Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

В Крещение во всех православных храмах совершаются водосвятные молебны, а некоторые священники вместе с приходом идут крестным ходом к ближайшей речке или озеру, чтобы освятить там воду. Там, где водоемы замерзли, готовят по этому случаю специальные проруби в форме креста.

Для того, чтобы нам с вами понять, почему в этот праздник такое внимание уделяется воде, давайте вспомним само это событие, которое произошло почти два тысячелетия назад.

Перед тем, как выйти на общественное служение, Господь Иисус Христос пришёл на реку Иордан к Иоанну Крестителю . Иоанн Креститель, или как его еще называют - Предтеча Господень, был пророк, то есть - человек, которому Господь открывал грядущее. По промыслу Божьему он родился чуть раньше Иисуса Христа. К тому времени, как повествует Евангелие, он жил в пустыне и проповедовал покаяние и скорый приход Спасителя в мир.

«Покайтесь!» - говорил он, - «Потому что приблизилось Царство Небесное!» Всех кающихся он крестил, то есть омывал, в водах реки Иордан. И вот Сам Иисус Христос пришёл принять крещение. Увидев Его, Иоанн, почувствовал недоумение: Сам Господь пришёл креститься от него, простого смертного, который недостоин даже развязать ремень на обуви Спасителя?

Так нам надлежит исполнить всякую правду! - ответил на его недоумение Господь.

Тогда Иоанн возложил руку на голову Спасителя и совершил погружение в воду. И только лишь Спаситель восстал из воды, как разверзлись Небеса. Дух Божий в виде голубя спустился на Него , а голос Бога Отца сказал с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение!»

В чём же смысл и значение этого события?

Мы знаем, что именно после крещения Иисус Христос начал своё общественное служение, то есть стал открыто учить народ. Может быть, Ему надо было перед этим покаяться и очиститься от грехов? Нет! Христос совершенно безгрешен, каяться Ему не в чем. Приняв водное крещение, Он установил Таинство Крещения и показал нам, ЧТО мы должны в первую очередь сделать, чтобы стать христианами - КРЕСТИТЬСЯ!

Это первое церковное таинство, в котором мы участвуем, если хотим быть со Христом! Оно чрезвычайно важно, ведь в нём мы отрекаемся от лукавого, сочетаемся со Христом, умираем для греха и рождаемся для жизни вечной.

Не случайно крещение называют вторым рождением. В нём Господь призывает нас стать сынами Божьими, стать Ему родными. Понимаете, ребята, какая это честь и ответственность! Как важно помнить об этом родстве всю жизнь, не растерять величайшую благодать, данную нам при крещении. Если мы нарушаем обещание данное нами (или нашими крестными вместо нас) Богу при Крещении, то от нашего христианства остается только одно название, пустой звук.

Но давайте снова вернёмся к событиям Крещения Господня. В тот день человеку были открыты все Три Лица Святой Троицы - Бог Отец говорил с небес, Бог Сын крестился и Бог Святой Дух сходил в виде голубя. Это откровение называют Богоявлением и поэтому сам праздник Крещения Господня еще называют Богоявлением .

И, наконец, о воде. Поскольку крестился Сам Сын Божий, то, конечно же, воды Иордана освятились Божественною благодатью. В память об этом и освящается по всем храмам вода. Ее благоговейно хранят обычно в течение всего года, и она никогда не портится и действенно помогает от недугов душевных и телесных.

С великим праздником вас, дорогие друзья. Храни вас Господь!

Вечером, 18 января, начинается крещенский . Для верующих в православие крестьян, праздник Крещение - один из 12 больших религиозных праздников. Как и на , в крещенский Сочельник за столом собирается вся семья. Подаются лишь постные блюда. На столе обязательно должна присутствовать кутя - блюдо из риса, изюма и меда. Праздник Крещение Господне наступает 19 января. С 18-го на 19 января начинается водоосвящение. Вереницы верующих тянуться в храмы или к водоемам за святой водой, окунуться в купели или в проруби, чтобы смыть грехи. В этот день даже вода из под крана считается святой, и ей приписывают целебные свойства. Священники утверждают, что одной капли крещенской воды достаточно, чтобы освятить любое количество обычной воды.

Крещение – православный праздник, который сохранил свои обычаи и традиции в первозданном виде. По традиции праздника крещение, совершается крестный ход при большом скоплении народа на реку или ближайший крупный водоем, вырубается лунка в форме креста, и батюшка освящает воду. Купание в проруби смывает грехи и истинно верующий, согласно поверью, в течение года ничем не болеет. Погружаясь в воду, человек отрекается от дьявола и присягает в верности Христу, сочетается с духом святым.

Крещение - история праздника

Если оглянуться назад на Крещение, история праздника Богоявления – крещения господня, провела достаточно четкую черту между ветхим и новым заветом. Иван Златоуст писал: « Явление Господне не в тот день, когда он родился, а в тот день, когда он крестился». Крещение, это пожалуй, самое первое событие в публичной деятельности Иисуса Христа. Именно после него к Христу присоединились его первые ученики.

В наши дни праздник Крещение в некоторых местах приобрел языческий характер. Люди, далекие от православной религии, относятся к святой воде как к некому оберегу. Более того, в сочельник, вместо строго поста, кушают всякие яства и распивают спиртные напитки, что в принципе недопустимо для православного христианина. Согласно словам апостола Павла: «Благодать, которую нам даровал Бог, и приобщение к святыне, должны бережно храниться как можно дольше, что бы могли продолжать духовно расти».

Святой водой, взятой на Крещение, можно окроплять жилище. Окропляют щепотью руки, совершая крестообразные движения, начиная с правой стороны от входных дверей, двигаясь по часовой стрелке.

Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

Почему в алтарь вносят только мальчиков?

В принципе и мальчиков туда не должны вносить, это лишь традиция.
Шестой Вселенский собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря … (правило 69). Известный канонист еп. дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц».

Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

Даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы регулярно приступать к Таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Каким православным именем назвать младенца?

Право выбора имени ребенка принадлежит его родителям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В святцах имена расположены в календарном порядке.

Нет однозначной церковной традиции выбора имен – часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

При выборе имени можно ознакомиться не только с тем, что означает то или иное имя, но и с житием того святого, в честь которого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совершается его память.
См. .

Почему в некоторых храмах закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

Что должно прийти сначала – вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой стороны, глубокая вера – это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, – это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». () Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее.

Укрепляться в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Крещение возможно для человека любого возраста в любой день года.

В каком возрасте лучше крестить ребенка?

Крестить человека можно в любое время от первого и до самого последнего его вздоха. В древности существовал обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, но это не являлось обязательным правилом.
Удобнее всего крестить ребенка в течении первых месяцев от рождения. В это время малыш еще не отличает маму от «чужой тети», которая будет держать его на руках во время Крещения, да и «бородатый дядя», который все время будет к нему подходить и «что-то с ним делать», не страшен для него.
Дети постарше уже достаточно осознанно воспринимают действительность, видят, что их окружают незнакомые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испытывать тревогу по этому поводу.

Нужно ли заново креститься, если человека «крестила бабушка на дому»?

Крещение – это единственное Таинство Церкви, которое в случае крайней необходимости может совершать и мирянин. В годы гонений на случаи такого крещения были не редки – храмов и священников было мало.
Кроме того в прежние времени повивальные бабки иногда крестили новорожденных малышей если их жизни угрожала опасность: например, если ребенок получал родовую травму. Такое крещение обычно называют «погружением». Если ребенок после такого крещения погибал, то его хоронили как христианина; если же выживал, то его приносили в храм и священник восполнял совершенное мирянином крещение необходимыми молитвами и священнодействиями.
Таким образом в любом случае крещенному мирянином человеку надлежит «восполнить» крещение в храме. Однако, в прежние времена повитух специально обучали как правильно совершать крещение; в советские же годы зачастую совершенно неизвестно кто и как крестил, был ли этот человек обучен, знал ли, что и как следует делать. Поэтому, ради уверенности в действительном совершении Таинства, священники чаще всего крестят таких «погруженных» так, как если бы существовало сомнение в том, крещены они или нет.

Могут ли родители присутствовать на Крещении?

Вполне могут, и не просто присутствовать, а молиться вместе со священником и крестными о своем малыше. Никаких препятствий к этому нет.

Когда совершается Крещение?

Крещение может совершаться в любое время. Однако в храмах по разному устанавливается порядок совершения Крещения в зависимости от внутреннего распорядка, возможностей и обстоятельств. Поэтому Вам следует заранее обеспокоиться о том, чтоб узнать о порядке совершения Крещения в том храме, в котором Вы хотите крестить своего ребенка.

Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?

Для взрослого человека основанием для Крещения является наличие у него искренней Православной веры.
Цель Крещения - соединение с Богом. Поэтому приходящему к купели Крещения нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Крещение неуместно, если человек с его помощью ищет каких-то земных благ, успешности или надеется решить свои семейные проблемы. Поэтому еще одним важным условием для Крещения является твердое желание жить по-христиански
После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, Крещение не будет иметь никакого смысла.
К Крещению необходимо готовиться: как минимум внимательно ознакомиться с данными огласительными беседами, прочесть хотя бы одно из Евангелий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».
Было бы просто замечательно подготовиться к исповеди: вспомнить о своих грехах, неправоте и дурных наклонностях. Многие священники делают очень правильно, исповедуя оглашенных перед Крещением.

Можно ли крестить во время поста?

Да, можно. Более того, в прежние времена посты служили подготовкой не только к определенному празднику, но и ко вступлению в новых членов, т.е. к Крещению оглашенных. Таким образом в древней Церкви крестили в основном накануне больших Церковных праздников, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохраняются в особенностях богослужений праздников Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы.

В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?

Священник не только может, но и должен отказать человеку в Крещении, если тот не верит в Бога так, как учит веровать Православная Церковь, поскольку вера – непременное условие для Крещения.
Среди оснований для отказа в Крещении может быть неподготовленность человека и магическое отношение к Крещению. Магическое отношение к Крещению – это желание с его помощью защититься от сил зла, избавиться от «порчи» или «сглаза», получить всевозможные духовные или материальные «бонусы».
Крестить не станут лиц в нетрезвом состоянии и ведущих аморальный образ жизни вплоть до их покаяния и исправления.

Что делать, если точно известно, что человек крещен, но никто не помнит то имя с которым его крестили? Второй раз крестить?

Подобная ситуация встречается довольно часто. Крестить второй раз человека не нужно – крестить можно только один раз. Но можно дать человеку новое имя. Сделать это вправе любой священник просто исповедовав человека и причастив его с новым именем.

Сколько раз можно креститься?

Однозначно — один раз. Крещение – есть духовное рождение, а родиться человек может только единожды. В Православном Символе Веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вторичное крещение недопустимо.

Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Креститься, но при этом предупредить священника о том, что ты может быть и крещеный, но точно об этом не знаешь. Священник совершит Крещение по особому для таких случаев чину.

О крёстных (воспреемниках)

Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?

У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания.
3. Нравоучительная. На собственном примере, показать крестнику человеческие добродетели – любовь, доброту, милосердие, и другие, чтобы он возрастал настоящим добрым христианином.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Крестные являются поручителями за своего крестника. На них возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании своего крестника. Крестные обучают его основам Православной веры, молитве и образу жизни настоящего христианина. Следовательно, сами крестные должны хорошо знать и Евангелие и церковную жизнь, иметь хорошую молитвенную практику, регулярно участвовать в богослужениях и Церковных Таинствах.
Вы решились стать крестным, но не соответствуете требованиям? Сделайте так, чтобы это стало поводом для того, чтобы начать двигаться в этом направлении.
Для начала прослушайте огласительные беседы в храме или на .
Затем прочтите на выбор Евангелие от Марка или от Луки. Выберите сами — первое короче, второе понятнее. Найти их так же можно в ; точнее — в Новом Завете.
Тщательно ознакомьтесь с текстом – во время Крещения один из крестных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко времени Крещения Вы знали наизусть .
После Крещения углубляйте и расширяйте свои знания по Библейской истории, молитесь дома и участвуйте в церковных богослужениях – так вы постепенно приобретете практические навыки христианина.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Первоначальное наименование крестных – восприемники. Такое название они получили потому, что «принимали» крещаемого от купели; при этом Церковь как бы делегирует им часть своей заботы о новом христианине и научении его христианской жизни и нравственности, поэтому не только обязательно присутствие крестных во время Крещения и их живое участие, но и их сознательное желание принять на себя такую ответственность.

Могут ли стать крестными представители других религий?

Однозначно нет.
В Крещении восприемники свидетельствуют о Православной вере, и по их вере младенец принимает Таинство. Одно это уже делает невозможным представителей других религий становиться восприемниками при Крещении.
Кроме того крестные берут на себя обязанность воспитывать крестника в Православии. Представители других религий не могут выполнить этих обязанностей поскольку для нас христианство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.
Возникает вопрос: а могут ли тогда стать крестными представители других христианских конфессий, например католики или лютеране? Ответ отрицательный – не могут по тем же причинам. Восприемниками при Крещении могут стать только православные христиане.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Для Крещения понадобится крестильный набор. Как правило это нательный крестик с цепочкой или тесемочкой, несколько свечей, крестильная рубашка. Крестик можно приобретать и в обычных магазинах, но тогда следует попросить священника его освятить.
Понадобится полотенце или пеленка, чтобы завернуть и вытереть малыша после купели.
По неписаной традиции для мальчика крестик приобретает крестный отец, а для девочки – крестная мать. Хотя этого правила не обязательно придерживаться.

Сколько у человека должно быть крестных отцов и матерей?

Один. Как правило одного с ребенком пола, то есть для мальчика – крестный, а для девочки – крестная.
Возможность иметь для ребенка одновременно и крестного отца и крестную мать является благочестивым обычаем.
Иметь более двух восприемников не принято.

Как выбрать крестных для ребенка?

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в христианском воспитании воспринятого от купели. Степень знакомства и просто приязненность отношений тоже важны, но это не главное.
В прежние времена забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве крестных ближайших родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой причине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко становились восприемниками. Тем не менее это не возбраняется, а сейчас становится все более частым явлением.

Может ли беременная женщина стать крестной матерью?

Может. Беременность не является препятствием для восприемничества. Кроме того, если беременная женщина сама хочет принять Таинство Крещения то она вполне может это сделать.

Кто не может быть крестным?

Несовершеннолетние; иноверцы; душевнобольные; совершенно несведущие в вере; лица в нетрезвом состоянии; не могут быть крестными у одного ребенка состоящая в браке пара.

Что крестные должны подарить крестнику?

Этот вопрос лежит в области человеческих обычаев и не касается духовной жизни, регулируемой Церковными правилами и канонами. Иными словами – это личное дело крестных. Можно и вовсе ничего не дарить.
Однако думается, что подарок, если таковой все же будет иметь место, должен быть полезным и напоминать о Крещении. Это может быть Библия или Новый Завет, нательный крестик или икона святого, в честь которого назван ребенок. Вариантов много.

Если крестные не выполняют своих обязанностей можно ли взять других крестных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крестным будет только тот, который воспринимал ребенка от купели. Однако в некотором смысле так можно поступить.
Проведем параллель с обычным рождением: допустим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отказываются от него, не выполняют своих родительских обязанностей и не заботятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усыновить и воспитать, как родного. Этот человек и станет, хоть и приемным, но родителем в подлинном смысле этого слова.
Так же и в рождении духовном. Если настоящие крестные не выполняют своих обязанностей, и есть человек, который может и хочет взять на себя их функцию, то ему следует получить благословение на это у священника и после этого начать всемерно заботиться о ребенке. И «крестным» при этом его тоже можно называть.
При этом вторично Крестить ребенка нельзя.

Может ли молодой человек стать крестным у своей невесты?

Однозначно нет. Между крестным родителем и крестником возникает духовное родство, которое исключает возможность вступления в брак.

Сколько раз человек может становиться крестным?

Столько, сколько посчитает возможным.
Быть крестным родителем очень ответственно. Кто-то может осмелиться взять на себя такую ответственность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, возможно, и десять. Каждый сам для себя определяет эту меру.

Может ли человек отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чувствует, что не готов нести ответственность за ребенка, то будет честнее и перед родителями и перед ребенком и перед самим собой сказать об этом прямо, нежели стать формально крестным и не выполнять своих обязанностей.

Можно ли стать крестным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Никаких канонических препятствий к этому нет.

Что такое Крещение должен знать каждый христианин, который приходит в Православную Церковь, чтобы крестить своего ребенка. Если взрослый человек еще сам не принял Таинства Святого Крещения, то он тоже должен знать значение этого Таинства. Он должен понимать насколько важное значение имеет Крещение в жизни человека. Для многих людей этот момент является отправной точкой в духовном пути. Крещение неспроста называют духовным рождением, в этом Таинстве сообщается невидимым образом особая благодать Божия, и даются духовные силы на преодоление препятствий в деле спасения души. Если мы будем говорить о Крещении взрослого человека, то во время этого Таинства он сам отрекается от сатаны, его лукавых дел и мыслей и дает обещание хранить верность Богу и служить Ему. Во время Крещения ребенка от его имени такое обещание дают его крестные родители, таким образом, они берут на себя ответственность учить ребенка христианской нравственности и Церковной жизни. При троекратном погружении в святую купель священник произносит специальную крещальную формулу: «Крещается раб Божий (называет имя человека), Во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». По учению Православной Церкви верное произнесение этой формулы является настолько важным, что если будет допущена хоть одна неточность, то Таинство не будет признанно совершенным. Крещение очищает человека от всех его грехов. Здесь некоторые люди могут задать закономерный вопрос, какие же грехи могут быть на маленьком ребенке, неужели же он тоже нуждается в духовном очищении, на самом деле каждый человек, который рождается в этот мир, появляется на свет уже оскверненным первородным грехом. Этот грех передается людям из поколения в поколение, он называется первородным, потому что его совершили первые люди, наши прародители Адам и Ева. Несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни они потом каялись в совершенном грехе, он передается их потомкам. После Крещения ребенок становится абсолютно чистым, до семилетнего возраста он может не преступать к Таинству Исповеди или Покаяния. После семилетнего возраста при совершении злых поступков человек должен каяться в них на Исповеди. Исповедь называют вторым Крещением, так как в ней тоже происходит духовное очищение от греховной скверны.

Что такое Таинство Крещения? Духовные аспекты

Что такое Таинство Крещения и духовные аспекты своим умом человек осознать не может, но верующее сердце подсказывает необходимость постоянного очищения от всего злого и ненужного, что находится не только у нас наруже, но и также внутри. Примером того, что нужно креститься служит жизнь самого Господа. Наш Спаситель Иисус Христос сам принял Таинство Крещения, с одной стороны он, таким образом, показал пример всем людям и необходимость совершения этого Таинства. С другой стороны, Господь, который не имел на себе никакого греха, во время своего Крещения воспринял духовную скверну всего мира. А затем, он принял страдание на кресте не за свои грехи, а за грехи людей. Только мучения самого Бога смогли искупить зло совершенное человечеством. Важно знать тот факт, что Спаситель страдал не только за грехи и проступки тех людей, которые жили до Его воплощения и во время Его Земной жизни, но также и за грехи последующих поколений, в том числе, и наших современников. Теперь, когда человек принимает Таинство Святого Крещения, то ликуют Ангелы и Святые Угодники Божии. Если же человек совершает грех и оскверняет светлые крестильные одежды своей души, то таким образом, он отгоняет от себя благодать Божию и покровительство Ангелов и Святых.

Что такое обряд Крещения? Как правильно к нему подготовиться?

Обряд Крещения это не просто дань традиции или добрый народный обычай. Что такое обряд крещения должен понимать каждый человек, который готовится к участию в нем. Участие в Крещении может быть в качестве самого крещаемого, а также, родителей или крестных ребенка. При подготовке к Крещению нужно стремиться всеми своими силами к участию в Церковной жизни. Изначально в первые века христианства существовал институт оглашенных, первые люди, принимавшие Крещение были взрослые, их восприемники должны были готовить к восприятию всего учения Церкви своим сердцем. Они могли присутствовать только на определенной части Богослужения, после которой их просили выйти из Церкви. Маленьких детей также крестили, но от них не требовали осознанно исповедовать свою веру, это требование относилось к их родителям и крестным, которые несли ответственность за их воспитание. Теперь при Крещении ребенка или взрослого человека требуется прохождения специального собеседования со священником, во время этой беседы батюшка рассказывает о том, какие основные молитвы необходимо знать для участия в Таинстве, какие вещи приготовить, что значит обряд Крещения. Современным людям, которые обладают способностью читать еще со школьной скамьи, и живут в то время когда существует большое количество изданий Церковной литературы описывающей основные моменты Православного вероучения нужно пользоваться имеющимися возможностями, более того, сейчас доступно огромное количество различных фильмов и аудиоматериалов, объясняющих значение Таинства Крещения и многие моменты нашей веры. Большим подспорьем в духовной жизни служат Жития Святых Угодников Божиих. Каждое из них повествует о некоторых особенностях духовного подвига того или иного Святого человека. Они учат нас терпению, любви, пониманию и безропотному несению своего жизненного креста. Принять Таинство Крещения, это только начать свой духовный путь, чтобы его продолжить и идти по нему нужно постоянно прилагать усилия. Пусть сам Господь, Пресвятая Богородица, Святые Ангелы и Угодники Божии помогут Вам в пути духовного совершенствования!

Ксения Орабей, теолог-религиовед