Закатилось красное солнышко за тёмные леса, встали в небе звёзды ясные. И народился в эту пору на Руси молодой богатырь Волх Всеславьевич.

Силы Волх был непомерной: шёл по земле —земля под ним колебалась. Ума был великого: знал языки и птичьи, и звериные. Вот подрос он немного, набрал себе дружину-товарищей в тридцать человек. И говорит:

— Дружина моя храбрая! Вейте верёвочки шелковые, установите в лесу сети на куниц; на лисиц, на чёрных соболей, белых заюшек.

Стала дружина зверей ловить —убегают звери, не ловятся.

А Волх обернулся львом и начал их в силки загонять. Переловили зверей множество. И опять Волх говорит:

— Дружина моя храбрая! Вейте силки шелковые, установите их поверх лесов, ловите гусей, лебедей, ясных соколов.

Стала дружина птиц ловить —улетают птицы, не ловятся.

А Волх обернулся орлом и стал их в силки загонять. Уловилось птиц множество. И опять Волх дружине наказывает:

— Дружина моя храбрая, стройте судёнышки дубовые, плетите невода шелковые, ловите в море рыбу-сёмгу, да белужину, да дорогую рыбку-осетровинку.

Вышла дружина в сине море, стала невода шелковые закидывать —ни единой рыбки не добыли.
А Волх Всеславьевич обернулся рыбой-щукою, побежал по синю морю, нагнал в невода и сёмги, и белужины, и дорогой рыбки-осетровинки. Много знал Волх хитрости-мудрости!

Вот собрал Волх дружину в славном городе во Киеве, говорит:

— Дружина моя храбрая, кого бы нам в турецкую землю послать, поразведать: не готовится ли турецкий царь-султан на Русь войной идти?

Думали, гадали, кому бы это дело доверить. Никого не нашли лучше самого Волха Всеславьевича.

Обернулся Волх малой птицей-пташицей, полетел по поднебесью. Прилетел в землю турецкую.

Там во дворце в палате белокаменной царь-султан с женой-царицей беседу ведёт. Слушает Волх, как султан жене говорит:

— Говорят —на Руси Волха больше нет в живых. Пойду я походом на землю русскую. Девять городов возьму, девяти сынам нашим подарю по городу. А тебе, жена, привезу с Руси шубу меха драгоценного.

Отвечает жена султану:

— Нынче ночью снилось мне —две птицы над чистым полем подралися. Малая птица-пташица заклевала чёрного ворона, все перья у него повыщипала. Малая птица — богатырь Волх Всеславьевич, а черный ворон —ты, султан!

Рассердился царь-султан, с побоями на жену кинулся. А Волх слетел с окошка, обернулся серым волком, поскакал на конюший двор —всем коням султановым горло перегрыз; обернулся горностаюшком, поскакал в горницу ружейную —все луки переломал, тетивы перервал, калёные стрелы повыломал,палицы булатные дугой согнул, сабли острые повыщербил.
Не с чем будет султану на Русь идти!

Обернулся Волх снова малой пташицей, полетел к своей дружине в Киев-град. Говорит своим товарищам:

— Дружина моя храбрая, не бывать у нас султану турецкому. Сами мы походом на него пойдём.

И пошли они. И взяли в плен войско султаново. И много добра им досталося: и кони, и оружие, и сабли острые, и палицы булатные. Ту добычу разделили на всех товарищей.

Дело то было давным-давно в столице Руси-матушки, в Киеве. Жила там молодая княжна и готовилась она в скором времени ребёночка родить.

Пошла как-то княжна погулять да зашла в сад свой любимый пение птиц послушать да с деревцами молоденькими пошептаться. Захотела она к любимой своей осинке голову преклонить, как из травы вдруг змея выползла, и вскрикнула княжна от укуса змеиного.

Тут же под осинкой своей любимой и родила княжна сына.

Назвала она сына Волхом, а по батюшке - Всеславьевичем.

Прошло малое время, стала княжна, да и все вокруг замечать, что растёт да умнеет Волх не по годам, а по минутам. Поначалу княжна, как любого ребёнка, пеленать стала сына, а он и говорит ей:

Не пелёнки мне нужны, матушка, а латы богатырские. Тут и поняла молодая княжна, что суждено сыну её великим русским богатырём прославленным стать.

Когда срок пришёл, отправился Волх в школу на обучение. Да в три года-то всю грамоту и постиг.

Вот в десять лет и говорит Волх матушке:

Пойду я премудростям жизненным да богатырским учиться, буду у мудрецов знания их перенимать.

И проводила мать со слезами сына. Пошёл он по лесам да горам бродить, с мудрецами вместе жить-быть. А через два года вернулся в дом родной. Да не узнала мать родного сына - провожала мальчика, а встретила юношу статного, разным премудростям обученного. Рассказал сын матери, как он теперь в любое живое существо обратиться может, хоть в морское, хоть в небесное - может птицей под облака взвиться, может рыбой в море нырнуть, может волком по лесам побежать.

Решил вскоре Волх к взрослой жизни готовиться, к ратным подвигам - стал он дружину себе собирать. Каждого дружинника будущего сам он отбирал, с каждым беседовал и в деле его проверял, силой мерялся да умом. Через три года набралось у Волха семь тысяч дружинников, и решил он, что такого количества ему хватит.

Вскоре донеслась до Киева весть, что правитель индийский собирается на Русь-матушку нападать да в свою веру обращать народ её. Понял Волх, что его время пришло. И не стал он ждать, пока воины индийские на Русь ступят, собрал он дружину свою да повёл в Индию.

Долго шли воины русские, не день, не два, а неделю уж. Говорит Волх:

Отдохнуть пора, поесть, коней напоить да поспать немного. Расположимся тут, на опушке, и лес недалеко - можно зверя какого раздобыть.

Да так дружинники устали, что только спешились, так и заснули богатырским сном. А Волху не до сна - обернулся он зверем лесным да и побежал пищу добывать. Принёс Волх зайцев да куропаток, да кабанчиков, да ещё зверья всякого и накормил всю дружину сытно.

Дружинники только с коней спустились, так и заснули богатырским сном, а Волх снова не спит - надо ещё дружину семитысячную накормить.

Обернулся тогда Волх соколом да в небо поднялся и принёс дружинникам разной дичи. Наелись все, отдохнули и стали в путь собираться. А до царства индийского и недалеко уж осталось. Вот и думает Волх: «Опасно всю дружину семитысячную вести за собой, надо сначала разведать, что да как». И говорит Волх дружинникам удалым:

Вы пока отдыхайте да сил набирайтесь, а я обернусь зверем да разведаю, как нас встречать собираются.

Обернулся Волх зверем да к царскому дворцу прямиком и прибежал, а в ту пору в царской спальне окно открыто было, и царь там со своей женой советовался, как быть, как на Русь идти, когда слава такая ходит про богатыря Волха Все-славьевича.

Волх понял, что не отступится царь индийский от идеи своей, да и проник в виде зверька юркого в тайные подвалы царские, где оружие хранилось разное. Взял Волх да и попрятал всё оружие, а что не попрятал, так переломал. И вернулся Волх к дружинникам:

Пора, друзья мои верные, утром в столицу индийскую выходим.

Только солнце показалось, а дружина уже коней седлает. И отправились молодцы храбрые в путь. Подошли они к стенам столицы индийской, а стены такой высоты, что неба не видно, и никак за них не перейти.

Тут Волх обратил всю свою дружину семитысячную в Муравьёв мелких, да и проползли все муравьи под стеной, и кинулись они в бой, превратившись снова в молодцев храбрых.

Перебила дружина русская всех воинов индийских, только женщин безвинных не трогали.

А Волх Всеславьевич сразу во дворец царский отправился царя индийского бить. Повыломал Волх на своём пути двери железные да ограды чугунные, нашёл спальню царя да и убил его.

Занял Волх дворец царский, а вдову царскую себе в жёны взял и воинам своим приказал жениться. Выбрал каждый из них себе по жене из индийских девушек, которых семь тысяч оказалось.

Взял тогда Волх все сокровища да богатства индийские и разделил поровну между дружинниками своими, а на оставшееся серебро да золото сыграли сразу все свадьбы. Да так и остались жить-поживать счастливо.

Читается за 4 минуты

Всеславьевича было отмечено знаменательными явлениями в природе: «на небе просветил светел месяц подрожала сыра земля синее море сколыхалося». Но это ещё не все - в момент появления младенца рыбы ушли в морскую глубь, птицы взлетели за облака, зайцы, лисицы, туры, олени и прочие обитатели леса затаились в горах и чащах. Наконец, сотряслось «царство Индейское» - словно в предчувствии грозящей ему беды.

Уже через полтора часа после появления на свет Волх держал свою первую речь, в которой обратился к матери со следующим наказом: «А и гой еси, сударыня матушка... / А не пеленай во пелену червчатую, / А не поясай во поесья шёлковые, - / Пеленай меня, матушка, в крепки латы булатные, / А на буйну голову клади злат шелом, / По праву руку палицу, / А и тяжку палицу свинцовую. / А весом та палица в триста пуд».

Рос этот силач стремительно. В семь лет овладел грамотой и разными науками. В десять лет выучился магическим премудростям - умел оборачиваться то ясным соколом, то серым волком, то гнедым златорогим туром. В двенадцать лет Волх стал подбирать себе дружину из сверстников. К пятнадцати годам у него было войско из силачей-одногодков числом в семь тысяч. Слава о дружине достигла самого Киева.

Именно в это время Индейский царь объявил, что намерен захватить Киев-град и разорить там церкви и монастыри. Волх решил опередить нечистивого врага и выступил со своей дружиной ему навстречу, подойдя к царству Индейскому. В этом походе Волх не знал сна и отдыха, заботясь о дружинниках. По ночам он, обернувшись серым волком, бегал по лесам и добывал дичи на пропитание, так же он ухитрялся обувать и одевать своих товарищей. «Носили они шубы соболиные, / Переменные шубы-то барсовые». Яства тоже были отменные. Настала пора отправиться на разведку в глубь самого вражеского царства. Кроме Волха, не нашлось никого, кто обладал бы его ловкостью и искусством. Обернувшись гнедым туром, богатырь умчался: «Он первый скок за целу версту скочил, / А другой скок не могли найти».

Добежал до царства, Волх обернулся уже ясным соколом. Взлетел и сел на окно белокаменных царских палат - в тот самый момент, когда тут шёл разговор царя Салтыка Ставрульевича с царицей Еленой Александровной. В этой беседе прозорливая царица предупреждала мужа, что в Киеве есть могучий богатырь - «тебе, царь, супротивничек». Волх, не медля, оборачивается горностаем. Вёрткий маленький хихцник пробегает по складам и погребам с оружием, перегрызает тетиву у луков, снимает наконечники на стрелах, выдёргивает шомполы у ружей и закапывает все это в землю. Затем, снова в облике сокола, летит к своей дружине. Разбудив воинов, Волх даёт приказ об осаде царства Индейского.

Увидев мощные укрепления, через которые не пройти и «мурашу», молодцы-дружинники закручинились. Они зароптали, что понапрасну потеряют здесь головы и все равно не пройдут через крепкие стены и железные ворота. Однако смекалистый Волх снова приходит на помощь. «Сам обернулся мурашиком / И всех добрых молодцов мурашками, / Прошли они стену белокаменну, / И стали молодцы уж на другой стороне...»

Здесь, ошеломив население внезапностью, дружина показала всю свою удаль. По приказу Волха рубили и старого, и малого, пощадив только семь тысяч красных девиц - по выбору воинов.

Сам Волх без труда проник в царские палаты. Он вошёл туда в собственном обличье, явив могучую силу: железные двери он пробил ударом ноги, булатные засовы и крюки выломал. Затем он взял за белы руки Салтыка Ставрульевича и, заметив, что подобных инородных царей «не бьют, не казнят», ударил противника о «кирпищатый пол», расшибя его в крохи...

После этого Волх сам стал царём, женившись на Елене Александровне. Его дружинники играют семь тысяч свадеб, переженившись на индейских девушках. Они стали посадскими людьми. И когда Волх выкатил захваченную добычу, злато-серебро, табуны коров и коней, и поровну поделил на всех, то оказалось, что на всякого братавоина пришлось по сто тысяч.

Пересказала

Водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше. Сего же ради люди, тогда невегласи(невежды - авт.), сущим богом окаянного того нарицаху... Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний (ритуальных действий - авт.) и собрания бесовского градок мал на месте некоем, зовомом Перыня, идеже и кумир Перун стояше. И баснословят о сем Волхве невегласи, глаголюще: "В боги сел" Наше же христианское истинное слово... О сем окаянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня . И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся".

Рассказ старика-лодочника о местности Перынь на Волхове

Эти данные говорят о том, что в 980-х годах Добрыня , воевода кн. Владимира I поставил на центральном капище идол Перуна , о чем упоминает «Повесть временных лет », на месте изображения какого-то местного божества, предположительно - Волха. Два других капища маркируются поставленными на них церквями Николая и Рождества Богородицы , что может говорить о посвящении языческих храмов Велесу и Мокоши (или другой мифологической матери Волха). В году при крещении идол Перуна был низвержен в Волхов , а капища уничтожены. Легенды о Волхе смешивают его с Перуном из легенды о свержении Перуна.

Письменные свидетельства о поклонении ящеру

Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено.

Реконструкция мифа о Волхе

Если кто умрет из ваших людей, то его возносят на небо, если же кто из наших умирает, его несут к нашим богам в бездну

У невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их собственная земля произвела множество змей, но еще больше напало их из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов. Эти люди, по-видимому, колдуны . Скифы и живущие среди них эллины , по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка , а затем снова принимает человеческий облик.

Владимир же спросил: "Почему родился он от жены, был распят на дереве и крестился водою?".

Эти признаки, возможно, указывали Владимиру на Волха, который родился от земной женщины и был связан с водной стихией. Распятие волхвов на дереве известно по событиям года в Ростовской земле .

История культа Волха

Миниатюра Радзивиловской летописи: новгородцы поддержали волхва против князя Глеба и его дружины, 1071 г.

Волхвы в Новгороде появлялись и позже. В году было сожжено четыре волхва по обвинению в «волошбе». На следующий год новгородцы изнали архиепископа, обвинив его в неурожае и релегиозных репрессиях. Имя волхвов в средние века было рапространено христианскими книжниками на всех языческих жрецов, магов, знахарей и колдунов, поэтому проследить судьбу культа Волха по упоминаниям волхвов в дальнейшем не представляется возможным, но позже XIV века искать его следы уже нельзя, так как исчезли социальные возможности существования этого культа, а данные о бегстве волхвов за пределы Руси, на восток, пока отсутствуют.

Волхование

Волхвы, насколько об этом возможно судить, составляли небольшие замкнутые общины изгоев, которые весьма агрессивно вели себя по отношению к окружающим. Они жили при храмах Велеса и Волха, и содержали священных животных, в частности, медведя и собак. Свои знания волхвы передавали посвященным в их таинства людям.

Волхвы отправляли обряды таким богам как Велес, Волх, Мокошь, Лада, Леля, Купал и, возможно, Сварог. Праздники были связаны с аграрным циклом. Во время праздников использовалось вино. Сакральные действия происходили ночью. Скорее всего, волхвы использовали лунный календарь. Священными числами для волхвов были 3, 2, 5, 7 и 9. С Волхом было связано число 5 и пятилетний цикл, а также число 2, указывающее на срединный мир языческой вселенной.

Волхование заключалось в ряде магических умений волхвов, применяемых ими на практике. Это волошба, во время которой волхвы входили в контакт с духами, что сопровождалось судорогами ("шебе его бес"). Чародейство и чарование - влияние на судьбу и на человека посредством магических действий и магических предметов, в том числе навождение (замутнение сознания), приготовление зелий, использование посохов, сосудов-чар и пр. Волхвы, находясь в финно-угорской среде севера Руси, получили от летописцев еще и имя кудесников. Это слово происходит о финно-угорского слова, означающего "бубен", поэтому следует полагать, что волхвы использовали некоторые шаманские практики вхождения в транс с использованием бубена. Гадание о супружестве с помощью жребия и словесное предсказание судьбы (волхвы назывались "вещие", то есть "доносившие весть, знающие"). Кладоискательство - важное умение волхвов. К умению волхвов относят и оборотничество.

Сведений о жертвоприношениях недостаточно. Можно признать приношение богам и священным животным угощений, пищи, части нового урожая. Человеческие жертвы, описанные летописью под 1071 год, по мнению Б.А. Тимощука и И.П. Русановой во многом имели характер самопожертвования: наиболее уважаемые члены рода убивались во время неурожая дабы сообщить богам о бедствиях. В случае с волхвами члены рода давали возможность убить старших женщин. Сведения о нападении волхвов на купцов и поедании людей Волхом можно отнести к политике волхвов по контролю за торговыми путями. Сохранился обычай бросать около Перыни в воду монеты. В новгородской былине о Садке говорится о выборе морскому царю человеческой жертвы по жребию из членов дружины.

Связь гусляров с культом Волха

Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы… вещей Бояне, Велесовь внуче…

Таким образом, песнотворцы гусляры называются на Руси внуками бога Велеса. Эта связь считется неоспоримой и доказывается фольклорным мотивом путешествия гусляра в подводное царство. Связь наигрыша и водной стихии логически связана через шторм: гусляр играет водяному царю, он пляшет, вода волнуется. Приводится также параллель с мифом о фракийском музыканте Орфее, который спустился в мир теней и вернулся обратно. Естественно, что в славянской мифологии хозяином мира теней выступает Велес, которого в христианский период заменил Никола. Былинный новгородский гусляр Садко тесно связан и с озером Ильмень, и с Черным ручьем (Чернавой), впадающим в Волхов, и с почитанием Николы. В былине говорится о том, что Садко после своего спасения поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице, а, ведь, именно церкви с таким посвящением стояли на Перыни.

Д ело это было давным-давно в стольном граде Руси-матушки, в Киеве. Жила там тогда молодая княжна, которая готовилась в скором времени родить ребёночка.

Как-то раз пошла она погулять да зашла в свой любимый сад, послушать пение птиц да с молоденькими деревцами пошептаться. Захотелось ей преклонить свою голову к любимой осинке, да вдруг из зелёной травы змея выползла. Вскрикнула от укуса змеиного княжна, да тут же, под своей любимой осинкой и родила она сына. Назвала княжна сына Волхом, а по батюшке – Всеславовичем.

Прошло немного времени. Княжна, да и все вокруг стали замечать, что Волх растёт да умнеет не по годам, а по минутам. Стала княжна поначалу, как и любого ребёнка, пеленать своего сына. А он ей и говорит:

— Не пелёнки нужны мне матушка, а богатырские латы. Тут молодая княжна и поняла, что суждено её сыну стать прославленным великим русским богатырём.

Когда настал срок, отправился Волх на обучение в школу. Да за три года всю грамоту и постиг.

Вот в десять лет Волх и говорит своей матушке:

— Пойду я, родная моя матушка, учиться жизненным да богатырским премудростям. У мудрецов знания их перенимать буду.

Проводила своего сына княжна со слезами в путь-дорогу. И пошёл он бродить по лесам да по горам, вместе с мудрецами жить-быть. А через два года вернулся он в дом родной. Да не узнала родного сына мать – провожала мальчика, а встретила статного юношу, обученного разным премудростям. Рассказал Волх матери, что теперь он может в любое живое существо обратиться, хоть в небесное, хоть в морское. Может взвиться под облака птицей, может нырнуть в море рыбой, а может побежать по лесам волком.

Решил Волх вскоре готовиться к взрослой жизни, к подвигам ратным – стал он собирать себе дружину. Каждого будущего дружинника он сам отбирал, с каждым беседовал и проверял его в деле, мерялся силой да умом. Через три года набралось у Волха семь тысяч дружинников. И решил он, что такой дружины ему хватит.

В скором времени до Киева донеслась весть, что индийский правитель собирается напасть на Русь-матушку да обратить народ русский в свою веру. Понял Волх, что пришло его время. Не стал он дожидаться, пока индийские воины на Русь ступят, собрал свою дружину, да повёл её в Индию.

Долго шли русские воины. Не день, не два, а уж неделю шли. Говорит Волх своей дружине:

— Пора отдохнуть нам, перекусить, коней своих напоить да поспать немножко. Расположимся на опушке, тут и лес недалеко – можно раздобыть какого-нибудь зверя.

К этому времени дружинники так устали, что только спешились, сразу же и заснули богатырским сном. А Волху было не до сна – обернулся он лесным зверем да и побежал добывать пищу. Принёс Волх кабанчиков да куропаток, да зайцев, да ещё всякого зверья. Накормил сытно всю свою дружину.

Только дружинники спустились со своих коней, как тут же богатырским сном и заснули. А Волху спать некогда, надобно семитысячную дружину ещё накормить.

Обернулся тут Волх соколом и поднялся в небо. Добыл разной дичи и принёс своим дружинникам. Наелись они все, отдохнули и стали собираться в путь. До царства индийского оставалось уж недалеко. Тут Волх и думает, что вести за собой всю семитысячную дружину опасно. Надобно сперва разведать, что там да как. И говорит Волх своим удалым дружинникам:

— Вы пока отдыхайте да набирайтесь сил, а я в это время обернусь зверем да всё разведаю, как нас собираются встречать.

Волх обернулся зверем да прямиком к царскому дворцу и прибежал.

А в эту пору окно в царской спальне было открыто, и царь со своей женой там советовался, как ему быть. Как идти на Русь, когда про богатыря Волха Всеславовича такая слава идёт.

Послушал Волх эти речи и понял, что царь индийский от идеи своей не отступится. В виде зверька юркого проник Волх в царские тайные подвалы, где хранилось разное оружие. Волх взял, да и всё оружие попрятал, а что не спрятал, так то переломал. Вернулся Волх к своим дружинникам и говорит:

— Пора, друзья мои верные, выходим мы утром на индийскую столицу.

Утром, едва показалось солнышко, дружина стала седлать коней своих. И отправились храбрые молодцы в путь.

Подошли они к стенам индийской столицы, а стены эти такой высоты, что и неба не видать. И никак дружине за эти стены не перейти.

Тут Волх всю свою семитысячную дружину обратил в мелких муравьёв. Проползли под стеной все муравьи, снова превратились в храбрых молодцев и кинулись в бой.

Русская дружина перебила всех индийских воинов, а женщин безвинных не трогала. А Волх Всеславович во дворец царский сразу отправился – индийского царя бить. На своём пути Волх повыломал все ограды чугунные да двери железные, нашёл царя да и убил его.

Занял царский дворец Волх, а царскую вдову взял себе в жёны. И воинам своим приказал жениться. Каждый дружинник выбрал себе из индийских девушек по жене, и оказалось их семь тысяч.

Взял тогда Волх все индийские богатства да сокровища и между своими дружинниками поровну разделил. А на оставшееся золото да серебро сразу все свадьбы сыграли. Да так и стали жить-поживать счастливо.

– КОНЕЦ –