Крылатое выражение «человек это звучит гордо» стало частью русского языка благодаря пьесе Максима Горького «На дне», написанной в 1902 году. Эти слова являются частью знаменитого монолога Сатина, ключевого персонажа пьесы. Однако примерно за 400-500 лет до премьеры «На дне» под этими словами с радостью подписались бы многочисленные деятели Ренессанса. Гуманизм эпохи Возрождения сконцентрировался именно на идее о достоинстве, величии и почти безграничном могуществе человеческой личности. Так что гуманисты эпохи Возрождения действительность верили в то, что человек это звучит гордо, величественно и прекрасно.

Улучшение человека – дело рук самого человека

Термин «гуманизм» является одним из наиболее часто употребляемых по сей день. Однако современное его значение, включающее в себя наделение человека комплексом неотъемлемых прав и свобод и их защита, не совпадает с исконным гуманизмом эпохи Возрождения. Гуманисты того времени говорили прежде всего о познании человеческой личности во всей полноте его природы. С их точки зрения в течение более чем тысячелетнего Средневековья человеческая личность была фактически забыта и унижена. В центре картины мира находился Бог, именно познанию Его воли, Его ипостасей и Его «функций» была посвящена работа философской мысли, творческий потенциал художников, направленность образования и науки и так далее.

Гуманисты полагали, что тем самым было ущемлено естественное достоинство человеческой природы, из-за чего человек не был способен в полной мере проявить свои способности и таланты.

Средством к познанию и созиданию человеческой природы (для этого использовался античный термин studia humanitatis) являлись литература и искусство Древней Греции и Древнего Рима. Так как именно эта культурная традиция ставили человека в центр мироздания, так что она наиболее полно отражала антропоцентризм философии эпохи Возрождения . Чтобы познать разнообразие человеческой природы и развить в самом себе необходимые добродетели, человеку необходимо было изучать античных философов, читать древнегреческую и древнеримскую литературу, познавать шедевры античного искусства, в первую очередь скульптуры и архитектуру, совершенствоваться в словесности, то есть в ораторском искусстве и в эпистолярном жанре. Только таким образом, полагали великие гуманисты эпохи Возрождения, человек может развить в себе гибкость ума, вкус и «чутьё» к прекрасному, овладеть способностью критично оценивать действительность, тем самым правильно её оценивать и двигаться к познанию истины.

От интереса к античности – к реальной политике

Ренессансный гуманизм можно условно разделить на три основных этапа:

Человек эпохи Возрождения – идеал гуманистов

Принципы гуманизма эпохи Возрождения оказали огромное влияние на дальнейшее развитие европейской цивилизации и всего мира, прежде всего, потому, что был сформирован новый, совершенно отличающийся от средневекового, идеал человека. Несколько превратно истолкованный католический идеал человека главным достоинством считал смирение перед Божьей волей и покорность ей. Человек, ощущая свою греховность и заслуженность многочисленных испытаний и бедствий, должен был терпеливо сносить все лишения и тем самым «зарабатывать» себе посмертное Царствие Божие. Гуманисты решительно отвергли такое понимание человеческой природы.

Опираясь на античные философские идеи, они заявили, что человек это высшее и самое совершенное творение, стоящее в центре мира и являющееся царём природы.

Первоначально эти идеи во многом строились на христианском богословии, в котором человек также называется венцом творения, любимым созданием Бога, созданным по Его образу и подобию. Следовательно, утверждали гуманисты, человек никак не может и не должен быть постоянно забитым и не думающим ни о чём, кроме смирения, существом. В него заложен разум и огромные творческие способности, чем человек и отличается от всех остальных живых созданий. И он должен в полной мере использовать свой разум и творческие таланты, чтобы познавать мир, стремиться к истине и переделывать мир в соответствии с постигнутыми законами совершенства и гармонии.

Впоследствии гуманисты довольно далеко ушли от христианских корней своей философии, однако безграничное внимание к человеку осталось. Но гуманистические идеи эпохи Возрождения это не только и не столько восхваление человека, но констатация необходимости реализовать его огромный потенциал. Для этого, считали гуманисты, нужно развивать свои интеллектуальные способности, познавать мир при помощи обучения всем доступным полезным знаниям, пробовать свои силы в различных сферах творчества и деятельности, чтобы узнать, в чём состоят индивидуальные способности конкретного человека.

И, наконец, человек, обладающий развитым умом, обширными знаниями и открывший в себе свои таланты, должен непременно реализовать их на деле, постоянно двигаясь к познанию истины, помогая другим двигаться по тому же пути, используя свои способности на пользу людям. Гуманисты верили, что прямым следствием раскрытия возможностей человеческой личности будет её нравственное совершенствование – то есть всесторонне развитый человек не может не быть ещё и добрым, мужественным, сострадательным, умеренным и так далее.

Александр Бабицкий

Возрождение - это эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение - одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. Идейными корнями Возрождение уходило в античность, но также и в светские традиции средневековой культуры. Здесь своеобразной точкой отсчета можно считать творчество Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия» стала провозвестницей новой эпохи.

Начиная с XIV-XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название Ренессанс, т.е. Возрождение. В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура, и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что Средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм. В Средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в Средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Гуманизм - это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного процесса.

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастают новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин - как в Средние века, так и в любую другую эпоху, - для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чуть теперь так, как в античности героев, а в Средние века - святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание гуманизма отличается от античного. Обратимся к рассуждению одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и «поставив его в центре мира», Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для Средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полагали в Средние века, не мог бы справиться с недостатками собственной «поврежденной» природы. Он сам - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.

Всякая деятельность - будь то деятельность живописца, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается теперь иначе, чем в античности и в Средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла только государственная деятельность). Это и понятно: созерцание (по-гречески - «теория») приобщает человека к тому, что вечно, т. е. к самой сущности природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир «мнения». В Средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление за грехи («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой») и не считает больше труд, в том числе и физический, занятием рабским. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, а она во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали «искусством», и художественной фантазией. Инженер и художник теперь - это не просто «искусник», «техник», каким он был для античности и Средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, т. е. природных вещах, он стремится увидеть закон их построения.

Ясно, что подобное понимание человека весьма далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом встал на место прежней - языческой - укорененности человека в космосе. Человеческая личность («внутренний человек») приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в Средние века покоилась на союзе человека с Богом, т.е. не была автономной: сам по себе, в оторванности от Бога человек никакой ценности не имел.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в Средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV-XVI вв. нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

возрождение мировоззрение лютеранство архитектура

Гуманисты и гуманизм

Гуманисты и гуманизм эпохи Возрождения - явление сложное и неоднозначное в оценках историков, культурологов и философов. Но бесспорен тот факт, что впервые в истории цивилизаций появляются вестники новой культуры - гуманисты ("humanus" в переводе с латыни - "человечный"), явив гуманную мировоззренческую позицию для всего человечества и для отдельного индивида. Сосредоточив внимание на индивидуальных способностях человека вне зависимости от его высокого социального статуса и титула, гуманизм эпохи Возрождения отдает приоритет образованности, талантам и личным добродетелям.

Антропоцентризм

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения, сделавшие «небо не слишком высоким», поставили акцент на мироощущении человека, его гордом достоинстве, индивидуализме. Идеалы гуманизма были сформулированы еще в 14 веке поэтом и философом Франческо Петраркой (1304 -1374). Он был против официозности католических постулатов, но приветствовал «веру внутри себя». Его религия - любовь к человеку и Богу, свободная от оков излишнего рационализма и холодной логики. Недаром человеческую душу он считал тем великим и непостижимым, перед чем все остальное кажется незначительным. Гуманизм эпохи Возрождения формирует новую философскую концепцию, антропоцентрическую по своей сути. По Никколо Макиавелли (1469-1527), именно отдельная человеческая личность играет важнейшую роль в истории. Фортуна не так всесильна над ним, и человек наделен могучим разумом и волей, чтобы противостоять ей. Личность становится новым субъектом социума. По его концепции, религии должна быть отведена роль морального регулятора общества, но не роль абсолютного лидера и неограниченного в своей власти государственного диктатора. Иначе судьба государства будет всецело зависеть от вероисповедания отдельной личности.

Идеи гуманизма в искусстве

Идеи гуманизма в искусстве проявляются в том, что оно начинает освобождаться от византийского влияния. В живописи появляется пространственность, глубина, объем. Уже в раннем произведении Вероккио «Крещение Христа», голова ангела была написана его учеником, совсем юным тогда Леонардо да Винчи. Но это была другая живопись, иной образ. Ангел живой, одухотворенный, естественный. Эта небольшая фигура - как знамение перехода в новое время, ставшее через пару десятилетий великой эпохой, утвердившей гуманизм. Новый подход к сущности человеческой личности нашел отражение в архитектуре Ренессанса. В отличие от средневекового зодчества, гуманизм в эпоху Возрождения не только возвращает античный ордер строения, но и выявляет лицо автора, создавшего его. Архитектурные творения уже не анонимны. Имена зодчих становятся персонифицированными, а стиль узнаваем по индивидуальной авторской манере. В 1436 году был достроен знаменитый Флорентийский собор, где проявляется блестящее строительное мастерство Филиппо Брунеллески. Впервые в истории архитектуры был возведен стрельчатый купол, покоящийся на восьми ребрах, без строительных лесов. Не столь грандиозным, но не менее великим является другое творение мастера: Воспитательный дом - приют для младенцев-сирот, построенный на деньги богатого купца Франческо Датини. Арочная колоннада с тонкими колоннами и камерный внутренний двор, характерный для итальянских жилых домов, создают облик гостеприимного уютного здания, к порогу которого через несколько недель после открытия, 5 февраля 1445 года, принесли первого младенца - новорожденную девочку, названную Агатой.

Вошедший в историю развития человеческой цивилизации как период взлета искусств, развития науки и грандиозный переворот в мироощущении людей, гуманизм эпохи Возрожденияподготовил почву для дальнейшего развития цивилизации Нового времени.

2.2. Гуманизм итальянского Возрождения

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на новую связь с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus – человеческий).

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек- творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную раннее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек – созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных святил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. 1

У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321), автор «Комедии», которую потомки выражают свое восхищение, назвали «Божественная комедия». 2

Данте, Франческо Петрарка (1304-1370) и Джованни Боккаччо (1313-1375) – знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных совершенных людей. Живопись

Раннего Возрождения представлена творчеством Баттичели (1445- 1510), создавшего произведения на религиозные темы и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а так же Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного

1 Поэты Возрождения.- М.: Правда, 1989.г.- С. 8-9.

2Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Просвещение,1988.г.- С. 5

типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения- Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями.

Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564)- скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида.

Следующий этап в культуре Возрождения – Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII вв.

Италия, родина Возрождения, стала первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияло на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. В Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно, автор знаменитого сочинения « О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за приделы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

2.3.Выход гуманизма за приделы Италии

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без проборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер(1483-1546), 3 доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал. Что вера есть внутреннее состояние человека. Что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу

можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли. В1523 г. Он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562). 4 Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы. Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в

__________________________

3 Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия.1989.-С.329.

4 Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия,1989.-С.242

сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальной, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников.

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-16160), создатель всемирного известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», и исторических пьес.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

«Гуманизм - это особое явление в духовной жизни эпохи Возрождения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципиально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гуманности» - «человеколюбию».

В XIV-XV веках было принято деление наук на «науки божественные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причём к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образованных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки.

Со второй половины XIV века особое значение придаётся классической (древнегреческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писатели стали считаться истинными учителями человечества, особенно высок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов - Гермолая Варвара (1453- 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

Первым гуманистом считается Петрарка (1304-1374). […]

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.

Программным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека», открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важнейших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбежно вела к индивидуализму.

К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Валло (1407-1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так называемого «Константинова дара» - якобы завещания императора Константина (III век), оставившего Римскую империю в наследство римским епископам (папам). На этом «документе», в действительности появившемся только VIII веке, основывались претензии папства на светскую власть.

В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпикуреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он исходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Божественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование природы. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что интересы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями.

Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения - Дезидерий Эразм (1467-1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских текстов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключительными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости», где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства), и прежде всего невежество.

Улучшение условий жизни людей он связывал с распространением образования. Эразм Роттердамский беспощадно критиковал схоластику и схоластов, - но своего философского учения не предложил.

Особое место в культуре и философии Северного Возрождения занимает французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Знаменем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скептицизм. Он считал, что философствовать - значит сомневаться. В этических воззрениях он был близок к эпикуреизму».

Гриненко Г.В., История философии, М., «Юрайт-Издат», 2007 г., с. 249-251.