Рассказ «Макар Чудра» - произведение Горького, опубликованное в 1892 году в газетном издательстве «Кавказ». Немного ниже будет представлено его краткое содержание. Макар Чудра - это герой произведения, который рассказывает одну роковую и очень романтичную историю о вольных цыганах. По мотиву этого рассказа в 1976 году была снята замечательная мелодрама режиссера Эмиля Лотяну под названием «Табор уходит в небо».

Горький, «Макар Чудра». Краткое содержание произведения

Итак, седой цыган Макар Чудра сидит поздним вечером возле костра, а рядом плещется море. Ему хочется рассказать одну удивительную историю своему собеседнику, который очень внимательно принялся его слушать. Макар Чудра краткое содержание своего рассказа начал с того, что от любви человеку нужно беречься, так как влюбленный человек теряет волю.

И в подтверждение этих слов он рассказывает о том, что жил когда-то молодой цыган, красивый, гордый и горячий, Лойко Зобар. Многие местные народы знали его как конокрада и желали убить его. Но он ценил совсем не деньги, которые раздавал всем, кто нуждался, а лошадей, которых любил больше жизни.

Радда

Вот так интригующе завернул сюжет писатель Горький. «Макар Чудра» (краткое содержание) продолжается тем, что как-то раз в Буковине расположился цыганский табор. У одного из цыган, Данилы-солдата, была очень красивая дочь по имени Радда. Она разбила не одно мужское сердце. Один богатый барин готов был бросить все к ее ногам. Он мечтал взять ее в жены. Но она отказала ему, ответив тем, что орлице нет места в вороньем гнезде.

Максим Горький, «Макар Чудра». Краткое содержание (продолжение)

Однажды к ним в табор приехал Зобар. Красив он был, усы его легли на плечи и переплелись с длинными кудрями, глаза горели как «ясные звезды», улыбка была как «целое солнце». Весь он и конь его как будто бы выкованы были из железа. Когда он брался играть на скрипке, то многих пробивала слеза. Радда похвалила Зобара, а тот ответил ей, что его скрипка сотворена из груди молодой девицы, а струны свиты из ее сердца. Радда ухмыльнулась, сказав, что люди врут, когда говорят, что Зобар умен. И тот удивился остроумию прекрасной девушки.

Роковая любовь

Дальше становится еще интереснее краткое содержание. Макар Чудра продолжал свой рассказ тем, что Зобар остался ночевать у Данилы, а утром все его увидели с перевязанной головой. Он сказал, что это его конь зашиб. Однако всем стало понятно, что это Радда. Лойко остался жить в таборе, он был умным и мудрым, и если бы захотел, то за него бы люди жизнь отдали. Вот только Радда над его любовью к ней все время издевалась. А он полюбил ее крепко и жизни без нее не представлял. Но окружающие понимали, что если два камня друг к другу катятся, то между ними становиться нельзя - искалечат.

Последняя песня Зобара

И вот в очередной раз затянул свою грустную песню Зобар. Об этом печально повествует краткое содержание "Макар Чудра". Все были в восторге, и только одна Радда опять посмеялась над ним. Отец Данило хотел ее отхлестать кнутом за такое поведение, но Зобар запретил и попросил руки его несносной дочери. Отец согласился и сказал: «Коли сможешь, бери!» Зобар сказал, что берет ее в жены и что она обязана будет подчиниться его воле, а она в ответ сбила его с ног кнутом. Зобар убежал в степь и просидел неподвижно долгое время. И тут сама Радда пришла к нему. Цыган хотел ударить ее ножом, но она успела приставить к его виску пистолет и стала обещать жаркие ласки, если он поклонится перед всеми ей в ноги и поцелует руку. Лойко громко вскрикнул на всю степь, но дал согласие на ее условия. Вот и подошло к концу краткое содержание. Макар Чудра уже завершал свой рассказ.

Смерть слаще неволи

Зобар вернулся в табор и сказал всем, что у него в душе нет больше той свободы, одна Радда там живет. Все и догадаться не успели, как он выхватил нож и вонзил в сердце Радды. Она же, вырвав нож из своей груди, прошептала, что знала, какая смерть ей уготована. Обезумевший отец девушки Данило подобрал нож и воткнул прямо в спину Зобара, и тот рухнул к ногам умирающей гордой цыганки.

На этом и закончил Макар Чудра краткое содержание своего рассказа. Его собеседник потом еще долго не спал, так поразила его эта история. Он смотрел на небо и на море и представлял себе, как за гордой красавицей Раддой плывет Зобар и все никак не может с ней поравняться.

В начале рассказа идёт повествование о бескрайних просторах степи и бесконечном море. Рассказчик ночами ведет беседы со старым цыганом Макаром Чудрой, сторожившим лошадей своего табора. Старик говорит, что никому человек в этой жизни не нужен, он ведь не палка и не хлеб. Что нужно жить лишь для себя. И учить никого не нужно, каждый сам знает, что ему надо знать. Он вспоминает о тюрьме, в которой сидел, и о том, что не нужно спрашивать себя, зачем живёшь, а просто жить.

Слышно, как поёт дочь Макара. А он говорит, что нельзя верить девкам, и уверяет, что всю жизнь нужно оставаться «вольной птицей», и, чтобы убедить в этом своего собеседника, рассказывает ему одну историю.

Жил один цыган - Лойко Зобар. И знали его не только в округе, но и в Венгрии и Чехии, и по всему побережью. Не имел он ничего заветного, и даже, если нужно, мог вырвать сердце своё из груди и отдать. Любил Лойко одних только коней. И сколько не приставь к коню, который понравился Лойко, солдат, он всё равно его украдёт. Но не долго длится и эта страсть его, покатается немного на одном, да продаст.

События, которые описывал Макар, произошли лет десять назад, когда они с табором кочевали по Буковине. И случилось так, что у одного солдата Данилы, жившего с ними в таборе, была дочка красавица – Радда, и уж очень она была горда. Многие были в неё влюблены, но безответно. Один богатый магнат, увидев её, решил выкупить у отца. Да Данило сказал, что только господа могут свиней продавать да совесть свою, а солдат не продаёт ничего. Тот было за саблю взялся, да только кто-то ткнул в ухо его коню трут зажженный, тот и унёс молодца.

Тут вернулся Лойко Зобар. Вот впервые встретился он с красавицей и стал ей речи лестные говорить, да глазами сверкать, а она показала ему своё полное безразличие. Молодой цыган с каждой новой встречей влюблялся в неё всё сильнее, а она только издевками говорила с ним, да над песнями его потешалась.

Не в силах сдерживать чувства, Зобар просит Данилу отдать дочку за него замуж. На что старый солдат ответил, что возьми, коли сможешь. Подошёл Лойко к Радде, и сказал, что пленила она его сердце, но сказал также при этом, что его свобода остается при нем, поэтому он будет жить, как захочет. На это гордая красавица лишь захлестнула кнутом его ноги, да дёрнула на себя, отчего цыган свалился с ног.

Он поднялся и, ни на кого не глядя, ушёл в степь. Друзья были обеспокоены его состоянием, поэтому послали Макара проследить за ним. Он видит, что Зобар сидит на камне неподвижно три часа. Затем приходит Радда, он схватил нож, но она была с пистолетом. Говорит ему, что пришла мириться, и признается ему в любви, но говорит, что волю любит ещё больше. Она требует, чтобы Лойко поклонился ей в ноги при всем таборе и поцеловал руку. Только с этим условием она согласна стать его женой.

Но никогда такого не бывало у цыган и Лойко, словно раненый заревел на всю степь. Вечером, когда все собрались у костра, пришел Зобар – глаза запали, нет в них больше блеска. И рассказал он всем об условии, которое ему выставила Радда. А она ждёт, ножки подставила уже. А он говорит, что хочет узнать, такое ли крепкое у неё сердце, как она говорит, и, бросившись к ней с кривым ножом, вонзает его в грудь красавицы.

Радда говорит, что знала, что он так сделает, и умирает. А цыган всё же бросается к её ногам и прижимается к ним устами. Нож, которым была убита Радда, берет в руки Данило и вонзает его в спину Зобара, и тот уходит вслед за любимой.

Роман-ти-че-ская ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра расска-зы-вает писа-телю историю про вольных цыган. Макар сове-тует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтвер-жде-нием этого явля-ется быль, расска-занная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был коно-крад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буко-вине стоял цыган-ский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — краса-вица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда отве-тила, что орлице не место в воро-ньем гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смеша-лись с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем.» Заиграл он на скрипке, и многие запла-кали. Радда похва-лила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвер-ну-лась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Поди-вился тот острому языку девушки.

Зобар заго-стил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повя-занной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, поду-мали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце зами-рало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отда-вали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окру-жа-ющие смот-рели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, стано-виться между ними нельзя — изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понра-ви-лась, только Радда посме-я-лась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согла-сился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что поло-нила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна пере-чить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все поду-мали, что смири-лась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подко-шенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел непо-движно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приста-вила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согла-сится перед всем табором покло-ниться ей в ноги и поце-ло-вать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согла-сился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живет». И он решил испол-нить её волю, покло-ниться ей в ноги, поце-ло-вать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и дога-даться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую руко-ятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими воло-сами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отбро-шенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раски-нулся умира-ющий Лойко.

Писа-телю не спалось. Он смотрел на море, и, каза-лось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружи-лись во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко порав-няться с гордой Раддой».

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
  • Проблематика

    • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
    • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
    • Смысл рассказа

      Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

      Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда - красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».