Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»

МО СКО

Доклад на тему: «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

Подготовила

Учитель истории

и обществознания

Калиненко Ю.А.

2014г.

«Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия

индивидуальностей в классе, есть личность,

Которой безразличны жизни её учеников»

Уильям А.Вард.

Человек – это саморазвивающая система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через своё сознание и свою душу. Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогащать и развивать его.

Цель моей педагогической деятельности:

Формировать активное самостоятельное мышление у учащихся и развивать их индивидуальные способности.

В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

Создание условий для интеллектуальной активности учащихся;

Развитие внутренних мотиваций познания;

Выработка потребности к самообразованию;

Развитие воображения;

Формирование практических умений и навыков.

Слишком много учащихся страдают от различного рода умственных заболеваний, это вызывает у них ряд неудач. Неудача только одного типа – заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, отсутствие чувства собственной значимости на каком – либо этапе обучения несёт вероятность того, что успеваемость ребёнка резко падает. Поэтому, мне необходимо было создать такие условия, при которых все дети учились бы успешно на столько, нас колько они это могут.

На психологическом уровне исключение жестких внешних требований достигается путём обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны учителя, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся.

Решение основных задач, связанных с процессуальным и внутренним изменением в учебном процессе, вижу в следующем:

1. Активное включение самого ученика в поисковую учебно – познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.

2. Организация совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности.

3. Обеспечение диалогического общения не только между учителем и учеником, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Наша школа небольшая, поэтому в одном классном коллективе представлены все категории обучающихся:

1. Учащиеся, составляющие большинство, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

2. Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени.

3. Способные, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные.

Поэтому на уроках создаю такую ситуацию для учащихся, чтобы они охотно включались в деятельность, так как чем выше мотивация, тем интенсивнее деятельность школьников. С целью повышения значимости отдельных видов учебной деятельности, практикую оформление лучших творческих работ, рефератов, дополнительных заданий. Всё это позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности, специфическим особенностям каждого учащегося. К примеру на уроке в 6 Г классе проводилась работа на лучшее изображение рыцарского сооружения, в качестве закрепляющего момента. Дети очень активно работали.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами: первый – учитель обучает всех учащихся; второй – учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса; третий – самостоятельная работа учащихся, которая предполагает обучение по принципу «ученик – ученик, «ученик – группа учеников». То есть на отдельных этапах урока я стараюсь предоставить ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга.

Такую работу необходимо проводить с пятиклассниками в адаптационный период. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Работа в парах формирует у учеников умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности.

Коллективная познавательная деятельность предполагает соотношение: «Учитель – коллектив – ученик». В процессе коллективной работы на уроке можно лучше узнать как тех учеников, которые увлекаются предметом, так и тех, у кого этот предмет вызывает затруднения. Из коллективных форм работы я использую групповую работу на уроке.

При фронтальной организации работы на уроке каждый ученик попадает под непосредственный контроль учителя на 2-3 минуты. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах. Во - первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы. У меня на уроке группы сформированы по 3-4 человека. Групповую работу использую в различных звеньях учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении, повторении и при проверке знаний.

На уроке «СБО» в 7В классе по теме «Режим дня» была проведена проектная работа по группам под названием «Здоровый образ жизни».

Задания для 1-й группы:

1. С помощью таблиц составьте режим учебного и режим выходного дней.

2. Подсчитайте, сколько времени ученик должен спать и находиться на воздухе.

3. Сколько раз в день ребёнок должен питаться?

4. На основе этого скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?

Задания для 2-й группы:

1. Найдите в словаре, что обозначают слова личная гигиена .

2. Разделите предметы гигиены на группы.

3. Сформулируйте правила личной гигиены. Нарисуйте к ним знаки.

Задания для 3-й группы:

1. Разложите рисунки на группы: растительного происхождения, животного происхождения. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

2. Откройте конверт «Витамины». Внимательно прочитайте статью. Составьте таблицы о витаминах. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

3. Откройте конверт «Добавки». Внимательно прочитайте статью. Выделите в одну группу этикетки, на которых указано содержание добавки. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

После отчетов каждой группы составляется «Дерево здоровья» и делается вывод. Если кто-то и сомневался в необходимости вести здоровый образ жизни, то после задорных призывов ни у кого не осталось сомнений. У нас получился иллюстрированный и полезный проект благодаря дружной работе в группах.

В своей работе выделяю пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

Работа в парах;

Групповая работа (на принципах дифференциации);

Межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);

Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

Эти формы в моей педагогической деятельности позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Мой опыт показал, что коллективный поиск увлекает большинство учащихся, уменьшает число равнодушных, делает для них процесс обучения более интересным, содержательным, насыщенным. Уже после нескольких занятий организованных по группам наблюдается возросшая активность учащихся в обсуждении нового материала, в выработке собственных суждений, в организации диалога, в межгрупповой дискуссии. Такое обучение обеспечивает повышение активности учащихся в процессе обучения, более гибкую структуру организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В своей работе использую следующие подходы при организации групповой самостоятельной деятельности учащихся:

Ученик должен быть заинтересован в её выполнении, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности её выполнения;

Руководство и помощь индивидуально и группам;

Уровень трудности гарантирует высокий уровень успеха;

Краткие периоды обучения, основанные на смене видов деятельности, устанавливаемых учителем;

Любая работа учащихся должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.

Обязательно в своей деятельности использую приёмы поощрения учащихся такие как:

Поощряю достижение определённых результатов;

Сообщаю учащимся о значимости достигнутых результатов;

Делаю сравнение прошлых и настоящих достижений учащихся;

Связываю доступное с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть;

Проявляю заинтересованность в любых успехах учащихся.

Поощрения стимулируют учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

Преимущество такой системы обучения я вижу в следующем:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;

Обсуждение одной информации с несколькими учащимися увеличивает число ассоциативных связей, обеспечивает более прочное усвоение.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

В 8Г классе детям тяжело дается групповая деятельность, в этом классе я чаще всего применяю индивидуальную работу. Качакаев Руслан очень любит выходить к доске, пример на доске написаны словарные слова из прошлой темы нкжно вставить пропущенные буквы или записать определение полностью. Халялян Хдр больше предпочитает читать, ему дается задание найди ошибки в тексте, познакомь с биографией и т.д. Игнатов Ярослав любит рисовать.

Одно из составляющих результативной деятельности учащихся и учителя контроль усвоения, посредством которого определяется полнота и качество выполнения ориентированных, исполнительских действий. В ходе контрольной проверки у учащихся есть возможность сопоставить свою работу с требованием учителя, выяснить недочёты, внести коррективы в свою подготовку.

Контроль усвоения и закрепления знаний и внесения корректив в подготовку учащихся провожу при помощи:

Устного опроса;

Контрольных и срезовых работ;

Тестового контроля;

Взаимопроверки и самопроверки.

Особое внимание в классах СКО я отвожу домашнему заданию, стараюсь давать индивидуальное домашнее задание. Так например в 9 Г классе по тем е пища дети должны были отследить и записать свой суточный рацион, на уроке же мы разбирали, кто из учащихся питается правильнее всех. Выяснилось много ошибок, так же мы разбирали режим дня и тему экономика.

Считаю, что коллективная деятельность учащихся на уроке в различных её проявлениях способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка любого возраста.

Как в учебной работе, так и во внеклассной деятельности стараюсь разнообразить формы работы с учащимися. Провожу праздники, конкурсы, беседы, часы общения. Что позволяет мне с ребятами лучше узнать друг друга, сдружиться, раскрыть свои способности. Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В 9 Г классе проводились игры по ПДД, по пожарной безопасности, по здоровому образу жизни. Детям очень нравится решать ребусы, отгадывать различные загадки. Игра сплочает детей увлекает их урока.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

ВЫВОД

Развитие личностных качеств в педагогике имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, развитие школьника – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Таким образом, проанализировав выше сказанное, можно сказать, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренней дифференциации” и "индивидуализации” по существу тождественны и работают на развитие личности учащегося.


Определенным набором личностных качеств каждый из нас наделяется с самого раннего детства но, подобно тому, как атрофируются мышцы при отсутствии постоянных физических нагрузок, атрофируются и индивидуальные качества, если над ними не работать. О том, как развить личностные качества и выработать в своем характере те или иные черты и пойдет речь в данной статье.

Как развить личностные качества в себе

В первую очередь, трезво оцените свои сильные и слабые стороны, определите, какими достоинствами и недостатками вы обладаете и выделите одно, конкретное личностное качество или черту характера, над развитием которой вы хотели бы поработать.

Четко сформулируйте для себя, из каких составляющих, с вашей точки зрения, складывается желаемое качество, разбейте его на максимальное количество простых составных элементов.

Составьте план действий по постепенному овладению этими элементами, двигайтесь от простого к сложному, не пытайтесь с первого дня приступать к решению самых сложных задач.

Выработайте мотивацию для достижения поставленных целей. Для этого постарайтесь четко уяснить, какие конкретные преимущества вы получите, если справитесь с той или иной поставленной задачей.

Установите четкие и конкретные сроки для решения поставленных вами перед самим собой задач. Наличие сроков будет дисциплинировать вас и не позволять вам опускать руки даже в самых трудных и, казалось бы, неразрешимых ситуациях.

Запаситесь терпением, так как развить личностные качества – не просто. На вашем пути будут постоянно встречаться различные препятствия, побуждающие вас отказаться от своей затеи: смело перешагивайте их и не бросайте борьбу даже тогда, когда вам кажется, что продолжать ее дальше нет смысла.

Найдите в своем окружении людей, обладающих желанными личностными качествами, и наблюдайте за ними. Ведите себя похожим образом, анализируйте, как они добиваются своих целей, как применяют свои качества на практике, перенимайте от них полезные навыки и черты.

Развивать свои личные качества – это не только важно, но и выгодно по многим параметрам. Во-первых, развив необходимую черту, вы начнете комфортнее и увереннее чувствовать себя по жизни. Во-вторых, имея в своем «арсенале» более совершенное оружие, вы сможете добиться большего. В-третьих, добиваясь тех или иных повседневных целей, вы сможете действовать гораздо эффективнее и динамичнее.

Лариса Тиунова
Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте . Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка . Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее, имеют свои истоки в дошкольном детстве . Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства .

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников , привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда , но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников .

В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.

Дошкольники , в детском саду должны научиться и обладать определенными социально - личностными качествами :

определять «Что такое - хорошо, что такое - плохо?

проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.

знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)

иметь адекватную самооценку к самому себе.

И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств .

В программе «Истоки» это направление решается в большей степени во всех разделах программы.

Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми , можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей и был разработан данный проект . Настоящий проект представляет собой систему работы с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей .

Цель работы :

Внедрение эффективных форм , методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально- личностных качеств дошкольников .

2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей .

3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста .

4. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.

6. В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей .

Ожидаемые результаты :

Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)

Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.

Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.

Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей .

Система работы по следующему алгоритму :

Методы и приёмы

1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей ; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей ; организация совместной деятельности; совместная игра)

2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)

Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»

Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.

Алгоритм выявления правил поведения

1. Увидеть проблему и понять причину

2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»

3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует

Выход на Правило :

4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» - пожалуйста.

В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа :

Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;

Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей , общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);

Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;

Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.) ;

Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания ;

Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей ;

Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;

Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает следующее :

Создание благоприятных условий для самостоятельной и совместной игры воспитателя с дошкольниками .

Беседа - используется с разными дидактическими целями :

Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией) .

Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей .

Проблемная ситуация создается с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных форм общества . Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а так же обсуждаются межличностные конфликты , возникающие на моральной почве :

Таким образом :

Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения) .

Показываем, как действовать

Формируем ценностное отношение у детей

Ставим детей в условия : видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.

Наши результаты :

У детей :

прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств

создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе

Обогатилась предметно развивающая среда в группе

Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей .

Результаты работы по проекту :

Результаты диагностики детей (способы поведения и личностные качества )

Высокий уровень - 26%

Средний уровень - 72%

Низкий уровень - 2%

Результаты анкетирования родителей

28% - уделяют внимание формированию у детей нравственных качеств

58% - частично уделяют внимание

14% - не имеют представления, как и какие нравственные качества необходимо развивать у ребёнка.

Список использованной литературы :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа) . - М., 2003.

2. Голицына Н. С. - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет. - М. 2004.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

4. Дружные ребята : Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк .: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.

5. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования . – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновай. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320с.

6. .Солодянкина О. В. - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста . М., 2006.

7. Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения) . М., 2002 г. ,

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии


Курсовая работа

На тему: «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)»


Москва 2010


Введение

Глава 1 Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении

Глава 2 Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности

Глава 3 Формирование личностных качеств в бихевиоризме

Глава 4 Происхождение личностных качеств с позиции теории личностных конструктов Дж. Келли

Глава 5 Личностные качества в гуманистическом направлении психологии

Глава 6 Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса

Заключение

Список литературы

Введение


В настоящее время психология не может однозначно ответить на вопрос: что представляет собой личность? Несмотря на то, что понятие личности является основополагающим для множества известных направлений психологии, единого понимания его не разработано до настоящего времени. Темой курсовой работы выбрано «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)». Понимание того, как формируются и откуда берутся личностные качества, позволит нам в некоторой степени понять саму природу личности. Данная проблема является актуальной для всей мировой психологии, и до тех пор, пока не существует единого мнения о том, что есть личность, и что ее определяет, психологическая наука будет разрозненной. В данной курсовой работе мы не ставим задачу разработки единого подхода к пониманию личности. Целью работы является анализ и обобщение наиболее известных из существующих подходов к вопросу происхождения личностных качеств, а также многосторонне раскрытие понятия личностных качеств, опираясь на различные теории.

В повседневной жизни человек постоянно обращается к своей личности, взаимодействует с другими людьми через личность, сталкивается с различными личностными проявлениями. Даже работа практического психолога, как и любая коммуникация между людьми, в различной степени затрагивает личности субъектов общения. При всем этом понятие личности и личностных качеств остается туманным и неопределенным, что создает большое поле для научных исследований. Одним из главных вопросов мировой психологии является вопрос понимания и определения личности. На данный момент по различным источникам существует более сотни различных определений личности, при этом нельзя с полной уверенностью сказать, что все они ошибочны. Именно поэтому имеет смысл проводить обобщения различных подходов для раскрытия понятия личности.

Глава 1. Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении


Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, в рамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направления является З. Фрейд. Для раскрытия происхождения личностных качеств обратимся к структуре личности, предложенной Фрейдом, в которой выделяется три компонента личности: я, сверх-я и оно (ego,super ego, id). «Оно» включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые являются полностью бессознательными. «Я» отвечает за принятие решений. «Сверх-Я» представляет собой систему ценностей и моральных норм. Анализируя развитие личности в данной системе взглядов, можно сделать вывод о том, что личностные качества формируются у человека в возрасте до пяти лет. В этом возрастном периоде личность человека проходит несколько стадий своего развития, после чего, по словам Фрейда, основа личности уже не поддается каким-либо изменениям. В психоанализе говорится о том, что характер стадии развития определяется тем, каким образом находит выход жизненная энергия «либидо». Т.е. на каждой психосексуальной стадии энергия «либидо» имеет свой способ выражения. В критические моменты жизненная энергия ищет выход, тем способом, который присущ соответствующей стадии развития, в результате чего у ребенка возникает какая-либо потребность. Характер потребности зависит от того, на какой психосексуальной стадии находится ребенок. В зависимости от того, как удовлетворяется данная потребность, и удовлетворяется ли она вообще, могут происходить различные изменения личности. Мы можем говорить о том, что именно в эти моменты формируются личностные качества.

Например, возьмем первую психосексуальную стадию – оральную. Зоной сосредоточения «либидо» на данной стадии является рот, в следствии чего у ребенка возникают потребности, связанные с этой зоной, т.е. сосание, кусание, жевание и т.п. Если данные потребности будут удовлетворяться недостаточно, то это, согласно теории Фрейда, приведет к фиксации на оральной стадии, что будет выражаться в дальнейшем в поведении человека, которое будет определяться личностными качествами. Если же, данные потребности будут удовлетворяться чрезмерно, то в таком случае, тоже возникнет фиксация на оральной стадии, но другого рода, что также вызовет формирование определенных качеств личности, и определенного поведения.

В процессе прохождения всех стадий развития, к пяти годам у ребенка уже будет сформированная система личностных качеств, которые в дальнейшем приобретут более детализированный характер.

Таким образом, можно сказать, что личностные качества человека формируются на базе удовлетворения или неудовлетворения инстинктов, возникающих на различных стадиях психосексуального развития, и определяются характером выхода жизненной энергии «либидо».

Проводя сравнение концепции стадий психосексуального развития с теорией В.Д. Шадрикова, можно указать на определенное сходство, которое заключается в том, что согласно В.Д. Шадрикову, удовлетворение или не удовлетворение потребностей ребенка взывает положительные или отрицательные эмоции. Согласно принципу единства потребностей, знаний и переживаний, у человека закрепляются те или иные мотивации, в результате удовлетворения или не удовлетворения потребностей. Закрепленные мотивации определяют в дальнейшем личностные качества человека.

Далее обратимся к индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Основным положением данной теории является суждение о том, что человек представляет собой единый, самосогласующийся организм. Адлер говорит о том, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Основным механизмом, определяющим развитие тех или иных личностных качеств, является субъективное чувство неполноценности. Адлер считал, что при рождении у всех людей органы тела развиты не в одинаковой степени, и в последствии страдает именно тот орган, который изначально был слабее, чем остальные. Именно это приводит к возникновению чувства неполноценности. Согласно Адлеру, все поведение человека в дальнейшем направлено на преодоление этого чувства неполноценности, поскольку еще одним принципом концепции Адлера является стремление личности к совершенству. Здесь можно провести аналогию с теорией способностей В.Д. Шадрикова. Согласно данной теории, с рождения все люди обладают одинаковым набором способностей, но развитыми в различной степени, можно предположить, что те способности, которые развиты у ребенка в меньшей степени, послужат формированию чувства неполноценности. В попытках преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, которые в дальнейшем отражаются в стиле жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, что способы преодоления чувства неполноценности закрепляются у ребенка в возрасте до пяти лет.

Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. То есть, стиль жизни является выражением способов преодоления чувства неполноценности или выражением его личностных качеств. В дальнейшем Адлер сформулировал несколько личностных типов, которые являются обобщением личностных качеств человека.

Таким образом, мы можем говорить о том, что личностные качества, согласно теории А. Адлера происходят из закрепленных способов преодоления чувства неполноценности. Также стоит сказать о том, что, по мнению Адлера, то, какие способы преодоления чувства неполноценности закрепляются, зависит еще и от степени опеки со стороны родителей.

Следующим подходом, который мы рассмотрим, является аналитическая психология К.Г. Юнга. В отличие от теорий, рассмотренных ранее, в аналитической психологии считается, что личность развивается в течение всей жизни человека. Личностные качества в теории Юнга определяются многими характеристиками, в частности, эго – направленностью и ведущими психологическими функциями. Также на личностные качества, в данной концепции, оказывают влияние бессознательные образы, архетипы, конфликты и воспоминания человека. В процессе своего развития личность накапливает опыт, на основе которого формируется эго-направленность, и некоторые психологические функции выходят на передний план. Сочетанием эго-направленности и ведущих психологических функций, которых по Юнгу четыре: мышление, ощущение, чувство и интуиция, определяются личностные качества, проявляющиеся у человека, примеры которых Юнг описывает в своей работе «Психологические типы». Таким образом, можно говорить, что в подходе Юнга личностные качества человека определяются как накопленным опытом, так и содержанием бессознательного.

Подводя итог анализа происхождения личностных качеств в психодинамическом направлении, можно сформулировать некоторые общие положения. Источником энергии, которая необходима для формирования личностных качеств является содержание бессознательного. В зависимости от того, каким образом эта энергия реализуется, формируются те, или иные личностные качества. Немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают родители, удовлетворяющие потребности ребенка в раннем детстве, а также социум в последствии.


Глава 2. Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности


Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума, есть личность. Согласно Олпорту, личность представляет собой динамическую организацию психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление. С точки зрения данного подхода, не существует двух совершенно одинаковых людей, то есть, каждый человек представляет собой индивидуальность.

В своей концепции Олпорт разрабатывает понятие психологической черты. Он определяет личностную черту как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Можно сказать, что личностная черта – «это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.» Я думаю, что мы можем поставить знак равенства между личностной чертой и личностным качеством в теории Олпорта..

Олпорт выделяет общие и индивидуальные личностные черты. Общие личностные черты присущи всем людям, но выражены в разной степени. Индивидуальные черты присущи только конкретному человеку. По словам Олпорта, для адекватного описания личности человека необходимо рассматривать как общие, так и индивидуальные личностные черты. В последствии Олпорт назвал индивидуальные личностные черты индивидуальными диспозициями личности, так как такой вариант терминологии не вызывал путаницы между понятиями. Индивидуальные диспозиции, в свою очередь, разделялись Олпортом на кардинальные, центральные и вторичные, в зависимости от степени влияния на поведение человека. То есть от степени обобщенности и выраженности. Стоит отметить, что Олпорт не считал личность совокупностью индивидуальных диспозиций, не сводил её к набору черт. Все поведение человека и организация личности подвержено влиянию центрального, структурирующего и определяющего закона функционирования личности, который Олпорт называл проприум.

В развитии личности Олпорт выделяет семь стадий, которые необходимо рассмотреть для понимания происхождения личностных качеств.

На первой стадии происходит осознание личностью своих телесных ощущений, то есть, по словам Олпорта, формируется телесное Я. Олпорт считал, что телесное Я является опорой для самосознания человека в течение всей его жизни.

На второй стадии, по Олпорту, происходит формирование самотождественности, которое может быть названо, как психическое Я. Это формирование может длиться в течение всей жизни.

При дальнейшем развитии у человека формируется чувство самоуважения. Данная стадия связана с формированием самостоятельности. В зависимости от того, как удовлетворяется потребность ребенка в самостоятельности, будут формироваться те или иные личностные черты.

Следующей стадией развития является расширение ребенком границ себя, что выражается в отнесении к своему Я предметов и объектов окружающей действительности.

Пятая стадия характеризуется формированием у ребенка образа себя. Этот образ формируется в зависимости от того, чего ожидает от ребенка окружение. Ребенок начинает оценивать себя относительно других, при этом формируя свои личностные диспозиции.

На следующей стадии у ребенка формируется рациональное управление собой. Возникает рефлексивное мышление, притом, что мнение окружения остается для ребенка догматичным, не подверженным критике.

Завершающей стадией является личное стремление. Оно характеризуется автономным поведением, полным осознанием и принятием себя. Формируется стремление к самосовершенствованию. Олпорт говорит о том, что личное стремление завершает свое формирование только в зрелости.

Данные стадии являются не только этапами развития личности, но и ее формами, существующими единовременно. Происхождение личностных черт может быть охарактеризовано через эти формы. То есть, мы можем говорить о том, что основой для формирования личностных качеств являются телесные ощущения человека. В дальнейшем эти ощущения дополняются ощущениями самотождественности. После этого на формирование личностных качеств начинает влиять социальное окружение, от которого зависит удовлетворение стремлений ребенка к самостоятельности. Социальное окружение также закладывает моральные нормы и принципы, с которыми ребенок начинает себя соотносить. Также оказывает влияние на формирование личностных качеств то, как ребенок себя понимает, и то, как он рационально пытается себя вести.

Олпорт считает, что личность является динамичной системой и находится в постоянном развитии. То есть, другими словами, согласно Олпорту, личность формируется в течение всей жизни человека.

Стоит отметить, что Олпорт выделял еще одну форму функционирования личности или проприума, которая заключается в познании личностью самой себя. По его мнению, познание себя представляет собой субъективную сторону Я, которая сознает объективное Я.

Таким образом, говоря о теории Г.Олпорта можно говорить о том, что личностные качества берут свое начало во врожденных характеристиках индивида, и в дальнейшем формируются под воздействием социума и собственных рефлексивных механизмов, а также механизмов рационализации.

Еще одной диспозициональной теорией личности является теория черт личности Рэймонда Кеттелла. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Специфическая ответная реакция, по Кеттеллу, есть некоторая неопределенная функция от стимулирующей ситуации в конкретный момент времени и от структуры личности. Свою теорию Кеттелл строил для того, чтобы предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Для верного предсказания необходимо учитывать не только личностные особенности человека, но также его настроение в данный момент времени и социальные роли, требуемые конкретной ситуацией. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Здесь мы видим сходство в понимании черт личности Кеттелом и Олпортом. Черты личности в теории Кеттелла обладают устойчивостью и предсказуемостью.

Кеттелл разделял черты личности на поверхностные и исходные. Исходные черты представляют собой более глубокие и основополагающие структуры личности, в то время как поверхностные черты являются более конкретным выражением исходных черт. В своих исследованиях Кеттелл изучал различные личностные черты, и в итоге, после применения факторного анализа, ему удалось выделить шестнадцать исходных черт, больше известных как шестнадцать личностных факторов.

В происхождении личностных черт Кеттелл выделял два основных момента. Ряд черт, называемых конституциональными, развиваются из физиологических и биологических данных индивидуума, то есть формируются на основе врожденных характеристик. Либо приобретенных физиологических нарушений. Остальные черты Кеттелл считал сформированными под влиянием окружающей среды, куда он относил как социальные, так и физические влияния. Такие черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.

«Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям.»

Подобно тому, как Олпорт предлагает понятие индивидуальных личностных диспозиций, Кеттелл вводит понятие уникальных личностных черт. «Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.»

Кеттел делает попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он предлагает статистическую процедуру – многопрофильный абстрактный вариантный анализ, позволяющий оценить не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды. Эта процедура предполагает сбор данных о различных проявлениях сходства между монозиготными близнецами, выросшими в одной семье; между братьями и сестрами, выросшими в одной семье; монозиготными близнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения данной техники, основанной на использовании личностных тестов для оценки той или иной черты личности, показывают то, что значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть – наследственностью.

Помимо влияния окружающей среды и наследственности, Кеттелл говорит о том, что влияет на формирование личностных качеств социальные группы, в которых происходит развитие личности. Как и Олпорт, Кеттелл полагает, что личность развивается в течение всей жизни человека. Кеттелл считал, что посредством черт личности можно описать не только сами личности, но и те социальные группы, членами которых они являются.

Таким образом, личностные качества в теории Кеттелла формируются на основе конституциональных особенностей индивида, под влиянием окружающей среды и наследственных факторов в соотношении два к одному, и, в зависимости от тех социальных групп, к которым причисляет себя человек, и в которых находится.

Теперь рассмотрим формирование личностных качеств в концепции Ганса Айзенка. Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Айзенк говорит о том, что все многообразие личностных черт может быть подвергнуто обобщению. Более конкретные личностные качества обобщаются в личностные черты, те, в свою очередь, могут быть обобщены до суперчерт, и наиболее общей структурой личностных качеств Айзенк называет личностный тип. Стоит отметить, что в концепции Айзенка личностные черты представлены в виде некоего континуума, то есть для каждой личностной черты существует два полюса крайней выраженности, и, помимо этого, между этими двумя полюсами также существует степень некая степень выраженности личностной черты. Все личностные черты Айзенк сводит к трем суперчертам: экстраверсия, нейротизм и психотизм.

В своих исследованиях Айзенк делает попытку «установить нейрофизиологическую основу для для кадой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела до верхнего. Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.»

«Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

В порядке рабочей гипотезы Айзенк связывает основы психотизма с системой, продуцирующей химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков.

Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетической предрасположенности.» Айзенк считает, что генетически наследуется склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях.

Таким образом, Айзенк отмечает то, что личностные качества происходят из наследственных факторов, и обусловлены в большой степени физиологическими особенностями организма, но также он говорит о большой роли влияния окружающей среды на развитие личностных качеств. Здесь стоит отметить сходство взглядов Айзенка и Кеттелла на факторы, обуславливающие происхождение и развитие личностных качеств.


Глава 3. Формирование личностных качеств в бихевиоризме


В поведенческом направлении практически не используется понятие личности. В большей степени бихевиористы обращаются к понятию поведение. При рождении человек обладает определенным набором безусловных рефлексов. На основе этих рефлексов в последствии происходит формирование условных рефлексов, в ходе научения.

Основным положением поведенческой психологии Скиннера является то, поведение человека является ответом на возникающие стимулы. Критика этого направления заключается в том, что одни и те же стимулы могут вызывать у одного и того же человека разные реакции, и также, различные стимулы могут вызывать одинаковые реакции. Несмотря на это, мы можем попытаться рассмотреть личностные качества. Как, сформированные в процессе научения, способы реагирования, то есть, как условный рефлекс, или как совокупность условных рефлексов.

В таком случае мы можем говорить о том, что личностные качества происходят из условных рефлексов, выработанных в ходе развития человека. Здесь возникает сходство с диспозициональным направлением, которое говорит о том, что личностные качества или черты – это наиболее сходные способы поведения человека в различных ситуациях.

Таким образом, для многостороннего описания происхождения личностных черт стоит отметить то, что одним из факторов формирования может являться научение по механизму условных рефлексов.


Глава 4. Происхождение личностных качеств с позиции теории личностных конструктов Дж. Келли


Джордж «Келли придавал большое значение тому, как люди сознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория личностных конструктов сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Здесь имеется в виду не то, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Келли предполагает, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является выжимкой тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки – предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого – уменьшить неопределенность.» И все люди, с точки зрения Келли, имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Такой взгляд на личность человека приводит Келли к двум следствиям. Первое следствие заключается в том, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. Это делается с той целью, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое, по словам Келли.

Второе следствие заключается в том, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли описывает жизнь как постоянную борьбу за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта. Именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. То есть, поведение человека не контролируется настоящими событиями, как например, считает Скиннер, или прошлыми, как предлагает Фрейд, а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Келли говорит о том, что ученые создают теоретические конструкты для объяснения и предсказания явлений действительности. Подобно этому человек использует личностные конструкты для объяснения и предсказания окружающего мира и себя самого.

Ключевым понятием теории Келли является личностный конструкт. Под личностными конструктами Келли понимает понятийные системы, или модели, которые человек создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Когда человек предполагает, что с помощью конкретного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, он начинает проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, сохраняет его, чтобы использовать и дальше. Если же прогноз не подтверждается, то конструкт, на основании которого он был сделан, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Келли описывает личностные конструкты как биполярные и дихотомичные.

По мнению Келли, поведение человека полностью реактивно, то есть зависит от внешних и внутренних стимулов. Личность, как и личностные качества, понимаются в теории личностных конструктов как бесполезные абстракции. Что мы увидим, если рассмотреть конкретное личностное качество с точки зрения теории личностных конструктов? Если понимать личностное качество как склонность вести себя определенным образом в различных ситуациях, то применив к этому положению теорию личностных конструктов, мы получим следующее. Ситуация представляет собой некий стимул, внешний либо внутренний, который побуждает человека к действию. А действие человека, в свою очередь будет зависеть от того, правильно ли человек сможет предсказать окружающую действительность. Для предсказания и определения окружающей обстановки человек использует личностный конструкт, после чего совершает действие. В том случае, если конструкт позволил человеку правильно предсказать окружающую действительность, личностный конструкт сохраняется, и в следующей ситуации человек снова будет его использовать, что возможно, будет выражаться в сходном способе поведения человека. Это мы и будем расценивать как личностное качество.

Таким образом, в концепции Келли, личностное качество является абстрактным понятием, которое описывает сходные способы поведения человека, в результате использования им одних и тех же личностных конструктов.


Глава 5. Личностные качества в гуманистическом направлении психологии


В качестве яркого представителя гуманистического направления мы возьмем теорию Абрахама Маслоу. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Организм и личность, по мнению Маслоу, не сводится к набору дифференцированных характеристик, а представляет собой единое целое, то есть функционирует как система, не сводимая к совокупности ее элементов.

Разрушительные силы, по мнению Маслоу, в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Можно найти некоторое сходство данных положений с идеями В.Д. Шадрикова, согласно которым от природы во всех людях от рождения заложены одинаковые способности, которые в дальнейшем зависят от того, будет человек их развивать или нет. Личностные качества формируются на основе того, как удовлетворялись, либо не удовлетворялись потребности человека в процессе созревания личности, поскольку это вызывает положительные, либо отрицательные эмоции. В зависимости от того, как удовлетворялись, или не удовлетворялись потребности, у человека закрепляются те или иные мотивации, формировавшиеся на основе этих потребностей.

А. Маслоу также отталкивается в своей теории от понятия мотивации. Он полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной.

Все потребности, по мнению Маслоу, являются врожденными, и упорядочены в иерархическую структуру. На нижних уровнях располагаются физиологические потребности, или витальные. По мере возрастания у потребностей степени духовности, они располагаются выше в иерархии.

Все поступки и действия человека подчинены данной иерархии. Мотивация поведения человека основывается на том, какие из потребностей являются неудовлетворенными. Стоит отметить, что, по мнению Маслоу, потребности более высоких уровней не начинают удовлетворяться до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низких уровней. Но, в то же время, Маслоу допускал, что в особых случаях более духовные потребности могут начать удовлетворяться, несмотря на неудовлетворенность потребностей уровней, расположенных в иерархической структуре ниже. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Можно предположить, что личностные качества, согласно концепции Маслоу, обусловлены особенностями самих потребностей человека, и также особенностями способов удовлетворения этих потребностей. Также Маслоу уделяет внимание степени осознания человеком своих потребностей и принятых в обществе нравственных норм, что оказывает влияние на формирование тех или иных мотиваций.

В дополнение к своей теории иерархической структуры потребностей, Маслоу формулирует два вида мотиваций человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Дефицитные мотивы направлены на изменение условий, в соответствии с возникающими потребностями и согласно их иерархии. Мотивы роста направлены на отдаленные цели, связанные со стремлением человека воплотить свои возможности в действительность. Основой для мотивов роста, по мнению Маслоу, являются метапотребности, это такие потребности, которые должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Маслоу предполагает, что метапотребности важны в равной степени и не располагаются иерархически, подобно дефицитным потребностям. Также он выдвигает гипотезу о том, что метапотребности имеют под собой инстинктивную и биологическую основу.

Таким образом, личностные качества, с позиции Маслоу, являются результатом того, как человек осознает свои потребности, какую отводит роль их удовлетворению и какой личностной значимостью их наделяет.


Глава 6. Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса


Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств в данном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, с позиции К. Роджерса. Позиция Роджерса относительно природы человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений он пришел к выводу, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал, что человек является активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Основным моментом данной теории является положение о том, что все люди естественно развиваются к конструктивному осуществлению свойственных им врожденных возможностей.

Личность и поведение, по мнению Роджерса, являются в большей степени функцией уникального восприятия человеком окружения. Регуляция поведения происходит под влиянием руководящего мотива в жизни, который Роджерс называл самоактуализацией. Все остальные мотивы, возникающие у человека, являются только специфическим выражением господствующего мотива, лежащего в основе существования. Стремление человека к достижениям является способом воплощения своих внутренних возможностей. Тенденция к самоактуализации представляет собой процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями.

По словам Роджерса, субъективное восприятие и переживания человека являются основой для всех его действий. То есть, с позиции данной теории, мы можем рассмотреть личностные качества как способ реализации господствующего мотива, основывающийся на субъективном восприятии человеком окружающего мира и на переживаниях этого человека. Роджерс говорил, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий, из чего следует вывод о том, что каждый человек уникален и обладает уникальным внутренним миром, основанным на его переживаниях и субъективном опыте. В данном случае можно указать на сходство взглядов К. Роджерса и В.Д. Шадрикова на внутренний мир человека. По словам В.Д. Шадрикова, основу внутреннего мира формируют переживания человека и субъективный опыт удовлетворения своих потребностей, и также выдвигается положение о том, что каждый человек уникален и интерпретирует окружающий мир посредством своего внутреннего мира.

Определяющим понятием в подходе К. Роджерса является Я – концепция, которая представляет собой часть поля восприятия человека, направленную на него самого и на собственные ценности. Другими словами, Я – концепция является представлением человека о себе, в том числе и относительно ролей, присутствующих в человеческих отношениях. Одним из компонентов Я – концепции является Я – идеальное, то есть представление человека о том, каким он хотел бы быть в идеале. Я – концепция выполняет регулирующую функцию в поведении человека, поэтому мы не можем не сказать о ней, рассматривая вопрос происхождения личностных качеств.

Таким образом, личностные качества, с позиции феноменологического подхода К. Роджерса, берут свое начало в уникальном внутреннем мире человека, и являются способами реализации господствующего мотива, основанными на субъективном опыте и переживаниях человека, а также, зависящие от Я – концепции.


Заключение


Подводя итог анализу происхождения личностных качеств, можно сказать следующее. В большинстве подходов личностные качества понимаются как устойчивые способы поведения, свойственные человеку в различных ситуациях. Несмотря на то, что в большинстве подходов взгляды на происхождение личностных качеств различаются, можно выделить несколько общих положений. Истоком личностных качеств, по мнению большинства авторов, являются потребности, которые служат основой для мотивов. Личностные качества происходят из закрепленных способов реализации данных мотивов.

Многие авторы отмечают большую роль условий окружающей среды в формировании личностных качеств. Воспитание, внешние и внутренние условия оказывают влияние на развитие личностных качеств у человека. К внутренним условиям можно отнести представление человека о себе, особенности его потребностей, субъективное восприятие и переживания. К внешним условиям можно отнести влияние родителей, социальное окружение человека, роли, которые человек себе приписывает, а также принадлежность к той или иной социальной группе.

В зависимости от того, как удовлетворяются потребности человека в процессе созревания его личности, формируются различные качества личности. Если принимать во внимание уникальность внутреннего мира каждого человека, его субъективной картины мира, переживаний и жизненного опыта, то можно говорить о практически бесконечном разнообразии качеств личности.

В ходе данной работы мы проанализировали наиболее известные подходы к пониманию личности, рассмотрели различные взгляды на происхождение личностных качеств. Данная теоретическая основа может быть использована при проведении экспериментальных исследовании личностных качеств и их происхождения. Проблема изучения личностных качеств актуальна в психологии уже достаточно долгое время, и данной работой мы можем внести вклад в изучение и понимание механизмов формирования качеств личности.

Список литературы


1. Психологический словарь под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и др. - М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

2. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997 г.;

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб.: Питер Пресс, 1997.

4. Шадриков В.Д. Метальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007.

5. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.

6. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М.: Логос, 1999.

7. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Прогресс – универс, 1995.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На самом деле не существует такой вещи, как универсально положительный тип личности. У каждого человека свои вкусы и предпочтения. Главное, стремиться к построению личности, которая принесет вам гордость и уверенность в себе. Вам нужно обрести характер, который будет привлекать интересные вам типы людей. Для развития личностных качеств, так же, как и для внесения серьезных изменений в образ жизни, потребуется приложить много времени и упорства. Со временем вам нужно будет сформировать новые убеждения и приводить их в действие до тех пор, пока они не превратятся в привычки.

Шаги

Развивайте положительные личностные качества

Оставайтесь счастливым и беззаботным. Старайтесь наслаждаться жизнью. Смейтесь с другими, но не над ними. Все мы ценим веселых и жизнерадостных людей. Улыбка и смех являются значительным элементом хорошей личности.

Задавайте вопросы. Любознательность - это часть заботы о других людях, что, в свою очередь, делает нас более интересными людьми в глазах окружающих. Постарайтесь выяснить, что нравится другим людям и что важно для них. Вы многому научитесь и поможете им ощутить свою значимость.

Сохраняйте верность. Не предавайте близких людей. Ваши любимые будут ценить вас все больше и больше, если вы будете им верны. Не бросайте дорогих вам людей, что бы ни случилось. У вас получится преодолеть тяжелый этап отношений, если вы останетесь верны человеку.

Предлагайте поддержку и наставничество. Не пытайтесь вести себя так, будто вы все знаете, но всегда старайтесь протянуть руку помощи людям, когда это возможно. Это может быть нечто незначительное, например, помощь другу с переездом, или более основательная поддержка, например, наставничество по жизни. Предложите все свои познания, но не пытайтесь давить. Уважайте решения и мнения других людей.

Укрепляйте уверенность в себе

    Думайте в положительном ключе как о себе, так и о других. Мысли, которые приходят нам в голову, вскоре превращаются в слова, которые мы говорим, и в действия, которые мы совершаем. Наличие позитивного мышления о себе дает нам уверенность и самоуважение (а это ключевые признаки любой положительной личности). Как только вы лучше осознаете свои мысли, вы сможете легко направлять их в правильное русло при помощи позитивного мышления.

    Проявляйте свою истинную натуру. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с возможностями выразить свою личность. Используйте их! Не пытайтесь следовать за толпой. Быть хорошей личностью - не значит быть как все. Например, когда вы беседуете с компанией людей или отдельным человеком, старайтесь не просто постоянно соглашаться со всем, что они говорят. Вставляйте в разговор реплики, выражающие ваше собственное мнение, и истории в уважительной и увлекательной форме.

    Сосредоточьтесь на достоинствах своей личности. Легко корить себя за те черты, над которыми следует поработать. Старайтесь избегать этого. Обратите внимание на те качества, которые, по вашему мнению, привлекают других людей, и старайтесь их продемонстрировать.

    Посвятите себя работе над теми чертами характера, которые вам не нравятся. Возможно, вам кажется, что вы слишком много говорите о себе или слишком быстро теряете терпение. Важно осознавать эти вещи, но не стоит ненавидеть себя за это. Старайтесь обращать внимание на свое поведение. В следующий раз, когда вы начнете действовать нетерпеливо, поймайте себя на этом и постарайтесь иначе отреагировать на ситуацию.

Развивайте свои интересы

    Обращайте внимание на качества людей, которыми восхищаетесь. Это могут быть люди, которых вы знаете лично, люди из истории вашей семьи, о которых вы много слышали, или известные личности, которых вы уважаете. Изучите, что они думают о мире и о себе, и попробуйте принять схожие убеждения.

    • Если вы знаете человека, поговорите с ним о его убеждениях и отношении к жизни. Спросите его, как он начал верить в то, что делает, и как у него получается действовать в соответствии со своими убеждениями.
    • Если вы не знаете этого человека, прочитайте его биографию, посмотрите его интервью или поговорите с людьми, которые знают (или знали) его лично, чтобы узнать больше об его убеждениях и действиях.
  1. Постарайтесь понять, кто вы есть. Загляните глубоко внутрь себя и подумайте, кем вы являетесь. Это одна из самых сложных вещей, но она тоже очень важна. Попытайтесь разобраться в разнице между своими поступками и своей реальной личностью.

    • Для начала изучите свои убеждения и ценности. Может быть трудно изменить свои убеждения и поведение, которое произрастает из них, пока вы не разберетесь, что это за убеждения. Обратите внимание на свое поведение и подумайте, как эти действия соотносятся с вашими личными ценностями.
  2. Решите, что для вас важно. Помните - если вы даже не уверены, кем вы являетесь на самом деле, выяснить, что для вас важно, будет гораздо труднее. Не навешивайте ярлык «важного» на что-либо, только потому, что другие люди сказали вам, что это важно. Выясните, к чему действительно лежит ваше сердце.

    • Возможно, вам всегда нравилось играть в футбол, потому что ваш отец очень любит этот вид спорта. А может, вы всегда поддерживали определенную политическую партию, потому что ваши друзья поддерживают ее. Постарайтесь понять, что вы на самом деле чувствуете.
  3. Развивайте свои увлечения. Наличие хобби - это важный элемент положительной личности. Вам следует быть всесторонне развитым человеком, а не ходячим клише. Попробуйте погрузиться в то, чем вам нравится заниматься. Вам даже необязательно преуспевать в этом деле, оно просто должно вас сильно увлекать.