассыпались в прах, как только он брал их в руки. Кончилось тем, что его и всех подручных объял ужас, и они сообщили царю, что Вышние силы защищают пленницу и наглядно демонстрируют истинность её слов.

Но нечестивый царь был глух к их доводам, не желая отступать от своих заблуждений, приказал тут же казнить Екатерину. Эта христианская великомученица была обезглавлена в 304 году, и её кровь оросила благодатную ниву, на которой взошли живоносные плоды христианства. Она и тысячи таких же подвижников своими жизнями заложили могучий фундамент храма новой веры, охватившей вскоре весь цивилизованный мир.

Монастырь на Синае и базилика в Санкт-Петербурге

Через некоторое время святые мощи Екатерины Александрийской были перенесены на Синай и упокоились в монастыре, носящем её имя. Российский государь Пётр I, отдавая дань памяти святой Екатерине - небесной покровительнице его жены императрицы Екатерины I, приказал изготовить для них и отправить на Синай серебряную раку.

В самой же Северной столице России, на её главной магистрали - Невском проспекте, был построен Екатерины Александрийской.

Свои двери он открыл в 1783 году в правление другой императрицы, носившей её имя, - Екатерины II, также находившейся под небесным покровом этой святой. Храм, или, как его называют, базилика, сохранился до наших дней, и его фото представлено выше. Приход Екатерины Александрийской входит в число прочих католических общин Санкт-Петербурга. Это здание вошло в число архитектурных шедевров города.

Среди сонма православных святых достойное место занимает и Екатерина Александрийская. Икона с изображением этой святой встречается в большинстве храмов России. Как правило, она бывает представлена в царском одеянии, короне и с крестом в руке. Иногда изображается также колесо с зубьями - орудие ей мучения, сокрушённое божественной силой. Великомученица Екатерина Александрийская молится у престола Всевышнего о ниспослании жизни вечной всем, кто ради Его Царства отвергает тленные земные блага. День её памяти отмечается 7 декабря.