Ангола : 8000
ЮАР ЮАР : 7500
Замбия Замбия : 1500
Зимбабве Зимбабве : 500 Язык различные койсанские языки Религия традиционные религии , христианство , шаманизм Входит в койсанские народы Родственные народы готтентоты

Бушменка из Ботсваны

Бушменские дети из Намибии

Жилище бушменов в резервации, Намибия

Бушме́ны (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе . Общая численность - около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним генотипом , являются носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А .

Общие сведения о бушменах

История

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Социальный строй

Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей . Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь , которому приписывается умение общаться с духами , вызывать дождь , лечить болезни .

Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи , затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный , но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.

Язык

Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки , легенды и песни .

Фольклор

Бушменские сказки и легенды выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных. Так, пояс Ориона они называют тремя самками черепахи, висящими на палке; Южный Крест - львицами; Магелланово облако - каменным козлом. Своих предков они наделяют зооантропоморфными признаками, это полулюди-полуживотные. До наших дней дошли наскальные изображения предков бушменов . Ко времени появления европейцев в Южной Африке, ещё в середине XVII века, бушмены жили в условиях каменного века.

Источники еды и питья

Из семян, которые скапливаются в муравейниках , бушмены варят кашу. Лакомство - жареная саранча . Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку с фильтром на конце и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца .

Одежда

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений .

Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке - обычай, присущий женщинам. Также они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).

Религия

Большая часть народа придерживается традиционной самобытной формы шаманизма бушменов. Его первоначальная форма неизвестна, поскольку он был сильно модифицирован из-за взаимодействия с христианством. Также присутствуют христиане . Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он «умирает» - сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Также сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).

Галерея

Знаменитые бушмены

Самым известным среди бушменов считается Нкъхау - намибийский фермер . Стал знаменитым после того, как сыграл бушмена из Калахари Хихо в двух комедийных фильмах: «Наверное, боги сошли с ума » и его продолжении , а также ещё в трёх неофициальных продолжениях, снятых в Гонконге : «Crazy Safari », «Crazy Hong Kong » и «The Gods Must Be Funny in China ».

Ройял /Уи/о/оо, избранный в 2000 году по спискам СВАПО в парламент Намибии , стал первым бушменом-депутатом. Другим известным бушменским активистом является Рой Сезана, соучредитель движения «Первые народы Калахари», отстаивающего их права в Ботсване.

Бушмены в кино

Помимо появления народа в вышеупомянутой комедии «Наверное, боги сошли с ума », бушмены также изображены в фильме «Красный скорпион », где они спасают главного героя от укуса скорпиона.

В фильме «Жестокая слава» (о легендарном боксёре Чарльзе МакКойе по прозвищу «Кид») отведена отдельная сцена, в которой боксёру объясняют, что представители бушменов могут бежать по пустыне без сна, пищи и воды до 3 суток. Он пробует это проверить и догнать бушмена. Но силы оставляют его уже к закату. После чего бушмен выкапывает 2 страусиных яйца и, угощая измождённого боксёра одним из них, прогоняет его. [ ]

Бушмены (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»), народ, живущий в пустынных областях Намибии и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также в Танзании. Численность - около 75 тыс. человек.

В переводе с английского, «бушмен» (Bushman) означает «человек (из) кустов».
Антропологически бушмены отличаются от других негроидов более светлой кожей, тонкими губами, и относятся к так называемой капоидной расе. В языке бушменов много хрюкающих, свистящих, и щелкающих звуков, часть которых произносится с помощью мышц живота, а значение слов может меняется в зависимости от громкости и повышения и понижения тона. Несмотря на сложность языка, объясниться с бушменами можно с помощью мимики и жестов.

Предполагается, что бушмены заселили Южную Африку около 10-20 тысяч лет назад. Но постепенно вытеснялись вглубь пустыни Калахари пришедшими с севера бантуязычными скотоводами, которые в поисках новых пастбищ для скота вплотную подошли к пустыне. Надо сказать, что бушмены не имеют ни малейшего понятия о частной собственности, считая, что все, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем.

Поэтому, на принадлежавших фермерам коров, они охотились как на диких. За каждую убитую корову фермеры стали убивать по 30 бушменов, а оставшиеся в живых бушмены не могли понять за что их истребляют. Правда, позже за убитую корову они не убивали непонятливых охотников. А похищали молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, а фактически полурабыней.

В отличие от других африканских племен, у бушменов нет вождей, что обусловлено полуголодным существованием. Постоянно бродяжничая по пустыне, они не могли себе позволить иметь вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Управляют племенами старейшины, которых выбирают из числа наиболее авторитетных и опытных членов рода, но преимуществ у них никаких нет.

О религии бушменов известно очень мало. У них существует культ Луны, они поклоняются различным божествам, которые олицетворяющие силы природы, и особенно дождя. По поверьям бушменов, люди и животные жили когда-то вместе. Более ловкие из них, добыли для людей огонь и научили их разным премудростям. Но потом между ними возникла вражда.

Самая большая ценность в пустыне - вода. И бушмены научились ее добывать, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений, или высасывая влагу через эти стебли. Реже они отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценного хранилища.

В пищу бушмены используют все. Запекают на углях костра саранчу, термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят дикорастущие корни и плоды. Но самое любимое блюдо бушменов - это мясо. Если у бушмена есть мясо, то он счастлив.

Бушмены-мужчины, отличные охотники. Для охоты используются лук и стрелы. Наконечники стрел пропитывают ядом. Яд, парализующий нервную систему, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жука, или используют яд змей. Пользуются также и копьем, дубинкой, расставляют силки, капканы, роют ловчие ямы. Женщины заняты сбором ягод, листьев, клубней и семян.

Устроив новое стойбище, они совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Содержимое яйца выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а пустую скорлупу оплетают травой. Таким образом, они изготовляют фляги для воды, и без фляги ни один бушмен не отправляется в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц, оставшихся от вылупившихся страусят, и шлифуют их, придавая овальную форму. Потом острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Так делают бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке и шкуры диких животных, украшая орнаментом.

Отравленные наконечники делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, которые хранят и носят в специальных пеналах или сумках из кожи. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы делают мастерски, и даже наносят на них орнамент.

Огонь добывают трением сухих палочек.

Бушмены - большие специалисты в области ядов и противоядий. Некоторые из них специально глотают яд ядовитых змей и скорпионов, чтобы выработать иммунитет. Против укусов ядовитых гадов они используют корни растения. Растение бушмены называют зоокам. Переживав корень в кашицу, делают надрез на укушенном месте, и, с кашицей корня во рту, высасывают яд. Они не придают значения ранениям, даже если ранения серьезные. Врачи иногда делали операции без наркоза, а оперируемые во время операции оживленно переговаривались.

Бушмены совсем не болеют эпидемическими болезнями, которые поражают европейцев, если живут свободно. У них накоплены огромные знания о лекарственных травах и кореньях. От головной боли они используют корни специальных растений, которые греют на костре и прикладывают к голове.

Крепость организма бушменов поражает воображение. Один из путешественников вспоминает случай, когда раненного в живот бушмена товарищи на самодельных носилках несли «семь лун» (семь суток). Оперировать его удалость только через 20 часов после того, как его принесли. Хирург сказал, что после такого ранения белый человек умер бы через 24 часа. А бушмен легко перенес операцию, и через две недели уже был среди выздоравливающих.

У этих людей есть многое из того, чего нет у нас, жителей городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он обязательно принесет находку в стойбище, где старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, стариков, не способных идти вместе с племенем бросают, чтобы не тащить по пустыне.

Бушмены замечательные рассказчики и сказители. Они виртуозны в музыке, пантомиме и танце. Простейший музыкальный инструмент – обыкновенный охотничий лук, натянутый с помощью волос животных с прикрепленной пустой дыней или пустой консервной банкой, в качестве резонатора.

Когда-то бушменам принадлежал весь африканский континент, но более развитая цивилизация загнала их в пустыню. И, если они не сумеют найти в новом для них мире свое место, то недалек тот день, когда эта народность канет в лету…

Автор Ѐасин Артур(Аркадий)BRUNNENHOF задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

Бушмены кто они? и получил лучший ответ

Ответ от Secret[гуру]
Бушмены - африканцы, племя было так названо от слова Буш - куст, они жили в местах редколесья и кустов.. .где была тень, чтобы укрываться от ослепительно палящего солнца
Когда их обнаружили, "открыли" для себя европейцы, они были малорослы, казались наивными, как дети, открытыми и честными.. Были ловки, жили в единении и гармонии с природой.. .Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенов.
Я видела чудесный фильм о них:"Наверное, боги сошли с ума"
где дети бушменов играли и забрались в грузовик, остановившийся на дороге, под тент, тот тронулся и увёз их, а шофёр и не видел. .
И папа - бушмен отважно идёт пешком по следу грузовика, предполагая по размеру шин, что это какой-то зверь, невиданный ранее, чтобы найти и вернуть своих детей. Вокруг столкновения двух цивилизаций происходит масса комедийных моментов.
Там играл роль отца настоящий бушмен. Никсау.
Режиссёр Ями Уйс нашёл его для этой роли в настоящем бушменском племени на востоке Намибии.
Вот он:
а это афиша

Ответ от Hobbit [гуру]


Ответ от [_SeReBrEnNiE GvOzDiKi_] [эксперт]
а я не знаю!


Ответ от Ольга Осипова [гуру]
Бушме́ны - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность - около 100 тысяч человек.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер» , «чужой»)



В декабре 2005 года Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» .
В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки»


Ответ от Алексей [гуру]
Бушмены - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность около 100 тысяч человек.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер» , «чужой») .
Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Характерной чертой языков является наличие щёлкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» - личинок муравьёв.
Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н. э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.
В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.
В декабре 2005 г. Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» . В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки».

13.5.2.Бушмены

Образ жизни. Бушмены – их теперь называют сан, были (и отчасти остаются) охотниками и собирателями. Испокон века они кочевали в пустыне Калахари и окрестных полупустынях. Приспособленность бушменов к жизни в пустыне поражали путешественников. Знаток Южной Африки Лоуренс Грин писал о бушменах: «Ни один африканский народ не может сравниться с бушменами в знании природы. Они непревзойденные охотники, знатоки змей, растений и насекомых, они художники и наследники богатого фольклора». Великолепное знание природы, умение добывать воду и находить пищу среди камней и песков позволило бушменам выжить там, где казалось жить невозможно. Обычно бушмены кочуют вблизи источников воды, но когда источники иссякают, они знают, где искать воду. Найдя казалось пересохший источник, они роют в песке яму пока не дойдут до водоносного слоя. Воду собирают в сосуды, сделанные из цельной скорлупы страусовых яиц с отверстием на одном конце. Бушменка берет стебель тростника, привязывает к концу пучок травы и опускает в яму. Взяв в рот свободный конец стебля, женщина создает в зарытом пучке травы род вакуума, благодаря чему вода быстро поднимается по стеблю в рот. По другой тростинке или соломинке вода поступает изо рта в яйцо. Когда нет воды, бушмены выкапывают сочные клубни и корни водоносных растений.

Бушмены делятся на племена, различающиеся по языку, степени сохранности культуры и масштабам смешения с соседями банту (есть «желтые» и «черные» бушмены). Тысячелетиями они вели кочевой образ жизни, но ныне многие племена перешли на оседлость. Бушмены кочуют группами от 10 до 30 (иногда до 50) человек. Группы состоят из родственников и примкнувших друзей, т. е. людей, с кем легко жить и работать. Для жилища бушмены используют шалаши из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. В шалашах они хранят личные вещи и спят в жаркое время дня. Ночевать предпочитают на открытом воздухе, располагаясь кругами вокруг костра. В прежние времена огонь добывали трением. Традиционная одежда ограничивается набедренной повязкой. Женщины носят сделанный из цельной шкуры антилопы плащ – каросс, служащий также мешком для переноски продуктов и подстилкой для спанья. Главное охотничье оружие у бушменов лук – острие стрел натирают ядом, получаемым из растений и личинок насекомых. Пользуются и копьем, ставят силки, капканы, роют ямы. Женщины заняты сбором съедобных насекомых, растений, плодов и корней.

Добыча еды. Основную массу пищи – 60–80 %, добывают женщины. У бушменов племени кунг, живущих в Калахари ни границе Ботсваны и Набии, главным продуктом питания являются орехи монгонго. Деревья монгонго дают постоянный и обильный урожай орехов, питательностью и калорийностью превосходящих злаковые культуры. Плодоносят монгонго круглый год. Женщины собирают также ягоды, фрукты, зелень, съедобную смолу, коренья, семена, луковицы, дикие арбузы и дыни (в сезон дождей) – более 100 видов съедобной растительной пищи. Они ищут и находят насекомых (кузнечиков, гусениц, жуков, термитов), дающих до 10 % белковой пищи. Мужчины тоже участвуют в собирательстве, но меньше, чем женщины. Изобилие съедобных растений настолько велико, что бушменам достаточно 20 ч. собирательства в неделю, чтобы обеспечить племя едой. Все же около трети калорий бушмены получают от мясной пищи.

Добыча мяса – дело мужчин. Вопреки популярным романам основную часть мяса бушмены получают не от охоты на антилоп или буйволов с помощью отравленных стрел, а путем добычи мелких млекопитающих, многие из которых живут под землей. Здесь главными орудиями охоты становится щуп, длинная полка с крючком на конце и силки. Помощниками в охоте являются отлично обученные собаки. Бушмены непревзойденные следопыты. По следам они определяют вид животного, его возраст, состояние здоровья, как давно оно прошло, в какое время дня оставило следы, и голодное животное или сытое. По следам охотники преследуют ценную дичь (какой-нибудь вид антилопы). Сложнее всего подобраться к добыче, ведь бушменский лук эффективен не дальше, чем на 35 м. Сделав удачный выстрел, охотник поступает на первый взгляд странно: он отправляется на стоянку, где спокойно ложится спать. На другой день, захватив подручных для переноса добычи, охотник отправляется на место выстрела, а затем по следам находит убитое животное. Дело в том, что легкая бушменская стрела не убивает, а переносит яд, и у охотника есть время отдохнуть, пока яд сделает свое дело.

Любопытно, что удачливого охотника отнюдь не хвалят, и сам он всячески принижает свой успех. В книге Ричарда Ли бушмен Гауго объясняет как должен вести себя охотник, убивший крупного зверя: «Скажем, человек охотился. Он не должен придти домой и заявить как хвастун: «Я убил что-то большое в буше!». Он должен сначала сесть и помолчать, пока я или кто-то еще не подойдет к его костру и не спросит: «Что ты видел сегодня?». Он отвечает спокойно: «Я не гожусь для охоты. Я вообще ничего не видел… может быть что-то маленькое». Тогда я в душе улыбаюсь, потому что знаю, он убил что-то большое». Пренебрежение к добыче выражают и мужчины, отправившиеся перенести мясо в лагерь. Они высмеивают добычу, говорят, что не стоит нести домой эту кучу костей, а охотник с ними соглашается и предлагает, бросив все гиенам, начать новую охоту. Этот древний обычай направлен на смирение гордыни охотников и поддерживает равенство членов племени. Принято благодарить не охотника, а дух убитого животного. Печень животного мужчины съедают на месте охоты, так как считается, что она содержит яд, опасный для женщин.

Питание. Вопреки домыслам о «жалких дикарях», загнанных в пустыню (где они всегда жили), бушмены питаются лучше не только жителей Черной Африки, но жирных американцев из «Золотого миллиарда». При малом росте бушмены получают 2355 калорий и 96,3 г. белка в день, что превышает средние стандарты ВОЗ. При этом еда сбалансированная – 2/3 растительной и 1/3 животной пищи, содержит все необходимые витамины и не содержит ненужных организму очищенных углеводов (белого хлеба, полированного риса, сахара), маргарина и напитков типа колы. Добыча еды и прочий труд по хозяйству занимает у бушменов мало времени. Ричард Ли подсчитал, что женщины доба тратят в неделю 12,6 ч. на собирательство, 5,1 ч. на изготовление одежды и утвари, 22,4 ч. на приготовление пищи и домашнее хозяйство; всего 40,1 ч. Мужчины трудятся немного больше: 21,6 ч. уходит на охоту и собирательство, 7,5 ч. на изготовление и ремонт оружия и орудий охоты, 15,4 ч. на домашнюю работу; всего 44,5 ч. в неделю. Для сравнения, средний американец или канадец тратит на домашнее хозяйство около 40 ч. в неделю (при всех стиральных машинах), да еще работает минимум по 8 ч. пять дней в неделю, т. е. еще 40 ч. в неделю. У бушменов явно больше свободного времени, чем у американцев, но досуг они тратят не на телевизор или интернет, а на живое общение.

Социальная жизнь. У бушменов, как и у пигмеев, нет вождей и старейшин. Сообщения о бушменских вождях основаны на недоразумениях. Решения принимают сообща с общего согласия, причем женщины участвуют в обсуждении наравне с мужчинами. Общество бушменов – общество равных. Все добытое на охоте и собранное женщинами делится между членами рода. Главное занятие бушменов в свободное время – это общение. Люди постоянно ходят в гости – перемещаются с одной стоянки на другую. Там они встречаются с друзьями, обмениваются подарками и наравне с членами семьи пользуются добытой общими усилиями пищей. Большую часть времени хозяева и гости проводят в беседах; они много шутят, поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют священные танцы.

Брак и семья. Родители договариваются о помолвке детей, когда они еще маленькие. Учитываются ограничения, препятствующие заключению брака: слишком близкое родство и совпадение имени жениха с именами родственников невесты (то же для невесты). Для закрепления помолвки родители обмениваются подарками. Фактический брак происходит, когда жених и невеста уже подросли. Мальчики женятся в 18–25 лет, девочки выходят замуж в 12–16 лет. Родители невесты окончательно соглашаются отдать дочь замуж, лишь присмотревшись к жениху. Он должен удовлетворять двум основным требованиям: быть хорошим охотником и не быть задирой, склонным к дракам. Первый брак начинается с инсценировки похищения. Невесту силой уводят от родителей и приводят в хижину жениха. На другой день молодых умащивают смесью орехового масла и ароматных семян. Женщина Тва делится с Ричардом Ли подробностями предстоящей женитьбы юноши Тома и ее дочери Куши:

«Когда Тома придет с востока, мы устроим женитьбу. Сначала построим дом, где им жить. Затем Тома зайдет в хижину и будет ждать, а мы – «матери» и «бабушки» пойдем и приведем Куши. Она будет плакать и плакать, сопротивляться, драться и кричать на нас. Иных девушек приходится относить на спине. И все время мы говорим ей: «Этого мужчину мы даем тебе. Он не чужой: он наш мужчина и хороший мужчина; он не причинит тебе вреда, и мы, твои тунси («матери»), будем рядом с тобой в этом селении». Когда она немного успокоится, мы войдем в хижину и сядем вокруг костра для беседы. Потом всем захочется спать; мы уйдем, оставив с дочерью старшую девушку: они будут вместе спать, так что Куши ляжет между подругой и мужем. На следующее утро мы помоем и покрасим их. Мы помоем мужа и жену смесью масла монгонго и семян дыни тцама. И покрасим с головы до пят красной мазью».

Далеко не всегда умыкаемая невеста сопротивляется понарошку. Ведь ее не спросили, когда родители договаривались о браке. Теперь настал ее час, и если невеста упорно выражает недовольство, то брак не состоится. Никто не будет принуждать девушку жить с нелюбимым. Факт, что почти половина первых браков сразу распадается, говорит о том, что бушменские девушки умеют за себя постоять. Браки, где девушка только притворялась недовольной, длятся долго, до смерти одного из супругов. Муж и жена взаимно привязаны, хотя проявлять чувства не принято: супруги предпочитают шутить и поддразнивать друг друга. По оценке антрополога Лорны Маршалл число разводов в таких браках не превышает 10 %. При разводе супруги расстаются по-хорошему, обычно между ними сохраняются добрые шутливые отношения. Собственно говоря, брака и развода в «цивилизованном» понимании у бушменов нет: просто люди живут вместе или прекращают совместную жизнь.

У бушменов преобладают моногамные браки. Из 131 обследованных женатых мужчин 122, т. е. 93 %, имели одну жену, 6 мужчин имели двух жен, один жил с тремя женами, и двое делили общую жену. Все многоженцы были знахарями: у бушменов считается, что знахари обладают особой силой, и жены гордятся такими мужьями. Остальные мужья и рады завести вторую жену, но им препятствуют жены. А с женами у бушменов считаются. В пожилом возрасте многие бушмены остаются одни в связи со смертью мужа или жены и вынуждены вступить во второй брак.

Сексуальные традиции. Дети у бушменов до 7-8-и лет бегают голые. Они наблюдают за не слишком скрытым сексом родных и соседей и начинают им подражать, сначала в играх. По мере взросления сексуальные игры сменяются групповым подростковым сексом. Большинство мальчиков и девочек занимаются сексом с 15 лет. Поэтому сопротивление невесты, когда ее отводят в хижину жениха, никак не связано с боязнью потерять невинность. Семейные пары чаще всего приступают к сексу вечером у догорающего костра. Они лежат на боку, обратившись к огню, – мужчина сзади женщины. Молодежь занимается сексом днем в буше. Их позы разнообразны: юноша сверху или девушка сверху, сближение спереди и сзади. Бушменки хорошо знают, что такое женский оргазм и используют для него слово, обозначающее вкус дикого меда. У бушменов нет орального и анального секса, прерывания секса и садомазохистских развлечений, свойственных «цивилизованным» людям. До недавнего времени они не знали, что такое изнасилование. Теперь, с завозом спиртных напитков, случаи появились.

Гомосексуализм не распространен среди бушменов, хотя иногда встречается. Изредка им занимаются дети и подростки, еще реже – взрослые, женщины и мужчины. Но мужской гомосексуализм встречается чаще, чем женский (лесбиянство). По наблюдения Ричарда Ли из шести мужчин и двух женщин, имевших гомосексуальные отношения, все состояли в браке, т. е. все были бисексуальны. Прочие бушмены относятся к подобным людям со смесью изумления и любопытства, но без всякой вражды.

Бушмены сегодня. В наши дни идиллическая жизнь бушменов в Калахари подходит к концу. Все чаще они вступают в контакт с цивилизацией, причем ее проводниками выступают черные африканцы. Вооруженные огнестрельным оружием, они занимаются охотой на еще многочисленных животных Калахари, лишая бушменов источника мяса. Взамен банту – гереро и бечуаны, нанимают бушменов проводниками и отдают им остатки добычи. Они используют бушменов и как пастухов при выпасе стад, но собственного скота у бушменов нет. Черные африканцы охотно берут в жены бушменок, миловидных в молодости. Кроме красоты, бушменки еще и бесплатны, ведь за них не требуется платить выкуп родителям. Сами банту своих девушек за бушменов не отдают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Коренным населением юга Африки всегда были бушмены - великолепные охотники, собиратели и кочевники. Они же непревзойденные следопыты, танцовщики, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Никто в Африке не может сравниться с ними своим знанием природы. Бушмены - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народностям. По новейшим данным, они считаются древнейшими представителями человечества.

Бушмены - крохотный народ, живущий на границе пустыни Калахари в государствах Намибия и Ботсвана вот уже более 30 тысяч лет.

Люди из кустов

Почти все это время они были единственными обитателями Южной Африки. Ко времени появления здесь первых европейских поселенцев бушмены вели весьма примитивную жизнь. Они прятались в кустарниках и жили во временных шалашах или под навесами из веток и трав. Поэтому и получили название «бушмены», что в переводе с английского означает «человек из кустов», «люди кустарников» (по-английски Bush -«кустарник», «местность, поросшая кустарником»). Это название иногда считается оскорбительным (ведь еще до появления англичан колонисты из Голландии называли местных жителей bosjesman -буквально «лесной человек»). Сами же бушмены не имеют общего самоназвания и называют себя только по принадлежности к определенному племени.

У бушменов никогда не было царей, вождей, судей и жрецов - другими словами, какой-либо социальной иерархии. За всю свою историю они не могли себе позволить такую роскошь, как создание бюрократического аппарата власти и религии, живущего за счет общества. И причина этого кроется в самом образе жизни этого народа, постоянно находящегося в условиях полуголодного бродяжничества по раскаленной пустыне.

Место вождей у них занимают старейшины - или знахари, которых традиционно выбирают из числа наиболее умных и опытных членов рода. Им приписывается умение общаться с духами, вызывать дождь, лечить болезни и даже управлять природой. Но при этом они не пользуются никакими материальными преимуществами. Все решения в жизни племени принимаются на общих собраниях при голосовании. При его проведении каждый член племени имеет один голос. Бушмены до сих пор живут при племенной или семейной демократии. Не исключено, что это самая старая демократия в истории человечества.

Эти люди отличаются свободолюбием и непосредственностью. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, а принесет лакомство в стойбище, и старшие разделят его поровну. По своей природе бушмены очень правдивы, не умеют лгать и лицемерить, хотя долго помнят обиды. Они не знают, что такое деньги, не имеют представления о времени и не заглядывают в будущее. Это настоящие дети дикой природы, которые даже в безводной пустыне найдут себе воду и одежду, высекут огонь, а если раздобудут мясо, то будут самыми счастливыми людьми в мире.

Неприхотливые дети природы

Современный человек, попавший в глубь пустыни Калахари, представить себе не может, как здесь можно жить: отсутствие воды, выжженная земля и жара под 50°. И тем не менее люди здесь живут. Мало того - бушмены считают, что в Калахари, в отличие, например, от Сахары на севере Африки, жить намного легче: ведь здесь растут небольшие кустарники и, следовательно, водится масса живности. К тому же под землей имеется вода, которую несложно достать при помощи длинных трубочек, воткнутых в землю.

Бушменские мужчины –искусные охотники, женщины - собирательницы всевозможных растений. Они могут найти до 300 видов съедобных ягод, клубней, листьев, семян и луковиц. В пищу также идут ящерицы, гусеницы, многоножки, личинки насекомых, яйца муравьев, медоносные соты и другая живность. Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу, но изысканным лакомством все же считается жареная саранча.

Несмотря на всеядность, самое любимое блюдо бушменов - мясо. Если оно есть - это счастье! Но убить антилопу удается редко, поэтому, когда охота заканчивается удачей, семья бушменов может съесть животное средних размеров в один прием за несколько часов. Едят впрок, как волки, наслаждаясь едой. А аппетит у них отменный!

Несмотря на низкий рост и хилое телосложение, мужчины-бушмены пропорционально сложены, а их физическая сила и выносливость поражают. В естественных условиях бушмены - физически самые крепкие люди, которые не придают значения даже серьезным ранениям. Европейские врачи иногда делали им операции без наркоза и поражались, что в это время больные оживленно переговаривались. Европейские переселенцы сохранили историю о старом бушмене-инвалиде, который в детстве попал ногой в стальной капкан. Разжать его у мальчика не было сил, и он по сухожилию отрезал себе ступню. Потерял много крови, но остался жив и не попал в лапы леопарда.

Когда бушменок застают роды во время передвижения по пустыне, они на некоторое время покидают группу, а затем с родившимся ребенком догоняют ушедших вперед сородичей. Обычно женщины кормят грудью детей до следующих родов, которые могут быть через три или четыре года. Еще недавно, если ребенок рождался раньше указанного времени, мать убивала новорожденного, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

Жизнь в экстремальных условиях наложила отпечаток и на внешний облик жителей Калахари. Внешне они отличаются от африканцев, относящихся к негроидной расе. У бушменов монголоидные черты лица, тонкие губы, более светлая кожа красноватого оттенка и немного припухшие веки. Они относятся к так называемой капоидной расе. У них быстро, обычно к 35 годам появляются морщины, а курчавые волосы растут лишь на голове. Молодые бушменки считаются самыми привлекательными и грациозными в Африке. Однако в зрелые годы они теряют свое очарование, выделяясь чрезмерно большими бедрами и раздутым животом. Это не случайно - ведь большой слой подкожного жира способствует выживанию в голодное время.

Трагическая судьба аборигенов

Когда-то племена бушменов бродили по всему побережью пустыни Намиб в Юго-Западной Африке, а еще раньше они обитали на большей территории Африканского континента. Примерно полторы тысячи лет назад они столкнулись с пришедшими с севера чернокожими скотоводами народа банту - представителями негроидной расы. Коренное население было вытеснено со своих охотничьих угодий в раскаленную пустыню Калахари. Противостояние с банту у бушменов было довольно жестким, но по сравнению с тем, что началось, когда в Африке появились европейцы, оно кажется настоящей гармонией и дружбой народов.

Ко времени массового появления европейцев в Южной Африке в середине XVII столетия бушмены жили в условиях каменного века. Местное население оказалось крайне нежелательным для белых колонизаторов. Дело в том, что бушмены простодушно считали, что все, что пасется на территории их обитания, принадлежит всем. Они отрицали какое-либо право собственности не только для себя, но и для соседних народов. А поскольку все на земле - общее, то они охотились как на диких животных, так и на домашний скот соседей, если за ним плохо присматривали. Из-за этого бушмены так и не смогли ужиться ни со своими соседями-африканцами, ни с белокожими иностранцами, поселившимися на их землях.

В результате фермеры-переселенцы объявили аборигенам жестокую войну и стали методично их уничтожать. Только голландско-бурская и английская колонизация в XVII-XIX веках привела к истреблению и гибели почти 200 тысяч бушменов. Европейцы уничтожали их, как диких животных: организовывали карательные экспедиции, устраивали облавы, отравляли колодцы с водой и даже сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем жителями. Однажды вокруг одного из отравленных колодцев были обнаружены 120 трупов аборигенов.

Бушменские племена начали воевать с европейцами, но все войны проиграли. В результате из многомиллионного народа осталось, по разным сведениям, от 100 или 50 тысяч до 7 тысяч человек. У них по-прежнему нет какой-либо собственности, нет запасов или накоплений, нет профессий и работы, нет, разумеется, денег. Сегодня они загнаны в безводные области Калахари, где, похоже, обречены на вымирание. Однако, если удается добыть мясо и воду, они чувствуют себя намного счастливее своих белых и черных поработителей.

Евгений Яровой