Действует Редакция от 14.04.2008

Наименование документ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"
Вид документа перечень, правила, распоряжение
Принявший орган оао "ржд"
Номер документа 766Р
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.04.2008
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"

4.8. Монтаж металлических пролетных строений, сборных бетонных и железобетонных конструкций

680. Проходы и проезды в зонах подъема и монтажа конструкций должны быть обозначены указателями, а сами зоны ограждены.

681. Элементы устанавливаемых конструкций, не обладающие достаточной жесткостью, должны быть до подъема усилены за счет постановки дополнительных связей, распорок и выполнения прочих мероприятий согласно ППР.

682. Для регулирования положения элементов конструкций во время подъема следует пользоваться оттяжками из прочного пенькового каната или тонкого троса, прикрепляемого к обоим концам монтируемого элемента. Подъем элементов должен производиться плавно, без рывков, ударов и касания смежных частей сооружения.

683. Канатоемкость барабана лебедки должна быть такой, чтобы при наиболее низком положении груза на барабане оставались навитыми не менее чем 1,5 витка троса, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

684. Прикрепление монтажных лебедок к специально подготовленному основанию и якорям выполняется в соответствии с рабочими чертежами, утвержденными в установленном порядке.

685. Не допускается перенос краном монтируемых конструкций и элементов над людьми. После того, как подаваемый элемент опущен на расстояние 0,2 - 0,3 м от нижнего его конца (плоскости) до монтируемой конструкции, допускается направлять его ломиком для установки в проектное положение .

686. Расчалки для временного закрепления элементов конструкций должны быть прикреплены к надежным опорам (фундаментам, якорям и т.п.). Количество расчалок, их сечение, способы натяжения и места закрепления устанавливаются ППР.

Расчалки не должны касаться острых углов элементов и конструкций и перегибаться на них. Перегибы расчалок в местах соприкосновения их с элементами и конструкциями допускаются лишь после проверки прочности и устойчивости этих элементов и конструкций под воздействием усилий расчалок.

687. Все гидравлические домкраты, применяемые при выполнении монтажных операций, должны быть снабжены поверенными и опломбированными манометрами и страховочными приспособлениями в виде закладных полуколец или стопорных гаек.

Если монтажная операция выполняется группой домкратов, действующих одновременно, то они должны быть подсоединены к одной насосной станции для обеспечения их синхронной работы.

688. Очистку монтируемых элементов от загрязнений и ржавчины следует выполнять до подъема и установки конструкций. На установленном элементе допускается лишь восстановление грунтовки, поврежденной при подъеме, и окраска конструкций.

689. При очистке элементов пролетных строений пескоструйными аппаратами следует соблюдать требования, изложенные в пунктах 244 - 247 настоящих Правил.

690. Сверловщики должны быть обеспечены защитными очками и специальными щетками или крючками для удаления стружки.

Удалять стружку руками запрещается.

691. Сборку, привертку, сварку и замоноличивание узлов монтируемых конструкций необходимо производить с огражденных средств подмащивания. Все вертикальные и наклонные элементы до подачи на монтаж должны быть обустроены монтажными лестницами. В верхней части этих элементов должны быть заранее закреплены площадки с ограждением.

Расстроповку элементов допускается производить только со средств подмащивания или монтажных лестниц. Расстроповку горизонтальных элементов при отсутствии средств подмащивания допускается производить при нахождении рабочего непосредственно на этом элементе с соблюдением указаний пункта 882 настоящих Правил.

692. Монтажные лестницы высотой более 5 м, начиная с высоты 3 м, должны быть ограждены металлическими дугами с вертикальными связями и надежно прикреплены к конструкции.

693. Расстроповку конструкций, погруженных на подвижной состав и автотранспортные средства, следует производить только после надежного закрепления конструкций на нем и проверки их устойчивости. Нельзя подниматься на погруженные конструкции прежде, чем они будут закреплены.

694. При перевозке пролетных строений на плаву (плавучими кранами и на плавучих опорах) следует руководствоваться требованиями, изложенными в пунктах 507 - 509 настоящих Правил.

4.8.2. Сборочные подмости, временные опоры для полунавесной сборки и продольной надвижки (перекатки) пролетных строений, пирсы и временные причалы

695. Сооружение сборочных подмостей, временных опор для полунавесной сборки и продольной надвижки (перекатки) пролетных строений, пирсов и временных причалов следует выполнять в соответствии с рабочими чертежами специальных вспомогательных сооружений и устройств (СВСУ), которые разрабатываются с учетом требований Правил и Инструкции по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов .

696. Оголовки постоянных и временных опор по периметру должны иметь рабочие площадки шириной не менее 1 м с перильным ограждением высотой 1,1 м. Опоры должны быть оборудованы лестницами.

697. Средства подмащивания на сборочных подмостях, временных опорах и пирсах должны иметь ширину 1 м и ограждены перилами высотой 1,1 м с бортовой доской понизу.

698. Мостовое полотно подкрановых эстакад под козловые краны должно иметь настил шириной 0,8 м и односторонние перила. Расстояние в свету от перильного ограждения до движущихся частей крана должно быть не менее 0,7 м.

699. На проезжей части подкрановых эстакад под авто-, пневмоколесные и гусеничные краны обязательно устройство колесоотбойного бруса высотой 0,15 м.

На таких эстакадах должны устраиваться двухсторонние тротуары шириной по 0,8 м с перильным ограждением.

Опирание аутригеров авто- и пневмоколесных кранов, работающих на эстакаде, осуществляется на специальные подаутригерные опоры.

700. Подъем людей на средства подмащивания и на монтируемые конструкции и спуск с них допускается только по лестницам.

Установка лестниц на монтируемые конструкции должна производиться до подъема конструкции.

701. Длина приставных лестниц должна быть не более 5 м.

702. Приставные лестницы, устанавливаемые под углом более 75 град. к горизонту, должны дополнительно крепиться в своей верхней части.

703. Для предотвращения сдвига лестниц при установке их на земле на нижних концах приставных лестниц должны быть устроены оковки с острыми наконечниками, при установке приставных лестниц на гладкой опорной поверхности - башмаки из резины или из другого нескользящего материала.

704. Уклон лестниц при подъеме на подмости не должен превышать 60 град.

705. У вертикальных лестниц, а также лестниц с углом наклона к горизонту более 75 град. при высоте их более 5 м, начиная с высоты 3 м, должны быть устроены ограждения в виде дуг.

706. Дуги ограждения должны быть расположены на расстоянии 0,8 м друг от друга и соединены не менее чем тремя продольными полосами.

Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 0,70 м и не более 0,8 м при ширине ограждения от 0,7 до 0,8 м.

707. Лестницы высотой более 10 м должны быть оборудованы площадкой для отдыха не реже чем через каждые 10 м по высоте.

708. Перед эксплуатацией лестницы должны быть испытаны статической нагрузкой величиной 1200 Н (120 кгс), приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении .

709. Крепление средств подмащивания с использованием одних хомутов, работающих на трении, без страховочных устройств (тяг, упоров и т.п.) не разрешается.

710. Устраивать подвесные средства подмащивания по поясам и в узлах пролетных строений необходимо под непосредственным наблюдением ответственного руководителя работ.

711. Крепежные элементы подвесных подмостей (пальцы, хомуты и т.п.) следует устанавливать на монтируемую конструкцию до ее подъема.

Навешивание на крепежные элементы подвесок, крючьев и т.п. необходимо поручать только опытным верхолазам.

Устройство подвесных подмостей на эксплуатируемых пролетных строениях должно осуществлять звено монтажников в составе не менее чем из трех человек.

712. Поднятые и установленные на место рамы или элементы подмостей следует немедленно закреплять связями в соответствии с рабочими чертежами. Оставлять элементы незакрепленными даже на короткий промежуток времени запрещается.

713. Временный причал должен быть оборудован швартовыми и отбойными устройствами, а также колесоотбойным брусом высотой не менее 0,2 м, леерными и перильными ограждениями высотой 1,1 м.

714. Разность между отметкой палубы пассажирского судна и отметкой площадки временного причала, как правило, не должна превышать -0,75 м.

В случае швартовки судов с разной высотой необходимо устраивать причал с площадками в разных уровнях или оборудовать причал лестничными сходами.

715. Съезды с причала на берег должны устраиваться крутизной не свыше 10%, а лестничные сходы должны иметь уклон не свыше 1 - 3 и двухстороннее боковое ограждение.

716. Перечисленные в данном разделе СВСУ и средства подмащивания на них до загружения их технологической нагрузкой должны быть приняты в эксплуатацию комиссией, состав которой устанавливается приказом руководителя строительного подразделения.

717. Многократно используемые подвесные подмости могут быть допущены к эксплуатации при условии, что подвески, крючья и петли для крепления подмостей будут испытаны двойной расчетной нагрузкой в течение не менее 15 мин., а сами подмости подвешены к конструкциям, прочность которых проверена на ту же нагрузку. Результаты испытания оформляются актом .

718. При возобновлении работы на подмостях, временных опорах или пирсах после длительного перерыва их необходимо подвергать тщательному комиссионному осмотру с составлением акта.

719. Во время работы на подмостях при искусственном освещении должны освещаться не только рабочие места, но и все переходы, лестницы и места подъема и складирования материалов.

Освещенность рабочих мест по сборке пролетных строений должна быть не менее 30 лк.

4.8.3. Сборка металлических и сталежелезобетонных пролетных строений

720. Перед сборкой пролетного строения все участвующие в процессе монтажа должны быть ознакомлены с порядком сборки и мерами по обеспечению безопасности работ, принятыми ППР.

721. На смонтированном поясе (раскосе, стойке) металлического пролетного строения при установке смежного элемента разрешается находиться только выполняющим эту работу верхолазам-монтажникам и персоналу, имеющему непосредственное отношение к данной работе. Все указанные лица должны пользоваться предохранительными поясами.

722. Проход по смонтированным элементам, не имеющим ограждения, допускается только при наличии предохранительного пояса с карабином и страховочного троса, натянутого с заданным усилием вдоль неогражденного элемента. Диаметр и тип страховочного троса, конструкция его закрепления и количество одновременно закрепленных за трос карабинов должны быть указаны в ППР. Около обоих концов страховочного троса должны быть установлены надписи, указывающие, сколько человек могут одновременно закрепить карабины своих поясов за трос.

723. Не допускается производить пальцами проверку чистоты монтажных отверстий.

Заводка элемента в стык и совмещение монтажных отверстий в стыке должны производиться с помощью монтажного ломика и оправок.

724. Запрещается производить расстроповку установленного элемента до затяжки на полное проектное усилие высокопрочных болтов в количестве, установленном ППР с учетом монтажных нагрузок.

725. При работе ручным динамометрическим ключом в стесненных условиях рабочий должен прикрепляться карабином предохранительного пояса к монтируемой конструкции и находиться сбоку от узла.

726. Монтажный кран при полунавесной и навесной сборке должен устанавливаться на стоянки, предусмотренные ППР, с анкеровкой крана за элементы верхнего пояса пролетного строения для обеспечения устойчивости крана.

727. Работы на верхнем поясе стальной конструкции сталежелезобетонного пролетного строения по подготовке его поверхности к установке железобетонной плиты должны производиться со средств подмащивания, устраиваемых по верхним продольным связям стальной конструкции.

728. Установку железобетонной плиты на верхний пояс стальной конструкции, постановку и натяжение высокопрочных болтов и другие работы по объединению установленной плиты со стальной конструкцией следует выполнять со средств подмащивания, опирающихся с внутренней стороны пролетного строения на нижние продольные связи стальной конструкции, а с наружной стороны - на кронштейны, крепящиеся к вертикальным ребрам жесткости стальной конструкции до установки ее в пролет.

729. При установке железобетонной плиты на стальные главные и продольные балки пролетного строения запрещается нахождение работающих на средствах подмащивания до того, как зазор между плитой и балкой достигнет 0,1 м .

4.8.4. Установка пролетных строений грузоподъемными кранами

730. Установка стреловых грузоподъемных кранов для монтажа пролетных строений производиться в соответствии с ППР.

731. Установка пролетных строений двумя грузоподъемными кранами должна производиться по наряду-допуску под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, в соответствии с ППР. На всех этапах установки должно обеспечиваться вертикальное положение грузовых канатов.

Нагрузка, приходящаяся на каждый из грузоподъемных кранов, не должна превышать грузоподъемность крана.

732. Работа железнодорожных грузоподъемных кранов типа ЕДК должна производиться с установкой на аутригеры, расположение которых соответствует максимальной грузовой характеристике крана.

733. Работа стреловых грузоподъемных кранов в охранных зонах воздушных линий электропередач должна производиться в соответствии с требованиями главы 8 настоящих Правил.

734. Строповка конструкций массой более 25 т за строповочные петли, установленные для перемещения конструкции при ее изготовлении, не допускается.

735. Безопасность работ по установке пролетных строений консольными кранами обеспечивается выполнением требований, изложенных в ППР и в Инструкции по эксплуатации консольного крана.

736. В ППР должны быть решения по следующим вопросам охраны труда:

Соответствие фактической мощности верхнего строения пути мощности, указанной в Инструкции по эксплуатации консольного крана;

Соответствие фактической плотности грунта земляного полотна плотности, указанной в Инструкции по эксплуатации консольного крана;

При необходимости меры, принимаемые по усилению верхнего строения пути и компенсирующие недостаточную плотность грунта земляного полотна;

Снижение грузоподъемности консольного крана из-за возвышения головки наружного рельса в кривых пути;

Уширение в случае необходимости рельсовой колеи в кривых;

Назначение того или иного рабочего положения консольного крана в зависимости от габаритов конструкций и способа подачи ее под кран;

Определение длин рабочей зоны консольного крана;

Конструкция строповочных устройств;

Условия работы консольного крана на уклонах свыше 15%.

737. По краям установленных пролетных строений немедленно должны быть устроены временные инвентарные перильные ограждения.

Стыки между железобетонными балками при ширине более 0,2 м до омоноличивания должны быть перекрыты щитами .

738. Установку пролетных строений на опорные части следует выполнять с огражденных перилами оголовков опор или со средств подмащивания.

739. После сильных ливней, подтопления земляного полотна и других неблагоприятных явлений, снижающих плотность грунта, следует тщательно освидетельствовать земляное полотно железнодорожного пути, находящегося в постоянной эксплуатации, в пределах зоны работы консольного крана и в необходимых случаях взять пробы грунта для определения фактической его плотности.

740. Перед пропуском консольного крана путь, находящийся во временной эксплуатации, должен быть обкатан обращающимся на сети подвижным составом с нагрузкой на ось 220 - 230 кН (22 - 23 тс) до прекращения остаточных деформаций. При этом количество осей подвижного состава должно быть не менее восьми, а количество заездов - не менее двадцати.

741. Работа и передвижение консольного крана на пути, находящемуся в постоянной эксплуатации, должны производиться только с разрешения начальника дистанции пути, на пути, не переданном в постоянную эксплуатацию, - главного инженера строительного подразделения, сооружавшего железнодорожный путь.

При этом составляется акт на пропуск консольного крана, подписываемый, с одной стороны, начальником дистанции пути (главным инженером строительного подразделения, сооружавшего железнодорожный путь, не переданный в постоянную эксплуатацию), с другой стороны - главным инженером строительного подразделения, выполняющего монтаж пролетного строения. Подписанный акт передается начальнику консольного крана.

742. При пропуске консольного крана с грузом по кривым его расчетная грузоподъемность должна быть снижена в зависимости от величины возвышения головки наружного рельса. Следование консольного крана с грузом по кривым с возвышением головки наружного рельса более 80 мм запрещается.

Не разрешается пропуск консольного крана по кривым, радиус которых не соответствует минимальному допустимому для данного типа крана.

743. Протяженность пути рабочей зоны крана, где возникает давление на ось 320 - 400 кН (32 - 40 тс), не должна превышать 200 - 300 м.

744. Пропуск консольного крана в рабочем положении разрешается со скоростью:

по пути, находящемуся в постоянной эксплуатации, без груза - до 10 км/ч, с грузом - до 5 км/ч;

по вновь уложенному пути без груза - до 8 км/ч, с грузом - до 3 км/ч.

745. Консольный кран должны сопровождать четверо работников с тормозными башмаками, готовые в любой момент поставить башмаки под колеса крана установочными вилками (рычагами).

746. Мощность локомотива, перемещающего кран с грузом, определяется на основании тяговых расчетов с учетом профиля пути.

747. На концах рельсов железнодорожного пути перед пролетом, в котором устанавливается пролетное строение, должны быть устроены упоры.

748. После составления акта на пропуск консольного крана до подъема груза необходимо произвести контрольный пропуск крана в пределах рабочей зоны. Контрольный пропуск с давлением на ось до 320 кН (32 тс) осуществляется пропуском самого крана без груза в первом рабочем положении с противовесами, которое обеспечивает давление на ось передней опорной платформы, равное предстоящему рабочему давлению.

Контрольный пропуск крана с давлением на ось передней опорной платформы должен производиться в два этапа:

Пропуск крана в первом рабочем положении с давлением на ось передней опорной платформы, равным 320 кН (32 тнс);

Пропуск крана при давлении на ось передней опорной платформы, равным предстоящему рабочему давлению.

После контрольного пропуска необходимо проверить состояние пути и устранить обнаруженные дефекты.

749. Перемещение консольного крана в рабочем положении на электрифицированных участках железнодорожного пути разрешается только после снятия напряжения в контактной сети.

750. Выезд консольного крана на установленное пролетное строение, объединение блоков которого при эксплуатации предусмотрено диафрагмами, может быть разрешен во избежание обрушения только после объединения (сварки) диафрагм.

751. При выезде консольного крана с грузом в первый раз на вновь установленное пролетное строение никто не должен находиться на пролетном строении, а также вблизи крана. Допуск работников на опоры моста для точной установки конструкции разрешается только после того, как высота конечного опускания конструкции составит не более 0,1 м .

4.8.5. Продольная надвижка и поперечная перекатка пролетных строений

752. Продольную надвижку и поперечную перекатку пролетных строений следует выполнять под непосредственным руководством ответственного руководителя работ (главный инженер или начальник участка) в соответствии с ППР.

753. Выдвинутая в пролеты моста часть пролетного строения должна ограждаться по продольным граням и по торцу инвентарным перильным ограждением.

754. Вдоль надвигаемого пролетного строения образуется опасная зона, границы которой отстоят в обе стороны от него на расстоянии не менее высоты от уровня земли (воды) до верха конструкции. По границам зоны выставляется сигнальное ограждение.

В опасной зоне должны быть прекращены все работы и запрещен доступ лицам, не занятым на надвижке.

755. Все работники, участвующие в надвижке пролетного строения, должны в процессе работы находиться только на отведенных им по инструкции безопасных рабочих местах, обустроенных в случае необходимости средствами подмащивания с ограждением.

756. Использование автомобилей и тракторов вместо тяговых и толкающих устройств, предусмотренных ППР, не допускается.

757. Все рабочие места и командный пункт при надвижке (перекатке) пролетного строения должны быть обеспечены радиотелефонной связью, дублированной двухсторонней световой или флажковой сигнализацией.

758. В процессе надвижки пролетных строений на антифрикционных устройствах скольжения следует контролировать горизонтальное перемещение верха опор средствами, гарантирующими автоматическое отключение толкающих устройств при превышении допустимой величины перемещения.

759. В обязательном порядке следует выполнять тормозные и стопорные устройства.

Грузоподъемность тормозных лебедок во всех случаях должна быть не менее грузоподъемности тяговых лебедок.

Стопорные устройства должны предотвращать самопроизвольное перемещение надвигаемого пролетного строения.

760. При использовании антифрикционных устройств скольжения во избежание соскальзывания пролетного строения поперек оси движения вдоль надвигаемого пролетного строения на опорах и сборочном стапеле должны устанавливаться ограничители бокового перемещения, конструкция и размещение которых принимаются в соответствии с ППР.

761. Накаточные пути для поперечной перекатки пролетного строения предварительно должны размечаться несмываемой краской через 0,001 расстояния между накаточными путями .

762. При перемещении пролетного строения на катках запрещается нахождение людей по оси накаточных путей. Необходимо применять защитные устройства, не допускающие выброса катков после освобождения их от нагрузки.

763. При выполнении работ по надвижке в темное время суток рабочие места и весь участок работ должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.946 .

4.8.6. Подъем и опускание пролетных строений

764. При подъеме (опускании) пролетного строения должны быть обеспечены его устойчивое положение при одновременном действии горизонтальной силы от давления ветра и взаимного превышения узлов опирания, принимаемого равным 0,01 расстояния между узлами, а также равномерное распределение нагрузки каждого подъемного механизма в его основании.

765. Подъем (опускание) пролетного строения домкратами на клетках допускается, как правило, при высоте клеток не более 2 м.

Материал и размеры клеток должны обеспечивать устойчивое положение пролетного строения и равномерное распределение нагрузки по их площади и основанию. Брусья клеток должны быть соединены скобами.

766. Опирание домкратов на металлическое основание следует производить через фанерные прокладки, а на деревянное основание - через распределительный металлический пакет.

На верхнюю часть домкратов должны быть уложены фанерные прокладки.

Такие же прокладки укладываются между всеми металлическими элементами поддомкратных и страховочных клеток.

Применение прокладок из досок не допускается.

767. В процессе подъема (опускания) пролетное строение должно всегда опираться не менее чем в четырех точках. Домкраты (батареи домкратов), установленные под каждым концом пролетного строения, должны иметь централизованное управление.

Поршни домкратов выдвигаются (опускаются) залогами по несколько сантиметров по команде ответственного руководителя работ.

768. Во время подъема (опускания) пролетного строения на гидравлических домкратах должны выполняться следующие требования:

перекос домкрата не более 0,005 ширины его основания;

свободный выход поршня домкрата без установки страховочных полуколец (стопорных гаек или клеток с клиньями) до 15 мм;

одновременный подъем (опускание) пролетного строения не более чем в двух и обязательно смежных точках опирания (подвеса);

разность отметок опорных узлов поднимаемого (опускаемого) пролетного строения в продольном и поперечном направлениях не более 0,005 расстояния между узлами;

во всех случаях обязательна выкладка под пролетное строение страховочных клеток, наращиваемых (разбираемых) в процессе подъема (опускания).

769. Опорные вышки фермоподъемников должны быть оборудованы лестницами для подъема и огражденными рабочими площадкам.

4.8.7. Устройство мостового полотна

770. Работы по устройству мостового полотна должны производиться с раздельных тротуаров, устроенных заранее на тротуарных консолях, установленных при монтаже проезжей части.

771. Раскладка, прирубка и крепление брусьев мостового полотна должна производиться только с тротуаров. Работники, занятые на этих работах, должны пользоваться предохранительными поясами.

772. При работе с мостовыми брусьями, пропитанными антисептиками (каменноугольными и сланцевыми маслами), открытые кожные покровы работников должны быть защищены от действия вредных веществ и солнечных лучей, усиливающих это воздействие.

Работники должны быть обеспечены специальными приспособлениями для переноски шпал .

773. Работы по устройству безбалластного мостового полотна (укладка по верхнему поясу главных или продольных балок прокладного слоя или дискретных опор, монтаж блоков железобетонной плиты, установка, натяжение и подтяжка высокопрочных шпилек) должны выполняться с раздельных тротуаров.

774. Нахождение людей на тротуарах при монтаже блоков железобетонной плиты допускается при выполнении требования пункта 729 настоящих Правил.

Формат pdf

Порядок производства работ:

Общий порядок монтажа пролетного строения осуществляется следующим образом

Доставка элементов пролетного строения осуществляется к месту работ с площадок временного складирования автотранспортом.

Укрупнительная сборка производится в междупутье 12-15 с использованием ж.д. крана КДЭ-251. Кран работает с пути №15, при снятом напряжении в контактной сети и ее отводо в сторону 16-го пути.

Кран работает на аутригерах при вылетах: 4.5-9м. Максимальный вес груза (плоской фермы) составляет 6т. Укрупнительный монтаж осуществляется в следующей последовательности:

Устраиваются опорные клетки под нижние пояса ферм и под поперечные балки в нижних поясах ферм.

Устанавливаются на клетки поперечные балки.

Подается на клетки плоская ферма (дальняя от крана) и не снимая стропов собираются монтажные болтовые стыки с поперечными балками. С наружной стороны ферма фиксируется подкосами со струбцинами.

Снимаются стропа, (путь № 12 при этом так-же закрывается).

Дополнительно, поперечные балки пригружаются с противоположных от плоскости фермы концах грузом (например блоками ФБС) в качестве препятствия от опрокидывания.

Подается вторая плоская ферма и устраиваются монтажные болтовые соединения.

Монтаж в проектное положение укрупненной части пролетного строения осуществляется автомобильным краном "ііеЬЬегг" ІТМ-1350.

Кран работает на этой стоянке со стрелой 1.=40.2м, на аутригерах с базой: 8930x8530, с противовесами, общей массой-140т, на вылете стрелы -22/25м. Грузоподъемность крана при этом составляет 41/35т, вес поднимаемого блока составляет -30т.

Монтаж в проектное положение производится в "окно", с закрытием движения поездов по 11 и 12 ж.д. путям, со снятием напряжения в контактной сети, продолжительностью 7 часов.

Пути №№ 15 и 16 закрываются со снятием напряжения в контактной сети за 3-5 дней до "окна" по монтажу пролета для возможности установки в междупутье 15-16 временной опоры и открываются через 3-5 дней после "окна" (после ее разборки).

Потребность в необходимых машинах и механизмах

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1500 (г/п-500т) …………. 1шт

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1350 (г/п-350т) …………. 1ш

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1200 (г/п-200т) …………. 1шт

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1090 (г/п-90т) ………..…. 1шт

 Ж. д. кран «Сокол-80.1» в составе хоз. поезда ……………...........1шт

 Передвижная платформа в составе хоз. поезда №3.…….……… 1шт

 Ж.д. кран КДЭ-251 ………………………………..……………………………….. 1 шт

 Дрезина АДМ ЭЧК…………………………………………………………………….1шт

 Передвижная электростанция мощностью 40кВт ………..………..1шт

Тема 8.4. Строительство железобетонных мостов.

Тип крана и способ монтажа выбирают в зависимости от массы и габарита.монтируемых элементов, .ширины, глубины и режима реки, условий судоходства, рельефа местности, времени года, за­данных сроков строительства и от производственных возможностей строительной организации.

Низовая сборка стреловыми самоходными кранами удоб­на при постройке путепроводов, эстакад, малых мостов на суходо­лах. Для этой цели обычно используют общестроительные краны на гусеничном или пневмоколесном ходу, а также прицепные кра­ны. Грунт на участке перемещения кранов планируют и уплотняют, например, обкаткой колесами или гусеницами ненагруженного кра­на. Несущая способность грунта должна быть в зоне работы кра­нов пневмоколесных не ниже 0,5 МПа, а гусеничных - 0,2 МПа. При недостаточной несущей способности грунта, например на заболоченных поймах и в русле реки, монтаж значительно затруд­няется. Приходится устраивать рабочий мост для передвижения монтажного крана и транспортных средств с элементами сборных пролетных строений, что замедляет темпы работ.

Стреловыми кранами при монтаже с земли обычно устанавли­вают балки до 21 м и массой не более 30-35 т. Застропованную траверсой (рис. 24.8, 0) балку поднимают и вводят в пролет пово­ротом стрелы крана (рис. 24.8, а), а затем грузовым полиспастом опускают на опорные части (рис. 24.8, б), освобождая стропы. При этом кран последовательно устанавливает балки, перемещаясь поперек оси моста. При четкой организации работ можно монтировать конструкции «с колес» без предварительной разгрузки и складиро­вания.

Если грузоподъемность одного крана недостаточна, то применя­ют два спаренных крана. При этом балку стропуют по ее концам, поднимают грузовыми полиспастами на наименьшем вылете стрел и затем, увеличивая их вылет в пределах допустимой грузоподъем­ности кранов, вводят в пролет.

При монтаже балок пролетных строений на путепроводах через железную дорогу применяют железнодорожные краны.

Верховая сборка стреловым краном (рис. 24.9) целесооб­разна при установке пролетных строений на мостах через постоян­ные водотоки. Такая сборка удобна и наиболее экономична, но ограничена сравнительно небольшой грузоподъемностью стреловых кранов. Кран СКГ-63А, например, может устанавливать впереди себя балки автодорожного моста длиной 18 м, массой 14,3 т при допустимом вылете стрелы крана 14 м. Особенность верхового мон­тажа состоит в том, что до начала установки балок возводят на­сыпь. Для обеспечения устойчивости ранее установленных балок до перемещения по ним крана и транспортных средств предвари­тельно омоноличивают продольные стыки плит балок. Укладывают согласно расчету настил из деревянных лежней, обеспечивающий распределение давления на несколько балок и предохраняющий железобетонную плиту от недопустимых нагрузок.



При достаточной ширине проезжей части моста балки подают непосредственно к крану на автомобилях с прицепами или трайле­рах. При узких мостах возможна подача балок на узкоколейных вагонетках по рельсовым путям с предварительной перегрузкой балок на подходах.

Козловыми кранами, перемещаемыми по земле или по временным эстакадам, обычно монтируют многопролетные сборные железобетонные мосты, длинномерные и тяжелые балки сборных пролетных строений. Для этой цели используют краны, собираемые в условиях строительной площадки из элементов УИКМ (рис. 24.10) или выпускаемые промышленностью.




При надвижке балок в пролет по подмостям (рис. 24.11) эстакаду устраивают узкой, а верх располагают обыч­но на уровне ригелей опор. Балки пролетного строения устанавли­вают на тележки и перемещают вдоль моста в пролет при помощи лебедок или других средств. Затем поперечной передвижкой их устанавливают в проектное положение. При этом балки передвига­ют на других тележках или салазках по рельсам, уложенным на ригелях смежных опор или по вспомогательным подмостям вдоль опоры. Для подъема балок при перестановке их с тележек на опорные части используют гидравлические домкраты. По условиям тех­ники безопасности домкраты испытывают на двойное давление, а в процессе их работы между головкой домкрата и корпусом ци­линдра укладывают страховочные металлические полукольца.

Шлюзовой кран ГП-2ХЗО (рис. 24.12) обеспечивает мон­таж балок пролетом до 33 м при массе с учетом строповочных уст­ройств не более 60 т. Состоит он из продольной фермы треугольно­го сечения и трех опор. Задняя и средняя опоры крана оснащены колесными тележками для продольного перемещения по рельсово­му пути. Ширина колеи подкранового пути 5,6 м. Самоходные те­лежки средней опоры оборудованы электроприводом. Передняя опора крана оборудована винтовыми устройствами, обеспечиваю­щими ликвидацию возможного прогиба и перекоса консоли и плот­ное опирание на подферменную площадку. При продольном пере­мещении в очередной пролет кран работает по консольной системе, а при монтаже пролетных строений является двухпролетной неразрезной системой. Грузоподъемность тележки средней опоры при передвижении самого крана составляет 48,5 т, при шлюзовании балки массой 60 т по оси крана - 66 т, при поперечном перемеще­нии балки в крайнее положение - 90 т. Поэтому в местах опирания колес ходовой тележки вместо шпал под рельсы укладывают метал­лические распределительные балки. Для придания крану устойчи­вости при передвижке из пролета в пролет устанавливают проти­вовес из железобетонных балок.

Монтаж пролетного строения начинают с установки крана в ра­бочее положение. Кран, собранный на подходе, своим ходом пере­двигается по рельсовым путям в пролет. На складе, расположенном на подходе, балку грузят на вагонетки двумя стреловыми или пор­тальными кранами и подают под шлюзовой кран. Ближайший к крану конец балки закрепляют на полиспасте первой грузовой те­лежки и снимают с вагонетки. Балку с подвешенным передним и опертым на транспортную тележку задним концом передвигают (шлюзуют) в пролет до тех пор, пока задний конец ее не окажет­ся под второй грузовой тележкой, к полиспасту которой его при­крепляют.



Коксольно-шлюзовой мобильный кран КШМ-35 (рис. 24.13) предназначен для установки пролетных строений дли­ной до 22,16 м и массой до 35 т.с учетом строповочных устройств. Конструкция этого крана в отличие от других шлюзовых кранов позволяет транспортировать его во автомобильным дорогам без де­монтажа главной балки и полиспастов, что резко сокращает затра­ты времени и труда на приведение крана в рабочее или транспорт­ное положение. Кран состоит из тягача КрАЗ-258 с противовесом, главной балки, передней и задней опор с тележками для попереч­ного перемещения, двух пневматических и двух грузовых тележек с траверсами, двух тяговых и двух грузовых лебедок, путей поперечного перемещения крана. Передняя опора - шарнир­ная, задняя - жесткая. Пе­ред надвижкой крана в про­лет переднюю тележку с тур­никетом смещают в пролет. Затем кран опирают на по­перечные рельсы катания и он готов к шлюзованию балок.


В настоящее время соз­дан аналогичный кран КШМ-40 для монтажа балок длиной 24 м.

Железобетонные пролетные строения больших мостов можно монтировать способом навесной сборки, продольной надвижкой или установкой на плаву. Способы монтажа выбирают технико-эконо­мическим сравнением вариантов организации работ.

Наиболее распространена в отечественном мостостроении навесная сборка из готовых блоков, последовательно устанав­ливаемых без подмостей в направлении от опоры в обе стороны одновременно так, чтобы консоли уравновешивали друг друга. Соединяют блоки на клеевых швах. При этом следят, чтобы стыку­емые поверхности устанавливаемых блоков хорошо прилегали друг к другу. Это достигается, например, бетонированием блоков на плаву через один с последующим бетонированием промежуточных блоков, опалубкой которым служат торцы готовых блоков. Для предотвращения сцепления торцы смазывают известковым моло­ком. Перед монтажом и склеиванием блоков известковую пленку счищают или смывают слабым раствором соляной кислоты. Мон­тажные блоки имеют фиксаторы в виде уступов в стенках блоков или металлических закладных деталей. Фиксаторы облегчают на­водку и выверку блока при монтаже.

В пределах поймы блоки можно монтировать козловыми кра­нами, перемещающимися по грунту или эстакадам (рис. 24.14, а), а в пределах русла плавучими или монтажными агрегатами, пере­мещающимися по смонтированной части пролетного строения. Из кранов-агрегатов наиболее соответствует технологии навесного монтажа шлюзовой кран ГП-2Х50 или кран-агрегат СПК-65 (рис. 24.14, б).


Продольную надвижку с конвейерно-тыловой -сборкой (рис. 24.15) применяют для балочно-неразрезных предварительно напряженных пролетных строений, способных выдерживать знако­переменные усилия. Для этого пролетное строение напрягают в два этапа: на монтажные усилия в процессе иадвижки специальны­ми пучками арматуры и на эксплуатационные усилия, переставляя эти пучки с верхнего пояса в нижний в серединах пролетов и с ниж­него пояса в верхний в надопорных участках.

Привозимые конструкции устанавливают на насыпи на специ­альном стапеле с концевым упором. Козловыми кранами монтируют балку с аванбеком на конце. По мере сборки конструкцию на­ддирают в пролет давлением закрепленных в горизонтальном положении гидравлических домкратов. Балки надвигают ступеня­ми по 1 м, временно используя вставки до образования зазора, равного длине монтажного блока. В образовавшийся зазор встав­ляют новый блок и объединяют его с предыдущей частью. Далее процесс повторяется. В пределах стапеля балки пролетного строе­ния перемещают на стальных салазках по рельсам, смазанным смесью солидола с графитом, а на опорах моста - по фторопласто-вой или нафтленовой пластине, уложенной в стальную обойму. Под низ пролетного строения подкладывают отшлифованный и отполи­рованный стальной хромированный лист толщиной 12 мм. Фторо­пласт имеет коэффициент трения скольжения от 0,01 до 0,05 и до­пускает давление 25-40 МПа.

По мере надвижки пролетное строение приходится периодически поддомкрачивать на 1-2 см, вытаскивать и перекладывать лист в исходное положение, опускать пролетное строение и снова надви­гать на длину листа.

Применение непрерывной антифрикционной ленты из ткани нафтлена позволяет надвигать пролетное строение без поддомкрачивания и периодической передвижки стального листа.

Установку пролетных строений на плаву приме­няют при постройке мостов через судоходные реки, озера, водохра­нилища. Для этого пролетные строения крупными блоками или целиком собирают на берегу. Причем работы могут вестить парал­лельно с постройкой опор. С помощью плавучих опор балки достав­ляют в пролет. Плавучие опоры представляют собой плашкоуты из понтонов КС-3. Надпалубную обстройку монтируют обычно из эле­ментов У И КМ.

Омоноличиван нем сборных пролетных строе­ний объединяют составляющие его балки между собой. От каче­ства омоноличивания зависит совместная работа балок под нагруз­кой. Балки объединяют обычно с помощью закладных частей или выпусков арматуры, которые сваривают электросваркой электрода­ми с качественной обмазкой. После сварки места соединения и за­зоры в стыках заполняют цементным раствором или бетоном.

Технология объединения балок предварительным напряжением аналогична технологии укрупнительной сборки элементов с напря­гаемой арматурой.

Страница 4 из 6

Состав монтажных работ

В состав монтажных работ входят транспортировка конструкций с завода-изготовителя на приобъектный склад, подготовка элементов на складе, подача их под монтаж и сборка пролетных строений с установкой в пролет.

Перевозка металлоконструкций с заводов производится железнодорожным и смешанным транспортом. Требования габарита накладывают ограничения на размеры перевозимых монтажных блоков и определяют максимальные длины цельноперевозимых конструкций, которые не превышают 45 м.

Доставленные на строительную площадку элементы складируют, устраняют возникшие в процессе перевозки деформации, очищают от грязи и коррозии, наносят маркировку, облегчающую монтаж, производят укрупнительную сборку. Особое внимание уделяется очистке контактных поверхностей элементов в узловых соединениях при стыках на высокопрочных болтах. Очистку производят стальными щетками, огневым способом - пламенем ацетилено-кислородной горелки с последующим удалением продуктов сгорания металлическими щетками и пескоструйными аппаратами. Для защиты от коррозии очищенный металл в зоне стыков может покрываться консервирующим составом, не снижающим фрикционных свойств соединений, в других местах - окрашивается.

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и других операций склады оборудуются козловыми и стреловыми (железнодорожными, пневмоколесными, гусеничными) кранами.

Монтажные соединения могут быть сварные и на высокопрочных болтах. Сварные монтажные соединения выполняют автоматическим или полуавтоматическим способом. Ручная сварка допускается лишь как исключение. Схема сварного стыка сплошностенчатой балки с выполнением швов автоматической сваркой разработана институтом электросварки им. Е. О. Патона. Первоначально сваривают горизонтальный лист нижнего пояса (3) (рис. 9.14). Затем устанавливают вставку (2) вертикальной стенки и выполняют вертикальные швы, после чего вваривают вставку (1) верхнего пояса. Горизонтальные швы выполняют сварочным автоматом, вертикальные швы - специальным автоматом, перемещающимся вертикально вдоль сварного шва с помощью зубчатой рейки. Угловые швы по верхнему и нижнему поясам балок выполняют полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа.

Рис. 9.14 - Монтажный сварной стык главных балок со сплошной стенкой (I-V - очередность наложения сварных швов)

При соединениях на высокопрочных болтах в процессе сборки совмещают монтажные отверстия, фиксируя положение элементов пробками и заполняя ими не менее 10% отверстий. В остальные отверстия в стыке устанавливают высокопрочные болты, затягивая их до нормативного усилия, после чего пробки также заменяют болтами.

Натяжение высокопрочных болтов до проектного усилия может производиться двумя способами.

Первый способ основан на контролировании момента закручивания. Вначале болты затягивают пневматическими гайковертами до усилия, составляющего 80-90% расчетного. Дотягивание до расчетного усилия производится ручными динамометрическими ключами с индикатором момента закручивания. При втором способе величиной, контролируемой при натяжении, является угол поворота гайки, зависящий от числа тел (листов) в соединяемом пакете. Натягивают болты пневматическими гайковертами, оттарированными таким образом, чтобы в процессе закручивания гайки поворачивались на необходимый угол.

Помимо сварных и болтовых соединений, находят применение комбинированные болто-сварные стыки. Стенки при этом соединяются с помощью высокопрочных болтов, а пояса - автоматической сваркой.

Сборка пролетных строений на подмостях

При сборке на подмостях пролетные строения со сквозными главными фермами опираются на подмости в каждом узле, со сплошной стенкой - во всех монтажных стыках. Поэтому для сборки сквозных пролетных строений (рис. 9.15) устраивают сплошные подмости (1), опирающиеся на временные опоры (5), а для сборки пролетных строений со сплошной стенкой - только временные опоры под монтажными стыками.

Рис. 9.15 - Схема монтажа металлического пролетного строения со сквозными главными фермами на подмостях: 1 - подмости; 2 - смонтированная часть пролетного строения; 3 - устанавливаемый элемент; 4 - сборочный кран; 5 - временные опоры

Подмости устраивают из универсальных инвентарных конструкций мостов (УИКМ), мостовых инвентарных конструкций (МИК), другого инвентарного имущества. Деревянные подмости используют в отдельных случаях при технико-экономическом обосновании целесообразности их применения.

Элементы УИКМ собираются из равнобоких уголков с высотой полки от 75 до 120 мм. Сечение стоек, поясов, других элементов подмостей может компоноваться из одного, двух, трех или четырех уголков. В узлах элементы соединяются фасонками и накладками на болтах диаметром 22 и 27 мм. Элементы МИК выполнены из стальных труб диаметром 95, 159 и 203 мм с фланцами и проушинами на концах для соединения элементов болтами.

Для сборки пролетных строений используются козловые, стреловые и другие монтажные краны, которые могут перемещаться по подмостям или непосредственно по собираемым конструкциям.

Сборка пролетных строений может быть ярусной, секционной или комбинированной.

При ярусной сборке пролетное строение монтируется по всей длине снизу вверх. Вначале на подмостях собирают нижние пояса, нижние продольные связи, выкладывают балочную клетку при езде понизу. Это так называемая низовая сборка. Затем производится верховая сборка - монтаж элементов решетки и верхних поясов с верхними продольными связями. После сборки всего пролетного строения производится проверка правильности геометрических размеров и постановка высокопрочных болтов. Ярусная сборка обеспечивает высокую точность монтажа, но требует больше времени на монтаж, чем другие способы.

Секционная сборка предполагает попанельную сборку пролетного строения. При сборке очередной панели (секции) на подмостях выкладываются элементы нижнего пояса, нижних продольных связей и проезжей части, решетки, верхних поясов и верхних продольных связей, производится сболчивание узлов собранной панели, после чего начинается монтаж следующей панели. Достоинство секционной сборки - сокращение сроков монтажа.

Если сборка ведется комбинированным способом , то после низовой сборки начинается сборка секций с непосредственной установкой болтов.

Для удобства монтажа и регулирования конструкции при выверке положения под каждым узлом устраивают по две сборочные клетки (3) (рис. 9.16) из деревянных брусьев, между которыми под центром узла устанавливают домкраты (4), используемые при выправке пролетного строения.

Рис. 9.16 - Схема опирания узлов пролетного строения на подмости: 1 - распределительный пакет из рельсов; 2 - клинья; 3 - сборочная клетка; 4 - домкрат

После завершения всех операций по сборке производится установка пролетных строений на опорные части. Для этого применяют домкраты, размещаемые под крайними так называемыми домкратными поперечными балками. При этом под узлами пролетных строений выкладывают страховочные клетки с клиньями, с помощью которых между клетками и узлами в процессе всего опускания сохраняется зазор 2-3 мм.

По окончании монтажных работ производится окраска пролетного строения двумя слоями краски с предварительной очисткой элементов от грязи, шпаклевкой и грунтовкой.

Навесная и полунавесная сборка пролетных строений

При навесной и полунавесной сборке монтаж пролетных строений ведется от опоры в пролет и пролетное строение работает как консоль. Если пролетное строение при этом в отдельных узлах опирается на подмости или временные опоры (рис. 9.17, а), имеет место полунавесная сборка, если временных опор нет,- навесная (рис. 9.17, б).

Рис. 9.17 - Схемы полунавесного (a) и навесного (б) монтажа металлических пролетных строений: 1 - монтажный кран; 2 - анкерный пролет, собранный на насыпи подхода; 3 - временные соединительные элементы

Часто навесная сборка ведется уравновешенным способом в обе стороны от опоры. Особенно удобен этот метод для монтажа неразрезных пролетных строений. Если таким способом монтируют балочные разрезные пролетные строения, на период монтажа их объединяют в неразрезную систему постановкой дополнительных элементов. Навесной монтаж может быть и односторонним, когда сборка внавес ведется в одну сторону от опоры.

При полунавесной сборке несколько панелей пролетного строения собирают на сплошных подмостях. Длина монтируемого участка выбирается из условия обеспечения устойчивости конструкции при монтаже внавес следующих панелей до опирания на временные опоры. Количество и расстановку временных опор выбирают из условия устойчивости пролетных строений на всех стадиях монтажа. Противовесная (анкерная) часть пролетного строения (2) может быть собрана на насыпи подхода (см. рис. 9.17, б). В этом случае отпадает надобность в устройстве специальных подмостей. В качестве анкерного при этом используется конструкция последующего пролетного строения, разбираемая после окончания монтажа пролетного строения в первом пролете. Пролетное строение, закрепленное за анкерное постановкой временных элементов (3), монтируется внавес или полунавес. Аналогично ведется монтаж пролетных строений, перекрывающих следующие пролеты. Элементы под монтаж подаются по смонтированной части конструкции или в случае уравновешенной навесной сборки по воде.

При навесном и полунавесном монтаже соблюдается определенный порядок сборки пролетных строений, при котором в процессе монтажа последовательно собираются геометрически неизменяемые секции в виде треугольников.

Монтаж панелей с нисходящими раскосами (рис. 9.18, а) начинается с установки элементов I нижнего пояса и нижних продольных связей. Постановкой раскосов II образуются жесткие треугольники, что позволяет после установки продольных балок подавать элементы под монтаж непосредственно в собираемую панель. Затем устанавливаются поперечная балка, стойки III, верхние пояса IV и верхние продольные связи пролетного строения.

Рис. 9.18 - Порядок монтажа панелей металлических мостов: а - с нисходящими раскосами; б - с восходящими раскосами

Более сложен монтаж панелей с восходящими раскосами (рис. 9.18, б), так как замыкание треугольников при монтаже снизу вверх происходит только после установки элементов верхнего пояса, т. е. на завершающем этапе монтажа.

При навесной и полунавесной сборке монтажные краны, как правило, перемещаются в уровне верхнего пояса смонтированной части пролетного строения, для чего по верхним поясам устраивается рельсовый подкрановый путь. В качестве монтажных наибольшее распространение получили жестконогие деррик-краны, грузоподъемность которых не зависит от вылета стрелы. Недостаток кранов - возможность монтажа только перед собой или сбоку.

Для удобства работ по устройству стыков и соединений узлы пролетного строения обстраивают подмостями.

Установка пролетных строений кранами

Сроки строительства существенно сокращаются при применении цельноперевозимых или крупноблочных конструкций и установке их кранами.

Цельноперевозимые пролетные строения устанавливаются непосредственно на постоянные опоры. Для монтажа сборных конструкций под монтажными стыками сооружают временные опоры из инвентарных металлоконструкций. В состав монтажных работ при установке пролетных строений кранами входит строповка и подъем монтажных блоков, перемещение в пролет, установка на временные или капитальные опоры и устройство мостового полотна.

Монтаж пролетных строений может производиться стреловыми, козловыми, консольными кранами, а также крановыми агрегатами. После установки блоков производится выверка положения конструкции в плане и профиле и устройство, стыков.

Консольными кранами на железнодорожном ходу можно устанавливать пролетные строения как со сплошной стенкой, так и со сквозными фермами. При пролетах до 44 м установка пролетных строений производится целиком, при больших пролетах - отдельными блоками, масса которых определяется грузоподъемностью крана. Пролетные строения собирают на насыпи подхода. Перемещение крана с монтируемым блоком в пролет производится по смонтированной части моста или по подмостям.

При достаточной глубине воды, а также при установке блоков большой массы применяют плавучие краны промышленного изготовления или собранные из мостовых инвентарных конструкций.

Мостовое полотно железнодорожных мостов с ездой на поперечинах устраивают путем раскладки мостовых брусьев, прикрепления их к балкам, установки рельсов или контррельсов. При железобетонной плите производится раскладка блоков плит или бетонирование монолитной плиты. Затем устраивается гидроизоляция и мостовое полотно. Работы по монтажу плиты ведутся с помощью стреловых кранов.

Надвижка пролетных строений

При строительстве металлических мостов встречается продольная и поперечная надвижка пролетных строений.

Продольную надвижку применяют для установки пролетных строений, собранных на насыпи по оси моста. При надвижке небольших пролетных строений к низу конструкции прикрепляют салазки из швеллеров, стальных листов или уголков. Перемещают надвигаемую конструкцию по рельсам. Для надвижки пролетных строений со сплошной стенкой (рис. 9.19) применяют надвижку по роликам, объединенным в каретки (4) и установленным на насыпи, временных и капитальных опорах. На насыпи подходов вместо кареток могут использоваться тележки (2). К нижним поясам балок прикрепляют верхний накаточный путь в виде деревянных поперечин и рельсов, повернутых головкой вниз. Для предотвращения поперечных смещений пролетных строений в процессе надвижки ролики снабжаются ребордами. Так как пролетные строения в процессе надвижки испытывают деформации, каретки устраивают таким образом, чтобы положение роликов соответствовало очертанию верхнего накаточного пути. Для этого ролики в каретке объединяют по балансирной схеме. При использовании цилиндрических (безребордных) роликов возможна надвижка без устройства верхнего накаточного пути непосредственно по нижним поясам балок (см. узел I на рис. 9.19).

Рис. 9.19 - Схема надвижки металлических пролетных строений со сплошной стенкой: 1 - монтажный кран; 2 - тележка для перемещения пролетного строения на насыпи; 3 - тупик для улавливания тележек; 4 - каретки; 5 - аванбек; 6 - временная накладка

Перспективной является надвижка с использованием прокладок из антифрикционных материалов.

Надвижку пролетных строений со сквозными главными фермами (рис. 9.20) осуществляют по цилиндрическим каткам (4) с устройством, помимо верхнего (2), также и нижнего (1) накаточного пути, причем для обеспечения узловой передачи нагрузки от собственного веса пролетного строения при надвижке верхний путь выполняют только под нижними узлами. При достаточной прочности балочной клетки накаточные пути могут быть устроены не под поясами главных ферм, а под продольными балками. В этом случае верхний накаточный путь устраивают непрерывным.

Рис. 9.20 - Схема надвижки пролетных строений со сквозными главными фермами: а - первая стадия; б - вторая стадия; в - накаточные пути; 1 - нижний накаточный путь; 2 - верхний накаточный путь; 3 - плавучая опора; 4 - катки; 5 - нижний пояс фермы

При продольной перекатке пролетных строений уменьшение монтажных усилий в надвигаемой конструкции и обеспечение устойчивости в продольном направлении достигаются применением аванбека, устройством временных промежуточных опор, объединением разрезных пролетных -строений в неразрезные и установкой на задней части пролетного строения противовеса.

Надвижка пролетных строений может производиться с помощью плавучей опоры. В этом случае обычным образом осуществляется продольная перекатка пролетного строения, собранного на насыпи, в первый пролет до тех пор, пока величина образующейся консоли не будет достаточна для подведения плавучей опоры и установки в дальнейшем пролетного строение на капитальную опору. Подведя плавучую опору под образовавшуюся консоль и выкачивая из плавсистемы водный балласт, на опору передают нагрузку от веса пролетного строения. После этого задний конец пролетного строения шарнирно опирают на каретку, перекатывающуюся по нижнему накаточному пути, а верхний накаточный путь разбирают. Это обеспечивает постоянную величину опорных давлений на каретку и плавучую опору независимо от стадии дальнейшей надвижки и уровня конца пролетного строения, опирающегося на плавучую опору.

Надвижку пролетных строений производят с помощью полиспастов с ручными или электрическими лебедками. Для удержания пролетного строения от перемещений под действием ветра или уклона накаточного пути, а также для облегчения точной наводки, помимо тяговых полиспастов, используют также тормозные полиспасты. Лебедки устанавливают на насыпи или на надвигаемом пролетном строении. Неподвижные блоки полиспастов прикрепляют к якорям (анкерам) или к капитальным опорам, подвижные - к надвигаемому пролетному строению.

При надвижке на небольшое расстояние или при конвейерно-тыловой сборке с поэтапной надвижкой могут использоваться гидравлические домкраты.

Сборка пролетных строений может осуществляться на подмостях параллельно оси моста. В этом случае для установки пролетных строений в проектное положение применяют поперечную надвижку . Для этого под опорными узлами пролетного строения сооружают пирсы из инвентарных металлеконструкции, по которым укладывается нижний накаточный путь. Верхние накаточные пути закрепляют на поперечных балках. После перемещения на постоянные опоры пролетное строение поддомкрачивают и устанавливают на опорные части.

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств позволяет организовать сборку в стороне от створа моста и при многопролетных мостах может дать существенное сокращение сроков строительства.

Пролетные строения собирают на сплошных подмостях с низовой стороны от строящегося моста. Для выкатки пролетных строений в русло и установки на плавучие опоры устраивают пирсы, по которым собранную конструкцию перемещают поперечной (чаще) или продольной передвижкой.

Особенности перевозки по воде металлических пролетных строений на плавучих опорах и установки в проектное положение аналогичны соответствующим операциям при сооружении железобетонных мостов (смотрите предыдущую лекцию).

Монтаж больших пролётов железобетонных пролётных строений Железобетонные сборные пролётные строения большой длины монтируются с применением различных методов. 1. Используется навесная и полунавесная сборка. 2. Продольная и поперечная надвижка. 3. Сборка на кружалах и подмостях. 4. Установка на капитальные опоры предварительно собранных на берегу конструкций с помощью перевозки их на плаву.

Монтаж больших пролётов железобетонных пролётных строений Способ сборки железобетонных пролётных строений зависит от: конструкции мостового перехода; местных условий при производстве работ; возможности применения инвентарного монтажного и технологического оборудования.

Сборка арок на инвентарных кружалах Монтаж железобетонных пролётных строений арочной системы с ездой поверху может производиться на инвентарных кружалах, которые монтируются на отдельных временных опорах, промежутки между которыми перекрываются балками двутаврового сечения. Под балками монтируются приборы, служащие для раскружаливания после окончания сборки. Арочные инвентарные кружала состоят из отдельных элементов и монтажных блоков, соединяемых шарнирами в виде болтов. Схема таких кружал трехшарнирная с расположением в замке устройств раскружаливания (гидравлических домкратов или песочниц). Укладка сборных блоков арки выполняется кранами, тип и марка которых зависит от высоты мостового перехода и веса монтируемых элементов.

Монтаж железобетонных арочных сборных пролётных строений с ездой понизу осуществляться: 1. Непосредственно в пролёте на устроенных сплошных подмостях; 2. На подходной насыпи с последующей продольной надвижкой (при наличии балки жёсткости); 3. В пролёте на промежуточных отдельных опорах со сборкой балки жёсткости. 4. После сборки на устроенных на берегу пирсах или сплошных подмостях, последующая транспортировка в мостовой пролёт на плавучих опорах.

Навесная сборка Наибольшее распространение в современном мостостроении получила навесная сборка пролётных строений железобетонных мостов. Способ навесного монтажа наиболее целесообразен для железобетонных мостов, в которых несущие главные конструкции работают на усилия с одинаковым знаком и при эксплуатации и при монтаже. При навесном монтаже сборных арок они поддерживаются вантами, закреплёнными к мачтам, установленным на опорах.

Навесная сборка Сборка производится в направлении от опор к замку, после этого проверяется очертание смонтированной арки и стыки между отдельными блоками омоноличиваются. Для поддерживания на весу устанавливаемого краном блока, стыки выполняются жёсткими, обеспечивающими восприятие возникающих от веса монтируемого блока изгибающего момента и поперечных сил.

Навесная сборка При осуществлении навесной и полунавесной сборке железобетонных пролётных строений согласно СНи. П необходимо соблюдение следующих требований:

Навесная сборка 1. Перед началом сборки должны быть выполнены тщательная выверка и закрепление анкерного блока или нескольких надопорных анкерных блоков, которые определяют положение в профиле и плане монтируемой консоли; 2. Все элементы и сборные блоки должны монтироваться в строгом соответствии с требованиями ППР; 3. Размещение на собираемых консолях любых материалов, оборудования и конструкций, не предусмотренных проектом, категорически запрещено; 4. Необходимо исключить любую возможность случайного удара монтируемых элементов об уже установленные блоки;

Навесная сборка 5. Перед началом бетонирования замыкающих блоков, необходимо выполнить надёжное соединение объединяемых блоков между собой. Должна быть исключена малейшая возможность разрушения бетона в омоноличиваемых стыках от температурных расширений и любых деформаций собранных конструкций; 6. Опирание монтируемой консоли (при неразрезной схеме) на две вспомогательные опоры разрешается в виде исключения, при обязательном осуществлении постоянного контроля на обеих опорах за значением опорных реакций, авторском надзоре и личном руководстве работами главного инженера строительства;

Навесная сборка 7. Кроме тщательного контроля за вытяжкой и усилиями в напрягаемой арматуре необходим контроль за прогибами собранной конструкции, величиной возможных смещений в опорных частях и деформациями бетона стыков; 8. После установки неразрезных пролётных строений на опорные части и приведения надопорного блока в проектное положение должна быть произведена блокировка опорных частей. Устройства для блокировки должны позволять корректировку в профиле и плане смонтированной конструкции. 9. Снятие блокирующих устройств производится в строгом соответствии с указаниями ППР; 10. В процессе монтажа конструкций с устройством клеевых стыков, допускается выполнять натяжение напрягаемой рабочей арматуры до или после процесса полного отверждения клеевого состава; 11. Обжатие клеевых швов при монтаже составных пролётных строений необходимо выполнять сразу же после равномерного нанесения клея по всему сечению.

Строительство железобетонных мостов Тип крана и способ монтажа выбирают в зависимости от массы и габарита монтируемых элементов, ширины, глубины и режима реки, условий судоходства, рельефа местности, времени года, за данных сроков строительства и от производственных возможностей строительной организации. Низовая сборка стреловыми самоходными кранами удоб на при постройке путепроводов, эстакад, малых мостов на суходо лах. Для этой цели обычно используют общестроительные краны на гусеничном или пневмоколесном ходу, а также прицепные кра ны. Грунт на участке перемещения кранов планируют и уплотняют, например, обкаткой колесами или гусеницами ненагруженного кра на.

Несущая способность грунта должна быть в зоне работы кра нов пневмоколесных не ниже 0, 5 МПа, а гусеничных - 0, 2 МПа. При недостаточной несущей способности грунта, например на заболоченных поймах и в русле реки, монтаж значительно затруд няется. Приходится устраивать рабочий мост для передвижения монтажного крана и транспортных средств с элементами сборных пролетных строений, что замедляет темпы работ.

Стреловыми кранами при монтаже с земли обычно устанавли ваютбалки до 21 м и массой не более 30- 35 т. Застропованную траверсой балку поднимают и вводят в пролет пово ротом стрелы крана, а затем грузовым полиспастом опускают на опорные части, освобождая стропы. При этом кран последовательно устанавливает балки, перемещаясь поперек оси моста. При четкой организации работ можно монтировать конструкции «с колес» без предварительной разгрузки и складиро вания.

Если грузоподъемность одного крана недостаточна, то применя ют два спаренных крана. При этом балку стропуют по ее концам, поднимают грузовыми полиспастами на наименьшем вылете стрел и затем, увеличивая их вылет в пределах допустимой грузоподъем ности кранов, вводят в пролет. При монтаже балок пролетных строений на путепроводах через железную дорогу применяют железнодорожные краны.

Верховая сборка стреловым краном целесооб разна ри установке пролетных п строений на мостах через постоян ные водотоки. Такая сборка удобна и наиболее экономична, но ограничена сравнительно небольшой грузоподъемностью стреловых кранов. Кран СКГ 63 А, например, может устанавливать впереди себя балки автодорожного моста длиной 18 м, массой 14, 3 т при допустимом вылете стрелы крана 14 м. Особенность верхового мон тажа состоит в том, что до начала установки балок возводят на сыпь.

Для обеспечения устойчивости ранее установленных балок до перемещения по ним крана и транспортных средств предвари тельно омоноличивают продольные стыки плит балок. Укладывают согласно расчету настил из деревянных лежней, обеспечивающий распределение давления на несколько балок и предохраняющий железобетонную плиту от недопустимых нагрузок. При достаточной ширине проезжей части моста балки подают непосредственно к крану на автомобилях с прицепами или трайле рах.

При надвижке балок в пролет по подмостям эстакаду устраивают узкой, а верх располагают обыч но на уровне ригелей опор. Балки пролетного строения устанавли вают на тележки и перемещают вдоль моста в пролет при помощи лебедок или других средств. Затем поперечной передвижкой их устанавливают в проектное положение. При этом балки передвига ют на других тележках или салазках по рельсам, уложенным на ригелях смежных опор или по вспомогательным подмостям вдоль опоры. Для подъема балок при перестановке их с тележек на опорные части используют гидравлические домкраты.

По условиям тех ники безопасности домкраты испытывают на двойное давление, а в процессе их работы между головкой домкрата и корпусом ци линдра укладывают страховочные металлические полукольца.

Шлюзовой кран ГП 2 ХЗО (рис. 24. 12) обеспечивает мон таж балок пролетом до 33 м при массе с учетом строповочных уст ройств не более 60 т. Состоит он из продольной фермы треугольно го сечения и трех опор. Задняя и средняя опоры крана оснащены колесными тележками для продольного перемещения по рельсово му пути. Ширина колеи подкранового пути 5, 6 м. Самоходные те лежки средней опоры оборудованы электроприводом. Передняя опора крана оборудована винтовыми устройствами, обеспечиваю щими ликвидацию возможного прогиба и перекоса консоли и плот ное опирание на подферменную лощадку. п

При узких мостах возможна подача балок на узкоколейных вагонетках по рельсовым путям с предварительной перегрузкой балок на подходах. Козловыми кранами, перемещаемыми по земле или по временным эстакадам, обычно монтируют многопролетные сборные железобетонные мосты, длинномерные и тяжелые балки сборных пролетных строений. Для этой цели используют краны, собираемые в условиях строительной площадки из элементов УИКМ (рис. 24. 10) или выпускаемые промышленностью.

Изготовление сборных железобетонных конструкций Краткие сведения о предприятиях по изготовлению сборных же езобетонных мостовых конструкций. л Типы опалубок, требования к ним. Основные технологии изготовления сборных железобетонных конструкций. Особенности изготовления железобетонных балок по по очно т агрегатной и стендовой технологии с обычной каркасно тержневой и предварительно с напрягаемой арматурой (с натяжением до и после бетонирования). Кассетный способ изготовления. Контроль за качеством изготовления железобетонных конструк ий и приемка работ. ц

Типы опалубок и области применения Опалубочная система - понятие, включающее опалубку и элементы, обеспечивающие ее жесткость и устойчивость, крепежные элементы, поддерживающие конструкции, леса. Опалубка в общем случае состоит из: опалубка - форма для монолитных конструкций; щит - формообразующий элемент опалубки, состоящий из палубы и каркаса; палуба - элемент щита, образующий его формующую рабочую поверхность;

Типы опалубок и области применения опалубочная панель - формообразующий плоский элемент опалубки, состоящий из нескольких смежных щитов, соединенных между собой с помощью соединительных узлов и элементов и предназначенный для опалубливания всей конкретной плоскости; блок опалубки - пространственный, замкнутый по периметру элемент, изготовленный целиком и состоящий из плоских и угловых панелей или щитов.

Материал опалубки Материалом опалубки служат сталь, алюминиевые сплавы, влагостойкие фанера и древесные плиты, стеклопластик, полипропилен с наполнителями повышенной плотности. Поддерживающие элементы опалубки обычно выполняют из стали и алюминиевых сплавов, что позволяет достичь их высокой оборачиваемости.

Основные типы опалубок. Опалубку классифицируют по функциональному назначению в зависимости от типа бетонируемых конструкций: для вертикальных поверхностей, в том числе стен; для горизонтальных и наклонных поверхностей, в том числе перекрытий; для одновременного бетонирования стен и перекрытий; для бетонирования комнат и отдельных квартир; для криволинейных поверхностей (используется в основном пневматическая опалубка).

Разборно переставная мелкощитовая опалубка Состоит из набора элементов небольшого размера площадью до 3 м 2 и массой до 50 кг, что позволяет устанавливать и разбирать их вручную. Из элементов опалубки можно собирать крупные панели и блоки, монтируемые и демонтируемые краном без разборки на составляющие элементы. Опалубка унифицирована, применима для самых разнообразных монолитных конструкций с постоянными, переменными и повторяющимися размерами.

Крупнощитовая опалубка Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов и элементов соединения. Щиты опалубки воспринимают все технологические нагрузки без установки дополнительных несущих и поддерживающих элементов. Опалубку применяют для бетонирования протяженных стен, перекрытий и тоннелей. Крупнощитовая опалубка рекомендуется для зданий с монолитными стенами и перегородками, сборными перекрытиями.

Крупнощитовая опалубка Размер щитов равен размеру бетонируемой конструкции: для стен - ширина и высота помещения, для перекрытия - ширина и длина этого перекрытия. В случае бетонирования перекрытий большой площади, когда не представляется возможности уложить и уплотнить бетон конструкции в течение одной смены, перекрытие разбивают на карты. Размеры карты задают технологическим регламентом, на их границах устанавливают металлическую сетку толщиной 2. . . 4 мм с ячейками 10 х 10 мм для обеспечения достаточного сцепления с последующими картами.

Блочная опалубка - это объемно переставная опалубка, предназначенная для возведения одновременно трех или четырех стен по контуру ячейки здания без устройства перекрытия. Опалубку монтируют из отдельных блоков с зазорами, равными толщине возводимых стен. Для зданий с монолитными наружными и внутренними несущими стенами и сборными перекрытиями рекомендуется комбинированный вариант: для наружных поверхностей стен - крупнощитовая опалубка, а для внутренних поверхностей и стен - блочная, вертикально перемещаемая и извлекаемая опалубка.

Блок формы представляют собой пространственные замкнутые блоки: неразъемные и жесткие, выполненные на конус разъемные или раздвижные (переналаживаемые). Блок формы применяют для бетонирования замкнутых конструкций относительно небольшого объема не только для вертикальных, но и для горизонтальных поверхностей. Кроме этого они используются для объемных элементов стен, лифтовых шахт, отдельно стоящих фундаментов, колонн и т. д.

Подъемно переставная опалубка Подъемно переставная опалубка состоит (на примере опалубки для возведения конических труб) из панелей наружной и щитовой внутренней опалубки, несущих колец (наружного и внутреннего), опорной рамы, механизмов радиального перемещения наружной опалубки, рабочей площадки, наружных и внутренних лесов (подвесных).

Подъемно переставная опалубка Наружную опалубку набирают из панелей прямоугольной и трапециевидной формы, изготовленных из стального листа толщиной 2 мм, обрамленного уголками. Между собой панели соединяют болтами, пропущенными через отверстия в уголках обрамления, и металлической накладкой, установленной у верхней кромки щита. В наружной опалубке имеются также конечные панели, замыкающие опалубку. Для стягивания наружной опалубки в местах расположения конечных панелей устанавливают стяжные болты.

Подъемно переставная опалубка Внутреннюю опалубку собирают из двух ярусов стальных щитов высотой 1250 мм, шириной 550 мм и толщиной 2 мм. Снаружи к щитам приварены планки со скобками, которые служат для закладывания в них распорных стержней, обеспечивающих жесткость и геометрическую неизменяемость внутренней опалубки. У верхней кромки щита крепится горизонтальная планка с кольцами для привязывания каната при перестановке щитов. Для соединения смежных в одном ярусе щитов к горизонтальной планке крепится металлическая накладка. При установке верхнего щита на нижний крайние скобы перекрывают горизонтальную планку. Замыкают внутреннюю опалубку с помощью конечных щитов, имеющих одну планку со скобами.

Объемно переставная опалубка Объемно переставная опалубка - опалубка, состоящая из секций, которые при установке в рабочее положение образуют в поперечном сечении опалубку П образной, Г образной форм для одновременного бетонирования стен и перекрытий, а также отдельных конструкций. Область применения объемно переставной опалубки - строительство многоэтажных монолитных зданий. Объемно переставная опалубка представляет собой крупноразмерный опалубочный блок, в который входит опалубка стен и перекрытий. Опалубочный блок собирают и переставляют монтажным краном.

Объемно переставная опалубка Объемно переставная опалубка разделяется на виды по способам монтажа и демонтажа: опалубка, демонтаж которой осуществляют в горизонтальном направлении, используется в строительстве многоэтажных зданий. С помощью такой опалубки одновременно бетонируют стены и перекрытия, затем демонтируют специальными устройствами и устанавливают на следующий этаж. опалубка, демонтаж которой осуществляют в вертикальном направлении, используется при возведении строений с продольными и поперечными стенами. Такую опалубку применяют для бетонирования внутренних и наружных стен с дальнейшим демонтажем вверх.

Объемно переставная опалубка Выделяют объемно переставную опалубку двух типов конструкций: объемно переставная опалубка рамной конструкции, которая состоит из несущей рамы с навешенными перемещаемыми боковыми щитами и установленным перемещаемым горизонтальным щитом; объемно переставная опалубка безрамной конструкции состоит из секций боковых и горизонтальных щитов. Щиты оборудуют подкосами и фермами для увеличения жесткости.

Опалубка должна отвечать следующим требованиям: быть прочной, устойчивой; не изменять формы под воздействием нагрузок, возникающих в процессе производства работ; палуба (обшивка) опалубочного щита должна быть достаточно плотной, в ней не должно быть щелей, через которые может просочиться цементный раствор; обеспечивать высокое качество поверхностей, исключающее появление наплывов, раковин, искривлений и т. п. ; быть технологичной, т. е. должна устанавливаться и разбираться, не создавать затруднений при монтаже арматуры, а также при укладке и уплотнении бетонной смеси;

Опалубка должна отвечать следующим требованиям: обладать оборачиваемостью, т. е. многократно использоваться, чем выше оборачиваемость опалубки, тем ниже ее стоимость, отнесенная к единице объема готовой конструкции.

Практика отечественного массового промышленного и гражданского строительства отработана и с успехом применяет целый ряд конструктивно отличающихся опалубок, наибольшее распространение из которых для определенных областей применения получили следующие типы: разборно переставная-при возведении массивов, фундаментов, стен, перегородок, колонн, балок, плит покрытий и перекрытий, блочная - при возведении отдельно стоящих фундаментов и фрагментов крупноразмерных конструкций, подъемно переставная - при возведении конструкций большой высоты постоянной и с изменяющейся геометрией поперечного сечения, объемно переставная - при возведении стен и перекрытий зданий, скользящая - при возведении вертикальных конструкций зданий и сооружений большой высоты, горизонтально перемещаемая - при возведении линейно протяженных конструкций, несъемная - при возведении конструкций без распалубливания, с устройством гидроизоляции, облицовки, утепления и др.