Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Из-под пера великого мастера Ивана Андреевича Крылова вышло огромное множество непревзойденных и поучительных историй. Целью своего высмеивания человеческих пороков он считал очищение мира. Его произведения актуальны и в наше современное время.

Басня «Свинья под дубом», в отличие от остальных, не имеет прообраза. Этот сюжет не встречается у других баснописцев. Крылов в этом смысле полностью оригинален.

И снова традиционно в качестве персонажей используются животные. Правда, в этом произведении еще и растения. Причем, что одни, что другие с яркими характеристиками. Свинья – символ грязи и глупости, Ворон – мудрая птица, а вот дуб – величественное и мощное дерево. На примере животных, наверное, легче показать все недостатки человека. На этом и играет Крылов.

Образы главных героев в басне четко спроектированы на людей. Свинья – ленивый человек, не ценящий труд и достижения других. Ограниченная в уме, она настолько самолюбива, что не замечает никого и ничего вокруг. Ворон – человек с богатым опытом, легко замечающий чужие ошибки и имеющий право на них указать. Дуб – человек добрый и спокойный, просто и без претензий предоставляющий другим право пользоваться своими благами.

Определиться с тем, кто из этих героев главнее, не представляется возможным. Можно только предположить, что это дуб, так как именно он объясняет суть морали произведения.

Что же касается нравоучительного итога, то его можно рассматривать двояко: широко – это, конечно, порицание неблагодарного и невежественного отношения. А вот узко: отношение неграмотных людей к научным достижениям. Людей, далеких от понимания значимости изобретений, нужно держать от них на расстоянии. В их руках они только будут испорчены. Свиньи, получившие все, что им нужно и удовлетворившие свои низменные потребности, способны только унизить авторитет тех, кто причастен к научному открытию, людей умных и образованных.

Композиция басни состоит их двух частей. Такое деление достаточно традиционно для Крылова. Первая часть – повествование всей истории, вторая же – итоговое четверостишие с поучением. Что касается ритмического строя произведения, то Крылов широко использует инверсию. Это приводит к более удобному восприятию.

Иван Андреевич в своей басне «Свинья под дубом» затронул важные и серьезные проблемы, но при этом передал это так легко и просто, что понятно и доступно даже детям.

13.05.2015 9011 0

Цели:

развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.