Программа создания БПЛА RQ-4 Global Hawk стартовала в мае 1995 года, когда победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+ был объявлен проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов.
Новый беспилотник в числе прочего рассматривался как замена дальнего высотного разведчика Lockheed U-2 который эксплуатировался с 1956 года.

Фирма Teledyne Ryan уже имела опыт проектирования беспилотников. Созданные этой фирмой дальние высотные разведывательные AQM-34 Firebee хорошо зарекомендовали во Вьетнаме, было построено несколько сотен этих дронов.
В 1999 году фирма была поглощена Northrop Grumman и стала её структурным подразделением.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна.

Это позволило создать тонкое лёгкое и прочное крыло большого удлинения. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров.
V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов. Размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров.
По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», Global Hawk может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно.

Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года, с авиабазы ВВС США Edwards.
В первом полёте была достигнута высота 9750 метров, при скорости 280 км/ч. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 0,5 метра.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk на авиабазе Edwards

Первые 7 построенных аппаратов создавались в рамках программы "Демонстрации передовых технологий" (ACTD), и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk осуществлялось параллельно с непрекращающейся доработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА первой серийной модификации Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.
Далее в рамках модели RQ-4В появились:
Block 20 - на нём увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
Block 30 - доработанный вариант, официально принят на вооружение ВВС США в августе 2011 года.
Block 40 - совершивший первый полёт 16 ноября 2009 года. Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$). К настоящему времени собраны около 40 беспилотников всех модификаций.


БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon, он предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме, съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Используя «эффект Доплера» радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м). Электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.


Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Комбинированная дневная /ночная инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи SATCOM, диаметр антенны 1.22 метра. По радиоканалу диапазона UHF в пределах прямой видимости, можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. Пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Global Hawk интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Он подключен к системам: Объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и Глобальная система командования и управления (GCCS). Полученные изображения могут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА используются для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач.
БПЛА без применения стелс-технологий должен иметь достаточно высокую выживаемость. Для обеспечения этого Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и станциями постановки помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может в среднем совершить более чем 200 боевых вылетов, если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий).

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.

БПЛА RQ-4 Global Hawk использовались в ходе боевых операций в Афганистане, Ираке и Ливии. Скорей всего они будут применены в ходе операции против Сирии.
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk и самолёты разведчики U-2 на авиабазе Baele


На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».
Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 килограммов. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 километров в час. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.


Кроме военных разведывательных задач RQ-4 Global Hawk активно используется для мониторинга окружающей среды в научных целях.
Несколько машин используются НАСА в Дрейденском научном центре для исследовательских высотных полётов. БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан.

В августе, сентябре 2010 года один из аппаратов участвовал в программе НАСА "Возникновение и быстрое усиление" (Genesis and Rapid Intensification Program), в рамках исследований атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазона, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд.
Беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.

При ликвидации последствий стихийных бедствий совершались полёты над территорией США для оценки ущерба от урагана Ike и Калифорнийских пожаров.


Фотография пожаров, сделанная " Глобал Хоук " ВМС США в Северной Калифорнии, 2008 году.

Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США.
Германия для замены устаревшего патрульного самолёта Breguet Atlantic выбрала RQ-4B , окрестив его Euro Hawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях.

Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Канада планирует заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Для работы в Арктике, в условиях экстремально низких температур специалистами Northrop Grumman создана модификация Polar Hawk.

Кроме того ведутся переговоры о поставках с Австралией, Испанией и Японией. Потенциальным покупателем является также Индия.

По материалам:
http://www.northropgrumman.com/capabilities/globalhawk/Pages/default.aspx
http://warinform.ru/News-view-354.html
http://airspot.ru/catalogue/item/ryan-rq-4-global-hawk
http://tech-life.org/arms/86-rq-4-global-hawk

рТПЗТБННБ ЧЩУПФОПЗП ДБМШОЕЗП ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОПЗП врмб Tier - ЬФП РТПЗТБННБ УПЪДБОЙС ДЕНПОУФТБФПТБ РЕТУРЕЛФЙЧОПК ФЕИОПМПЗЙЙ ДМС ОХЦД ЧПЪДХЫОПК ТБЪЧЕДЛЙ (Defense Airborne Reconnaissance Office"s (DARO)). гЕМШ РТПЕЛФБ - РТЕДПУФБЧЙФШ ЛПНБОДХАЭЕНХ ПВЯЕДЙОЕООЩНЙ ЧППТХЦЕООЩНЙ УЙМБНЙ ОЕПВИПДЙНХА ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОХА ЙОЖПТНБГЙА. оЕПВИПДЙНБС ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОБС ЙОЖПТНБГЙС ВЩМБ ПРТЕДЕМЕОБ ДЙТЕЛФПТПН DARO, ЗЕОЕТБМ - НБКПТПН лЕООЕФПН йЪТБЬМЕН (Kenneth Israel), "ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОБС ЙОЖПТНБГЙЕК П МАВПК ФПЮЛЕ ЧТБЦЕУЛПК ФЕТТЙФПТЙЙ, Ч МАВПЕ ЧТЕНС УХФПЛ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ РПЗПДОЩИ ХУМПЧЙК."

рТПЗТБННБ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ТБЪТБВПФЛХ ДЧХИ, ДПРПМОСАЭЙИ ДТХЗ ДТХЗБ УЙУФЕН ЧЩУПФОЩИ врмб:

  • пВЩЮОПК ЛПОУФТХЛГЙЙ - Tier II Plus
  • нБМПЪБНЕФОПК ЛПОУФТХЛГЙЙ - Tier III Minus.

пУОПЧОЩЕ ФТЕВПЧБОЙС РТПЗТБННЩ Tier II Plus.

врмб Tier II Plus ДПМЦЕО ВЩФШ УРПУПВЕО ЧЕУФЙ РТПДПМЦЙФЕМШОХА ТБЪЧЕДЛХ ОБ ВПМШЫПК ЧЩУПФЕ. пО ДПМЦЕО ЙНЕФШ ДБМШОПУФШ ДЕКУФЧЙС ВПМЕЕ 5500 ЛН Й ЙНЕФШ УРПУПВОПУФШ ВБТТБЦЙТПЧБФШ ОБД ТБКПОПН ТБЪЧЕДЛЙ ВПМЕЕ 24-И ЮБУПЧ ОБ ЧЩУПФЕ ВПМЕЕ 18300 Н.

дМС ЧЕДЕОЙС ТБЪЧЕДЛЙ ДПМЦЕО ВЩФ ПУОБЭЕО ТБДБТПН У УЙОФЕЪЙТПЧБООПК БРЕТФХТПК (synthetic aperture radar (SAR), ЬМЕЛФТПООП-ПРФЙЮЕУЛХА Й ЙОЖТБЛТБУОХА ЛБНЕТХ ЧЩУПЛПЗП ТБЪТЕЫЕОЙС. пО ФБЛЦЕ ДПМЦЕО ЙНЕФШ УРПУПВОПУФШ ПДОПЧТЕНЕООПЗП РТЙНЕОЕОЙС ЬФПК БРРБТБФХТЩ. йЪ ЛБОБМПЧ УЧСЪЙ ДПМЦОЩ ЙНЕФШУС ЫЙТПЛПРПМПУОЩК УРХФОЙЛПЧЩК ЛБОБМ УЧСЪЙ Й ЛБОБМ УЧСЪЙ Ч РТЕДЕМБИ ЪПОЩ РТСНПК ЧЙДЙНПУФЙ.

уФПЙНПУФШ врмб ОЕ ДПМЦОБ РТЕЧЩЫБФШ $10 НМО. Ч ГЕОБИ 1994 ЖЙОБОУПЧПЗП ЗПДБ.

рТПЕЛФ ЖЙТНЩ Teledyne Ryan Aeronautical (TRA) врмб RQ-4A Global Hawk Ч НБЕ 1995 ЗПДБ ВЩМ ЧЩВТБО РПВЕДЙФЕМЕН Ч ЛПОЛХТУЕ ОБ МХЮЫЙК врмб РП РТПЗТБННЕ Tier II+. лПОЛХТУ РТПДПМЦБМУС 6 НЕУСГЕЧ, Ч ОЕН ХЮБУФЧПЧБМЙ РСФШ ЖЙТН - РТЕФЕОДЕОФПЧ.

жЙТНБ Teledyne Ryan РПВЕДЙМБ Ч ЛПОЛХТУЕ ОЕ УМХЮБКОП. пОБ ПДОБ ЙЪ РЕТЧЩИ Ч уыб ЪБОСМБУШ ТБЪТБВПФЛБНЙ врмб. еЕ ДБМШОЙЕ ЧЩУПФОЩЕ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩЕ ВЕУРЙМПФОЩЕ мб ИПТПЫП ЪБТЕЛПНЕОДПЧБМЙ УЕВС ЧП ЧТЕНС ЧПКОЩ ЧП чШЕФОБНЕ (Firebee). ч РЕТЙПД иПМПДОПК ЧПКОЩ ПОЙ ДПЧПМШОП ХУРЕЫОП ЧЩРПМОСМЙ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩЕ НЙУУЙЙ Ч лЙФБЕ (Compass Arrow). уЙУФЕНБ Global Hawk УПЪДБЕФУС ЗТХРРПК ЖЙТН, УПУФПСЭЕК ЙЪ Teledyne Ryan Aeronautical(San Diego), E-Systems (Falls Church, Virginia), Hughes, Loral, Й ДТХЗЙИ ЖЙТН ТБВПФБАЭЙИ ОБД ТБЪМЙЮОЩНЙ РПДУЙУФЕНБНЙ ЬФПЗП врмб.

чПЪНПЦОПУФЙ врмб Global Hawk ЧЩЪЧБМЙ ВПМШЫПК ЙОФЕТЕУ ОЕ ФПМШЛП Х БНЕТЙЛБОУЛЙИ ЧПЕООЩИ, ОП Й Х ЧПЕООЩИ бЧУФТБМЙЙ, чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ, йЪТБЙМС Й уБХДПЧУЛПК бТБЧЙЙ. ьФП УХМЙФ ВПМШЫЙЕ РЕТУРЕЛФЙЧЩ ДМС ЖЙТНЩ Teledyne Ryan, Х ЛПФПТПК ЕУФШ НОПЗП ДТХЗЙИ ЙДЕК РП РТЙНЕОЕОЙА ЬФПЗП "лПТПМС врмб": ОБРТЙНЕТ, ПО НПЦЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС ЛБЛ ТЕФТБОУМСФПТ, ЛБЛ ЧЩУПФОБС ОБХЮОП-ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛБС МБВПТБФПТЙС ЙМЙ ЛБЛ ОПУЙФЕМШ РТПФЙЧПТБЛЕФОПЗП ПТХЦЙС ДМС ВПТШВЩ У ВБММЙУФЙЮЕУЛЙНЙ ТБЛЕФБНЙ.

рЕТЧЩК РПМЕФ Global Hawk УПЧЕТЫЙМ 28.02.1998 У БЧЙБВБЪЩ ччу уыб Edwards, лБМЙЖПТОЙС. чЪМЕФЕМ ОБ УЛПТПУФЙ 200 ЛН/Ю У чрр №08, РПМЕФ РТПДПМЦБМУС 56 НЙОХФ РТЙ УЛПТПУФЙ 280 ЛН/Ю. вЩМБ ДПУФЙЗОХФБ ЧЩУПФБ 9750 НЕФТПЧ. йЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП ЫБУУЙ ОЕ ЪБЖЙЛУЙТПЧБМПУШ ОБДЕЦОП Ч ХВТБООПН РПМПЦЕОЙЙ Й ФЕНРЕТБФХТОЩЕ ДБФЮЙЛЙ РТЙВПТОПЗП ПФУЕЛБ РПЛБЪБМЙ УМЙЫЛПН ОЙЪЛХА ФЕНРЕТБФХТХ, ЙУРЩФБФЕМЙ ТЕЫЙМЙ УОЙЪЙФШ ЧЩУПФХ РПМЕФБ ДП 6100 НЕФТПЧ Й УПЛТБФЙФШ ДМЙФЕМШОПУФШ РПМЕФБ. рПУМЕ РЕТЕДБЮЙ ЛПНБОДЩ ОБ РПУБДЛХ врмб ОБ чрр №22 УОЙЦБМУС УП УЛПТПУФША 0.7 Н/У. дМС ФПТНПЦЕОЙС ОБ РПУБДПЮОПК РПМПУЕ Ч ДПРПМОЕОЙЕ Л ПВЩЮОЩН ФПТНПЪБН ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ ФПТНПЪОЩЕ ЭЙФЛЙ. рТПВЕЗ УПУФБЧЙМ 1200 НЕФТПЧ. вМБЗПДБТС РТЙНЕОЕОЙА ДЙЖЖЕТЕОГЙБМШОПК ОБЧЙЗБГЙПООПК УЙУФЕНЩ GPS, ПФЛМПОЕОЙЕ ПФ ПУЙ чрр РПУМЕ РПУБДЛЙ ПЛБЪБМПУШ НЕОШЫЕ 50 УН.

фБЛ ОБЮБМЙУШ ЙУРЩФБОЙС. дП ЛПОГБ ЧФПТПЗП ЬФБРБ РМБОЙТПЧБМПУШ УПЧЕТЫЙФШ 15 РПМЕФПЧ ПВЭЕК РТПДПМЦЙФЕМШОПУФША 250 ЮБУПЧ. дМС ЬФЙИ ГЕМЕК Ч San Diego ВЩМ УПВТБО ЧФПТПК врмб Global Hawk. пО ВЩМ ПУОБЭЕО РПМОЩН ЛПНРМЕЛФПН ВПТФПЧПК БРРБТБФХТЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОПК. рЕТЧЩК РПМЕФ УПЧЕТЫЙМ 20.11.1998.

RQ-4 ЧЩРПМОЕО РП ОПТНБМШОПК БЬТПДЙОБНЙЮЕУЛПК УИЕНЕ У ОЙЪЛПТБУРПМПЦЕООЩН ЛТЩМПН ВПМШЫПЗП ХДМЙОЕОЙС. лТЩМП, РТПЙЪЧПДУФЧБ ЛПОГЕТОБ Boeing, РПМОПУФША ЙЪЗПФПЧМЕОП ЙЪ ЛПНРПЪЙГЙПООПЗП НБФЕТЙБМБ ОБ ПУОПЧЕ ХЗМЕЧПМПЛОБ. ьФП РПЪЧПМЙМП УПЪДБФШ ФПОЛПЕ ЛТЩМП У ПФОПУЙФЕМШОЩН ХДМЙОЕОЙЕН 25. оБ ЛТЩМЕ ЙНЕАФУС, ЛБЛ НЙОЙНХН ДЧЕ, ФПЮЛЙ ЧОЕЫОЕК РПДЧЕУЛЙ, ТБУУЮЙФБООЩЕ ОБ ЗТХЪ НБУУПК ДП 450 ЛЗ ЛБЦДБС. ыБУУЙ ФТЕИФПЮЕЮОПЕ У ОПУПЧЩН ЛПМЕУПН. оБ ОПУПЧПК УФПКЛЕ ЫБУУЙ ЙНЕЕФУС ПДОП ЛПМЕУП, ОБ РПДЛТЩМШЕЧЩИ УФПКЛБИ - РП ДЧБ ЛПМЕУБ. жАЪЕМСЦ ФЙРБ РПМХНПОПЛПЛ ЙЪЗПФБЧМЙЧБЕФУС ЖЙТНПК Teledyne Ryan ЙЪ БМАНЙОЙЕЧЩИ УРМБЧПЧ. пО УПУФПЙФ ЙЪ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ЮБУФЕК. уРЕТЕДЙ ТБУРПМПЦЕО РТЙВПТОЩК ПФУЕЛ. фБН, РПД ВПМШЫЙН ТБДЙПРТПЪТБЮОЩН ПВФЕЛБФЕМЕН ТБУРПМПЦЕОБ РБТБВПМЙЮЕУЛБС БОФЕООБ УРХФОЙЛПЧПК УЧСЪЙ ДЙБНЕФТПН 1.22 НЕФТБ. ч ЬФПН ЦЕ ПФУЕЛЕ ТБЪНЕЭЕОБ ЧУС ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОБС БРРБТБФХТБ. ч УТЕДОЕК ЮБУФЙ ОБИПДЙФУС ВПМШЫПК ФПРМЙЧОЩК ВБЛ Й Ч ИЧПУФПЧПК ЮБУФЙ ТБУРПМПЦЕО ТЕБЛФЙЧОЩК ФХТВПЧЕОФЙМСФПТОЩК ДЧЙЗБФЕМШ Allison AE 3007H. дЧЙЗБФЕМШ РПЪБЙНУФЧПЧБО, РПЮФЙ ВЕЪ ЙЪНЕОЕОЙК, Х УБНПМЕФПЧ ВЙЪОЕУ - ЛМБУУБ Citation-X Й EMB-145. рПУМЕ ЧОЕУЕОЙС ОЕВПМШЫЙИ ЙЪНЕОЕОЙК Ч УЙУФЕНХ ХРТБЧМЕОЙС ДЧЙЗБФЕМШ ХУФПКЮЙЧП ТБВПФБЕФ ОБ ЧЩУПФБИ ДП 21 300 НЕФТПЧ.

V-ПВТБЪОПЕ ИЧПУФПЧПЕ ПРЕТЕОЙЕ, ЙЪЗПФБЧМЙЧБЕНПЕ ЖЙТНПК Aurora Flight Sciences, ФБЛЦЕ УДЕМБОП ЙЪ ЛПНРПЪЙГЙПООЩИ НБФЕТЙБМПЧ.

врмб УБН РП УЕВЕ ЬФП РМБФЖПТНБ ДМС ТБЪМЙЮОПЗП ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОПЗП ПВПТХДПЧБОЙС. оБ Global Hawk ХУФБОБЧМЙЧБАФУС ФТЙ РПДУЙУФЕНЩ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОПК БРРБТБФХТЩ ПДОПЧТЕНЕООП. пОЙ ДЕКУФЧХАФ ОБ ТБЪОЩИ ДМЙОБИ ЧПМО, НПЗХФ ТБВПФБФШ ПДОПЧТЕНЕООП Й ПФМЙЮБАФУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ УМЕДХАЭЙН:

тБДБТ У УЙОФЕЪЙТПЧБООПК БРЕТФХТПК ЙЪЗПФПЧМЕО ЖЙТНПК Raytheon (Hughes) Й РТЕДОБЪОБЮЕО ДМС ТБВПФЩ Ч МАВЩИ РПЗПДОЩИ ХУМПЧЙСИ. ч ОПТНБМШОПН ТЕЦЙНЕ ТБВПФЩ ПО ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ РПМХЮЕОЙЕ ТБДЙПМПЛБГЙПООПЗП ЙЪПВТБЦЕОЙЕ НЕУФОПУФЙ У ТБЪТЕЫЕОЙЕН 1 НЕФТ. ъБ УХФЛЙ НПЦЕФ ВЩФШ РПМХЮЕОП ЙЪПВТБЦЕОЙЕ У РМПЭБДЙ 138,000 ЛН 2 ОБ ТБУУФПСОЙЙ 200 ЛН. ч ФПЮЕЮОПН ТЕЦЙНЕ ("spotlight" mode), УЯЕНЛБ ПВМБУФЙ ТБЪНЕТПН 2 И 2 ЛН, ЪБ 24 ЮБУБ НПЦЕФ ВЩФШ РПМХЮЕОП ВПМЕЕ 1900 ЙЪПВТБЦЕОЙК У ТБЪТЕЫЕОЙЕН 0,3 Н. ч ФТЕФШЕН ТЕЦЙНЕ (X-Band) ТБДБТ НПЦЕФ УПРТПЧПЦДБФШ ДЧЙЦХЭХАУС ГЕМШ, ЕУМЙ ЕЕ УЛПТПУФШ ВПМЕЕ 7 ЛН/Ю.

дЧЕ БОФЕООЩ ТБДБТБ (ТБУРПМПЦЕОЩ РП ВПЛБН Ч ОЙЦОЕК ЮБУФЙ РТЙВПТОПЗП ПФУЕЛБ ЖАЪЕМСЦБ, ДМЙОБ 1.21 Н) Й ОЕПВИПДЙНПЕ ЬМЕЛФТПООПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ ЧЕУПН 290 ЛЗ РПФТЕВМСАФ 6 ЛчФ ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЙЙ.

дОЕЧОБС ЬМЕЛФТПООП-ПРФЙЮЕУЛБС ГЙЖТПЧБС ЛБНЕТБ ЙЪЗПФПЧМЕОБ ЛПНРБОЙЕК Hughes Й ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ РПМХЮЕОЙЕ ЙЪПВТБЦЕОЙК У ЧЩУПЛЙН ТБЪТЕЫЕОЙЕН. дБФЮЙЛ (1024 x 1,024 РЙЛУЕМ) УПРТСЦЕО У ФЕМЕПВЯЕЛФЙЧПН У ЖПЛХУОЩН ТБУУФПСОЙЕН 1750 НН. ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ РТПЗТБННЩ ЕУФШ ДЧБ ТЕЦЙНБ ТБВПФЩ. рЕТЧЩК - УЛБОЙТПЧБОЙЕ РПМПУЩ ЫЙТЙОПК 10 ЛН. чФПТПК - ДЕФБМШОПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВМБУФЙ 2 И 2 ЛН. дМС РПМХЮЕОЙС ОПЮОЩИ ЙЪПВТБЦЕОЙК ЙУРПМШЪХЕФУС йл-ДБФЮЙЛ (640 И 480 РЙЛУЕМ). пО ЙУРПМШЪХЕФ ФПФ ЦЕ УБНЩК ФЕМЕПВЯЕЛФЙЧ. пВЯЕЛФЙЧ НПЦЕФ РПЧПТБЮЙЧБФШУС ОБ ХЗПМ 80 ЗТБДХУПЧ.

тБДБТ, ДОЕЧОБС Й ЙОЖТБЛТБУОБС ЛБНЕТЩ НПЗХФ ТБВПФБФШ ПДОПЧТЕНЕООП, ЮФП РПЪЧПМСЕФ РПМХЮЙФШ ВПМШЫПК ПВЯЕН ЙОЖПТНБГЙЙ. дОЕЧОБС / ЙОЖТБЛТБУОБС ЛБНЕТБ ЙНЕЕФ УЛПТПУФШ ЧЩДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ - 40 НМО. РЙЛУЕМЕК Ч УЕЛХОДХ, ЮФП УПУФБЧМСЕФ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ГЧЕФПЧПЗП ТБЪТЕЫЕОЙС 400 нВЙФ/УЕЛ. вПТФПЧБС УЙУФЕНБ УВПТБ Й ИТБОЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ УЦЙНБЕФ РПМХЮЕООЩЕ ГЙЖТПЧЩЕ ЙЪПВТБЦЕОЙС Й ЪБРЙУЩЧБЕФ ЙИ.

дМС РЕТЕДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ РПФТЕВЙФЕМСН НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ ОЕУЛПМШЛП ЛБОБМПЧ УЧСЪЙ. рП УРХФОЙЛПЧПНХ ЛБОБМХ УЛПТПУФШ РЕТЕДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ УПУФБЧМСЕФ 50 нВЙФ/У. дМС ЬФЙИ ГЕМЕК ЙУРПМШЪХЕФУС УРХФОЙЛПЧБС УЙУФЕНБ УЧСЪЙ Ku-ДЙБРБЪПОБ (SATCOM), ДЙБНЕФТ БОФЕООЩ 1.22 НЕФТБ. рП РТСНПНХ ЛБОБМХ ДЙБРБЪПОБ UHF НПЦОП РЕТЕДБЧБФШ ЙОЖПТНБГЙА УП УЛПТПУФША 137 нВЙФ/У.

йОЖПТНБГЙС ОБРТБЧМСЕФУС ОБ ОБЪЕНОХА УФБОГЙА ХРТБЧМЕОЙС РПМЕФПН Й ОБ УФБОГЙА ХРТБЧМЕОЙС ЧЪМЕФПН/РПУБДЛПК. ч ВХДХЭЕН РПМШЪПЧБФЕМЙ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ УЧСЪЙ У ОБЪЕНОПК УФБОГЙЕК УНПЗХФ РПМХЮБФШ ЙЪПВТБЦЕОЙС ОБРТСНХА ПФ врмб Global Hawk.

Global Hawk ВХДЕФ ЙОФЕЗТЙТПЧБО Ч УХЭЕУФЧХАЭЙЕ УЙУФЕНЩ ФБЛФЙЮЕУЛПК ЧПЪДХЫОПК ТБЪЧЕДЛЙ (РМБОЙТПЧБОЙЕ РПМЕФПЧ, ПВТБВПФЛБ ДБООЩИ, ЬЛУРМХБФБГЙС Й ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ). еУМЙ ПО ВХДЕФ РПДЛМАЮЕО Л ФБЛЙН УЙУФЕНБН ЛБЛ ПВЯЕДЙОЕООБС УЙУФЕНБ ПВЕУРЕЮЕОЙС ТБЪЧЕДЛЙ (JDISS) Й ЗМПВБМШОБС УЙУФЕНБ ЛПНБОДПЧБОЙС Й ХРТБЧМЕОЙС (GCCS), ЙЪПВТБЦЕОЙС ВХДХФ РЕТЕДБЧБФШУС ПРЕТБФЙЧОПНХ ЛПНБОДХАЭЕНХ ДМС ОЕНЕДМЕООПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС. дБООЩЕ, РПМХЮЕООЩЕ ПФ врмб ВХДХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС ДМС ПВОБТХЦЕОЙС ГЕМЕК, ДМС РМБОЙТПЧБОЙС ХДБТОЩИ ПРЕТБГЙК ДМС ТЕЛПЗОПУГЙТПЧЛЙ, Б ФБЛ ЦЕ ДМС ТЕЫЕОЙС ЙОЩИ ЪБДБЮ.

еУМЙ Global Hawk ВХДЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ Ч ЙОФЕТЕУБИ БТНЙЙ уыб, ФП ПВТБВПФЛБ РПМХЮЕООЩИ ЙЪПВТБЦЕОЙК ВХДЕФ РТПЙЪЧПДЙФУС Enhanced Tactical Radar Correlator (ETRAC) Й Modernized Imagery Exploitation System (MIES) (ЙМЙ ЙИ РТЕЕНОЙЛБНЙ). еУМЙ Ч ЙОФЕТЕУБИ ччу уыб, ФП У РПНПЭША Contingency Airborne Reconnaissance System (CARS); ЕУМЙ Ч ЙОФЕТЕУБИ чнж Й лнр уыб ФП - Joint Services Imagery Processing System-Navy (JSIPS-N). пВЭБС ОБЪЕНОБС УФБОГЙС (Common Ground Station (CGS)) НПЦЕФ ТБВПФБФШ У ЙЪПВТБЦЕОЙСНЙ ПВТБВПФБООЩНЙ МАВПК ЙЪ ЬФЙИ УЙУФЕН.

рТПЗТБННБ ФТЕВХЕФ ЮФПВЩ врмб ВЕЪ РТЙНЕОЕОЙС УФЕМУ-ФЕИОПМПЗЙК ЙНЕМ ДПУФБФПЮОП ЧЩУПЛХА ЧЩЦЙЧБЕНПУФШ. дМС УБНПЪБЭЙФЩ Global Hawk ПУОБЭБЕФУС ДЕФЕЛФПТПН ПВМХЮЕОЙС ТБДЙПМПЛБФПТБНЙ AN/ALR 89 RWR Й РПУФБОПЧЭЙЛБНЙ РПНЕИ. рТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ПО НПЦЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ВХЛУЙТХЕНЩК РПУФБОПЧЭЙЛ РПНЕИ ALE-50. ьЛУРЕТЙНЕОФЩ РП НПДЕМЙТПЧБОЙА ТЕБМШОЩИ УЙФХБГЙК РПЛБЪБМЙ, ЮФП Global Hawk НПЦЕФ УПЧЕТЫЙФШ ВПМЕЕ ЮЕН 200 ЧЩМЕФПЧ ВЕЪ РПЧТЕЦДЕОЙК ЕУМЙ НБТЫТХФ ЕЗП РПМЕФБ УРМБОЙТПЧБО У ХЮЕФПН ФЕЛХЭЕК ПВУФБОПЧЛЙ (ЧОЕ ЪПО БЛФЙЧОЩИ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК). ч УМХЮБЕ ПРБУОПУФЙ врмб НПЦЕФ ЧЩЪЧБФШ РПНПЭШ УЧСЪБЧЫЙУШ У ВМЙЦБКЫЙН БЧЙБГЙПООЩН РБФТХМЕН ЙМЙ УБНПМЕФПН AWACS.

дМС РПЧЩЫЕОЙС НПВЙМШОПУФЙ ЧУЕ ОБЪЕНОПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ ТБЪНЕЭЕОП Ч ЛПОФЕКОЕТБИ ЙМЙ ОБ УРЕГЙБМШОЩИ ФТЕКМЕТБИ. ч УПУФБЧ ОБЪЕНОПЗП ПВПТХДПЧБОЙС ЧИПДСФ:

  • уФБОГЙС ХРТБЧМЕОЙС ЧЪМЕФПН/РПУБДЛПК
  • уФБОГЙС ХРТБЧМЕОЙС ПРЕТБГЙСНЙ РПМЕФПН
  • фТЕКМЕТ У БОФЕООЩН ПВПТХДПЧБОЙЕН (SATCOM)
  • фТЕКМЕТ УП УРХФОЙЛПЧПК БОФЕООПК
  • фТЕКМЕТ У ЛБВЕМСНЙ
  • дЧБ ЗЕОЕТБФПТБ
  • дЧБ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЗЕОЕТБФПТБ
  • лПНРМЕЛФ УЙМПЧПК БРРБТБФХТЩ
  • дЧЙЗБФЕМШОЩК УФЕОД У ДЧЙЗБФЕМЕН
  • лПНРМЕЛФ ЪБРЮБУФЕК
  • лПНРМЕЛФ ДМС ПВУМХЦЙЧБОЙС врмб
  • уФБОГЙС ХРТБЧМЕОЙС РПМЕФПН Й УФБОГЙС ХРТБЧМЕОЙС ЧЪМЕФПН/РПУБДЛПК ТБЪНЕЭЕОЩ Ч ПФДЕМШОЩИ ЛПОФЕКОЕТБИ ТБЪНЕТПН 2.4И2.4И7.2Н Й 2.4И2.4И3.25Н УППФЧЕФУФЧЕООП. дМС ХДПВУФЧБ РЕТЕНЕЭЕОЙС ЛПОФЕКОЕТЩ УОБВЦЕОЩ ЧЩДЧЙЗБАЭЙНЙУС ЛПМЕУБНЙ. лПНРМЕЛУ ОБЪЕНОПЗП ПВПТХДПЧБОЙС врмб Global Hawk НПЦЕФ ФТБОУРПТФЙТПЧБФШУС РП ЧПЪДХИХ ФТЕНС ЧПЕООП-ФТБОУРПТФОЩНЙ УБНПМЕФБНЙ у-141ч, ЙМЙ ДЧХНС C-17, ЙМЙ ПДОЙН у-5ч.

29 НБТФБ 1999 ЗПДБ Ч 10:14 врмб Global Hawk №2 ЧП ЧТЕНС ЙУРЩФБФЕМШОПЗП РПМЕФБ РПФЕТСМ ХРТБЧМЕОЙЕ Й ТБЪВЙМУС ТСДПН У ПЪЕТПН Searles Lake. ьФП РТПЙЪПЫМП ОБ ЧЩУПФЕ 12500 НЕФТПЧ РПУМЕ РПДБЮЙ УЙЗОБМБ ОБ РТЕЛТБЭЕОЙЕ РПМЕФБ У БЧЙБВБЪЩ Nellis, оЕЧБДБ. врмб ОБЮБМ ЧЩРПМОЕОЙЕ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБООПЗП НБОЕЧТБ РТЕЛТБЭЕОЙС РПМЕФБ Й УПТЧБМУС Ч ЫФПРПТ. ьФБ БЧБТЙС ЪБФПТНПЪЙМБ ЧЩРПМОЕОЙЕ РТПЗТБННЩ ЛБЛ НЙОЙНХН ОБ ДЧБ НЕУСГБ. йЪЗПФПЧМЕОЙЕ ЪБНЕОЩ ДМС ТБЪВЙЧЫЕЗПУС врмб ПВПКДЕФУС Ч $30 НМО. у 1994 РП НБТФ 1999 ЗПДБ Ч РТПЗТБННХ Global Hawk ХЦЕ ЧМПЦЕОП $280 НМО.

06 ДЕЛБВТС 1999 ЗПДБ РПУМЕ ХУРЕЫОПЗП ЧЩРПМОЕООПЗП РПМЕФБ Й РПУБДЛЙ ОБ БЧЙБВБЪЕ ччу уыб Edwards, лБМЙЖПТОЙС РТПЙЪПЫЕМ ЙОГЙДЕОФ У врмб Global Hawk №3. чП ЧТЕНС ТХМЕЦЛЙ ОБ ЗМБЧОПК чрр БЧЙБВБЪЩ, ОБ РПЧПТПФЕ МПРОХМП ЛПМЕУП ОБ ОПУПЧПК УФПКЛЕ ЫБУУЙ. врмб ОЕ РПМХЮЙМ ОЙЛБЛЙИ РПЧТЕЦДЕОЙК.


мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС RQ-4
тБЪНБИ ЛТЩМБ, Н 35.42
дМЙОБ, Н 13.53
чЩУПФБ, Н 4.62
рМПЭБДШ ЛТЩМБ, Н2 50.2
нБУУБ, ЛЗ
РХУФПЗП 4177
ЧЪМЕФОБС 11622
ФПРМЙЧБ 6583
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 1 фтдд Allison AE3007H
фСЗБ, ЛЗУ 1 И 3450
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 639
тБДЙХУ ДЕКУФЧЙС, ЛН 4445
рТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ РПМЕФБ, Ю 38
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 19800

Программа создания БПЛА RQ-4 Global Hawk стартовала в мае 1995 года, когда победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+ был объявлен проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов.
Новый беспилотник в числе прочего рассматривался как замена дальнего высотного разведчика Lockheed U-2 который эксплуатировался с 1956 года.

Фирма Teledyne Ryan уже имела опыт проектирования беспилотников. Созданные этой фирмой дальние высотные разведывательные AQM-34 Firebee хорошо зарекомендовали во Вьетнаме, было построено несколько сотен этих дронов.
В 1999 году фирма была поглощена Northrop Grumman и стала её структурным подразделением.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна.

Это позволило создать тонкое лёгкое и прочное крыло большого удлинения. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров.
V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов. Размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров.
По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», Global Hawk может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно.

Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года, с авиабазы ВВС США Edwards.
В первом полёте была достигнута высота 9750 метров, при скорости 280 км/ч. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 0,5 метра.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk на авиабазе Edwards

Первые 7 построенных аппаратов создавались в рамках программы "Демонстрации передовых технологий" (ACTD), и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk осуществлялось параллельно с непрекращающейся доработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА первой серийной модификации Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.
Далее в рамках модели RQ-4В появились:
Block 20 - на нём увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
Block 30 - доработанный вариант, официально принят на вооружение ВВС США в августе 2011 года.
Block 40 - совершивший первый полёт 16 ноября 2009 года. Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$). К настоящему времени собраны около 40 беспилотников всех модификаций.


БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon, он предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме, съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Используя «эффект Доплера» радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м). Электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.


Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Комбинированная дневная /ночная инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи SATCOM, диаметр антенны 1.22 метра. По радиоканалу диапазона UHF в пределах прямой видимости, можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. Пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Global Hawk интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Он подключен к системам: Объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и Глобальная система командования и управления (GCCS). Полученные изображения могут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА используются для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач.
БПЛА без применения стелс-технологий должен иметь достаточно высокую выживаемость. Для обеспечения этого Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и станциями постановки помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может в среднем совершить более чем 200 боевых вылетов, если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий).

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.

БПЛА RQ-4 Global Hawk использовались в ходе боевых операций в Афганистане, Ираке и Ливии. Скорей всего они будут применены в ходе операции против Сирии.
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk и самолёты разведчики U-2 на авиабазе Baele


На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».
Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 килограммов. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 километров в час. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.


Кроме военных разведывательных задач RQ-4 Global Hawk активно используется для мониторинга окружающей среды в научных целях.
Несколько машин используются НАСА в Дрейденском научном центре для исследовательских высотных полётов. БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан.

В августе, сентябре 2010 года один из аппаратов участвовал в программе НАСА "Возникновение и быстрое усиление" (Genesis and Rapid Intensification Program), в рамках исследований атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазона, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд.
Беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.

При ликвидации последствий стихийных бедствий совершались полёты над территорией США для оценки ущерба от урагана Ike и Калифорнийских пожаров.


Фотография пожаров, сделанная " Глобал Хоук " ВМС США в Северной Калифорнии, 2008 году.

Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США.
Германия для замены устаревшего патрульного самолёта Breguet Atlantic выбрала RQ-4B , окрестив его Euro Hawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях.

Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Канада планирует заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Для работы в Арктике, в условиях экстремально низких температур специалистами Northrop Grumman создана модификация Polar Hawk.

Кроме того ведутся переговоры о поставках с Австралией, Испанией и Японией. Потенциальным покупателем является также Индия.

По материалам:
http://www.northropgrumman.com/capabilities/globalhawk/Pages/default.aspx
http://warinform.ru/News-view-354.html
http://airspot.ru/catalogue/item/ryan-rq-4-global-hawk
http://tech-life.org/arms/86-rq-4-global-hawk

Программа высотного дальнего разведывательного БПЛА Tier - это программа создания демонстратора перспективной технологии для нужд воздушной разведки (Defense Airborne Reconnaissance Office"s (DARO)). Цель проекта - предоставить командующему объединенными вооруженными силами необходимую разведывательную информацию. Необходимая разведывательная информация была определена директором DARO, генерал - майором Кеннетом Израэлем (Kenneth Israel), "разведывательная информацией о любой точке вражеской территории, в любое время суток, независимо от погодных условий." Программа предусматривает разработку двух, дополняющих друг друга систем высотных БПЛА:
  • Обычной конструкции - Tier II Plus
  • Малозаметной конструкции - Tier III Minus.
Основные требования программы Tier II Plus. БПЛА Tier II Plus должен быть способен вести продолжительную разведку на большой высоте. Он должен иметь дальность действия более 5500 км и иметь способность барражировать над районом разведки более 24-х часов на высоте более 18300 м. Для ведения разведки должен быт оснащен радаром с синтезированной апертурой (synthetic aperture radar (SAR), электронно-оптическую и инфракрасную камеру высокого разрешения. Он также должен иметь способность одновременного применения этой аппаратуры. Из каналов связи должны иметься широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости. Стоимость БПЛА не должна превышать $10 млн. в ценах 1994 финансового года.

Global Hawk победил в конкурсе.

Проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA) БПЛА RQ-4A Global Hawk в мае 1995 года был выбран победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+. Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов. Фирма Teledyne Ryan победила в конкурсе не случайно. Она одна из первых в США занялась разработками БПЛА. Ее дальние высотные разведывательные беспилотные ЛА хорошо зарекомендовали себя во время войны во Вьетнаме (Firebee). В период Холодной войны они довольно успешно выполняли разведывательные миссии в Китае (Compass Arrow). Система Global Hawk создается группой фирм, состоящей из Teledyne Ryan Aeronautical(San Diego), E-Systems (Falls Church, Virginia), Hughes, Loral, и других фирм работающих над различными подсистемами этого БПЛА.

Этапы реализации программы.

Этап 1 1998 финансовый год - изготовление двух летательных аппаратов, двух комплектов бортовой аппаратуры и оборудования и наземной станции управления. Начало летных испытаний БПЛА. Этап 2 Начался в 1999 году. Атлантическое командование США (US Atlantic Command) начало интенсивные испытания этих БПЛА. Для этих целей DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), которая руководит этой программой в интересах DARO (Defense Airborne Reconnaissance Office), заказала еще 3 БПЛА Global Hawks (этап 2В). Изначально планировалось иметь 8 БПЛА, но стоимость второго этапа программы вместо $164 млн. выросла до более чем $220, поэтому решили сэкономить. Однако, по словам изготовителя, несмотря на сокращение финансирования Global Hawk будет отвечать всем требованиям проекта. Авария БПЛА Global Hawk в марте 1999 года внесла существенные коррективы в планы реализации проекта. На данный момент решено ограничится тремя БПЛА. Планируется провести испытательные полеты в Канаде и Австралии. Если испытания пройдут успешно, и БПЛА Global Hawk удовлетворит всем предъявляемым требованиям, то ожидаемый заказ может достичь 50 ЛА. В среднем стоимость одного БПЛА Global Hawk в ценах 1994 года составит $10 млн. не учитывая стоимости запасных частей и снабженческих затрат. Возможности БПЛА Global Hawk вызвали большой интерес не только у американских военных, но и у военных Австралии, Великобритании, Израиля и Саудовской Аравии. Это сулит большие перспективы для фирмы Teledyne Ryan, у которой есть много других идей по применению этого "Короля БПЛА": например, он может использоваться как ретранслятор, как высотная научно-исследовательская лаборатория или как носитель противоракетного оружия для борьбы с баллистическими ракетами.

Первый полет.

Первый полет Global Hawk совершил 28.02.1998 с авиабазы ВВС США Edwards, Калифорния. Взлетел на скорости 200 км/ч с ВПП №08, полет продолжался 56 минут при скорости 280 км/ч. Была достигнута высота 9750 метров. Из-за того, что шасси не зафиксировалось надежно в убранном положении и температурные датчики приборного отсека показали слишком низкую температуру, испытатели решили снизить высоту полета до 6100 метров и сократить длительность полета. После передачи команды на посадку БПЛА на ВПП №22 снижался со скоростью 0.7 м/с. Для торможения на посадочной полосе в дополнение к обычным тормозам использовались тормозные щитки. Пробег составил 1200 метров. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 50 см. Так начались испытания. До конца второго этапа планировалось совершить 15 полетов общей продолжительностью 250 часов. Для этих целей в San Diego был собран второй БПЛА Global Hawk. Он был оснащен полным комплектом бортовой аппаратуры, в том числе и разведывательной. Первый полет совершил 20.11.1998.

Конструкция.

Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. Это позволило создать тонкое крыло с относительным удлинением 25. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров. V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов.

Разведывательное оборудование.

БПЛА сам по себе это платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры одновременно. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно и отличаются друг от друга следующим: Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon (Hughes) и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км 2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме ("spotlight" mode), съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. В третьем режиме (X-Band) радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч. Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м) и необходимое электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии. Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.

Системы связи.

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Дневная / инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их. Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи Ku-диапазона (SATCOM), диаметр антенны 1.22 метра. По прямому каналу диапазона UHF можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с. Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. В будущем пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Интеграция в существующие военные информационные системы.

Global Hawk будет интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Если он будет подключен к таким системам как объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и глобальная система командования и управления (GCCS), изображения будут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА будут использоваться для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач. Если Global Hawk будет действовать в интересах армии США, то обработка полученных изображений будет производится Enhanced Tactical Radar Correlator (ETRAC) и Modernized Imagery Exploitation System (MIES) (или их преемниками). Если в интересах ВВС США, то с помощью Contingency Airborne Reconnaissance System (CARS); если в интересах ВМФ и КМП США то - Joint Services Imagery Processing System-Navy (JSIPS-N). Общая наземная станция (Common Ground Station (CGS)) может работать с изображениями обработанными любой из этих систем.

Средства самозащиты.

Программа требует чтобы БПЛА без применения стелс-технологий имел достаточно высокую выживаемость. Для самозащиты Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и постановщиками помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может совершить более чем 200 вылетов без повреждений если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий). В случае опасности БПЛА может вызвать помощь связавшись с ближайшим авиационным патрулем или самолетом AWACS.

Мобильность.

Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. В состав наземного оборудования входят:
  • Станция управления взлетом/посадкой
  • Станция управления операциями полетом
  • Трейлер с антенным оборудованием (SATCOM)
  • Трейлер со спутниковой антенной
  • Трейлер с кабелями
  • Два генератора
  • Два дополнительных генератора
  • Комплект силовой аппаратуры
  • Двигательный стенд с двигателем
  • Комплект запчастей
  • Комплект для обслуживания БПЛА
  • Станция управления полетом и станция управления взлетом/посадкой размещены в отдельных контейнерах размером 2.4х2.4х7.2м и 2.4х2.4х3.25м соответственно. Для удобства перемещения контейнеры снабжены выдвигающимися колесами. Комплекс наземного оборудования БПЛА Global Hawk может транспортироваться по воздуху тремя военно-транспортными самолетами С-141В, или двумя C-17, или одним С-5В.

Аварии.

29 марта 1999 года в 10:14 БПЛА Global Hawk №2 во время испытательного полета потерял управление и разбился рядом с озером Searles Lake. Это произошло на высоте 12500 метров после подачи сигнала на прекращение полета с авиабазы Nellis, Невада. БПЛА начал выполнение запрограммированного маневра прекращения полета и сорвался в штопор. Эта авария затормозила выполнение программы как минимум на два месяца. Изготовление замены для разбившегося БПЛА обойдется в $30 млн. С 1994 по март 1999 года в программу Global Hawk уже вложено $280 млн. 06 декабря 1999 года после успешного выполненного полета и посадки на авиабазе ВВС США Edwards, Калифорния произошел инцидент с БПЛА Global Hawk №3. Во время рулежки на главной ВПП авиабазы, на повороте лопнуло колесо на носовой стойке шасси. БПЛА не получил никаких повреждений. Характеристики:
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Производитель: Teledyne Ryan Aeronautical (США)
Размеры, мм (фт)
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Фюзеляж Длина 13530(44.4)
Ширина 1460(4.8)
Крыло Размах крыла 35420(116.2)
Площадь, м 2 (фт 2) 50.2(540)
Относительное удлинение 25
V-образное хвостовое оперение Длина (каждого) 3470(11.4)
Площадь (каждого), м 2 (фт 2) 4.98(42.8)
Относительное удлинение 3.0
Угол развала, градусов 50
Массы
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Масса взлетная максимальная, кг(фнт.) 11622(25,600)
Масса пустого, кг(фнт) 4177(9200)
Грузоподъемность, кг(фнт.) 863(1,900)
Масса топлива, кг(фнт) 6583(14,500)
Силовая установка
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Марка двигателя Allison AE3007H
Тип реактивный турбовентиляторный
Тяга статическая, кгс(фнт) 3450(7,600)
Марка топлива JP-8
Материаы
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Конструктивные материалы алюминий и композиты
Летные характеристики:
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Продолжительность полета, ч 38
Радиус действия, км(миль) 4445(2400) (+ 24ч наблюдения)
Скорость максимальная, км/ч(узлов) 639(345)
Посадочная скорость, км/ч(узлов) 176(95)
Потолок, м(фт) 19800(65,000)
Количество точек маршрута 999
Система навигации Litton 211G INS/GPS Системы связи Data Link(s)
  • X-band
  • Ku-band Data Rate(s) 9.6/9.6 kbps (down/up)
  • 47.8/0.2 Mbps (down/up)
  • 47.8/1.5 Mbps (down/up)
Разведывательное оборудование: Радар с синтезированной апертурой (SAR) с MTI электронно-оптическое и инфракрасное оборудование фирм Raytheon/Hughes Масштаб возможностей данного гиганта огромен. Практический потолок – до 18 000 метров, время пребывания без дозаправки в воздухе – до 30 часов. Масса полезного груза, который может взять аппарат – до 907,2 кг. 1 час полета аппарата стоит более 32 тыс. долларов. Стоимость 1 самолета около 35 млн. долларов, без учета расходов на НИОКР.
Скачайте краткое описание аппарата прямо сейчас.

Global Hawk – какие возможности кроются в аппарате?

БПЛА Global Hawk может находиться в воздухе до 30 часов, возможна дозаправка в воздухе, которая увеличит время полета в два раза. Беспилотный аппарат оснащен комплексной интегрированной системой разведки и наблюдения, называемой HISAR. В комплекс входит радар с обзором до 100 км, инфракрасные камеры и датчики, оптические сенсоры, камеры высокой четкости с возможностью увидеть, что находится на 1 кв.м. поверхности земли. Оцифрованные, защищенные криптографические данные могут передаваться на землю напрямую с аппарата в прямой его видимости или через спутниковые сигналы, со скоростью до 100 Мбит/сек. Причем радар, все камеры, инфракрасные датчики, оптические приборы могут работать одновременно. Передавая данные на мощный единый процессор. Посмотрите также в разделе технические характеристики, данные об аппарате. Понравилась статья? Интересен сайт? Добавьте наш сайт в закладки браузера, чтобы не потерять! Компания "ARMAIR" предлагает Вам также узнать больше о гражданских беспилотниках . Их модели, характеристики и цены Вы можете посмотреть на сайте. Для бизнеса рекомендуем серию аппаратов Supercam, для личного пользования - имеется широкая линейка квадрокоптеров DJI . Планируете покупку беспилотников? Желаете получить расчет цен? Оставьте заявку или позвоните нам прямо сейчас!