Одним из важнейших персонажей рассказа «Левша» Н.С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа «Левша» автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.

Он бывалый и смелый вояка, оказавшийся на службе у царя Александра Павловича, а также простой русский человек, который не любил кривить душой и подстраиваться под других – таково описание Платова из «Левши».

Император считал: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках. Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: «Не порть мне политики». Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался.

Ведь вера в русского человека – одно из важнейших качеств Платова.

Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно. Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд. Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.

Платов остро и болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе «Левша» олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н.С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.

Возможность доказать силу народного мастерства
Вернувшись домой, Платов вышел в отставку. Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было. Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.

Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы. Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника.

Поэтому Платов и боялся его разочаровать. Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.

Делом жизни для Платова было истинное служение русскому народу. Будучи участником многих сражений, он доказал он свою преданность Отечеству. Участие его в истории с английской блохой особенно подчеркнуло искренность его любви к народу и государству. Ведь он исполнил не только свой профессиональный долг перед страной, но и болел за нее всем сердцем.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения 6 класс

    • 6 класс. Мой любимый уголок природы (180)

      С самого детства мои родители водили меня в лес. Мне всегда нравилось гулять в лесу, придумывать сказочных героев или воображать уже существующих героев. Я читала в книге, что в...

    • Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (299)

      План1. История создания2. О чем данное произведение?3. Жанр произведения4. Главная идея произведения5. Способ стихосложения, рифмыИстория созданияНачиная анализ стихотворения...

    • Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» (279)

      План 1. История создания2. Композиционное строение3. Образные средстваСтихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения...

    • Благородный разбойник Дубровский сочинение 6 класс (291)

      Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» – Владимир Андреевич Дубровский. Сын отставного поручика гвардии, рано лишившийся матери, Дубровский на восьмом году жизни был...

    • Васильев. Болото в лесу. Осень сочинение (256)

      «Болото в лесу. Осень» явилась прощальным приветом родине. Живя в Ялте, художник неистово творит. Он воссоздает дорогие образы северной природы.Поистине прав был Иван Николаевич...

    • Великий летописец Нестор (217)

      Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по...

Служба у императора Александра Боль и обида от отношения царя к своему народу Возможность доказать силу народного мастерства Оправданная жестокость

Одним из важнейших персонажей рассказа ” Левша ” Н. С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа “Левша” автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.

Служба

у императора Александра

Он бывалый и смелый вояка, оказавшийся на службе у царя Александра Павловича, а также простой русский человек, который не любил кривить душой и подстраиваться под других – таково описание Платова из “Левши”.

Император считал: “Мы, русские, со своим значением никуда не годимся”, поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках. Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: “Не порть мне политики”. Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался.
Ведь вера в русского человека – одно из важнейших качеств Платова.

Боль и обида от отношения царя к своему народу

Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно. Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд. Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.

Платов остро и болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе “Левша” олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н. С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.

Возможность доказать силу народного мастерства

Вернувшись домой, Платов вышел в отставку. Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было. Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.

Оправданная жестокость

Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы. Однако даже такая характеристика Платова из сказа “Левша” очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника.
Поэтому Платов и боялся его разочаровать. Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.

Делом жизни для Платова было истинное служение русскому народу. Будучи участником многих сражений, он доказал он свою преданность Отечеству. Участие его в истории с английской блохой особенно подчеркнуло искренность его любви к народу и государству. Ведь он исполнил не только свой профессиональный долг перед страной, но и болел за нее всем сердцем.


Другие работы по этой теме:

  1. План Левша и его роль в рассказе Внешний облик Левши и его взаимоотношения с героями рассказа Левша, как олицетворение русских мастеров Патриотизм Левши Левша и...
  2. Платов Платов – персонаж из повести Н. С. Лескова “Левша”, казачий атаман, сопровождающий императора Александра Павловича во время поездки в Англию. Платова отличают нескрываемый патриотизм...
  3. Жанр определен самим автором – это сказ, произведение устного народного творчества, опирающееся на предания, легенды. Язык сказа необычен: многие слова искажены, как если бы их...
  4. Александр Павлович Александр Павлович – персонаж из повести Н. С. Лескова “Левша”, русский император. Его образ с настоящим царем Александром I довольно условен. В произведении...
  5. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе “Левша” – это проблема невостребованности талантов русского народа. Лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему...
  6. Русский писатель Н. С. Лесков в своей прозе часто рассказывает о многогранности русского народа. В произведениях кружевами переплетаются судьбы главных героев, раскрываются их характеры. Тема...
  7. Левша в гостях у англичан Левша – главный герой повести Николая Лескова “Левша”, талантливый русский мастер-оружейник, подковавший стальную блоху. Повесть была опубликована в 1881 году...

Одним из важнейших персонажей рассказа «Левша» Н.С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа «Левша» автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.

Служба у императора Александра

Он бывалый и смелый вояка, оказавшийся на службе у царя Александра Павловича, а также простой русский человек, который не любил кривить душой и подстраиваться под других – таково описание Платова из «Левши».

Император считал: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках. Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: «Не порть мне политики». Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался. Ведь вера в русского человека – одно из важнейших качеств Платова.

Боль и обида от отношения царя к своему народу

Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно. Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд. Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.

Платов остро и болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе «Левша» олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н.С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.

Возможность доказать силу народного мастерства

Вернувшись домой, Платов вышел в отставку. Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было. Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.

Оправданная жестокость

Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы. Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника. Поэтому Платов и боялся его разочаровать. Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

  • пятнышко на лице;
  • отсутствие на висках «волосьев».

"...один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны..."

Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

  • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
  • казакин на крючках.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

Я еще в холостом звании.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.



Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

Надо взяться подумавши и с Божьим благословением.

Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.