Даже в трудах научного содержания, относящихся к точным наукам несложно найти разногласия в теориях и исключения из принятых правил, а уж в вопросах веры и религии отличий в трактовках и объяснениях традиций более чем предостаточно. Таким образом, найти единственно верное поминания 9 и 40 дней после смерти просто не существует. Ниже Вы найдете ответы, данные различными представителями духовного мира, а также интересные факты и очень важные советы.

Версия представителей Сретенского монастыря

Почему отмечают 9 день после смерти?

В девятый день усопшего поминают, чтобы почтить честь 9 чинов ангельских, которые являясь слугами Царя Небесного и нашими к Нему представителями, ходатайствуют перед Ним о помиловании усопшего человека. Считается, что с третьего по девятый день, душа преставившегося пребывает в райских обителях, где она:

  • Забывает былую скорбь о том, что ей пришлось покинуть тело и обычный мир.
  • Осознает, что так мало служила Богу, будучи на земле, укоряет себя за это и скорбит.

На девятый день Господь отправляет Ангелов, чтобы те привели душу на поклонение. Пред престолом Господа Бога душа в это трепещет и находится в большом страхе. Святая церковь в это время в молитвах об усопшем просит и Всевышнего принять решение о принятие души своего чада. С 9 по 40 день душа отправляется в ад, где она наблюдает муки грешников, незаслуживших прощения, и трепещет от страха. Потому так важно провести девятый день в поминовении и молитвах за усопшим.

Почему отмечают 40 день после смерти? История и придание Церкви говорят о том, что 40 дней - период, необходимый для того, чтобы душа подготовилась к принятию помощи и Божественного дара от Отца небесного. Число 40 неоднократно фигурирует в церковных преданиях:

После 40-дневного поста Пророк Моисей беседовал с Господом на горе Синай
и получил скрижали закона.На 40 день Иисус Христос вознесся на небо по воскресении Своем.40 лет странствовали израильтяне до того, как достигли земли обетованной. Представители церкви приняли все описанные выше факты во внимание, и приняли решение о проведении поминовения в 40 день после смерти. Своими молитвами они помогают душе взойти на святую гору Небесного Синая и узрела Господа Бога, достигла блаженства и оказалась в обществе праведных в небесных селениях.

В 9 дней, после поклонения Господу, Ангелы показывают душе ад, в котором в муках страдают души нераскаявшихся грешников. В 40 день, попадая к Господу в третий раз (первый раз душа попадает на 3-й день), душа получает приговор: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного суда. Именно потому так важны церковные поминовения и молитвы в этот день, они помогают загладить грехи и попасть очистившейся душе в Рай со святыми.

Как считают 9 дней со дня смерти?

Нередко люди делают ошибку, начиная отсчет со следующего дня после смерти. На самом же деле временем отсчета должен быть день, в который усопший покинул этот мир, даже в том случае, если это произошло поздним вечером (до 12:00). Таким образом, если человек умер 2 декабря, то 10 декабря станет девятым днем после смерти. Слагать числа математически (2 декабря + 9 дней = 11 декабря) и начиная счет со следующего после смерти дня - неправильно.

В девятый день можно снимать завесы с зеркал.

На девятый день после смерти усопшего, можно снять с зеркал в доме завесы (во всех кроме спальни умершего). Примечательно, что завешивание зеркал - неправославная традиция. Это отголоски старинного русского поверья, в котором говорится о том, что в зеркалах душа усопшего может заблудиться и не найти пути на тот свет. На девятый день поминки должны быть скромными. Спиртное на застолье - необязательный, а по распространенному мнению исконно верующих людей - и вовсе лишний атрибут. В застольной беседе следует вспоминать добрые поступки и благие дела умершего. Считается, что каждое сказанное благое слово о покойном будет ему зачтено.

Игумен Федор (Яблоков) о поминовении: Поминовение должно быть молитвенное. Об этом часто забывают, сводя поминки к застолью, а поминки без искреннего поминовения усопшего никакого смысла не имеют. Выпивать на похоронах и на поминках не только не нужно, но и вредно для умерших. Спиртного на столе не должно быть совсем, или же минимальное количество. Прием алкоголя или наркотиков в этих случаях - это не традиция, это попытка безбожного человека спрятаться, уйти от реальности. Не нужно заставлять весь стол яствами, стол должен быть скромен. Собираясь на поминки, люди собираются на молитву, на молитвенное воспоминание об усопшем, а не для того, чтобы устроить праздник чревоугодия. Обязательное яство в соответствии с традицией - кутья, над которой нужно читать особую молитву. В течение 40 дней нужно избежать любых траурных мероприятий, на поминовение можно приходить в любой строгой, несоблазняющей одежде.

Архимандрит Августин (Пиданов) о традициях и суевериях: В настоящее время часто можно столкнуться с суевериями, искусно замаскированными под традиции. Суеверия - это безразличность, суета, бессмысленное отношение к вере. Во-первых, часть суеверий противоречат понятиям и традициям веры, во-вторых - часть суеверий просто не оставляют для веры в нашей жизни времени. К примеру, на первый взгляд, ничего плохого в том что человек завешивает зеркала нет. Но человек отягощает все свои мысли тем, что нужно не забыть завесить зеркала, не находя времени на молитвы за души близкого. На столе не должно быть выпивки, и не бойтесь, что Вас будет кто-либо осуждать. Все зависит только от Вас, организуете вы поминки по душе умершего или попойку ради родственников и близких.

Архимандрит Августин (Пиданов) об отпевании: Отпевание - ни что иное, как молитвенное чинопоследование, утвержденное церковью как проводы и напутствие для провода людей в иной мир. Многие ошибочно принимают отпевание за обряд или традицию. В процессе проведения обряда люди пытаются сделать непонятное понятным, однако на самом деле за формой отпевания стоит куда более важное и большее как для души умершего, так и для ныне живущих. Для поиска ответов на вопросы, связанные с проводом христиан в последний путь, следует обращаться непосредственно к священнослужителям. Только таким образом Вы сможете избежать ошибок, и провести отпевание, принеся наибольшую пользу душе умершего, не тратя времени на суеверия.

Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .

Дни поминовения усопших у православных

Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».


Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу - с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

40 дней и 1 год (годовщина)

Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

Панихида об усопших

Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

Нужно ли на поминки ходить в церковь

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.


Зачем надо молиться об усопших

И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.

Даже в трудах научного содержания, относящихся к точным наукам несложно найти разногласия в теориях и исключения из принятых правил, а уж в вопросах веры и религии отличий в трактовках и объяснениях традиций более чем предостаточно.

Таким образом, найти единственно верное поминания 9 и 40 дней после смерти просто не существует. Ниже Вы найдете ответы, данные различными представителями духовного мира, а также интересные факты и очень важные советы.

Версия Представителей Сретенского Монастыря.

Почему отмечают 9 день после смерти?

В девятый день усопшего поминают, чтобы почтить честь 9 чинов ангельских, которые являясь слугами Царя Небесного и нашими к Нему представителями, ходатайствуют перед Ним о помиловании усопшего человека.

Считается, что с третьего по девятый день, душа преставившегося пребывает в райских обителях, где она:

1.Забывает былую скорбь о том, что ей пришлось покинуть тело и обычный мир.

2.Осознает, что так мало служила Богу, будучи на земле, укоряет себя за это и скорбит.

На девятый день Господь отправляет Ангелов, чтобы те привели душу на поклонение. Пред престолом Господа Бога душа в это трепещет и находится в большом страхе.

Святая церковь в это время в молитвах об усопшем просит и Всевышнего принять решение о принятие души своего чада.

С 9 по 40 день душа отправляется в ад, где она наблюдает муки грешников, незаслуживших прощения, и трепещет от страха.

Потому так важно провести девятый день в поминовении и молитвах за усопшим.

Почему отмечают 40 день после смерти:

История и придание Церкви говорят о том, что 40 дней – период, необходимый для того, чтобы душа подготовилась к принятию помощи и Божественного дара от Отца небесного.

Число 40 неоднократно фигурирует в церковных преданиях:

*После 40-дневного поста Пророк Моисей беседовал с Господом на горе Синай и получил скрижали закона.

*На 40 день Иисус Христос вознесся на небо по Воскресении Своем.

*40 лет странствовали израильтяне до того, как достигли земли обетованной.

Представители церкви приняли все описанные выше факты во внимание, и приняли решение о проведении поминовения в 40 день после смерти. Своими молитвами они помогают душе взойти на святую гору Небесного Синая и узрела Господа Бога, достигла блаженства и оказалась в обществе праведных в небесных селениях.

В 9 дней, после поклонения Господу, Ангелы показывают душе ад, в котором в муках страдают души нераскаявшихся грешников. В 40 день, попадая к Господу в третий раз (первый раз душа попадает на 3-й день), душа получает приговор: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного суда.

Именно потому так важны церковные поминовения и молитвы в этот день, они помогают загладить грехи и попасть очистившейся душе в Рай со святыми.

Как считают 9 дней со дня смерти:

Нередко люди делают ошибку, начиная отсчет со следующего дня после смерти. На самом же деле временем отсчета должен быть день, в который усопший покинул этот мир, даже в том случае, если это произошло поздним вечером (до 12:00).

Таким образом, если человек умер 2 декабря, то 10 декабря станет девятым днем после смерти . Слагать числа математически (2 декабря + 9 дней = 11 декабря) и начиная счет со следующего после смерти дня – неправильно.

В девятый день можно снимать завесы с зеркал.

На девятый день после смерти усопшего, можно снять с зеркал в доме завесы (во всех кроме спальни умершего). Примечательно, что завешивание зеркал – неправославная традиция. Это отголоски старинного русского поверья, в котором говорится о том, что в зеркалах душа усопшего может заблудиться и не найти пути на тот свет.

На девятый день поминки должны быть скромными.

Спиртное на застолье – необязательный, а по распространенному мнению исконно верующих людей – и вовсе лишний атрибут. В застольной беседе следует вспоминать добрые поступки и благие дела умершего. Считается, что каждое сказанное благое слово о покойном будет ему зачтено.

Игумен Федор (Яблоков) о поминовении: Поминовение должно быть молитвенное. Об этом часто забывают, сводя поминки к застолью, а поминки без искреннего поминовения усопшего никакого смысла не имеют.

Выпивать на похоронах и на поминках не только не нужно, но и вредно для умерших. Спиртного на столе не должно быть совсем, или же минимальное количество. Прием алкоголя или наркотиков в этих случаях – это не традиция, это попытка безбожного человека спрятаться, уйти от реальности.

Не нужно заставлять весь стол яствами, стол должен быть скромен.

Собираясь на поминки, люди собираются на молитву, на молитвенное воспоминание об усопшем, а не для того, чтобы устроить праздник чревоугодия. Обязательное яство в соответствии с традицией – кутья, над которой нужно читать особую молитву.

В течение 40 дней нужно избежать любых траурных мероприятий, на поминовение можно приходить в любой строгой, несоблазняющей одежде.

Архимандрит Августин (Пиданов) о традициях и суевериях: В настоящее время часто можно столкнуться с суевериями, искусно замаскированными под традиции.

Суеверия – это безразличность, суета, бессмысленное отношение к вере. Во-первых, часть суеверий противоречат понятиям и традициям веры, во-вторых – часть суеверий просто не оставляют для веры в нашей жизни времени.

К примеру, на первый взгляд, ничего плохого в том что человек завешивает зеркала нет. Но человек отягощает все свои мысли тем, что нужно не забыть завесить зеркала, не находя времени на молитвы за души близкого. На столе не должно быть выпивки, и не бойтесь, что Вас будет кто-либо осуждать.

Все зависит только от Вас, организуете вы поминки по душе умершего или попойку ради родственников и близких.

Архимандрит Августин (Пиданов) об отпевании: Отпевание – ни что иное, как молитвенное чинопоследование, утвержденное церковью как проводы и напутствие для провода людей в иной мир.

Многие ошибочно принимают отпевание за обряд или традицию. В процессе проведения обряда люди пытаются сделать непонятное понятным, однако на самом деле за формой отпевания стоит куда более важное и большее как для души умершего, так и для ныне живущих. Д

ля поиска ответов на вопросы, связанные с проводом христиан в последний путь, следует обращаться непосредственно к священнослужителям. Только таким образом Вы сможете избежать ошибок, и провести отпевание, принеся наибольшую пользу душе умершего, не тратя времени на суеверия.

Разьясните пожалуйста что означают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека. Что переживает и где находится душа умершего в эти дни?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Наше земное бытие – приготовление к жизнь будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Посмертные опыты свидетельствуют, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно- нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. Поэтому для души с самого начала загробной жизни (еще до Суда) начинаются радости или страдания в зависимости от того, как она жила на земле. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т.е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать, вопреки мнению некоторых неверных, будто после исхода из этой жизни они разрушаются в ничто; они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога» (Собеседование 1, гл. 14). В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. Но на третий день она попадает уже в иные области. Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (почил в 395 г.): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <...> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <...> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <...>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <...> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, - «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19).

Считается, что первые 9 дней после смерти духовная оболочка усопшего еще имеет привязку к смертной жизни и может чувствовать скорбь близких людей. Окончательно эта связь рвется только на сороковины, определяющие тонкой сущности место ее постоянного пребывания в загробном мире. Понимание сложностей, через которые душа проходит после выхода из тела, очень важно для оставшихся на земле, ведь все это время дух покойного нуждается в правильной поддержке.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Что означает 9-й день после смерти в христианстве?

    Весь период неразрывной посмертной связи души умершего с миром живых делится на три отрезка: 3, 9 и 40 день от смерти. Первый отрезок времени дух почти все время проводит рядом с домом, где он вышел из тела, либо недалеко от гроба. Он слышит все слова и мысли, обращенные к нему, через беседы людей о покойном, и делает первые выводы о греховности своего земного существования.

    С первой минуты существования вне тела рядом с усопшим находится его Ангел-Хранитель, в сопровождении которого душа посещает памятные места своей жизни, прощается с близкими. Он видит все приготовления к похоронам и, по утверждению эзотериков, может даже корректировать события, являясь во снах к родственникам.

    Начиная с третьего дня и по сороковой душа человека перемещается уже в строгом соответствии с алгоритмом посмертной программы, одинаковой для всех. Символически началом пути умершего считается момент опускания гроба в могилу. Но даже если на третий день тело еще не передано земле, душа все равно теряет к нему привязку и переходит в другое измерение.

    На пути к Вечности покойного ждут 20 испытаний (мытарств), в продолжение которых бесовские силы вопрошают душу обо всех ее грехах, совершенных в образе человеческом. Если хотя бы на половину упомянутых дурных деяний не найдется столько же добрых поступков, путешествие заканчивается немедленным низвержением грешника в ад. Если судилища пройдены успешно, дух покойного допускается к встрече с Богом, и ему разрешают в течение шести дней находиться в райских садах среди праведников.

    Прохождение рубежа девятого дня считается самым важным из того, что происходит с душой в ее промежуточном состоянии. Поклонившись Богу во второй раз, человеческая сущность препровождается ангелами в валгаллы противоположной ипостаси – в ад. Моления родственников и панихида, которую в этот день служат в храме по усопшему, помогают душе в ее тяжелом 39-дневном путешествии по уровням преисподней и являются заочной просьбой к Господу помиловать грешника.

    Отсутствие поминок и панихиды на 9-й день после смерти означает, что человек пренебрег жизнью как Божьим даром и прошел сквозь нее бесцельно либо сделал много зла и восстановил людей против себя. И то, и другое в православии относят к тяжелым грехам, требующим оправданий перед престолом Господним на сороковой день от даты упокоения.

    Особенности организации поминок девятого дня

    Обычаи христианства учитывают все трудности, с которыми душе придется столкнуться на распутье между раем и адом. Каждое ритуальное действие, от церковного обряда и до вкушения пищи за поминальным столом, сопровождается особыми молитвами и словами, отправляющими положительный посыл в энергетическое пространство, где находится тонкая сущность.

    Самым близким родственникам усопшего, организующим погребение и поминки, необходимо соблюдать определенные правила проведения ритуалов и понимать сакральный смыл совершаемых действий, иначе они не будут нести никакой пользы душе покойного.

    Панихида в церкви

    Утро 9-го дня после смерти крещеного человека для родных умершего начинается в церкви, ведь с наступлением рассвета душа предстает перед очами Господа и ей требуется мощная энергетическая подпитка, чтобы справиться с последующими испытаниями. Молитвы людские и ангельские звучат во время службы в унисон. Чем больше будет этих голосов, тем легче станет душе усопшего.

    Молитву, читаемую только по случаю девятого дня, следует выучить наизусть и прочесть несколько раз: устанавливая свечку в тетрапод (особый подсвечник перед столиком с поминальными яствами), уходя со службы и придя домой.


    Заранее пишется записка с именем умершего. Ее нужно положить на столик рядом с принесенными продуктами. Если событие не накладывается на постные дни, то в корзинку для поминания укладывают:

    • различные сладости;
    • мясо;
    • рыбу;
    • молоко;
    • яйца;
    • сыры и колбасы;
    • хлебную и крупяную продукцию.

    В пост список разрешенных православному человеку продуктов меньше:

    • крупы;
    • муку;
    • овощи и фрукты;
    • грибы.

    Перед тем как выкладывать принесенное поминание на стол и покупать свечи, нужно договориться со служкой о проведении панихиды. Особенно это касается небольших часовен, где священник один и ему требуется время на подготовку.

    Поминальный обед и связанные с ним приметы

    В старину поминать на «девятины» нарочно приглашали только тех, кто принимал непосредственное участие в приготовлении покойника к погребению: обмывал труп, мастерил «домину» (гроб), устанавливал крест на могиле. Остальные «гости» приходили незваными, и отказывать нельзя было никому – ни врагу, ни чужаку. В современном мире люди сами не ездят на подобные мероприятия, опасаясь оказаться нежданной обузой, поэтому не будет отступлением от традиции заранее обзвонить всех знакомых и известить их о месте и времени проведения поминок.

    Где бы ни накрывался поминальный обед, еды готовят достаточно, чтобы принять максимальное количество людей. В первую очередь за стол усаживают престарелых гостей и детей, последними едят хозяева. Обязательно перед появлением основного блюда – поминальной кутьи - служится лития. Ее может провести любой из присутствующих, организовав общее чтение молитвы «Отче наш» либо Девяностого псалма.


    Что, по канонам церкви, приветствуется на поминальном столе:

    • борщ;
    • голубцы;
    • перцы, фаршированные овощами или мясом;
    • котлеты;
    • жаркое;
    • грибы тушеные или жареные;
    • пирожки из пресного теста (закусочные) и сладкие;
    • овощные смешанные салаты;
    • картофель или каша;
    • жареная или тушеная рыба;
    • простые бутерброды с колбасой и сыром.

    Обязательно должны присутствовать компот или кисель, поминальное колево из перловки или риса, недорогие сладости.

    Кутью, символизирующую воскрешение и сладость пребывания в раю, следует освятить в церкви во время панихиды.

    А вот что на «девятины» подавать нельзя:

    • любой алкоголь;
    • кофе;
    • покупные соки;
    • морские деликатесы (креветки, кальмары, устрицы);
    • сложные «праздничные» салаты;
    • птицу или поросят, зажаренных целиком;
    • дорогие конфеты в нарядных коробках;
    • пирожные или торты.

    Кулинарные изыски, как и распитие спиртного на поминках считается грехом чревоугодия, ложащимся на плечи души усопшего, что лишь ухудшает его положение. Оставшуюся после поминок пищу не выбрасывают, а относят в церковь или раздают нищим. Конфеты, фрукты и другие сладости, не считая, отсыпают детям на помин души.

    Правила и традиции, связанные с датой

    Большинство правил поведения во время поминок сейчас применимы только к близким усопшего, хотя раньше их придерживались все пришедшие. Это касается, в частности, внешнего вида женщин, которые обязаны быть в помещении в платках, с полностью убранными под них волосами. Мужчинам нельзя быть в доме с покрытой головой.

    Ходить на кладбище в этот день или нет, гости решают сами. Цветы в дом покойного уже после того, как остальные приехали с места погребения, нести не принято – и венки и цветы нужно оставлять на могиле.

    Еще несколько христианских примет, касающихся посещения могилы на 9-й день после смерти человека:

    • принятие пищи и распитие алкоголя на кладбище противоречат канонам православия;
    • нельзя поливать могильную насыпь водкой или оставлять спиртное в стопке;
    • деньги, еда, алкоголь священнику на кладбище не передаются – можно пригласить батюшку домой или совершить все нужные действия заранее;
    • уходя с кладбища, можно зажечь на могиле лампадку, оставить стакан воды с кусочком хлеба или блюдечко с кутьей;
    • на обратном пути желательно одарить нищих посильной лептой и раздать немного сладостей встречным детям, при этом следует говорить: «Помяните раба Божия (имя)»;
    • и на кладбище, и дома нужно чаще говорить о покойном добрыми словами, вспоминать его хорошие поступки и положительные личные качества.

    К приходу гостей дом убирается в строгом соответствии случаю. Можно поставить на небольшой стол портрет покойного с зажженной перед ним лампадой, накрыть лишние предметы мебели черным крепом. Спорным считается завешивание зеркал в доме после похорон. Необходимость такого действия не комментируется церковью и относится к пра-традициям древних славян, считающих зеркальную поверхность входом в другой мир.

    Не осуждается христианством и принятый у некоторых семей обычай «усаживать покойного» за поминальный стол. Для этого трапезничающие освобождают почетное место во главе стола и ставят туда полный столовый прибор с едой.

    Как подсчитать день поминок?

    Просчитывая дату, на которую выпадет день поминания усопшего, учитывать следует и сам день смерти, который длится до полуночи. Пример: если человек скончался 10 марта в 23:00, то «девятины» выпадают на 18 марта, а не 19, как получилось бы, если б к 10 прибавили 9. А вот если бы смерть наступила в несколько минут первого ночи, то счет велся бы уже от вновь наступившей даты.

    Если верующий христианин умирает в будний день Великого поста, поминки девятого дня переносятся на ближайший субботний или воскресный день. Однако если человек при жизни не соблюдал пост, этим правилом можно пренебречь.

    Отмечать раньше девятины нельзя. Душа покойного, пребывая в раю, еще не нуждается в той поддержке, которая станет ей необходима позже.

    Многие люди, отдавая дань современным традициям и опасаясь вызвать осуждение со стороны окружающих, после смерти близкого человека погружаются в заботы по соблюдению внешнего антуража и совсем не думают о духовной составляющей обрядов. Следует помнить, что для усопшего представляет важность не богато накрытый стол, а молитва, сообща прочитанная над пищей. И опасность для души, отправившейся в трудный путь, состоит не в малом количестве гостей на поминках, а в отсутствии добрых слов от тех, кто пришел почтить его память.