Титова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области"
Населённый пункт: с.Беляницы, Тверская область
Наименование материала: Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова
Тема: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова
Дата публикации: 21.12.2015
Раздел: среднее образование

Стихотворения

М.Ю.Лермонтова

«Три пальмы», «Листок»,

«Утёс».
Автор: Титова Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области»
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.

-В чём видит Лермонтов сходство своей судьбы,

своего изгнания с судьбой тучек?

- О каких чувствах и настроениях поэта мы можем

догадаться по второй и третьей строфам

стихотворения?

-Какие эпитеты помогают определить отношение к

северу (где находится родина поэта и откуда он

должен уехать) и к югу (куда его ссылают)?

-Как изменилось отношение автора к тучам в конце

стихотворения?


«Три пальмы» -

одна из лучших

баллад

Лермонтова.

Баллада

– это

поэтическое

произведение,

которое

написано на

легендарную или

историческую

тему. В Балладах

мир предстаёт

таинственным и

загадочным.

Чтение стихотворения

Беседа с классом.
Какую картину

нарисовал поэт в

этой балладе?

Почему пальмы

стали роптать на

Бога?

-
О каком караване

мечтали пальмы?

Как они встретили

людей?

Пригодилась ли

людям тень и

холодная вода

ручья?

Найдите цитаты,

помогающие найти

ответы на эти

вопросы.


Почему пальмы

были

погублены?

Как они

изображены?

Что значит

выражение

«питомцы

столетий»?

Обратите внимание на строки, где

описывается гибель пальм.
Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить» её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется
АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

С какой целью употреблена

аллитерация?

Как повели себя путники?

В чём

заключается

философский

смысл этой

баллады?

Какова главная

мысль этого

стихотворения?

Антитеза. Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе. Антитеза – это противопоставление

«Листок»

Определите

основную мысль

стихотворения.

Какова история

листка-странника?

О чём этот рассказ –

о листке, о людях, о

поколении?

Понаблюдайте,

как создана

история листка,

его образ и образ

чинары. Почему

чинара

отказывается

приютить

странника?


Можно ли сказать, что листок –

странник олицетворяет самого

поэта, его чувства, состояние

души и даже переживания?

Итак, в стихотворении два

характера, две судьбы, два

состояния, два настроения.

Кому сочувствуете вы?

«Утёс»

Стихотворение написано в 1841

году, в год гибели Лермонтова.

Прочитаем стихотворение и

литературоведческую статью об

этом стихотворении, постараемся

разобраться в его содержании.

«Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана…»
Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утёса.
Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Беседа с классом.
Какова главная

мысль

стихотворения?

Какие качества,

свойства человека

символизируют

образы тучки и

утёса?

Каким настроением

проникнуто

стихотворение?

Домашнее задание.
Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор). Перечислить, какие картины рисует Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»? Как бы это выглядело в кино?

В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В. А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение „Тучки небесные, вечные странники!..".

Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он... прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз...»

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону. Пейзажная картина стала воплощением настроений поэта. И в этом отношении «Тучи» напоминают такие стихотворения, как «Утёс», «На севере диком...», они принадлежат к лирике, в которой личный мир Лермонтова, его чувства передаются через образы природы.

В «судьбе» туч и в судьбе поэта есть лишь видимое сходство: кажется, что тучи, как и поэт, - изгнанники. Такой приём уже встречался нам в фольклоре. Но вскоре становится ясно, что сходство между «судьбой» туч и судьбой поэта мнимое: у них гораздо больше различий, чем сходства. Тучи - «вечные странники», «вечно холодные, вечно свободные», у них нет «родины», и потому они не знают «изгнания». Тучи вечно «странствуют», подчиняясь ветру, стихийной силе природы.

Им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живёт в человеческом обществе и подчиняется его законам. У него есть родина. Эти различия очень значительны. Поэт жаждет свободы и красоты, он хочет сохранить лучшее, что присуще миру природы (свободу, красоту) и миру людей (любовь к родине, дружбу, наполненную большими чувствами жизнь). Ему жаль расстаться и с тем и с другим. Однако он понимает, что это невозможно: мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда проистекает печальный и светлый тон стихотворения.

    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
    Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая?

    Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вопросы и задания

  1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?
  2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?
  3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?
  4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Ответ

У Лермонтова депрессия была постоянной в силу того, что окружающая его действительность не соответствовала его душевным качествам. Поэтому он более был строг к тем, с кем волею судьбы ему приходилось общаться, чем к себе. Понятие милосердия ему было не свойственно, как собственно и его герою Печорину. От этого, прежде всего, страдал он сам, поэтому и завидовал тучам, которым чужды и страсти, и эти самые страдания. Лермонтов своей страдающей душой, понимает, что избавиться от этой боли возможно, если станешь беспристрастным и свободным, как эти тучи.

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником, и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своею судьбой.

Поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы.

1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с "судьбой" тучек? 2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек? 3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения? 4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Ответы:

1. Лермонтов должен был ехать с Петербурга на Кавказ. Ему не хотелось туда ехать. поэтому он сравнивает тучки, которые постоянно летят куда - то по повелению ветра, со своей судьбой, в которой нельзя было жить там, где ему хотелось 2. Тучи - «вечные странники», «вечно прохладные, вечно свободные», у их нет «родины», и потому они не знают «изгнания», им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живёт в людском обществе и подчиняется его законам, у него есть Родина. 3. Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он ощущает себя изгнанником, и при помощи слова «будто» ассоциирует судьбу тучек со своею судьбой. 4. К описанию севера в этом стихотворении подбирается эпитет «милый», а юг именуется «стороной южной» (обычно слова «сторона» смешивается с эпитетом «чужая», думаю, этот эпитет тут предполагается).

2 на какие стихи лермонтова композитор рахманинов написал номера для пьесы хоров своего музыкального цикла

3 какой образ объединяет стихотворение лермонтова парус и тучи

4 после какого стихотворения к лермонтову приходит слава

5 картина какого художника написано под впечатлением от стихотворения лермонтова демон

6 с кем была первая дуэль у лермонтова
плииииз помогите ну хоть на 1 вопрос срочно

Помогите написать анализ про стихотворение Лермонтова "Тучи" по плану! даю 13 б.

1)Когда оно написано(история создания)?
2)Тема(о чем говорится)?
3)Идея(какую мысль доказывает автор, какие основные вопросы решает)
4)Как раскрывается идея произведения (композиции, в системе образов в выборе языковых средств)
5)Приемы раскрытия образа (портрет, интерьер,действия и поступки, мысли, переживания, антитеза, сопоставление)
6)Язык стихотворения(эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и д.р)
7)Размер стиха
8)Способы рифмовки
9)Какие мысли, чувства и переживания вызывает стихотворение.

Помогите.очень нужно!Обязательно отмечу ответ как лучший(если поможет)Нужен анализ баллады Толстого Илья Муромец(ямб это.хорей или еще что-то.какая Помогите пожалуйста ответить на вопросы(стих весенний дождь) 1)понравилосьли вам изображение начала весеннего ливня? 2)Какое настроение

передаёт поэт читателю?

3)Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин,событий,запахов звуков?9обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм.)

4)Можно ли сказать,что поэт прислушивается к звуком,всматривается в окружаюий мир,чтобы самое обычное событие,знакомое каждому,осветилось по-новому?испытавали ли вы такое же состояние,которое переживает поэт в стихотворении?

Помогите разобрать стихотворение "Лебедь" Тютчева.

Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнце свет.

Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего -
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией Божество.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.

1) Какой художественный прием положен в основу образно-смыслового построения стихотворения?
2) Найдите тропы, с помощью которых создается образ орла и образ лебедя? Объясните, как вы понимаете смысл образных выражений: впивает солнца свет, лебедь чистый.
3) Какие синонимы можно подобрать к эпитетам чистый и чистой ?
4) Раскройте образный смысл третьей строфы стихотворения. Объясните смысл выражения: двойною бездной, всезрящий сон, тверди звездной.
5) Определите тему и основную мысль стихотворения.