С 1316 по 1341 год на престоле Великого княжества Литовского находился Гедимин. Он оказался выдающимся государственным и политическим деятелем, прекрасным военачальником. За время своего правления он постоянно стремился расширить и укрепить границы Великого княжества Литовского. В 1320 году Гедимин предпринял поход на Владимир Волынский и захватил его. Потом ему сдался Луцк. Бояре, собравшиеся по всей Волыни, признали его своим князем, сохранив прежние права, обычаи и веру.

Через год Гедимин двинулся на Киев. Для него было очень важным присоединить к Великому княжеству Литовскому эту древнерусскую духовную и политическую столицу. Он разбил объединенные силы южно-русских князей и татар и после месячной осады вынудил Киев сдаться. После взятия Киева Гедимину сдались Переяславль, Путивль, Черкасы и другие города.

Такой же активной была политика Гедимина и на западном направлении. В 1320 году королем польским стал В. Лакетка. С его приходом на трон связи между Польшей и Великим княжеством Литовским усилились, что вызвало появление враждебной каолиции мазовецких князей и крестоносцев. Вскоре к этой каолиции присоединились галицко-волынские князья. Однако особым согласием участников эта каолиция не отличалась. В 1323 году между мазовецкими князьями начались споры. Этим воспользовался Гедимин. Он направил в Мазовию дружину своего зятя Давида Городенского, который без труда прошел всю мазовецкую землю, взял богатый порт Добжинь и крепость.

Чтобы окончательно заставить польского короля отказаться от планов захвата Галицко-Волынской Руси, а мазовецкого князя - от союза с орденом, Гедимин повторно направил на юго-запад сильную дружину Давида Городенского, который занял земли Брестского и Дрогичинского княжеств и вернулся в Мазовию. В результате похода было захвачены в плен около четырех тысяч человек, разрушено множество сел и костелов.

Король Польши предложил Гедимину заключить соглашение, представляющее союз двух государств против совместных врагов, главным среди которых были крестоносцы. Земли Брестского и Дрогичинского княжеств были признаны окончательно воссоединенными с Великим княжество Литовским, а польский король женился на дочери Гедимина Альдоне.

Весной 1325 года в Краков вместе с Альдоной было направлено огромное приданое и более двадцати тысяч освобожденных поляков, плененных за время военных столкновений. В следующем году Гедимин помог польскому королю в его попытке освободить захваченные немцами польские земли в Бранденбургии.

Гедимин был не только искусным военачальником, но и прекрасным дипломатом. В 1331 году он захватил Владимир Волынский, но понимая, что не сможет удержать завоеванное, а еще и наживет врага в лице галицко-волынского князя Болеслава-Юрия, он возвратил ему добычу и выдал за него свою дочь Ефимию. Такое умение выигрывать, даже уступая, было одной из характерных черт дипломатии великого князя.

Занимаясь военными и дипломатическими делами, Гедимин широко развернул административно-хозяйственную работу. В начале 1323 года он обратился в европейские страны и прибалтийские города с призывом к рыцарям, купцам, ремесленникам и крестьянам переселяться в Великое княжество Литовское, обещая им охрану и заботу. Тех, кто переселился, он щедро наделял землей и освобождал от налогов. Такая политика Гедимина принесла свои плоды. В княжество начали приезжать люди из западноевропейских стран, а также из русских земель, которые в то время были захвачены монголо-татарами.

В политической жизни Великого княжества важное место занимали проблемы религии, так как в нем было распространено несколько вероисповеданий. Огромное пространство населяли православные, в северо-западной части проживали литовцы и жемайты, которые были язычниками; здесь жили спасавшиеся от крестоносцев пруссы и ятвяги, сохранявшие свою веру. Переселившиеся из западноевропейских стран католики, также постепенно укрепляли свою веру. Однако главенствующую роль в общественной жизни играла православная церковь.

Православные храмы были почти во всех крупных населенных пунктах. В монастырях обучались грамоте дети феодалов, аристократов и зажиточных горожан. Уровень подготовленности служителей православной церкви в Великом княжестве Литовском был очень высок. Об этом свидетельствует перевод в конце XIII века из Полоцка в Тверское княжество в качестве епископов богословов Андрея и Симеона. Великие князья хорошо понимали роль и ценили деятельность православной церкви в укреплении общества, единства государства и развитии его культуры.

Предшественник Гедимина Витень уже предпринимал меры по созданию в княжестве отдельной зависимой от константинопольского патриарха митрополии. В 1317 году в результате определенных усилий Гедимина, продолжившего это дело, митрополия была создана. Первым митрополитом в Великом княжестве Литовском был Феофил. Резиденцией его был Новогрудок, а собор Бориса и Глеба стал кафедральным. В 1330 году после смерти Феофила московскому митрополиту удалось опять подчинить себе все епархии Великого княжества и Галицко-Волынской Руси. Тогда Гедимин и Болеслав упросили патриарха назначить в их княжества независимого от Москвы митрополита.

В 30-е годы XIV века, когда отношения между Великим княжеством Литовским и Польшим, стали более прохладными, Гедимин начал укреплять границы свего княжества с Польшей. На это ответственное дело он назначил своего сына Кейстута, наделив его самым большим наделом, равным почти всей Польше, в который входили Жемайтская, Трокская, Гродненская, Дрогичинская и Брестские земли. Десять лет отец и сын совместно укрепляли границы, строя замки, крепости и укрепления, в которых во время нашествия неприятеля могли бы укрываться люди. Совершенствовалась организация обороны, делались засеки и завалы. Создавалось народное ополчение, обязательным стал выход на войну всех взрослых мужчин.

Теперь каждую крепость охраняла специальная сторожевая служба, воинов которой хорошо вооружали и обучали военному делу. В случае нападения врага каждый знал, что и где он должен делать. Укрепляя границы с Польшей, Гедимин укреплял старые крепости и на границах с орденом строил новые. На левом берегу Вилии он построил замок и основал Вильно, куда в 1323 году перенес столицу Великого княжества из Новогрудка. По его мнению на новом месте столица будет менее уязвима для внешних нападений по сравнению с Новогрудком. Об основании города легенда рассказывает, что Гедимин приехал на охоту со своей свитой в густые леса на берегу Нярис. Он устроился на ночлег на высоком холме, где в Нярис впадает Вильня. Ночью ему приснилось, что на горе появился железный волк, его вой разносился далеко по всей округе. Верховный жрец Лиздейка так истолковал сон: боги велят Гедимину основать здесь город, который будет непобедим, и слава о нем разнесется по свету.

Своих сыновей Гедимин наделял землями и помогал им выполнять сложные княжеские обязанности. Так, старший его сын, Мовид получил два княжества - Слонимское и Керновское; среднему сыну Кориату, было отдано Новогрудское княжество с Волковыском и Мстибовом. Младшему, Явнуту, отец отдал Кривоградское с новым замком - крепостью Вильно, а также Ошмянщину, Велкомирщину и Браславщину.

Княжившего в Полоцке сына Ольгерда, Гедимин женил на витебской княжне Марии, которая в качестве приданого получила от отца, последнего из княживших Рогволодовичей, Ярослава Васильевича Витебское княжество. От отца Ольгерд получил Кревское княжество. Люборт Гедиминович женился на дочери луцкого князя Андрея Юрьевича и в получил в приданое Луцкое княжество. Еще один сын Гедимина, Наримунт, стал наследником и утвердился в обширном Пинском княжестве. Таким образом Гедимин успешно завершил усилия предшественников и подчинил разрозненные и ослабленные западнорусские княжества. Его власть в первой половине XIV века была распространена почти на все белорусские земли.

В 1341 году Гедимин предпринял попытку освободить захваченную крестоносцами крепость Вилюену. К этому времени крестоносцы уже располагали огнестрельным оружием и встретили наступавших сильным огнем. Одна из пуль попала в Гедимина. Весть о его гибели потрясла всю страну. Князя Ольгерда она застала под Москвой, где он осаждал Можайск; Люборта и Кейстута - в походе против короля польского Казимира. Все сыновья, оставив дела, прибыли на похороны отца. Похоронен был Гедимин согласно языческому обычаю.

После периода междоусобиц и правления Тройдена к власти приходит князь Витень. Происходит это в конце 13 - начале 14 вв. Он вновь начинает возрождение Великого княжества Литовского и объединяет под своей властью литовские земли. Захватив власть силой, он сразу же возобновляет войну с Тевтонским орденом. В этот период истории Литвы она постоянно испытывала непрекращающуюся агрессию со стороны Тевтонского и Ливонского орденов, которые поддерживала папская курия и западноевропейские феодалы. При предшественниках Витеня должного отпора со стороны литовцев не было, поэтому тевтоны строили замки и крепости не только на границе с Литвой, а даже на её территории. Ответным шагом литовских князей тоже стало строительство замков, в основном по течению Немана. В стране существовала феодальная раздробленность, лидирующее положение занимала знать - байоры и паны. В государстве начинает вводиться католичество, после чего духовенство получает большие привилегии. Но надо отметить, что ни Витень, ни Гедимин, ни последующие за ними князья не стремились навязывать католическую веру своим подданным.

В этот период возрастает влияние городов, именно тогда, при Гедимине строится Вильнюс, новая столица Литвы, вместо прежней - Новогродка. Возводится мощная крепость Тракай. Возрождаются, и более того, усиливаются торговые отношения с государствами - соседями, чему способствует выгодное географическое положение. Вильнюс, например, имел гостиный двор для купцов из Москвы, а в Москве был аналогичный для литовских гостей.

Главным феодалом в государстве являлся великий князь, все остальные байоры находились в его вассальной зависимости, уплачивали подати. Байоры-католики освобождались от натуральной повинности великому князю.

Крестьянское население собственно литовских земель и завоёванных делилось на три категории (разряда). Челядь невольная - крепостные, личная собственность байора. Которой можно распоряжаться любым образом, например дарить. Коймизны (коморники) имели свои земельные наделы, выполняли повинности в виде барщины или оброка. Закупы были близки к ним, с той лишь разницей, что последние не имели своих орудий труда.

На развитие литовской культуры огромнейшее влияние оказала культура русская, с которой им приходилось встречаться в захваченных русских, белорусских и украинских землях, того, что осталось от когда-то великой Киевской Руси. После захвата близлежащих земель русских княжеств, Литва оказалась в окружении территорий с русским населением. Поэтому с самого начала великое княжество принимает вид литовско-русского. Титул, который носил государь, звучал как великий князь Литовский и Русский. Официальным языком являлся русский, точнее сказать белорусский, или старорусский. И в самой Литве и на подвластных ей территориях жило множество православных, крестить которых в католичество никто не заставлял. Католичество и православие существовали рядом вплоть до Брестской унии в 1596 году, когда две религии были объединены, а литовские князья были довольно веротерпимы.

Как уже говорилось выше, Витень начинает своё правление с возобновления широкомасштабной войны против Тевтонского ордена. Он захватывает у него Динабург (Двинск). Особенно сильный натиск тевтонцев усиливается в нач. 14 в. В Новогродскую землю вторжение происходило в 1305 г., дважды в 1306 г. и трижды в 1311 г. В 1314 году отбиты попытки крестоносцев в очередной раз захватить Новогродок, тогда он был сожжён, но крепость в городе немцам взять не удалось. Внимание было обращено и на отделение Тевтонского ордена - Ливонский, против которого Витень совершает несколько походов. В 1307 году он захватывает Полоцк, принадлежащий тогда немцам, занявшим его во время междоусобиц в Литве. В Полоцке литовцы истребили всех немцев, разрушили возведённые ими храмы. В деятельности Витеня прослеживается умелая политика. При экспансии на русские земли, он действовал мирно и спокойно. Например, присоединение Полоцка произошло на основании договора, который гарантировал полочанам сохранение местных законов и суда, а также общую неприкосновенность «старины». При каждом новом литовском правителе этот договор продлевался. По отношению к другим городам происходило то же самое. Конечно, не обходилось и без боевых отношений, но в большинстве своём города и земли отдавали себя под власть литовского князя мирно. Это в достаточной мере понятно, бояре - землевладельцы бывших удельных княжеств были заинтересованы в сильном, но далёком правителе, который защищал бы их от врага, но в то же время и не мешал расширению их собственных владений за счёт местных крестьян. Дворянство шло на службу к великому князю, котрый мог дать им земли, деньги, чего не могли получить от своего удельного князя, владеющего как правило небольшой территорией с удельным городом.

Всё вышесказанное о внутреннем состоянии Великого княжества Литовского при Витене так же относится и к правлению Гедимина. Сказано об этом заранее только лишь с целью далее, когда речь пойдёт о Гедимине, не повторяться.

Итогом короткого правления Витеня (1293-1315 гг.) стало успешное противостояние натиску немецких рыцарей с одновременным усилением влияния на русские земли. При нём к Литве окончательно присоединились те территории, которые были завоёваны ещё Миндовгом в 13 в.: Жемайтия, Полоцкое княжество и русское Понемонье, то есть Чёрная Русь. Умер князь Витень в 1316 году от удара молнии.

После его смерти остались тесно объединённые литовские и белорусские земли, сильная армия. Объединённые средства и людские ресурсы Великого княжества Литовского и Русского были талантливо использованы правителем, наделённым очень большими способностями, великим князем Гедимином. Забегая вперёд, можно сказать, что в период его правления, Литва стала самым мощным государством Восточной Европы. Когда он взошёл на престол (1316 г.), в стране ощущалась потребность в централизации власти. Страна переходила на совершенно новый этап развития.

О его происхождении есть несколько мнений. Одни (Карамзин) считают, что он был конюшим Витеня, другие - братом, третьи - сыном. Об этом нет единого мнения, и многие историки в своих трудах обозначают несколько версий.

Как бы то ни было, будущему великому князю в самом начале правления пришлось ликвидировать потенциальный очаг междоусобицы - некоего Пелюзе, который помогал Тевтонскому ордену покорять Пруссию. Сам же Гедимин, когда пришёл к власти, имел двух братьев - Воина и Федора, и шесть сыновей, из которых Монвид, Наримонт и Ольгерд уже были вполне активны. Это способствовало распространению власти одной семьи, но в будущем могло привести к раздробленности.

Одним из важнейших пунктов в политике Гедимина стало желание распространить своё господство на столько западнорусских земель, на сколько это возможно. Он продолжает политику Витеня, предпочитая выгодные браки своих детей и дипломатию, а не путь войны. Конечно, когда вопрос стоял о использовании силы, не гнушался и им. Видя выгоду в географическом положении своего государства, устанавливает торговые отношения с Ригой (Ливония). Пытаясь взять под свой контроль днепровский путь, старается установить своё господство над Смоленском, Киевом и Галичем с Волынью.

Мирным путём, сразу же после своего восхождения, Гедимин подчиняет себе Витебское княжество. В 1317 г. он заключает договор с витебскими боярами о том, что дочь князя Мария выйдет замуж за Ольгерда, а после смерти витебского князя они должны признать своим князем Ольгерда. Через три года Ольгерд становится витебским князем, воцарение сопровождалось договором, аналогичным полоцкому. Второй сын Гедимина Наримант занял престол Пинского княжества. В 1320 году Гедимин предпринимает поход против Владимирского княжества на Волыни и занимает Владимир, княжество переходит к нему. Соловьёв по этому поводу представляет две версии: по одной литовский князь взял город и земли войной, а по другой - они достались его сыну Любарту в приданое за женой, дочерью владимирского князя.

Следующим был поход на Киев (1321). После сражения с тамошними правителями, в котором они были разбиты, Гедимину пришлось брать город в осаду. Не видя помощи, киевляне решили поддаться литовскому князю. Установив свою власть, он оставил везде свой порядок, только посажал наместников и гарнизоны по городам.

В 1340 г. умирает правитель Галича и подвластных ему земель Юрий. На его место появляются несколько претендентов: польский Казимир Великий и венгерский Карл Роберт. Совет галицких бояр предложил галицкий стол Любарту, сыну Гедимина, признанному одновременно с этим волынскими боярами князем волынским. Так как в то время эти княжества (Галич и Волынь) находились в сфере влияния Орды, то Любарт признал себя её вассалом, тем самым обеспечив себе безопасность со стороны Польши, куда были направлены татарские войска с целью наказать претендента.

За весь период княжения Гедимина (1316-1341 гг.) территория Великого княжества Литовского значительно увеличилась за счёт приобретений русских земель. Помимо доставшихся в начале правления земель, Гедимину удалось взять под свой контроль Витебское княжество, Минское, Галицкое, Волынское, Киевское, Смоленское. То есть в его владения входили земли современной Литвы, Белоруссии, части Украины. Во многих из этих земель продолжали править потомки Ярослава Мудрого, в иных престол перешёл к литовским князьям; и те и другие были подвластны великому князю и не пользовались широкой автономией.

Находясь в положении транзитного государства между Западом и Русью, Литва наряду со своими собственными литовскими законами и обычаями, приобретает и западноевропейские и русские правовые традиции, с преобладанием последних. В ходу на территории Литовского государства была «Русская правда». О веротерпимости уже говорилось, но нужно отметить, что сам Гедимин был православным, как и многие из его родственников, но в то же время до самой своей смерти придерживался и старых языческих верований. Скорее всего вопросы веры были лишь отголосками вопросов большой политики. Тем самым смена вероисповедания была вызвана той или иной ситуацией в отношениях с другими государствами.

Но именно в 14 в. начинается массовая христинизация Литвы, хотя до этого среди знатных литовцев было немало христиан. А население подвластных территорий бывших русских княжеств было сплошь верующими, в основном православными, католики были в Южной Руси, когда в период существования Галицко-Волынского княжества там существовали тесные взаимоотношения с Польшей.

Вот какую характеристику даёт Гедимину Карамзин: «властвуя над Литвою и завоёванною частью России, он именовал себя великим князем Литовским и Российским; жил в Вильне, им основанной; правил новыми подданными благоразумно, уважая их древние гражданские обыкновения, покровительствуя Веру греческую и не мешая народу зависеть в церковных делах от митрополита московского…». Ещё в самом начале правления великий князь Литовский с ведома константинопольского патриарха основал самостоятельную митрополию с центром в Новогрудке. Она охватывала полоцкое и туровское епископства. Первым литовским митрополитом был Феофил (1317-1329 гг.). церковное руководство находилось в Москве. И дело в следующем. В начале 14 в. обозначается два центра объединения русских земель - Литва и Москва. В связи с этим константинопольский патриарх переходит к новой политике - поддержке церковного единства Руси. Поэтому после смерти Феофила патриарх не назначает нового митрополита, а подчиняет туровскую и полоцкую епархии митрополиту «всея Руси» Феагносту, возглавляющему кафедру во Владимире с 1328 по 1353 гг. Митрополит отрицательно относится к попыткам создания иных метрополий, и попытка Гедимина в 1331 г. возродить метрополию в Галиче провалилась.

В своём стремлении к захвату русских земель Гедимин сталкивается с Москвой, которая стремиться к объединению русских княжеств под своей властью. Здесь он активно стремиться оторвать от Руси Новгород и Псков, к которым присматривается московский князь. С этой целью литовский князь идёт на союз с Тверью, в то время соперником Москвы. Союз скрепляется браком дочери Гедимина Марии с тверским князем Дмитрием Михайловичем в 1320 г. Итогом борьбы за Новгород явилось призвание на княжение в этот город сына Гедимина Наримонта в 1333 г., впоследствии оставившего трон своему сыну Александру в 1338 г.

Велика заслуга великого князя Литовского в отражении продолжающегося уже второе столетие натиска немецких рыцарей. Но кроме них у Литвы был и ещё один враг - Золотая Орда. При её правителе Узбеке татары возобновили попытки к уплате дани со стороны Литвы. В 1315 и 1324 годах для этого были предприняты походы. Для предотвращения походов на свою страну Гедимин предпринимает усиленные дипломатические методы. С большими затратами для казны он часто шлёт к хану посольства с богатыми подарками. Решение вопросов дипломатическими методами очень свойственно литовскому правителю. Кроме того, со всех русских земель, оказавшихся теперь во власти Литвы, продолжалась уплата дани Золотой Орде. Поэтому и не возникало конфликта между Литвой и Ордой. Все земли - данники находились лишь под управлением Гедимина, его сыновей и наместников, дань продолжала идти хану, хотя и в уменьшенных количествах. Дело в том, что литовцы не могли вести войну с могущественной Ордой, в то время как продолжалась борьба с Орденом. Дань татары брали не только с зависимых от Литвы земель, но и с самой Литвы. Позднее этот налог («ордынщина») литовский правитель стал прибирать себе, не отправляя его хану.

На северных и западных рубежах Великого княжества не затихали схватки с Тевтонским орденом. Большую помощь Гедимину в отражении завоевательного натиска немцев, оказал князь Давыд, наместник в городе Гродно. Давыд Гродненский пользовался огромным влиянием при дворе великого князя, и тот даже выдал за него свою дочь.

С целью предотвратить гибельные набегов немцев, Гедимин активно переписывается с папой, высказывая намерение принять католичество. Но когда папские легаты прибыли в Вильно, им отказали. Гедимин отрёкся от своего намерения принять католицизм под сильным воздействием оппозиции. Но как вера, католичество в стране существовало и имело множество приверженцев, существовали костёлы. Ещё одной стороной для решения о принятии новой веры, служило стремление Гедимина к сближению с Западом. Это позволило бы привлечь квалифицированных мастеров, торговцев, в которых молодое государство в немалой степени нуждалось. Умелым дипломатическим шагом литовского правителя стало заключение торговых соглашений с Ливонией (1323 г.), одновременно Гедимин издал привелей, по которому жители вольных немецких городов могли переселяться в Литву на льготных условиях.

Курс на сближение с Западом вызвал недовольство в стране, где начинает складываться оппозиция, и Тевтонского Ордена, развернувшего широкую агитацию против соглашения папы римского с Гедимином. Всё это в итоге дало результат - крещение сорвалось, с тем самым и уменьшились шансы на более активные мирные отношения Литвы и Запада. Договор с Ливонией продержался до 1330 г.

В 1325 г. Гедимин выдаёт свою дочь Алдону (в крещении Анну) за единственного сына польского короля (с 1320 г.) Владислава Локетка - королевича Казимира. Этот союз радикально изменил ориентацию Литвы в польских делах. Он был направлен против Тевтонского ордена, Вацлава Плоцкого (раньше поддерживаемого Гедимином) и Яна Люксембургского, объединившихся против Польского королевства. После ряда разрушительных походов со стороны обеих противников и после смерти польского короля на престол взошёл его сын Казимир, который и добился прекращения войны (1335 г.). Активная помощь Гедимина в этом столкновении объяснялась тем, что это было частью обороны Литвы от Тевтонского ордена. Колоссальные жертвы с обеих сторон не приносили победы ни одному из враждующих. В результате столкновений крестоносцы оказались в близости от крупных городов Литвы, вызывая тем самым угрозу независимости государства.

В 1330 г. вспыхнула война с Ливонским орденом, противники стали обмениваться опустошительными набегами. В 1334 г. был осажен Вильно, разграблены его окрестности. Гедимин предпринимает отчаянные попытки выправить положение, при захвате в 1341 г. немецкого замка Баербургом, во время его осады Гедимин был смертельно ранен из огнестрельного оружия, которое стали использовать немцы.

Великий князь литовский был очень многодетен. От него берёт начало вторая по значимости в России династия Гедиминовичей. Благодаря множеству сыновей Гедимин мог легко управлять всеми подвластными территориями, где правителями назначал своих детей. Дочери его выдавались за лидеров иностранных государств, были своего рода гарантиями положительных отношений с теми державами. Во многом выгодные браки дочерей, наместничество сыновей позволяли литовскому князю мирным путём осуществлять свою политику, в частности приобретение русских княжеств.

Гедимин-король

Будущий «король литовцев и русских» (этот титул Гедимин придумал сам) попал, что называется, из грязи в князи. Под одной из версий, Гедимин был конюхом литовского правителя Витена. Сговорившись с женой князя, коварный слуга убил своего господина и сам занял его место. По другой версии, Гедимин был братом, а то и вовсе сыном Витена. Какое из предположений верно, сказать трудно, но историки все-таки склоняются к теории о родственных узах. Как бы то ни было, к власти Гедимин пришел в 1316 году и принес Литве настоящую славу и могущество.

По легенде, на месте будущего города Вильны Гедимину приснился вещий сон

Когда Гедимин начал править, дела в Литве, скажем мягко, обстояли не очень. Государства как такового еще не существовало, городов почти не было, военных укреплений — тоже. Во время битв литовцы рассчитывали в основном на естественную защиту, то есть, на озера и болота, которыми богата местная земля. Многие технические новшества литовцы после переняли у русских. Литва отставала в развитии от соседей: письменности, например, еще не было. Веры жители придерживались языческой — и несмотря на все перипетии, сам Гедимин до конца жизни так и не изменил религии.

Гедимин-завоеватель

Гедимин сделал для Литвы очень многое — не зря его почитают как национального героя. Например, великий князь основал будущую столицу Вильну. Посреди города на горе до сих пор возвышается знаменитая башня Гедимина. Но главной заслугой князя считается расширение территорий Великого княжества Литовского и усиление страны. Первым делом великий князь литовский обратил свой взор на русские княжества. Те в начале XIV века еще страдали под гнетом татаро-монгольского ига, так что влияние Литвы им казалось меньшим из зол. Поэтому проблем в присоединении некоторых земель у Гедимина оказалось куда меньше, чем можно было ожидать. Полоцк, Гродно, Берестье, Витебск, Минск, Туров, Пинск и другие русские города и земли перешли под власть великого князя литовского. Вскоре русских земель в руках Гедимина оказалось сосредоточено больше, чем исконно литовских. Гедимин не растерялся и стал именовать себя «королем литовцев и русских».


Войско Гедимина входит в Киев (по поводу реальности этого события существуют сомнения) wikipedia.org

Гедимин-сваха

Гедимин привлекал русские княжества не только мудрой политикой и обещанием защиты. Он, например, очень терпимо относился к православным и не запрещал им исповедовать свою религию. К тому же, своим детям он устраивал династические браки с православными. Сын Гедимина Ольгерд принял православие и женился на дочери витебского князя. Сына Любарта Гедимин женил на дочери одного из волынских князей. А свои собственных бесчисленных дочерей (точное их количество неизвестно) великий князь литовский выдавал за русских князей. Причем и тут Гедимин действовал хитро: например, Августа пошла под венец с Симеоном Гордым, сыном московского князя Ивана Калиты, а Мария вышла за его соперника, тверского князя Дмитрия Михайловича.

Гедимин заявил, что не собирался принимать католичество

Но с точки зрения политики самыми важными оказались династические браки с сыном польского короля Казимира и мазовецким князем. Именно с ними Гедимин объединился в борьбе против Тевтонского и Ливонского орденов, которые в то время доставляли еще немало хлопот. С Тевтонским орденом удалось разобраться объединенными силами Польши и Литвы. А вот в борьбе с Ливонским пришлось пойти на хитрость. Гедимин решил воспользоваться враждой между орденом и жителями Риги. Рижские архиепископы не раз жаловались папе на поведение крестоносцев, которые скорее отвратили местных жителей от католичества, чем привлекли их в свою веру. А магистр ордена, в свою очередь, обвинял архиепископов в заключении союзов с Литвой и потакании язычеству.

Гедимин-хитрец

На этих-то раздорах и сыграл Гедимин. От его лица папе в Авиньон отправили грамоту, где великий князь жаловался на ливонцев, а заодно высказывал пожелание принять христианскую веру. Еще одно письмо отправилось к Доминиканскому и Францисканскому орденам с просьбой прислать в Литву католических священников, знающих литовский язык. Последнюю грамоту Гедимин велел направить немецким ганзейским городам с предложением направить в Литву колонистов всех сословий для проживания на льготных условиях, а заодно и пользоваться правом свободной торговли.

Гедимин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде wikipedia.org

Папа на радостях отчитал ливонцев и прислал делегатов в Ригу, которые утвердили договор ливонских властей с Гедимином. Но как только дошло до дела, то есть, до введения христианства в Литве, великий князь пошел на попятную. Оказалось, что его слова, будто бы были неверно переведены с литовского на латынь, а оттого папа его неправильно понял. Вовсе не собирался Гедимин принимать христианство, в его стране вообще действовало правило: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Всем народам, живущим на территории его княжества, разрешалось исповедовать ту религию, которую они хотели, никого принуждать Гедимин не хотел. К тому же, в столице Литвы Вильне уже существовали два монастыря, Доминиканский и Францисканский, их монахов князь использовал для перевода дипломатических текстов. Папские делегаты ушли ни с чем, но жители Риги считали установленный ими договор вполне себе действительным. Так что, когда крестоносцы продолжили военные действия против Литвы, рижские архиепископы поспешили предать их анафеме как непокорных указу папы.

Гедимин-воитель

С крестоносцами Литве еще пришлось помучиться. Например, в источниках передается рассказ о героической обороне Пиллены. Замок, находившийся на территории Жмуди, исторической области Литвы, осадил сильный отряд тевтонцев. В укреплении собрались около 4000 литовцев со своими семьями, пришедшие изо всех местных сел и деревень. Под началом князя Маргера литовцы героически держали оборону. Немцы засыпали рвы землей, разбивали деревянные стены своими крепкими и делали приступы. Жители замка отражали все атаки. Но одному из немцев пришло в голову обстрелять деревянные стены укрепления горящими стрелами. Когда литовцы поняли, что спасения от врагов нет, они решили сами найти смерть. Жители сложили посреди замка огромный костер, принялись избивать детей и женщин и бросать их в костер. Затем мужчины разделились попарно и вонзили мечи друг другу в грудь. Те, кто остался в живых, подставляли шеи под меч старой жрицы, которая, убив последнего, бросилась в огонь. За всем этим наблюдал князь Маргер. Когда все жители оказались мертвы, он заколол свою жену, а после вонзил меч в свое тело. Когда немцы ворвались в осажденный город, их взорам предстала ужасная картина.

Принцип Гедимина был: «Не разрушать старины, не вводить новизны»


Почему же, несмотря на все проблемы, связанные с крестоносцами, Гедимин никак не хотел принимать христианство? Конечно, это было политическое решение. В его княжестве исповедовали слишком много религий, чтобы он мог без опасения выбрать одну. Против католичества выступили бы языческие жрецы и православные жители, которые и так были недовольны существованием монастырей на территории столицы Литвы. Принятие православия сделало бы невозможным последующие заигрывания с папской курией. Так что Гедимин предпочел остаться язычником и даже после смерти (вполне возможно, от отравления) его тело сожгли на костре по всем традициям — в парадной одежде, вместе с любимым конем и слугой, частью военных трофеев и тремя пленными немцами.

Источники

  1. rushist.com
  2. Никитский А. И. Кто был Гедимин? Журнал «Русская старина»
  3. Послания Гедимина
  4. Фото с главной страницы и анонса: wikipedia.org

Великий князь Литовский Гедимин – родоначальник знаменитой династии, правившей Литвой более четверти тысячелетия, один из самых ярких правителей средневековой Европы, блестящий политик, дипломат и талантливый полководец, чье правление заложило основы дальнейшего могущества национального государства.

Точная дата его рождения неизвестна, хотя историки предполагают, что родился он в 1275 году. Имя его в переводе с литовского означает «Стремящийся мыслить». Письменные источники той эпохи весьма скудные, и потому происхождение, детство, юность Гедимина и обстоятельства его восшествия на княжеский престол окутаны мраком. Из глубины веков до нас дошло некоторое количество изданий касательно его жизни.

Согласно популярной в Литве легенде, предком Гедимина был Палемон, родич императора Нерона, прибывший некогда вместе с другими авторитетными римлянами на побережье Балтики. По версии, принятой в русских официальных родословных книгах XVI-XVII вв., Гедиминовичи ведут свой род от полоцких князей из дома Рюрика. Этой версии придерживается и учрежденный указом Павла I исторический архив родословных. Недоброжелатели говорили, что Гедимин был потомком князей смоленских, которого отправили собирать дань в западнорусские земли. Собранные деньги он якобы присвоил и, разбогатев, добился власти. А в хрониках Тевтонского ордена, извечного врага Литвы, утверждается, что Гедимин, будучи конюшим князя Витеня, предательски убил своего правителя и, женившись на его вдове, взошел на престол. Эту версию приводит в своей «Истории…» и знаменитый историк Н.М. Карамзин.

В составленной по указу Павла I в 1687 г. «Бархатной книге» – родословной древних дворянских и боярских родов России – Гедимин записан как сын Витеня. Однако в конце XIX столетия обнаружено послание рижского магистрата 1323 г., где его называют братом Витеня.

Впрочем, при всем обилии самых разных версий происхождения родоначальника великой династии, большая часть современных исследователей склоняется к наиболее прозаичной и самой вероятной из них, согласно которой Гедимин был младшим братом и законным наследником на княжеском престоле князя Витеня. Помимо Витеня, у Гедимина было еще несколько братьев: князь Самогитский Маргирис, князь Полоцкий Воин и Федор, князь Киевский. Была и сестра. Упоминание о ней сохранилось в легенде, повествующей о мученической смерти двух монахов-францисканцев, Ульриха и Мартина, которые пришли в Вильнюс проповедовать христианство. Проповеди братьев разъярили язычников-горожан. Монахов схватили и привели к Гедимину, который велел их казнить. Тело Ульриха бросили в реку, а тело Мартина унесла сестра Гедимина, православная монахиня, и похоронила его в своем монастыре.

Дошедшие до нас сведения о личной жизни Гедимина также весьма туманны и неоднозначны. В созданной через много лет после смерти князя «Хронике Быховца» упоминается, что у него было три жены: Вида (или Винда) Курляндская, дочь жмудского бортника Виндимунда, Ольга Всеволодовна, княжна Смоленская, и Евна Ивановна Полоцкая, исповедовавшая православие и скончавшаяся в 1344 или 1345 г. Известно, что у Гедимина было семеро сыновей и пять или шесть дочерей, однако относительно того, от какой именно жены кто из них родился, историки так и не пришли к единому мнению.

Достоверных прижизненных портретов Гедимина также не существует. О внешнем облике литовских правителей, живших до начала XVI столетия, можно судить только по стилизованным изображениям на монетах. Впервые их портреты, запечатлевшие скорее некий обобщенный образ, появляются лишь в 1578 году, в хронике Александра Гваньини «Описание европейской Сармагии». На книжной гравюре мы видим сурового рыцаря в латах. Лицо его частично скрывает шлем, рука покоится на рукояти меча.

Внутренняя политика

Гедимин взошел на княжеский престол в 1316 г. Это было трудное для страны время. С запада постоянно угрожали крестоносцы, с востока – Золотая Орда. Внутри самого княжества ситуация тоже была достаточно сложной: помимо собственно литовских земель, в его состав входили обширная Жемайгия (иначе называемая Жмудь, или Самогития) и Черная Русь. Более 75 процентов населения составляли православные, затем шли язычники и католики. Сам Гедимин хранил верность многовековым языческим традициям. Внутри княжества постоянно существовала опасность конфликта между язычниками и христианами, а противоречия между католическими и православными лидерами усиливали внешне политическую нестабильность. В таких далеко не простых условиях Гедимин успешно правил Великим княжеством Литовским двадцать пять лет. Внутри своих владений он проводил политику полной национальной и религиозной терпимости, гася в зародыше любые возможные внутренние конфликты. Среди приближенных князя-язычника было немало православных. Одним из самых блестящих его военачальников был гродненский староста Давид, русский по происхождению. За время своего правления Гедимин основал два города-крепости: Троки (Тракай) и Вильно (Вильнюс).

Внешняя политика

Во внешней политике Гедимин вел непрерывную военную и дипломатическую борьбу с Тевтонским орденом, сдерживая натиск рыцарей на восток. Заключал союзы с соседними государствами, пытался обеспечить поддержку Папы Римского. На востоке – продолжал политику присоединения западнорусских земель. За время его правления территория Великого княжества заметно увеличилась.

Будучи тонким дипломатом и мудрым политиком, Гедимин использовал брачные союзы своих детей для расширения пределов княжества, усиления его влияния и укрепления границ. В 1320 году он выдал старшую дочь Марию за князя Тверского и Владимирского Дмитрия Михайловича Грозные Очи. Осенью 1326 года кн. Дмитрия казнили в Орде по приговору ханского суда и Мария осталась вдовой. Ее деверь, князь Александр Михайлович, правивший в Твери после гибели Михаила, неизменно поддерживал с Литвой дружественные отношения и отдал дочь Ульяну замуж за Ольгерда, одного из сыновей Гедимина. Так создавался и укреплялся союз с Тверью. В 1322 г. псковичи выбрали его князем доверенного помощника Гедимина, Давида, и Псков оказался под протекторатом Литвы. В 1331 г. дочь Гедимина Офка (Евфимия) стала женой Галицко-Волынского князя Юрия II Болеслава, а с 1340 г. на Волыни правил сын Гедимина Любарт.

В 1330-х гг. Брянск и Смоленск заключили с Литвой договор об общей обороне – практически это значило переход под Литовский протекторат. Вслед за ними Литве стали подчиняться Новгород-Северский и Чернигов. Вассалами Гедимина стали Минский, Лукомский, Друцкий, Берестейский, Дрогичинский князья. Однако не всегда новые земли присоединялись к Литве столь мирно. Киев Гедимин захватил в 1324 г. после ряда тяжелых сражений с русскими войсками. Город сдался на основе вассалитета, князем Киевским стал брат Гедимина Федор. Помимо Киева, литовцы захватили Переяславль, Путивль, Вышгород, Канев и Белгород.

Литва становилась соперником Московской державы, но оба правителя стремились избежать открытого столкновения. В 1333 г. Иван Калита избрал в жены сыну Симеону Гордому дочь Гедимина княжну Айгусту. В крещении она приняла имя Анастасия. В 1341 г. Симеон стал князем Московским, а четыре года спустя (1345) Анастасия умерла во время эпидемии чумы. Незадолго до этого она приняла монашеский постриг и была похоронена в столь любимом ею кремлевском соборе Спаса-на-Бору.

Браки двух других своих дочерей Гедимин использовал для противостояния Тевтонскому ордену и укрепления позиции княжества на западе. Данмилу (Елизавету) он в 1316 году выдал замуж за Вацлава Полоцкого, Мазовецкого князя из знаменитого польского рода Пястов. Политическое значение этого союза состояло в том, что через владения Вацлава проходили пути, связывающие Литву с Западной Европой.

В начале 1325 г. Гедимин подписал военный союз еще с одним врагом Тевтонского ордена, королем Польши Владиславом Локетком. Брак дочери Гедимина Альдоны (в крещении Анны) с Казимиром III, сыном и наследником Локетка, послужил символом этого альянса и способствовал его укреплению. В начале 1331 г. военный союз Литвы и Польши развалился, однако дружественные отношения между двумя государствами сохранялись по-прежнему.

Чтобы ослабить крестоносцев, Гедимин поддерживал архиепископа Рижского и жителей Риги в их противостоянии Ливонскому ордену, но главным козырем, который он использовал в этой игре, было вероисповедание. Много лет, начиная с 1317 г., он вел переговоры с Папой Римским, в которых обсуждался вопрос, как крещения самого Великого князя, так и предоставления широких возможностей для католических священников-миссионеров, проповедующих христианство на территории Литвы. Взамен же Гедимин просил Папу урегулировать споры между Литвой и крестоносцами, заинтересованными не в крещении язычников, а в покорении страны.

В Вильнюсе были выстроены храмы, восстановлен из руин разрушенный Тевтонским орденом храм в Новогрудке, в Литву приехали доминиканские и францисканские монахи. Кроме того, в ходе переговоров Гедимин отправил обращения городам Саксонии и Готланда, объявляя о мире и поощрительных соглашениях торговли и приглашая всех желающих прибыть и поселиться в Литве. Сам он христианства так и не принял: в 1324 г. против крещения Великого князя запротестовали жители одной из генеральных литовских земель – Жемайтии, угрожая восстанием. Гедимин рисковать не стал и сообщил папским легатам, что осуществит свои обязательства касательно христиан, которые могут беспрепятственно исповедовать свою веру, но сам он никогда не имел цели креститься, а соответствующие слова в его послании – результат ошибки писца, принявшего желаемое за действительное.

Помимо крестоносцев, у Литовского государства был еще один довольно опасный сосед – Золотая Орда. Ее правители были недовольны рвением Гедимина сдружиться с западом и укрепиться на Руси, но благодаря умелой дипломатии князя в 1340 г. татары оказали поддержку Литве против крестоносцев.

Смерть Гедимина, как и его происхождение, тоже окутана тайной. Наиболее распространенная версия, он погиб в 1341 г. при осаде крепости крестоносцев Баербург от выстрела из огнестрельного оружия. Возможно даже, что он стал первым в долгой череде правителей, которых постигла такая участь. Есть, однако, и еще одна, не столь известная версия чешского хрониста Бенеша Вейтмильского, согласно которой правитель Литвы был отравлен. Впрочем, историки считают, что этому свидетельству всецело доверять нельзя. Хоронили его по языческому обычаю.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕДИМИН
(1316-1341)

Распавшееся было на уделы великое княжество Литовское в 1270 году опять было собрано кунигасом Трайдянисом, которого на Руси называли Трайден. Княжил Трайден в Кернаве, которую и сделал столицей всей Литвы. Правил он княжеством 12 лет, до 1282 года. К Миндовгу он никакого отношения не имел и государства от него не наследовал, а просто заново собрал страну. Трайден в общих чертах проводил примерно ту же политику что и Миндовг: поддерживал восстания в Земгале, у пруссов и у западных литовцев. С орденских земель люди бежали, и Трайден селил беженцев в Литве и в городах Червоной Руси. Русские земли по-прежнему входили в состав литовского государства.

В 1293 году литовские и русские земли собирает под своей властью кунигас Витенис (Витень). Он просидит на великокняжеском столе до 1316, и тоже будет проводить политику, направленную против ордена. Одним из самых значительных его деяний было освобождение от немцев Полоцка и присоединение его к своему княжеству. В 1316 году Витеню-Витаустасу наследует Гедимин.
Обстоятельства наследования и степень родства этих князей, вообще-то, не очень понятны. В западно-русских летописях Гедиминаса называют сыном Витеня. Польский историк Стрыковский называет его братом Витеня, а самого Витеня – одним из полководцев Трайдена. Польский хронист Ян Длугош сообщает, что Гедиминас был конюшим у Витеня, убил его и захватил власть. Для русских и немцев Гедиминас был, конечно, Гедимин, и под этим-то именем он и вошел в историю.
За 23 года своего правления Гедимин создал сильное и большое государство литовцев и русских. Официально он так и именовался: «король литовцев и русских».

«Он возглавил княжество, где еще не ушел до конца в прошлое родоплеменной строй, а покинул этот мир феодальным владыкой, владельцем нескольких огромных замков, по приказу которого собиралось войско в несколько десятков тысяч сабель.» (Бурковский. «Русская Атлантида»)

В политике и Гедимина, было две главные линии: борьба с крестоносцами и собирание русских земель. Далеко не вся Литва входила в великое княжество Литовское. Его ядром были аукшайты – один из племенных союзов литовцев. К великому княжеству Литовскому не имели никакого отношения другие литовские племенные союзы – жемайтов и ятвягов. Ятвяги влились в состав великого княжества Литовского только в XIV веке – много позже, чем княжества Червоной Руси. А Жемайтия была отвоевана у немцев и включена в состав Литвы только Витовтом в XV веке, когда в великое княжество Литовское входила практически вся Западная и Юго-Западная Русь.

К концу правления Гедемина русские земли составляли две трети территории великого княжества Литовского. (Если считать без Волыни, которая была вассалом Литвы, но не вошла пока в ее состав. В 1240 году Гедимин посадил на княжение во Владимире-Волынском своего сына Любарта.) Объясняется это тем, что литовские князья, устанавливая свою власть над русскими землями, стремились во всем приноровиться к местной жизни, порядкам и культуре. Они старались вносить как можно меньше изменений. «Мы старины не рушим, а новизны не вводим» – таково было их правило. Литовцы принимали православную веру, местную культуру, язык – одним словом, становились русскими князьями, только новой династии.
Именно этим было обусловлено столь быстрое продвижение литовцев на юг и на запад. Да, им приходилось завоевывать новые земли. Но, сломив сопротивление местных князей, а кое-где и вступив с ними в соглашение, литовцы затем не встречали препятствий со стороны остального местного населения.

В вассальной зависимости от Литвы оказались княжества Минское, Лукомское, Друцкое, Турово-Пинское. В данном случае русскими князьями двигала выгода. Гедимин создал государство, дающее защиту и против немецких рыцарей, и против Золотой орды и против крымских татар. Во главе вассальных княжеств, как правило, оставались князья прежних династий, Рюриковичи, и никто не пытался их смещать или контролировать внутреннюю политику страны. Княжество продолжало жить почти так же, как жило независимым, и только во взаимоотношениях с внешним миром вассалитет что-то реально значил. Князь не мог сам заключать договоры, не мог вести самостоятельной политики и должен был во время войн выступать вместе с великим князем в составе его войска. При князе Гедимине даже в Киеве ощущалось литовское влияние, хотя киевские князья тогда находились еще под властью Золотой Орды. Местное население зачастую само, по своей воле звало к себе на правление литовских князей.

Однако Гедимин очень хорошо понимал, что набирающая силу Северо-Восточная Русь в конце концов захочет возвратить себе утраченные русские земли на северо-западе, а заодно прихватить и его родовую Литву. По этой причине Гедимин делает решительный шаг навстречу католическому Западу - дает согласие на крещение Литвы и заключает мир с Ливонией, Ригой, Данией, а потом и со своим извечным врагом - Тевтонским орденом, надеясь, что теперь его земли будут целее.
Гедимин проводил откровенно антимосковскую политику. Он приложил немало усилий, чтобы оторвать Псков и Новгород от союза с Москвой, и ему, прямо скажем, было нетрудно проводить эту политику. Псков и Новгород не стремились становиться вассалами Литвы, но и сделаться подданными московского князя им тоже не хотелось. Что касается Смоленского княжества, то оно в конечном итоге вошло в состав великого княжества Литовского. Гедимин выступал активным союзником Твери в ее распрях Москвой.

Официальным языком великого княжества Литовского был русский язык, на нем велось делопроизводство, на нем писались летописи. Не чурался Гедимин и династических браков с русскими князьями. Он был женат на Марии Тверской и имел от нее многочисленных отпрысков. Сын Гедимина Любарт был женат на русской княжне и княжил на Волыни, в коренных русских землях. Другой сын, Ольгерд, первым браком женат на витебской княжне Марии Ярославовне, вторым – на тверской княжне Ульяне Александровне. Дочь Гедимина Мария в 1320 году вышла замуж за тверского князя Дмитрия Михайловича. Все это, несомненно, составные части политики по вовлечению Твери в свою орбиту, политика отрыва ее от Москвы.

Еще одним важнейшим направлением политики Гедимина была борьба с крестоносцами. Великое княжество Литовское, государство литовцев и русских, оказывается не просто участником событий, но лидером народов и племен Прибалтики. В 1322 году Гедимин заключает союз с князем Мазовии, в 1325 году - с Польшей, направленный против Тевтонского ордена . Союз скрепляется браком дочери многодетного Гедиминаса, Алдоны, с польским королем Владиславом Локетком.
Тевтонский орден в долгу не остается и постоянно вторгается в земли Литвы. В связи с этим в княжестве Литовском разворачивается строительство замков. Замки строятся как на границе, так и в глубине страны. В 1323 году в письмах Гедимина впервые упоминается Вильнюс. Развалины замка Гедиминаса сохранились в Вильнюсе, в самом центре города.

Гедимин совершил ряд удачных походов против ордена и в 1331 году наголову разбил вторгшихся рыцарей под Пловцами. Даже кончил свою жизнь Гедимин очень характерно: в 1341 году он был смертельно ранен в битве при Велюоне. В этом сражении, кстати, рыцари впервые применили порох.
Гедимин оставил в наследство семи своим сыновьям лишь два чисто литовских удела: Виленский (Евнутию) и Трокайский (Кейстуту); остальные же были благоприобретенными русскими землями - Слонимский удел (Монвиду), Туровско-Пинский (Нариманту), Витебский (Ольгерду), Волынский (Любарту), Новогрудский (Кориату).