Разработка игры «Что? Где? Когда?»

Отборочный тур. В ходе отборочного тура формируются четыре команды по 3 человека. Тур проходит в четыре этапа. О готовности к ответу учащиеся сигнализируют лотами.

По ходу игры работает жюри. В отборочном туре оно отмечает тех учащихся, которые после объявления вопроса первыми поднимут лот.

Работники банка “Гео” контролируют передвижение капитала, т.е. раздают первоначальный капитал, взимают плату за вопрос, выигранный в ходе аукциона, выплачивают прибыль, полученную в результате правильного ответа.

Вопросы отборочного тура.

I этап

  1. Самый большой остров.
  2. Самый большой полуостров.
  3. Самая высокая точка мира.
  4. Самое маленькое море
  5. Самая глубокая впадина в Мировом океане.
  6. Самое жаркое место на Земле.
  7. Полюс холода планеты Земля.
  8. Самое сухое место на Земле.
  9. Самое влажное место на Земле.
  10. Самое мощное холодное течение в Мировом океане.

II этап

  1. Высшая точка Кордильер.
  2. Высшая точка Анд.
  3. Высшая точка Большого Водораздельного хребта.
  4. Высшая точка Гималаев.
  5. Высшая точка Альп.
  6. Высшая точка гор Атлас.
  7. Высшая точка гор Тянь-Шань.
  8. Высшая точка Памира.
  9. Высшая точка гор Кавказ.
  10. Высшая точка Уральских гор.

III этап

На каком материке находится озеро

  1. Байкал
  2. Титикака
  3. Танганьика
  4. Виктория
  5. Ладожское
  6. Большое Невольничье озеро
  7. Балатон
  8. Ньяса
  9. Балхаш

IV этап

  1. Самая длинная река мира.
  2. Самая многоводная река земного шара.
  3. Река, два раза пересекающая экватор.
  4. Река, на которой находится водопад Виктория.
  5. Самая крупная река Австралии
  6. Какую реку называли “отцом вод”?
  7. Притоком, какой реки является Иртыш?
  8. Ангара является левым или правым притоком реки Енисей?
  9. По какой реке проходит часть границы между Россией и Китаем?
  10. Какая река в Индии является священной?

Игра также проходит в четыре этапа.

В начале первого этапа командам вручают первоначальный капитал в условных деньгах (по 2000 долларов). Первый этап проходит в виде аукциона. Командам предлагается вопрос и называется первоначальная цена. Команды участвуют в аукционе, и право ответа предоставляется той команде, которая назвала большую цену. Соответствующая сумма изымается со счета команды в пользу банка “Гео”. В случае правильного ответа команда получает количество денег, обозначенных на вопросе. В противном случае пополняется фонд банка “Гео”.

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай».
Класс делится на 2 команды (по 7 человек). Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с названием команды)
На столах таблички с названием команд: «ПЛАН» и «КАРТА»
Участники команд выбирают капитана,
Представляется жюри. (Старшеклассники)

Цели: закрепление изученного материала, проверка знаний терминологий по теме «План местности и географическая карта», закрепление навыков решения географических задач.
Игра состоит из 6 геймов.

Задания для 1 команды :

  1. Создатель первого глобуса? (М. Бехайм)
  2. Ученый, впервые вычисливший окружность Земли и выделивший географию из других наук? (Эратосфен)
  3. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан)
  4. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков… (План местности)
  5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
  6. Совокупность неровности земной поверхности называется… (рельефом)
  7. Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии? (Относительная высота)
  8. Самая большая географическая широта? (90о)
  9. Воображаема прямая, проходящая через центр Земли и пересекающая земную поверхность на полюсах? (Земная ось)
  10. «Адрес» любого объекта на поверхности Земли определяется… (географическими координатами)

Задания для 2 команды :

  1. Солнце и небесные тела, вращающиеся вокруг него образуют… (солнечную систему)
  2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
  3. Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)
  4. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков? (Географическая карта)
  5. Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на Земле? (Географическая долгота)
  6. Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)
  7. Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется… (абсолютной высотой)
  8. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  9. В каких точках «встречаются» все меридианы? (Северный и южный полюс)
  10. Что называют вторым языком географии? (Карта)

2 гейм «Заморочки из бочки»

Команды получат по 4 задания, по очереди выбирая числа от 1 до 8, время на задание 2 мин. за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если изменяется только долгота, а широта остается неизменной. (С-Ю или З-В)

2. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

3. Замените выделенные слова условными обозначениями:

«Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге»

4. Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см –10 м

1:10000

в 1 см – 100 м

1:75 000 000

в 1 см – 750 км

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 80 км

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10000

в 1 см – 80 км

1:75 000000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000000

в 1 см – 100 м

5. Установите соответствие: (а – 5, б – 3, в – 2, г – 1, д – 4)

6. Определите масштаб плана, если на них дорога длиною в 3 км имеет длину 10 см.

А) В 1см 3000 м
Б) В 1 см 30 км
В) В 1 см 300 м

7. Запишите в таблицу численные масштабы, соответствующие указанным именованным.

Именованный

Численный

в 1 см - 5 м

1:500

в 1 см - 450 м

1: 45 000

в 1 см - 500 м

1:50 000

в 1 см - 25 км

1:2 500 000

в 1 см - 1 км

1:100 000

в 1 см - 50 км

1:5 000 000

в 1 см - 25 м

1:2 500

8. Чтобы определить стороны горизонта, мы обычно находим направление на север. Где на земном шаре наши взоры всегда будут обращены на север, как бы мы не поворачивались. (Южный полюс)

3 гейм «Ты мне – я тебе»

Капитаны команд выбирают задания для своих соперников, называя числа от 1 до 6, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна. (о. Исландия)

2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш., 26° в. д. (вдп. Виктория)

3. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27° ю. ш., 109° з. д.) . (о.Пасхи)

4. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш., 61° з. д. (вдп. Анхель)

5. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69о ю.ш. и 91о з.д. найдите и назовите этот остров (о. Петра I)

6. Корабль находящийся в точке 30 о ю. ш 70 о в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30о ю.ш. 110о в.д.) и «Вера» (20о ю.ш. 50о в.д.) . Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? («Вера»)

4 гейм «Темная лошадка»

Кто быстрее и точнее расшифрует послание (max 5 баллов) .

5 гейм «Конкурс капитанов»

Дается 3 задания разной сложности капитан получает количество баллов в зависимости от выполненного задания, если выполняется несколько заданий, то баллы суммируются. На выполнение задания дается 7 мин.

5 баллов. Каким видом транспорта можно быстрее совершить «кругосветное» путешествие (с возвращением в точку отправления): самолетом по экватору (средняя скорость 800 км/ч), на морском судне по 60° ю. ш. (средняя скорость 40 км/ч) или на лыжах по 89° ю. ш. (средняя скорость 12 км/ч). Сколько времени будет продолжаться каждое из этих путешествий (не учитывая остановок)? (На самолете – 50 ч., на морском судне – 500 ч., на лыжах – 58 ч.)

4 балла. Найдите изображение отмеченных на панораме местности ориентиров на фрагментах топографической карты: (1 – г, 2 – е, 3 – ж, 4 – а, 5 – б, 6 – и, 7 – з, 8 – д, 9 – в, 10 – л, 11 – к) .

3 балла . Какое место на Земном шаре ближе всего расположено к центру Земли? Почему? (У полюсов, т.к. Земля приплюснута у полюсов)

Одновременно с конкурсом капитанов проводится конкурс для остальных членов команд. За каждый правильный ответ 1 балл.

Заполните таблицу, определив географические объекты по данным координатам.

6 гейм «Гонка за лидером»

Капитаны перед конкурсом выбирают конверт с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда

1. Уменьшенная модель Земного шара – это … (глобус)
2. Условная линия на плане, которая соединяет точки с одинаковой абсолютной высотой?
(Горизонталь)
3. Азимут измеряется в …
(градусах)
4. Широта бывает…
(северной и южной)
5. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.
(Масштаб)
6. Какое кругосветное путешествие будет короче: по экватору или по 60
о с. ш.
7. Прибор для определения сторон горизонта.
(Компас)
8. Легенда карты – это …
(условные знаки)
9. Все параллели имеют одинаковую…
(форму – окружность)
10. Сторона горизонта, имеющая азимут 270
о (Запад)

2 команда

1. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки? (Азимут)
2. Долгота бывает…
(западной и восточной)
3. Путь, по которому движутся планеты.
(Орбита)
4. Точка, у которой только одна координата.
(Полюс)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти?
(Горизонт)
6. Сторона горизонта, имеющая азимут 90
о . (Восток)
7. Умение находить стороны горизонта.
(Ориентирование)
8. Самая длинная параллель.
(Экватор)
9. Этот полюс на глобусе находится внизу.
(Южный)
10. 510 млн. кв. км.– это…
(площадь поверхности нашей планеты)

Конкурсы для болельщиков

Конкурсы для болельщиков можно провести, когда жюри подводит итоги конкурса или одновременно с конкурсами для команд. Оценка за каждое задание 5 баллов, приплюсовываются к счету команды, за которую они болеют.

Задание 1 . Впишите в пустые клетки названия объектов, соответствующих изображенным условным знакам.

Задание 2 . Каждой команде болельщиков раздаются разрезанные карточки. Задача – установить соответствие «Картина – условный знак».

Подведение итогов. Награждение победителей

Литература :

1. «Вопросы и задачи по географической карте и глобусу» В.А. Жучкевич, Минск – «Высшая школа» 1981 г.
2. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 г.
3. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. – «Сфера», 2000 г.
4. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просвещение» 1999 г.
5. «Занимательные вопросы по географии» Б.А. Нагорный, М. – «Учпедгиз» – 1958»
6. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004 г.
7. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г.
8. «Занимательные вопросы по географии» Н.М. Гробштейн М. – «Просвещение», 1965 г.
9. «География. 6 класс. Поурочные планы» И.И. Нагорная, Волгоград – «Учитель», 2007г.


Участники делятся на 2 команды, на обсуждение ответа отводится 2 минуты

1 вопрос (+ 2 очка)

Погода и климат – понятия разные.

Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы?

Ответ: экватор.

2 вопрос (+ 2 очка)

Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. НО для одного города есть исключение.

Вопрос: что это за город и какое у него исключение?

Ответ: Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади.

3 вопрос (+ 2 очка)

Много удивительного и непонятного на свете. Но если хорошо подумать, то всему можно найти объяснение.

Вопрос: почему в холодные ночи зимой в теплицы ставят бочки с водой?

Ответ: замерзая, вода выделяет тепло и тем самым согревает воздух.

4 вопрос (+ 2 очка)

В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустёртой надписью на латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели.»

Вопрос: чем примечательно это место?

Музыкальная пауза: учащиеся 9 класса исполняют песню «Остров невезения.»

5 вопрос (+ 2 очка)

К некоторым географическим объектам нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое». Вопрос: чем примечательны объекты – г. Оймякон, о-ва Ротманова, Каспийское море.

Ответ: г. Оймякон – полюс холода нашей страны и всего Северного полушария, о-ва Ротманова – самые восточные острова России, Каспийское море – самое большое озеро мира.

6 вопрос (+ 2 очка)

«С Памирских гор – с крутых вершин Земли,

Она, как песня, мчится в край угрюмый.

Налево Каракумы залегли,

Направо притаились Кызылкумы.

Ей нипочем пустынь палящий зной…»

Вопрос: о какой реке говорит поэтов Х. Сеитов?

Ответ: Амударья.

7 вопрос (+ 2 очка)

Очень разнообразен рельеф всего мира. Есть высокие горы и низменности. Многие горы получили свое название не случайно. Вопрос: горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?

Ответ: Анды.

8 вопрос (+ 2 очка)

В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей.

Вопрос: как называется река и растение?

Ответ: Нил, папирус.

Музыкальная пауза: девочки 10 класса исполняют песню «Надежда» 9 вопрос (+ 2 очка)

В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.

ГБОУ СОШ села Самовольно-Ивановка

Игра: Что? Где? Когда?

(по географии)

учитель географии

Голощапова И.В.

2013 год

Цели игры:

развитие познавательной активности учащихся; выявление и повышение авторитета наиболее смекалистых и активных ребят; повышение интереса к предмету география.

Участники:

2 команды учащихся 8-9 классов по 5 человек.

Конкурсы:

    Разминка

(за каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл; время на подготовку 1 минута)

    Ока для Волги (приток).

    Орех с Чунги Чанги (кокос).

    Море, терпящее бедствие (Арал).

    Древний скандинав – воин (викинг).

    Противник Востока (запад).

    Почва полупустынь (солонец).

    Сосед чукчи (якут).

    Макушка Земли (полюс).

    Кто больше назовет?

Игроки выбирают по одному представителю от команды. Им предлагается назвать, по очереди, как можно больше географических объектов на букву «В». (1 балл за каждое правильное слово; называют по очереди по слову.)

    Неподготовленный ответ

Каждой команде дать описание географическому объекту, которое бы уместилось в одно предложение (1-ой – глобус, мыс Пиай; 1-ой – карта, о. Гренландия). (По 2 балла за каждый правильный ответ; время подготовки 3 минуты.)

    Отгадай название

Команды под руководством капитанов готовят описание какой-нибудь страны. Капитаны озвучивают это описание, команды пытаются отгадать название страны. Та команда, которая правильно назовет страну, зарабатывает 2 балла. (Время подготовки 5 минут.)

    Веселая география

(Время на раздумье 1 мин., за каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл)

    Какая река растет на дереве (Прут).

    Название какой реки у вас во рту (Десна).

    Какая река России носит название стороны света (Юг).

    Один из притоков Днепра состоит из предлога и количественного числительного. Называть реку Белоруссии. (Припять).

    Река, протекающая в Турции и Ираке, носит название хищного животного. Какого? (Тигр).

    Какая река на Дальнем Востоке (без последней буквы) и какое женское имя образуют вместе реку в Средней Азии? (Амударья).

VI Вопросник

(1 балл за каждый правильный ответ)

1.В чем измеряется атмосферное давление. (мм/рт.ст.).

2.Что такое литосфера.(Твердая оболочка Земли)

3.Родина кактусов. (Мексика).

4.Как называется предмет с помощью которого мы узнаём, какое сегодня число, день недели, год? (Календарь.)

5.Родина кенгуру. (Австралия.)

6.В каком городе будут Олимпийские игры в 2014 году? (Сочи.)

7.Как называется Южный полюс Земли? (Антарктика.)

8.Какой предмет помогает людям ориентироваться в лесу и не заблудится? (Компас.)

9.Как называются коренные жители какого- либо материка? (Аборигены).

10.Родина Олимпийских игр. (Древняя Греция.)

11.Вторая страна по числу населения. (Индия.)

12.Второй по величине континент земного шара. (Африка.)

13.Место, по которому текут реки в окружении берегов. (Русло.)

14.В какое время года бывает так называемое бабье лето. (Осень.)

15.Как называется Северный полюс Земли? (Арктика.)

16.В чем измеряется сила землетрясений? (В баллах.)

    Разгадывание кроссворда

(Время на разгадывание кроссворда 5 минут; за каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 балл.)

Игра с болельщиками

«Самое - самое».

Болельщикам предлагается назвать самое – самое глубокое, большое, высокое, холодное. (За каждый правильный ответ болельщики приносят своей команде 1 балл.)

«Немного обо всем»

(За правильный ответ команде – 1 балл. Необходимо выбрать правильный ответ.)

  1. Кто открыл Америку?

А) Х.Колумб Б) Ф.Магеллан В) А.Веспучи

2. Кто совершил кругосветное путешествие?

А) Васко да Гама Б) Фернан Магеллан В) Френсис Дрейк

3. Как называется жилище индейцев?

А) Иглу Б) Вигвам В) Хижина

4. Из чего эскимосы строят свои жилища?

А) Из снежных кирпичей Б) Из бревен В) Из камня

5. Как называется жилище чукчей?

А) Яранга Б) Чум В) Изба

6. Науку о почвах создал.

А) В.В. Докучаев Б) Н.Н. Баранский В) Вернандский

7. Леса из каменной березы растут:

А) На Таймыре Б) На Камчатке В) В Приамурье

8.Гейзеры-фонтаны пара и воды встречаются:

А) На острове Сахалин Б) На полуострове Камчатка В) В Приморье

Подведение итогов игры. Награждение команды-победителей, самых эрудированных, самых активных игроков.

Внеклассное занятие по географии 6-8 класс "Что? Где? Когда?"
Интеллектуально – познавательная игра Учитель:Степанова М.Ф. МБОУ Богураевская СОШЦель игры: Расширение кругозора и развитие познавательных способностей школьников. Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, смекалку. Задачи игры: *Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости. * Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, развивать географическое мышление школьников. * Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому, взаимовыручку. Оборудование: 1 игровой стол, волчок, компьютер, черный ящик, глобус, конверты с вопросами,(вопросы готовят уч-ся 6-8 классов, а также учителя), видео запись с вопросом, секундомер, пейджи «Знаток географии».Участники: В игре принимают участие 6 игроков. Ход игры Ведущий: Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом. И тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знатоки географии».
Пришло время представить эксперта игры.
Команде задаётся вопрос и предоставляется одна 30 секунд на обсуждение ответа. За досрочный ответ сохраняется 30 секунд. Если команда готова, то капитан поднимает руку как сигнал о готовности отвечать. Каждый правильный ответ оценивается оценкой «5». Если ответ не правильный, то оценку «5» получает учащийся задавший вопрос.

Ведущий: И так, мы начинаем.
ЗЕРО
Вопрос. Одно из самых первых названий этого предмета «Зеленое яблоко». «Земное яблоко» - уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Он быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
Ответ: глобус – В 1492 создал первый географический глобус. Мартином Бехаймом
Черный ящик

Уч – 8 класса Бочарова Галина.
Вопрос. Какое дерево, растущее в сибирской тайге, называют ореховой сосной?
Ответ: КЕДР
Уч – 8 класса Брылева Яна.
Вопрос. Блиц турнир:
- Самое глубокое озеро мира?
- Самая длинная река мира?
- Самые высокие горы мира?
Ответ: Байкал. Нил. Гималаи.
Уч – 8 класса Чекушкина Людмила.
Вопрос. Почему растения тундры и лесотундры также как и растения пустынь имеют мелкие листочки или колючки?
Ответ. В тундре маленькие листочки и колючки уменьшают испарение влаги растением, тем самым сохраняют тепло, которого в тундре недостаточно. В пустыне маленькие листочки и колючки также уменьшают испарение влаги, но здесь растение при достаточном количестве тепла сохраняет влагу.
Уч – 7 класса Брюшкова Татьяна.
Вопрос: Мы часто слышим “безбрежное море”. А существует ли такое море, т. е. море, у которого нет берегов? Какое это море?
Ответ: (Это Саргассово море – часть Атлантического океана между Флоридой, Азорскими островами, Бермудскими островами и Вест-Индией, расположенной в кольце течений. Саргассово море получило свое название от скопления плавающих в нем водорослей – саргассов)
Уч – 7 класса Толкачев Максим.
Вопрос: Громадный остров, покрытый лесами из пальм, фикусов и других растений находится далеко за пределами нашей Родины, но честь изучения страны и быта чернокожих обитателей выпала на долю русского путешественника, который показал всему миру пример высокой человечности по отношению к первобытным народам.
Какой это остров, какому русскому путешественнику принадлежит заслуга изучения и исследования?
Ответ: (Остров Новая Гвинея. Жизнь и быт коренных жителей – папуасов - изучены и исследованы в конце 19 века русским путешественником Н.Н.Миклухо-Маклаем)Уч – 7 класса Литвинов Алексей.
Вопрос: В последнее время он кое-где становиться тоньше. Он образуется из кислорода. Он защищает Землю от космических лучей.
Ответ: (озоновый слой)
Уч-ся 6 класса Варламова ЭмилияВопрос: В каждой местности он свой. Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. Это многолетний режим погоды.
Ответ: (климат)
Уч –ся 7 класса Белоконева Татьяна
Вопрос: Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:а) точка с нулевыми географическими координатами;б) высочайшая гора Северной Америки;в) исток крупнейшей реки Южной Америки;г) самая южная точка Азии.
Уч – 8 класса Кащеев Владислав
Вопрос: Найдите соответствие между изображенными на флагах государств мира растениями и животными и самими государствами. Растения и животные: кедр, птица фрегат, клен, левГосударства: Шри-Ланка, Кирибати, Канада, Ливан

Уч – 6 класса Гуреева Ксения
Вопрос: Назовите формы рельефа, включая созданные человеком, которые вы можете увидеть на территории вашей области.
Уч – 8 класса Мирошниченко Евгений
Вопрос: В «Избранных произведениях» М.В. Ломоносова есть такие строки: «Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?» О каком явлении природы говорил ученый и где оно наблюдается? Что вы знаете о причинах возникновения этого явления?
Ответ: А) Полярное сияние - свечение верхних слоёв атмосферы, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра
Б) Полярные широты северного и южного полушарий Земли
В) Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем
Уч – 6 класса Земцов Роман
Вопрос: На гербе какой латиноамериканской страны были начертаны слова: «Страну разъединяет, мир соединяет»?
Ответ: Панама. Панамский канал
Уч-ся 8 класса Губарева Мария
Вопрос: Земля: вид из космоса
Перед вами космический снимок природного процесса. Определите:
Что это за процесс?
Каковы причины его возникновения?
В каких районах Земли чаще всего наблюдается?
Ответ: А) Извержение вулкана
Б) Активизация внутренних сил Земли, движение магмы
В) Сейсмически активные районы Земли, границы литосферных плит: Камчатка, Курилы, Исландия, Новая Зеландия и др.

15. Учитель биологии МБОУ Богураевская СОШ Костенко Л.В.
Вопрос: Это растение считается королевой Америки.
Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали вот что:
«На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра, плоды из чистого золота, а листья из серебра». Индейцы считают его чудесным даром богов, они обожествляли растение, верили, что от него зависит благополучие. В одной из легенд рассказывается, что бог Маис был сыном самого бога Солнца и богини Луны. Но нашлись божества, которые позавидовали красоте юноши, его силе и убили его, разрубив тело на части. Индейцы верят, что куски тела Маиса превратились в зерна. Сколько праздников посвящено этому растению! Не перечесть.
Зерна растения жарили, из них готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных, а из пыльцы готовили суп. Лишь позже европейцы и весь мир узнали о пользе этого растения.
Местное население называет ее маисом. Что же это за растение?
Ответ: кукуруза.
Учитель географии СОШ №9 Склянко Марина Николаевна.
Вопрос: Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, значит, я старше и мудрее тебя».
Уважаемые, знатоки! Прав ли Кавказ?Ответ. Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы, например, Восточно-Европейская платформа.
Уч-ся 7 класса Богураев Павел
Вопрос: Когда и где день бывает равен ночи?
Ответ: (Два раза в год в дни равноденствия – 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушарие освещены одинаково)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ИГРЫ
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Слово предоставляется эксперту.

Ведущий: Всем спасибо! Благодарим за внимание!

«Утверждаю»

____________

Зам.директора по УМР

Мухамбетова З.К.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Учитель: Энгелько А.В., учитель географии

Дата: 14.11.2017

Класс: 10

Цели и задачи:

    Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.

    Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

    Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

    ведущий (учитель)

    участники игры (6 учащихся)

    ведущий и помощник (учитель и ученик)

Оборудование:

    Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.

    Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.

Подготовительный этап:

    за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана);

    учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз (если их выберут)

    группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).

Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.

В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.

Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.

    Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.

Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?

Ответ. Это растение бамбук.

    В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.

Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?

Ответ. Гватемала.

    Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?

Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.

    На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.

Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?

Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.

    Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.

Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.

Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».

    Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.

Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?

Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.

    Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.

Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?

Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия,Слотсхольмен, А́магер

    В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.

Вопрос . Какие это полуострова и какими морями омываются?

Ответ . Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.

    На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)

Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?

Ответ. Ливан- Иван- Ван.

    На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.

Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?

Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.

    Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.

Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?

Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.

    Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.

Вопрос. Как называется государство и его столица?

Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.

Самоанализ внеклассного мероприятия по географии интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда?» (для учащихся 10 классов).

Тема моего опыта «Активизация познавательной самостоятельности на уроках
географии». В соответствии с темой опыта я проводила внеклассное мероприятие по
географии интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» (для учащихся 10 классов).
В классном коллективе по 25 детей. Учащиеся этих классов имеют средний уровень
учебных возможностей, составляют хороший, дружный коллектив, в котором
межличностные отношения и самооценка детей в норме.
Цель игры: расширение кругозора знаний учащихся по естествознанию, географии и
биологии.
Задачи:
- Повышать познавательный и интеллектуальный интерес;
- Стремиться к совершенству своих знаний, умений и навыков:
- Развивать умение рассуждать, логически мыслить, концентрировать внимание,
сравнивать и делать выводы:
- Прививать правила работы и общения в группе.
Выбор мероприятия, содержание и направление учебной и воспитательной
деятельности в данном мероприятии вытекает из направлений воспитательной
работы школы, задания подобраны, продуманы соответственно уровню развития
классного коллектива и их возрастным особенностям.
Ребята активно принимали участие в подготовке мероприятия, изготовления
необходимого наглядного материала. Планирование мероприятия и содержание
заданий были подготовлены учителем, но к составлению вопросов были привлечены
учащиеся школы и учителя. Для игры были отобраны наиболее интересные вопросы.
Игра проводилась по аналогии телевизионной игры «Что? Где?
Когда?».Участники игры садятся за круглый стол, на котором размещены

пронумерованные конверты с заданиями, вращая волчок, отвечают на задания в
конверте, напротив которого остановилась стрелка. Время для обсуждения одна
минута. Задания составлялись на основе изученного материала, так же
присутствовали задания творческого характера, за выполнение каждого задания на
табло отмечались очки.
Мероприятие целей достигло, воспитательные, развивающие задачи реализованы.
Игра способствовала расширению кругозора в области естествознания, географии и
биологии, определила взаимосвязь географии с этими науками, помогла
творческому развитию личности школьника и активизировала его познавательную
самостоятельность.
По окончании игры все учащиеся в целях поощрения получили положительные
оценки по географии и сладкие призы. Чтобы в итоге ни было выбрано учителем,
стоит помнить, что дети работают в полную силу своих возможностей только тогда,
когда они могут получить поощрение за свой труд.