• Строительство дорожек из бетона
    • Устройство сплошных дорожек
    • Устройство дорожек из отдельных бетонных камней

Невозможно представить любой садово-огородный участок, дачу или загородный дом без хорошо распланированного участка. Планировка участка проводится сначала на бумаге. Отметив на плане участка дом и хозяйственные постройки, расположение сада; отмечают места расположения дорожек. Если дорожки от дома до хозяйственных построек планируют сделать прямыми, то в саду они могут быть извилистыми.

Бетонная садовая дорожка прочная, способна служить долгие годы и имеет привлекательный внешний вид.

Размеры садовых дорожек планируют такой ширины, чтобы по ним можно было не только пройти, но и свободно провести груз на садовой тележке.

Оптимальная ширина их составляет 70-100 см.

Инвентарь: молоток, шнур, кельма, лопата.

Строительство простейших садовых дорожек

Этапы бетонирования дорожки: 1 - копаем траншею; 2 - вбиваем деревянные колышки; 3 - подготавливаем опалубку; 4 - добавляем слой щебня; 5 - делаем температурные швы; 6 - укладываем бетон в опалубку; 7 - трамбуем бетон; 8 - продолжаем бетонировать.

Технология их строительства достаточно проста. На ширину дорожек снимают верхний слой грунта приблизительно на 15 см в глубину, образовавшуюся траншею заполняют каким-либо пористым материалом вперемешку со щебнем или гравием и песком. Для засыпки пригоден шлак, домовый строительный мусор, щепки, хворост и выполотые растения. Все перемешивают, укладывают слоем в 10 см, поливают водой и утрамбовывают. Затем сверху насыпают слой песка с просеянным шлаком толщиной в 10 см и снова смачивают и трамбуют. Этот слой должен выступать над уровнем почвы на 5 см и иметь горбатый профиль. Состав его 1:1 (песок: шлак).

Раз в сезон его нужно ворошить граблями и делать свежую подсыпку. Дорожки из гравия или щебеночные устанавливаются так же в грунтовой траншее, которую заполняют песком. На смоченный песок укладывают слой щебня или гравия и поливают жидким раствором состава 1: 20 (цемент: песок) после чего трамбуют. Первые два дня бетон поливают из лейки (в жаркую погоду). Для получения дорожек одинакового профиля по всей длине нужно сделать деревянный шаблон с вырезом.

Вернуться к оглавлению

Последние этапы бетонирования дорожки: 9 - оформляем поверхность; 10 - бетон твердеет; 11 - завершаем работу.

Они отличаются повышенной прочностью. Себестоимость строительства их не высока, особенно, если обойтись без найма дополнительной рабочей силы. Для изготовления бетона и устройства дорожек, обязательно используется цемент, который различается по наименованию (обыкновенный портландцемент, шлако-портланд цемент и т.д.) и маркам: 100, 200, 300 до 600. Марка цемента означает величину давления в килограммах на 1 кв. см поверхности, при котором разрушается затвердевший цементный камень 1:3 (1 весовая часть цемента на 3 весовые части песка) Чем выше марка цемента, тем меньше его надо брать для получения раствора, и тем прочнее получается затвердевший раствор.

В отличии от остальных вяжущих материалов, цемент набирает прочность во влажной среде, а затвердев, не боится подмачивания. Он начинает схватываться через 45 минут после затворения водой. Это необходимо учитывать, чтобы израсходовать всю приготовленную порцию раствора или бетона, иначе оставшаяся часть начнет затвердевать и будет непригодна. Считается, что через 7 дней раствор приобретает достаточную прочность, а через 28 дней - окончательную.

Если дорожки на участке будут использоваться не только для ходьбы, но и для хозяйственных целей (перевозка перегноя на тележке), то их лучше делать сплошными.

Вернуться к оглавлению

Схема бетонной автодорожки: 1 - монолитное бетонное покрытие; 2 - основание (бут); 3 - расшивка под природный камень; 4 - бордюр (газонный).

Для планировки строительства садовых дорожек на местности потребуется молоток, колья, шнур. Определив направление, по проложенному шнуру в землю вбиваются колья с двух сторон будущей дорожки. Роют траншею, для чего снимают грунт на глубину 20-25 см. Грунт можно использовать для других ландшафтных работ. Заполняют траншею песком на высоту не более 10 см и утрамбовывают его. Хорошо проливают его водой, чтобы не оставалось пустот. Выставляют опалубку из пиломатериала. На кирпичи кладут арматуру и засыпают траншею щебнем (можно смесью щебня и гравия). Готовят цементный раствор: одна весовая часть цемента, 3 весовые части песка и 1 весовая часть воды. Перемешав цемент с песком, добавляют к нему воду и тщательно перемешивают, чтобы в растворе не было воздуха. Залив им траншею ровным слоем ровняют поверхность. Если сделать бетонную дорожку без армирования, то ее может повести (грунт осядет).

На следующий день снять опалубку, засыпать свободное пространство грунтом, можно добавить немного гравия и кельмой сделать на бетоне небольшие канавки, которые залить цементным раствором с небольшим содержанием цветного пигмента или мраморной крошки. Это придаст дорожке определенную оригинальность. Технология строительства таких дорожек довольно проста и, сделать ее на своем участке может сам хозяин, не привлекая наемных рабочих.

Вернуться к оглавлению

Можно, конечно, и усложнить себе работу, делая ямки под каждый камень, сделанный из бетона. Устройство таких дорожек делают в местах предназначенных для отдыха, а не на садово-огородных участках. Да и прочность бетона может быть ниже, то есть можно взять цемент марки М 25.

Технология строительства такой дорожки тоже не сложная. Начинают устройство с определения направления дорожек и разметки их расположения с помощью шнура. Вырыть траншею глубиной не более 30 см. Засыпать ее песком на высоту примерно 10 см. Утрамбовать и хорошо пролить водой. Это надо сделать обязательно, чтобы песок лежал ровным слоем, и в дальнейшем не возникло проблем с проседанием дорожек.

Определить расстояние между расположением будущих камней, изготовленных из бетона. Далее производят устройство опалубки из пиломатериала, которую выкладывают по ширине траншеи. Промежутки можно засыпать грунтом или сделать подсыпку из гравия. Насыпать щебень и залить цементным раствором. Раствор должен быть достаточно вязким, чтобы вода не стекла в подушку из песка, щебня или гравия, тем самым снизив его качество. Нужно вдавить в раствор нарезанный пруток арматуры, увеличив жесткость камня изготовленного из бетона. Разгладить поверхность дорожек. После того, как раствор схватится, можно прорисовать на поверхности камня кельмой рисунок, и, соединив жидкий цементный раствор с пигментом либо с мраморной крошкой или другим наполнителем, залить сделанные бороздки.

Можно просто оставить эти канавки, и дорожка будет смотреться, как если бы она была сложена из отдельных кирпичей. После того, как раствор окончательно затвердеет, вытащить опалубку и освободившееся место засыпать грунтом. Строители рекомендуют поливать бетонные покрытия водой, до полного их застывания. Это увеличивает их прочность. При желании можно придать камням округлую форму, стесав его края. Это нужно делать пока цемент не затвердел. В местах расположенных между сделанных бетонных камней посадить газонную траву.

1landscapedesign.ru

Обустройство дорожек

  • Изготовление бетонных плит для устройства дорожек в саду
  • Устройство монолитных бетонных дорожек
  • Необходимый инструмент

Садовые дорожки - удобно, практично и стильно. Первое, что приходит в голову владельцам садовых участков - это устройство дорожек из бетона. Обусловлено это доступной ценой и возможностью выполнения своими руками. И еще такие дорожки в саду могут быть очень разнообразны. Они отличаются по форме, цвету и фактуре, значит, используя этот вариант для устройства дорожек на даче, легко сделать ландшафтный дизайн участка неповторимым.


Бетонные дорожки – это завершение ландшафтного дизайна, которое придаст дачному участку индивидуальность и неповторимость.

Некоторые владельцы дач выполняют дорожки из различных комбинаций строительных материалов, совмещая бетон с кирпичом, булыжником либо натуральным камнем. Итак, как залить дорожки на даче правильно, красиво и качественно? Давайте выяснять.

Устройство дорожек из бетонных плит


Схема устройства дорожек.

Перед тем как приступить к выкладыванию бетонных плит на будущую дорожку, необходимо подготовить основание под нее. Для этого вам понадобится песок. Его слой необходимо тщательно выровнять и утрамбовать и только после этого можно приступать к укладке плит.

  1. Для того чтобы избежать смещения при передвижении по дорожке, при осуществлении укладки выполняют их заглубление с помощью молотка, используя доску.
  2. Что касается слоя песка, то его толщина соответствует 3 см, этот вариант подходит для почвы песчаного характера. Если же ваш участок имеет глинистую, либо суглинистую почву, то первым слоем будет гравий (10 см), следующий слой - шлак и только потом песчаный слой (5 см).
  3. Если на вашем участке предусмотрено размещение плит одиночного характера, то под них не требуется устройства основания.

Есть еще и другие способы, пригодные для укладки плит из бетона, например на раствор. Раствор наносится не по всей поверхности плиты, а только в углах и по центру. После того как вы надавите на плитку, раствор равномерным образом распределится по поверхности.

Теперь давайте рассмотрим возможные варианты расположения плит в саду. Оно зависит от того, для каких целей предназначается дорожка или площадка.

  1. Если вы делаете дорожку, ведущую от улицы к дому, то укладка плит производится рядом друг с другом.
  2. Если дорожка используется по назначению не очень часто, то между плитами можно устроить промежутки, которые заполняются землей или засаживаются травой (цветами).
  3. При прямом расположении дорожки из одиночных плит расстояние между ее частями по всей длине должно быть одинаковым, желательно соблюдать соответствие размеру среднего шага. На тропинках другого типа расстояние между элементами может отличаться.

Достаточно интересно смотрится вариант дорожки, выполненной из плит, имеющих разную форму или с использованием соединения при помощи клинкера или камня.

Вернуться к оглавлению

Помимо готового варианта для устройства дорожек на даче можно использовать плиты, изготовленные своими руками.


Схема строительства дорожки.

Для этих целей вам потребуются деревянные формы либо шаблоны (из металла или дерева).

Преимуществом изготовления бетонных плит самостоятельно является возможность соблюдения единой дизайнерской идеи, который будут соответствовать и форма плит, и рисунок укладываемой дорожки. Изготавливается плитка для дачных дорожек различной формы.

  1. Это может быть прямоугольник, треугольник, шестиугольник, трапеция и даже любая неправильная форма. Цвет вы тоже сможете выбрать тот, который вам наиболее подходит, например кирпичный.
  2. В поверхностный слой плитки иногда добавляют крошку из мрамора или камня, разноцветное стекло, осколки керамики, частички металла и так далее. А еще на поверхность плит, изготовленных своими руками, можно нанести интересный рельефный рисунок.

Схема армирования бетонной дорожки.

Для самостоятельного изготовления плит применяют формы из дерева. Их можно сделать из досок и бруса. Для этих целей хорошо подходят бруски с пазами, при их соединении получаются прочные, но разборные конструкции.

  1. Стандартные размеры плит - 40Х60, 50Х60, а их толщина обычно варьируется от 5 до 8 см. В качестве арматурных элементов используют стальной прут (диаметр от 5 до 8 мм), располагают его в виде клетки.
  2. Не забудьте, что перед самой заливкой бетоном, форму обрабатывают при помощи олифы, либо другого технического масляного раствора.

Для изготовления плит круглой формы можно использовать часть трубы (металлической), либо старое ведро, у которого отсутствует дно.

Арматурные составляющие закладывают после того, как вы зальете выбранную форму наполовину, после чего можно продолжить заливку формы бетоном. Не забудьте тщательно утрамбовать раствор бетона и выровнять его поверхность. И еще один важный момент: следите за тем, чтобы арматура не выглядывала из раствора.

Окрашивать плиты можно по своему желанию. Для придания какого-либо оттенка в смесь необходимо добавить красящие вещества минерального происхождения, а можно в верхний слой бетонной смеси (с лицевой стороны) погрузить разноцветные камешки (гальку).

Для достижения желтого оттенка в раствор добавляется охра в пропорции 0,5:1:1, где первое значение - охра, второе - цемент, третье - белый песок. Для коричневого цвета можно использовать умбру (пропорции те же, что и в первом примере). Зеленая окраска достигается использованием глауконитовой зелени, все составляющие в этом случае используются в равных пропорциях.

Вернуться к оглавлению

К их достоинствам можно отнести хорошую прочность, отсутствие деформации и долгий срок службы. Такой вариант дорожек делают обычно около гаража, ворот, сараев и там, где ведутся строительные работы, так как они с легкостью выдерживают значительные нагрузки.

Но это не значит, что устроить их в другом месте нельзя (например, в саду). Украшение таких тропинок проводится различными методами, что позволяет достичь высокий уровень эстетичности. В основном все, что подойдет для декорирования бетонных плит, может использоваться и при устройстве монолитных дорожек (в саду, возле дома и т.п.).

Устройство этих дорожек на даче своими руками не доставит вам больших проблем.

  1. Первое, что необходимо выполнить, - это разметка. После этого подготавливают основание, для этого нужно снять плодородный почвенный слой глубиной около 15 см. Не забудьте выполнить качественное уплотнение подготовленного основания (дна).
  2. Следующий этап подразумевает устройство опалубки, в которую будет производиться заливка бетонной смеси. Доски, используемые для нее, должны быть толщиной от 2 до 2,5 см. Интервал устройства поперечной опалубки примерно 2 м.
  3. Далее в пространство опалубки нужно засыпать песочный слой, потом щебеночный (10 см).
  4. После чего проводят тщательную трамбовку уложенных слоев и только потом можно заливать бетоном, вплоть до верхнего уровня опалубки.
  5. Дальнейшие действия (после заливки бетоном) включают в себя раскатку бетона, его выравнивание и заглаживание при помощи мастерка (штукатурного). На начальной стадии высыхания бетона, но при сохранении его влажного состояния, нужно выполнить разравнивание, используя плотную щетку.

В результате этого образуется поверхность, имеющая шероховатости. Теперь нужно укрыть готовую дорожку полиэтиленовой пленкой. Это позволит ей высыхать постепенно и защитит от различного рода природных воздействий.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка;

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.4. Для устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600 , отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песок строительный по ГОСТ 8736-93 ; бетонная плитка ТП-5-3 (400х200х50 мм, вес Р=9,6 кг, объем V=0,004 м) по ГОСТ 17608-91 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.

Рис.1. Виброплита TSS-VP90T

Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM

Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" ;

- СП 126.13330.2012. "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" ;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве" ;

- СП 78.13330.2012. "Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" ;

- СП 82.13330.2015. "Благоустройство территорий . Актуализированная редакция СНиП III-10-75 ";

- СНиП 2-07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. "Организация строительного производства. Общие положения" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. "Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ" ;

- ГОСТ 8736-2014. "Песок для строительных работ. Технические условия" ;

- ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" ;

- ГОСТ 17608-91. "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" ;

- СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" ;

- СНиП 12-04-2002. "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" ;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ;

- РОСАВТОДОР-2002. "Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" ;

- РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" ;

- РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" ;

- МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" .

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его с Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;

- решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;

- установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.

3.3. Общие положения

3.3.1. Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине h больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

3.3.2. Плиты из бетонов классов В22,5 и В25 предназначены для устройства покрытий садово-парковых и пешеходных дорожек, тротуаров во внутриквартальных проездах, а плиты из бетона классов В30 и В35 - для покрытий тротуаров на магистралях.

3.3.3. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 46 см; если допускается движение легковых автомобилей - 68 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - 810 см.

3.3.4. Укладку плит следует осуществлять поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

3.3.5. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

3.3.6. Ширина шва между смежными плитами должна быть 58 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3:1.

3.3.7. Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

3.3.8. К устройству покрытия из бетонных плит следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.

Рис.5. Конструкция тротуара с покрытием из бетонных плит

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по устройству покрытия из бетонных плит должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:

- принята от заказчика строительная площадка;

- проведен контрольный осмотр рабочей площадки, на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;

- выполнена геодезическая разбивка тротуара;

- на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.

3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б , СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .

3.4.3. Геодезическую разбивку устройства тротуара можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки покрытия в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.

3.4.4. Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана устройства тротуара на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка тротуара, процесс которой заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.

3.4.5. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках забивают колья, и между ними натягивают шпагат. Проектная отметка по оси (дна корыта) низа дорожной одежды (подстилающего слоя) определяется по формуле:

Где - отметка верха покрытия дорожки;

Глубина корыта;

- ширина корыта;

- уклон корыта.

3.4.6. Поперечные уклоны дна корыта должны быть равны уклонам поверхности покрытия и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам. Толщину слоёв конструкции тротуара в плотном теле, наносят на забитые в дно корыта деревянные колышки.

Разбивку делают на сменный объем работ.

Рис.6. Схема разбивки для укладки плит тротуара

3.4.7. Закрепительные знаки (колышки) сохраняются до сдачи тротуара представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87 .

3.4.8. Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2 , РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.

3.4.9. Фракционный щебень и песок грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 , а бетонные плитки на поддонах грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.

Доставленные на объект фракционный щебень, песок и бетонные плитки следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Поддоны с плитами раскладывают вдоль корыта в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.

3.4.10. Не позже чем за смену до устройства тротуара рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.

Рис.7. Схема организации работ по устройству тротуара

1-я захватка - отрывка корыта под тротуар; 2-я захватка - устройство подстилающего слоя песка; 3-я захватка - устройство основания из щебня; 4-я захватка - укладка тротуарных плит; 5-я захватка - заделка швов тротуарных плит

3.5.2. Работы по устройству тротуара выполняются на 5-ти захватках длиной по 50 м.

3.5.3. Бригада при выполнении работ камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.

3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку плит. Монтажник 2 разряда подвозит плиты. Монтажники 4 и 3 разрядов укладывают плиты и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.
автоматически обновлена

Описание:

Статус: действующий

Обозначение: ТР 158-04

Дата введения: 2005-03-09

Разработан в: ГУП "НИИМосстрой" 119192, Москва, Винницкая ул, 8

Утверждён в: Управление научно-технической политики в строительной отрасли (27.12.2004)

Область и условия применения: Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.
Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Заменяет собой: ВСН 15-95 «Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит»

Оглавление: Общие положения
2. Подготовка земляного полотна и устройство дренажей мелкого заложения
3. Устройство песчаного подстилающего слоя
4. Установка бортового камня
5. Устройство основания
6. Устройство покрытий из плит и мелкоразмерных элементов
7. Контроль качества работ
8. Требования безопасности
9. Охрана окружающей среды
10. Эксплуатация тротуаров
Приложение 1. Характеристика мелкоразмерных элементов
Приложение 2. Характеристика решетчатых плит из мелкоразмерного бетона
Приложение 3. Номенклатура криволинейных бортовых камней для тротуаров, пешеходных улиц, дорожек
Приложение 4. Схемы раскладки прямоугольных плит
Приложение 5. Вид фрагментов покрытия из квадратных плит с декоративной поверхностью
Приложение 6. Вид фрагментов покрытия из мелкоразмерных элементов
Приложение 7. Вид фрагментов покрытия и швов с заполнением отверстий газонной травосмесью
Приложение 8. Схема расположения швов расширения в покрытии тротуара из мелкоразмерных фигурных элементов
Приложение 9. Общий вид плитоукладочной машины фирмы «Optima»
Приложение 10. Виброплиты для уплотнения и посадки сборных покрытий, оснащенные рамой на роликах (а) и без нее (б)

Текст документа ТР 158-04












Собственный дом представляет собой законченную композицию в том случае, если это не просто дом и придомовая территория при нем, а совокупность оригинальных идей дизайнера и современных технологий. Такой союз поможет превратить садовый участок с домом в ухоженный и уютный природный уголок. Садовые дорожки являются основным дизайнерским элементом, который, кроме эстетической составляющей, несет еще и функциональную нагрузку.

От правильности изначальной планировки дорожек будет зависеть комфорт хозяев участка.

Садовые дорожки должны быть достаточно прочными и должны быть украшением участка. Для опытного дизайнера не является секретом, что короткие дорожки делят весь участок на маленькие фрагменты, тем самым визуально уменьшая размеры сада. В то же время длинные дорожки создают ощущение просторного участка.

На начальном этапе планирования домовладельцу нужно определиться с функциональным назначением дорожек и их размерами. К примеру, дорожка, ведущая к фасаду дома, должна быть не менее 2 метров в ширину, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека. Для дорожек технологического назначения вполне достаточно будет 90 см. Дорожки, по которым будет перемещаться автомобиль, должны быть никак не меньше ширины самого авто, изготовлены из прочных материалов и иметь шероховатую поверхность , чтобы предотвратить скольжение в зимнее время.

Современный рынок стройматериалов готов предложить покупателям для мощения дорожек на участке довольно большой перечень материалов. Это может быть плитка, натуральный или декоративный камень , щебень и т. д. Одним из таких материалов, имеющих оптимальное соотношение цены материала и качества выполненных дорожек на территории садового участка, является бетон .

Преимущества и недостатки дорожек из бетона

Песчано-бетонная смесь является одним из наиболее востребованных материалов для создания дорожек. К преимуществам этого материала и садовых дорожек из него можно отнести следующее:

  • хорошие прочностные качества материала, его долговечность;
  • простота создания бетонных конструкций, в том числе и садовых дорожек;
  • низкая стоимость материала;
  • устойчивость к воздействию неблагоприятных погодных факторов (влаго- и морозостойкость);
  • устойчивость к влиянию механических нагрузок;
  • возможность изготовить дорожку любой конфигурации (главное, сделать подходящую опалубку);
  • возможность выполнить монтаж самостоятельно , без привлечения специалистов;
  • широкие возможности для декорирования дорожек (во время приготовления раствора можно добавить пигменты любого цвета, либо использовать плиточную мозаику, природный или искусственный камень и т. п.; здесь главное - посадить элементы дизайна и украшения в раствор через несколько часов после заливки).

К недостаткам садовых дорожек из бетона можно отнести следующие факторы:

  • при движении грунта в периоды межсезонья бетонная дорожка может пойти трещинами;
  • дорожка из бетона - капитальное сооружение, впоследствии изменить ее направление будет едва ли возможно. Поэтому при планировании расположения дорожек надо одновременно планировать и территорию вокруг них;
  • потребуются серьезные затраты сил и времени на подготовительные работы и монтаж.

Технология создания бетонных дорожек

Собственно, весь техпроцесс самостоятельного монтажа садовых дорожек из бетона достаточно прост и состоит из следующих этапов:

  • разметка поверхности почвы под садовые дорожки;
  • предварительная подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

Для того, чтобы бетонная садовая дорожка радовала своих хозяев долгие годы, надо внимательно рассмотреть каждый этап по отдельности.

  1. Разметка поверхности почвы под садовые дорожки - это быстрый и самый простой этап. Хозяевам надо определиться с месторасположением дорожек на своем участке и с их размерами (как ранее говорилось, они будут зависеть от предполагаемых функциональных нагрузок). Разметку производят с помощью обычных колышков, которые вбивают в грунт через равные промежутки друг от друга, и натягивают между ними веревку. На этом первый этап можно считать завершенным и переходить к следующему.
  2. Предварительная подготовка грунта. Суть этого этапа в том, чтобы выбрать верхний слой дерна на глубину ≈ 5 - 7 см. Это нужно для того, чтобы удалить корни всех растений по пути мощения дорожки. Если этого не сделать, то растения под дорожкой будут постепенно перегнивать, а в образовавшиеся пустоты будет попадать вода и в зимние периоды замерзать там. Замерзающая вода будет увеличиваться в объеме и давить на лежащую дорожку. В конечном итоге этот процесс может привести к растрескиванию бетонного покрытия.

Кроме того, будет удобно и для людей, и для использования в летнее время газонокосилки , если садовая дорожка будет находиться на одном уровне с грунтом.

Монтаж опалубки

Опалубка монтируется из досок и нужна она для заливки бетона. Для того, чтобы создать какие-либо плавные изгибы дорожки, для изготовления опалубки вполне возможно воспользоваться фанерой или любыми другими гнущимися материалами. Можно сделать опалубку сразу по всей длине дорожки, но поскольку заливать раствор надо частями (именно надо, потому что необходимо предусмотреть швы для компенсации расширений-сжатий бетона под воздействием температуры), то и опалубку также можно делать частями, что снизит расход материала на ее изготовление.

Формирование подушки

Подушка под бетонной дорожкой преследует две цели.

  1. Равномерное распределение весовой нагрузки бетонной дорожки.
  2. Дренаж.

Изготавливают подушку или основание под дорожку из слоя утрамбованного щебня и слоя песка. Песок не удерживает воду, и в зимнее время почва под дорожкой не будет промерзать и расширяться. Однако песок - это мелкофракционный материал, для которого свойственно со временем уходить в щебень или грунт. Если песок будет уложен непосредственно на щебень, то спустя несколько лет он уйдет в грунт вместе с водой. Чтобы предотвратить этот процесс, непосредственно на землю укладываются любые материалы для гидроизоляции . Это может быть рубероид, геотекстиль или агроволокно. Последние два материала наиболее предпочтительны, так как они не подвержены гниению и прекрасно пропускают воду. После того как щебень уложен и песок засыпан, его нужно хорошо утрамбовать . Если песок сухой, надо его намочить, тогда он плотнее утрамбуется и в нем не будет пустот. Кроме того, песчаную подушку надо разровнять, чтобы впоследствии толщина слоя бетона была равномерной.

Для изготовления подушки вместо песка можно сделать тонкую бетонную стяжку или воспользоваться плоскими камнями, но нужно углубить траншею под дорожку на толщину камня или стяжки.

Армирование и заливка

Следующим этапом является укладка армирующих элементов и заливка бетона. Перед тем как укладывать армирующую сетку или арматуру, на подушку из песка надо положить полиэтиленовую или любую другую пленку. Это необходимо сделать по следующей причине: бетон должен не высохнуть, а затвердеть. Затвердевание - это химическая реакция при непосредственном участии так называемого цементного молочка, придающего бетону прекрасные прочностные характеристики. Чтобы этот компонент не ушел в песок и нужна пленка. Далее можно укладывать армирующие элементы: стандартную арматуру, армирующую сетку, сетку для стяжки или любые другие материалы.

Теперь можно приступать к замешиванию раствора . Его можно изготовить из песка и цемента (1:3), можно купить уже готовые сухие смеси, которые разводятся водой. Если по дорожке будут только ходить, то толщина подушки и слоя бетона не должна быть меньше 5 см. Если покрытие будет испытывать более тяжелые нагрузки, то дополнительный и бетонный слои не должны быть меньше 7,5 см.

По мере заливки раствора его надо разравнивать . После того, как вся готовая порция раствора будет залита, его надо дополнительно разровнять правилом и как можно сильнее уплотнить до появления цементного молочка. Когда раствор слегка схватится, можно подровнять его шпателем. В это же время можно сажать в раствор декорирующие элементы (если это ранее предполагалось делать). Для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал, дорожку можно либо накрыть пленкой, либо периодически смачивать поверхность дорожки водой. Спустя пару-тройку дней можно убирать опалубку , а по прошествии еще нескольких суток дорожкой могут пользоваться «пешеходы».

Приняв решение об изготовлении дорожек на садовом участке из бетона, можно самостоятельно и с минимальными финансовыми затратами придать своему землевладению законченный образ и элегантный внешний облик.


В качестве покрытий тротуаров и садово-парковых дорожек в городах чаще всего используют асфальтовый бетон. Асфальтобетонные покрытия на тротуарах и пешеходных дорожках устраивают на различных основаниях: из кирпичного и известнякового щебня; металлургического шлака; грунта, обработанного цементом; из обычного цементобетона и тощего бетона.
В табл. 80 приведены различные типы оснований для тротуаров с покрытиями из песчаного (толщиной 3-5 см) и литого (толщиной 2,5-3 см) асфальтобетона и их толщина.

Толщину песчаного подстилающего слоя для тротуаров с асфальтобетонным покрытием принимают в зависимости от группы подстилающих грунтов в соответствии с табл. 81.

Технологический процесс устройства тротуаров и пешеходных дорожек включает следующие операции: планировку и укатку земляного полотна; завозку песка для устройства подстилающего слоя; распределение и уплотнение песка; завозку материалов для устройства основания; распределение материалов основания; уплотнение основания; завозку и укладку асфальтобетонной смеси в верхнем слое покрытия.
Планировку земляного полотна на тротуарах производят обычно автогрейдерами челночными проходами. Укатывают земляное полотно моторными катками с гладкими вальцами массой 6 т.
В процессе планировки и укатки проверяют ровность земляного полотна с помощью деревянных реек, а необходимые уклоны - с помощью геодезических инструментов.
Песок и другие материалы завозят на готовое земляное, полотно автомобилями-самосвалами. Песок и другие сыпучие материалы распределяют обычно также автогрейдерами, а в стесненных условиях иногда и вручную. Уплотняют песчаный подстилающий слой и основания из щебня, шлака и других сыпучих материалов легкими моторными катками с гладкими вальцами.
Цементно-бетонные основания на тротуарах и дорожках устраивают с применением малой техники. Разравнивают бетонную смесь специальным оборудованием, смонтированным на стреле трактора «Беларусь». Уплотняют бетонное основание специальными виброрейками или площадочными вибраторами. Уход за бетоном осуществляют по общим правилам ведения бетонных работ.
Укладку асфальтобетонного покрытия производят на широких тротуарах при помощи асфальтоукладчика ДС-1 (Д-150Б) или укладчика облегченного типа Д-464, а уплотнение выполняют катками массой 1,5-6 т. На узких тротуарах и дорожках, а также в стесненных условиях асфальтобетонное покрытие (преимущественно из литых смесей) устраивают с раскладкой смеси вручную и укаткой ее ручными катками.
Для покрытий тротуаров и пешеходных дорожек применяют 9 также цветной пластбетон, который приготавливают в смесительных установках на асфальтобетонных заводах. Он состоит из щебня, песка, минерального порошка, пигмента и вяжущего. Требования к качеству песка, щебня и минерального порошка такие же, как и для асфальтобетонных смесей. Пигменты применяют железоокисные, обладающие достаточной свето-, атмосферо- и термостойкостью. В качестве вяжущего используют кумароно-инденовые смолы с температурой размягчения 80-90° С. В табл. 82 приведен примерный состав цветного пластбетона.

Покрытие из цветного пластбетона устраивают толщиной 3 см на различных основаниях при помощи асфальтоукладчика ДС-1. Длина полосы укладки при устройстве покрытия из холодного пластбетона не ограничивается. Уплотнение смеси производят двумя моторными катками массой до 6 т каждый. При наличии продольных полос сопряжений укатку начинают по линии сопряжения таким образом, чтобы также укатывалась свежеуложенная полоса на ширину 15-20 см. Для уплотнения слоя из пластбетона число проходов катка по одному следу должно быть 20-25. Ровность покрытия проверяют трехмой рейкой, просвет под которой не должен превышать 3 мм. В Москве тротуары из цветного пластбетона синего цвета построены у хореографического училища на 2-й Фрунзенской улице, красного - у памятника Карлу Марксу, в скверах на площади Свердлова и др.
Для устройства покрытий тротуаров и пешеходных дорожек может быть использован монолитный цементобетон, который незаменим при устройстве криволинейных площадок и дорожек свободного очертания, получивших широкое распространение за рубежом в садово-парковой архитектуре последних лет. Такие покрытия устраивают из бетона не ниже М300. Бетонную смесь приготовляют на цементно-бетонных заводах. В качестве вяжущего используют гидрофобный портландцемент не ниже М400 с добавкой гранулированного доменного шлака до 7%. При использовании негидрофобного цемента для улучшения основных свойств бетона в смесь вводят поверхностно-активные добавки: пластифицирующие - концентраты сульфитно-дрожжевой бражки и ее производные, гидрофобизирующие - различные технические мыла: абиетаты (винсоловые мыла), мылонафт и др.
Песок используют природный (горный, речной) в чистом виде или с добавками. В качестве добавок применяют искусственные пески, каменную мелочь и высевки. Модуль крупности песка должен быть не ниже 2. Щебень для бетонных покрытий применяют только чистый, полученный дроблением прочных морозостойких пород. Предел прочности при сжатии в водонасыщенном состоянии изверженных пород должен быть не ниже 1000 кгс/см2 (100 МПа), осадочных горных пород - 800 кгс/см2 (80 МПа). Потеря в массе при истирании в полочном барабане изверженных пород составляет 25%, осадочных - 30%. Щебень применяют двух фракций: 3-10 и 10-20 мм. Примерный состав бетонной смеси: цемент М400 - 430 кг, щебень - 1380; песок - 500 кг; вода - 160 л. Смесь доставляют на объект автосамосвалами ЗИЛ-555, МАЭ-503 или автобетоносмесителями.
Для строительства покрытий тротуаров и пешеходных дорожек все большее распространение находит цветной бетон. Его получают в результате применения в качестве вяжущего специального цветного цемента или введения красящих пигментов в сухую бетонную смесь в процессе приготовления бетонной смеси. Белые и цветные цементы должны быть гидрофобными и соответствовать ГОСТ 10178-62. Марка цементов должна быть не ниже 400 по показателям на сжатие при испытании в трамбованных растворах, прочность на растяжение - не ниже 55 кгс/см2 (5,5 МПа). Начало схватывания - не ранее чем через 2 ч.
Пигменты, выпускаемые отечественной промышленностью, бывают двух видов: минеральные, в том числе синтетические и. природные, получаемые тонким измельчением красковых руд, и органические. Пигменты представляют собой тонкодисперсные порошки, нерастворимые в воде, масле и других растворителях, способные придавать окраску материалам при смешении с ними. Красящая способность пигментов тем выше, чем выше их дисперсность.
Для изготовления цветных бетонов пригодны пигменты, которые обладают удельной массой, близкой к удельной массе цемента для обеспечения высокой гомогенности смеси; большой красящей способностью; стойкостью к действию щелочей; солнечного света и атмосферным влияниям; отсутствием растворимых в воде вредных примесей, которые при затворении цемента водой отрицательно влияют на сроки схватывания, процесс твердения и прочность цементного камня; отсутствием легкорастворимых солей, способных образовать выцветы; чистым, ярким цветом и невысокой стоимостью.
При устройстве покрытий тротуаров и пешеходных дорожек цветной бетон можно укладывать на всю толщину или в верхний слой покрытия толщиной 4-6 см. Устройство двухслойного покрытия с цветным бетоном в верхнем слое производят двумя способами: 1) устройство нижнего (из обычного бетона) и верхнего (декоративного) слоев покрытия ведут без разрыва во времени, что позволяет производить уплотнение двух слоев одновременно; 2) устройство нижнего и верхнего слоев производят раздельно и делят на два этапа - укладка бетона в нижний слой, уплотнение и уход за ним; укладка цветного бетона в верхний слой не раньше чем через 7 дней после устройства нижнего слоя.
Для обеспечения хорошего сцепления слоев поверхность бетона нижнего слоя обрабатывают 30%-ным раствором соляной кислоты с немедленной промывкой водой, а затем наносят слой толщиной 3-5 мм активированного цементно-песчаного раствора состава 1:1, после чего укладывают верхний слой бетона. Уход за цветным бетоном, как и за обычным, осуществляют путем укрытия полиэтиленовой пленкой, пергамином, крафт-бумагой и т. п. с последующей засыпкой песком, который периодически увлажняют.
Температурные швы устраивают по такому же типу и способу, как и для обычных цементно-бетонных покрытий. При укладке бетона в два слоя швы, устроенные в нижнем слое, обязательно должны быть и в верхнем.
К готовому бетонному покрытию при сдаче его в эксплуатацию предъявляют ряд требований. Покрытие должно быть выполнено в соответствии с проектом и действующими нормативно-техническими документами. При приемке следует проверять толщину основания по актам на скрытые работы, марку уложенного бетона по данным лабораторных испытаний, ровность поверхности покрытия двухмой рейкой не менее чем через 20 м. Допускаемые отклонения от проекта по толщине - не более ±5 мм, по ровности - просвет под двухмой рейкой должен быть не более 3 мм, на покрытии должны отсутствовать раковины, трещины; по ширине покрытия - не более 5 см; по поперечному уклону - не более 5 %; по разнице уровня швов - не более 3 мм; по прочности бетона в 28-дневном возрасте при испытании на изгиб - не более 5%, при сжатии - не более 10%.
Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек устраивают также из мелкой каменной шашки (мозаики), клинкерных кирпичей, асфальтобетонных, силикатных, керамических, цементно-бетонных и каменных плит. Из каменной шашки устраивают покрытия самых разнообразных рисунков - поперечными и диагональными рядами, по дугам круга и др. Клинкерные кирпичи укладывают поперечными и диагональными рядами, а также в продольную и поперечную елку. Каменные плиты изготовляют главным образом квадратной формы с размером сторон до 75 см или прямоугольной формы с размером большей стороны до 1 м при соотношении сторон 1:1,5. Такие плиты укладывают без перевязки или с перевязкой швов. Асфальтобетонные плиты выполняют размером 20X20X3; 25X25X4; 30X30X4 см.
Одними из перспективных видов сборных покрытий тротуаров и пешеходных дорожек являются покрытия из бетонных мелкоразмерных плит. Изготовление плит индустриальным методом позволяет сделать этот вид покрытий более дешевым и массовым. В свою очередь массовость производства будет способствовать дальнейшему удешевлению и прогрессу в развитии сборных покрытий. При таком методе изготовления бетонные плиты более прочны и гигиеничны и могут заменить естественный камень. Лицевую поверхность плит, кроме ее окраски, можно обрабатывать различными специальными матрицами. Бетонные плиты чрезвычайно разнообразны по форме: квадратные, прямоугольные, шестиугольные, круглые, и трапецеидальные, треугольные и всевозможной неправильной формы. Плиты сборных покрытий тротуаров и пешеходных дорожек укладывают на различные основания, толщина которых (в см) приведена ниже.

В качестве подстилающего слоя используют песок, толщина слоя которого принимается до 25 см. Плиты в зависимости от принятой ширины тротуара, садовой или парковой дорожки укладывают с перевязкой или без перевязки швов, а также по диагонали.
Укладку плит следует производить способом «на себя». Для соблюдения уклона и ровности покрытия при укладке плит рекомендуется работы начинать с устройства верстового ряда, укладываемого вдоль бортового камня или кромки газона или поперек тротуара, укладку производить в одну или в обе стороны от верстового ряда и вести навстречу уклону.
Для устройства покрытий из плит размером 50X50 см применяют вакуум-захват круглой формы d=400 мм, массой 7 кг, которым можно поднять груз до 100 кг. Для обеспечения полного прилегания плит к основанию окончательная посадка плит до проектной отметки производится специальным вибратором массой 44 кг.
Ширина шва между плитами должна быть не менее 5 мм. Контроль за шириной швов осуществляют при помощи шаблонов. Превышение краев смежных плит не должно быть более 2 мм. Швы между плитами заполняют различными материалами согласно проекту. Ровность покрытия проверяют трехмой рейкой не менее чем через 20 м; просвет под рейкой не должен превышать 3 мм.
Для механизации работ по укладке мелкоразмерных тротуарных плит можно рекомендовать сменное вакуум-захватное приспособление, смонтированное на автопогрузчике или экскаваторе Э-153. Траверса представляет собой раму, на которой крепятся вакуумные захваты в количестве 1-4. Расстояние между центрами вакуумных захватов на траверсе должно меняться в зависимости от размера применяемых плит. При помощи такого приспособления за смену можно уложить до 400 плит.
Укладку тротуарных плит с размером стороны более 75 см производят автомобильными кранами по технологии, применяемой при строительстве покрытий проезжей части улиц из сборных железобетонных плит.

В НИИмосстрое разработана машина для укладки тротуарных плит. Укладчик производит формирование основания заданного профиля, его уплотнение и одновременно укладку плит. Таким образом обеспечивается совмещение трех операций, что значительно повышает производительность труда. На рис. 114 представлена схема машины для укладки тротуарных плит. Оборудование машины состоит из наклонной направляющей 6 с калибрующими ребрами 15 и опорной плитой 5 и из виброплиты 3, соединенной с направляющей тягами 4. В верхней части направляющей располагается приемное устройство 9, служащее для размещения контейнера 10 с пакетом плит 11. Подача плит из приемного устройства на направляющую осуществляется устройством, состоящим из толкачей 12 с гидроцилиндром 13, управление которым осуществляется автоматически с помощью рычага с роликом 8 и гидрораспределителя 7. На виброплите 3 устанавливают вибраторы 1 рабочего органа укладчика. Привод вибраторов осуществляется от гидродвигателя через клиноременную передачу 2. На базовую машину оборудование устанавливается при помощи шарнирного сцепного устройства 16, обеспечивающего приспосабливаемость опорной плиты к поверхности укладываемого основания за счет продольного и поперечного шарниров сцепного устройства. В транспортное положение направляющая устанавливается с помощью гидроцилиндра 14 и стяжек, соединяющих направляющую с выглаживающей плитой.
Транспортировка виброплиты осуществляется в прицепе к укладчику с помощью тележки. При этом рабочий орган укладчика через стенки подвешен к направляющей, которая в свою очередь опирается на виброплиту. Это снижает консольную нагрузку на ведущие колеса трактора. Контейнер представляет собой сварную конструкцию, состоящую из балки с ребрами и боковых щитков. К ребрам прикреплены башмаки, обеспечивающие наклонное положение плит в контейнере. В центре балки приварены проушины для крюка грузоподъемного механизма, производящего подачу контейнера с плитами в приемное устройство.
Оборудование работает следующим образом. Перемещаясь, укладчик своим рабочим органом формирует основание из требуемого материала, например цементно-песчаной смеси. Одновременно на отформированное укладчиком основание с направляющей непрерывным потоком поступают плиты, которые двигаются под действием силы тяжести и массы вышележащих плит. Виброплита производит осадку плит. На направляющую плиты подают из приемного устройства толкателями, управляемыми автоматическим устройством. На это устройство воздействуют плиты, находящиеся на направляющей.
Оборудование обеспечивает укладку тротуарных плит размером 25X25-50X50 см, для чего калибрующие ребра имеют возможность перемещаться по направляющей с их фиксацией в заданном положении. Привод рабочих органов оборудования осуществляется из кабины машиниста базовой машины. Предложенные машины и приспособления позволяют уменьшить затраты труда при устройстве покрытий тротуаров. Однако для дальнейшего повышения производительности труда при устройстве сборных покрытий следует проводить работы по созданию легких быстроходных машин.