Основное назначение работ по демонтажу конструкций и сетей заключается в удалении строительных конструкций, трубопроводов и узлов инженерного оборудования для монтажа новых конструкций и узлов взамен пришедших в негодность или не отвечающих своему назначению. Демонтажные работы относятся к наиболее трудоемкому виду ремонтно-строительных работ, их довольно трудно механизировать и тем более комплексно механизировать, поэтому при их производстве неизбежны существенные затраты ручного труда. Технология демонтажа должна предусматривать методы производства работ, обеспечивающие безопасные условия труда для работающих при максимальном сохранении годных для дальнейшего употребления деталей и материалов, а также конструкций, смежных с демонтируемыми. К демонтажным работам можно приступать только после передачи объекта ремонта заказчиком подрядчику и по окончании необходимых подготовительных мероприятий согласно проекту производства работ: ограждения площадки, установки подъемных механизмов, подводки воды и электроэнергии, а также уточнения проектных решений непосредственно на месте с целью предупреждения возможного обрушения в процессе выполнения работ. Монтаж строительных конструкций состоит из ряда последовательных операций, выполняемых определенным способом, что указывается в технологических картах в составе ППР. Методы монтажа строительных конструкций определяются рядом факторов: параметрами стесненности, типами монтируемых конструкций, степенью износа существующих конструкций, порядком сборки этажей, технологическими условиями производства капитального ремонта и др. Технологическая последовательность выполнения демонтажа и монтажа конструкций предопределяет организацию монтажных работ раздельным или комплексным (совмещенным) методом. При раздельном методе на первом этапе технологического процесса демонтируют все конструкции, подлежащие замене в пределах объекта, а затем монтируют новые. В этом случае демонтаж и монтаж можно производить с помощью разных машин. Метод применяют при условиях, когда демонтаж конструкций не угрожает обрушением смежных элементов или общей устойчивости зданий. Преимуществом метода является использование мощных монтажных машин, но при этом приходится часто выполнять большой объем работ по усилению конструкций и обеспечению общей устойчивости здания, а также несколько ограничивается возможность совмещения выполнения последующих работ. Совмещенный метод предусматривает совмещение демонтажа и монтажа конструкций с соблюдением условий, обеспечивающих достаточную прочность, жесткость и устойчивость смежных конструкций и сооружений в целом. Метод предусматривает последовательную замену конструкций по захватам, участкам и ячейкам. Монтажные и демонтажные работы выполняют в этих случаях с использованием одного и того же комплекта машин. При этом открывается фронт для последующих работ, в результате чего сокращаются общие сроки ремонта конструкций. Поскольку в процессе эксплуатации строповочные элементы (скобы, петли и т. п.) могут быть повреждены, коррозированы или полностью отсутствовать, демонтируемые конструкции необходимо стропить за основные несущие элементы. До начала строповки для предотвращения соскальзывания стропов при подъеме и кантовке к конструкции могут быть приварены дополнительные специальные упоры. Способ отсоединения опорных узлов и стыковых соединений демонтируемых конструкций должен быть определен видом и техническим состоянием узлов и соединений. Болтовые соединения (при удовлетворительном техническом состоянии)разъединяют свинчиванием гаек. Болтовые соединения конструкций, не пригодных для повторного использования, разъединяют с помощью огневой резки. Аналогичным образом разъединяют заклепочные и сварные соединения. Замоноличенные узлы железобетонных и металлических конструкций можно разрушать также с помощью огневой резки (кислородное копье, электродуговая резка и т. д.), резки высокопрочными материалами (алмазные дисковые пилы и т. п.) и др. Наиболее распространенным является механический способ, при котором бетон разрушается с помощью пневмоударного инструмента, а арматура - с помощью огневой резки (например, газовой). Для ускорения процесса демонтажа целесообразно частично ослаблять проектные крепления конструкции (снять часть болтов, ослабить соединения на оставшихся болтах, срезать часть сварных и клепаных соединений). При демонтаже конструкций необходимо соблюдать такую последовательность операций: - подготовка к демонтажу конструкций (временное раскрепление, усиление, частичное ослабление связей и т. п.); - строповка конструкций и прикрепление оттяжек; - легкое натяжение (выбор слабины) стропов; - отсоединение опорных узлов, контрольный и основной подъемы конструкций, вывод в свободное пространство и опускание на место укладки, временное расцепление демонтированной конструкции (при необходимости), расстроповка.

Ограждающие конструкции и колонны. Демонтаж наружных стеновых панелей производят полностью участками вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей.

Сначала с помощью отбойных молотков разбивается монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 9.6). Срезку закладных деталей, крепящих панель к колоннам, осуществляют с помощью газорезной установки. Демонтируемая панель в это время должна удерживаться краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

Демонтаж стеновых панелей многоэтажных зданий должен осуществляться поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым производится демонтаж плит покрытия. Рабочие размещаются в подвесных люльках, периодически переставляемых по периметру здания.
Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

Для замены железобетонных колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 9.7,а). При этом способе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой - ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм), и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и резки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединенного к верхней части; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Демонтаж железобетонных колонн лебедками (рис. 9.7, б) применяют в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира (рис. 9.8) производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет произвести опускание и подъем новой колонны в строго зафиксированной плоскости.

Колонны доставляют электромостовыми кранами. Сначала осуществляют усиление стропильных ферм и закрепляют к фасонкам верхних поясов их опорные столики. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатые опоры. Затем домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их враспор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору с помощью домкратов до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Далее колонну отсоединяют от фундамента и лебедками осуществляют поворот ее вокруг шарнира и укладку в горизонтальное положение, а затем вывозят.

В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем опорный поворотный шарнир и закрепляют его анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и выводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

В дальнейшем стропят колонну и переводят ее в вертикальное положение с использованием электролебедки и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют ее проектное закрепление к фундаменту. Затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне.

Монтаж внутрицеховых перегородок в стесненных условиях целесообразно осуществлять краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана (рис. 9.9).

Крановый путь. Наиболее часто производят замену кранового пути (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.


В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать при помощи электролебедок (рис. 9.10) и полиспастов.

Работы ведут в такой последовательности. Вначале устанавливают две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепляют неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Демонтируемые балки освобождают от креплений в консолях колонн и сваривают между собой по опорным ребрам в плеть. Застропив ее на концах снимаемых балок, грузовыми лебедками приподнимают на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опускают на подготовленную площадку. Демонтируемую часть вывозят транспортом.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее часто - лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с использованием горизонтальных поддерживающих конструкций.

Подкрановые рельсы можно заменить самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные нагрузки.

Фонарные конструкции. Демонтаж фонарных конструкций одноэтажных промышленных зданий осуществляют с помощью различных средств механизации, включая использование кабельных кранов, крышевых козловых кранов или крышевых стреловых кранов.

Разборку фонаря с помощью кабельного крана рекомендуется производить при длине цеха до 400 м и массе монтируемых элементов до 1,5 т. Крышевые козловые краны грузоподъемностью 1 т применяют при демонтаже металлоконструкций фонарей в средних пролетах реконструируемых цехов. Демонтажные работы в этом случае могут производиться без остановки производства. В комплекте с крышевым краном можно использовать стреловой кран для снятия демонтажных элементов.

Демонтаж конструкций фонаря при их замене может осуществляться с помощью крышевых стреловых кранов, что сокращает сроки работ. Во время спаренной работы кранов первый выполняет демонтажные работы, а второй - монтажные (см. рис. 9.5).

Покрытия. В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные и передвижные); установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); мостостреловые краны, самоходные стреловые и башенные краны. Механизмы последней группы могут работать над крайними пролетами, а остальных групп - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолеты.

Строповку демонтируемых железобетонных плит можно осуществлять через пробиваемые отверстия, в обхват плит с помощью специальных траверс.

Строповку мелких плит покрытия и ферм осуществляют двухветвевым стропом, а для строповки тяжелых и крупногабаритных плит применяют четырехветвевой строп. Прогоны и элементы связей допускается снимать, пользуясь стропом-удавкой. Для демонтажа ферм и балок применяют специальные траверсы, соответствующие размерам и массе этих элементов.
Разборка покрытий одноэтажных зданий, когда производство в разбираемом здании останавливается, может осуществляться с помощью самоходных стреловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или специальных кранов^ смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытий без остановки производства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с монтажом новых конструкций.

При замене покрытия стана «1700» Ждановского металлургического комбината был применен передвижной кабельный кран на базе двух самоходных кранов Э-2508 пролетом 160 м и высотой подъема крюка 29 м (см. рис. 9.4).
Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха, исключающей возможность прохода крана внутри цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная площадка, достаточная для установки самоходного стрелового или башенного крана, а также складирования и укрупнительной сборки конструкций.

Основными несущими конструкциями установщика (рис. 9.11) обычно являются две продольные и две поперечные фермы, соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями, обеспечивающими его пространственную жесткость. Установщик снабжен «ложной» фермой, состоящей из стоек и ригелей. В узлах верхних поясов поперечных ферм устанавливают катковые опоры, позволяющие смещать находящийся на установщике блок покрытия до 50 мм от проектного положения. В крайних углах нижних поясов продольных ферм размещают ходовые колеса с домкратным устройством - перемещения по крановым путям осуществляют при помощи собственного двигателя или электролебедок, установленных на тормозном настиле кранового пути.

В действующих цехах, представляющих собой одноэтажные здания значительной протяженности, особенно при металлических покрытиях, в качестве установщиков целесообразно использовать технологические мостовые краны.


Демонтаж покрытия производится пространственными блоками в следующей последовательности:

  • два мостовых крана соединяются временными связями в жесткую конструкцию;
  • над опорной частью кранов устанавливаются домкраты соответствующей грузоподъемности;
  • в здании разбираются элементы покрытия (прогоны, профилированный настил) и продольные связи между фермами кратно шагу колонны;
  • спаренные краны с домкратами подводятся под блок по крытия, последний отделяется от опорной части колонн и поднимается на высоту около 100 мм и на кранах подается к торцу здания, где установлен самоходный стреловой кран (например, МКГ-100);
  • в торце здания стреловой кран снимает и подает на транспортное средство блок покрытия.

Монтаж покрытия производится в порядке, обратном демонтажу. Последний блок (ближайший к стреловому крану) устанавливается непосредственно стреловым краном. Работы этим методом могут быть проведены без прекращения основной деятельности цеха.

Технологическое оборудование. При демонтаже технологического оборудования на открытых площадках работы выполняются часто по комплексной схеме (параллельно с демонтажем конструкций) с применением кранов с удлиненным гуськом.

Краны с телескопическими стрелами могут быть установлены внутри и снаружи зданий. При расположении кранов снаружи многоэтажного здания демонтаж и монтаж оборудования должны производиться через проемы в стене. Однако он организационно сложен и применяется в особых случаях для выполнения сравнительно небольших объемов работ. Транспортирование оборудования производится при помощи прицепной тележки.

При демонтаже оборудования могут быть применены средства механизации на базе автопогрузчиков, например передвижная кран-балка, смонтированная на базе авто- или электропогрузчика (рис. 9. 12). В одноэтажных зданиях передвижные кран-балки применяются, как правило, самостоятельно, при совмещении операций по демонтажу и транспортируют
на передвижной кран-балки возможна только в комплекте с краном и транспортными средствами. Кран, входящий в комплект, подбирается с учетом возможности подачи на этаж или этажерку кран-балки.

Передвижная кран-балка является модификацией серийных моделей авто-, электропогрузчиков, оборудованных стрелами.
Достоинством такой конструкции является наличие откидных опор, позволяющих сохранить по всей длине стрелы постоянную грузоподъемность, и тельфера. Недостаток - небольшая грузоподъемность базовых погрузчиков (до 10 т), снижающаяся дополнительными нагрузками от тельфера и откидных опор, а также ограниченной способностью перекрытий.

Одним из самых распространенных способов демонтажа и монтажа оборудования в закрытых помещениях является применение порталов. Их применяют для демонтажа и монтажа тяжелого оборудования при невозможности или нецелесообразности работы стрелового крана, отсутствии технологического подъемно-транспортного оборудования, а также в случае реконструкции цеха со взрывоопасной средой. Как и при работе кран-балки, портал может использоваться самостоятельно, а также в сочетании с другим грузоподъемным средством, например со стреловым краном.

Порталы бывают переносные (копры) и передвижные. Переносные порталы (копры) используют для демонтажа (монтажа) оборудования небольшой массы. Подачу и вынос оборудования производят с помощью металлического листа-волокуши или инвентарной тележки.

В зданиях павильонного типа используют передвижной портал вместе с гусеничным краном в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность самоходного крана может быть значительно ниже массы монтируемого оборудования, поскольку кран служит только для установки портала на нужный этаж (ярус этажерки).

Оборудование к порталу подается тележками или другими транспортными средствами. Затем оборудование поднимается в портал, фиксируется в транспортном положении и при помощи лебедок вместе с порталом надвигается на место установки и устанавливается в проектное положение. Ввиду невысокой производительности труда применение порталов должно быть обосновано экономическими расчетами и применяться только при незначительных объемах работ.

Демонтажные работы характеризуются сравнительно большой сметной стоимостью и высокой трудоемкостью. Анализ смет объектов, на которых производился капитальный ремонт, показывает, что стоимость демонтажных работ составляет 3,1-10% общей стоимости, трудоемкость - 13...36%. Наиболее трудоемкими работами, требующими больших затрат ручного труда, являются уборка и транспортирование материалов от разборки и строительного мусора.

Поэтому организация демонтажных работ имеет свою специфику и технологическую последовательность. Это необходимо знать всем инженерно-техническим работникам, которые занимаются эксплуатацией, реконструкцией, текущим и капитальным ремонтами.
Работы по демонтажу строительных конструкций и инженерного оборудования, как правило, выполняются подрядными организациями по предварительно разработанным и утвержденным проектам производства работ (ППР). Для зданий и сооружений сложных в техническом отношении или разбираемых впервые ППР могут разрабатываться проектной организацией.

Без наличия утвержденной документации производство демонтажных работ запрещается.
Основанием для разработки ППР являются поэтажный инвентаризационный план (или поэтажный план, выполненный по результатам обмерных работ), карточка обследования здания или сооружения и ситуационный план подземных коммуникаций. ППР, как для здания или сооружения в отдельности, так и для объекта в целом, разрабатывается в соответствии с требованием нормативных документов. Он утверждается главным инженером подрядной организации и согласовывается с инженером по охране труда заказчика.
К ППР в обязательном порядке должна быть приложена справка с печатью и подписью главного инженера о том, что от здания или сооружения отключены все инженерные коммуникации (водопровод, канализация, теплосеть и т.п.). Без такой справки ППР является недействительным.

Демонтаж строительных конструкций и инженерного оборудования представляет собой сложный технологический процесс, состоящий из двух периодов: подготовительного и основного.
До начала подготовительного периода производитель работ должен получить всю проектно-сметную документацию: рабочие чертежи, смету, ППР, ситуационный план подземных коммуникаций и наряд-заказ на ведение демонтажных работ. Весь инженерно-технический персонал, бригадиры и рабочие должны быть ознакомлены с документацией и безопасными методами ведения работ. В этот период все жильцы и обслуживающий персонал должны быть выселены.

В подготовительный период выполняются следующие работы:

  • обследование зданий и сооружений , подлежащих демонтажу;
  • изучение и согласование условий выполнения работ;
  • разработка технологии демонтажных работ;
  • проверка отключения инженерных сетей, расположенных в зданиях и сооружениях;
  • подготовка подъездных путей:
  • доставка и установка лесов, подмостей, мусоропроводов, бункеров и другого оборудования для демонтажа конструкций и инженерного оборудования и вывоза материалов;
  • доставка и монтаж грузоподъемного оборудования;
  • подготовка оснастки для временного закрепления конструкций в ходе демонтажных работ;
  • прокладка и подключение временных инженерных сетей.

Основной период или собственно демонтажные работы включает три этапа:

  • на первом этапе выполняется демонтаж конструкций путем отделения их отдельных элементов друга от друга; снятия разделенных элементов и их осмотр, сортировка и укладка в штабеля; разрушение, разрыхление монолитных бетонных, железобетонных и каменных конструкций.
  • на втором этапе производится сортировка материалов после демонтажа конструкций и инженерного оборудования, погрузка и транспортирование их к местам для повторного использования или на свалку.
  • на третьем этапе осуществляется подготовка фронта для выполнения последующих строительно-монтажных работ.

Главная задача демонтажных работ заключается в удалении пришедших в негодность строительных конструкций и их элементов, узлов инженерного оборудования, а также в создании необходимого фронта работ для монтажа новых конструкций и оборудования. Производство демонтажных работ должно выполняться в пределах одной захватки (например, между лестничными клетками и т.п.). При этом необходимо строго соблюдать технологическую последовательность демонтажа конструкций и оборудования, обеспечивая безопасные условия производства работ и максимальное сохранение материалов от разборки, а также конструкций, смежных с разбираемыми.
К монтажу новых конструкций можно приступить только после окончания всего комплекса демонтажных работ на захватке.

Технология демонтажных работ для каменных зданий и сооружений имеет специфические особенности в зависимости от принятой схемы производства работ и типа применяемых машин и механизмов. Работы в этом случае могут выполняться по двум схемам:

  • первая схема предусматривает демонтаж конструкций сверху вниз - кровельное покрытие, крыша, перекрытия и т.д. Подача и удаление материалов осуществляется сверху в колодец, как правило, с помощью подъемно-транспортных механизмов (башенных кранов, переставных кранов и т.п.).
  • по второй схеме крыша сохраняется при выборочном ее ремонте. Подача и удаление материалов осуществляется через оконные проемы. В этом случае подъемные механизмы (подъемники и т.п.) используются как транспортные средства, а все строительно-монтажные работы выполняются вручную.

Основной период демонтажных работ

Основной этап демонтажных работ выполняется в три шага. Первый шаг. Здесь выполняется демонтаж конструкций методом отделения их отдельных элементов. Далее следует их осмотр, сортировка. Укладка в штабеля, а также разрыхление или разрушение монолитных конструкций (бетонных, железобетонных и каменных). Вторым шагом производится погрузка и транспортировка демонтированных конструкций к местам их повторного использования или на свалку. Третий шаг - подготовка фронта для выполнения последующих работ.

Технология демонтажных работ каменных зданий

Технология демонтажных работ каменных зданий имеет свои только ей присущие особенности в зависимости от схемы и используемого оборудования:

Схема демонтажа №1

Данный вариант предусматривает, что демонтажные работы будут вестись «сверху вниз». Сначала снимается кровельное покрытие, потом стропила, перекрытия и т.п. при этом подача демонтируемых конструкций осуществляется в специальный колодец с помощью подъемно-транспортного оборудования: башенных или переставных кранов.

Схема демонтажа №2

По этому варианту крыша здания остается нетронутой, все демонтируемые конструкции удаляются через оконные проемы. При этой схеме все механизмы (подъемники и т.п.) используются в качестве транспортных средств, а все демонтажные работы выполняются вручную с помощью соответствующего инструмента.

Демонтаж кирпичной стены подразумевает полный или частичный снос опорной точки строения, поэтому влечет определенную опасность. Чтобы не допустить деформации соседних стен или разрушения здания, необходимо подойти к данной работе с полной ответственностью.

Потребуется оценка состояния кирпичной конструкции, разработка проекта перепланировки и выполнение демонтажа с точным соблюдением технологии и правил безопасности.

Демонтаж кирпичной кладки: какие стены можно сносить

С целью улучшения жилищных условий и реализации необычных дизайнерских проектов иногда приходится сносить перегородку или делать проем в несущей стене. Подобные ремонтно-строительные манипуляции сопряжены с риском и должны выполняться согласно утвержденному проекту с разрешения специальных органов.

Планируя демонтаж стены, необходимо определится, с каким типом конструкции приходится иметь дело. Технология проведения демонтажных работ зависит от следующих параметров:

  1. Несущая стена или перегородка, не включенная в силовую схему дома. При первом варианте понадобится получить разрешение на выполнение работ. Демонтаж обычной стены проводится после согласования. Все изменения отображаются в техническом паспорте.
  2. Материал конструкции. Стены из дерева, камня, кирпича, гипсокартона, пеноблока или бетона подлежат сносу. Однако для каждого типа стены предусмотрена отдельная норма реконструкции. Например, для демонтажа деревянной перегородки понадобится затратить минимум усилий. Снос монолитной стены - трудозатрадное мероприятие.

Важно! При демонтаже перегородок не требуется установка подпорок. Снос несущей стены в обязательном порядке проводится с одновременным укреплением проема и монтажом капитальных подпорок.

Способы выполнения демонтажа стен из кирпича

Методы демонтажа кирпичных стен во многом зависят от качества кладки. Если при возведении ограждающего перекрытия технологические нормы не были соблюдены и стена заметно «устарела», то ее можно разрушить с помощью обычных инструментов (лома).

Определить качество кладки можно визуально. При незначительном воздействии цемент быстро крошится - значит, стена легко поддастся слому.

Важно! Удары лома надо направлять на швы между кирпичами. Это ускорит процесс разрушения перегородки и поможет сохранить кирпичи целыми. Использованные ранее кирпичи подойдут для строительства вспомогательных построек или обустройства фундамента.

Качественно выполненную стену сносить несколько сложнее. Демонтаж такой конструкции предполагает установку металлических клиньев в перекрестия кирпичной кладки. Клинья вбиваются кувалдой до появления трещин в швах. После чего, отслоившиеся кирпичи последовательно разбираются.

Демонтаж кирпичных стен, перегородок: требования ТТК

Демонтаж кирпичных стен и перегородок осуществляется согласно типовой технической карте. В ТТК отображаются рекомендации по организации демонтажного процесса, технология выполнения работ, требования охраны труда/техники безопасности и т.д. Правила демонтажа кирпичных стен (ТТК) актуальны при полной/частичной разборке перегородок и внутренних кирпичных стен, при капитальном ремонте и реконструкции жилых домов, промышленных и административных зданий, прочих сооружений.

Подготовительные работы

Удаление любой стены лучше начинать с консультации со специалистом. Некоторые несущие стены вообще лучше не трогать, если нет возможности оценить реальную степень риска. В крайнем случае, слом такой стены безопаснее доверить опытным профессионалам.

Подготовительные мероприятия:

  1. Удалить со стены электрическую проводку. Если сделать это проблематично (скрытая проводка и неизвестное расположение кабелей), то необходимо обесточить всю линию в доме.
  2. Защитить напольное покрытие, чтобы падающее кирпичи не нанесли механических повреждений. На пол уложить любой пружинистый материал. Это могут быть старые одеяла или куски поролона.
  3. Мелкие предметы вынести из помещения, мебель закрыть полиэтиленовой пленкой.
  4. Если на стене есть старая штукатурка, то ее надо оббить молотком с зубилом или при помощи перфоратора. Чтобы облегчить этот процесс поверхность покрытия надо смочить водой - это ослабит структуру штукатурки или шпаклевки.

Порядок и правила проведения демонтажных работ

Последовательность разборки кирпичной стены:

  1. Демонтаж верхнего ряда. Кирпичи выбиваются кувалдой или перфоратором. Работа выполняется максимально аккуратно, чтоб не допустить единовременного разрушения большой части стены.
  2. Последующие кирпичные ряды «поддеваются» ломом или перфоратором. Для облегчения рабочего процесса применяют специальные щипцы. Дополнительный плюс данного метода - демонтированные кирпичи остаются целыми. Порядок использования щипцов:
    • соседние кирпичи зажимаются щипцами;
    • зажатые кирпичи с помощью рычага выламываются из кладки.

Разборка кирпичной стены производится до уровня перекрытия.

Правила проведения демонтажных работ:

  1. Порядно сносят не больше 3-х рядов кладки. Целый кирпич, щебень и кирпичный бой складывают на перекрытия, контролируя равномерное распределение нагрузки (не больше 150 кг/кв.м.)
  2. При разборке стен используют отбойный молоток. При слабой кладке - лом и кувалду.
  3. Кирпичные сводчатые конструкции демонтируют последовательно рядами. При наличии трещин или сквозных отверстий своды обрушаются с соблюдением мер предосторожности.
  4. Разборка стен выполняется отдельными захватами. Длина одного участка - до 1,5 м.
  5. Демонтаж подоконной части стены в кирпичном доме, как правило, выполняется ударным способом. Фрагменты кладки выбиваются кувалдой. Для сноса этого конструктивного элемента в жилом многоквартирном доме требуется специальное разрешение уполномоченного органа, которое выдается на основании проекта. Документ должен быть согласован в санэпидемстанции, газовой и пожарной инспекциях. Кроме того, потребуется письменное согласие соседей.

Демонтаж стен в квартире

Необходимость согласования перепланировки

Многие владельцы квартир, решившись на капитальную реконструкцию, ошибочно полагают, что узаконить перепланировку удастся постфактум - по окончанию ремонтных работ. Нередки случаи, когда домовладельцы реализуют в своей квартире проект, «подсмотренный» в интернете или у знакомых. Они допускают серьезную ошибку, так как при согласовании рабочего плана и выдачи разрешения на ремонт жилищная инспекция берет во внимание целый ряд параметров:

  • этажность дома и этаж квартиры;
  • год постройки;
  • материал внутренних перекрытий/внешних стен;
  • планировка и расположение квартиры (внутренняя или торцевая);
  • состояние фундамента дома, приближенности грунтовых вод, водоемов и т.д.

Существует большой риск, что затратив немало средств и сил на демонтаж, согласовать перепланировку так и не получится. Самовольный снос стен может повлечь за собой растрескивание межкомнатных перегородок у соседей и иметь более негативные последствия. При выявлении самостоятельной перепланировки жилищная инспекция вправе обязать выплатить штраф и восстановить первоначальное состояние квартиры.

Разработка и узаконивание проекта

Весь процесс по разработке проекта и узакониванию перепланировки можно разбить на несколько основных этапов.

Техническая оценка дома. Обследование здания проводит проектная организация, имеющая соответствующую лицензию. Специалисты делают оценку состояния недвижимости, оформляют заключение о возможности реконструкции, разрабатывают проект.

Вероятность реализации демонтажа зависит от многих критериев:

  • наличие проемов в стенах у соседей;
  • серия дома, этаж выполнения демонтажа - получить разрешение на перепланировку проще на верхних этажах здания;
  • уровень износа несущих конструкций.

Выполнение демонтажа, проема кирпичной стены запрещено:

  • в колоннах (стойки, столбы);
  • в стенах-диафрагмах (многие каркасно-панельные дома, возведенные в 80-е годы);
  • на участках стыков между сборными конструкциями (балками перекрытий, колонами, несущими стенами и балками);
  • если реализация проекта требует ликвидации/уменьшения вентиляционных каналов.

Разработка проекта . Инженер проектировщик сопоставляет пожелания клиента, возможности конструкции и предлагает оптимальный вариант перепланировки. В проектной документации указываются:

  • место расположения проема;
  • расстояние до следующего проема и внешних стен;
  • габариты проема;
  • способ усиления проема.

Согласование перепланировки. В жилищную инспекцию подаются следующие документы:

  • Заявление на переустройство;
  • Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов;
  • Техническое заключение проектной организации о возможности демонтажа стены;
  • Проект;
  • Согласие соседей и всех собственников квартиры.

Комплект документов подается в Роспотребнадзор, Государственный пожарный надзор и Жилищную инспекцию.

После обустройства и усиления проема сотрудники Жилищной инспекции составляют Акт выполненных работ, на основании которого вносятся изменения в Технический паспорт квартиры и архив БТИ.

Снос несущей стены и усиление проема

Способ создания проема, как правило, оговаривается в проектной документации. При самостоятельном демонтаже используют отбойный молоток или перфоратор. Специализированные компании для сноса перегородки применяют более современные инструменты - пилы с алмазным напылением, сверла с алмазными наконечниками и канаты с втулками.

Рассмотрим пошагово технологический процесс создания проема и его укрепление швеллером:


Техника безопасности демонтажных работ

Важный момент выполнения демонтажных работ - соблюдение техники безопасности. При выполнении сноса кирпичной стены или перегородки следует придерживаться ряда правил:

  1. Опасные зоны для нахождения людей на период демонтажа надо оградить и установить предупредительные знаки.
  2. Нельзя перегружать строительным мусором настил подмостей.
  3. Недопустим одновременный снос стен в нескольких ярусах по одной вертикали.
  4. Запрещено оставлять нависающие, неустойчивые конструкции, которые могут самопроизвольно обрушиться.
  5. Чтоб снизить количество пыли при сносе кирпичных стен надо периодически поливать строительный мусор водой.
  6. При работе отбойным молотком необходимо одевать защитные очки с небьющимися стеклами, респиратор или марлевую повязку.