Отношение Тараса Бульбы к сыновьям

4.2 (84%) 5 votes

Главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это запорожский казак Тарас Бульба. Это необыкновенный человек: смелый, мужественный, с огромной силой воли, очень умён, суров и непреклонен в вопросах чести как к себе, так и к окружающим его людям. Он не был создан Богом для тихих радостей семейной жизни. Он — воин. ugg boots pas cher Только в степи, рядом с верными друзьями и товарищами, на поле боя старый Тарас чувствовал себя счастливым. Вся его жизнь связана была с Запорожской Сечью. Дома он не чувствовал себя дома. Дом для него — это вольные казацкие степи, верный конь и сабля. Он всю свою жизнь отдал на защиту родной земли и православия. nike air huarache pas cher Семья как таковая для него никогда не существовала. Он не интересовался жизнью жены (по крайней мере внешне), не интересовался особо детьми. chaussures nike femme 2017 asics gel quantum 360 и только после того, как его сыновья выросли и он увидел в них взрослых мужей, в нём взыграла казацкая кровь, он вспомнил дни своей боевой юности и очень сильно захотел, чтобы его сыновья тоже стали бравыми казаками, стал мечтать о том, как он сам рядом со своими детьми бок о бок будет скакать по степям, круша всех своих недругов, которые встанут у них на пути. Но у Тараса Бульбы два сына. ugg boots pas cher Два сына и такие две разные судьбы. Как гордился Тарас, видя как ведут себя его сыновья среди братьев-казаков, как гордился он ими, глядя на них в пылу их первых битв. Но не суждено было младшему его сыну Андрею остаться верным запорожскому братству и родной отчизне. Полюбил Андрей. Полюбил так сильно, что забыл он и про отца, и про мать, и про брата, и про друзей своих товарищей. Обо всём позабыл казак ради прекрасных глаз полячки. И не просто забыл, но и открыто перешёл на сторону врага. И каким же страшным для Тараса стал тот момент, когда он увидел своего младшего сына Андрея, убивающего своих же товарищей. Не было в тот момент предела горю и негодованию старого казака. Никакая причина не могла в его глазах оправдать страшный поступок сына. «Я тебя породил, я тебя и убью». asics gel lyte 3 Это был приговор. И никакая сила не могла заставить Тараса изменить своё решение по отношению к сыну-предателю. asics soldes Неужели он не любил сына? Любил, сильно любил. Но Отчизну свою он любил сильнее. И чувство долга он всегда ставил выше своих личных желаний. nike air max femme pas cher Он убил своего младшего сына. Он его казнил. И этот момент в повести является одним из самых, наверное, трагических. У Тараса Бульбы есть ещё и второй сын — Остап, который на глазах у отца погибает в страшных мучениях от пыток, которым подвергли его польские изуверы, но не предаёт славное казацкое братство и не отказывается от святой веры своих отцов. Тарас Бульба может гордиться своим старшим сыном, хотя невозможно передать те чувства, которые испытывает отец, глядя, как мученически умирает его сын. Двое сыновей было у Тараса Булььбы. И два раза ему пришлось видеть смерть своих детей. Но как различны были их характеры при жизни, такой и разной по своей сущности была и смерть каждого из них. nike air max classic bw Один умер от руки собственного отца, проклятый своими же товарищами за предательство, а смерть другого — это гимн человеческому мужеству, смелости, верности товарищам и любви к своей родине.

Тарас Бульба воплощает себе все черты украинского казака. Он энергичный, не домосед, любящий активную жизнь и необычные приключения. Николай Гоголь изображает главного героя повести со стороны семьянина, отца, военачальника и личности. В этой статье мы рассмотрим нравственный облик Тараса Бульбы, что поможет лучше понять этого персонажа читателю, а также окажется хорошим подспорьем школьникам, которые готовят сочинение по этой теме. В первую очередь обсудим отношение Тараса Бульбы к женщинам и своей собственной жене в том числе.

Отношение Тараса Бульбы к жене

Нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия видны уже с первых страниц повести, а именно его отношение к своим родным. Отметьте это в вашем сочинении. Немного снисходительно он относится к жене, но при этом он не уважает женщин, считает их ничтожными существами.

Тарас Бульба не только не подчиняется жене, но и на своем примере показывает сыновьям, что не нужно поддаваться влиянию матери. Главный герой считает, что любовь опасна для мужчины, а тем более для казака, что, поддавшись ее чарам, может погибнуть воин в душе мужчины. Ведь думать нужно только о родине.

Тарас Бульба в роли отца

Подготавливая мысли для сочинения, подумайте о том, что нравственный облик Тараса Бульбы как отца также суров и неоспорим. Он установил отношение с сыновьями таким образом, чтобы они воспринимали его как старшего товарища, не проявляли к нему нежных чувств и относились с глубоким уважением и почитанием, не показывая слабостей своего характера.

Свою решительность в воспитании детей отец показывает при любом удобном случае. Например, если рассмотреть эпизод, когда сыновья вернулись домой, Тарас Бульба набрасывается с кулаками на старшего сына, для того чтобы определить его силу, хватку и рассмотреть в нем воина.

Хорошая тема для сочинения - нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия. Действительно, когда ему представляется тяжелый и ответственный момент, решающий судьбу младшего сына, он без малейшего сомнения убивает его, как человека, предавшего родину. История Андрия повергла в шок Тараса. Младший сын влюбился в панночку и перешел в строй врага. На одном из сражений Тарас увидел, что его младший сын воюет в польском окружении. Отец, встретившись с ним лицом к лицу, убивает его. Последнее слово умирающего Андрия – имя возлюбленной.

Тарас Бульба как военачальник

Нравственный облик Тараса Бульбы как военачальника непоколебим. Гоголь точно описал его. Он бесстрашен, энергичен, силен и мужественен. Он прекрасно знает своих подопечных, их слабые и сильные стороны, что позволяет ему оказывать на них влияние. Он отличный управленец. Тарас Бульба знает, когда нужно разрядить обстановку шуткой, а когда воодушевить солдат, его слушают и следуют его советам. В эпизоде в Запорожской Сечи он показал себя как грамотного дипломата: с помощью психологических навыков Тарас убеждает казаков в избрании нового атамана.

Из сцен полевых действий можно сделать вывод (важная мысль для вашего сочинения по теме: нравственный облик Тараса Бульбы), что к своим однополчанам Тарас Бульба относится лучше, чем к семье. Он проявляет к ним нежность, заботу, уважение. Когда Тарас Бульба погибает, он не думает о себе и своей боли, из последних сил он указывает им отступные пути.

Выводы для сочинения о Тарасе Бульбе

Нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия заключается в высокоморальном духе героя. Убил он младшего сына, потому что не понимал, как могло получиться, что он - патриот своей страны, а мог воспитать предателя. Старшего сына он потерял уже как героя. Остап был взят в плен поляками и приговорен к казни. Тарасу все же удалось отправиться на городскую площадь, где должен был погибать его старший сын. Остап окрикнул отца, а он отозвался.

Тарас Бульба сделал огромную ошибку для своей собственной жизни, но ему так хотелось поддержать сына в последние минуты его жизни, чтобы он почувствовал отцовскую любовь, которую ту не проявлял все годы. Внешне сильный мужчина оказал слаб в напряженной ситуации, но проявил себя героически. Таким образом, трагедия Тараса Бульбы заключается в том, что он потерял двоих сыновей, двух воинов и наследников.

Если вы готовите сочинение по теме нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия, эта статья окажется вам большой помощью. В нашем литературном блоге вы найдете множество подобных статей. Скорее всего, вас также заинтересует

Мать обоих молодых казаков, жена старого Бульбы, «стара», как он сам называет её, обрисована в повести вскользь, чертами, свойственными эпохе, когда женщина почиталась не за человека, а за существо низшее, ни к чему не годное. Автор даже не сообщил в повести ее имени, желая этим подчеркнуть ничтожное положение женщины в среде и эпохе, из которой почерпнут сюжет. Сама по себе она не играет в повести никакой роли, а выведена лишь, как мать казаков, как мать рыцарей; только с этой стороны женщина в рассматриваемую эпоху имела значение.

Это тихая, загнанная женщина, обреченная с одной стороны на вечное одиночество в своей семье, с другой — на вечную боязнь потерять мужа и сыновей в битве, а в мирное время угадывать и исполнять все малейшие желания и движения своего властолюбивого и упрямого мужа. Она ни о чем не смеет просить мужа, не то что спорить с ним. Когда подгулявший Тарас воспылал воинским духом и, объявил, что на другое утро уезжает с сыновьями на Сечь, стал колотить горшки и фляжки, бедная старуха печально сидела на лавке, не смея возразить; взглянув на своих сыновей, с которыми предстояла ей такая скорая разлука, она не Могла удержаться от слез, и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горя, которым были наполнены глаза ее и судорожно сжатые губы.

Даже в таком деле, как любовь и ласка к детям, «стара» не имела права обнаружить своей самостоятельности. Она была лишена суровыми условиями и понятиями того века даже того естественного права, которого мудрая природа не лишила и диких зверей. Ее ласки Тарас прерывает суровым восклицанием: «Полно, полно выть, старуха. Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай … » Бедная старуха была, казалось, вся соткана из любви к детям и покорности к мужу. Ничего другого в ней заметить нельзя. Это была личность без прав, без голоса, всецело подчиненная воле своего господина — мужчины.

Единственною областью, где женщине представлялась относительная свобода, была религия. Молиться за своих детей «стара» могла сколько угодно. В этом отношении ни Тарас, ни кто-нибудь другой не моли помешать ей; она и молилась и пользовалась удобным случаем, чтобы с есаулами Тарасова полка, уходившего в поход позже, отправить благословление своим сыновьям. Оставаясь дома, «стара» мысленно летела за своими сыновьями и мужем и все время душою была с ними. Можно думать, что когда не стало ее дорогих сыновей и мужа, не стало на свете и ее: в такую тесную связь и зависимость была поставлена условиями века жизнь этой женщины от жизни мужчин.

«Тарас Бульба» - это произведение о великой силе малороссийского народа, которая заключалась в его единстве и бесстрашии казаков Запорожской Сечи, отважно сражавшихся за свою Родину и христианскую веру. Впервые повесть была издана в 1835 году в составе цикла «Миргород», а вторая ее редакция вышла в 1842 году.

На фоне основного сюжета развиваются судьбы главных героев: старого казака Тараса Бульбы и двух его молодых сыновей Остапа и Андрия . Вопросу о том, как складываются их взаимоотношения, т. е. взаимоотношения отцов и детей, уделено важное место в произведении.

В образе Тараса Бульбы отражены характерные черты всего казачества. Он является типичным представителем своего жестокого времени, носителем идеалов и ценностей своего народа. Эти ценности он стремится передать своим детям.

Прежде всего, Бульба считает, что настоящий мужчина должен «закалиться» в боях. Именно поэтому он везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, а затем и выступает вместе с ними в поход против поляков.

Старому вояке не терпится посмотреть, как проявят себя его «молодцы» в «ратной науке» и в «бражничестве». Умение пить Бульба также считает «одним из главных достоинств рыцаря».

В этом отношении интересы старшего сына Остапа полностью совпадают с отцовскими: молодой человек не думает ни о чем, кроме «войны и разгульной пирушки». Андрий же совсем непохож по характеру на своих родственников. Это чувственный и романтичный юноша, который, впрочем, также «кипит жаждой подвига», но в звоне мечей и свисте пуль он слышит «очаровательную музыку». Главное, что отличает молодого человека от отца и брата - это то, что Андрий много думает о любви.

Свои мысли юноша тщательно скрывает от Тараса Бульбы, так как знает: тот считает, что казаку о любви думать «стыдно и бесчестно». Для Бульбы его жена - это лишь «старуха», которая занимается хозяйством и «воет» в сердцах, не желая отпускать сыновей на Сечь. Но Андрий, в силу тонкости своей натуры, и даже Остап - в силу молодости, пока не способны воспринимать мать подобным образом.

Со временем все же старший сын Бульбы становится больше похож на своего отца. Характер Остапа грубеет, и теперь молодой человек может хладнокровно сражаться с противниками. Бульба очень гордится Остапом, когда того выбирают атаманом, ведь именно о такой судьбе он мечтает для своего сына.

По-другому складываются отношения старого казака с Андрием. Бульбе нравится, как сын сражается на поле боя, но абсолютно не может понять он того, что молодой человек скучает во время осады Дубны, когда казаки решают взять город измором. По его мнению, хорошим воином может быть лишь тот, кто не только отважно сражается с противниками, но и в «безделии не соскучит».

Тарасу Бульбе, конечно же, никогда не понять и того, что любовь к прекрасной полячке могла заставить Андрия перейти на сторону врага. Это в сознании казака - страшный и бесчестный поступок, который должен караться смертью. И Бульба собственноручно убивает сына.

Юноша принимает смерть с покорностью: он знает, что его отец, в силу своих убеждений, не может поступить иначе. Расставаясь с жизнью, Андрий лишь шепчет имя любимой панночки, и это означает, что он окончательно сделал свой выбор.

Остап становится невольным свидетелем жестокого поступка отца, но он не осуждает Бульбу, так как согласен с его мнением. Позже, когда молодого человека берут в плен поляки, а затем страшно пытают во время казни, он героически сносит все мучения. Единственное, чего хочет Остап перед смертью, так это знать, что отец видит это и одобряет поведение сына.

Гибель сыновей, конечно же, не оставляет Тараса Бульбу равнодушным. Но если, глядя на тело Андрия, он лишь сожалеет о том, что бесславно пропал молодой казак, то смерть Остапа действительно ожесточает его. Бульба вместе со своим войском страшно мстит полякам за «сынку».

Умирает герой так же, как и его благородный отрок, - смертью достойной и храброй. Даже тогда, когда «ляхи» раскладывают под ним костер, он стремится спасти своих товарищей. Так он на собственном примере доказывает противникам, что нет ничего на свете, «чего бы побоялся козак», а русская православная вера сильна и непоколебима.

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ I

Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опира­ясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи.

События, изображенные Гоголем, отно­сятся ко времени освободительного дви­жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук­раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла­ва построена на антитезе: «суровый коло­рит» казачества и нежная любовь женщи­ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст­во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на­туре, живущий по суровым законам бран­ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден­ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя­ло характеры, отношения и жизнь людей.

Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по­нять, что он считал самым важным в жизни и са­мым существенным в человеке?

Встреча Тараса с сыновьями после дол­гой разлуки начинается с шутливой, пере­ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре­выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез­ным делом для казака.

С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав­торское описание, портрет, диалоги, охарактери­зуйте героя.

Характер героя раскрывается через ав­торские описания, его речь, портрет, по­ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль­ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе­ред нами предстает человек своего време­ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев­ная черствость — вот те черты Тараса, ко­торые явственно проступают уже на пер­вых страницах произведения.

В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб­ран «во вкусе того времени». Однако боль­шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»

Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на­пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос­ле прибытия сыновей везти их в Сечь.

Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?

Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми­нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об­разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак­тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това­рищами.

Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь?

Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо­дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей­ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы­таний.

Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?

Жена в семье Тараса не имеет права го­лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю­бящая своих сыновей, преданная и покор­ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни­мание грубость Тараса к жене, не считаю­щегося с ее чувствами и не прислушиваю­щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи­сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе­ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо­щавая мать их, стоявшая у порога и не ус­певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза­ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды ».