Тяжелое наследство

К моменту обретения независимости (1965 г.) Сингапур находился в плачевном состоянии – бедность большей части населения, казнокрадство и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. Стране катастрофически не хватало природных ресурсов – импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок.

Британские колониальные власти хоть и оставили в наследство действенную систему управления, но она была бессильна перед тем уровнем коррупции, который захлестнул Сингапур. Борьбу со злоупотреблениями в органах власти сильно осложняло то, что многие чиновники были вовлечены в коррупционную схему.

Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.

Политическая воля

Человеком, которому удалось преломить ситуацию в стране стал Ли Куан Ю. Со своей партией «Народное действие» в июне 1959 года он победил на выборах и занял должность премьер-министра. «Группа буржуазных, получивших английское образование, лидеров» – как называла себя новая партия – не медля приступила к наведению порядка в социальной, правовой и экономической сферах.
Решимость, с которой Ли Куан Ю начал свои реформы, лучше всего характеризует его высказывание: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Отныне в стране правил Закон. Перед ним были все равны – будь-то чиновник среднего звена или член парламента.

По мнению нового правительства, чтобы справиться с должностными преступлениями нужно было под корень ликвидировать прижившуюся схему: власть – деньги – коррупция. Для этих целей Министерством финансов была разработана специальная антикоррупционная программа, которая включала в себя ряд мер. Вот некоторые из них:

– обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
– ведение ротации чиновников, чтобы избежать формирование коррупционных связей;
– проведение внезапных инспекций
– совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бюрократических проволочек;
Партия Ли Куан Ю также заботилась о формировании независимых и объективных СМИ, которые беспристрастно бы освещали все коррупционные скандалы.

Прежде всего – достаток

Одной из важнейших мер эффективного противодействия коррупции стало повышение зарплат чиновникам. «Они это заслужили своей порядочной и честной работой», – так рассуждал Ли Куан Ю. По мнению политика, если госслужащим не доплачивать, то врядли удастся избежать «утечки мозгов» в коммерческий сектор.

Именно стабильная и обеспеченная власть – залог успешного управления страной.
Повышение достатка чиновников быстро дало о себе знать – на государственную службу перешли лучшие специалисты. А с наступлением бурного экономического подъема заработная плата чиновников стала расти пропорционально доходам частного сектора.

Дело в том, что Ли Куан Ю видоизменил традиционную схему доходов высших должностных лиц. Теперь пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал автоматически привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемой частным сектором. Формула зарплат чиновников, работающая до сих пор, выглядит так: уровень оклада госслужащего определялся как 2/3 дохода работника частного сектора сопоставимого ранга, отмеченного им в налоговой декларации.

«Бюро по расследованию заразной жадности»

От британского колониального правительства сингапурцам досталось Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое в народе называли «Бюро по расследованию заразной жадности». Директор Бюро за свою деятельность нес непосредственную ответственность перед премьер-министром страны. Основные функции БРК – рассмотрение жалоб о злоупотреблении служебным положением, случаях халатности, небрежности и взяточничества, допущенных государственными служащими.

Бюро было наделено авторитарными полномочиями. Оно имело право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять их банковские и долевые счета. Бюро также могло вести дело в отношении родственников подозреваемого, вызывать на допрос любых свидетелей, а также расследовать правонарушения, возникшие по ходу изучения дела.
БРК было в праве привлечь к ответственности абсолютно любого гражданина независимо от его статуса, ранга и вероисповедания. Исключения для высших госслужащих, что, к примеру, существует в России, не делалось. Но особо пристальное внимание уделялось сотрудникам тех государственных органов, которые по долгу службы занимают потенциально коррупциогенные должности.
Чиновник, который был уличен в коррупционной деятельности лишался работы, пенсии и всех льгот.

Есть интересные цифры, приведенные сотрудниками Гарвардского университета. Они подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура обеспечит государству экономический эффект, сопоставимый с возрастанием суммы налогов на 20%. К примеру, в России эта сумма перекроет бюджетные ассигнования в науку, образование и здравоохранение вместе взятые.

Закону подчиняются все

В 1989 году БРК посчитало, что минимальная сумма штрафа за коррупционную деятельность недостаточна и увеличило ее с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Кроме этого, дача ложных показаний или попытка ввести следствие в заблуждение стала караться тюремным заключением и штрафом в 10 тыс. сингапурских долларов.
От всевидящего ока этого карающего органа не мог укрыться даже сам премьер-министр. БРК не раз проводило расследования и в отношении Ли Куан Ю, и в отношении членов его семьи, правда, результатов они не имели. Но за время деятельности БРК было отправлено за решетку несколько федеральных министров, общественных деятелей, глав профсоюзов и топ-менеджеров государственных компаний.

Вот одна из нашумевших историй, когда пред судом предстал крупный государственный чиновник – глава министерства охраны окружающей среды Ви Тун Бун. В 1975 году он с семьей предпринял поездку в Индонезию. Но поездка была оплачена не из собственного кармана чиновника, а подрядчиком, строившим ему жилье, интересы которого Ви Тун Бун представлял перед государственными служащими.

Более того, министр также получил от подрядчика особняк стоимостью 500 тыс. сингапурских долларов и два кредита, которые он оформил на имя своего отца на общую сумму 300 тыс. сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке. После обвинения и судебного процесса Ви Тун Бун был приговорен к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. Приговор был обжалован. Суд обвинение оставил в силе, хотя срок заключения сократил на 18 месяцев.

Ли Куан Ю – один из самых успешных политиков ХХ века. За время его правления, бедное государство Сингапур, зажатое между двух гигантов Азии: Малайзией и Индонезией, превратилось в одно из самых высокоразвитых стран не только Азии, но и всего мира.

Самыми главными успехами Ли на посту премьер-министра Сингапура были: искоренение коррупции, судебная реформа, привлечение инвестиций, ликвидация безработицы, реформа образования, а также создание государственных компаний.

Борьба с коррупцией

Одной из самых известных фраз главы Сингапура была: «Если вы хотите победить коррупцию, вы должны быть готовы отправить в тюрьму своих друзей и семью». И действительно, Ли ради благополучия государства не жалел никого. За взяточничество суд отправил за решетку нескольких министров.

Причем один из них был близким другом премьера. Никакого «кумовства». Если нарушил закон – ответишь за это.

Чтобы искушений было меньше, чиновникам в Сингапуре специально подняли зарплаты. В стране были организованы независимые СМИ. Они действительно стали четвертой властью. Они внимательно следили за финансами чиновников, их родных и близких.

Если обнаруживалось, что кто-то их них тратит больше, чем зарабатывает, то такой человек мог потерять все: и работу, и льготы. Мало того, коррупционер обязан был заплатить колоссальный штраф – около ста тысяч долларов.

Жесткая пенитенциарная система

Правление Ли Куан Ю всегда носило жесткий характер. Это касается пенитенциарной системы. Уровень смертной казни здесь выше, чем в остальном мире. В основном на виселицу отправляются наркоторговцы и убийцы. В Сингапуре до сих пор остался такой вид наказания, как избиение палками.

Кстати, большинство сингапурцев одобряют его. Кроме того, существует система крупных штрафов и большие строки за сравнительно легкие преступления. Для того чтобы в стране царил порядок, необходимы жесткие меры.

Привлечение иностранных инвестиций

Еще одна проблема: откуда взять деньги государству, которое даже питьевую воду экспортирует? Природных ресурсов нет, сельское хозяйство не развито, промышленности нет. Нужны зарубежные инвестиции. Очень кстати, в 1960-х годах закрылся для иностранного капитала Китай.

Но благодаря этому Гонконг, Корея и Сингапур получили возможность для развития. Ли Куан Ю писал, что его правительство из кожи вон лезло для того, чтобы западные компании обратили внимание на их страну. В маленьком островном государстве сделали все, чтобы зарубежным компаниями было выгодно вкладывать сюда деньги. Выгодно было всем – для инвесторов дешевая рабочая сила, для государства – новые рабочие места и деньги. Никакого государственного вмешательства.

Политика в сфере образования

«Очень важно было научить наших детей думать», − говорил Ли Куан Ю. Для него стало важной задачей вырастить новое поколение сингапурцев, которые будут самостоятельно думать и принимать решения. Приоритетом стало создание специалистов в области современных технологий.

Со временем молодые сингапурцы переняли опыт у иностранных работодателей и стали с ними конкурировать на мировом рынке. Очень скоро Сингапур стал одним из главных центров по производству электроники.

Создание эффективных государственных предприятий

«Сингапурские авиалинии» – одно из первых госпредприятий, созданных в Сингапуре. Основной задачей при его создании было сделать пребывание в самолете максимально комфортным. Здесь было продумано все до мелочей: от сидений до наушников. Сейчас эта авиакомпания считается одной из самых лучших в мире.

За тридцать лет Ли Куан Ю превратил Сингапур из страны «третьего мира» в одну из самых передовых держав на планете. Этот государственный деятель – пример для подражания политикам всех стран.

В этой стране буквально за пятьдесят лет ведения «правильной» политики, страна поднялась с «колен» и может смело посоперничать с ведущими мировыми державами в благосостоянии населения

Но как в Сингапуре победили коррупцию? Эта статья поможет ответить на этот и несколько других вопросов, которые могут возникнуть после обозначения факта про Сингапур, а именно «Какое было состояние страны до того момента как она начала меняться 50 лет назад?», «Какие были предприняты шаги для изменения положения государства?» и «Почему эта страна достойна подражания?»

Ниже некуда

Сингапур обрел независимость в 1965 году. В этот момент, страна находилась «на дне». В государстве ресурсов ужасно не хватало, даже пресную воду приходилось ввозить в страну, чтобы напоить население. Хотя перед тем как уйти, Британские власти оставили в этой колонии местную систему управления, но она категорически не справлялась с поставленными задачами, т.к. коррупция стал частью этой системы, и люди не видели иного способа поддержания своего достатка, кроме как платить взятки. На тот момент Сингапур выглядел так.

Ли Куан Ю так описал положение страны в период приобретения независимости:

Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни.

Как только страна приобрела независимый статус, партия Ли Куан Ю начала действовать и исправлять ситуацию на территории своего «дома».

Когда они начали проводить «чистку», главным лозунгом их действий были слова «Если ты хочешь победить коррупцию, будь готов к тому, что здесь замешаны высшие чины, а так же твои родственники и друзья и они не укроются от наказания».

В реформах, что изменили жизни сингапурцев, было несколько пунктов, которые сыграли важнейшую роль в их жизни:

  1. Периодическое изменение назначения чиновников для избегания организации коррупционных схем;
  2. Получение вышестоящими управляющими прозрачности докладов и планов от нижестоящих подчиненных;
  3. Проведение незапланированных проверок;
  4. Повышение заработной платы чиновникам. Этот пункт позволял привлечь грамотных специалистов на должности и помогал избежать недостатка средств, которые бы привели к коррумпированию делегатов правительства.
  5. Лишение неприкосновенности. Этот пункт касался как чиновников, так и их родственников.
  6. Суммы штрафов увеличивались в десять раз, а за ложные показания касательно коррупция давали тюремный срок.

Всех этих полномочий было удостоено специальное бюро по расследованию коррупционных дел.

Третий пункт этого списка позволял расстраивать все коррумпированные схемы, которые уже укоренились в системе.

Четвертый и пятый пункты позволяли отслеживать заработные платы, и если человек жил не по средствам, срабатывал шестой пункт, и начинались расследования по этому делу. Снятие неприкосновенности позволяло, вести расследования даже над самим Ли Куан Ю, хотя впоследствии ничего не было обнаружено, но факт того что бюро работало не покладая рук присутствовал.

Ведение такой политики, улучшило благосостояние страны и минимизировало коррупцию настолько, насколько это было возможно. И теперь Сингапур выглядит так.

Противодействие коррупции в Сингапуре продолжается, и по сей день. Президент города-государства Тони Тан Кен Ям продолжает вести успешную политику, введенную более пятидесяти лет назад.

Есть чему поучится

Пример с Сингапуром является отличным опытом для всего человечества, потому как коррупция это общая проблема. И хотя может показаться, что политика города-государства построена идеально, в ней все равно можно было найти недостатки, но правильное ведение политических вопросов и настрой граждан сделали свое дело.

Евгений Леонов однажды сказал:

Мне лично почему-то кажется, что сама по себе политика - дело чистое. А вот насчёт людей, которые ее делают, - тут надо разговаривать.

Это человек умудренный знаниями и проживший жизнь в двух государствах, он знал о чем говорит, так давайте попробуем понять и мы, и попытаемся сделать тот же огромный шаг, что и сингапурцы, признаем свои ошибки и начнем исправляться с уважением к закону.

Если вам понравилась эта статья подписывайтесь на наши обновления, рассказывайте друзьям и близким людям.

В 2017 году Сингапур поднялся на 7-ю позицию по индексу восприятия коррупции Transparency International и он является единственной азиатской страной, которая попала в первую десятку наименее коррумпированных стран мира.

Никто не сомневается, что ключом к успеху стала борьба с коррупцией, которую начал премьер-министр Сингапура с 1959 по 1990 год - Ли Куан Ю. INFÓRMATE PERÚ перечислила пять факторов, которые помогли ему добиться успеха.

1. Конец коррупции.

Когда в 1965 году Сингапур получил независимость от Малайзии, большая часть его населения была бедной. А растрата и взяточничество были неотъемлемой частью общественной жизни. Тогда Ли Куан Ю с решимостью заявил:

«Если вы хотите победить коррупцию, вы должны быть готовы отправить в тюрьму своих друзей и семью»
Одной из наиболее важных мер, предпринятых премьер-министром, стало увеличение заработной платы чиновникам. Ли считал, что если им хорошо платить, то они не будут искать другие источники дохода.

Но этого было недостаточно. Поэтому, чтобы препятствовать искушению, Министерством финансов была создана специальная программа борьбы с коррупцией. Она включала в себя ротацию должностных лиц для предотвращения возникновения коррупционных связей и неожиданные проверки на местах.

Кроме того, было оказано содействие возникновению независимых и объективных средств массовой информации, которые беспристрастно расследовали случаи коррупции.

С этого момента управление по расследованию получило авторитарные полномочия. Чиновники были лишены иммунитета. Агенты управления имели право проверять банковские счета, имущество, принадлежащее не только должностным лицам, но и их детям, женам, родственникам и даже друзьям.

Если клерк и его семья жили не по средствам, управление начинало расследование автоматически без каких-либо предварительных команд сверху.

Каждое должностное лицо, которое было признано виновным в коррупции, лишалось работы, пенсии и льгот. (В тюрьму сели несколько министров, руководителей профсоюзов и крупных компаний).

В 1989 году максимальный размер штрафа за коррупцию увеличился с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов.

2. Судебная реформа.

Сингапур занимает одно из первых мест в мире по количеству смертных казней на душу населения. Особенно это касается убийц и наркоторговцев. За другие преступления дают длительные сроки в тюрьме или наказывают ударами палками.

Для большинства людей система наказаний Сингапура представляется очень жестокой. Мнения самих сингапурцев по этому поводу разделились. И хотя многие осуждают смертную казнь, так как по ошибке могут казнить невиновного человека, наказание палками часто получает одобрение.

Хотя уголовное законодательство Сингапура чрезвычайно жесткое, в первую очередь оно предназначено для того, чтобы люди до конца осознали что можно делать, а что нельзя.

И смертная казнь через повешение, и телесные наказания палками, конфискация имущества, лишение свободы или штрафы, существуют для того, чтобы поддерживать на этой земле закон и порядок.

3. Рабочие места.

Культурная революция Мао закрыла Китай для инвесторов, и они обратили свои взоры на Гонконг, Тайвань и Сингапур. В конце 60-х только начали строиться первые фабрики и заводы, в 70-е они выпустили первую электронику, а в 80-х Сингапур стал центром производства технологических продуктов.

Для инвесторов были созданы все условия, и они могли работать без всякого государственного вмешательства. Также их подкупали низкие налоги и дешевая рабочая сила.

«Мы не просто приветствовали каждого инвестора, мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать у нас производство».
Но цель Ли Куан Ю состояла не в том, чтобы «баловать» иностранный капитал всю жизнь. На самом деле он хотел, чтобы молодые сингапурцы приобрели опыт работы в иностранных компаниях, и создали собственные конкурентоспособные национальные компании, способные конкурировать на мировом рынке.

Поскольку вначале не было людей с деньгами и опытом для создания крупных компаний, Ли решил обучить молодых людей в области технологий, маркетинга и управления, чтобы потом создать государственные компании, где будут работать эти же молодые специалисты.

4. Реформа образования.

В конце 1960-х годов, когда Сингапур привлекал иностранные компании для борьбы с высоким уровнем безработицы, молодых работников учили быть пунктуальными, ответственными и делать высококачественную продукцию.

Благодаря этим качествам они сохраняли свою работу, приобретали опыт и узнавали о бизнесе.

Было также решено полностью изменить систему образования. Цель была в том, чтобы заставить учащихся самостоятельно анализировать и решать проблемы. Кроме того, они учили их не ограничиваться тем, что написано в учебниках, а уметь мыслить глубже.

«Нам нужны специалисты по технологиям и науке, а не по древней литературе. Так они смогут зарабатывать на жизнь», говорил Филипп Йо, бывший президент совета по продуктивности и инновациям в области экономического развития Сингапура.

5. Создание государственных предприятий.

Одна из первых компаний, которую создало правительство - Singapore Airlines.

«Она была создана не для престижа, а для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому, если она станет убыточной, я сказал, что закрою ее без колебаний», вспоминает Лим Чин Бен, бывший гендиректор государственной авиакомпании. Но такого не случилось.

Сингапурские авиалинии революционизировали способ обслуживания клиентов. Они учитывали каждую деталь - от еды до напитков, от комфорта сидений до звучания наушников.

В результате они создали сотни рабочих мест, и сегодня она считается одной из лучших авиакомпаний в мире. У нее уже есть несколько дочерних компаний с низкими издержками.

Это всего лишь один пример, как Сингапур пробивал себе дорогу на международный рынок. В целом, эту систему можно рассматривать как форму успешного социализма, которая привела к реальному экономическому прогрессу.

На встречу с собеседником из МИД Сингапура я явился не с пустыми руками - привёз в качестве сувениров матрёшку и банку красной икры. Увы, мне пришлось забрать их назад: чиновник наотрез отказался от подарков. «Прошу прощения: нам запрещено брать презенты, - развёл он руками. - Да, по закону можно принять сувенир на сумму до 100 долл. Однако на практике придётся заполнить кучу бумаг и отдать икру на экспертизу, чтобы официально подтвердили её стоимость. Затем меня вызовут на допрос, чтобы выяснить, не сообщил ли я в обмен на подарок коммерчески важную информацию. Спасибо, но лучше не надо». После такого уже не удивляешься, почему согласно рейтингу организации Transparency International Сингапур находится на 5-м месте среди стран с наименьшим числом случаев коррупции (Россия в этом рейтинге в самом низу - под номером 127). А ведь ещё не так давно азиатский остров у экватора считался «болотом»: тут брали взятки за устройство в школу, попадание без очереди к врачу, полиция за деньги отпускала пьяных водителей, даже самые мелкие чиновники купали своих любовниц в шампанском... Как у сингапурцев получилось расправиться со взяточниками?

Исчезнувшие паханы

75% населения нашего города - китайцы, - рассказывает Виджай Сингх, доктор исторических наук . - Остальные - малайцы и индусы. Как и у вас в России, у всех трёх наций исторически положено ублажить подарком нужного человека - это просто уже в крови. За любую услугу чиновники всегда требовали «компенсацию», и никто этим не возмущался. Аналитики говорили: коррупция в Азии - часть местной культуры, победить её невозможно. И, когда тогдашний премьер Ли Куан Ю провозгласил старт войны со взятками, народ над ним откровенно посмеялся, считая это дешёвой показухой.

Реформы начались круто: в 1970 г. в Сингапуре уволили поголовно всю (!) полицию. Ли Куан Ю (руководитель города-государства до 1990 г.) рассудил трезво: если человек - закоренелый взяточник, бесполезно надеяться, что он станет работать честно даже после повышения зарплаты. Многие полицейские чины находились на содержании у организованной преступности - триад. Прошёл месяц, и лидеры триад вдруг исчезли: их объявили в розыск, но так и не нашли. Вероятно, паханов расстреляли без суда и следствия, хотя МВД Сингапура отказывается подтвердить этот факт. Оставшись без «королей», мафиозные группировки быстро распались. А с ними пропал и повод для взяток: нет преступников - некому и полицию подкупать. Теперь в современном Сингапуре в органы правопорядка принимают с массой условий - проверяют не только кандидата на должность, но и всю его семью. Работают на совесть - я убедился лично, когда пришлось разбираться с гостиницей после попытки обмана при расчёте за проживание. Приехавший патруль спокойно решил проблему всего за 15 минут - без кучи бумаг и долгих допросов.

«Не потерпим коррупцию!» - плакат к 50-летию основания бюро. Ли Куан Ю - на фото справа.

«Посади своих друзей»

Другим серьёзным шагом стало укрепление Бюро по расследованию случаев коррупции (БРК), - объясняет Абдалла Вахид Шах, экс-консультант МВД Сингапура . - Это учреждение было основано ещё в 1952 г. британскими колонизаторами, но работало сугубо для галочки. Ли Куан Ю сказал историческую фразу: «Начав бороться со взяточничеством, первым делом посади трёх своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают, за что». В 1974 г. парламент принял закон: БРК имеет право начать расследование в том случае, если госслужащий или его родственники живут не по средствам. Презумпция невиновности отсутствует: не следствие, а сам чиновник (!) обязан доказать, на какие деньги построил роскошный дворец либо купил «Мерседес». Е-сли не докажет, это автоматически считается взяткой и служащего отдают под суд. При приёме на госслужбу требуется указать банковские счета, имущество жены, отца и матери, братьев и сестёр. На должность никогда не возьмут человека с долгами и банковскими кредитами: ведь должники, как правило, наиболее уязвимы для коррупции.

Самоубийство министра

Самое минимальное наказание за коррупцию в Сингапуре - штраф в 100 тыс. местных долл. (2 млн 800 тыс. руб.), конфискация имущества и тюремное заключение от 10 лет. В министерствах агенты БРК часто устраивают внезапные облавы и проверки - в народе такие акции называют «сезон мёртвых взяточников». Помимо кнута используется и пряник - огромная зарплата. Судьи в Сингапуре получают 1 млн (!) долл. США в год, такое же жалованье у высших чиновников. Арестовывают ли членов правительства? Да, неприкасаемых здесь нет. В тюрьме оказался Ви Тун Бун, министр охраны окружающей среды Сингапура , за счёт взяткодателей отдохнувший на курорте в Индонезии. Министр национального развития Те Цзиван после уличения во взятке и вовсе покончил жизнь самоубийством. Наконец, уже в феврале этого года осудили самого экс-главу Бюро по расследованию случаев коррупции Эдвина Йео : директор совершил 372 поездки в казино, проиграв там 400 тыс. казённых долл. И хотя Йео возместил долг, он сел на 10 лет по другому поводу: согласно закону госслужащий должен обязательно отчитываться о каждом посещении казино и декларировать, сколько он потратил денег.

Наши чиновники, когда приводишь в пример Сингапур, всегда отвечают: дескать, в городе-государстве живёт 5 млн человек - за ними легче следить. Да, так оно и есть. Но вряд ли малочисленность населения Сингапура объясняет тот факт, что в России министр крадёт миллиард и не садится в тюрьму, жена столичного экс-мэра становится самой богатой женщиной страны, а депутаты в декларациях имущества указывают ржавые машины и деревенские сараи. Интересно, сколько ещё всё это будет продолжаться? Думается, мы смогли бы победить коррупцию, но для сражений со взяточниками мало сменить табличку «милиция» на «полиция». Как в своё время заявлял Ли Куан Ю, «если люди во власти не являются образцом честности, борьба с коррупцией невозможна». Увы, добавить к этому мне нечего.