Наталья Вострикова
«Стихи Е. Благининой». Занятие со старшими дошкольниками (ознакомление с художественной литературой)

Цель. Познакомить с творчеством поэта ; учить внимательно слушать воспитателя; развивать речь.

Материал. Фломастеры, бумага для рисования - для каждого ребенка.

Примечание. К этому занятию педагог заранее разучивает с детьми скороговорки и несколько стихотворений , автор которых Е. А. Благинина .

Воспитатель. Мы с вами много читаем стихов , заучиваем их наизусть. Кто назовет свое любимое стихотворение и скажет , кто его написал? (Ответы.)

Перечислили имена многих поэтов. И Александра Сергеевича Пушкина, и Корнея Ивановича Чуковского, и Самуила Яковлевича Маршака. Но среди них я не услышала имени Елены Александровны Благининой . А мне кажется, что некоторые ее стихотворения , как это :

Мы варили

Из перловых

Круп, круп.

Получилась каша,

То-то горе наше! - вы знаете. Эти стихи помнят , к наверное, и ваши мамы и бабушки. И мы с вами читали - помните, про девочку Аленушку? Кто прочтет?

Ребенок. Тяжела дорога от печки до порога!

Тяжела дорога

От печки до порога!

От порога до стола

Тоже очень тяжела.

Топ-топ, топ-топ,

Покачнулась - шлеп!

А сидит не плачет :

Не ушиблась, значит?

Воспитатель. А вы скажите, почему так тяжело дойти Аленушке от печки до порога? (Ответы.) Верно, Аленушка только-только учится ходить, она ведь еще маленькая.

У Елены Александровны очень много книжек, адресованных детям. Среди них и стихи , и сказки, и игры, и считалки, и скороговорки. Знаете, что такое скороговорка? (Ответы.) Да, это стихи , которые надо быстро произносить. Попробуем вторить вместе этот стишок : Простокваши дали Клаше

- Недовольна Клаша :

Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши

Нашей Клаше каши.

Не хочу я просто каши,

Так - без простокваши.

Дали вместе с простоквашей

Кашу Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела - встала,

Спасибо сказала.

Получается? Попробуем быстрее! Не так-то это просто. (Повторное чтение скороговорки.)

Говорят, Елена Александровна Благинина была очень веселой , собирала гостей, сочиняла в их присутствии, с ходу смешные пословицы и стишки. Сам Корней Иванович Чуковский очень любил ее слушать. А какие удивительные слова встречаются в ее стихах ! Вот послушайте (называет имя девочки-чтеца) .

Прилетел журавушка

На старые места :

Травушка-муравушка

Густым-густа!

Ивушка над заводью

Грустным-грустна!

А водица в заводи

Чистым-чиста!

А заря над ивушкой

Ясным-ясна!

Весело журавушке :

Весным-весна!

Красивое стихотворение ? О чем оно? (Ответы.) Все слова вам в этом стихотворении понятны ? Кто такой журавушка? (Ответы.) А заводь что означает ? (Ответы.) Да, такое тихое озерцо. Скажите, когда прилетают к нам журавли? и откуда? (Ответы.) Совершенно верно, из теплых стран на старое место . Так вот и вернулся журавль на старое место , где все по-прежнему : и ивушка, и водица, и заря ясная.

А как это понять : «весело журавушке : весным-весна» ? (Ответы.) Это слово, «весным-весна» , придумала Елена Александровна, и оно, наверное, означает , что кругом, куда ни взгляни, весна, все цветет, зеленеет и радуется.

Весным-весну все любят, все радуются, когда она приходит. А зиму вы любите? (Ответы.) А за что? (Ответы.) Да, зимой мы встречаем Новый год, украшаем елку. Любите наряжать елку? развешивать игрушки? (Ответы.) У Елены Александровны есть стихотворение про девочку , которая очень любила разглядывать новогоднюю елку и старалась сделать так , чтобы все игрушки на ней чувствовали себя хорошо. Непонятно? Сейчас узнаете. Стихотворение называется «Стихи о елке , о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».

Слушайте. (Называет имена детей, кто будет читать стихотворение .)

Первая девочка.

Люблю я у елки

Одна посидеть.

Люблю я как следует

Все разглядеть :

Какие игрушки,

Не скучно ли им

Иль кто недоволен

Соседом своим.

Вот рядом с Морозом

Висит стрекоза.

А с волком зубастым,

Смотрите, - коза.

Я думаю, холодно

Тут стрекозе

И очень уж страшно Бедняге-козе.

Воспитатель. Почему стрекозе должно быть холодно? (Ответы.) Конечно, она же летает только жарким летом, и Дед Мороз ее может ненароком застудить. А почему козе страшно рядом с волком? (Ответы.) Все понятно! Он ее вот-вот съест. Что делает девочка дальше?

Вторая девочка.

Я рядом с Морозом

Повешу звезду,

А козочку эту

Сюда отведу.

Тут, кстати, цветочек

Расцвел золотой,

И солнышко светит.

Ну, козочка, стой!

А вот колокольчик.

Фарфоровый он.

К нему прикоснешься

Послышится звон.

А вот балерина,

А вот петушок.

С ним рядом - цыпленок,

Как желтый пушок.

Воспитатель. Тут все в порядке, все игрушки мирные : колокольчик, петушок с цыпленком, они друг друга не обидят. Девочка разглядывает елку дальше.

Третья девочка.

А это - хлопушка,

А это - флажок,

А это - пастух,

Он играет в рожок.

Постойте, козу

Я повешу сюда.

Коза и пастух –

Замечательно, да?

Вот шар полосатенький,

Это - медведь.

Вон птичка – она

Собирается петь.

А это - грибочек,

А это - луна,

А это - душистого сена копна.

Четвертая девочка.

Постойте, козу

Я повешу сюда.

Коза у копны –

Замечательно, да?

Но жалобно вдруг

Закричала коза.

Гляжу - из-за сена

Сверкают глаза.

Смеюсь до упаду :

Вот это дела!

Козу-то я к волку

Опять привела!

Я, стало быть, елку

Кругом обошла.

Воспитатель. Вот так! Значит вдоль елки, разглядывала игру, вешала козу все дальше и волка. и в конце концов пришла место, с которого начала. Почему? Да, так всегда бывает, по кругу.

А давайте нарисуем елочную игрушку и повесим на нашу Новогоднюю елку в группе.

Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.

В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.

Великие о стихах:

Поэзия - как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное - если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах - то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов - это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение - это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Благининой Елены Александровны

Благинина Елена Александровна – известная русская поэтесса и переводчик, на добрых и душевных стихотворениях которой выросло не одно молодое поколение.

Ранние годы

Уроженка Орловской губернии (село Яковлево), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе.

С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь.

Будучи студенткой, Елена написала свои первые стихи, которые попадают в курский альманах поэзии. Понимая, что она не сможет оставить писательство, Елена поступила в высший Литературно-художественный институт в Москве, который дал ей мощный толчок для реализации себя на литературном поприще.

Путь в литературу

Произведения для детей Елены Благининой стали появляться в 1930-х годах в детском журнале «Мурзилка», и тогда она стала любимицей детей, потому что ее стихи были им наиболее близки.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки искрятся добрым юмором, а темы: окружающий мир, забота матери о ребенке, общение с ровесниками, деревенская природа – близки и детям, и взрослым. Любовь к рифмованным строкам проявилась в молодые годы и стала определяющим фактором в выборе жизненного призвания. Благинина Елена, фото которой можно увидеть во многих сборниках для детей дошкольного и школьного возраста, сначала писала стихотворения на лирическую тематику.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ее первые пробы пера пронизаны настоящими глубокими чувствами и читаются на одном дыхании. Постепенно желание писать усилилось, ведь у Елены это стало хорошо получаться, к тому же в альманахе курских поэтов состоялись публикации ее произведений. В дальнейшем творчество талантливой поэтессы было обращено к детскому поколению - наивному и искреннему в своих попытках изучения окружающего мира.

1936 год стал для поэтессы удачным стартом: была написана поэма «Садко» и опубликована первая книга «Осень». Затем свет увидели сборники «Сорока-белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга».

Елена Благинина занималась не только написанием поэтических строк. Автор была также талантливым переводчиком: у нее легко получалось знакомить отечественного читателя с творчеством, Льва Квитко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима. Не забывала Благинина Елена и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. – «Складень».

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги.

Личная жизнь

Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. Супруг был репрессирован. После освобождения он не имел права жить в Москве и других крупных городах. О своем самобытном и ярком супруге поэтесса впоследствии написала книгу воспоминаний.

Которой тесно связана с миром детства, - известная русская поэтесса и переводчик. На добрых и душевных стихотворениях автора выросло не одно тематика ее произведений понятна взрослому человеку.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки искрятся добрым юмором, а темы: окружающий мир, забота матери о ребенке, общение с ровесниками, деревенская природа - близки и детям, и взрослым.

Благинина Елена: краткая биография

Не забывала Благинина Елена, биография которой являет яркий пример целеустремленности и любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. - «Складень».

Творческий вклад в детскую литературу

В личной жизни Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. О своем самобытном и ярком супруге поэтеса впоследствии написала книгу воспоминаний.

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

Талантливая поэтесса, любимый автор многих детей прожила долгую жизнь, которая поставила точку 24 апреля 1989 года. Благинина Елена, биография которой вошла в историю русской литературы, похоронена в Москве на Кобяковском кладбище рядом с супругом.

Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.

Елена Александровна Благинина - человек рожденный поэтом.

Елена Александровна Благинина появилась на свет 27 мая 1903 года, в орловской деревне, в семье багажного кассира. Она, будучи внучкой священника, мечтала стать учительницей, чтобы учить детей жизни. История помнит, как эта хрупкая девушка ежедневно перебарывала себя и отправлялась в своих тонких, на веревочной подошве башмаках за семь километров до педагогического института, чтобы обучиться любимому делу. И погода ей была не страшна. Она знала, что рано или поздно, станет тем, кем захочет, главное иметь силу воли и работать. Однако уже в это время её поэтичная душа выпускала страстные, обжигающие стихотворения, и вскоре она поняла, что её страсть к написанию намного сильнее, нежели к преподаванию. Тогда же, во время учебы, в постоянном альманахе студентов появились первые поэтические произведения поэтессы.

Дальше она свернула и пошла по пути своего любимого дела. Она поступила и успешно закончила Высший литературно-художественный институт в Москве, где руководителем был Валерий Брюсов. Страсть к преподаванию и к сочинительству привела её в детскую литературу. Она печаталась на страницах журнала «Мурзилка» и была коллегой Маршака, Барто, Михалкова. Её имя стало распространяться и вскоре обрело звучание. Она всегда писала о том, что любила сама, и что очень ценили дети. Она рисовала для них мечты, в которых теплый ветер разгуливал по степям, вызывая добрый дождик и разговаривая с радугой.

Она часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок.

После печатания в журналах, в свет начали появляться отдельные ее книги. В 1936 году она выпустила сборник «Осень», в который поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года. Дальше она периодически выпускала множество других книг. Но все они были добрыми и красивыми. В них не было насилия и лжи. В них была природная красота и восхищение этой природой.

Елена Благинина работала всю свою жизнь, и потому успела выпустить очень много произведений и прожить долгую жизнь. Она писала и стихи, и всевозможные юморные дразнилки и считалки. Много сил также отдала на переводы известных народных писателей и деятелей. Так, она переводила работы Тараса Шевченко, Юлиана Тувима, Льва Квитко, Марии Конопницкой и других. Лучшие произведения поэтессы вошли в сборники «Улетают - улетели», «Журавушка» и «Гори-гори ясно!».

Последний сборник увидел свет тогда, когда писательницы уже не было в живых. Она покинула мир в 1989 году, оставив после себя огромное завещание из своих волшебных, очаровательных и сильных произведений.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Благининой Елены Александровны представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Стихи – это индивидуальное выражение своих эмоций. Поэты ХХ века умели красноречиво и утонченно описать все, что угодно. Множество писателей хотели донести свои мысли именно подрастающему поколению, ведь дети – это цветы жизни. Стихи елены благининой несут в себе огромное количество позитивных эмоций и поучительных аспектов. Рифмы намного легче воспринимаются, к тому же стихи очень положительно влияют на психику ребенка. Это не только развивает в нем чувство прекрасного, но и наполняет мысли ребенка самыми яркими и позитивными ощущениями. Ведь только при чтении можно ощутить полет фантазии и обзавестись незабываемыми впечатлениями.

Название Популярность
211
167
142
165
149
136
231
185
239
172
253
181
219
225
149
280
199
156
174
316
190
213
164
588
354
151
210

Даже взрослым, хоть иногда, полезно прочтение детских стихов. Они несут в себе радость и веру в лучшее. Автор доносит своему читателю мысль о том, что нужно обязательно верить в чудеса и никогда не унывать. Стихи развлекательного характера существуют не только для того, чтобы развеселить маленького читателя, но и для того чтобы преподнести ему некий урок. Скучные нравоучения очень плохо запоминаются и воспринимаются ребенком не так, как хотелось бы. Каждый из нас, также не любит слушать нотации. Поэтому стихотворная форма является самой эффективной и поучительной для будущего поколения. Стихи елены благининой наделены чувством юмора. В каждом произведении скрывается некий смысл, который полезен для маленького человечка.

К примеру, в стихотворении «Вот какая мама», Елена показывает истинную суть всех родителей. Каждый ребенок прочитает истинный смысл стихотворения между строк, и он останется в его подсознании. В произведении «Рябина» описывается вся красота природы, где можно насладиться пением птиц и отдохнуть. Мысли ребенка еще не засорены стереотипами, стихи позволяют малышу узнать, что такое «хорошо». У него нету ограничений в фантазии, что позволит ребенку «летать в облаках» при прочтении произведения. Каждый стих несет в себе позитив. Каждая строчка наталкивает на мысль, что все будет хорошо, даже если на данный момент что-нибудь идет не так. Произведения показывают, что всегда нужно верить в чудеса, ведь они повсюду. Каким бы ни был жесток и суров этот мир, нужно верить в чудеса и всегда надеяться на лучшее. Нужно верить в то, что мечты сбываются, ведь в этом и есть смысл.

Даты жизни : 14 мая 1903 - 24 апреля 1989
Место рождения : село Яковлево, Орловская губерния, Россия
Русская советская поэтесса и переводчица
Известные произведения : «Сорока - белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга»

Уроженка Орловской губернии (Орловская область), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе.

С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь. Получение образования Елена продолжила в столичном Литературно-художественном институте, давшем ей мощный толчок для реализации себя на литературном поприще.
Любовь к рифмованным строкам проявилась в молодые годы и стала определяющим фактором в выборе жизненного призвания.
Ее первые пробы пера пронизаны настоящими глубокими чувствами и читаются на одном дыхании. Постепенно желание писать усилилось, ведь у Елены это стало хорошо получаться, к тому же в альманахе курских поэтов состоялись публикации ее произведений. В дальнейшем творчество талантливой поэтессы было обращено к детскому поколению - наивному и искреннему в своих попытках изучения окружающего мира.
1936 год стал для поэтессы удачным стартом: была написана поэма «Садко» и опубликована первая книга «Осень». Затем свет увидели такие сборники: «Сорока - белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга».

Благинина Елена занималась не только написанием поэтических строк. Автор была талантливым переводчиком: у нее легко получалось знакомить отечественного читателя с творчеством Тараса Шевченко, Льва Квитко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима. Не забывала она и о любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. – «Складень». Творческий вклад в детскую литературу.

В личной жизни Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. О своем самобытном и ярком супруге поэтеса впоследствии написала книгу воспоминаний. Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.


Это начало известного стихотворения Елены Благининой "Посидим в тишине". О чем оно? О любви девочки к маме. Просто и определенно выражена эта любовь: хочется девочке поиграть, пошуметь, но "мама спит, и я молчу".
Все стихи Благининой написаны от имени маленькой девочки. Ее глазами поэт видит мир - праздничный, разноцветный и счастливый. Героиня Благининой необычайно приветлива и доброжелательна, в ней угадывается будущая прекрасная женщина, терпеливая и предусмотрительная. С мягким юмором пишет об этом поэт:

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот как хорошо!

Удивительно, что Благининой удалось сохранить светлое восприятие жизни - настолько трудная выпала ей судьба.
Наверное, многое было заложено в детстве: в семье любили устраивать праздники, на которых звучали стихи и песни. А сочинять сама девочка стала уже в 8 лет.
Она училась в Курском педагогическом институте, была членом курского Союза поэтов. Переехав в Москву, продолжила образование в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова. Там и познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Георгием Оболдуевым, который позже был репрессирован, много лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке, воевал, был ранен. Благининой пришлось очень нелегко, но писать стихи она не переставала. Творчество было для нее спасательным кругом.
С 1933 года началась, по словам писательницы, ее "настоящая литературная жизнь". Появились публикации в "Мурзилке", "Затейнике". В 1936 г. вышли первые книги: сборник стихов "Осень" и поэма "Садко". Истоки ее творчества надо искать в фольклоре - так похожи ее стихи на народные песенки, считалки, прибаутки.
После появления книжки "Вот какая мама!" (1939) Елена Благинина вошла в число самых известных советских поэтов.
Детская жизнь в ее стихах - как солнечный день, когда все кажется невероятно красивым, все вызывает восхищение.

Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

Стихи Благининой о природе, о детских играх, заботах и забавах, о первых самостоятельных поэтических открытиях, о дружбе - все вместе создают огромное полотно. Название его - любовь к родине. При этом поэт не кричит о своем высоком чувстве, не выставляет его напоказ, но читатели разделяют эту любовь, впитывая с каждым словом. А слова она каждый раз находит свежие, не поблекшие от навязчиво частого употребления: как новенькие сияют они, бережной рукой вынутые из кладовых родного языка. Названия книг Благининой говорят о границах той страны, где живут её герои: "Чистюля", "Подарок", "Мишки-шалунишки", "На огороде", "На приволье", "Зайчики", "Радуга", "Огонек", "Аленушка", "Гори-гори ясно!", "Угадайте, где мы были", "Осень спросим".
Стихи Благининой часто учат к праздникам в детском саду и в школе. Многие считают, что это вообще не сочинения определенного автора, а народное творчество. Выше награды быть не может.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.14-15., ил.

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА
(1903-1989)


Первые уроки словесности Благинина получила от деда - учителя церковно-приходской школы, и матери - «великой книгочейки», как вспоминала о ней поэтесса. Отец выписывал для дочери детские журналы, в семье часто устраивали спектакли, пели. Еще школьницей Благинина начала писать свои первые стихи и пьесы для домашнего театра. Раннее знакомство с миром литературы и искусства помогло ей найти свое призвание. Решающей для нее стала работа в детских журналах «Мурзилка» и «Затейник». Стихи, которые Благинина сочиняла вначале просто для знакомых ребятишек, приобрели для нее особое значение.
В лирике Благининой изображаются детская жизнь, игры, общение детей и взрослых, говорится о чувстве любви к родине и родной природе. Поэтесса владеет всеми жанрами детской литературы - от сказки, дразнилки, считалки, скороговорки до песни, баллады (стихотворения на сказочную или легендарную тему), детской пейзажной и психологической лирики. В стихотворении «Посидим в тишине» Благинина тонко и трогательно описывает пробуждение у маленькой девочки желания позаботиться об уставшей маме. Героиня очень хочет поиграть, подвигаться, пошуметь, девочке грустно сидеть одной, но она сдерживается, чтобы не разбудить своими играми спящую маму. Любовь к дорогому человеку утешает девочку, она понимает, что поступила правильно.
Светлыми, добрыми чувствами наполнены стихи Благининой для младшего возраста («Вот какая мама!», «Осень» и другие). Маленькая поэма «Аленушка» рассказывает о дне из жизни ребенка. Стиль стихов меняется, когда поэтесса говорит о разных событиях: для пробуждения подходит пестушка: «Как у нашей дочки / Розовые щечки, / Как у нашей птички / Темные реснички!», а для сна - тихая колыбельная: «Баю-баю-баиньки, / Прискакали заиньки: / - Спит ли ваша девочка, / Девочка-припевочка?» Потом появляются и «цветные книжки, / Пусть читают ребятишки», и «...карандаши / Пусть рисуют малыши!». А дальше придет время полить огород, ведь он - «тоже хочет пить». Тема радости труда раскрывается Благининой в целом ряде стихотворений: «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и других.
Писала поэтесса и забавные игровые сценарии, в том числе для кукольного театра («Выше дружбы счастья нет», «Петрушка на крыше»). Любовь к сцене сохранилась у нее с детства. Воспоминания о любительских спектаклях, которые дома ставила вся семья, воплотились в стихотворении «Сказка».
Благинина известна также как переводчица с украинского, белорусского и идиша (еврейский язык) детских стихов Л. Квитко, Т. Шевченко, Леси Украинки, Я. Купалы и других.

Рисунок выполнен по фотографии Е.А. Благининой ок.1932 г.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

См. также:
Гори, гори ясно : информационный буклет к 115-летию Елены Благининой

Шеваров, Д. Календарь поэзии / Д. Шеваров // Российская Газета неделя.- 2020.- № 6.

Родом из детства
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой,
И сказала я лучу:
-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-Ничего,-шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
Елена Благинина

У ее мамы была фамилия - Солнышкина.
Отец Алены Благининой служил багажным кассиром на станции Московско-Курской железной дороге и успел очень многое дать своим двум дочерям и трем сыновьям: выписывал для них детские журналы, устраивал домашний театр. Летом детьми занимался дедушка по материнской линии дьякон Михаил Иванович Солнышкин. Алена с братьями и сестрой пела на клиросе, в детском церковном хоре, и всю жизнь хранила память о годовом круге православных праздников.
Второй дед Александр Михайлович Благинин жил в Орле и служил извозчичьим старостой. «Орел! Это само очарование жизни, которую так бы и пила взахлеб из ладоней... Орел моего детства населяли простодушные и чистые люди. Никому не приходило в голову отказать человеку в ночлеге или в куске хлеба...»
Когда Орел освободили от фашистов, Благинина сразу бросилась туда - взглянуть на родной город. Орла не узнала-так он был разрушен.
После окончания Мариинской гимназии Елена Благинина поступила в Курский институт народного образования. В середине 1930-х работала в журнале «Затейник». В 1941 году в Кирове, куда эвакуировали Детгиз, чудом вышло две ее книжки: «Подарок» и «Петрушка на крыше». Война отняла у нее брата Мишу, отца, муж был на фронте.
Вернувшись в Москву в 1944 году Благинина вела радиожурнал для детей, но его быстро закрыли за «политическую невыдержанность».
Я помню человека, который звал ее Леной. Точнее - Леночкой. Евгения Александровна Таратута (литературный критик и редактор) рассказывала мне: «В 1933 году я работала в библиотеке, и однажды редактор «Мурзилки» привез к нам Леночку Благинину. Она читала детям стихи про радугу. Мы сразу подружились. В тридцать седьмом нашу семью выслали в Сибирь. Спустя два года я не выдержала и сбежала в Москву. Наша квартира была занята и Леночка приютила меня, а потом и троих моих братьев, в своей комнате на Кузнецком Мосту. На Пасху 1940 года она подарила мне вербочки и стихи:

Расти,
Таратута,
Без лишних затей.
Эмблема уюта,
Эмблема детей!

В августе 1950-го меня арестовали и приговорили к 15 годам лагерей. Многие тогда отшатнулись от нашей семьи, а Леночка еще больше стала помогать. На Новый год принесла моей дочке подарки и книжку с многообещающим названием «На приволье». А сама она жила трудно. Муж, поэт Егор Оболдуев, отсидев в лагере, рано умер, так и не увидев своих стихов в печати. Первая книга для взрослых вышла у Лены, когда ей было уже шестьдесят три года. Она тяжело болела, но по четвергам собирала у себя друзей...»
После одной публикаций о Елене Александровне я получил письмо с Урала от Бориса Семеновича Вайсберга, который знал и Елену Благинину, и Евгению Таратуту.
«С огромным волнением читал и перечитывал «Календарь поэзии» о Благининой. Всё-то мне близко и дорого в Вашем очерке! Я бывал у Елены Александровны. «Я еще и рюмочку могу пропустить!» -задорно говорила она. И мы поднимали тосты-за ее здоровье, поминали ее друга Генриха Эйхлера. Генрих Леопольдович до войны был одним из руководителей Детиздата. Там они и познакомились: Благинина, Таратута и Эйхлер. В начале войны Генриха сослали в Казахстан, и так я оказался среди его учеников в карагандинской школе № 3 имени Крылова. Он преподавал у нас литературу. Пробыв двенадцать лет в ссылке, умер в Караганде в 1953 году. Когда много лет спустя я стал разбирать его архив, то увидел письма от Благининой. Я загорелся идеей их опубликовать и позвонил Елене Александровне. Подумав, она очень тихим голосом сказала: «Не сейчас, потом, мой дорогой...» Незадолго до своего ухода она разрешила публикацию, и сейчас я шлю вам новое издание этих писем...»

Из писем Г. Эйхлеру

10 февраля 1938
На мои плечи вместе с горем ложится светлая тяжесть дружбы, прекрасная, драгоценная наша тяжесть. Эта зима была чрезвычайно показательна. Какой поток высоких человеческих чувств выдержала моя убогая конура в переулке Александра Невского! Стены ее прокурены донельзя, приговорены, пропитаны стихами, поцелуями, крепкими пожатиями рук. Я плачу от радости сейчас, когда пишу эти строки, потому что я счастлива, что видела много такого, о чем другие только мечтают.

2 декабря 1938
Горе человеческое велико. Вы правы. И еще горше делается от нарастающего, совершенно катастрофического мирового коловращения. Но наше призвание – оставаться людьми в самом высоком чистом значении этого слова. И ничто нас тогда не устрашит.

19 сентября 1939
Я влюбилась в черного котенка, кормлю его и нежу. И он, полубеспризорный, так признателен, что вытягивает лапы от удовольствия... Генрих! Простите за пустяки... Уверяю Вас, что все, чем мы так горько живем, полно смысла.

Тетрадь Благининой

На ранней заре

Я любил проснуться
На ранней заре.
Чтоб скорей прикоснуться
К стволам и коре.
Чтобы нюхом и слухом,
Рукой и щекой
Ощутить их покой.
Насладиться их духом.
Чтобы в свежести, в шелесте.
В перелеске теней
Не забыть нам о прелести
Остающихся дней.
Не забыть нам о милости
Мира сего...
Чтобы дереву вырасти,
Нужно много всего:
Много соков земных.
Много теплых ночей,
И горячих лучей,
И дождей проливных.

***

Не обижайте стариков,
Не унижайте, не стращайте,
Их горький век не сокращайте
Из-за постыдных пустяков.
Не обижайте стариков!