В течение последних нескольких лет конкурс Русский медвежонок становится все интереснее, у – олимпиады 2018-2019 года будет уже совершенно другой размах. Более того, заметен высокий уровень популярности. Если говорить о типе проведения, то он напоминает классические стандарты экзаменации в 9 классе. Вопросы далеко не простые, все они рассчитаны на проявление эрудиции, также акцентировано внимание на постоянном размышлении. Повышенный интерес к конкурсу преподаватели объясняют тем, что он не просто демонстрирует красоту отечественного языка, но и в корне меняет представление о нем, будто чем-то скучном.

Далеко не случайно, когда нужно перейти из класса в класс, ребята в очередной раз планируют успешно завершить подобное тестирование, пополняя личные знания необычными фактами из сферы языкознания.

Кто занимается конкурсом?

Многие ребята воспринимают языкознание, будто свод стандартных, отчасти скучных правил. С целью побороть данное заблуждение, также продемонстрировать детям все особенности науки о языке, стабильно организаторами выступают: Центр дополнительного образования одарённых школьников, ООО «Слово», ООО «Игра» под руководством Института лингвистики РГГУ, находящегося в городе Кирове.

Обычно конкурс привлекает участников из всех уголков РФ, кроме того массы иностранных государств. Мероприятие организуют, разделяя детей по возрастным категориям:

  • 2 и 3 класс;
  • 4 и 5 класс;
  • 6 и 7 класс;
  • 8 и 9 класс;
  • 10 и 11 класс.

Поучаствовать могут также те, кто учится в профессиональных средних заведениях. Это международный конкурс, где нередко регистрируются школьники из России, СНГ, Прибалтики, Индии, Японии, Греции, Израиля, Кубы, Польши, ОАЭ, Монголии, Великобритании, США и других стран.

Что предусматривает конкурс?

Количество заданий Три десятка нестандартных, интересных и занимательных вопросов (2-м и 3-м классам дается 28 заданий) различной сложности.
Продолжительность олимпиады 75 минут (1 час 15 минут) на раздумья.
Особенности ответов на вопросы Участникам в игровой форме предлагаются в каждом из заданий выбрать один из пяти предложенных вариантов ответа. Решения писать не нужно.

Следует взять на заметку, что победителям, более того призерам, после проведения официальной проверки, а также демонстрации результатов, положены приятные призы.

Что нужно знать о задании?

В данном случае в виду имеют непростые задания, но их способен решить даже обычный ученик школы. Для того чтобы все прошло успешно, мало просто знать правила русского языка, рационально располагать логикой, уметь правильно подавать свои мысли. Задания выглядят, как на ЕГЭ, в частности школьники пытаются взаимодействовать с бланком, тщательно его заполняют, прорабатывают весь материал по заданию.

Любая задача интересно представлена, после завершения мероприятия можно даже просмотреть собственный результат, затем выдается официальный сертификат, с указанной численностью баллов, максимум в данном случае – 100. Также будет указано место в общероссийском перечне в личной возрастной группе. Стабильно принимая участие, школьники будут чувствовать все большую уверенность. Они оттачивают ум, сообразительность, тренируют память, пополняя багаж знаний.


Где будет представлен результат?

Перед тем, как официально стартует конкурс, преподаватель рассказывает полезную информацию:

  • соответственно новому законодательству, организаторы не могут представлять в Сети результаты, указывая личные данные участников;
  • в итоге, нужно в канун сдачи тестового варианта, прописать все ответы на листике. Не зная свои ответы на задания, в Сети поинтересоваться результатом однозначно сложно.
  • на официальном сайте перейти в раздел «Результаты конкурса «Русский медвежонок»;
  • выбрать год проведения; заполнить поля «Регион», «Город», «Школа»;
  • пользуясь встроенной в браузер функцией поиска, которая вызывается при одновременном нажатии кнопок CTRL+F, найти по первым буквам ответа свой.

Также доступно подождать около 10 дней, пока официальные данные, параллельно с призами, окажутся у школьного руководства, там же представят фамилии участников и победителей.

С чем связана популярность конкурса?

Причины популярности практически очевидные, это мероприятие имеет схожие параметры с конкурсом «Кенгуру» по математике. Все проводится непосредственно в школе, учителя не затрачивают чрезмерно много усилий. Задания веселые, необычные, по большему счету рациональные не только для одаренных школьников, но и для простых детей, ведь содержание лишь по учебному курсу.

Даже те ребята, которые не особо в восторге от языкознания, верно решают часть заданий, и практически никогда не остаются расстроены результатом.

Когда организуют конкурс?

Уже, будто по сложившейся традиции, конкурс организуют в конце осени, буквально до начала февраля все школы получают официальные баллы проверок. В новом учебном году планируется проведение мероприятия в идентичные сроки, и пусть точная дата временно не известна, это прояснится чуть позже.

Возьмите на заметку, что участие оплачивается индивидуально, но обойдется не дорого, около 70 рублей.

За исключением Магадана, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска – 72 рубля, Норильска – 75 рублей, республики Саха (Якутия) – 73 рубля, Москвы – 80 рублей, и зарубежных стран, где размер взноса устанавливают Национальные оргкомитеты.

В основе урока русского языка находится правило, которое необходимо понять и запомнить. Такая форма подачи материала хоть и эффективна, но не всегда интересна. А вот «Русский медвежонок» 2017–2018 – это возможность посмотреть на языкознание под другим углом. Думать, рассуждать логически и не зубрить материал – с таким набором инструментов стоит подходить к изучению русского языка. Так считают организаторы олимпиады: центр дополнительного образования одарённых школьников, ООО «Слово», ООО «Игра». Научное руководство осуществляет Институт лингвистики РГГУ. Центральный оргкомитет расположен в городе Кирове.

В чём популярность «Русского медвежонка»?

Самая известная в стране международная олимпиада школьников по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех» проводится с 2000-го года и заслуженно стала одним из самых популярных соревнований в России и ближнем зарубежье. На протяжении уже шестнадцати лет во всех школах, лицеях и гимназиях проводится это замечательное интеллектуальное состязание. С чем связана такая популярность?

  1. Это очень интересная игра, в ней много необычных заданий, которые связаны с русским языком, иногда это задания, связанные с логикой.
  2. А вот выезжать никуда не надо. «Русский медвежонок» сам приходит в учебные заведения к ребятам.
  3. Участие или победа в конкурсе дают возможность пополнить портфолио учащегося значимым достижением: новой грамотой или дипломом.

Кто может попробовать свои силы?

Конкурс «Русский медвежонок» – это способ проверки себя в любом возрасте, начиная с начальной и заканчивая старшей школой. Участвовать в игре могут абсолютно все желающие без какого-либо предварительного отбора, даже если в дневнике по русскому языку не только «пять» и «четыре». Для участия в состязании формируются пять возрастных групп учащихся:

  • 2–3 классов;
  • 4–5 классов;
  • 6–7 классов;
  • 8–9 классов;
  • 10–11 классов.

Принимать участие могут и учащиеся профессиональных средних заведений, которые осваивают программу по русскому языку в рамках своего учебного курса.

Конкурс является международным. В нём принимают участие школьники из России, СНГ, Прибалтики, Индии, Японии, Греции, Израиля, Кубы, Польши, ОАЭ, Монголии, Великобритании, США и других стран.

Структура конкурса

«Русский медвежонок» – это три десятка нестандартных, интересных и занимательных вопросов (2-м и 3-им классам даётся 28 заданий) различной сложности и 75 минут (1 час 15 минут) на раздумья. Решения писать не нужно. Достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответов правильный и отметить его номер на специальном бланке. Все задания выполняются в игровой форме.

Как проходит олимпиада?

Олимпиада «Русский медвежонок» проходит для всех участников по всей России и за её пределами в один день, как правило, в середине ноября текущего учебного года. В 2017-2018 учебном году он состоится в среду, 15 ноября. После того как задания выполнены, их передают в региональный оргкомитет, а уже оттуда отправляют в Москву, где и подводят итоги конкурса.

В январе после обработки бланков учебные заведения получают ведомости с результатами своих участников и местом каждого из них в общероссийском списке своей параллели. Лучших учащихся отметят призами. Всем без исключения участникам конкурса вручат сертификат участника всероссийского образца.

Особенности заданий

Большинство заданий по силам обычному школьнику, и всё же это не совсем обычные задания. Чтобы осилить задачки, заданные «Русским медвежонком», нужны не только глубокие знания русского языка, но и логическое мышление, смекалка, умение сопоставлять факты. Это задания, выстроенные по принципу ЕГЭ, то есть здесь дети учатся работать с бланком, правильно его заполнять, учатся работать с материалами заданий.

Задания олимпиады построены интересно, и участники могут отследить свой результат, потому что они ежегодно получают сертификаты, где указывается количество баллов (максимальное количество – 100 баллов), и место в общероссийском списке своей возрастной группы.

Регулярно участвуя в игре, ребята не чувствуют себя неловкими «медвежатами». Они тренируют ум, развивают память, приобретают необходимый багаж знаний.

Совет: чтобы хорошо подготовиться к соревнованию, необходимо решать задания «Русского медвежонка» прошлых лет, которые есть на официальном сайте конкурса. Здесь же можно найти задания и ответы олимпиад прошлых лет.

Русский – не скучный!

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ежегодно она привлекает участников из России и десятков зарубежных стран.

Статистика участия в конкурсе

За последние несколько лет конкурс приобрёл и размах, и популярность. По форме проведения он приближен к стандартам ЕГЭ. Вопросы назвать простыми нельзя, все они требуют не только эрудиции, но и умения размышлять. Интерес к конкурсу у ребят учителя объясняют тем, что он не только показывает красоту «великого и могучего», но и меняет представление о нём как о скучном предмете. Неслучайно, переходя из одного класса в другой, дети вновь решаются пройти это тестирование и пополнить свой багаж знаний новыми фактами из области языкознания.

Президент РФ о важности русского языка

Любите русский язык, изучайте и черпайте из него животворящую силу. Недаром Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле назвал русский язык духовной общностью нашей нации: «Русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения. Его ничем заменить нельзя. Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны».

Окунуться в атмосферу интеллектуального состязания можно, посмотрев видео:

Приглашаем принять участие очередном конкурсе "Русский Медвежонок — языкознание для всех" . Он состоится в четверг, 14 ноября 2013 года. Участвовать могут все желающие учащиеся 2-11 классов, без всякого предварительного отбора. Игра проходит по пяти возрастным группам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Каждой из них будет предложен свой вариант (2-3 классам — из 28, а остальным — из 30) заданий по русскому языку и лингвистике, большинство из которых по силам обычному школьнику. При желании могут попробовать свои силы (по вариантам 2-3 классов) и первоклассники. Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. На работу отводится 1 час 15 минут, так что устать никто не успеет. Итоги конкурса подводятся отдельно по классам. До 5 февраля школы получат ведомости с результатами своих участников и местом каждого в общероссийском списке своей параллели, все участники игры — соответствующие сертификаты, а лучшие — призы.

Конкурс-игра «Русский Медвежонок - языкознание для всех» (официальный сайт ) — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре постоянно растет. У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается правильно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Методическая комиссия конкурса работает в Институте лингвистики РГГУ. Основные авторы задач — преподаватели, аспиранты и выпускники РГГУ и МГУ. В Институте лингвистики проводится семинар «Жанры и типы лингвистических задач», одной из практических целей которого является составление и обсуждение задач для этого конкурса. Участники семинара охотно занимаются этим, многим студентам уже удалось составить хорошие задачи.

Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов: от 2-го до 11-го класса. Составители готовят 5 комплектов заданий: для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Для самых младших — 26 (с 2009 г. 28) задач, для остальных возрастных групп — по 30. В последние годы организуется и пользуется популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей», для которого методкомиссия готовит 12 непростых задач.

Тестовые задачи «Медвежонка» существенно отличаются от самодостаточных олимпиадных задач не только типом, но и компактностью и временем выполнения (на решение каждой задачи отводится несколько минут). Среди них есть и совсем элементарные, и такие, над которыми могут ломать головы специалисты. Все составляемые для конкурса задачи тщательно проверяются членами методической комиссии, многие из них приходится отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять ряду разных параметров. После проверки решений задач, осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при составлении вариантов задач следующего года.

Вот лишь несколько примеров задач:

2. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого.
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

3. Найдите подлежащие во фразах:
(1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро.
(А) (1) тореро и (2) сомбреро;
(Б) (1) сомбреро и (2) тореро;
(В) (1) тореро и (2) тореро;
(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро;
(Д) подлежащих нет.

4. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) шведка; (Б) румынка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка.

5. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.

6. Читаем у А. С. Пушкина:
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Как шли витязи?
(А) по одному; (Б) по двое; (В) по трое; (Г) по одиннадцать; (Д) по тридцать три.

7. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:
(A) славился мастерами по изготовлению луков;
(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;
(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;
(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;
(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины?

Решения задач

1. Чтобы правильно решить эту задачу, надо не путать звуки с буквами. Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их транскрипцию: пол [пол], муж [муш], шей [шэj’], ель , ров[роф]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [лоп] — лоб, [шум] — шум, — ешь, [л’эj] — лей. Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [фор], в русском языке нет. Ответ: 4 (Г).

2. Все эти слова можно понять как формы родительного падежа: всегомёда Кролика не хватило Винни-Пуху; Винни-Пух ничего не боялся;Пятачку некого было дожидаться; Крошка Ру сбежал из отчего дома;Сове не хватало какого-нибудь полого предмета. Ответ: (Д).

3. Слова тореро и сомбреро имеют одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в роли прямого дополнения. В русском языке и подлежащее, и дополнение могут находиться как перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда в таких случаях возникает неоднозначность: фразу Мать любит дочь можно понять двумя способами. Однако в данных предложениях неоднозначности не возникает, так как подлежащим для глагола надеть должно быть одушевленное существительное, а дополнением - неодушевленное. Поскольку одушевленным существительным из данных является тореро, то оно и будет подлежащим в обоих предложениях. Ответ: (В).

4. Слова шведка, румынка, итальянка, японка обозначают лиц женского пола соответствующей национальности. Слово же корейка означает не национальность, а разновидность мяса (жительницы Кореи называются не корейками, а кореянками). Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (Д).

5. Четыре последних существительных обозначают существо женского пола и соотносимы с существительными, обозначающими существо мужского пола: зайчиха — заяц, львица — лев, актриса — актёр, японка — японец. Существительное обезьяна обозначает животное независимо от пола: отдельных существительных, обозначающих самца и самку обезьяны, в русском языке нет. Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (А).

6. Что означает устаревшее слово чета? Это два предмета или два лица, пара. Вспомните такие однокоренные слова, как чётный, сочетание. В этом отрывке из «Сказки о царе Салтане» витязи идут парами, по двое. Ответ: (Б).

7. Будем действовать методом исключения. Понятно, что ответ — не Г (название города неизмеримо старше компании «Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории России не было, да и город в этом случае имел бы название вроде «Великолукск»). Вариант А (лук родился особенно крупным) маловероятен: в этом случае город, скорее всего, получил бы имя вроде «Добрые [т. е. хорошие] Луки». Выбирая между мастерами по изготовлению луков и речными излучинами, примем в расчет то огромное значение, которое играли в жизни древних славян реки. Ответ: (Д).

Задачи конкурса с решениями и комментариями ежегодно выпускаются отдельными брошюрами, а также публикуются в газете «Русский язык».Подробнее о «Русском медвежонке» можно почитать на

На этой неделе прошел конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Он проводится во многих школах со второго по одиннадцатые классы. Дети писали тест, нужно было выбрать один правильный ответ. Задания оценивались в 3, 4 и 5 баллов. Время на выполнение давалось 75 минут. Ответы на все задания будут опубликованы на официальном сайте организаторов только 27 ноября.

Хоть и написано на сайте, что большинство вопросов посильны даже обычному школьнику. Но некоторые вопросы вызывают затруднения даже у большинства родителей. :) Некоторые вопросы скорее не на знание русского языка, а на эрудицию. Мы дома сразу разобрали задания, вот наши варианты ответов на вопросы. Интересно, правильные ли они?

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. В какой из этих пар слова связаны между собой по смыслу не так, как в остальных?

Варианты:

А) слепой - слепец;
Б) глупый - глупец;
В) немой - немец;
Г) старый - старец;
Д) хитрый - хитрец

2. Во фразе Дай немножко творога "спрятался" кот. Какая рыба "спряталась" в двустишии?

Здесь поплаваю немножко, погляжу вкусна ли мошка.

Варианты:

А) Карась,
Б) Окунь,
В) Плотва,
Г) Судак,
Д) Налим

Ответ: Д Дай немножко т ворога. Здесь поплаваю немножко, погляжу вкусна ли м ошка.

3. Мышастый конь - это какой?

Варианты:

(А) серый;
(Б) рыжий;
(В) черный;
(Г) желтый;
(Д) красный.

4. Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив гласную букву в начале?

Варианты:

А) лень;
Б) кол;
В) стул;
Г) кран;
Д) корь.

5.Ляля и папа бодаются и мычат. Папа говорит: "Мы быки". Ляля отвечает: "Нет, мы мыки." Папа отвечает: "Тогда я - як." Ляля говорит:" Нет, ты - ...?

Варианты:

(А)бык;
(Б)тык;
(В)вык;
(Г)рык;
(Д)мук

6. В каком из ответов слово вишневый означает не то, что в остальных?

Варианты:

А) Вишневый компот,
Б) Вишневая косточка,
В) Вишневая футболка,
Г) Вишневое варенье,
Д) Вишневый йогурт.

Ответ: В (цвет)

7. Люблю - обожаю, не люблю - терпеть не могу, не разбираюсь - ни бум-бум, не знаю - ...

Варианты:

А) знаю
Б) догадываюсь
В) сомневаюсь
Г) понятия не имею
Д) хочу всё знать

8. Мальчишка полез через забор в сад. " ___ , ты куда?" - окликнул его хозяин. Какое слово лучше всего поставить вместо прочерка?

Варианты:

А) Ай
Б) Ой
В) Уй
Г) Эй
Д) Эх

9. Какое слово не может быть ответом на вопрос "сколько"?

Варианты:

А) раз
Б) два
В) три
Г) четыре
Д) пять

10. - Что же можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон! Папа даже руки _______ (Виктор Драгунский, Денискины рассказы). Каким словом заканчивается эта фраза?

Варианты:

А) потерел
Б) потерил
В) потрил
Г) потерл
Д) потер

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Пересказывая сказку Дины Сабитовой "Цирк в шкатулке", Маша сначала запуталась в нескольких именах цирковой лошади, но потом поняла, в каком порядке шли её имена, и вспомнила, что лошадь звали........

Варианты:

А) Ида Амелия Эва Казимира Дина;
Б) Беатриса Аделаида Гортензия Виолетта Душка;
В) Дина Амелия Ида Эва Казимира;
Г) Аделаида Беатриса Виолетта Гортензия Душка;
Д) Душка Гортензия Аделаида Виолетта.

Ответ: Г (имена по алфавиту)

12. Какое слово обычно относится не к человеку?

Варианты:

А) бегун
Б) прыгун
В) скакун
Г) плясун
Д) шалун

13. А заяц ___ как ___.
Какое слово мы два раза пропустили в этом предложении?

Варианты:

А) вот
Б) раз
В) нет
Г) там
Д) тут

14. Цветная встречается часто, а черно-белая - практически никогда. что имеется в виду?

Варианты:

А) фотография
Б) капуста
В) редька
Г) картинка
Д) съемка

15. У гусёнка папа - гусь, а мама - гусыня. У кого ещё из детенышей животных имена обоих родителей образованы от того же корня, что и его имя?

А) у утёнка
Б) у цыпленка
В) у телёнка
Г) у ягненка
Д) у козленка

16. Арабское слово кытаар имеет несколько значений. Одно из них "вереница верблюдов", а еще одно -

Варианты:

А) карета
Б) паровоз
В) пароход
Г) автобус
Д) поезд

17. Какое словосочетание может иметь противоположные значения?

Варианты:

А) ужасно обиженный;
Б) ужасно расстроенный;
В) ужасно обрадованный;
Г) ужасно аккуратный;
Д) ужасно воспитанный

18. Какие буквы раньше (до 1918 года) назывались еръ, ерь, еры?

Варианты:

А) ъ, ы, ь
Б) ъ, ь, ы
В) ь, ъ, ы
Г) ы, ъ, ь
Д) ы, ь, ъ.

19. Прошу не торопить меня, - сказал Иа-Иа, медленно поднимаясь. - ПРОШУ НЕ... Закончите фразу Иа-Иа.

Варианты:

А) данувайкать
Б) кудавайнать
В) вадунайкать
Г) нудавайкать
Д) кадавайнуть

20. Какая фраза выглядит странно?

Варианты:

А) Листья пожелтели и начали вянуть.
Б) Листья пожелтели, но опали.
В) Листья пожелтели и опали.
Г) Листья пожелтели, но долго не опадали.
Д) листья пожелтели и начали опадать.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Что можно передать, но нельзя отдать?

Варианты:

А) деньги
Б) честь
В) письмо
Г) подарок
Д) привет

22. Ани Лорак - сценическое имя известной украинской певицы. А ее настоящее имя? ...

Варианты:

А) Анна-Лора
Б) Каролина
В) Карина
Г) Алина
Д) Лолита

23. В каком из слов "полвторого, полчетвёртого, полвосьмого" два звука [в]?

Варианты:

А) полвторого,
Б) полчетвёртого,
В) полвосьмого,
Г) во всех,
Д) ни в одном.

24. Для чего предназначался щаной горшок?

Варианты:

А) для цветов,
Б) для каши,
В) для супа,
Г) для туалета,
Д) для собак.

Ответ: В (для щей)

25. В Фантастическом романе Евгения Замятина "Мы" персонажи носят имена, состоящие из одной буквы и нескольких цифр. Герой, от лица которого ведется повествование, воспринимает своего приятеля как "свое другое я"

А как зовут этого приятеля?

Варианты:

А) P-13
Б) Q-13
В) R-13
Г) S-13
Д) T-13

26. Молчи, ____, -
Сказала ______:
В тебе ______я,
Во мне до ____я.

В этом стихотворении мы пропустили четыре слова. Два последних называют числа. . А какова разность этих чисел?

Варианты:

А) 60
Б) 71
В) 82
Г) 93
Д) 104

Молчи, семья, -
Сказала стая:
В тебе семь я,
Во мне до ста я.

27. Вот список слов на якутском языке, в котором два слова пропущены: ______, оптуорунньук, сэрэдэ, чэппиэр, бээтинсэ,_____, баскыхыанньа. Какое слово пропущено первым?

Варианты:

А) сыаналааhын
Б) быраабыла
В) мэндиэмэн
Г) бэнидиэльник
Д) чоппууска

Ответ: Г (дни недели)

28. Джаз, лимон, непросто, чешущее.
Какое еще слово можно отнести в этот список?

А) ящичек
Б) элемент
В) хочешь
Г) клеймо
Д) выгода

Ответ: выгода (все согласные стоят в алфавитном порядке)

Результаты ответов ребенка не порадовали:(

) — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре постоянно растет: если в «Медвежонке-2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, через два — почти 424000 школьников, а в 2008 году в «Русском медвежонке» приняли участие более 2 327 000 школьников из 19 стран. В России в прошлом году в конкурсе участвовало 18 с лишним процентов от общего числа школьников страны.

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается правильно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Методическая комиссия конкурса работает в Институте лингвистики РГГУ. Основные авторы задач — преподаватели, аспиранты и выпускники РГГУ и МГУ. В Институте лингвистики проводится семинар «Жанры и типы лингвистических задач», одной из практических целей которого является составление и обсуждение задач для этого конкурса. Участники семинара охотно занимаются этим, многим студентам уже удалось составить хорошие задачи.

Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов: от 2-го до 11-го класса. Составители готовят 5 комплектов заданий: для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Для самых младших — 26 (с 2009 г. 28) задач, для остальных возрастных групп — по 30. В последние годы организуется и пользуется популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей», для которого методкомиссия готовит 12 непростых задач.

Тестовые задачи «Медвежонка» существенно отличаются от самодостаточных олимпиадных задач не только типом, но и компактностью и временем выполнения (на решение каждой задачи отводится несколько минут). Среди них есть и совсем элементарные, и такие, над которыми могут ломать головы специалисты. Все составляемые для конкурса задачи тщательно проверяются членами методической комиссии, многие из них приходится отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять ряду разных параметров. После проверки решений задач, осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при составлении вариантов задач следующего года.

За десять лет накоплено более тысячи трёхсот задач-тестов, а авторский коллектив насчитывает уже более 50 человек. Задачи после конкурса не забываются, а начинают новую самостоятельную жизнь: многие преподаватели с удовольствием используют их на занятиях не только со школьниками, но и со студентами в самых разных курсах русского языка.

Вот лишь несколько примеров задач:

2. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого .
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

3. Найдите подлежащие во фразах:
(1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро .
(А) (1) тореро и (2) сомбреро ;
(Б) (1) сомбреро и (2) тореро ;
(В) (1) тореро и (2) тореро ;
(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро ;
(Д) подлежащих нет.

4. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) шведка ; (Б) румынка ; (В) итальянка ; (Г) японка ; (Д) корейка .

5. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна ; (Б) зайчиха ; (В) львица ; (Г) актриса ; (Д) японка .

6. Читаем у А. С. Пушкина:
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Как шли витязи?
(А) по одному; (Б) по двое; (В) по трое; (Г) по одиннадцать; (Д) по тридцать три.

7. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:
(A) славился мастерами по изготовлению луков;
(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;
(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;
(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;
(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины?

Решения задач

1. Чтобы правильно решить эту задачу, надо не путать звуки с буквами. Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их транскрипцию: пол [пол], муж [муш], шей [шэj’], ель , ров [роф]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [лоп] — лоб , [шум] — шум , — ешь , [л’эj] — лей . Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [фор], в русском языке нет. Ответ: 4 (Г).

2. Все эти слова можно понять как формы родительного падежа: всего мёда Кролика не хватило Винни-Пуху ; Винни-Пух ничего не боялся ; Пятачку некого было дожидаться ; Крошка Ру сбежал из отчего дома ; Сове не хватало какого-нибудь полого предмета . Ответ: (Д).

3. Слова тореро и сомбреро имеют одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в роли прямого дополнения. В русском языке и подлежащее, и дополнение могут находиться как перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда в таких случаях возникает неоднозначность: фразу Мать любит дочь можно понять двумя способами. Однако в данных предложениях неоднозначности не возникает, так как подлежащим для глагола надеть должно быть одушевленное существительное, а дополнением - неодушевленное. Поскольку одушевленным существительным из данных является тореро , то оно и будет подлежащим в обоих предложениях. Ответ: (В).

4. Слова шведка , румынка , итальянка , японка обозначают лиц женского пола соответствующей национальности. Слово же корейка означает не национальность, а разновидность мяса (жительницы Кореи называются не корейками, а кореянками). Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (Д).

5. Четыре последних существительных обозначают существо женского пола и соотносимы с существительными, обозначающими существо мужского пола: зайчиха — заяц , львица — лев , актриса — актёр , японка — японец . Существительное обезьяна обозначает животное независимо от пола: отдельных существительных, обозначающих самца и самку обезьяны, в русском языке нет. Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (А).

6. Что означает устаревшее слово чета ? Это два предмета или два лица, пара. Вспомните такие однокоренные слова, как чётный, сочетание . В этом отрывке из «Сказки о царе Салтане» витязи идут парами, по двое. Ответ: (Б).

7. Будем действовать методом исключения. Понятно, что ответ — не Г (название города неизмеримо старше компании «Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории России не было, да и город в этом случае имел бы название вроде «Великолукск»). Вариант А (лук родился особенно крупным) маловероятен: в этом случае город, скорее всего, получил бы имя вроде «Добрые [т. е. хорошие] Луки». Выбирая между мастерами по изготовлению луков и речными излучинами, примем в расчет то огромное значение, которое играли в жизни древних славян реки. Ответ: (Д).

Задачи конкурса с решениями и комментариями ежегодно выпускаются отдельными брошюрами, а также публикуются в газете «Русский язык» . Подробнее о «Русском медвежонке» можно почитать на