Знаменитые исследователи и ученые, первооткрыватели, которые навсегда вписали свои имена в летопись науки, нередко опережали свое время и потому остались непонятыми. Луи Пастер, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, как раз и относится к числу подобных личностей. Он прожил непростую жизнь, был вынужден бороться за право заниматься наукой, но сумел одержать победу и подарить потомкам микробиологию, иммунологию и другие, не менее полезные, достижения. Познакомимся поближе с его жизненным путем.

Рождение и первые годы жизни

Даже краткая биография для детей Луи Пастера позволяет убедиться, что этот человек обладал незаурядными талантами и уникальным складом ума. На свет он появился в 1822 году, 27 декабря в небольшом французском городке Доле, в семье кожевенных дел мастера.

Годы обучения

Свое обучение будущий первооткрыватель микробиологии начал в колледже в Арбуа, где он являлся самым юным учащимся. Уже в своем первом учебном заведении Луи удалось добиться внушительных успехов, став помощником учителя. Тогда же он понял, что очень многое зависит от трудолюбия и упорства. Далее изучал науки в колледже в парижском лицее Сен-Луи и одновременно был посетителем лекций в Сорбонне. Блестяще окончив колледж, молодой Пастер продолжил образование в Высшей нормальной школе, где занимался постижением естественных наук. За один год ему удалось защитить сразу две докторские диссертации и получить звания профессора по физике и химии.

Первые шаги в работе

В краткой биографии Луи Пастера обязательно следует рассказать о его ранних трудах. Так, проработал в нескольких университетах в звании профессора, потом получил должность декана в своем же учебном заведении, Вышей нормальной школе. Исследователь оказывается очень строгим руководителем, существенно ужесточает правила приема в школу и требования к выпускнику, что сделало учебное заведение более солидным. Не достигший 40-летнего возраста Пастер уже был широко известен в научных кругах своими новаторскими работами:

  • Труды по органической кристаллографии положили основу современной науке стереохимии.
  • Ему удалось подробно исследовать процесс брожения и выявить его биологическую природу. Именно Луи Пастер установил, что за процесс превращения вина в уксус отвечают живые микроорганизмы, особые дрожжевые грибки.

В дальнейшем химик продолжил изучение пастеризации, предложив обрабатывать вино воздействием высоких температур для его сохранности.

Исследования

Следующий этап жизни Луи Пастера, краткая биография и фото которого представлены в данном материале, - работа в области медицины. Так, изучая причины гибели червей тутового шелкопряда, он научился под микроскопом отделять здоровых особи от больных. Это навело исследователя на мысль, что таким же образом можно воздействовать и на болезнетворные микроорганизмы в организме человека. Если ввести больному специальную сыворотку, то можно ослабить воздействие микроба и даже выработать у больного иммунитета к нему.

Пастер и его ученики ставили многочисленные опыты, позволяющие всестороннее изучить природу вакцин. Так, ему удалось найти лекарства от таких серьезных заболеваний, как сибирская язва, бешенство и краснуха свиней, куриная холера. В те времена эти вирусные инфекции уносили множество жизней. Первым успехом в деле вакцинации стала прививка 9-летнему мальчику, который был таким образом спасен от бешенства.

Обвинения

Как и всякого человека, опережающего свое время, гениального ученого обвинили в шарлатанстве. Его учение о вакцинации не пользовалось популярностью у исследователей, не желающих открыть свой разум новым веяниям. Поэтому в краткой биографии и открытиях Луи Пастера наступили тяжелые времена. Проводя вакцинации, ученый не смог помочь маленькой девочке, укушенной собакой и обратившейся спустя более 35 дней. Прививка оказалась бессильна, и ребенок скончался. Поэтому в адрес Пастера посыпались абсурдные обвинения в том, что ученый не несет людям благо, а занимается распространением бешенства. В некоторых городах, где были созданы станции для проведения вакцинаций, безумствовали толпы, грозящиеся уничтожить медицинские учреждения. Все это подорвало здоровье великого ученого.

На собственные средства Пастер основал Пастеровский институт в Париже, но работать там уже не мог.

Смерть

Луи Пастер покинул этот мир в 1895 году, 28 сентября в возрасте 72 лет. Причиной смерти исследователя называют целую серию инсультов, почти полностью разрушивших его организм.

До самой смерти он оставался верен своим идеям и стремился помогать людям. Похоронен Луи Пастер был в соборе Нотр-Дам в Париже, впоследствии прах его перезахоронили в склепе созданного им института.

Особенности преподавания младшим школьникам

Особый интерес представляет краткая биография Луи Пастера для 3 класса. Учителю выпадает сложная, но интересная задача не только рассказать об открытиях великого человека, но и отобразить ключевые черты его личности. Итак, что же следует прежде всего рассказать третьеклассникам?

  • Родившись в простой рабочей семье, Луи Пастер не пошел по стопам своего отца - кожевника, выбрав для себя иной путь.
  • Обязательно необходимо отметить, что этот человек всю жизнь учился и работал, не сдавался даже в моменты болезни и тогда, когда его работу откровенно не принимали, обвиняя исследователя в шарлатанстве.
  • Его роль поистине велика в таких науках, как химия, физика, медицина и биология.
  • Свои первые открытия гениальный исследователь сделал еще в студенчестве, опередив не только педагогов, но и свое время.
  • Луи Пастеру довелось пережить и признание собственных заслуг, и несправедливые упреки, но ничто не могло сломить его тягу к знаниям и жажду открытий.
  • Ученый был дружен со многими русскими исследователями, которые впоследствии продолжили его великое дело.

Также можно включить в процесс обучения подборку интересных фактов и перечислить сами открытия. Это поможет школьникам оценить вклад в науку этого гениального человека.

Мы уже познакомились с краткой биографией Луи Пастера. Интересные факты представлены ниже:

  • Он был не только выдающимся ученым, исследователем, но и одаренным художником, поэтому сумел увековечить на полотнах портреты матери и сестер.
  • Супруга Пастера родила ему пятерых детей, но трое из них умерли в младенчестве от неизлечимого в те времена брюшного тифа. Это и стало одной из основных причин, побудивших Пастера заняться исследованием методик лечения опасных заболеваний.
  • Был добросовестным католиком, полностью принимая на веру данное религиозное учение.
  • Большую часть своей жизни Луи Пастер занимался лечением больных, не имея при этом медицинского образования.
  • Свои самые значительные открытия совершил, будучи инвалидом: от кровоизлияния в мозг 45-летний Пастер остался почти полностью парализованным на левую половину, его рука и нога не двигались. Тем не менее ученый продолжил свою работу и сумел спасти множество жизней.

Жизнь этого незаурядного человека легкой не назовешь, отчего особенно поражают его настойчивость, трудолюбие и целеустремленность.

Открытия

Краткая биография Луи Пастера на английском или русском языке обязательно освещает открытия, сделанные этим великим человеком.

  • Так, ему удалось доказать, что за брожение отвечают специфические микроорганизмы, это стало новым веянием в науке того времени. До Пастера было принято считать, что брожение представляет собой химический процесс.
  • Именно этот талантливый микробиолог обнаружил существование микроорганизмов, которые способны жить без кислорода. Именно они и вызывают масляннокислое брожение, ведя к порче вина и пива. Поэтому, чтобы спасти напитки, Пастер предложил использовать кислород, губительный для таких организмов.
  • Гениальный ученый сумел опровергнуть еще одну теорию из царивших в его время - о самозарождении бактерий. Так, исследователи 19-го века полагали, что организм может возникнуть из ничего, сам по себе. А Луи Пастер, краткая биография которого подходит к концу в нашем материале, провел интересный опыт, который доказал несостоятельность этой концепции. Он поместил питательный раствор в сосуд с изогнутым горлышком, жизнь там не появлялась, несмотря на все необходимые условия, поскольку споры бактерий оседали на изломах горлышка. А если при прочих равных условиях горлышко убирали, то вскоре в питательном растворе появлялись За это открытие Луи Пастер получил премию Французской Академии наук.
  • Помог виноделам бороться с болезнями продукции, научив их нагревать вино при высоких температурах. Впоследствии метод получил название пастеризации, он и сейчас помогает продлить срок хранения многих пищевых продуктов, сохраняя их вкусовые качества и пищевую ценность. Но хранить пастеризованные вещества следует при пониженных температурах.
  • Первый предложил профилактические прививки, которые делаются и по сей день.

Все это делает вклад ученого в развитие науки и медицины бесценным.

Мы рассмотрели краткую биографию Луи Пастера и его открытия и увидели, что это был не просто человек выдающегося ума, но и очень трудолюбивый исследователь, который пытался докопаться до истины, невзирая на господствующие в его годы нелепые теории, которые многими слепо принимались на веру. Сейчас многие учебные заведения носят имя великого микробиолога, как и один из кратеров Луны.

Основатель микробиологии и иммунологии Луи Пастер родился в городе Доль (коммуна департамента Юра, Франция) 27 декабря 1822 года. Образование юноша получал сначала в колледже Арбуа, а затем в парижском лицее Сен-Луи. В это время он также был слушателем лекций в Сорбонне.

В 1843 году Пастер стал учеником Высшей нормальной школы, поступив туда на отделение естественных наук. Окончив ее, он защитил докторскую диссертацию по физике, а затем по химии и в звании профессора стал преподавать в лучших вузах страны (Дижона, Страсбургский и Лилльский университеты).

В это время Пастером были написаны фундаментальные работы, положившие начало развитию стереохимии. Затем в 1857 году ученый вернулся в свое родное учебное заведение, став деканов естественнонаучного факультета.

В этом же году он занялся изучением брожения и открыл биологическую природу этого процесса. В результате Пастер предложил новый способ сохранения пищевых продуктов с помощью их термической обработки, названный пастеризацией.

Дальнейшие свои исследования ученый проводил в области иммунологии. Именно он стал создателем первой вакцины против сибирской язвы (1881), а четыре года спустя - против бешенства.

Несмотря на то, что прививки, которые делала научная команда профессора, действовали, это все равно не помешало противникам деятельности ученого обрушиться на него с упреками в шарлатанстве и распространении заболеваний. В таких условиях Пастер, здоровье которого было подорвано серией инсультов, начавшихся еще в 1968 году, работать уже не мог. Уйдя на покой, он вскоре скончался 28 сентября 1895 года.

Французский химик Луи Пастер, ко­торый занимался бактериологией, предло­жил новый метод, позволяющий ослабить инфекционное заболевание. Развитие это­го метода открывало путь к созданию но­вых вакцин и служило альтернативой, по­зволяющей врачам и производителям вак­цин сохранить свои заработки и влияние в обществе.

Предложенный Пастером метод был основан на принципах гомеопатии, а точ­нее изопатии, и заключался в последова­тельных разведениях продукта болезни, содержащего в себе возбудителя, с целью его ослабления. Изопатия как метод лече­ния была впервые предложена одним из крупнейших в мире гомеопатов доктором Константином Герингом в 1828 году. Ос­новной ее принцип был изложен в 1833 го­ду в книге немецкого ветеринара Иоганна Йозефа Вильгельма Люкса «Изопатия за­разных болезней, или Все заразные болез­ни носят в своем заразном веществе сред­ство к исцелению от них». Пастер, предло­жив этот метод лечения, умолчал о том, что он был открыт за несколько десятков лет до него и уже в то время открыто обви­нялся в плагиате, хотя это не мешало ему ежегодно получать правительственные субсидии в сотни тысяч франков.

Первым объектом пастеровских экс­периментов был мальчик Йозеф Мейстер, которого покусала якобы бешеная собака. Ему была сделана прививка от бешенства по Пастеру, и он остался жив. Это произо­шло в 1885 году и стало началом нового витка в истории вакцинации с ее выдумка­ми и фальсификациями. Дело Пастера стало развиваться, поддерживаемое лов­кими медиками, быстро понявшими, что в этом заключается спасение их прививоч­ного бизнеса.

Многие страны приняли пастеров­ский метод лечения. Результатом этого шага было увеличение случаев зарегистри­рованного бешенства после введения при­вивок. И это еще не все. Увеличилось ко­личество смертей и параличей после этого лечения, но администрации антирабичес-

Луи Пастер - отец нового поколения вакцин. В основы новой технологии легли принципы изопатии

ких институтов Пастера замалчивали эти факты, боясь дискредитировать метод. На самом деле они боялись еще и расплаты за свое лечение.

Главная заслуга Пастера для науки заключается в том, что он на основе иссле­дований предшественников построил тео­рию инфекционных заболеваний. Он ви­зуализировал борьбу с болезнью до уровня «агрессивный микроорганизм - несчаст­ная жертва больной», что предполагало уничтожение вредоносного микроба. Те­перь врачи могли сосредоточить свои уси­лия на борьбе с микроагрессором, а прави­тельство вполне могло оставить заботы об улучшении санитарно-гигиенического со­стояния городов и сел. Выгода для всех действующих лиц, разумеется, кроме больных, была очевидна.

История Пастера начинается с изобретения сыворотки от бешенства, которую он впервые опробовал в 1885 году. Сыворотка, изобретенная Пастером, получила название антирабической. Открывшиеся впоследствии институты, осуществлявшие лечение по Пастеру, назывались также антирабическими. К1927году эти институты представляли собой хорошо развитую сеть учреждений.



вакцинация


Развив теорию инфекционных болез­ней, Пастер умолчал о главном. Он скрыл, что первопричиной болезни является не внедрение микробов в организм человека или животного, а состояние макроорга­низма хозяина. Именно от состояния за­щитных сил макроорганизма зависит, бу­дет ли он бороться с внешним агрессором или уступит ему, позволив развиться ин­фекционному процессу.

1. Введение……………………………………………………….2

2. Биография Луи Пастера………………………………………3

3. Работы в области химии……………………………...............4

4. Брожение по Пастеру................................................................5

5. Изучение инфекционных заболеваний...................................6

Введение

Еще в 6 веке до н. э. Гиппократ считал, что причиной заразных болезней являются невидимые живые существа. Первым микробов увидел голландский натуралист Антонио Левенгук (1632 - 1723). С помощью изобретенного им микроскопа он описал их как «живых зверьков», живущих в дождевой воде, зубном налете и других материалах.

Открытие А.Левенгука привлекло к себе внимание других натуралистов и послужило началом морфологического периода в истории медицины, длившегося около двух столетий. Изучение биохимической деятельности микроорганизмов, положило начало бурному развитию общей, а затем и медицинской микробиологии, что неразрывно связано с работами выдающегося ученого Луи Пастера (1822-1895) . Гениальные открытия Пастера составили целую эпоху в развитие микробиологии и привели к коренным изменениям в биологии и медицине. О значение работ Пастера можно судить по их названию.

Исключительную роль сыграли те работы Пастера, которые заложили фундамент иммунологии и которые позволили дать научно обоснованный метод предохранительных прививок. Не случайно Пастеру во время одного из торжеств, проведенных в его честь, была преподнесена художественно выполненная ваза, на которой был изображен шприц.

Борьба за здоровье и жизнь человека была основной идеей второй половины жизни великого ученого, и именно работы в этой области закончились таким триумфом, которого не знал ни один ученый в мире.

Биография Луи Пастера.

Луи Пастер (LouisPasteur. 1822 – 1895 гг.) – выдающийся французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и имуннологии.

«Благодетель человечества» - так говорили о французском ученом Луи Пастере.

Луи Пастер был сыном отставного французского солдата, заимевшего небольшой кожевенный завод в местечке Доль. Детство его прошло в маленькой французской деревушке Арбуа. Луи увлекался рисованием, был отличным и честолюбивым учеником. Он закончил коллеж, а потом - педагогическую школу.

Карьера педагога привлекала Пастера. Ему нравилось учить, и он очень рано, еще до получения специального образования, был назначен помощником учителя. Но судьба Луи резко изменилась, когда он открыл для себя химию и физику. Луи охотно увлекался этими науками. В школе он слушал лекции Балара, а знаменитого химика Дюма ходил слушать в Сорбонну. Работа в лаборатории захватила Пастера. В своем увлечении опытами он часто забывал об отдыхе.

Пастер забросил рисование и посвятил свою жизнь химии и увлекательным опытам.

В возрасте 36 лет он защиил докторскую дисертацию, представив две работы: по химии и физике кристаллов. Основными открытиями Пастера стала ферментативная молочнокислого (1875г.) , спиртового (1860г.) и масляного (1861г.) брожения, изучение “ болезней ” вина и пива (с 1875г.), а так же опровержение гипотезы самопроизвольного зарождения микроорганизмов (1860г.) . Даты этих великих отрытий запечтлены на мемориальной доске в доме Пастера в Париже, где распологалась его первая лаборатория.

Работы в области химии

Когда Пастеру было около 26 лет, молодой ученый дал ответ на вопрос, который до него оставался нерешенным. Несмотря на усилия многих видных ученых. Он открыл причину неодинакового влияния луча поляризованного света на кристаллы органических веществ. Это выдающееся открытие привело в дальнейшем к возникновению стереохимии - науки о пространственном расположении атомов в молекулах.

Первую научную работу Пастер выполнил в 1848г.. Он обнаружил, что винная, полученная при брожении, обладает оптической активностью - способностью вращать плоскость поляризации света, в то время как химически синтезированная и изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. Изучая кристаллы под микроскопом, он выделил два их типа, являющихся как бы зеркальным отражением друг друга. Образец, состоящий из кристаллов одного типа, поворачивал плоскость поляризации по часовой стрелке, а другого - против. Смесь двух типов 1:1, естественно, не обладала оптической активностью.

Пастер пришёл к заключению что кристаллы состоят из молекул различной структуры. Химические реакции создают оба их типа с одинаковой вероятностью, однако живые организмы используют лишь один из них.

“ Я установил, что виноградная, или рацемическая, кислота образуется от сочетания одной молекулы правой винной кислоты (которая и является обычной винной кислотой) и одной молекулы левой винной кислоты; обе кислоты, будучи во всех других отношениях тождественны, отличаются одна от другой тем, что формы их кристаллов не могут быть совмещены путем наложения друг на друга... Каждая из них представляет собой зеркальное отражение другой”. Л. Пастер

Таким образом впервые была показана хиральность молекул (свойство молекулы быть несовместимой со своим зеркальным отражением любой комбинацией вращений и перемещений в трёхмерном пространстве). Как было открыто позже, аминокислоты также хиральны, причем в составе живых организмов присутствуют лишь их L формы (за редким исключением). В чём-то Пастер предвосхитил и это открытие.

Луи Пастер говорил: "Вовлеченный, даже, вернее сказать, вынужденный логическим развитием моих исследований, я перешел от

кристаллографии и молекулярной химии к изучению возбудителей брожения".

Брожение по Пастеру

Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.

Луи Пастер доказал, что брожение – это процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей чистый сахар и различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе, а аммиачная соль тратилась. По теории Либиха, надо было ждать уменьшения в весе грибка и выделения аммиака, как продукта разрушения азотистого органического вещества, составляющего фермент.

Вслед затем Пастер показал, что и для молочного брожения также необходимо присутствие особого фермента, который размножается в бродящей жидкости, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.

Луи Пастер занялся процессом брожения не случайно. Он понимал, что для Франции, как винодельческой страны, проблема старения и "заболевания" вина особо актуальна. В это же время Луи Пастер сделал еще одно важное открытие. Он нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их - микробы, вызывающие масляно-кислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива.

Брожение таким образом, было анаэробным процессом, жизнью без дыхания, потому что на него отрицательно воздействовал кислород. В то же время, организмы способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь

менее эффективна. Сейчас считается, что из одного количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризация , который нашел широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

Изучение инфекционных заболеваний

Медицинская микробиология как наука сформировалась во второй половине XIX века. Ее становление было подготовлено, с одной стороны, бактериологическими иследованиями микроорганизмов, которые наводили на мысль о специфичности возбудителя, а с другой ­­­­– успехами физиологии и патологической анатомии, котрые изучали строение и функци тканей и клеток микроорганизма, имеющих непосредственное отношение к имунной системе.

Э. Дженфер, придя к открытию вакцинации, не представлял механизма процессов, происходящих в организме после прививки. Эту тайну раскрыла новая наука – эксперементальная иммунология , основоположником которой был Луи Пастер

Пастер показал, что болезни, которые теперь называют заразными, могут возникать только в результате заражения, т. е. проникновения в организм из внешней среды микробов. На этом принципе и в наше время основана вся теория и практика борьбы с заразными болезнями человека, животных и растений. Большинство ученых придерживались других теорий, которые не позволяли им успешно бороться за жизнь людей.

Сенсационные открытия немецкого ученого Коха доказали, что Пастер был прав. Пастер пошел дальше. Он решил бороться с болезнями. Серия его многочисленных опытов была посвящена изучению микробов сибирской язвы, от эпидемии которой в то время страдали французские скотоводы. Он обнаружил, что животное, раз перенесшее эту страшную болезнь и сумевшее ее перебороть, больше не подвергались опасности заболевания: оно приобретает иммунитет к микробам сибирской язвы. Это был первый серьезный шаг в истории вакцинации.

Французский ученый Луи Пастер известен во всем научном мире благодаря своим открытиям и практическим достижениям в сфере микробиологии, химии, разработке вакцин против серьезных заболеваний и многими лругими достижениями.

Краткая биография ученого

Луи Пастер родился 27 декабря 1822 года во французском городе Юра (Доль). Его отец – Жан Пастер, кожевник, участник военных действия под руководством Наполеона Бонапарта. Семья Пастеров была дружной. Отец, не получивший в свое время никакого образования, решил восполнить данный пробел, дав Луи возможность обучаться.

Пастер радовал родителей своими успехами в учении и необыкновенным прилежанием. Луи много читал, любил рисовать, но, пожалуй, ничем особенно не выделялся из среды своих сверстников. И только исключительная точность, наблюдательность и способность работать с огромным увлечением позволяли предвидеть в нем будущего ученого.

Образование Луи Пастера

Несмотря на слабое здоровье и недостаток средств, Луи Пастер с успехом завершил обучение сначала в колледже в Арбуа, а затем в Безансоне. Окончив здесь курс со степенью бакалавра, он поступил в 1843 году в Высшую нормальную школу , готовящую учителей для средней школы.

Луи особенно увлекся химией и физикой . В школе он слушал лекции Балара. А знаменитого химика Жана Батиста Дюма ходил слушать в Сорбонну. Работа в лаборатории захватила Пастера. В своем увлечении опытами он часто забывал об отдыхе.

Успехи в обучении

Окончив школу в 1847 году, Луи Пастер сдал экзамены на звание доцента физических наук . А спустя год защитил докторскую диссертацию.

Тогда Пастеру еще не было и двадцати шести лет, но он уже приобрел известность своими исследованиями в области строения кристаллов. Молодой ученый дал ответ на вопрос, который до него оставался нерешенным, несмотря на усилия многих крупнейших ученых.

Основоположник стереохимии

Он открыл причину неодинакового влияния луча поляризованного света на кристаллы органических веществ. Это выдающееся открытие привело в дальнейшем к возникновению стереохимии - науки о пространственном расположении атомов в молекулах.

В том же 1848 году Пастер стал адъюнкт-профессором физики в Дижоне. Через три месяца он занимает новую должность адъюнкт-профессора химии в Страсбурге. Пастер принимал активное участие в революции 1848 года и даже вступил в Национальную гвардию.

Личная жизнь

В 1849 году Пастер женился на Мари Лаурен . У них родились четверо детей. Но двое их них, к сожалению, умерли совсем маленькими. Их семейные отношения были образцом для подражания: Луи и Мари уважали другу друга, ценили юмор.

Изучение брожения

Пастер заинтересовался явлениями брожения , стал изучать их, и эти занятия привели его к необыкновенным открытиям. Так Пастер - химик и физик - впервые прикоснулся к увлекательной области биологии.

Явления брожения заинтересовали Пастера не случайно. Он никогда не был кабинетным ученым, отгораживающимся от требований жизни. Луи хорошо понимал, какую огромную роль в экономической жизни Франции играло винодели е, а оно целиком основано на явлениях брожения виноградного сока.

Научное открытие

В своей лаборатории в Лилле в 1857 году Пастер сделал замечательное открытие:

Он доказал, что брожение - не химический процесс, как принято было тогда думать, а биологическое явление. Оказалось, что всякое брожение (спиртовое, уксуснокислое и др.) есть результат жизнедеятельности особых микроскопических организмов - дрожжевых грибков.

Второе открытие

Изучая брожение, Луи Пастер сделал еще одно важное открытие: он нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода . Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их - микробы, вызывающие масляно-кислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива.

Признание заслуг

В 1874 году палата депутатов в признание выдающихся заслуг перед родиной назначила Пастеру пожизненную пенсию в 12 000 франков, увеличенную в 1883 году до 26 000 франков. В 1881 году Луи был избран в члены французской академии.

Начав с разгадки «болезней» вина и пива, гениальный ученый Луи Пастер всю свою дальнейшую жизнь посвятил изучению микроорганизмов и поискам средств борьбы с возбудителями опасных заразных болезней животных и человека.

Вакцины от болезней

Публичная проверка эффективности вакцинации против сибирской язвы , проведенная в 1881 году, блестяще подтвердила ценность метода, предложенного Пастером.

В 1882 году Луи Пастер со своими сотрудниками начал изучение краснухи свиней . Выделив возбудителя, ученый получил ослабленные культуры этого микроба, с успехом использованные им в качестве вакцины.

Тяжелая борьба за новые методы лечения

Но Пастеру и его последователям пришлось вести тяжелую борьбу за признание нового способа предупреждения заразных болезней. Какие только нападки не пережил Пастер! Реакционные ученые и журналисты говорили, что он без диплома врача не имеет права заниматься медициной.

Ученого упрекали в том, что он опровергает научные взгляды, существовавшие столетиями, подвергали сомнению его опыты. Достаточно было одной неудачи, чтобы Пастера обвинили в том, что он своими прививками заражает и убивает людей. Великому ученому, облагодетельствовавшему человечество, одно время грозило обвинение в убийстве!

Награды Луи Пастера

В 1889 году Луи Пастер сложил с себя все обязанности, чтобы отдаться организации и заведованию института его имени. Научные заслуги Пастера неоднократно оценивались при его жизни:

Лондонское королевское общество присудило ему две золотых медали в 1856 и 1874 годах ; Французская академия наук присудила ему премию за работу над вопросом о самозарождении .

Последние годы жизни

Луи Пастер создал мировую научную школу микробиологов , многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учеными. Пастер был убежденным другом России и находился в близких отношениях со многими русскими учеными.

Почти все русские микробиологи того времени ездили работать к Пастеру, а позже в его институт в Париже. Вот что говорил Пастер своим ученикам:

«Быть уверенным, что открыл важный научный факт, гореть лихорадочным желанием оповестить о том весь свет и сдерживать себя днями, неделями, порою годами; вступать в борьбу с самим собой, напрягать все силы, чтобы самому разрушить плоды своих трудов и не провозглашать полученного результата, пока не испробовал всех ему противоречащих гипотез - да, это тяжелый подвиг».