ГК РФ Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке , установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.



Ликвидация ООО - более сложный, дорогой и долгий процесс, нежели регистрация ООО или закрытие ИП . Не секрет, что помимо ликвидации юридического лица официальным способом (добровольная ликвидация), существуют и альтернативные способы ликвидации . Из данной статьи Вы узнаете в максимально доступной форме как ликвидировать ООО без долгов самостоятельно официально, не прибегая к услугам юридических фирм, что сэкономит Вам до 40 000 рублей в зависимости от региона.


Форма Р15001 предназначена для уведомления о ликвидации юридического лица.

Форма Р16001 предназначена для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.


Типичные расходы на ликвидацию ООО по г. Москва:

Госпошлина за ликвидацию ООО – 800р.

Услуги юристов по подготовке и подаче документов – от 15000 до 30000р.

Нотариальное заверение 2-х уведомлений Р15001 и заявления Р16001 – от 3000 до 4500р.

Нотариальная доверенность для представителя – от 1000 до 1500р.

Публикация сообщения о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» - 2300р.


Процедура добровольной ликвидации ООО занимает не менее трёх месяцев и состоит из следующих четырёх основных этапов:

1. Принятие решения о ликвидации ООО и уведомление о начале процедуры ликвидации ООО

Учредители (участники) ООО на общем собрании принимают решение о ликвидации ООО и формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. Решение о ликвидации принимается участниками единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 ФЗ "Об ООО"). В течение 3х рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ООО нужно представить в налоговую по месту нахождения ООО нотариально заверенное Уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001. К нему прилагается решение (протокол) о ликвидации ООО. Заявителем на протяжении всей процедуры ликвидации выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор ООО.

2. Публикация сообщения о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации»

После внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации необходимо опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации ООО, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Публикация в Вестнике до подачи уведомления о начале ликвидации (и одновременно с ним) не допускается. Общество обязано уведомить в письменном виде всех известных на момент принятия решения о ликвидации ООО кредиторов о планируемом прекращении деятельности.

3. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО

Не ранее, чем через 2 месяца после публикации сведений о начале процедуры ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» бухгалтерия составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый общим собранием участников (единственным участником), который рекомендуется подать на госрегистрацию вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица по форме Р15001. Прямой обязанности подавать в налоговую сам ПЛБ нет, достаточно только уведомления о его составлении и соответствующего решения ОСУ, однако, многие налоговые продолжают его требовать.

Внимание! Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган, если в отношении ООО, находящегося в процессе ликвидации, начато и не закончено какое-либо судебное разбирательство или начата и не закончена выездная налоговая проверка.

После подачи промежуточного ликвидационного баланса необходимо произвести расчеты с кредиторами, реализацию имущества, распределение выручки после расчетов и реализации между участниками (если она есть), закрытие банковских счетов.

4. Сдача ликвидационного баланса ООО и заявления о ликвидации ООО

После внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, бухгалтерия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый общим собранием участников (единственным участником), который необходимо подать вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, не забыв приложить квитанцию об уплате госпошлины за ликвидацию ООО в размере 800 рублей. 

Необходимые документы для заверения нотариусом заявлений на ликвидацию ООО

При ликвидации ООО необходимо нотариально заверить подпись заявителя на формах Р15001 и Р16001. Дополнительно, к обозначенным выше документам, нотариус потребует:

1. Выписку из ЕГРЮЛ (свежую);

2. Устав ООО;

3. Свидетельство ОГРН;

4. Свидетельство ИНН;

5. Решение (протокол) о назначении руководителя (генерального директора ООО).

Внимание!

Как правило, оригиналов вышеуказанных документов более чем достаточно. Вы можете уточнить список документов, необходимых для ликвидации ООО, непосредственно у Вашего нотариуса.

Ликвидация ООО 2019 пошаговая инструкция:

Этап 1 - Принятие решения о ликвидации ООО и уведомление о начале процедуры ликвидации ООО

1. Подготавливаем протокол о ликвидации ООО и назначении ликвидатора ООО. В случае если участник один, то соответственно подготавливается решение о ликвидации ООО и назначении ликвидатора.

2. Скачиваем актуальный бланк уведомления о ликвидации юридического лица - образец уведомления о ликвидации ООО 2019 по форме Р15001 с пояснениями. Для просмотра образца Вам понадобится бесплатная программа для чтения PDF файлов, последнюю версию которой можно скачать с официального сайта Adobe Reader .

3.

4. Далее ликвидатор ООО идет в налоговую, взяв с собой паспорт, и подает заявление Р15001 - 1шт., решение (протокол) о ликвидации ООО - 1шт. инспектору в окошко регистрации, после чего получает с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

Отслеживать состояние готовности документов можно с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации ».

5. Через неделю (5 рабочих дней) ликвидатор ООО идет с паспортом и распиской в налоговую и получает лист записи единого государственного реестра юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ), свидетельствующий о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Этап 2 - Публикация сообщения о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации»

1. Подаём заявку на публикацию сообщения о ликвидации ООО в журнал «Вестник государственной регистрации». Подробная инструкция по заполнению, оплате и подаче заявки на публикацию в статье - Публикация сообщения о ликвидации ЮЛ в журнал «Вестник государственной регистрации» .



Этап 3 - Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО

1. Через 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации ООО подготавливаем протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО.

2. Заполняем бланк уведомления о ликвидации юридического лица в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса - форма Р15001 скачать в формате Excel . В этом Вам поможет образец уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО 2019 по форме Р15001 с пояснениями.

3. Ликвидатор ООО идёт к нотариусу заверять свою подпись на заявлении Р15001, взяв с собой паспорт и необходимый пакет документов ООО, который был упомянут выше.

4. Далее ликвидатор ООО идет в налоговую, взяв с собой паспорт, и подает заявление Р15001 - 1шт., решение (протокол) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса - 1шт., промежуточный ликвидационный баланс ООО – 3шт. инспектору в окошко регистрации, после чего получает с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

5. Через неделю (5 рабочих дней) ликвидатор ООО идет с паспортом и распиской в налоговую и получает лист записи единого государственного реестра юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ), свидетельствующий о регистрации промежуточного ликвидационного баланса ООО.



Этап 4 - Сдача ликвидационного баланса ООО и заявления о ликвидации ООО

1. Подготавливаем протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса ООО.

2. Скачиваем актуальный бланк заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией - форма Р16001 скачать в формате Excel и заполняем. В этом Вам поможет образец заявления о ликвидации ООО 2019 по форме Р16001 с пояснениями.

3. Ликвидатор ООО идёт к нотариусу заверять свою подпись на заявлении Р16001, взяв с собой паспорт и необходимый пакет документов ООО, который был упомянут выше.

4. Оплачиваем государственную пошлину за ликвидацию юридического лица. В формировании квитанции на оплату госпошлины Вам поможет , распечатываем и оплачиваем (800р.) без комиссии в любом банке. Оплату производит ликвидатор ООО. Оплаченную квитанцию подкрепляем к верхнему краю первого листа заявления P16001.


5. Далее ликвидатор ООО идет в налоговую, взяв с собой паспорт, и подает заявление Р16001 - 1шт., решение (протокол) об утверждении ликвидационного баланса - 1шт., квитанцию оплаченной госпошлины - 1шт., ликвидационный баланс ООО – 3шт. инспектору в окошко регистрации, после чего получает с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

6. Через неделю (5 рабочих дней) ликвидатор ООО идет с паспортом и распиской в налоговую и получает лист записи единого государственного реестра юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ), свидетельствующий о ликвидации ООО.


Необходимая при заполнении форм Р15001 и Р16001 информация:

Подготовить комплект документов на ликвидацию ООО онлайн

Хотите добровольно ликвидировать ООО, но нет желания разбираться в тонкостях заполнения форм и боитесь получить отказ? Воспользуйтесь онлайн-сервисом оформления документов , который поможет Вам подготовить документы на ликвидацию ООО без ошибок! Наши юристы проверят подготовленные документы и дадут необходимые консультации и ответы на любой вопрос.


Ваши замечания и предложения по улучшению данной статьи оставляйте в комментариях.

1. Что такое ликвидация юридического лица

Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или возложенных на юридическое лицо функций воспринимается как ликвидация, однако это является заблуждением. Свёрнутая хозяйственная или иная деятельность лишь одна из возможных причин для принятия решения о ликвидации и проведения ликвидационных мероприятий. Возможна ликвидация юридического лица, которое, как раз, вполне успешно осуществляет производственно-коммерческую деятельность или выполняет иные возложенные на него функции.
Юридическое лицо осуществляет не только финансово-хозяйственную деятельность, либо государственные, общественные, отраслевые или ведомственные функции, но также нанимает сотрудников и тем самым вступает с гражданами в трудовые правоотношения, владеет имуществом, имеет соответствующие обязательства по договорам, является налогоплательщиком и агентом по сбору налогов и иных обязательных сборов и взносов в бюджет и т.д.
И, кроме этого, юридическое лицо с момента государственной регистрации (в настоящее время функции государственной регистрации вменены Федеральной Налоговой Службе РФ в лице налоговых органов на местах) числится на соответствующем государственном учёте в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) вплоть до его исключения из указанного Реестра по соответствующему документу полномочного лица или органа.
Иными словами, юридическое лицо может не иметь персонала, имущества, расчётных счетов, денежных средств, неисполненных договоров и обязательств, может не иметь ничего, даже документов, но при этом числиться в ЕГРЮЛ, а значит продолжать быть юридическим лицом, хотя и на бумаге, а следовательно иметь вытекающие из такого положения права, обязанности и ответственность юридического лица.
Юридическое лицо считается прекратившим своё существование с момента внесения записи о ликвидации этого юридического лица в ЕГРЮЛ.

2. Кто принимает решение о ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица может осуществляться добровольно – по решению самого юридического лица, т.е. уполномоченных на такое решение учредительными документами (как правило, Уставом) органов. Обычно Уставами, а в большинстве случаев и законодательством, возможность такого решения предусмотрена за высшим органом управления: для акционерных обществ – это общее собрание акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – общее собрание участников и т.д.
Ликвидация - вопрос судьбоносный, поэтому решить его, допустим, руководитель предприятия не вправе (за исключением случаев, когда руководитель является собственником или сособственником руководимого им предприятия, но в таких случаях он выступает не как руководитель, а как акционер, участник, пайщик и т.д.). В ряде случаев ликвидация предприятия руководителю может быть «полезна» или «выгодна», но не отвечает интересам его собственников.
В то же время существует, по крайней мере, одна ситуация, когда руководитель предприятия вправе совершить на вполне законных основаниях действия, которые приведут к ликвидации предприятия.
В частности, ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность руководителя направить заявление о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приводит к невозможности исполнения предприятием денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей в полном объёме перед другими кредиторами. Обосновать такой поступок не очень трудоёмко, если очень «нужно» руководителю предприятие ликвидировать. Согласия собственников в данной ситуации не требуется.
Как известно, чаще всего банкротство заканчивается ликвидацией предприятия. Таким образом, цель – ликвидировать предприятие, может быть достигнута в обход собственников предприятия.

Кроме предприятий юридическими лицами являются также государственные и муниципальные учреждения, решения о ликвидации которых, принимают вышестоящие государственные и муниципальные органы власти и управления. Полномочия последних прописаны в соответствующих уставах: единообразия здесь нет, в некоторых случаях право ликвидировать учреждение предоставлено Главе Администрации района (Мэру города, Губернатору) или отраслевому органу управления (Министерству, Главному управлению, Управлению и т.д.), а в некоторых – представительному органу, например Законодательному собранию региона. Иногда разграничение полномочий по принятию решений о ликвидации учреждений между исполнительной и представительной властью связано с размером активов (имущества) учреждения или иными подобными критериями.

Ликвидация предприятия также может быть помимо его (предприятия) воли, т.е. принудительная.
В этом случае соответствующее решение принимает арбитражный суд. Такое решение принимается судом не по собственной инициативе, а по заявлению заинтересованных лиц, которое направляется в суд и на предприятие. В таком заявлении указываются причины, по которым следует предприятие ликвидировать. Суд оценивает доводы, указанные в заявлении, и принимает соответствующее решение. Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации.

Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.
Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации. Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный. В ряде случаев производство по делу о банкротстве может быть прекращено, а это означает прекращение и конкурсного производства. Кроме этого, возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, возможен также переход к внешнему управлению.
Что же касается ликвидации предприятия по решению суда не в процедуре банкротства, то это решение не может быть пересмотрено, за исключением случаев его явной ошибочности. Т.е. принятие судом решения о ликвидации предприятия – это однозначный финал истории предприятия.

3. Почему возникает необходимость ликвидировать юридическое лицо

Причин для ликвидации великое множество, все их перечислить просто невозможно, да и необходимости такой нет. Важно лишь понять общие принципы.

При добровольной ликвидации – это, как правило, следующие:
1) предприятие или учреждение выполнило уставные задачи, для которых оно было создано;
2) продукция, работы, услуги предприятия не востребованы, деятельность не эффективна с точки зрения собственников, нет должной рентабельности, оборотов и т.д.;
3) собственник сворачивает деятельность по причинам личного характера: переезд в иную местность, страну и т.д., либо не имеет возможности контролировать предприятие должным образом, не может или не хочет им заниматься;
4) собственник намерен использовать имущество предприятия для иных целей и т.п.

Ещё раз замечу, что прекращение всякой деятельности предприятием не освобождает его от сдачи отчётности в налоговые, статистические и иные государственные органы: при отсутствии перспективы возобновления деятельности «бросать» предприятие невыгодно – будут штрафовать за не представление отчётности, а представлять отчётность – следовательно, нести затраты. При таком положении вещей также целесообразно провести ликвидационные мероприятия.

При принудительной ликвидации причинами могут быть следующие:
1) предприятие ведёт деятельность, требующую лицензирования, без соответствующих лицензий и разрешений;
2) предприятие не привело свои учредительные документы, в том числе это может касаться организационно-правовой формы, в соответствие с изменившимся законодательством в установленный для этого срок;
3) предприятие не прошло перерегистрацию в органах ФНС в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; и т.п.

4. Кто осуществляет ликвидацию юридических лиц

При ликвидации юридического лица должен быть назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению предприятием.
Ликвидатора может назначить суд, если ликвидация осуществляется по решению суда. Суд может поручить учредителям провести ликвидационные мероприятия и назначить ликвидатора. При банкротстве (конкурсное производство) ликвидационные мероприятия осуществляются конкурсным управляющим, к которому переходят все права руководителя предприятия.

5. Как при ликвидации решать вопросы по учёту кредиторской задолженности и расчётам с кредиторами

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выявляют кредиторов, уведомляют их о процедуре ликвидации, порядке и сроках предъявления требований. С этой целью всем известным кредиторам направляется письменное уведомление и публикуется объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».
Требования кредиторов включаются в промежуточный ликвидационный баланс, здесь же отражаются сведения о стоимости имущества.
Промежуточный ликвидационный баланс показывает, в какой мере возможны расчёты с кредиторами.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по специальной форме вместе с данным балансом представляется в органы ФНС по месту регистрации предприятия.
Расчёт с кредиторами осуществляется после реализации имущества (если денежных средств недостаточно) в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

6. Каким образом решаются вопросы с активами (имуществом, денежными средствами, подотчётными суммами и дебиторской задолженностью) при ликвидации юридических лиц

Ликвидатор проводит сплошную полную инвентаризацию денежных средств, имущества (движимого и недвижимого), обязательств и иных активов предприятия.
Ликвидатор принимает меры к взысканию дебиторской задолженности.
Имущество реализуется на торгах в установленном законодательством порядке.

7. Издержки (расходы) при ликвидации юридического лица

Кроме расчётов с кредиторами при ликвидации необходимо капитализировать платежи для расчётов с лицами, получившими профессиональные заболевания на производстве, травмы и увечья, а также для расчётов с лицами по потере кормильца (при наличии случаев гибели сотрудников на производстве по вине предприятия).
К текущим расходам следует отнести расходы на оплату труда ликвидационной комиссии и привлечённых ею лиц (напр., сторожей).
При ликвидации необходимо оплачивать текущие налоговые платежи (напр., налог на имущество, отчисления на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, НДФЛ) и т.д.
Отдельная статья расходов – оплата обработки и хранения архивных документов.

8. Как правильно провести ликвидацию своими силами

Закона о ликвидации юридических лиц нет, нормы, регулирующие ликвидацию, изложены в ГК РФ.
Надо наметить план и действовать согласно ему, соблюдая указанные в Кодексе сроке.
Если такой возможности нет, лучше обратиться к профессиональным ликвидаторам. При этом не стоит считать ликвидацией действия по перерегистрации предприятия с одного собственника на другого. В этом случае ловкие юристы «подставляют» новым владельцем бомжа или лиц из люмпен-пролетарской среды. Предприятие в этом случае остаётся, а это чревато возможными проблемами в будущем, даже, если оно уже не ваше.

9. А что после ликвидации?

После исключения предприятия из реестра юридических лиц необходимо в органах ФНС получить соответствующее свидетельство. Это свидетельство обезопасит от претензий со стороны «вынырнувших» из небытия кредиторов, государственных, правоохранительных и иных органов, со стороны которых возможны претензии, требования и т.д.
Документы бухгалтерского и налогового учёта рекомендую хранить в течение 4-х лет после завершения ликвидации и исключения предприятия из Реестра.
Документы по реализации имущества рекомендую хранить в течение 10-ти лет после исключения предприятия из Реестра.
Все документы по проведению процедуры ликвидации, если ликвидация осуществлялась по решению суда, необходимо сдать в соответствующий суд.

Решение о ликвидации юридического лица является первой ступенью при проведении упразднения. Оно предполагает правильное оформление, соответствующее ФЗ. После того, как документ составлен, он направляется в регистрирующий орган. По этой причине решение должно быть составлено по закону. На нём должны иметься все требуемые подписи. Если документ будет противоречить ФЗ, его отклонят. Правила к данной бумаге довольно просты. Их исполнение поможет не задерживать процедуру упразднения.

Кто имеет право на принятие решения о ликвидации юридического лица?

Предложение о закрытии может вноситься советом директоров, руководящим звеном. Однако правом на его принятие владеет ограниченный перечень лиц. Определён он ФЗ.

Особенности принятия решения зависят от типа организации:

  • . Принимается на общем собрании, на котором должны присутствовать все участники;
  • . Утверждается на общем собрании акционеров;
  • Некоммерческие образования . Организуются общие собрания членов;
  • Некоммерческие фонды . Решение о закрытии, согласно ФЗ, может принимать только судебный орган.

При любой из форм организации, на собрании ставится решение следующих задач:

  • Причины проведения упразднения, срок, отведённый на мероприятие;
  • Состав комиссии по закрытию, ей председатель;
  • Порядок направления извещений кредиторам;
  • Порядок реализации собственности в том случае, если финансовых средств компании недостаточно для покрытия всех задолженностей.

Учредитель не имеет права принимать единоличное решение, так как от него зависит судьба участников предприятия.

По итогам собрания составляется протокол. Он потребуется для направления в регистрирующие органы. Как составить протокол собрания учредителей о ликвидации, .

Принятие решения при принудительном закрытии

Упразднение может быть как добровольным, так и принудительным. Во втором случае решение о проведении процедуры принимает судебный орган на основании ходатайств:

  • Государственных образований, права которых нарушает организация;
  • Кредиторов, перед которыми у фирмы имеются задолженности.

Принимается вердикт об упразднении при наличии определённых условий, прописанных в ФЗ:

  • Проведение регистрации организации, которое противоречит закону (нарушения невозможно исправить);
  • Отсутствие лицензии в тех ситуациях, когда она требуется;
  • Систематические нарушения закона;
  • Размер уставного капитала меньше той суммы, которая прописана вФЗ.

Все рассматриваемые причины решений требуется доказать. Для этого предоставляются документы, подтверждающие факт нарушения закона, показания свидетелей.

Когда принимается решение о закрытии?

В ситуации, когда упразднение проводится в добровольном порядке, причинами для принятия вердикта могут быть:

  • Достижение тех целей, для которых оформлялась компания;
  • Утрата интереса учредителей к ведению дел;
  • Отсутствие возможности продажи организации на приемлемых условиях;
  • Убыточность;
  • Истечение сроков, на которые была сформирована компания;
  • Ухудшение финансового положения.

Если все эти признаки имеются, выгоднее будет закрыть предприятие. Даже в том случае, если оно не будет осуществлять деятельности, потребуется предоставление отчётности, уплата налогов. Если игнорировать требования к подаче отчётов, возможны большие штрафы.

Если контролирующие органы заметили, что на протяжении года фирма не проявляет никакой активности, за этим последует принудительное закрытие.

Сведения, которые необходимо указать в документе

Решение об упразднении отображается в протоколе общего собрания. Это основной документ, требуемый для инициирования закрытия. Его необходимость определяется ФЗ. В протоколе указываются сведения о ликвидации:

  • Номер документа;
  • Наименование компании;
  • Дата организации собрания;
  • Данные о его участниках, включая ФИО и должность;
  • Число голосов за решение о закрытии;
  • Графа с повесткой дня, в которой указывается перечень поставленных задач.

Протокол должен содержать подписи председателя собрания, секретаря, председателя и участников ликвидационной комиссии. Документ должен быть оформлен правильно, так как это предотвратит проблемы с контролирующими структурами.

Можно ли отменить решение до опубликования сведений?

Встречаются ситуации, при которых требуется отмена вердикта. Можно ли это сделать? Стоит следовать следующим правилам:

  • Если протокол не был направлен в регистрирующие структуры, отмена вердикта производится участниками собрания. Для этого не нужно никуда обращаться. На данном этапе сведения не зафиксированы в органах, а потому их можно легко отменить;
  • Если протокол был направлен в регистрирующие структуры, потребуется отправить в них пакет документов: заявление о внесении данных в ЕГРЮЛ о фирме, копию бумаги об отмене принятого вердикта. Последнюю нужно заверить у нотариуса.

Отменить вердикт можно в любое время до момента, когда соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ. После этого возможно только восстановить компанию.

Отмена решения о ликвидации возможна до внесения записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидация по вердикту налоговой инспекции

Решение о закрытии может приниматься налоговыми органами. Однако возможно это только при наличии установленных оснований:

  1. В течение 12 месяцев организация не предоставляла необходимые отчёты;
  2. На протяжении 12 месяцев не было проведено операций, фиксированных в истории расчётных счетов, зарегистрированных на компанию;
  3. Нет сведений о банковских счетах, которые были зарегистрированы на ЮЛ в течение года.

Все эти признаки свидетельствуют о том, что компания не занимается деятельностью. Это является главным основанием к её закрытию. производится в порядке, установленном ФЗ. Последствие проведения процедуры следует исключение из ЕГРЮЛ.

Можно ли отменить вердикт налоговой? Возможно это только в том случае, если владельцы организации предоставят все недостающие документы, а также докажут наличие деятельности компании.

Налоговая не имеет право закрывать ЮЛ в следующих случаях:

  • Отсутствует деятельность организации, однако все отчёты направляются в орган в установленные сроки;
  • Выполняется одна операция за 12 месяцев по расчётному счёту.

Решение о закрытии может приниматься налоговыми органами.

Если владельцы не желают, чтобы предприятие закрылось, им необходимо выполнять этот простой перечень действий. Внесение записей об упразднении в ЕГРЮЛ не требует участия владельцев организации. Налоговые органы сами занимаются исключением из реестра, опубликованием решения в «Вестнике». О о ликвидации мы уже писали в предыдущей статье.

После проведения ликвидации можно немедленно восстановить организацию. Выполняется это для смены системы налогообложения, видов деятельности, целей и направлений работы.

1. Что такое ликвидация юридического лица

Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или возложенных на юридическое лицо функций воспринимается как ликвидация, однако это является заблуждением. Свёрнутая хозяйственная или иная деятельность лишь одна из возможных причин для принятия решения о ликвидации и проведения ликвидационных мероприятий. Возможна ликвидация юридического лица, которое, как раз, вполне успешно осуществляет производственно-коммерческую деятельность или выполняет иные возложенные на него функции.
Юридическое лицо осуществляет не только финансово-хозяйственную деятельность, либо государственные, общественные, отраслевые или ведомственные функции, но также нанимает сотрудников и тем самым вступает с гражданами в трудовые правоотношения, владеет имуществом, имеет соответствующие обязательства по договорам, является налогоплательщиком и агентом по сбору налогов и иных обязательных сборов и взносов в бюджет и т.д.
И, кроме этого, юридическое лицо с момента государственной регистрации (в настоящее время функции государственной регистрации вменены Федеральной Налоговой Службе РФ в лице налоговых органов на местах) числится на соответствующем государственном учёте в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) вплоть до его исключения из указанного Реестра по соответствующему документу полномочного лица или органа.
Иными словами, юридическое лицо может не иметь персонала, имущества, расчётных счетов, денежных средств, неисполненных договоров и обязательств, может не иметь ничего, даже документов, но при этом числиться в ЕГРЮЛ, а значит продолжать быть юридическим лицом, хотя и на бумаге, а следовательно иметь вытекающие из такого положения права, обязанности и ответственность юридического лица.
Юридическое лицо считается прекратившим своё существование с момента внесения записи о ликвидации этого юридического лица в ЕГРЮЛ.

2. Кто принимает решение о ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица может осуществляться добровольно – по решению самого юридического лица, т.е. уполномоченных на такое решение учредительными документами (как правило, Уставом) органов. Обычно Уставами, а в большинстве случаев и законодательством, возможность такого решения предусмотрена за высшим органом управления: для акционерных обществ – это общее собрание акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – общее собрание участников и т.д.
Ликвидация — вопрос судьбоносный, поэтому решить его, допустим, руководитель предприятия не вправе (за исключением случаев, когда руководитель является собственником или сособственником руководимого им предприятия, но в таких случаях он выступает не как руководитель, а как акционер, участник, пайщик и т.д.). В ряде случаев ликвидация предприятия руководителю может быть «полезна» или «выгодна», но не отвечает интересам его собственников.
В то же время существует, по крайней мере, одна ситуация, когда руководитель предприятия вправе совершить на вполне законных основаниях действия, которые приведут к ликвидации предприятия.
В частности, ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность руководителя направить заявление о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приводит к невозможности исполнения предприятием денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей в полном объёме перед другими кредиторами. Обосновать такой поступок не очень трудоёмко, если очень «нужно» руководителю предприятие ликвидировать. Согласия собственников в данной ситуации не требуется.
Как известно, чаще всего банкротство заканчивается ликвидацией предприятия. Таким образом, цель – ликвидировать предприятие, может быть достигнута в обход собственников предприятия.

Кроме предприятий юридическими лицами являются также государственные и муниципальные учреждения, решения о ликвидации которых, принимают вышестоящие государственные и муниципальные органы власти и управления. Полномочия последних прописаны в соответствующих уставах: единообразия здесь нет, в некоторых случаях право ликвидировать учреждение предоставлено Главе Администрации района (Мэру города, Губернатору) или отраслевому органу управления (Министерству, Главному управлению, Управлению и т.д.), а в некоторых – представительному органу, например Законодательному собранию региона. Иногда разграничение полномочий по принятию решений о ликвидации учреждений между исполнительной и представительной властью связано с размером активов (имущества) учреждения или иными подобными критериями.

Ликвидация предприятия также может быть помимо его (предприятия) воли, т.е. принудительная.
В этом случае соответствующее решение принимает арбитражный суд. Такое решение принимается судом не по собственной инициативе, а по заявлению заинтересованных лиц, которое направляется в суд и на предприятие. В таком заявлении указываются причины, по которым следует предприятие ликвидировать. Суд оценивает доводы, указанные в заявлении, и принимает соответствующее решение. Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации.

Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.
Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации. Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный. В ряде случаев производство по делу о банкротстве может быть прекращено, а это означает прекращение и конкурсного производства. Кроме этого, возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, возможен также переход к внешнему управлению.
Что же касается ликвидации предприятия по решению суда не в процедуре банкротства, то это решение не может быть пересмотрено, за исключением случаев его явной ошибочности. Т.е. принятие судом решения о ликвидации предприятия – это однозначный финал истории предприятия.

3. Почему возникает необходимость ликвидировать юридическое лицо

Причин для ликвидации великое множество, все их перечислить просто невозможно, да и необходимости такой нет. Важно лишь понять общие принципы.

При добровольной ликвидации – это, как правило, следующие:
1) предприятие или учреждение выполнило уставные задачи, для которых оно было создано;
2) продукция, работы, услуги предприятия не востребованы, деятельность не эффективна с точки зрения собственников, нет должной рентабельности, оборотов и т.д.;
3) собственник сворачивает деятельность по причинам личного характера: переезд в иную местность, страну и т.д., либо не имеет возможности контролировать предприятие должным образом, не может или не хочет им заниматься;
4) собственник намерен использовать имущество предприятия для иных целей и т.п.

Ещё раз замечу, что прекращение всякой деятельности предприятием не освобождает его от сдачи отчётности в налоговые, статистические и иные государственные органы: при отсутствии перспективы возобновления деятельности «бросать» предприятие невыгодно – будут штрафовать за не представление отчётности, а представлять отчётность – следовательно, нести затраты. При таком положении вещей также целесообразно провести ликвидационные мероприятия.

При принудительной ликвидации причинами могут быть следующие:
1) предприятие ведёт деятельность, требующую лицензирования, без соответствующих лицензий и разрешений;
2) предприятие не привело свои учредительные документы, в том числе это может касаться организационно-правовой формы, в соответствие с изменившимся законодательством в установленный для этого срок;
3) предприятие не прошло перерегистрацию в органах ФНС в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; и т.п.

4. Кто осуществляет ликвидацию юридических лиц
При ликвидации юридического лица должен быть назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению предприятием.
Ликвидатора может назначить суд, если ликвидация осуществляется по решению суда. Суд может поручить учредителям провести ликвидационные мероприятия и назначить ликвидатора. При банкротстве (конкурсное производство) ликвидационные мероприятия осуществляются конкурсным управляющим, к которому переходят все права руководителя предприятия.

5. Как при ликвидации решать вопросы по учёту кредиторской задолженности и расчётам с кредиторами

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выявляют кредиторов, уведомляют их о процедуре ликвидации, порядке и сроках предъявления требований. С этой целью всем известным кредиторам направляется письменное уведомление и публикуется объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».
Требования кредиторов включаются в промежуточный ликвидационный баланс, здесь же отражаются сведения о стоимости имущества.
Промежуточный ликвидационный баланс показывает, в какой мере возможны расчёты с кредиторами.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по специальной форме вместе с данным балансом представляется в органы ФНС по месту регистрации предприятия.
Расчёт с кредиторами осуществляется после реализации имущества (если денежных средств недостаточно) в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

6. Каким образом решаются вопросы с активами (имуществом, денежными средствами, подотчётными суммами и дебиторской задолженностью) при ликвидации юридических лиц

Ликвидатор проводит сплошную полную инвентаризацию денежных средств, имущества (движимого и недвижимого), обязательств и иных активов предприятия.
Ликвидатор принимает меры к взысканию дебиторской задолженности.
Имущество реализуется на торгах в установленном законодательством порядке.

7. Издержки (расходы) при ликвидации юридического лица

Кроме расчётов с кредиторами при ликвидации необходимо капитализировать платежи для расчётов с лицами, получившими профессиональные заболевания на производстве, травмы и увечья, а также для расчётов с лицами по потере кормильца (при наличии случаев гибели сотрудников на производстве по вине предприятия).
К текущим расходам следует отнести расходы на оплату труда ликвидационной комиссии и привлечённых ею лиц (напр., сторожей).
При ликвидации необходимо оплачивать текущие налоговые платежи (напр., налог на имущество, отчисления на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, НДФЛ) и т.д.
Отдельная статья расходов – оплата обработки и хранения архивных документов.

8. Как правильно провести ликвидацию своими силами

Закона о ликвидации юридических лиц нет, нормы, регулирующие ликвидацию, изложены в ГК РФ.
Надо наметить план и действовать согласно ему, соблюдая указанные в Кодексе сроке.
Если такой возможности нет, лучше обратиться к профессиональным ликвидаторам. При этом не стоит считать ликвидацией действия по перерегистрации предприятия с одного собственника на другого. В этом случае ловкие юристы «подставляют» новым владельцем бомжа или лиц из люмпен-пролетарской среды. Предприятие в этом случае остаётся, а это чревато возможными проблемами в будущем, даже, если оно уже не ваше.

9. А что после ликвидации?

После исключения предприятия из реестра юридических лиц необходимо в органах ФНС получить соответствующее свидетельство. Это свидетельство обезопасит от претензий со стороны «вынырнувших» из небытия кредиторов, государственных, правоохранительных и иных органов, со стороны которых возможны претензии, требования и т.д.
Документы бухгалтерского и налогового учёта рекомендую хранить в течение 4-х лет после завершения ликвидации и исключения предприятия из Реестра.
Документы по реализации имущества рекомендую хранить в течение 10-ти лет после исключения предприятия из Реестра.
Все документы по проведению процедуры ликвидации, если ликвидация осуществлялась по решению суда, необходимо сдать в соответствующий суд.

Олег Кратько,
арбитражный управляющий