Инструмент Patch tool (Заплатка) с параметром Content-Aware (С учетом содержимого) используется для того, чтобы убрать нежелательные участки изображения. Для использования нужно выбрать некоторую область и Photoshop автоматически определит рандомизованный узор заливки.

1. На панели инструментов выбрать инструмент Patch tool (Заплатка ).

2. На панели параметров установить следующее:

Выбрать вариант Content-Aware (С учетом содержимого) для обработки с учетом содержимого.
Нажать на значок шестеренки и указать значения для следующих параметров:
Structure (Структура) - ввести значение между 1 и 5, чтобы указать, насколько близко заплатка должна следовать имеющемуся изображению. При значении 5 заплатка будет очень близко придерживаться имеющегося узора, при значении 1 заплатка будет очень слабо придерживаться узора.
Color (Цвет) - ввести значение от 0 до 10 для указания степени применения алгоритмического наложения цветов к заплатке. При значении 0 наложение цветов будет отключено, значение равное 10, обозначает предельное наложение цветов.

3. Выделить область изображения, которую требуется заменить. Область выделения можно нарисовать с помощью инструмента Patch tool (Заплатка) или с помощью любого другого инструмента из группы «Выделение».

4. Перетащить выделенный фрагмент над областью, из которой необходимо сгенерировать заливку, если заливка не происходит, нужно разблокировать слой, нажав на замочек на редактируемом слое в окне Layers (Слои).

Оригинал изображения:


Результат.

С ретуши кожи всегда начинается профессиональная обработка фотографий.

Цвето- и светокоррекция всегда идут веселее на гладкой красивой коже. Нам пригодятся два инструмента - Patch tool и Clone stamp. Но не забудьте сначала сделать дубликат основного слоя, нажав Ctrl+J, и продолжая обработку фото на нем. В Clone stamp советую регулировать opacity и flow. Patch tool работает просто - обводите нужный участок и тянете за серединку на чистый участок. Следите за результатом, будьте терпеливы и внимательны. Все подчистую убирать не рекомендую. Некоторые мимические морщинки и родинки я оставляю, учитывая поставленную задачу и возраст модели. В данном случае обработка фотографии подразумевает уклон в сторону гламура, поэтому постараюсь почистить кожу более основательно

Теперь я сделаю глаза модели более выразительными, а брови ровными. Сначала займусь глазами. Самый верный и первый способ для осветления глаз и зубов - инструмент Dodge tool. Только не забудьте сделать новый объединяющий слой при помощи клавиш - Ctrl+Shift+Alt+E. Теперь берем Dodge tool, ставим Range - Midtones, а Exposure - 20% и проводим по глазу несколько раз, следя за результатом. Предварительно выберите такой размер кисти, чтобы не попадать на веки. Иначе вы подправите макияж в ненужную сторону. Иногда этим инструментом при минимальном значении Exposure я убираю синяки под глазами. Кстати, обратите внимание, при обработке фотографии этим инструментом цвета становятся насыщеннее. Что же у нас получилось?

По моему результат прекрасный за исключением самих белков. Теперь уберем красный цвет с белка. Patch tool поможет удалить крупные вены, в остальном поможет Hue/Saturation.
Выделяю Lasso только белки и в панели управления слоями жму на Hue/Saturation. Здесь я просто убираю все цвета в Saturation, но не на 100%, а на -49%. Иначе цвет станет слишком неестественным. Чтобы при обработке фото все получалось аккуратно, большинство этапов работы, осуществляющихся при помощи маски, можно контролировать следующим образом - находясь в маске, нажимать на клавиатуре значок “\” и смотреть что получилось

А затем кистью убрать лишнее с той части, которую мы редактировали. Чтобы отключить красный цвет, еще раз нажмите “\”. Цвет глаз меня устраивает, осталось подправить бровь. Использую инструмент Clone stamp и быстро добиваюсь нужного результата

Фотомонтаж зубов
Вариантов, чтобы сделать зубы белее - очень много. Я использую Dodge tool с такими же настройками, как и для глаз. Делаю новый объединяющий слой и провожу несколько раз по зубам. Затем лассо обвожу их и так же как для белков использую Hue/Saturation. После чего в маске поправляю границы выделения. Но зубы отбелились почти равномерно. А это выглядит не натурально при данных условиях освещения. Выделаю лассо участок рта, в панели управления иду в Curves и затемняю зубы, после чего захожу в просмотр маски и убираю лишнее со светлой части зубов и с губ. Теперь получилось более естественно.

При художественной обработке фотографии я не ставлю себе цель сделать неестественные перенасыщенные или выбеленные цвета. Я стараюсь лишь немного улучшить тот кадр, который у меня есть. Необходимо знать меру, но и не забывать о поставленной задаче в оформлении фото. Следующий этап ретуши портрета - улучшение цвета кожи.

Цветокоррекция кожи
На мой взгляд цвет кожи здесь слегка “пережаренный” и слишком насыщенный. Необходимо это исправить. Я иду в Levels и начинаю двигать ползунки сначала в RGB, а потом в Blue. Моя задача была - высветлить общий цвет картинки и немного убрать желтый цвет.

Следующий этап - выровнять цвет кожи, так как на фото видно, что щеки розовее, чем лоб и подбородок. При ретуши лица мне помогает этот способ - я делаю новый чистый слой, выбираю значение Color и пипеткой выбираю тот цвет, которым бы мне хотелось видеть всю кожу на лице. Мне нужен розовый. После чего беру кисть с мягкими краями, значениями Opacity и Flow по 20% и провожу кистью по желтым местам. После чего вижу, что лицо стало слишком розовым и уменьшив Opacity самого слоя до 50% остаюсь довольным результатом.

Теперь я выровняю фактуру кожи при помощи плагина Portraiture. Для это нужно сделать объединяющий слой и зайти в плагин. Там пипеткой выбираю средний цвет кожи, насыщенность ставлю Normal и жму Ок.

Кожа стала слишком фарфоровой, чтобы немного подкорректировать эффект, я в Opasity слоя делаю значение меньше. Для каждого случая при фотомонтаже будет свое значение, в данном случае это 43%.

There are tools in Photoshop that I use more than others, and some not at all. The Patch tool is one of my favourites. It is so easy to use and with each version of Photoshop, it has gotten even better.

The Patch Tool is located under the fly out menu of the Spot Healing Brush.

What exactly is the Patch Tool for?

The Patch Tool is part of the healing brush set of tools. These are the go-to tools for retouching and repairing your images. The Patch Tool is primarily used to repair larger areas of an image, or get rid of any distractions or blemishes.

The patch tool was introduced into Photoshop at the same time as the Healing Brush. It is similar to the Healing Brush Tool, in that it matches the texture, lighting and shading of the sampled pixels to the source area. But, the Patch Tool uses selection-defined areas instead of a brush.

Prior to Photoshop CS6, you could not work on a separate empty layer when using the Patch Tool, unlike the Spot and Healing Brushes. This meant that you had to duplicate the layer that you were working on. However, in Photoshop CS6, Content-Aware was introduced to the Patch Tool. So you can now work on an image using an empty layer. This has made it quite powerful indeed.

What makes the Patch tool unique is that each time you use, it will give a slightly different result even on the same selection. It is great for retouching larger areas of your image, very fast and quite seamlessly. Or if you are in Destination Mode, this can also duplicate, or clone an object. Although, I rarely use it for that, it’s still an option. I will illustrate this further on in the article. There is also an option to use a pattern or Transparent, neither of which I’ve had a use for yet to date.

What does the Patch Tool look like?

The Patch Tool can be found hidden behind the Healing Brush tool in the Tools panel.

By clicking on the Spot Healing brush in the tools panel. A fly out menu appears, the Patch tool is the third one down.

How does the Patch Tool work?

  1. Select the Patch tool and draw an area around your selection. It works in a similar way to the Lasso selection.
  2. Move the cursor over the selected area and drag it to the left, right, or in any direction.
  3. Choose whether you choose Source or Destination mode in the Options Bar. You will see a preview of the image as you drag it.
  4. When you release the mouse or stylus, Photoshop does the magic of blending the pixels from the source or the destination area, to merge the pixels with the original selection seamlessly. Deselect by hitting Cmd+D on a Mac. Ctrl+D on a PC.

Image showing definite areas that needs to be removed.

The Patch Tool in normal mode removed some unwanted things (cigarette butts) in this image very easily and quickly.

It’s that easy, but you probably won’t get a 100% accurate result every time. You may have to make a few attempts. Just make sure you are working on a duplicate background layer, or using a separate empty layer - not your original background layer.

Tip: You don’t have to use the Patch tool to define a selection. You can use any selection tool and then select the Patch tool.

Before I show you how to use the Patch Tool with Content-Aware, I want to demonstrate how the it can be used to clone an isolated area of your image.

Duplication

In the following example, I want to duplicate the bird and add another one. Similar to the steps above:

  • Make a selection around the bird.
  • Choose Destination in the Options Bar.
  • With the Patch tool selected, position the cursor over the selection and move it into place.
  • It doesn’t do a bad job, however, if you look closely the surrounding pixels of the selection haven’t blended in so well.

Click on the Destination radio button to duplicate or clone a specific area.

Using the Patch tool to clone or duplicate an area of an image in Destination Mode. However, the results can produce a noticeably pixelated edge.

Here’s an alternative method in getting a better result. Once you have made the selection for duplicating an area.

Press Cmd+Alt+T on a Mac (Ctrl+Alt+T on a PC). This brings up the free Transform tool. Now move the selection to a new area on the image. Click on the tick box to commit, or press Enter. The selection is still active as the marching ants are visible around it. With the Patch tool selected, move the cursor over the selection, hold down the mouse or stylus and move the selection slightly and then release. You will notice the surrounding pixels are blended better.

There is a definite improvement using the free transform tool, then holding down the mouse or stylus and moving the selection slightly at the same time just before releasing it.

And voila, three birds!

Another example of using the free transform tool along with the Patch tool set to Destination Mode.

I like to use the Patch Tool in both the normal mode and content-aware. In normal mode the Patch Tool does a great job for general clean up. However, where there are areas close to the edge of the image, the Patch tool struggles to blend or repair the selection. This is where the Patch tool in Content-Aware mode really shines.

When an area has a sharp contrast, or is up against the edge of a photo, the Patch Tool in normal mode is less effective than using the Patch with Content-Aware. (notice the selection on the right here)

In this image. I removed the unwanted areas using a combination of the Patch Tool in normal mode and Content-Aware.

Content-Aware Mode

In order to use the Patch Tool in this mode, go up to the Options Bar and change it from Normal to Content-Aware. If you want to work using an empty layer above the image, make sure Sample All layers is checked. As well, in the Options Bar, you will also see Adaption.

Рассмотрим как можно измененить размеры изображения, а также инструменты Stamp, Healing Brush и Patch Tool.

Команда меню Image > Pixel Dimensions


Инструмент штамп (Stamp) (Clone Stamp и Pattern Stamp).
Инструмент Healing Brush (восстанавливающая кисть).
Инструмент Patch Tool.

Изменение размеров изображения.

Команда меню Image > Image Size позволяет посмотреть и изменить размеры изображения. Pixel Dimensions - размер памяти, занятой изображением. Обычно не соответствует реальному размеру файла на диске, т.к. многие форматы файлов поддерживают сжатие изображения.


Width , Height - ширина и высота картинки в пикселах или в процентах от исходного размера. Пояснение: Если я хочу уменьшить картинку вдвое, то в поля ширины и высоты ввожу число 50, рядом выбираю из списка не pixels (пикселы), а percent (проценты).


Document Size - размер документа при печати. Параметры Width, Height, Resolution - ширина, высота, разрешение изображения.


Флажок Constrain Proportions во включенном состоянии сохраняет пропорции изображения: при изменении ширины автоматически изменяется высота, и наоборот. Включенный режим соблюдения пропорций показывает скобка с пиктограммой звеньев цепи, соединяющая ширину и высоту.


Resample Image - алгоритм, определяющий, как отбрасываются "лишние" пикселы при уменьшении размера картинки и создаются новые при увеличении. Bicubic - самый точный из предложенных алгоритмов.

Инструмент штамп (Stamp).

Группа инструментов штамп включает в себя два штампа - Clone Stamp (клонирующий штамп) и (штамп узора).


Clone Stamp (клонирующий штамп) используется в основном для дублирования фрагментов изображения или для устранения таких дефектов на изображении как пыль, царапины, пятна. Для использования клонирующего штампа нужно переместить курсор мышки в место, которое вы хотите продублировать, и нажать Alt + левую кнопку мыши . При этом программа запомнит точку,начиная с которой вы будете копировать изображение. Далее нужно переместить мышку в место дефекта и, нажав левую кнопку, произвести закрашивание дефекта изображением из области, которую вы скопировали. Величина закрашиваемой области зависит от выбранного вами размера штампа в палитре Options.



Хорошие результаты можно получить, применяя инструмент штамп с разными значениями непрозрачности (Opacity), интенсивности (Flow) и режимов наложения (Mode). Кстати, действие штампа не ограничивается одним изображением. Он позволяет переносить области одной картинки на другую. На рисунке показано, как легко исключаются некоторые детали из изображения с помощью этого замечательного инструмента. Мне, например, не понравилась статуя всадника. :)


Штамп, использующий узор, работает аналогично клонирующему, но для него нужно определить узор. Это делается на панели Options:



Выбираем нужный узор из списка Pattern . Флажок Aligned выравнивает узор по первой плитке, т.е. располагает его шов к шву. Если нужно передать узор не точно, а расплывчато, в стиле импрессионизма, то включаем одноименный флажок Impressionist . С помощью штампа узора, настроенного так, как показано на изображении панели Options, был нарисован радужный дым. Другой узор, смешанный с фоном в режиме Darken (Затемнение), создал трещины на асфальте.


Обязательно попробуйте применить штамп с использованием разных режимов наложения и прозрачности - это дает потрясающие результаты.

Инструменты Healing Brush (Восстанавливающая кисть), Patch Tool.

Инструмент (Восстанавливающая кисть) позволяет Вам исправлять дефекты в изображении с учетом их окружения. Подобно инструментам клонирования, инструмент Healing Brush используется для копирования участков изображения или узора. Но в отличие от штампа, инструмент Healing Brush учитывает структуру, освещение, тени обрабатываемой области изображения. В результате восстановленная часть после ретуши, производимой автоматически этим инструментом, легко вписывается в остальную часть изображения.


Использование инструмента Healing Brush аналогично использованию штампа:

  1. Выберите инструмент Healing Brush.
  2. Задайте источник для клонирования, нажав Alt + левую кнопку мыши в соответствующем месте изображения.
  3. Проведите инструментом по участкам изображения, требующим восстановления.


Теперь поговорим о параметрах этого замечательного инструмента. Естественно, все они находятся на панели Options.

  • Несколько параметров, определяющих форму кисти, Вам знакомы: Diameter, Hardness, Spacing, Angle, Roundness . Если Вы не помните, что означают эти слова, то перечитайте главу первого урока "Инструмент Кисть".
  • Режим смешивания Mode : Вариант Replace позволяет сохранить такие параметры изображения как шум, зернистость и и текстура. Остальные варианты знакомы Вам из первого урока.
  • Дальше определяется источник для восстановления пикселов:
    • Выберите переключатель Sampled , чтобы использовать в качестве источника текущее изображение.
    • Выберите переключатель Pattern , чтобы источником служил образец узора. В этом случае выберите образец из раскрывающегося списка.
  • Вы можете настроить тип выравнивания восстановленных пикселов: Если флажок Aligned включен, то при Вы не потеряете точку, из которой началось клонирование, пока специально не зададите новый источник. Пикселы для восстановления берутся из источника последовательно, неважно, сколько раз Вы останавливались и начинали вести кистью снова. Если этот флажок выключен, начальная точка для клонирования задается каждый раз, когда Вы останавливаетесь и начинаете новый мазок.

Не забудьте, что каждый раз, когда Вы отпускаете кнопку мыши, проводится автоматическая ретушь восстановленных участков с учетом окружающих пикселов. Поэтому Healing Brush работает медленнее штампа.


Инструмент Patch (Заплатка) позволяет Вам восстанавливать выделенную область посредством клонирования пикселов, взятых из другой области или образца. Подобно Healing Brush, инструмент Patch учитывает структуру, освещение и тени обрабатываемой области изображения. Проще говоря, инструмент Patch создает заплатки на изображении. Ваша задача заключается в том, чтобы задать, где эта заплатка будет располагаться (Destination - место назначения) и чем мы будем ее "штопать" (Source - источник). Чтобы получить качественный результат при восстановлении области пикселами изображения, выделяйте маленькие области для коррекции.


На рисунке показано декоративное применение инструмента Patch. В небе была выделена область в форме сердца и "заштопана" подсолнухами. Обратите внимание, что действие инструмента не свелось к простому клонированию, была учтена цветовая гамма неба.


Как восстанавливать область, используя изображение-

Занятие № 14

Индивидуальное развитие организма, его стадии. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

    Онтогенез

    Онтогенез

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Развитие нового организма, полученного половым путем, начинается от оплодотворенной яйцеклетки - зиготы и заканчивается смертью. Важно помнить, что в ядре зиготы содержатся два набора хромосом от двух родителей (гибридный генотип). Биологическое развитие происходит по общим диалектическим принципам развития , которое можно наблюдать в неживой природе или в обществе. Чтобы убедиться в этом, сопоставим стадии «развития вообще», заимствованные нами из философского словаря, и стадии нормального онтогенеза многоклеточного организма, например, человека.

Стадии «развития вообще»

Стадии онтогенеза человека

Подготовка предпосылок развития - внешнее движение, совершаемое пока что за пределами данной системы.

Предзародышевое развитие -

образование половых клеток (гаметогенез), формирование окружающей среды будущего организма.

Возникновение - переход к внутреннему движению и возникновение системы.

Оплодотворение - слияние половых клеток, возникновение новой клетки - зиготы.

Формирование - преобразование новым процессом развития тех условий, из которых он возник.

Зародышевое развитие - эмбриогенез, построение принципиально новой многоклеточной системы.

Собственно развитие - зрелость процесса развития, его существование на своей основе.

Послезародышевое развитие -

постэмбриогенез. У человека выделяют: период роста (0-20 лет),

репродуктивный период (20-50 лет), период старения (после 50 лет).

Умирание - разрушение процесса развития.

Смерть - конец индивидуального развития, распад структуры.

Индивидуальное развитие системы, в том числе организма, происходит циклично , так что восходящее развитие всякий раз сменяется нисходящим . Восходящее развитие идет от простого, низшего (предзиготическая стадия) к сложному, высшему (многоклеточный организм). Нисходящее - от сложного, высшего (многоклеточный организм) к простому, низшему (бесклеточная мертвая материя). Законы диалектики утверждают, что развитие как конечный процесс с самого начала в скрытом виде содержит тенденции, ведущие от низшего к высшему и обратно. То есть развитие имеет векторный, направленный характер .

    Программа развития и её реализация

Чем же задается этот вектор? Чем предопределено индивидуальное развитие? Где программа развития и как она реализуется? Как из оплодотворенного яйца - из одной клетки - получается сложный многоклеточный организм, в котором тканевые клетки с одинаковым набором генов (одним генотипом) имеют разную структуру и функции (разный фенотип)? Поставленные вопросы составляют основной научный смысл науки эмбриологии или, говоря шире, биологии индивидуального развития. Они имеют и практическое медико-биологическое значение, так как нарушение процессов развития приводит к болезни и сокращает сроки полноценной жизни человека.

Чтобы сократить путь к пониманию программы развития, вспомним главную идею о том, что развитие находится под контролем двух начал - генетического (внутреннего) и эпигенетического (внешнего) . Найдем эти начала в развивающемся организме.

    Внутренняя, генетическая программа развития заложена в ДНК зиготы. Это генотип организма. Помним, что при размножении клеток - от зиготы до самой последней клетки тела - ДНК каждый раз удваивается и делится поровну, так что все клетки получают полный набор генов. В ДНК записана информация о всех белках организма.

При этом надо иметь в виду, что существуют гены и белки двух классов: структурные и регуляторные . Первые обеспечивают построение рабочих структур клеток и межклеточного вещества, ферментативный катализ, транспорт и прочие жизненно важны функции. Вторые регулируют активность первых, то есть гены-регуляторы производят соответствующие регуляторные белки, которые управляют активностью структурных генов. Сейчас установлено, что и среди регуляторных генов есть взаимозависимость - одни гены активируются другими. Таким образом, гены образуют функциональные цепи с заранее предопределенной последовательностью включения . Работает принцип домино: продукт первого гена активирует второй ген, продукт второго - третий и т. д. Благодаря слаженной работе таких конвейеров контролируются тесно увязанные шаги морфогенеза, развитие приобретает динамичный и направленный (векторный) характер .

Однако организм - очень сложная система, чтобы ее развитие было выстроено по простому алгоритму домино. Отдельные морфогенетические процессы часто идут независимо и параллельно. В разных зачатках эмбриона, а потом в клетках разных тканей эти процессы расходятся, идет дифференциация клеток по функциям. Но при этом все клетки имеют один и тот же набор генов (!). Возникает ключевой вопрос проблемы клеточной дифференциации - почему при одинаковом наборе генов синтезируются разные белки и получаются разные клетки? Современная биология развития дает ответ и на этот сложный вопрос.

    Внешняя, эпигенетическая программа развития контролирует и направляет реализацию генетической программы. Под действием внешних сигналов, биологически активных веществ, через посредство клеточных рецепторов и внутриклеточных мессенджеров (молекул-посланников) происходит избирательная активация одних генов и подавление других .

В итоге в дифференцированных клетках разных органов и тканей работают не все гены, а только та их часть, которая ответственна за данную тканевую функцию . Генетики называют этот механизм дифференциальной экспрессией генов. Но встает новый вопрос: что является самой первой командой к дифференциации клеток? Ведь развитие начинается с одной клетки - зиготы.

    Системы регуляции онтогенеза

Установлено, что в онтогенезе работают, сменяя друг друга, три системы регуляции.

1. Эмбриональная детерминация развития на основе позиционной информации, заложенной в яйце. В процессе роста и созревания яйцеклетки, когда она еще находится в материнском организме, в ее цитоплазме неравномерно откладываются различные РНК и белки-регуляторы, которые предопределяют будущий план раннего развития и ранней дифференциации клеток. Начало этой топологической неоднородности цитоплазмы яйца задает его полярное положение в яичнике: одним полюсом яйцо контактирует со стенкой (отсюда идет питание), другим обращено в просвет (здесь сосредотачиваются продукты сложных синтезов) (рис. 1а). Таким образом, еще до начала развития генетический материал (хромосомы в ядре) лежит в неоднородной, анизотропной среде, насыщенной биологически активными регуляторами. Уже в яйце мы имеем сочетание генетического (хромосомы) и эпигенетического (цитоплазма с регуляторами) факторов развития. После оплодотворения зигота многократно делится, и дочерние ядра попадают в различно детерминированные участки цитоплазмы, содержащие разные регуляторы (рис. 1б). Эти регуляторы и становятся первыми внутренними индукторами дифференцировки эмбриональных клеток.

Рис. 1а,б

2. Эмбриональная индукция - влияние одних зачатков на другие с помощью выделяемых клетками веществ-регуляторов. Этот механизм включается в ранних зародышах и представляет по сути эмбриональную гуморальную регуляцию; внешние регуляторы - индукторы выступают в роли первых гормонов. Так, например на стадии гаструлы (двухслойный зародыш) под действием выделений внутреннего слоя клеток впячиваются и дифференцируются клетки будущей нервной системы (рис. 1в).

Рис. 1в

3. Нейрогормональная регуляция дефинитивного (окончательного) типа, осуществляемая сложной системой желез внутренней секреции и нервной системой (рис. 1г). Заметим, что гормоны вырабатываются железами под контролем нервной деятельности, а нервная система в свою очередь находится под воздействием внешней среды.

Рис. 1г

Вся совокупность внешних относительно генотипа условий и регуляторов - от природно-климатических до нейрогормональных и внутриклеточных - и составляет сложную эпигенетическую программу развития , поскольку все эти факторы существенно влияют на генную активность, стимулируя одни гены и подавляя другие.

    Влияние факторов внешней среды на индивидуальное развитие

Из сказанного следуют важные определения:

    фенотип - это совокупность всех признаков и свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия его генотипа (генетической структуры) и внешней среды;

    в фенотипе никогда не реализуются все генетические возможности;

    в конкретных условиях развивается конкретный фенотип .

Таким образом, в развитии фенотипа, то есть конкретного организма со всеми его индивидуальными свойствами, имеет место единство генетического и эпигенетического начал, проявляющих себя на разных уровнях организации жизни - молекулярно-генетическом, клеточном, организменном.

На вопрос: что первично, курица или яйцо? - должен последовать ответ: первично и конечно единство яйца (генотипа, программы) и курицы (фенотипа, сомы). Результатом этого единства является развивающийся организм.

Думается, что каждый сумеет сделать и некоторые практические выводы в отношении своего собственного организма и развития (это никогда не поздно), но в особенности в отношении развития своих будущих детей, которое начинается задолго до их появления на свет и даже до их зачатия. В первую очередь это касается будущих матерей, так как внешнее управление развитием закладывается уже в цитоплазме яйцеклетки, еще даже не оплодотворенной. Нарушения этой закладки в результате болезней, неправильного питания, употребления алкоголя, токсических веществ, лекарств и т. п. чревато развитием у зародыша уродств, врожденных заболеваний, а то и полным бесплодием. Не исключение и представители сильного пола. Названные внешние факторы приводят к потере подвижности сперматозоидов (одна из наиболее распространенных причин мужского бесплодия), нарушению их производства или повреждениям ДНК (мутациям), которые неминуемо передадутся клеткам ребенка. Важное полезное заключение для будущих родителей касается также роли воспитания и обучения в развитии личности. Врожденные (генотипические) интеллектуальные, художественные наклонности и даже физические задатки не проявятся в полной мере, если соответствующие гены не будут востребованы. А востребованы они будут при постоянной нагрузке, которая и создается в процессе воспитания, обучения, трудовой деятельности.