Психодиагностика. Бурлачук Л.Ф.

СПб.: 2006 - 351 с.

Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

Формат: pdf / zip

Размер: 2,5 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip

Размер: 3,3 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 6
Глава 1 История психодиагностики. Введение
1.1. Предыстория психодиагностики 8
1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование: 12
1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий 13
1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла 17
1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта 19
1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта 24
1.3. Психодиагностика в XX в 26
1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г. до конца 1920-хгг 26
1.3.2. Кризис 37
1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг 39
1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг 50
1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг 56
1.3.6. Развитие психодиагностики в 1960-е гг 63
1.3.7. Развитие психодиагностики в 1970-е гг 69
1.3.8. Развитие психодиагностики в 1980-е гг 73
1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77
1.4. Тестирование в образовании 81
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 84
Заключение 95
Глава 2 Психодиагностика как наука
2.1. Понятие психодиагностики 99
2.2. Предмет и структура психодиагностики 101
2.3. Психодиагностика и смежные направления исследований 105
2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология.. 105
2.3.2. Психодиагностика и психометрия 106
2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка 107
2.4. Психодиагностический метод и диагностические подходы 108
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112
2.5.1. Понятие теста. Виды тестов 113
2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты 114
2.5.3. Об «объективных» тестах личности 120
2.5.4. Адаптация зарубежных тестов 124
2.6. Психологический диагноз 126
2.7. О диагностике черт личности и «измеренной индивидуальности» 131
2.8. Психодиагностический процесс 139
2.8.1. Этап сбора данных 139
2.8.2. Этап переработки и интерпретации 141
2.8.3. Этап принятия решения 143
2.9. Этика психодиагностического обследования 147
Заключение 148
Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста 3.1. Определение количества заданий (спецификация теста).... 151
3.2. Разработка заданий 153
3.3. Оформление теста 156
3.4. Пилотажное исследование 157
3.5 Анализ заданий 158
3.6. Определение надежности теста 161
3.7. Факторный анализ 162
3.8. Валидность теста 166
3.9. Стандартизация теста 167
Заключение 176
Глава 4 Измерение интеллекта
4.1. Подходы к определению интеллекта 178
4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды 181
4.3. Структура интеллекта 182
4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта 182
4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну 184
4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду 186
4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку 188
4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу 189
4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу 192
4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня 195
4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта 196
4.5. Интеллекти наследственность 197
4.6. Интеллект и биологическая среда 209
4.7. Интеллекти половые различия 211
4.8. Интеллекти питание 212
4.9. Интеллект и социокультурная среда 215
4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 223
4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью их рождения 231
4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты 237
4.13. Интеллект и личность 248
Заключение 252
Глава 5 Личностные опросники
5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов 255
5.2. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258
5.2.1. Фальсификация и установки на ответы 258
5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов 262
5.2.3. Психометрический парадокс 265
5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих ответ 267
5.3. Личностные опросники и теории личности 276
Заключение 283
Глава 6 Проективная техника
6.1. Предыстория проективной диагностики 285
6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 287
6.2.1. Проекция как психологический феномен 287
6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики, их виды 290
6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295
6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности 299
6.4. Бессознательное и проективные методики 308
6.5. Проективные методики или «объективные тесты»? 315
6.6. О разработке проективных методик 318
Заключение 320
Литература 322
Алфавитный указатель 347
Приложение 351

Название : Психодиагностика: Учебник для вузов
Автор : Бурлачук Л. Ф.
Издательство : Питер
Год издания : 2006
Страниц : 351
Формат : pdf
Размер : 5,37 Мб
ISBN : 5-94723-045-3
Качество : отличное

Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

Оглавление
Предисловие 6
Глава 1 История психодиагностики. Введение
1.1. Предыстория психодиагностики 8
1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование: 12
1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий 13
1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла 17
1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта 19
1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта 24
1.3. Психодиагностика в XX в 26
1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г.
до конца 1920-хгг 26
1.3.2. Кризис 37
1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг 39
1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг 50
1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг 56
1.3.6. Развитие психодиагностики в 1960-е гг 63
1.3.7. Развитие психодиагностики в 1970-е гг 69
1.3.8. Развитие психодиагностики в 1980-е гг 73
1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77
1.4. Тестирование в образовании 81
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 84
Заключение 95
Глава 2 Психодиагностика как наука
2.1. Понятие психодиагностики 99
2.2. Предмет и структура психодиагностики 101
2.3. Психодиагностика и смежные направления исследований 105
2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология.. 105
2.3.2. Психодиагностика и психометрия 106
2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка 107
2.4. Психодиагностический метод и диагностические подходы 108
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112
2.5.1. Понятие теста. Виды тестов 113
2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты 114
2.5.3. Об «объективных» тестах личности 120
2.5.4. Адаптация зарубежных тестов 124
2.6. Психологический диагноз 126
2.7. О диагностике черт личности и «измеренной индивидуальности» 131
2.8. Психодиагностический процесс 139
2.8.1. Этап сбора данных 139
2.8.2. Этап переработки и интерпретации 141
2.8.3. Этап принятия решения 143
2.9. Этика психодиагностического обследования 147
Заключение 148
Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста 3.1. Определение количества заданий (спецификация теста).... 151
3.2. Разработка заданий 153
3.3. Оформление теста 156
3.4. Пилотажное исследование 157
3.5 Анализ заданий 158
3.6. Определение надежности теста 161
3.7. Факторный анализ 162
3.8. Валидность теста 166
3.9. Стандартизация теста 167
Заключение 176
Глава 4 Измерение интеллекта
4.1. Подходы к определению интеллекта 178
4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды 181
4.3. Структура интеллекта 182
4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта 182
4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну 184
4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду 186
4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку 188
4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу 189
4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу 192
4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня 195
4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта 196
4.5. Интеллекти наследственность 197
4.6. Интеллект и биологическая среда 209
4.7. Интеллекти половые различия 211
4.8. Интеллекти питание 212
4.9. Интеллект и социокультурная среда 215
4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 223
4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью их рождения 231
4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты 237
4.13. Интеллект и личность 248
Заключение 252
Глава 5 Личностные опросники
5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов 255
5.2. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258
5.2.1. Фальсификация и установки на ответы 258
5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов 262
5.2.3. Психометрический парадокс 265
5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих ответ 267
5.3. Личностные опросники и теории личности 276
Заключение 283
Глава 6 Проективная техника
6.1. Предыстория проективной диагностики 285
6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 287
6.2.1. Проекция как психологический феномен 287
6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики, их виды 290
6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295
6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности 299
6.4. Бессознательное и проективные методики 308
6.5. Проективные методики или «объективные тесты»? 315
6.6. О разработке проективных методик 318
Заключение 320
Литература 322
Алфавитный указатель 347
Приложение 351

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

Психодиагностика

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

030300 – Психология

Москва 2006

УДК 159.9.072

Психодиагностика: Учебно-методический комплекс / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Белова. – М.: Издательство Академия, –2006. – 314 с.

Рецензенты доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Б.А. Вяткин; доктор психологических наук, профессор Н.А. Батурин.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данный комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Материалы включают рабочую программу курса, теоретические основы и практикум по психодиагностике; указания к проведению индивидуальной психологической диагностики и группового психодиагностического обследования; задание к самостоятельной работе; итоговый контрольный тест и вопросы для самопроверки; списки литературы, приложения.

Данное издание позволит оптимизировать подготовку студентов в области психологической диагностики, сформировать практические умения адекватности выбора и использования диагностических средств.

ãРоссийский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2006

Теоретические основы и практикум по психодиагностике Предисловие

Одним из основных видов деятельности психолога является диагностическая деятельность. Формирование диагностической компетентности специалиста обеспечивается рядом дисциплин, фундаментальной из которых является психодиагностика.

Психодиагностика –– это направление практической психологии, которое имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека, а также со способами и средствами их измерения.

Теоретическая психодиагностика опирается на данные общей психологии и ее отраслей (предметных областей психологии), данные психометрики.

Результатом работы психолога в области теоретической психодиагностики являются методика или метод получения психологической информации. Психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть способ получения психологической информации, возможные ее варианты и интерпретация этих вариантов с точки зрения автора методики. Поэтому многие методики в психологии носят имена их авторов, например, тест Кеттелла, Амтхауэра, Лири и т.п.

Практическая психодиагностика используется в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах в виде методов и методик.

Как и всякая работа со сложными приборами, работа психодиагноста требует в первую очередь знания правил эксплуатации этих приборов –– методик и методов.

Для корректного взаимодействия с человеком при решении психодиагностических задач психолог должен точно представлять содержание и назначение методик, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности.

Данное пособие предназначено для обеспечения подготовки студентов к диагностической деятельности и ориентировано на такие формы учебной работы, как практические занятия и самостоятельная работа. Цель пособия - сформировать умения адекватного выбора и использования некоторого минимума психодиагностических средств, которые должны быть в арсенале каждого педагога-психолога.

2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 384 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
ISBN 978-5-459-00611-7Второе издание учебника (первое вышло в 2002 г.) переработано и дополнено. В книге детально рассмотрены история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Особое внимание уделено теоретическим и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности. В файле есть интерактивное оглавление (закладки) и OCR-слой. Содержание
Предисловие.
История психодиагностики. Введение.
Предыстория психодиагностики.
Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование.
Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий.
Умственные тесты Дж. Кеттелла.
Вклад А. Бине в измерение интеллекта.
Чарльз Спирмен и структура интеллекта.

Психодиагностика в ХХ и в начале XXI века.
Развитие психодиагностики в период с 1901 г. до конца 1920-х годов.
Кризис.
Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 год.
Развитие психодиагностики в 1940-e годы.
Развитие психодиагностики в 1950-е годы.
Развитие психодиагностики в 1960-е годы.
Развитие психодиагностики в 1970-e годы.
Развитие психодиагностики в 1980-е годы.
Развитие психодиагностики в 1990-е годы.
Развитие психодиагностики в первом десятилетии XXI века.

Тестирование в образовании.
Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР.
Психодиагностика как наука.
Понятие психодиагностики.
Предмет и структура психодиагностики.
Психодиагностика и смежные направления исследований.
Психодиагностика и дифференциальная психология.
Психодиагностика и психометрия.
Психодиагностика и психологическая оценка.

Психодиагностический метод и диагностические подходы.
Тест как основной инструмент психодиагностики.
Понятие теста. Виды тестов.
Компьютеризированные и компьютерные тесты.
Об «объективных» тестах личности.
Адаптация зарубежных тестов.

Психологический диагноз.
О диагностике черт личности и «измеренной индивидуальности».
Психодиагностический процесс.
Этап сбора данных.
Этап переработки и интерпретации.
Этап принятия решения.

Этика психодиагностического обследования.
Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста.
Определение количества заданий (спецификация теста).
Разработка заданий.
Оформление теста.
Пилотажное исследование.
Анализ заданий.
Определение надежности теста.
Факторный анализ.
Валидность теста.
Стандартизация теста.
Измерение интеллекта.
Подходы к определению интеллекта.
Тесты для измерения интеллекта, их виды.
Структура интеллекта.
Иерархические теории структуры интеллекта.
Модель интеллекта по Терстоуну.
Модель интеллекта по Гилфорду.
Модель интеллекта по Айзенку.
Модель интеллекта по Кеттеллу.
Модель интеллекта по Гарднеру.
Модель интеллекта по Стернбергу.
Интеллект социальный и эмоциональный.
Концепция генерального фактора: вчера и сегодня.

Распределение тестовых оценок интеллекта.
Интеллект и наследственность.
Интеллект и биологическая среда.
Интеллект и половые различия.
Интеллект и питание.
Интеллект и социокультурная среда.
Различия в интеллекте, обусловленные возрастом.
Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью их рождения.
Интеллект: предпосылки и детерминанты.
Интеллект и личность.
Личностные опросники.
Виды опросников, формы вопросов и представления результатов.
Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы.
Фальсификация и установки на ответы.
Понимание вопросов и изменчивость ответов.
Психометрический парадокс.
Обобщенный анализ факторов, детерминирующих ответ.

Личностные опросники и теории личности.
Проективная техника.
Предыстория проективной диагностики.
Проекция: от феномена к принципу исследования.
Проекция как психологический феномен.
Проективная гипотеза и проективные методики, их виды.
Роль стимула в проективных методиках.

Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности.
Бессознательное и проективные методики.
Проективные методики или «объективные тесты»?
О разработке проективных методик.Заключение в конце каждой главы.
Литература.
Алфавитный указатель.
Приложение.