Черток Наталья Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ В I-IV КЛАССАХ
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: начальное образование

4. КОМБИНАЦИИ ДЛЯ СОВНРШЕНСТВОВАНИЯ И

КОНТРОЛЬНОГО УРОКА.

Комбинация №1
И.п.- упор присев- кувырок вперед в и.п.- перекатом назад стойка на лопат- ках- перекатом вперед и.п.- кувырок в сторону в и.п. и о.с.
Комбинация №2
И.п.- О.с.- упор присев- два кувырка вперед в упор присев- перекатом назад стойка на лопатках- перекатом вперед лечь и «мост»- лечь, перекат назад с опорой руками за головой- перекатом вперед упор присев и о.с.
5.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ

Упражнения для развития гибкости:
1. Из о.с. наклониться вперед и коснуться грудью прямых ног. 2. Упор стоя согнувшись касаясь ладонями пола около носков ступней. 3. Упор стоя согнувшись ноги врозь пошире с касанием головой пола на линии стоп. 4. Стоя лицом к гимнастической стенке, поставить ногу на рейку на уров- не груди: наклон вперед, притягиваясь руками за рейку до касания грудью прямой ноги. 5. «Мост» из положения лежа у гимнастической стенки.
Упражнения для развития силы:
1. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа, руки на гимнастической скамейке. При выпрямлении рук напрягать мышцы брюшного пресса, держать тело прямым и не прогибаться. 2. Сгибание и выпрямление рук в висе (3-5 раз). 3. Угол в висе (3-4 с.).
Упражнения для развития быстроты и ловкости:
1. Прыжки со скакалкой 3-4 серии в течение 15-20 с., перерыв 20-30 с. 2. Игры с бегом, эстафеты и преодоление препятствий. 3. Лазанье по канату в 3-и приема. 6.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. – М: ВЛА- ДОС, 2003.- 448 с. 2. Лях В.И. Комплексная программа Физического Воспитания 1-11 клас- сы. –М: Просвещение, 2009.- 124 с. 3. Мазуро В.Е. Акробатика методические рекомендации по обучению технике упражнений. – М: БГУ, 1996.- 51 с. 4. Шлемин А.М. Обучение гимнастов классификационным упражнениям. – М: Физкультура и Спорт, 1962. – 184 с.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

В I-IV КЛАССАХ
УЧЕБНОЕ – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МДК 01.02. «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ» РАЗДЕЛ «ГИМНАСТИКА» Мончегорск, 2015 15

Максименко М.Ф., Черток Н.В.
Техника выполнения и методика обучения акробатическим упражнениям в I- IV классах. Учебное пособие по профессиональному модулю «Базовые и но- вые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздорови- тельной тренировки», междисциплинарный курс «Организация физ- культурно-спортивной деятельности различных групп населения», раздел «гимнастика» В учебном пособии излагается раздел «Гимнастика», тема «акробатика». Последовательность и нарастание сложности упражнений в пособии, соот- ветствует комплексной программе физического воспитания учащихся обще- образовательной школы. На основании техники акробатических упражнений излагаются требования к построению и организации занятий с детьми млад- шего школьного возраста, большое значение придается обучению приемам техники, помощи и различным способам самостраховки. Предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 050141 «Физическая культура». ГАПОУ МО «СКФКиС», 2015
Последовательность обучения.
1. Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками). 2. Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о нее. 3. Из положения лежа на спине выполнить «мост» с помощью. 4. Из положения лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно. Первое время повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать до 8-12 раз, че- редуя с наклонами вперед, кувырками, стойками.
Типичные ошибки.
1. Ноги в коленях согнуты, ступни на носках. 2. Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей. 3. Руки и ноги широко расставлены. 4. Голова наклонена вперед.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопа- ток, другой под поясницу. Рис. 12. Выполнение упражнения «мост». Рис. 13. Типичные ошибки при выполнении упражнения «мост». 14

Последовательность обучения.
1.Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках со- гнув ноги. 2.Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - разогнув ноги стойка на лопатках - держать. 3.Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках. 4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.
1. Сгибание в тазобедренных суставах. 2. Тело отклонено от вертикальной плоскости. 3. Широко разведены локти.
Техника выполнения из положения лежа на спине «мост».
Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрям- ляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разо- гнуть ноги и перевести массу тела на руки. СОДЕРЖАНИЕ 1.
Вве-

ние
…… …… …… …… …… …… …… …… …… …… …… …… 3 2.
Оборудование мест и организация учебных занятий по ак-

робатике
……………………………………………………………….. 5 2.1 Оборудование мест учебных занятий ……………………… 2.2 Организация учебных занятий……………………………….. 3
Методика обучения акробатическим упражнениям
………. 6 3.1 Группировки …………………………………………………….. 3.2 Перекаты ………………………………………………………. 3.3 Кувырки ………………………………………………………….. 3.4 Стойки ……………………………………………………………. 4
Комбинации для совершенствования и контрольного урока
15 5
Физическая подготовка учащихся 7-10 лет
………………….. 15 6
Литература
……………………………………………………………. 15 Рис. 10. Выполнение стойки на лопатках.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стой- ку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вер- тикального положения тела с вытянутыми носками. Рис. 11. Страховка при выполнении стойки на лопатках. 13 2

ВВЕДЕНИЕ
Занятия акробатикой способствуют наиболее успешному решению за- дач физического развития человека и совершенствование его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершен- ствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и силу. Перечень упражнений в целом не велик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на заняти- ях гимнастикой в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся, и с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта. Большинство из них являются основ- ным содержанием вольных упражнений спортивной гимнастике. Здесь рассматриваются акробатические упражнения, составляющие ба- зовый компонент комплексной программы для учащихся I-IV классов. Их освоение позволит выполнить требования общегосударственного образова- тельного стандарта по физической культуре учащимися младших классов. Из- вестно, что для младших школьников акробатические упражнения являются новинкой, они с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения, но затем эти упражнения без больших измене- ний переходят вместе со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, пропадает. Так не должно быть. перечной, продольной и переднезадней осей, как в отдельности, так и вокруг всех сразу. затылком подставить руки под поясницу (большими пальцами вперед), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упражнение для обучения стойке на лопатках.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев перекаты назад и вперед. 2. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. 3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги.
Типичные ошибки.
1. Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад. 2. Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены. 3. Туловище не принимает вертикального положения. 4. Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь.
Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддер- живая под спину, другой за ноги.
Техника выполнения стойки на лопатках согнув ноги перекатом вперед

в упор присев.
Убрав руки с поясницы, начать перекат вперед, одновременно взять группи- ровку. В конце переката выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.
Последовательность обучения.

Акробатика
- одно из основных средств систе- мы физической культуры. В комплексной про- грамме физического воспитания учащихся об- щеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Они предусмотре- ны с I по XI класс для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Зародив интерес к этим упражнениям, учитель должен не только поддерживать его, но и раз- вивать. Для этого необходимо изучать разно- образные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и со- единять с другими элементами, включать в игры и эстафеты. Акробатические упражнения представ- ляют собой преимущественно движения с переворачиванием через голову. Вращатель- ный компонент может носить частичный или полный характер вокруг по- 3 12
1. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке. 2. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев. 3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (дер- жать), перекатом вперед сед в группировке. 4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (дер- жать), перекатом вперед, упор присев.
Типичные ошибки.
Аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопат- ках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.
Страховка и помощь.
Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор при- сев, подталкивая под спину или плечо.
Техника выполнения стойки на лопатках.
Из упора присев, взявшись рука- ми за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснув- шись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выпол- нить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить. через голову. 6. Медленное переворачивание.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.
Кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках.
Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необходимо предварительно повто- рить их отдельно, а затем соединить. Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же.
Техника выполнения двух-трех кувырков вперед.
После первого кувырка, который выполняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев. 2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх. 3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.
Типичные ошибки.
1. Остановка между кувырками. 2. Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.
3.4. Стойки
Под стойками подразумевается вертикальное положение туловища в упоре ногами вверх. Они относятся к виду ограниченного устойчивого равно- весия. В зависимости от контактной площади опоры, стойки подразделяются к различным категориям трудности. Например, стойки могут выполняться в упоре на лопатках, на плечах, на предплечьях, на голове, на руках и др. Стой- ки наиболее ярко подчеркивают специфику акробатики как вида спорта и ши- роко используются как основные рабочие положения.
Техника выполнения стойки на лопатках согнув ноги.
Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и Сравнительный анализ техники выполнения многих акробатических элементов показывает их структурное сходство в безопорных фазах с соот- ветствующими упражнениями на отдельных видах гимнастического многобо- рья, следовательно хорошая акробатическая подготовка имеет прямое отно- шение к освоению упражнений на гимнастических снарядах.
2.ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО АКРОБАТИКЕ

2.1.Оборудование мест учебных занятий.
Уроки в школе с элементами акробатики всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности, и не допускающих возникновения травм у занимающихся. Для этого, прежде всего, необходимо вести систематический контроль за местами, где проводят- ся занятия. Содержать места занятий, оборудования и инвентаря в хорошем состоянии, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Проведение акробатических упражнений в школе не требует использо- вания различных снарядов. Поэтому организация занятий гимнастикой воз- можна в любом спортивном зале школы. Однако, во избежание травм при ра- боте с учащимися, местом занятий могут служить мягкие поролоновые маты, плотно уложенные дорожкой длиной 10-15 и более метров. На открытом воздухе, например, для заня- тий акробатикой могут использоваться специ- ально подготовленные дренажированные опи- лочные и песочные ямы. Отдельные элементы, такие как равнове- сие, полушпагат, стойки разучиваются на полу. Для выполнения акробатических отдельных прыжков можно использовать трамплин или гим- настический мостик стандартного размера. Пар- ные и групповые упражнения Рис. 2 Гимнастический мостик. Рис. 9. Выполнение стойки на лопатках согнув ноги. 11 4
Одним из условий его сохранения является обязательность организо- ванной уборки мест занятий, что позволяет еще раз проверить состояние ин- вентаря и подготовить его для последующего занятия.
2.2.Организация учебных занятий.
Организация учебных занятий акробатикой на современном этапе ее развития придает особое значение личному опыту, примеру и моральному об- лику преподавателя. процесса. Каждое занятие должно начинаться с построения класса и рапорта дежурного о готовности к работе. Перед занимающимися преподаватель ста- вит основную задачу предстоящего занятия, проверяет наличие спортивной одежды, отмечает присутствующих в учебном журнале. Особое значение имеет педагогический контроль за психологическим и функциональным состоянием организма занимающихся. В случае переутом- ления, подавленности, недомогания и апатии необходимо умело применять средства регуляции психических состояний вплоть до временного отстране- ния от занятий. Начальный этап работы с младшими школьниками акробатикой дол- жен быть направлен на выявление уровня их физического развития и физи- ческой подготовленности. Затем следует приступить к развитию основных физических качеств, имеющих огромное значение для эффективного освое- ния техники акробатических упражнений. На уроках гимнастики в школе с уча- щимися I-IV классов следует чаще всего включать упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, спины, брюшного пресса и нижних конечностей. Особое внимание уделить укреплению связок голеностопного и лучезапястно- го суставов. Ранее хорошо освоенные и несложные акробатические упражне- ния, такие, как равновесия, стойки, «мосты», можно с успехом выполнять в подготовительной части урока, включать в различные подвижные игры, эста- феты, полосы препятствий. Для более успешного решения задач, поставленных перед занимающи- мися, в основной части урока, необходимо пользоваться
фронтальным
,
фронтально-посменным
,
поточным
и
игровым
способами организации, четко придерживаться научно-методических основ процесса обучения. В процессе занятий большое внимание следует обращать на обеспече- ние личной страховки, особенно при выполнении рискованных элементов, должить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
Последовательность обучения.
1.Группировка из положения лежа на спине. 2. Из упора стоя на коленях перекат в сторону. 3. Из упора стоя на коленях кувырок в сторону. 4. Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.
Типичные ошибки.
1. В начале кувырка рука не ставится на предплечье. 2. Неплотная группировка.
Страховка и помощь.
Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.
Техника выполнения кувырка назад.
Из упора присев, руки несколько впе- реди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группи- ровки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опи- раясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев. Рис. 1 Дорожка для занятий. осваиваются на гимнастическом ковре. Акробатический инвентарь всегда необ- ходимо содержать в хорошем состоянии. Перед занятием следует тщательно проверить рабочую поверхность дорожек, мостиков, не допускать на них неровностей и шероховато- сти. Не пользоваться неисправным инвента- рем. Рис. 3 Начало урока гимнастики. Преподаватель-тренер дол- жен заинтересовать своих воспи- танников, прививая им любовь и преданность к акробатике. Такие черты характера, как требователь- ность, справедливость, чуткость, внимательность во многом будут способствовать установлению пра- вильных взаимоотношений в клас- се и успешному построению учеб- но - воспитательного 5 10

Последовательность обучения.
1. Кувырок вперед. 2. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. 3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев.
Типичные ошибки.
1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей). 2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через го- лову. 3. Неплотная группировка. 4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания последовательное касание опоры различными звеньями тела. Совершенном владение техникой выполнения кувырков имеет большое значение для успешного изучения акробатических прыжков типа сальто.
Техника выполнения кувырка вперед.
Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и переворачи- ваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.
Последовательность обучения.
1. Группировка из различных и. п. 2. Из упора присев перекат назад иперекатом вперед седв группировке. 3. Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке. 4. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев. 5. Из упора в широкой стойке ноги врозь кувырок вперед в упор присев. 6. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Типичные ошибки.
1. Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной). 2. Отсутствие отталкивания ногами. 3. Недостаточная группировка. 4. Неправильное положение рук. 5. Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь
. Вбольшинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным уча- щимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
Техника выполнения кувырка в сторону.
Выполняется из упора стоя на ко- ленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пер е к ат а в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо про- представляющих некоторую опасность для жизни. Кроме того, уже на самых ранних этапах обучения необходимо прививать у школьников навыки само- страховки, приучать их самостоятельно ориентироваться в пространстве и са- мим выходить из рискованных ситуаций. Окончание каждого занятия должно сопровождаться построением груп- пы, выводами и замечаниями преподавателя. Не допускать неорганизованно- го прекращения урока с классом. Организованное завершение учебного заня- тия имеет большое воспитательное значение и является одним из обязатель- ных компонентов организации урока по гимнастики и условием полноценного решения его задач.
3.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

3.1.Группировки

Техника выполнения.
Группировка представляет собой серию относительно простых, тесно связанных между собой движений в суставах. Она является существенным фактором выполнения многих акробатических прыжков и ис- пользуется в том случае, когда необходимо переместить тело из одного поло- жения в другое. Группировка, играет исключительно важную роль в нарушении ускоре- ния движения тела в пространстве. В зависимости от плотности группировки изменяется и характер вращения тела. Причем чем плотнее, тем вращатель- ный эффект становится более выраженным. Физический эффект этого явле- ния проявляется именно при выполнении группировки. Рис. 8. Выполнение кувырка назад. Рис. 7. Выполнение кувырка вперед. 9 6
Согласно специальной терминологии, под
группировкой
подразуме- вается согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, кисти захватывают голени (Брыкин А.Т., 1969).
Последовательность обучения.
1. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 2. Лежа на спине руки вверх, поднимая туловище, принять группировку сидя. 3. Из упора сидя сзади, быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 4. Из стойки руки вверх, быстро присесть, приняв положение приседа в группировке.
Типичные ошибки.
1. Откинутая назад голова. 2. Ноги вместе, не разведены. 3. Ноги разведены слишком широко. 4. Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»). 5. Неплотная группировка (проверяется подниманием занимающегося на несколько сантиметров от полая, с захватом за лодыжки).
Требование к выполнению.
Каждое упражнение выполнять несколько раз. Постепенно ускоряя движение и фиксируя конечное положение.
3.2.Перекаты

Техника выполнения.
Вращательное движение тела с обязательным последовательным касанием опоры называется перекатом. При перекате не допускаются переворачивания через голову. Несмотря на вспомогательный характер упражнения, перекат является самостоятельным упражнением и вы- ступает в качестве эффективного средства в подготовке начинающих акроба- тов. Иногда перекат может исполнять роль связующего звена между двумя основными элементами, но, в основном, используется как подводящее упраж- нение для обучения кувыркам. Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке, в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись лежа на животе, перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
Последовательность обучения.
1. Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине. 2. Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вер- нуться в и. п. 3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке. 4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п. 5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад. 6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последова- тельно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п. Рис. 4 Группировка. Для создания более детального пред- ставления о группировке можно доба- вить, что при ее исполнении спина долж- на быть округленной, руками захватыва- ется за середину голени, голова удержи- вается на груди, колени несколько разве- дены. Все вышеуказанное о группировке используется акробатами как подводя- щее упражнение для освоения перека- тов, кувырков и сальто. Рис. 5. Группировка в приседе, сидя, лежа на спине. Рис. 6. Выполнение переката. 7 8
7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п. 8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениям рук (вверху, за спиной, к плечам). 9. Из положения лежа на спине повторить и. п. для выполнения «моста», т. е. согнуть ноги в коленях и поставить согнутые в локтях руки на пол кистями около головы. 10.Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой рука- ми за головой и перекат вперед.
Требования к выполнению.
Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно давать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и.п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.
3.3.Кувырки
Вращательное движение тела с обязательным переворачиванием через голо- ву называется кувырком. Характерной особенностью кувырков является

Акробатические упражнения в школьной программе представлены с 1 класса. Они имеют исключительное значение, т.к. содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту, реакцию, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат. Акробатические упражнения способствуют развитию волевых качеств учащихся, а также содействуют и облегчают обучение упражнениям на гимнастических снарядах.

В состав акробатических упражнений входят: группировки, перекат, кувырки, стойки, "мост", переворот боком.

Группировка является основным упражнением при обучении перекатам и кувыркам. Выполнять группировку можно из положения, стоя, сидя и лежа. В группировке колени должны быть прижаты к груди, спина округлена, голова наклонена вперед, хват за верхнюю часть голени, локти прижаты к бедрам. При выполнении кувырков в сторону возможна "широкая" группировка, при которой согнутые ноги разведены в стороны. Проверить качество группировки можно следующим образом: выполнившего группировку ученика в по-ложении лежа на спине приподнять, взяв за голеностопы. Если уче-ник удерживает ноги, плотно прижимая их к груди, значит, ошибок нет. Ноги выпрямляются если - голова откинута назад, локти отве-дены в стороны, спина прямая. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Перекаты - это вращательные движения с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, на спине и животе, в группировке согнувшись и прогнувшись.

Перекаты прогнувшись, выполняются из положения, лежа на животе, из упора лежа, из стойки на коленях. Из положения, сидя, в группировке и согнувшись после выполнения наклона.

Обучение перекатам следует начинать из положения, лежа на спине; в группировке, в положении согнувшись, а также выпрям-ленным телом (в "лодочке"), затем выполняется из упора присев перекат назад - перекатом вперед, упор присев.

При выполнении перекатов назад не следует поднимать плечи, прогибаться, а также подставлять руки и откидывать голову назад. При перекате вперед плечи должны как бы догонять ноги, голову следует держать на груди сохраняя при этом положение группировки.

Кувырки - это вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Кувырки выполняются вперед, назад, в сторону, в группировке согнувшись и прогнув-шись из различных исходных положений в различные конечные положения. Выполнять кувырки вперед можно из приседа, полуприседа, из положения, стоя, с разбега и через препятствие. Кувырок назад из упора присев, из седа, из положения стоя. Кувырок в сторону - из упора присев, из упора присев на правой, левая влево на носок. Обучение кувыркам начинают после овладения группировкой и перекатом.


Кувырок вперед - начинать обучение кувырку следует по частям. Из упора присев на левой правая назад на носок, выпрямляя опорную ногу, сгибая руки и округляя спину занимающийся принимает положение лежа на спине согнувшись. Далее перекатом вперед - наклон вперед.

То же упражнение, но вместо наклона ученик берет группировку. Выполнение кувырка в целом из седа на пятках, руки вперед с наклонной плоскости. Выполнение в стандартных условиях.

При обучении и выполнении кувырка могут быть допущены следующие ошибки:

Ученик постоянно держит руки прямыми (удар спиной);

Кувырок выполняется под себя (опускание рук и отсутствие толчка ногами, если толчок выполнен полностью, ноги должны выпря-миться) ;

Ученик берет группировку лежа на спине, (группировка берется во второй части переката вперед).

Выполнение длинного кувырка, кувырка из положения, стоя, с разбега и через препятствие принципиальной разницы в технике не имеет. Отличие лишь в исходном положении и силе толчка ногами. При выполнении длинных кувырков во время толчка ногами руки должны находиться вверху. Основной ошибкой, вследствие которой ученик ударяется поясницей, является неправильное сгибание ног. Ученик не берет группировку, прижимая колени к груди и сгибает ноги, под себя выпрямляя спину (желание быстрее встать на ноги).

Кувырок назад.

Обучение кувырку назад целесообразно начинать с обучения постановки рук. Из положения, лежа на спине, поставить руки за головой локтями вверх.

Движение следует начинать прямыми руками:

Из упора присев выполнить перекат назад и положить прямые руки за головой,

Из упора присев с наклоном плоскости кувырок назад через прямые руки в сед на пятки,

То же в присед,

Из упора присев перекат назад с постановкой рук за головой,

Кувырок назад с наклонной плоскости, со страховкой

- кувырок назад в стандартных условиях.

При выполнении кувырка назад следует избегать следующих ошибок:

Не поднимать плечи и голову в упоре присев,

- не откидываться назад,

Из упора присев не опускать руки и не подставлять их,

Не разводить локти при постановке ладоней и ладони ставить на ширине плеч,

При выполнении кувырка в положении лежа на спине ноги не вып-рямлять. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь.

Из седа руки вверх на наклонной плоскости кувырок назад согнув-шись.

Из и.п. - о. с. наклоняясь вперед, отвести руки назад, активно разгибаясь назад кувырок назад согнувшись.

Кувырок назад через стойку на руках. Подводящие упражнение при обучение:

После наклона в седе, активно разгибаясь, перекат назад в стойку на лопатках с постановкой рук за головой,

То же упражнение из упора присев и о. с.,

Выполнение элемента с помощью партнера,

Самостоятельное выполнение.

Возможные ошибки .

Ученик "пробивает" стойку (нет разгибания или выпрямления ног в стойку на лопатках). При выполнении переката, ученик берет груп-пировку руками, вследствие чего ставит руки за головой и выпрямляет их после того, как ноги и таз прошли вертикальное положение;

Выпрямляя руки, ученик поднимает плечи;

Ученик не доходит до стойки (при постановке рук сильно прогнут).

При самостоятельном выполнении в случае "пробивания" элемент следует выполнять у низкой перекладины, повесив предварительнона нее гимнастический мат.

Стойки .

Стойки в школьной программе представлены: стойкой на лопатках, стойка на руках и голове, стойкой на руках.

Стойка на лопатках. Данный элемент выполняется из следующих положений - из положения, лежа на спине в группировке и согнувшись, после переката назад, из упора присев и седа, а также из упора стоя ноги врозь, кувырком вперед. Стойку можно выполнять с опорой руками о поясницу и с опорой о пол прямыми руками. Начинать обучение следуют в парах. В И.п. - лежа на спине подняв таз вверх, руки вдоль тела, ладонями вниз, - страхующий поднимает за носки прямое тело партнера до стойки, затем выполняющий подставляет руки под поясницу большими пальцами вперед, локти при этом широко не разводить.

После того, как занимающийся "прочувствовал" прямое положение тела в стойке, можно приступать к самостоятельному выполнению из различных исходных положений. При выполнении стойки на лопатках из упора стоя ноги врозь кувырком вперед, руки следует ставить несколько вперед, так, чтобы основная нагрузка была на руки. После сгибания рук и опускания на лопатки, руки следуют быстро перевести вперед и подставить под поясницу, ноги при этом касаются носками пола за головой. Затем, разгибаясь тазобедренных суставах, выполнить стойку на лопатках.

Стойка на руках и голове . Выполнять стойку можно из положения седа на пятках, из упора присев, из упора стоя ноги врозь, в группировке и согнувшись, толчком и силой. При выполнении стойки следует знать, что руки и голова (ставящаяся на лобную часть) должны образовывать равносторонний треугольник.

Неустойчивое положение отсутствует опора руками, т. к. локти разведены в стороны или руки находятся практически в прямом положении из-за того, что ученик ставит голову слишком далёко вперед). Голова ставится не на лобную часть.

Ученик не доходит или падает со стойки (резкое выпрямление ног или разгибание, после постановки головы ученик "ищет" опору ру-ками или делает перекат со лба на затылок, сильно прогнутое положение тела.)

В начале обучения следует выполнять стойку в группировке из седа пятках и упора присев, при выполнении стойки из упора стоя согнувшись не следует разгибаться ногами назад - в этом случае стойка получается диагональная. Необходимо при выполнении разводить ноги в стороны и выполнить стойку ноги врозь, а лишь затем соединить ноги. Для совершенствования стоек на лопатках, руках и голове, можно выполнять следующие упражнения: разве-дение и сведение ног, как в стороны, так и вперед и назад, сгибание и выпрямление ног, опускание ног до касания носками пола с последующим разгибанием в стойку.

Стойка на руках.

Для успешного овладения стойкой на руках следует выполнить ряд подводящих упражнений:

а) Из стойки руки вверх, подавая тело вперед, выставить и согнуть опорную ногу так, чтобы руки, тело и маховая нога составляли одну прямую линию.

б) Продолжая сгибать опорную ногу и поднимая маховую, поставить руки (руки при этом не опускать) - руки, спина и маховая нога составляют одну прямую линию.

в) Из положения (б) не опуская маховую ногу выполнить толчок опор-ной ногой (толчковая нога должна выпрямиться) и опустить ее на то же место.

г) Выполнение стойки со страховкой (страхующий находится со сто-роны маховой ноги) .

д.) Самостоятельное выполнение стойки у опоры спиной и лицом к ней.

Возможные ошибки при выполнении:

Опорная нога ставится не вперед, а под себя вследствие чего происходит падение на руки;

При постановке рук ученик берет голову на грудь;

Выполняя толчок, ученик оттягивается от стойки;

После постановки рук ученик поднимает плечи и сильно прогибается;

Расслабленные и разведенные ноги в стойке;

Стойка на руках кувырок вперед.

Правильное исполнение стойки на руках с кувырком вперед:

Неправильное исполнение.

Переворот боком.

Начинать обучение перевороту следует после ознакомления со стойкой на руках.

Подготовительные упражнения:

Стойка на руках ноги врозь у опоры со страховкой;

Стоя правым боком к стене, принять положение упора присев на левой, правая нога вверх, а правая рука вперед, выполнить мах и толчок в стойку ноги врозь, поставив при этом правую кисть пальцами вовнутрь. Упражнение выполняется со страховкой;

Из и.п., но стоя левым боком к стене, махом одной и толчком другой выполнить стойку ноги врозь, затем опуститься в упор стоя согнувшись, выпрямиться, руки в стороны и выполнить поворот плечом назад в том же направлении;

Выполнение переворота со страховкой (страхующий находится со стороны спины занимающегося и поддерживает его за поясницу).

Возможные ошибки при обучении:

При выполнении переворота с левой ноги, сильное смещение влево (ученик опускает левую руку, ставит ее под себя, поворачивая при этом плечи);

Сильное смещение вправо - "висит" маховая нога, ученик ставит обе руки одновременно, нет полного отталкивания);

Ученик не докручивает переворот (нет отталкивания руками т.к. вторую руку ученик ставит на "перелом" - пальцами наружу, а не вовнутрь);

Заканчивать колесо следует в широкой стойке, руки в стороны, а затем приставить ногу, не меняя направление

Мост.

Данное упражнение выполняется из положения, лежа на спине и из положения стоя при выполнении моста из любого положения плечи должны находится над кистями, руки и ноги полностью выпрямлены. Обучение моста, из положения стоя, следует начинать у стены или гимнастической стенки выполнив максимальный наклон назад, поставить руки на опору, поочередно переставляя прямые руки, опуститься до положения моста, а затем вновь подняться и выпрямиться. Из стойки руки вверх максимально прогнуться, подавая таз вперед, не опуская при этом рук, опуститься в мост (руки при этом необходимо видеть). Для того чтобы встать с моста, необходимо сделать толчок руками так, чтобы, основная, масса тела приходилась на ноги подавая таз вперёд выпрямиться.

Обучение повороту на 180 о в "мосте" начинают стоя в наклоне назад у стенки. Для более успешного овладения поворотом следует выполнять мост опираясь одной, опорной рукой.

2.1, Акробатические прыжки Прыжки - наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простей­ших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.Группировка, перекаты (рис. 143) - основные подготовитель­ные упражнения для кувырков и сальто; умение группироваться - одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. Поэтому необходимо изучить группировку сидя(а), в приседе (б), лежа на спине(в), а также широкую группировку (г) (захват руками за бедра снизу, снаружи у подколенных впадин, ноги врозь), которая применяется при исполнении некоторых акро-батических упражнений. Например: круговой перекат, сальто^ боком. Перекаты изучаются из упора присев, из стойки на голове, лежа на спине, из стойки на коленях (д), из седа ноги врозь
Кувырок вперед (рис. 144). В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись через голову и коснувшись лопатками пола, быстро сгруппировать­ся. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, прийти в упор присев. При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.

Кувырок назад (рис. 145). Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться

Колесо (рис. 146). Колесо выполняется вправо или влево в ли­цевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны. Поворот следует начинать только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся по одной ли­нии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основные компоненты техни­ки- мах одной и толчок другой ногой. Перед обучением колесу занимающимся следует усвоить стойку на руках ноги вместе и врозь (с поддержкой), затем выход в стой­ку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения. Партнер, стоя сбоку испол­няющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддер­живая левой рукой у поясницы справа, а правой слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью партнера выполняет вторую половину переворота. После этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движе­ния с помощью. После этого осваивается колесо с темпового прыж­ка (с места), затем с 2-3 шагов и, наконец, с разбега.
Переворот с головы (рис. 147). Основные компоненты техники этого элемента - толчок и мах ногами с последующим торможе­нием, толчок руками от пола и правильное приземление. Руки следует ставить возможно дальше от ног, без фазы поле­та, а лбом касаться пола несколько впереди рук (руки и голова образуют вершины равностороннего треугольника). В момент ка­сания опоры головой следует энергичный разгиб прямыми ногами в тазобедренных суставах с последующим торможением относительно туловища и резким толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, в конце которой ученик приземляется на носки прямых ног, опускается на всю стопу и несколько амортизирует приземле­ние, слегка приседая. В этот момент туловище прогнуто, голова наклонена назад, руки вверху. Расстояние между линиями толчка ногами, опоры руками и приземления примерно равно. Обучение перевороту с головы начинается с повторения стойки^ на голове. Затем в стойке на голове занимающимся предлагается согнуть прямые ноги почти до касания пола носками и вновь ра­зогнуть в стойку на голове. Следует обращать особое внимание на приземление. Для этого можно использовать следующее упражне­ние: стоя в полутора-двух шагах от стены, наклониться назад и опереться руками о стену, руки согнуть. Оттолкнувшись от стены руками, наклонить голову назад и, подавая вперед колени и таз, встать, руки вверх. С этой же целью можно использовать парные упражнения: первый номер ложится на спину, поднимает руки вперед, согнутые ноги ставит ступнями на пол на ширине стопы. Второй становится у головы первого, берет его за руки. С неболь­шой помощью второго первый встает, подавая вперед колени и таз и наклоняя голову назад. Для обучения перевороту рекомендуются упражнения:

    Из положения лежа согнувшись на лопатках, руки вперед, резко разгибая тело в тазобедренных суставах, выполнить вскок разгибом с помощью двух партнеров, помогающих за руки.

    Из стойки на голове согнувшись, носки почти касаются пола. Падая назад, резко разогнуться в тазобедренных суставах, оттолк­нуться руками от пола и вскочить на ноги. Упражнение выполнять с возвышения 3-5 гимнастических матов с поддержкой партнера одной рукой за плечо, другой - под поясницу.

Переворот вперед (рис. 148). Переворот вперед выполняется ма­хом одной ногой и толчком другой с опорой прямыми руками и приземлением на слегка согнутые ноги. Обязательно наличие фазы полета после толчка руками. При правильном исполнении этого элемента руки ставятся возможно дальше от ног, но без прыжка Выполняющий должен стремиться соединить ноги в момент окон­чания отталкивания совершенно прямыми руками. При приземле­нии надо прогнуться, руки поднять вверх, голову наклонить на­зад. Начинать обучение перевороту следует после того, как зани­мающиеся освоят переворот с головы. Далее следует выполнять следующие упражнения: 1. Стойка на руках у стены махом одной и толчком другой ноги. 2. Переворот на плечо преподавателя. За­нимающийся с разбега делает переворот, а преподаватель, стоя на линии разбега, в момент толчка руками подставляет плечо под его бедра и берет ученика к себе на плечо. После освоения переворота на прямые ноги изучаются его раз­новидности: переворот на одну, переворот прыжком и др. Для освое­ния высокого полета целесообразно выполнять переворот на воз­вышение из 3-4 матов (руки ставить до мата).

Прыжок из стойки на руках (курбет) (рис. 149). Из стойки на руках занимающийся незначительно сгибает ноги и, прогибаясь в поясничной части, теряет равновесие в направлении передней поверхности тела. В момент потери равновесия ноги резко раз­гибаются с последующим торможением, и ученик отталкивается руками от пола, переходя в фазу полета с рук на ноги. Затем, резко сгибаясь в тазобедренных суставах, занимающийся обеспечивает подъем плеч к моменту приземления. Руки поднимаются вверх, и упражнение заканчивается прыжком. Обучение нужно начинать с повторения стоек на руках без по­мощи партнера. Для освоения правильного разгибания в тазобед­ренных суставах необходимо несколько раз проделать опускание ног со стойки на руках в упор стоя согнувшись, затем то же на воз­вышении с последующим резким выпрямлением из этого положе­ния в стойку руки вверх. Затем выполнить это же упражнение а возвышения и рекомендовать толкнуться руками до касания но­гами пола. Для совершенствования курбета необходимо выполнять его с приземлением на возвышение из гимнастических матов.

Переворот с поворотом (рондат) (рис. 150). Рондат служит переходным элементом от разбега к акробатическим прыжкам. Выполняется махом одной и толчком другой ногой с последователь­ной опорой прямыми руками, поворотом на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение выполняется в вертикальной плоскости, левая рука (при повороте налево) и ноги ставятся по одной линии, правая рука - на 5-10 см влево. Все упражнения исполняются в строго вертикальной плоскости. Поворот плеч сле­дует начинать непосредственно перед постановкой первой руки. Выход в стойку, соединение ног и поворот нужно стремиться выпол­нить в момент опоры правой рукой (при повороте налево). После маха правой ногой и поворота туловища на 90° необходимо соеди­нить ноги и затем продолжать дальнейший поворот туловища. После опоры рукам обязательно

должна быть фаза полета. Обу­чать рондату надо после освоения колеса и прыжка с рук наноги (курбета), повторить также стойку на руках.

Переворот назад (фляк) (рис. 151). Переворот назад - одно из основных акробатических упражнений. Выполняется он прыжком назад толчком двумя ногами с вращением назад прогнувшись и промежуточной опорой прямыми руками. Оттолкнувшись руками, занимающийся выполняет курбет и приземляется на обе ноги. Обя­зательны две фазы полета (до и после опоры руками), равные по вы­соте и длине. Вначале обучают полуприседу с отведением рук до отказа назад с небольшим наклоном плеч вперед и потерей равновесия назад. Далее повторяют курбет. Обучение непосредственно фляку начинается с медленного переворота через руки двух партне­ров. Ученик ложится спиной на их руки, его ставят в стойку на ру­ках для исполнения курбета. Можно выполнять это упражнение и вдвоем. Для этого двое занимающихся становятся вплотную друг к другу и поднимают руки вверх. Первый берет второго (исполняю­щего переворот) за лучезапястные суставы и наклоняется вперед, ставя его руки на пол перед собой. Второй ложится на спину пер­вому, наклоняя голову назад, прогибаясь в пояснице и расслабляя ноги. В стойке на руках, потеряв равновесие в направлении перед­ней поверхности тела, второй выполняет курбет. Затем переворот выполняется на лонже и после этого - самостоятельно. 2.2 Статические упражнения Стойка на лопатках (рис. 152). Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу, сгибаясь, поднять ноги, а затем и таз от пола (опираясь на лопатки и затылок). Упереться руками в поясницу (большими пальцами вперед) и, направляя ноги вертикально вверх, разогнуться в тазобедренных суставах. Для большей устойчивости держать локти ближе друг к другу. Выпол­няют етойку на лопатках из седа перекатом назад, из упора присев перекатом назад, из основной стойки, приседая, перекатом назад и кувырком вперед из упора присев.Стойка на голове (рис. 153). Из упора присев на правой (левой) левую (правую) назад на носок, согнуть руки и опереться верхней частью лба так, чтобы точки касания образовали равносторонний треугольник, махом одной и толчком другой выполнить стойку на голове.Стойка на руках (рис. 154). Из упора присев на левой, правую назад на носок, руками опереться впереди согнутой ноги примерно на шаг, ладони пальцами вперед, пальцы врозь и полусогнуты. Махом правой и толчком левой, подавая плечи вперед так, чтобы они были над кистями, выполнить стойку на руках без прогиба в пояснице. При обучении выполнять стойку у гимнастической стенки, опираясь ногами, с поддержкой партнера.2.3. Групповые акробатические упражнения Акробатические пирамиды представляют собой разнообразные комбинации стоек, поддержек, выпадов, упоров, мостов и равновесий. Пирамиды делятся на: 1) пирамиды, строящиеся непосредствен­но на земле (полу); 2) пирамиды, строящиеся на гимнастических снарядах, специальных приспособлениях, конструкциях. Доступность пирамид, выполняемых на земле, объясняет их широкое распространение. Трудность и число пирамидковых уп­ражнений практически не ограничены. В пирамидах могут участ­вовать и дети, и юноши, и мужчины, и женщины. Групповые упражнения в школе рекомендуется оформлять флаж­ками, лентами, цветами, гирляндами, цветными шарами, звездоч­ками, обручами, булавами и т. п., придающими групповым упраж­нениям и композициям красочный и зрелищный вид. В этих же целях применяются лозунги, транспаранты, призывы. Для выполнения групповых упражнений существуют следующие хваты. Обычный хват (простой хват) (рис. 155). Партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватыва­ют ими запястье, при выполнении стоек пальцы соединены.

Лицевой хват (рис. 156). В этом хвате правая рука нижнего со­единяется с левой рукой верхнего, причем кисти нижнего раз­вернуты наружу, а верхнего - направлены прямо. Глубокий хват (рис. 157). Партнеры держат друг друга за запястье.

Плечевой хват (рис. 158). Партнеры стоят лицом друг к другу, нижний держит верхнего за плечи, верхний - нижнего под локти.

Хват пальцами (рис. 159). Это обоюдный хват согнутыми паль­цами.

Хват за большие пальцы (рис. 160).

Горохов Александр Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 10 имени Д.Г. Новопашина"
Населённый пункт:
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика обучения основным акробатическим упражнениям в начальной школе"
Дата публикации: 01.01.2018
Раздел: полное образование

Методика обучения основным акробатическим упражнениям

в начальной школе

Горохов Александр Алексеевич

Учитель физической культуры

МОБУ «СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина»

г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Введение

Контрольные упражнения

Тест для контроля за координационными способностями

Заключение

Введение

физической

культуры

гимнастику.

гимнастика оказывает разностороннее воздействие на весь организм человека.

травматизма

уроках гимнастики – вот основная причина нежелания

учителей полностью проходить этот раздел программы. Согласен, гимнастика

разновидностями

несоблюдении

необходимых

предосторожности таит в себе определенный риск. Но этот риск не больше, чем

в других разделах школьной программы по физической культуре, и я придаю

значение

частности

акробатическим

упражнениям в начальных классах)

Я попытаюсь объяснить, почему?

Акробатика

разновидность

гимнастических

упражнений.

Акробатические упражнения способствуют формированию правильной осанки,

совершенствованию

вестибулярного

аппарата

(равновесия,

ориентирования в пространстве при любом положении тела), приспособлению

организма

перераспределению

влиянием

инерционных

(центробежных) сил. А также занятия акробатикой развивают координацию

движений, гибкость, силу, вырабатывают умение владеть своим телом, смелость

и решительность.

Почему же детей надо обучать акробатическим упражнениям?

Во время занятий акробатикой напрягаются абсолютно все группы мышц

человека. Причем напрягаются они примерно с одинаковым усилием. В других

же видах спорта идет напряжение только отдельных групп мышц, что может

привести к негармоничному развитию организма.

А почему именно детей?

становление организма. То есть развитие человека в детском возрасте будет

отражаться

развитии

взрослом

возрасте.

развитие

подвижности человека и его координации очень интенсивно идет в детском

возрасте,

взрослом

провести

развитие

результативно. Например, научить ребенка делать акробатическое упражнение

взрослого.

умственным

способностям

способностям

взрослого

примерно одинаково по продолжительности обучения, взрослого даже легче.

возрасте

физическое

развитие

умственное.

умственное развитие надо прекращать вовсе, просто его надо проводить в

равных долях.

акробатическими

упражнениями

развивается

вестибулярный аппарат. Этот орган, находящийся у человека в районе уха,

отвечает за координацию движений человека, за его внимательность и ловкость.

Следовательно, у

намного меньше шансов травмировать себя в

повседневной жизни. А также очень важно, чтобы дети стремились не только

приобрести необходимые для жизни двигательные навыки, но и умели видеть

красоту движений.

акробатические

упражнения

способствуют

формированию правильной осанки, а правильная осанка создает благоприятные

условия для свободного и глубокого дыхания, а следовательно, для развития

грудной клетки и легких.

акробатикой

нравятся

Выполнения

акробатических упражнений вызывают большой интерес у детей и желание

повторить

научиться

упражнения

являются

красивыми, необычными и зрелищными. Показ таких упражнений на публике

или просто своим друзьям вызывает восторг у публики, а, следовательно, во

много раз поднимает настроение того, кто исполнил эти упражнения.

У вас наверняка возникнет такой вопрос: А если ребенок повторит сложный

что-нибудь.

опасение

возникнуть, только если не правильно учить ребенка. И самое главное в плане

умственного и психологического воспитания. Например, если не уделять ему

должного

внимания

объяснять

доходчиво

ключевые

поставленной

обучение

акробатике

начинается с простых упражнений, которые вполне доступны любому человеку.

Эти упражнения составляют базу для изучения более сложных упражнений.

Чтобы обеспечивать интерес у ребят к этому разделу учебной программы,

мне приходится разнообразить упражнения и, конечно, методически грамотно

проводить обучение этим упражнениям.

Обучение акробатическим упражнениям

остановлюсь

методике

обучения

основным

акробатическим упражнениям в 1-4-х классах: «мост», перекаты вперед, назад, в

сторону, кувырок вперед, стойка на лопатках, кувырок назад. Поскольку они

повторяются

протяжении

обучения

необходимы

развития вестибулярного аппарата, для формирования прикладных навыков),

правильно

выполнять

акробатические

упражнения.

Придавая

значение

подготовительным

подводящим

упражнениям, придумывать упражнения из различных исходных положений,

«стоя спиной к стенке», «сидя на гимнастической скамейке», что способствует

эффективному усвоению элемента в целом.

Учитывая

возрастные

особенности

учащихся

начальных

стараюсь

подобрать

использовать

упражнения

образные

сравнения,

имитирующие движения животных, предметы итд. Например, при обучении

- «мосту» - упражнения «Жираф», «Гусеница», «Корзиночка»

Кувыркам «вперед» - упражнения «Качалка», «Ежик», «Улитка»»

Кувыркам «назад» - упражнения «Весы», «Бутерброд»

Перекатам в сторону - упражнения «Комочек», « Рыбка»

Стойке на лопатках – упражнения «Ножницы», «Велосипед»

программой

`Гимнастика`

учащихся

акробатических

упражнений

предусмотрены

«мост» из положении лежа, группировка, перекаты в группировке. Обучение

выполнению упражнения «мост» в положению лёжа.

Дети выполняют упражнение фронтально:

1- И.п.,о.с.: руки вперед, ладони под углом 90°, затем сгибаем руки и переводим

ладонями назад, тем самым имитируем вместе, как правильно ставить руки на

мат при выполнении «моста».

2. Подводящее упражнение у гимнастической стенки: стоя спиной к ней, хват

техники выполнения «моста»: ноги и руки полностью выпрямляются, голова

3 – И.п. – лёжа на спине, сгибают ноги (на ширине плеч) и согнутые руки ставят

на гимнастический мат выше плеч. Проходя мимо детей, исправляю

некоторым помогаю поднять «мост». Чем ближе руки и ноги, тем выше «мост».

Желательно учить сразу ноги в коленях выпрямлять, тогда «мост» становится

более эстетичным.

Обучая группировке, прежде всего нужно научить школьников округлять

спину. На это нацелено первое подводящее упражнение.

1. И.п.: ноги на ширине плеч, голова опущена, подбородок касается груди.

Потянуться

наклоняясь,

попытаться

коснуться

Добиваться

опускались

выдвигались вперед.

2. И.п., о.с.: согнуть правую ногу, подтянув колено к груди, взявшись правой

рукой за голень, прижать пятку к ягодице, голову опустить. То же левой ногой.

Почему сразу не принять положение группировки сидя или в упоре присев, ведь

дети справятся с ним? Для правильного кувырка вперед важно, захватывая

руками голени, как можно ближе подтянуть пятки к ягодицам. В упоре присев

прочувствуют

предлагаемое упражнение как раз и создает предпосылки для этого. Затем

выполняются следующие упражнения.

подбородком

круглую` спину. Руки согнуть и опуститься грудью на колени.

4. То же, но, ухватившись руками за голени, колени развести и таким образом

спрятать голову между ними, чтобы ушами коснуться коленей.

5. И.п.: лежа на спине. Подтянуть колени к груди и выполнять группировку. Это

упражнение требует значительно большего числа повторений, чем другие, так

как учащиеся в положении группировки довольно часто теряют ориентировку и

им нужно привыкнуть к не совсем удобной для них позе.

6. И.п.: сед. Согнуть ноги и принять положение группировки.

7. И.п.: сед на самом краю сложенных стопкой двух матов. Подтянуть ноги к

туловищу, оттолкнуться от матов руками и, сгруппировавшись и сильно подав

плечи вперед, принять упор присев на полу. Упражнение проделывается быстро.

По мере овладения переходят к выполнению из седа на одном мате.

8. И.п.: упор присев. Перекаты в группировке - `качалка`. Особое внимание

обращать

учащиеся

отводили

прижимали колени к груди (колени как бы привязаны к плечам).

9. И.п.: упор присев. Выполняя перекаты назад и вперед, принимать положение

упора присев. Советовать детям прижимать пятки к ягодицам и подавать плечи

вперед (от этого зависит успешное освоение упражнения).

10. Перекаты вперёд – назад в группировке из положения лёжа на спине.

11. Сидя на полу в группировке, мягко перекатиться назад, коснуться пола

лопатками, затылком и, не задерживаясь, перекатиться вперёд.

13. Перекаты в сторону. И.п. – Лёжа на животе руки вверх. Перекатиться на

правый бок, на спину и на живот. То же в другую сторону.

14. И.п. – лёжа на животе «Корзиночка» руками захватить голеностопы;1-3

максимально прогнуться в спине; 4-И.п.

приведенные

упражнения

выполнять

одновременно

обеспечивает

максимальную

занятость

исключает

возможность

достаточное

количество

повторений

упражнения.

выполнения

упражнений: разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно

одна половина класса выполняет задание, а вторая - исправляет ошибки и

оказывает помощь. Такой способ организации тоже эффективен, так как наряду

моторной

плотностью

достигается

активность ребят, приобретаются инструкторские навыки.

приведенные

упражнения

использованы

домашних заданиях.

Во втором классе начинается обучение кувырку вперед, которое следует

начать с повторения перекатов в группировке. Затем я изучаю кувырок поперек

матов с таким расчетом, чтобы дети заканчивали его в положении ноги на полу,

поскольку

пониженная

облегчает

вставание.

Овладение

двигательным

действием

насколько

правильно

принял ученик исходное положение перед его выполнением (при условии, что

учащиеся хорошо освоили группировку).

Перед объяснением техники выполнения кувырка вперед я обязательно

выполняю этот акробатический элемент перед детьми. Показ этого упражнения

дает учащимся наглядное представление, что же такое кувырок вперед. Затем

идет объяснение. Говорю ребятам о положении рук (кисти ближе к ступням), о

постановке головы на мат (не на лоб и не на макушку, а на заднюю часть

отталкивании

внимание

исходному

положению перед кувырком. Можно обучение начинать из упора присев. Я же

изучение

начинать

согнувшись,

положении

наклониться вперед и плавно согнуть руки, как ученик без толчка ногами

опускается затылком на мат и перекатывается на спину. Кстати, при таком

способе намного труднее поставить неправильно голову - на макушку - и,

значит, меньше вероятность получить травму. При таком исходном положении

создается необходимое ускорение для полного переворота в кувырке вперед

проследить,

опаздывал с группировкой в упоре присев

«Маленькие превращения»

Дети строятся в шеренгу в шаге друг от друга. По команде: «В улитку –

превратись!» ученики выполняют присед с поднятыми вверх руками –

опасности

выполнить

группировку.

Упражнение

повторять

следующей

превратись!»

выполняют

из упора присев упор стоя согнувшись, высоко подняв таз и

перенося массу тела на руки. Упражнение повторить 4 – 6 раз. По команде:

«Теремок,

превратись

колобок!»

отталкиваясь

одновременно сгибая руки, переворачиваются через головы, касаясь плечами

выполняют

группировку

продолжая

заканчивают кувырок приседом в группировке, после чего, не меняя положения,

выполнить ходьбу «Ёжиком».

Кувырок со скамейки.

Кувырок вперед - довольно сложное двигательное действие, особенно

подготовленных

недостаточно

координированных,

излишним

ученикам

предложить

следующие

упражнения.

1. Те, кто с трудом осваивает активное разгибание ног и движение плечами

выполняют

акробатический

небольшой уклон. Для этого достаточно положить под мат мостик.

начального

движения

вперед-вниз.

исправить

недостаток,

выполняют

повышенную

поверхность, т. е. на 2-3 мата, положенных друг на друга. Упражнения они

делают из упора присев, руки на матах.

И, конечно, самым надежным средством предупреждения травм являются

грамотная

страховка

выполнении

занимающегося,

поддерживает

выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой, поддерживающей шею,

наклонить голову учащегося и не отпускать руку до окончания переката через

Во втором классе предусмотрено также освоение учащимися стойки на

лопатках согнув ноги, а в третьем классе - с прямыми ногами. Обучение

провожу по тому же принципу: показ, объяснение, выполнение подводящих

упражнений и самого акробатического элемента (стойки на лопатках согнув

ноги). Чтобы обучение протекало успешно, школьники должны привыкнуть к

необычному

положению

упражнение: из седа на полу перекат назад, коснуться носками согнутых ног

пола за головой, руки вдоль туловища. Упражнение можно задавать на дом и

для проверки его освоения повторять на уроках. Очень важно также научить

принимать

исходное

положение.

применяю

следующие

упражнения.

1. Повторить предыдущее упражнение, но задержаться в положении лежа на

спине согнувшись.

2. Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить,

сначала стоя на полу. В полушаге от стены прислониться с ней плечами и шеей,

поставить ладони на поясницу, а локтями упереться в стену. Таким образом

отрабатывается умение правильно располагать руки в стойке на лопатках в

облегченных условиях. Обычно детям трудно сохранять равновесие лежа на

спине согнувшись. Задача еще более усложняется, если им в этом неустойчивом

положении приходится думать еще и о постановке рук. Когда же они научатся

уверенно ставить руки стоя, опираясь о стену, им легче будет справиться с

упражнением в целом.

3. Лежа на спине согнувшись, ладонями упереться в поясницу, локти поставить

на гимнастический мат почти параллельно друг другу.

4. То же, но в конце упр. 3 медленно поднять согнутые ноги до положения

стойки на лопатках.

Не следует разрешать школьникам делать стойку на лопатках с прямыми

подготовительные

упражнения,

добьются

быстрой и правильной постановки локтей на опору по отношению к туловищу.

Уже с первых попыток я внимательно слежу за учащимися, помогаю принять

правильное (выпрямленное) положение тела.

В четвертом классе школьники начинают разучивание кувырка назад.

Этот акробатический элемент является довольно сложным, и обычно дети в

начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале

они делают перекат назад медленно, пассивно. Потом же, стараясь исправить

этот недостаток и выполнить перекат быстрее, они начинают запрокидывать

голову назад и выпрямляют спину, а это приводит к удару затылком о мат.

распространенная,

неправильная

постановка

Поэтому очень важно в 1-2-х классах много внимания и времени уделить

обучению

перекату

включить

самостоятельный

элемент обучение перекату назад с последующей опорой руками за головой.

Итак, обучение кувырку назад.

объяснение.

выполняют

подготовительные

подводящие

упражнения

освоения

акробатического

элемента

выполняться

фронтальной

организации учащихся).

1. Лежа на спине, быстро поднять полусогнутые ноги и коснуться ими пола за

2. Сидя спиной к стене, вплотную к ней (дети могут сидеть на гимнастической

скамейке), поставить руки на стену, как для кувырка назад.

3. Из седа на полу перекат назад, коснуться согнутыми ногами пола за головой

поставить

пальцами

Учащихся следует ориентировать на то, чтобы они стремились к выполнению

упражнения без остановок с правильной и своевременной (в момент касания

пола лопатками) постановкой рук.

4. То же, но перекат выполняется из упора присев. Обращать внимание детей на

то, чтобы они, начиная движение из упора присев, не отставляли назад таз, а

как бы садились себе на пятки.

5. Повторить упр. 2, но, поставив руки на стену, попробовать от нее отжаться,

отодвинуть себя от стены, опуская при этом подбородок на грудь.

6. «Весы». В упоре присев, обязательно опираясь коленями на согнутые руки,

наклониться вперёд и удерживать равновесие на одних руках.

7. Выполнить вращение «колобком» кувырок назад по наклонной плоскости

(положить под маты гимнастический мостик) в сед на пятках.

8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.

9. И.п.: упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев.

Страховка и помощь при выполнении кувырка назад. Учитель, стоя на

одном колене сбоку от учащегося, поддерживает его под спину у шеи (в начале

упражнения),

опускании

помогает

выполнить

подтолкнув

устранения болевых ощущений в области шеи и головы необходимо следить за

своевременным разгибанием рук (в начале опускания ног за голову).

Комплекс упражнений на ловкость: бег 6 м, кувырок вперёд, кувырок

назад, бег 6 м

Контрольные упражнения (композиции из 3-4 элементов) по акробатике

1-й класс

Упражнение выполняется на матах, расположенных поперек. И.п. о.с.: стоя на

полу спиной к матам, упор присев, перекат назад и вперед `качалка` в упор

присев, поворот кругом в приседе (лицом к матам), упор на колени `комочек`

(сесть на пятки, ладони на колени, локти прижать к бедрам), перекат в сторону

(вправо или влево) в упор на колени, лечь на живот `рыбка`, перекат (вправо

прогнуться

`лодочка`

переставляя ладони к ступням (колени не сгибать) выпрямиться, руки вверх

`жираф`, и.п.- о.с.

2-й класс

Учащиеся выполняют 2 упражнения. Упражнение 1 - то же, что в 1-м классе.

Упражнение 2 (выполняется на матах, расположенных в длину). И.п. о.с.: упор

присев, перекат назад в стойку, на лопатках с согнутыми ногами, перекат вперед

в упор присев, и.п. о.с.

3-й класс

Упражнение 1 - то же, что в 1-м классе. Упражнение 2 выполняется на матах,

расположенных в длину. И.п. о.с.: упор присев, два кувырка вперед в упор

присев, перекат назад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, затем с

прямыми (держать 5 счетов), согнув ноги перекат вперед в упор присев, и.п. о.с.

4-й класс

Учащиеся выполняют два упражнения. Упражнение

1 - то же, что в 3-м

классе, упр. 2. Упражнение 2 выполняется на матах, расположенных в длину.

И.п. о.с.: упор присев, кувырок назад в упор присев, кувырок вперед в сед с

прямыми ногами, наклон вперед `бутерброд`, перекат на спину, не сгибая ноги

стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, и.п., о.с.

Для контроля за координационными способностями в младших классах

применяю следующий тест

Три кувырка вперёд.

Оборудование: секундомер; маты.

Описание теста. Учащийся встаёт у края матов, уложенных в длину, приняв

основную стойку. По команде «Можно!» учащийся принимает положение упора

последовательно,

остановок

выполняет

стремясь

минимальный

последнего

кувырка ученик вновь принимает основную стойку.

Результат. Фиксируется время выполнения трёх кувырков вперёд от команды

«Можно!» до принятия учащимися исходного положения.

Общие указания и замечания. После команды «Можно!» выполняющий тест в

обязательном

положение

приступить

выполнению

кувырков.

Осуществление

кувырков

запрещается.

последнего

зафиксировать

положение

основной стойки. Разрешаются два зачётные попытки, результат лучшей из них

заносится в журнал.

Нормативы оценки абсолютных показателей координационных

способностей в акробатических упражнениях – три кувырка вперёд

(фиксируется время в сек.;)

среднего

среднего

мальчики

мальчики

мальчики

мальчики

Проверка уровня развития координационных способностей учащихся 1 – 4

классах (в процентах).

Уровень развития КС

среднего

среднего

Заключение

Как показывает практика, чем лучше развиты у детей координационные

способности, тем быстрее они овладевают двигательными навыками. Младший

школьный

наиболее

благоприятный

р а з в и т и я

координационных

способностей

Естественно,

целенаправленное

развитие координационных способностей положительно влияет на быстроту и

качество обучения акробатическим упражнениям.

В заключении надо сказать, что акробатические упражнения, являясь

составной частью физического воспитания содействуют

гармоничному развитию организма детей

достижению высокой устойчивости организма к условиям жизни

повышению адаптивных свойств организма

Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на

воспитание физических качеств способствуют развитию физической и

умственной работоспособности.

Акробатические упражнения - одно из эффективных средств спортивной и физической подготовки школьников. Их выполнение связано с развитием ловкости, быстроты, умением ориентироваться в пространстве при непривычных положениях и вращательных движениях тела, подготавливает школьников к выполнению многих упражнений на гимнастических снарядах.

Группировка.

Обучение простейшим акробатическим упражнениям, таким как перекаты и кувырки, следует начинать с упражнений, связанных с быстрым и правильным принятием группировки. Группировка - согнутое положение тела, в котором колени максимально подтянуты к плечам руками хватом за голени, локти прижаты к телу, спина округлена, готова наклонена вперед, стопы ног и колени разведены на 15-20 см одно от другого (рис.1).

Для выполнения правильной группировки следует обучить школьников следующим упражнениям:

1. Группировка сидя. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах, взяться руками за середину голеней, притянуть голени к груди, голову наклонить вперед, колени держать на расстоянии 15-20 см одно от другого (рис.2,а).

  • 2. Группировка в приседе. Из стойки ноги врозь присесть и принять положение группировки (рис.2,б).
  • 3. Группировка лежа на спине. Из положения лежа на спине, согнуть ноги и наклонить голову вперед к коленям, принять положение группировки (рис.2,в).
  • 4. Широкая группировка. Из положения полуприседа в стойке ноги врозь захватить руками бедра снизу снаружи у подколенных впадин (рис.2,г).