Лабораторная работа №1.

Изучение органов цветкового растения.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование : лупа ручная, препаровальная игла, растение пастушья сумка.

Ход работы

1.Рассмотрите цветковое растение.

2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму. 3.Определите, где находятся цветки и плоды.

4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5.Рассмотрите плоды, определите их количество.

6. Зарисуйте растение, подпишите все части.

Лабораторная работа. №2.

Знакомство с клетками растений

(на примере клеток томата и кожицы лука).

Цель: и зучить строение растительной клетки.

Оборудование : лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, спелый плод томата.

Ход работы

Задание 1.

    Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

    Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

    Рассмотрите клетку при большом увеличении.

    Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и надпишите ее части.

Задание 2.

    Разрежьте спелый плод томата.

    Приготовьте микропрепарат из мякоти плода.

    Рассмотрите клетки мякоти плода томата под микроскопом.

    Зарисуйте в тетради форму клеток.

    После просмотра промойте стекла и приведите в порядок инструменты

Лабораторная работа. № 3.

Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли).

Цель : изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование : лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.

Ход работы

1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.

2.Найдите рубчик и семявход. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру.

3.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

4.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

5.Зарисуйте семя и надпишите его части.

Лабораторная работа №4.

Строение корня у проростка (гороха, тыквы). Зона роста (растяжения) у корня.

Цель: изучить внешнее строение корня.

Оборудование : лупа ручная, проросшее семя тыквы (или редиса, гороха).

Ход работы.

1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или редиса, гороха, бобов). Отметьте его длину, толщину и окраску. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитайте по учебнику, какое они имеют строение и значение.

3. Рассмотрите готовый микропрепарат «Корневой чехлик. Корневые волоски». Обратите внимание на зону роста (растяжения).

4.Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком в учебнике, зарисуйте и сделайте надписи.

5.Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

Лабораторная работа № 5

Внешнее и внутреннее строение листа.

Цель : изучение внешнего строения простых листьев.

Оборудование: комнатные растения: пеларгония, традесканция, гербарий листьев березы, дуба, сирени и др. растений, микроскопы, микропрепараты «Лист камелии».

Ход работы.

1.Рассмотрите лист. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа

1) перисто-лопастная

2) перисто-раздельная

3) перисто-рассечённая

4) цельная



Г . Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина превышает ширину в 1,5 – 2 раза

1) яйцевидный

2) овальный

3) обратно-яйцевидный

Длина превышает ширину в 3 – 4 раза

4) ланцетный

5) продолговатый

6) обратно-ланцетный

Д. Край листа

1) цельнокрайный

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко-пильчатый

5) лопастной

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

1.Крапива двудомная

2.Абрикос

3. Монстера

4. Фиалка узумбарская

5. Береза повислая

8. Подорожник

2.Рассмотрите готовый микропрепарат «Лист камелии» - поперечный срез под микроскопом, сначала под малым, а затем при большом увеличении.

    Найдите верхнюю кожицу, отметьте особенности их строения.

    Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой и губчатой ткани, сравните их. Найдите межклетники и хлоропласты.

    Найдите проводящие пучки и определите в них сосуды, ситовидные трубки и волокна

    Рассмотрите нижнюю кожицу с устьицами и воздушной полостью напротив устьичной щели.

    С помощью учебника заполните таблицу.

Внутреннее строение листа.

Типы тканей

Особенности строения клеток

1.Покровная ткань (кожица)

2.Столбчатая ткань

3.Губчатая ткань

4.Проводящая ткань

А) сосуды –

Б) ситовидные трубки -

5.Механическая ткань

Волокна -

Лабораторная работа № 6

Внешнее и внутреннее строение стебля.

Цель : изучить строение стебля.

Оборудование : инструментарий, зимняя ветка тополя, комнатное растение пеларгония.

Ход работы.

1.У ветки тополя (или пеларгонии) рассмотрите стебель. Найдите узлы и междоузлия.

У ветки тополя найдите чечевички и листовые рубцы.

2.Сделайте поперечный разрез стебля тополя. Рассмотрите его с помощью лупы. Пользуясь рисунками 55 и 57, найдите основные части внутреннего строения стебля.

3.Определите количество годичных колец у ветки тополя. Найдите слой камбия.

4.Сделайте продольный разрез стебля тополя. Рассмотрите его. Проверьте иглой твердость сердцевины, древесины и коры.

5.Отделите кору от древесины. Объясните, почему она так легко отделяется.

6.Зарисуйте продольный и поперечный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7 .Заполните таблицу:

Ткань

Слой стебля

Особенности строения клеток

Значение

Древесина

Сердцевина

Лабораторная работа № 7

Строение корневища, клубня и луковицы.

Цель : изучить строение подземных побегов.

Оборудование : клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого.

Ход работы

1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы их определили? Рассмотрите под лупой глазки.

3.Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля.

4.Зарисуйте поперечный срез клубня.

5.Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

6. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

7.Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня. Зарисуйте продольный срез луковицы и обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

8.Докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.

Лабораторная работа № 8

Размножение комнатных растений.

Цель : сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.

Оборудование : три склянки с водой, скальпель, комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус.

Ход работы

Черенкование стеблей

Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появляются раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

Черенкование листьев

Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко). Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5-7 см каждый. Поставьте их в воду (неглубоко). Не спутайте верх и низ черенков!

Наблюдение за развитием корней у черенка

Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.

После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почвой и полейте их.

Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу:

Растение

Дата черенкования

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной 1,5 – 2 см

Дата посадки в почву

Лабораторная работа № 9

Изучение внешнего строения водорослей.

Цель: знакомство с особенностями строения водорослей, научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Оборудование: вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями; предметное и покровное стекла, пипетка; микроскоп; микропрепарат "Спирогира".

Ход работы.

1.Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.

2. Изучение строения клетки хламидомонады.

3. Изучение строения клетки хлореллы

4.Рассмотрите под микроскопом спирогиру, изучите строение спирогиры.

5.Зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.

6.Сделайте выводы:

    О сходстве в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.

    О различиях в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.

Лабораторная работа № 10

Изучение внешнего строения мхов.

Цель : знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование : лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, кукушкин лен (гербарий и раздаточный материал), мох-сфагнум.

Ход работы

1.Изучите особенности строения зеленого мха (например, кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.

2.Изучите строение коробочки. Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.

3.Сравните кукушкин лен с мхом-сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

4.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.

Лабораторная работа №11

Изучение внешнего строения папоротника.

Цель: знакомство со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности

Оборудование: гербарные листы папоротника со спорангиями, гербарий папоротника корневищами и придаточными корнями; лист папоротника (растущего в кабинете биологии); лупа и микроскоп; микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы.

1.Рассмотрите папоротник на гербарном листе и отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.

3.Рассмотрите под микроскопом "Сорус папоротника"

4.Ответьте на вопросы: Какая корневая система у папоротника? Как растут листья? Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.

Лабораторная работа №12

Цель : изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

Оборудование : побеги сосны, побеги ели, шишки сосны, шишки ели.

Ход работы

1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Изучение строения шишек и семян

4.Рассмотрите шишки сосны, ели. Укажите их различия.

5.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.

6.Заполните таблицу.

Признаки

  1. Расположение на стебле

Лабораторная работа № 13.

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

Цель:

Изучить строение растений отдела Покрытосеменные. Научиться различать представителей классов Двудольные и Однодольные.

Ход работы:

1. Ознакомиться со строением представителя класса Двудольные – шиповника. Определить основные элементы его строения. Изучить строение побега шиповника, листьев, цветка, плода.

2. Ознакомиться со строением представителя класса Однодольные – пшеницы. Определить основные элементы её строения. Изучить строение побега пшеницы, листьев, соцветия, одиночного цветка, плода.

3. Сделать вывод относительно особенностей строения растений классов Двудольные и Однодольные.

Лабораторная работа 14.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Цель:

Ознакомиться с принципами построения дихотомических определителей. Определить при помощи предлагаемого интерактивного определителя систематическое положение некоторых представителей царства Растения.

Ход работы:

1. Ознакомиться с изображением одного из двух предлагаемых для определения растений.

2. Путём выбора одного из двух альтернативных вариантов прийти к определению систематического положения данного растения.

3. Таким же образом определить второе растение.

4. Сделать вывод из проделанной работы.

Лабораторная работа № 15.

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

Цель: научиться распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры, выявить их значимость для человека.

Оборудование: рисунки и фотографии сельскохозяйственных культур.

Ход работы

1.Из перечня(1-12) выберите номера тех рисунков, на которых изображены важнейшие сельскохозяйственные культуры.

№1
№2 №3

№4
№5
№6

№7
№8 №9

№10 №11
№12

2.Заполните таблицу.

№ рисунка

Название культуры

Значение в жизни человека

Лабораторная работа № 16.

Изучение строения плесневых грибов.

Цель : познакомиться с внешним строением плесневых грибов.

Оборудование : микроскоп, готовые микропрепараты «Плесень мукор», плесень на пищевых продуктах.

Ход работы

1.Рассмотрите культуру плесневых грибов. Обратите внимание на окраску плесени, отметьте ее запах.

2.Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевых продуктов под ней.

3.Определите, какой способ питания у плесневых грибов.

4.Рассмотрите при малом и большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Отметьте окраску гиф и спор. Зарисуйте увиденное и подпишите названия основных частей мукора.

Лабораторная работа № 17

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Цель работы: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование : проектор, муляжи шляпочных грибов.

Ход работы

1.Сравните представителей шляпочных грибов:

    Шампиньоны и бледную поганку.

    Съедобные лисички и ложные лисички.

    Ложные опята и съедобные опята.

    Желчный и белый грибы.

2.Найдите черты различия грибов - двойников.

3.Какой вывод мы можем сделать выполнив лабораторную работу. (Мы научились распознавать съедобные и ядовитые грибы, по внешнему виду многие грибы схожи)

Литература

    Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко/ авт.-сост. Т.В.Зарудняя. Волгоград: Учитель, 2007.

    Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

    Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6-7 кл. общеобразоват учреждений. – 24-е изд. – М.:1999.

    Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2005.

    ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ. Биология.

Один раз в две недели студенты всех факультетов выполняют в лабораториях кафедры физики четырехчасовые лабораторные работы.

Модуль 5

Занятие 1 . Лабораторная работа по квантовой физике №1

Занятие 2 . Лабораторная работа по квантовой физике №2

Занятие 3 . Лабораторная работа по квантовой физике №3

Занятие 4 . Лабораторная работа по квантовой физике №4

Занятие 5 . Коллоквиум (Рубежный контроль) модуля 1. Подведение итогов 1го модуля

Модуль 6

Занятие 6 . Лабораторная работа по квантовой физике №5

Занятие 7 . Лабораторная работа по квантовой физике №6

Занятие 8 . Коллоквиум (Рубежный контроль) модуля 2. Подведение итогов 2го модуля

Лабораторные работы для студентов 4-го семестра

Методические указания по выполнению графических работ в физическом практикуме (Ю.И. Беззубов, Т.М. Иванова) (1986) pdf PDF(197.05 kB )

Применение регрессионного и корреляционного анализа для исследования зависимостей в физическом практикуме (Еркович С.П.) (1994) pdf PDF(163.12 kB )

  1. (С-2) Изучение испускательной способности вольфрама (Креопалов Д.В., Поздышев М.Л.) default PDF (889.47 kB )
  2. (С-3) Распределение Ферми-Дирака. Явление Зеебека (Н.А. Задорожный, А.В. Семиколенов, С.Л. Тимченко, А.В. Кравцов, В.Г. Голубев) (2014) default PDF(272.83 kB )
  3. (С-4) Изучение теплопроводности проводников в зависимости от температуры (С.В. Башкин, В.М. Бянкин, И.В. Кириллов, В.В. Онуфриев) (2009) default PDF (1.37 MB )

  1. (К-2) Тепловое излучение (И.Н. Фетисов, П.В. Граменицкий) (1988) pdf PDF (281.25 kB )
  2. (К-4) Изучение фотоэлектронной эмиссии (И.Н. Фетисов, П.В. Граменицкий) (1989) pdf PDF (246.77 kB )
  3. (К-5) Определение постоянной Стефана-Больцмана (А.Г. Андреев, С.П. Еркович) (1990) pdf PDF (169.89 kB )
  4. (К-11) Изучение закона Стефана-Больцмана и определение постоянной Планка (И.Н. Фетисов) (1997) pdf PDF (192.28 kB )
  5. (К-12) Автоматизированный эксперимент по определению зависимости потока теплового излучения от температуры (И.Н. Фетисов) (2000) pdf PDF (224.34 kB )
  6. (К-20) Проверка закона Стефана-Больцмана (В.Н. Аникеев, И.Н. Фетисов) (2005) pdf PDF (152.27 kB )
  7. (К-21) Внешний фотоэффект (И.Н. Фетисов, П.В. Граменицкий) (2005) pdf PDF (157.8 kB )
  8. (К-61) Измерение температуры по тепловому излучению тела (И.Н. Фетисов) (2010) pdf PDF (189.37 kB )
  9. (К-62) Закон Стефана-Больцмана (А.В. Семиколенов, И.Н. Фетисов) (2014) pdf PDF (245.45 kB )
  10. (К-65) Дифракция электронов (А.Г. Андреев, С.В.Зимина, А.В. Козырев, С.О. Юрченко) (2010) default PDF (170.74 kB )
  11. (К-68) Фотоэффект и определение постоянной Планка (на установке с интерференционными фильтрами) (А.В. Семиколенов, И.Н. Фетисов) (2014) pdf PDF (384.93 kB )
  12. (К-69) Характеристические кривые солнечных батарей (О.Ю. Дементьева, С.Л. Тимченко) (2014) pdf PDF (886.03 kB )
  13. (К-70) Экспериментальная проверка уравнений Эейнштейна для фотоэффекта и определение постоянной Планка с помощью спектрометра с дифракционной решеткой (В.М. Бянкин, В.А. Козлов, А.В. Козырев) (2014) pdf PDF (1.01 MB )
  14. (К-71) Эффект Холла (С.П. Бабенко, Б.Е. Винтайкин, О.Ю. Дементьева) (2014)

В 9 классе на школьников ложится колоссальная нагрузка, и не последнюю роль в этом играет физика. В этот временной период учащиеся проходят такие темы, как законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле, строение атома и ядра. К каждому из разделов необходимо подойти серьезно. К тому же некоторые ученики выбирают ее в качестве предмета для сдачи экзамена ОГЭ.

Подавляющее большинство школ применяет классический учебник по предмету за авторством Перышкина А.В. и Шутника Е.М. Данные методисты известны своими учебными пособиями, по которым выучились миллионы людей. Помимо подробного теоретического материала в книге также имеются вопросы после параграфов и упражнения на закрепление знаний. Нередко у учеников возникают трудности с поиском ответов и решением заданий. В таких случаях им на помощь может прийти решебник по физике для 9 класса (авторы: Перышкин А.В. и Шутник Е.М.) с готовыми ключами.

Как устроен сборник ГДЗ и как его верно использовать?

Пособие содержит в себе как подробные алгоритмы нахождения ответов к задачам, так и объяснения вопросов, находящихся после параграфа. Для нахождения нужной информации достаточно найти свой номер. Помимо всего прочего тут имеются и вспомогательные материалы для лабораторной практики и раздел для самопроверки.

Перед просмотром приведенной информации девятикласснику рекомендуется своими силами попытаться решить задание. После этого можно обратиться к ключам и сравнить результаты. Все примеры соответствуют ФГОС, поэтому в их правильности не стоит сомневаться.

Чем могут помочь готовые домашние задания?

Данное издание рассчитано на школьников, которые могут не слишком хорошо разбираться в предмете, однако хотят иметь хорошую оценку. Пособие поможет им:

  • качественно проанализировать свою деятельность и уровень знаний;
  • восполнить пробелы в пройденном материале;
  • улучшить средний балл по дисциплине.

Лабораторная работа № 1 по биологии для 6 класса «Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)»

Цель : изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Задачи:
- Расширить знания о строении растительных организмов.
- познакомиться с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
- Сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения.
- Раскрыть значение семян в жизни растений.
Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.
Теоретическая часть
Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.
Снаружи у семян имеется плотный покров – кожура. Главная функция семенной кожуры – защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания.
У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).
На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение.
У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (перец, фиалка трехцветная, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал, он лежит в семени, окруженный эндоспермом (от греч. эндон – «внутри», сперма – «семя») – особыми клетками, в которых содержится много запасных питательных веществ. В таких семенах кожура окружает не зародыш, а эндосперм, внутри которого находится зародыш растения.
Эндосперм – запасающая ткань семени.
Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.
Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.
Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.

Практическая часть

Ход работы:
1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.
2. Возьмите семя фасоли рассмотрите его невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода и микропиле – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух.
3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру.
4.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.
5.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
Задание 1. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его части.
Задание 2. Зарисуйте строение семени фасоли (рисунок 1), подпишите его части.
Задание 3. Рассмотрите на рисунке схему строения семени однодольного растения (см. рис. учебника). Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку, щиток.
Задание 4. Зарисуйте внешний вид зерновки (рисунок 2).

Рис. 1. Строение семени фасоли
Задание 5. Сравните, чем отличается строение семян двудольных растений от семян однодольных? В чем их сходство? Запишите в тетрадь вывод.
Задание 6. Подумайте и запишите: какое значение семена имеют в жизни растений?
Рис. 2. Строение семени однодольных растений – зерновка пшеницы


Вывод : В ходе работы ___________________________________________.

Лабораторная работа №6 по ТП

(на примере )

Цель работы –

1. Варианты заданий:

Первая буква фамилии Тематика ИОС
А Cisco
Б Adobe Premier
В Borland Delphi
Г PHP
Д Flash Studio
Е Adobe Photoshop
Ж Corel Draw
З Visual Basic.Net
И Visual C#
К Нейронные сети
Л C++
М My SQL Server
Н 3D Max
О Adobe In Design
П Java Script
Р Windows Vista
С Алгоритмы программирования
Т Maya
У Window XP
Ф Linux
Х MS Office 2007
Ц Pascal
Ч UML
Ш HTML
Щ Искусственный интеллект
Э Oracle
Ю MS Movie Maker
Я Adobe Acrobat Professional

Методические указания


информационно-обучающей системы

Обучающий (замкнутый режим)

Данный режим предполагает последовательное обучение учащегося со стартовой позиции (с начального уровня знания) до конца обучения всего материала.

Корректирующий режим

Данный режим предполагает обучение учащегося с тщательным анализом его текущего уровня знания по данной дисциплине, с возможностью коррекции этого уровня.

Тренирующий режим

Данный режим обучения находится в постоянной обратной связи с пользователем, и весь процесс обучения построен на тренировке проверки полученных знаний.

5.Режим самообразования

В режиме самообразования отключена возможность автоматизации формирования контента информации по персональным характеристикам. Преимуществом режима самообразования является возможность получения только самой необходимой информации материала, после чего подразумевается самообразование пользователя в данной области.

6.Экзамен (проверка уровня знания по дисциплине)

С учетом начального, конечного уровня знания, персональных характеристик формируется экзамен по данной дисциплине. Цель режима – проверка уровня знания, который пользователь достиг в конце обучения, выставление рейтинга и оценки.

Адаптивный режим

Адаптивный режим позволяет сэкономить количество времени (примерно в 1,5 – 2 раза) на обучение за счет адаптации программы к пользователю и его уровню знания. Например, если пользователь уже знает некоторые учебные элементы (темы учебного материала) на 70-100%, то система принимает решение пропустить их при достаточно высоком % качества и незначительной долей ошибки изучаемого учебного элемента.

Обучающийся режим

Работая с обучающей системой, в основе которой заложен обучающийся режим, не только пользователь приобретает новые знания в процессе работы с системой, но и программа обучается вместе с ним. Отслеживая начальный уровень знаний ученика, этапы достижения результатов, количество посещений, качество и чистоту знаний, реакцию пользователя на выполнения заданий, глубину вопросов, а также другие характеристики, электронный учебно-методический комплекс пополняет базу своих знаний, что в дальнейшем сказывается на его «сознании» (отношения к ученику, к группе учеников, принятию решений и др.). Основываясь на этих знаниях, формируется контент системы для контретного пользователя.

Интеллектуальный режим

В основе системы, работающей в интеллектуальном режиме, заложены элементы искусственного интеллекта. В процессе работы пользователя с ОС, формируются не только наполнение и содержание, но и его семантика и алгоритм работы являются индивидуальными для конкретного пользователя, т.е. система принимает решение наилучшего алгоритма своей работы с учетом особенностей обучаемого.

Оформление отчета

В отчет необходимо включить:

· Титульный лист;

· Введение;

· Задание на выполнение лаб. работы;

· Описание предметной области

· Скрин-шоты

· Пошаговое описание хода разработки программы;

· Заключение;

· Список литературы;

· Листинг программы

4. Контрольные вопросы

4.1 Что такое информационная система?

4.2 Режимы работы обучающих систем?

4.3 Виды демо-режимов работы программы?

4.4 Как работает демо-режим программы?

4.5 Технологии программирования в информационно-обучающей системе?

4.6 Способы повышения качества информационных систем?


Приложение А

Пример описания обучающей системы

«Языки программирования Borland: Pascal & Delphi»

При запуске программы появляется форма Входа в систему, позволяющая выбрать из списка пользователя системой в соответствии с рисунком 9. Для загрузки обучающей системы необходимо ввести пароль присущий для конкретного пользователя.

Рисунок 9 – Окно «Вход в систему»

Кнопка «Вход» позволяет войти в систему, при условии, если пароль верный.

Кнопка «Регистрация» позволяет открыть регистрационную форму для создания нового пользователя в соответствии с рисунком 9.

Кнопка «Войти как гость» - ограниченный режим входа в систему, не позволяющий автоматически сохранять промежуточные результаты обучаемого и корректировать его уровень знаний.

Кнопка «Удалить» позволяет удалить пользователя системой при условии, если введен пароль.

Кнопка «Администрирование» открывает пароли на каждого пользователя, что позволяет войти в систему в случае, если забыли пароль.

Пункт «Аналитика» открывает аналитическую часть: начальный и полученный уровень знаний, график освоения практических навыков и контрольную диаграмму освоения знаниями. Начальный уровень знаний – это сумма (в процентном соотношении) уровня знаний по Borland: Pascal & Delphi. В случае затруднения пользователем оценки своего начального уровня знаний в момент регистрации, можно воспользоваться входным тестированием, которое автоматически определит текущий уровень знаний.

Рисунок 10 – Регистрационная форма

График освоения практических навыков показывает зависимость процента освоения от количества входов в систему и попыток освоить материал. На графике прослеживаются количественные показатели освоения и показатели качества в соответствии с рисунком 10.

Контрольная диаграмма освоения знаний демонстрирует зависимость качества освоения материала от конкретной темы учебника. Количественные показатели качества формируются после прохождения контрольного тестирования по всем темам учебника, с учетом освоения практических навыков и начального уровня знаний. На графике четко прослеживается общий уровень знаний по конкретной теме. Система анализирует разницу приобретенных и начальных знаний.

На значение общего уровня знаний влияет не степень максимальной обученности, а разница начальных и приобретенных знаний в процессе работы с системой.

Главная форма системы

Главная форма обучающей системы раскрывается во весь экран. Дизайн программы выполнен в классическом стиле с элементами стиля Hi-Tehc. Загрузка формы начинается с появления анимационной заставки, созданной средствами технологии Shockwave в программе Macromedia Flash Studio 2007.

В левой части экрана расположено основное динамическое меню-навигации, служащее путеводителем по основным разделам системы.

Снизу представлено статическое меню-навигации для управления системой и дополнительная информация.

Динамическое меню-навигации состоит из теоретического, практического, тренирующего и контролирующего разделов системы по двум направлениям: Pascal и Delphi. В теоретическую часть в соответствии с рисунком 11, добавлены разделы: «Программирование» и «Алгоритмы», являющиеся расширением знаний по технологии программирования.

Рисунок 11 – Теоретическая часть раздела «О программировании»

В практическом модуле задачи разделены по уровням сложности: простые (уровень А), средние (уровень В), трудные (уровень С) и олимпиадные (уровень Z).

В системе предлагается разобрать 110 задач, разделенных на темы и уровни сложности. Обучаемый сам может сформировать свой собственный путь обучения.

При открытии задачи автоматически формируется постановка задачи и листинг. Кнопка данной задачи погаснет. Это говорит о том, что данная задача уже была сформирована и открыта. При завершении работы системы, программа автоматически «запоминает» открытые задачи и в последующем указывает на это.

По каждой задаче можно посмотреть подробное описание примера, листинг и готовое скомпилированное приложение.

В тренажере по Pascal в соответствии с рисунком 12, предлагается 25 задач с пропущенным в двух местах программным кодом в листинге, который необходимо вставить. Система оценивает не только полную правильность ответа, но и в случае неправильности подсчитывает процент правильности ответа, сохраняет в список и учитывает на графике уровня знаний.

Рисунок 12 – Практическая часть. Примеры задач уровня А

Рисунок 13 – Примеры олимпиадных задач

В тренажере предусмотрены подсказки на каждую задачу. В случае правильного ответа, но с использованием подсказки – на 1 балл меньше, чем в случае, если бы подсказкой не воспользовались в соответствии с рисунками 14, 15.

Рисунок 14 – Практическая часть. Тренажер

Рисунок 15 – Появление подсказки

Контролирующая часть реализована в виде тестов в соответствии с рисунками 16 и 17. Варианты вопросов и ответов хранятся в базе данных и появляются в случайной последовательности и в случайном порядке. Тест организован таким образом, что если обучаемый неправильно ответит на вопрос, то система автоматически предложит перейти в теоретическую часть соответствующей темы вопроса.

Управление процессом обучения в данной системе основано на многокритериальной модели принятия решений, разработанной в третьей главе.

Система тестирования не дает возможности загрузить следующий вопрос до тех пор, пока не будет правильного ответа на предыдущий вопрос.

Рисунок 16 – Контрольное тестирование


Рисунок 17 – Обучающее тестирование

Листинг подсистемы диагостики Информационно-обучающая система «Языки программирования Borland: Pascal & Delphi» приведен в приложении Б.

Информационно-обучающая система «Языки программирования Borland: Pascal & Delphi» - это человеко-машинный комплекс, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления), работающий в диалоговом режиме и предназначенный для управления обучающей деятельностью, целью которой является овладение знаний, умений и навыков.

Пример описания электронного учебно-методический комплекс по физике «Механика. Молекулярная физика и термодинамика»

Совместно с кафедрой общей и теоретической физики КазНТУ создан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по физике для студентов ВУЗа. В состав комплекса входит информационно-обучающая система.

Обучающая система состоит из двух частей – механики, молекулярной физики и термодинамики. Каждая часть разбита на 5 разделов, названия которых вынесены на рабочую панель и все время находятся в поле зрения, формируя цельное представление о предмете изучения.

Содержание системы иерархически структурировано. Верхний уровень отражает основные понятия и утверждения. Последующие уровни детализируют и углубляют содержание материала. Гипертекстовое представление информации и система навигации дают возможность оптимально перемещаться по разделам учебника, по уровням учебного материала и быстро получать необходимые сведения.

Иллюстрационный материал представлен наглядно и динамично в виде анимационно-мультипликационных проектов и интерактивно-мультимедийных приложений.

Интерактивный тестирующий комплекс, встроенный в ЭУМК, является не только контролирующим, но и обучающим. Он позволяет оценить уровень усвоения материала (в процентах и баллах) и, путем «работы над ошибками», получить правильные ответы на предлагаемые вопросы.

Задачи также представлены в «диалоговом» режиме. Если введенный ответ на задачу не верен, то предлагается подсказка в виде рабочей формулы. После повторного введения неправильного ответа раскрывается полное решение задачи.

Система особенно актуальна в период перехода к кредитной технологии обучения в нашей Республике.

Для работы с электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК) требуется некоторая компьютерная грамотность студентов и техническое оснащение рабочего места – наличие персонального компьютера со специальным программным обеспечением: Window 9X, 2000, XP; Microsoft Office 9X, 2000, XP. Разрешение экрана должно быть не менее 800Х600 пикселей (рекомендуемое разрешение – 1024Х768). Компьютер должен быть оборудован CD-ROM, наушниками или колонками.

Основную часть рабочего поля ЭУМК занимает область вывода информации – текста, графики, анимаций. Слева от нее и вверху справа расположены динамическое и статическое меню навигации, в левом верхнем углу находится кнопка выхода из учебника в соответствии с рисунком 18.

Рисунок 18 – Общий вид главного окна

Динамическое меню позволяет сначала выбрать интересующий раздел физики (механику или молекулярную физику и термодинамику), а затем перемещаться по его уровням и подуровням. Важно, что программа учебника запоминает каждый шаг Вашего передвижения. При нажатии на кнопку «Назад», расположенную слева над текстовым полем, она последовательно возвращает Вас предыдущие позиции.

Рисунок 19 – Разделы физики

Чтобы включить анимацию в тексте следует нажать на соответствующий рисунок. Тогда статическое изображение станет динамическим, сопровождаемым синхронным звуковым комментарием. Появившаяся кнопка «анимация» позволит повторно просмотреть ее. Чтобы вернуться к тексту, достаточно нажать на кнопку «назад». Список всех анимаций системы находится в соответствующей кнопке статического меню навигации. Гиперссылка анимации позволяет вызывать ее, не входя в текст учебника.

Рисунок 19 – Вид окна загрузки первого вопроса тестирования

Рисунок 20 – Окно выполнения работы над ошибками

Задачи, представленные в «диалоговом» режиме, находятся в соответствующей кнопке статического меню навигации. После введения неправильного ответа на задачу, раскрывается подсказка в виде формулы. Если вновь ответ введен неправильно, то раскрывается полное решение задачи в соответствии с рисунками 21 и 22.

Рисунок 21 – Вид окна условия задачи

Рисунок 22 – Окно решения задачи

Пользуясь кнопками статического меню, можно раскрыть содержание ЭУМК, в котором вся информация разбита на уровни и подуровни; справочник с физическими постоянными; калькулятор, список литературы, сведения об авторе и помощь.

Преимущество таких систем очевидно. В век развития информационных технологий особенно актуально применение их в дистанционном образовании.

1 Сербин В.В., Сулеев Д.К., Ускенбаева Р.К. Стратегия формирования контента информационно-обучающей системы на основе многокритериальной модели оценки. // Вестник КазАТК. - 2008. - №1. - С.288-292.

2 Сербин В.В. Разработка многокритериальной модели оценки знания обучаемого. // Журнал «Поиск». - 2008. - №2. - С.120-126.

3 Сербин В.В. Алгоритмы управления процессом обучения в электронном учебно-методическом комплексе. // Вестник КазНТУ. - 2008. - №3. - С.164-170.

4 Сербин В.В., Сулеев Д.К. Разработка моделей оценки уровня знания обучаемого // Вестник КазНТУ. - 2008. - №3. - С.37-41.

5 Сербин В.В., Ускенбаева Р.К. Принятие решений организации процесса обучения в информационно-обучающей системе. // Труды международной научно-практической конференции «Информационно-инновационные технологии: интеграция науки, образования и бизнеса». – Алматы, 2008. - С.203-208.

6 Сербин В.В. Разработка моделей и алгоритмов управления знаниями в информационно-обучающей системе. // International Kazak-Kyrgyz electronics and computer conference . - Алматы, 2007. - С.79-83.

7 Сербин В.В., Мукажанов В.Н., Берикулы А.Б. Many-criteria model of Rating knowledge of students in an electronic educational resource. // International conference on «IT Promotion in Asia 2008». - Tashkent, 2008. - С.101-103.

8 Сербин В.В. Моделирование процесса обучения в электронных учебно-образовательных ресурсах. // Труды областной научно-практической конференции «Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра». - Алматы, 2008. - С.18-22.

9 Сербин В.В. Обучающая электронно-информационная система в дополнительном образовании. // Учебно-методический журнал «Внешкольник Казахстана». - 2007. - №1. - С.40-43.

10 Сербин В. В. Технология и методология создания информационно-обучающей системы. // Материалы Международной научно-практической конференции «Школьная информатика: опыт, проблема и перспективы». - Алматы, 2007. - С.160-165.

11 Сербин В.В. Реализация адаптивных систем объективной оценки знаний с элементами искусственного интеллекта. // Материалы IV Международного Форума «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ». - Алматы, 2006. - С.182-188.

12 Сербин В.В. Элементы искусственного интеллекта в обучающих системах проверки знаний. // Журнал «Открытая школа». - 2006. - №4. - С.21-26.

13 Сербин В.В. Realization of adaptive systems of objective evaluation of students’ knowledge with machine intelligence elements. // Труды VI Межвузовской научно-практической конференции «Казахстан в условиях глобализации». - Алматы, 2006. - C.76-78.

14 Сербин В.В. Реализация элементов искусственного интеллекта в электронных учебно-методических комплексах (на примере обучающих систем оценки знаний. // Труды III Международной научно-методической конференции «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науки». - Алматы, 2005. - С.202-207.

15 Сербин В.В., Шотан Ж.Ж., Садгалин М.Е., Афанасьев Г.А., Лемешко А.А. Программа экзаменационного тестирования. // Труды научно-практической конференции «Проблемы развития энергетики и телекоммуникаций в свете стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана». – Алматы, 2005. - С.147.

16 Технология, методология создания и разработка информационно-обучающих систем: Монография. – Алматы: АИЭС, 2010. – 198с.

Лабораторная работа №6 по ТП

«Технология создания информационной системы»

Цель работы – разработать информационно-обучающие систему на основе модели. Сделать демо-версию программы.

1. Варианты заданий:

Таблица 1 – Тематика информационно-обучающей системы (ИОС)

Первая буква фамилии Тематика ИОС
А Cisco
Б Adobe Premier
В Borland Delphi
Г PHP
Д Flash Studio
Е Adobe Photoshop
Ж Corel Draw
З Visual Basic.Net
И Visual C#
К Нейронные сети
Л C++
М My SQL Server
Н 3D Max
О Adobe In Design
П Java Script
Р Windows Vista
С Алгоритмы программирования
Т Maya
У Window XP
Ф Linux
Х MS Office 2007
Ц Pascal
Ч UML
Ш HTML
Щ Искусственный интеллект
Э Oracle
Ю MS Movie Maker
Я Adobe Acrobat Professional

Таблица 2- Режим работы информационно-обучающей системы

Методические указания

Информационно-обучающая система (ИОС) – это человеко-машинный комплекс, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления), работающий в диалоговом режиме и предназначенный для управления обучающей деятельностью, целью которой является овладение знаний, умений и навыков.

Обучающая система должна обучать, а только изучение теоретического материала еще не является обучением. Следовательно, обучающая система - более широкое понятие, чем электронный учебник. Она должна включать в себя теоретический материал с примерами (т.е. электронный учебник), а также средства для выработки практических навыков у обучаемых и средства контроля приобретенных знаний, умений и навыков (контролирующую систему и тренирующую программу).

Основное назначение обучения (а, следовательно, и обучающей системы) - овладение умениями, а не знаниями. Механизмом осуществления деятельности является решение задач. Следовательно, основная часть обучающей системы – тренирующая.


Рисунок 2 – Обобщенная структурная схема

информационно-обучающей системы

Сценарий обучения в ИОС формируется динамически в соответствии с текущей ситуацией. Реализация осуществляется на основании протокола процесса обучения на каждом учебном элементе.

Рассмотрим кратко назначение всех составляющих:

Подсистема идентификации пользователя предназначена для персонализации обучаемого;

Подсистема формирования контента информации предназначена для определения и формирования «порций информации» теоретического, практического и контролирующего модулей;

Подсистема формирования уровня сложности определяет уровень сложности изучаемого материала;

Подсистема диагностики предназначена для контроля знаний обучаемого, осуществляет расчет уровня знаний обучаемого по суперкритерию многокритериальной модели знаний, учитывая уровень реакции, сомнения, уверенности и др. критерии;

Подсистема принятия решений предназначена для принятия решений о формировании последовательности обучения, количестве заданий, выборе уровня сложности и т.д., благодаря многокритериальной модели принятия решений.