На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых в основном берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.

Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.

Например, на уроке «Имя числительное как часть речи» учитель, рассказывая учащимся об истории происхождения чисел, акцентирует внимание детей на том, что числительное одиннадцать образовалось путем сращения слов один на десяти и, следовательно, пишется с двумя н , тогда как дальнейшие числительные второго десятка удвоенных согласных не имеют. Далее объясняется образование числительных от 50 до 90: от пять десятков – пятьдесят , от шесть десятков – шестьдесят и т.д. Нуждаются в объяснении и числительные полтора, полтораста, тысяча, сорок, миллион, миллиард ...

Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.

Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут.

Предупредительный диктант. Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.

Проведение предупредительного диктанта – от 10 до 15 минут.

Подготовленный диктант. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.

Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.

Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений.

Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.

Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.

Объяснительный диктант. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.

Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.

Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.

Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.

Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Время свободного диктанта – до 10 минут.

Творческий диктант. Это – упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.

Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.

Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.

Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.

Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.

Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.

Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.

Варианты контрольных диктантов по теме «Имя числительное»

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.
На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.
В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

(По материалам «100 великих чудес природы)
(120 слов)

ОСЬМИНОГ ПУСТЫНИ

Самым необычным растением Намибии является дерево-карлик вельвичия. Ее ствол наполовину спрятан в песке и поднимается над ним на двадцать–тридцать сантиметров, максимум на полметра. В толщину ствол вельвичии достигает полутора метров. Основной же корень уходит в глубину на пять–семь метров, а побочные корешки залегают у самой поверхности и занимают площадь около десяти квадратных метров. Но особенно поражают листья этого дерева. Их всего два! Извивающиеся зеленые ленты метровой ширины тянутся в обе стороны от ствола, достигая в длину шести метров. За эти стелющиеся по земле языки-листья вельвичию и прозвали «осьминогом пустыни».
Древесина вельвичии не имеет годовых колец, и возраст дерева точно определить трудно. А живет дерево на редкость долго – до двух тысяч лет.

(По материалам «100 великих чудес природы»)
(112 слов)

ОЗЕРО БАЙКАЛ

Байкал по праву считается одним из самых удивительных озер нашей планеты. Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. Общая длина берегов Байкала составляет две тысячи пятьсот километров. Нет ему равных среди озер и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. Объем воды в озере больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море. В тихую погоду на глубине почти сорока метров видно каменистое дно. В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара.
На языке якутов «Байкал» означает «богатое море». И действительно, в нем обнаружено около тысячи видов растений, более одной тысячи шестидесяти видов рыб и животных. Единственное млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста килограммов при длине тела полтора метра.


Чудеса природы»)
(120 слов)

ВУЛКАН ФУДЗИЯМА

Самая высокая гора Японии – вулкан Фудзияма – для жителей этой страны еще и национальный символ. О Фудзияме слагают песни и стихи, она запечатлена на картинах многих художников.
Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен всего в девяноста километрах от Токио. Последнее извержение его происходило в тысяча семьсот семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной двести двадцать метров почитают как святыню. Каждый японец считает своим долгом хоть один раз побывать на священной горе. В июле–августе на Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год летом большие группы людей устремляются на вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч пятисот метров можно доехать на машине, но оставшиеся тысячу двести метров каждый должен пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан поднимаются до восьмидесяти тысяч человек.

(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)

Пока изучаются числительные, можно предложить детям завести Книгу самых интересных фактов и событий (своеобразную Книгу рекордов). В нашей жизни столько всего интересного и непознанного, что такая работа будет полезна и детям, и взрослым. Помимо расширения кругозора и воспитания любознательности, отрабатываются орфографические и орфоэпические нормы правописания и произношения числительных, и, как мне кажется, даже лучше, чем на уроках. Кстати, многие примеры этого материала взяты именно из детских книг рекордов.

Варианты творческих диктантов по теме «Имя числительное»

Задание . Прочитайте текст. Отгадайте, из какого художественного произведения взят данный отрывок. Запишите его, дополняя началом и концовкой так, чтобы было понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами. Все числительные подчеркните .

№ 1

– Но раз ты такой лакомка, такой обж_ра, лучше всего будет по-братски поделить остатки. У тебя еще есть к_нфеты?
Малыш пошарил в карманах.
– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных орешка и 1 л_денец.
– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети. – И, быстро схватив с ладони Малыша л_денец, прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на оставшиеся 2 орешка: 1 из них был чуточку больше другого.
– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру упитанный и в самом ра_цвете сил, но еще и очень милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе взять первому. Но помни: кто берет первым, всегда должен брать то, что поменьше.

№ 2

Я опустился на колени. На полу, возле капитана, лежал крохотный бумажный круж_к, ч_рный с одной стороны. Я не сомн_вался, что это и есть ч_рная метка. Я схватил ее и замет_л, что на другой стороне написано красивым, ч_тким поч_рком: «Даем тебе срок до 10 вечера». И в это же мгновение наши стари_ые часы стали бить. Этот внезапный звук заставил нас вздрогнуть. Но он обрадовал нас, так как пробило только 6.
– Ищи ключ, – сказала мама.
Я обшарил карманы капитана один за другим. 12 мелких монеток, 1 наперсток, нитки и толстая игла, нож с кривой ручкой, огниво – вот и все, что я наш_л.

№ 3

2 или 3 молодых человека полюбопытствовали посм_треть, каков я, когда сплю; они взобрались на пово_ку и т_хонько подкрались к моему л_цу. Тут один из них, гвардейский офицер, засунул мне в левую н_здрю острие своей пики; оно защ_котало, как солом_нка, и я громко чихнул. Испуганные храбрецы мгнове_о скрылись, и только через 3 недели я узнал причину моего внезапного пробуждения. Весь остаток дня мы провели в дорог_; ночью распол_жились на отдых, и подле меня было поставлено на страже по 500 гвардейцев с об_их сторон. С восходом со_нца мы снова трогались в путь...
Когда мы находились в 200 ярдах от городских ворот, навстречу нам вышли император и весь его двор. Высшие сановники решительно воспр_тивились намерению его величества подняться на мое тело, боясь подвергнуть опас_ности его особу.

№ 4

В один сундук я сл_жил все с_естные пр_пасы: 4 меш_чка риса, мешок сухарей, 3 круга голлан_ского сыру, 5 кусков вяленой к_злятины, служившей нам на корабле главной м_сной пищ_й. Кроме того, я наш_л несколько ящиков вина и до 6 галлонов рисовой водки, пр_надлежавших нашему капитану.
В каюте я наш_л 2 хороших охотнич_их руж_я, 2 пистолета, которые я ул_жил на плоту вместе с пороховниц_й, меш_чком дроби и 2 старыми, заржавленными шпагами. Я знал, что на к_рабле было 3 б_чонка с порохом, но не знал, где они хр_нятся. Однако после тщательных поисков все 3 б_чонка нашлись. Один ок_зался подмоченным, а 2 были сухи_...
После осмотра острова, возвр_щаясь в свою пещеру, я подстр_лил одну птицу. Я думаю, это был первый выстрел, раздавшийся в этих диких м_стах. Не успел я выстр_лить, как над лесом взвились тысячи птиц. Каждая кр_чала на свой лад, но ни один из этих криков не пох_дил на крики знакомых мне птиц.

Тексты взяты из следующих произведений:

А.Линдгрен. Три повести о малыше и Карлсоне;

Р.Стивенсон. Остров сокровищ;

Д.Свифт. Путешествие Гулливера;

Д.Дефо. Робинзон Крузо.

У многих школьников (да и взрослых) написание диктантов вызывает затруднение и даже страх. Опытные преподаватели убеждены, что научиться писать диктанты по родному языку может каждый, важно лишь тренироваться и соблюдать определенные правила.

Основные правила написания диктанта

Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача - определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.

При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.

По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.

Как подготовиться к диктанту

Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:

Учить правила, уметь применять их при письме;

Постоянно тренироваться в написании диктантов и других упражнений. С этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические задания. Сегодня в помощь ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами.

Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.

Самые распространенные ошибки (на что обратить внимание)

К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта - это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2 КЛАСС

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

(более 20 слов)

Диктанты из данного перечня проводятся с учащимися 2 класса. Целью проведения диктанта служит контроль степени освоения учащимися правил правописания слов с безударными гласными, словарных слов, правописания буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ -ЩУ, правил переноса, правописания парных согласных, заглавной буквы в именах собственных.

Диктанты по сложности соответствуют уровню второго полугодия 2 класса общеобразовательной школы.

ПРОГУЛКА

Егор и Саша побежали в рощу. Там река. За рекой лесок. В лесочке мальчики стали искать грибы. Егорка нашёл крепкий гриб с большой шляпкой. А у Саши забавная находка. У него в фуражке ёжик.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

ДИКТАНТ

Сегодня наш класс писал диктант. Анна Игоревна читала рассказ, а мы красиво записывали его в тетрадки. В конце урока учительница собрала работы и стала исправлять ошибки.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

КОТЯТА

У кошки Мурки были котята. Мурка очень любила их. Таня часто ходила смотреть на котят. Одного пушистого котёнка девочка назвала Снежок. Снежок любит спать на мягкой постельке.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

ЗА ГРИБАМИ

Были тёплые, но дождливые дни. Боря и Юра пошли в рощу за грибами. После дождей всегда много грибов. В лесу появились рыжики. У корней ели нашли мальчики белый гриб и много сыроежек.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

КОТ ВАСЬКА

Наш кот - большой проказник. Раз Васька заметил на дереве гнездо дрозда. Мигом залез Васька на дерево. Но дрозд заметил злодея. Он клюнул кота Ваську в лоб. Кот убежал в сад. Обед не удался.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

В ЛЕСУ

Выпал первый снег. Он покрыл чёрную землю белым пушистым ковром. Как красивы деревья в снежном уборе! В лесу стоит тишина. Вдруг затрещала ветка. Это пробежал заяц и скрылся за снежным сугробом.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

НА ГОРКЕ

За школой снежная гора. На горе толпа ребятишек. Миша Петров и собака Дружок сели в санки. Стрелой летят санки. Детям смешно и весело. А Дружок дрожит от страха.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

ЛЕТОМ

Боря и его друг Костя часто ходили в сосновый лес. Там большой пруд. На берегу шумит камыш. В камышах плавает лебедь. Мальчики сели на плот и переправились на другой берег. Там хороший пляж.

Диктант по русскому языку. 2 класс.

ВЕСНОЙ

Снег начал таять. Кругом лужи, шумят, бегут ручейки. Ребятам весело. Они ловко прыгают через ручейки. Теперь очередь Лизы. У Лизы сапожки короткие, шубка длинная. Лиза прыгнула и упала. Подружки подняли малышку и отвели её домой.

Корм для птиц

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину.
Подлетела стайка синиц. А вот и пища!

Грамматические задания

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

Грамматическое задание

Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. 2 КЛАСС. 2 ПОЛУГОДИЕ.

ВЕСНА ПРИШЛА

На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зеленые платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной!

Задания к диктанту:

1. Выдели основу во втором предложении.

2. Покажи, от каких слов образовались слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА: травка - .........., берёзка - ......... . Разбери слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА по составу.

3. Выпиши слово ПТИЧЬИ. Найди в тексте и запиши под ним родственное слово, поставив его в начальную форму. Выдели корни. Покажи, какие звуки чередуются в корне: [ "] / .

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы - проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Славный мороз

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

Вариант 2

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктант №1.

Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

(115 слов)

Диктант № 2.

Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

(118 слов)

Диктант №3.

Волшебница-зима.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

(118 слов)

Диктант № 4.

Белки в лесу.

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» - воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

(120 слов)

Диктант № 5.

Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» - прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

(120 слов)

Диктант № 6.

Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» - раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

(119 слов)

Диктант № 7.

Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. «Это же прошлогодняя красавица!» - радостно восклицаем мы.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, когда придём полюбоваться на её багровые кисти.

До встречи, чудо-дерево!

(119 слов)

Диктант № 8.

Барсучонок.

Как-то мама позвала младшего сыночка: «Юра, посмотри на бутузика, которого я принесла!»

Мама держала кошёлку, где на подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

«Вылезай же, малыш, не бойся», - предложила мама. Мгновенно из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Какой же малыш был чудесный! Какой-то толстенький, неуклюжий бутуз. Шёрстка светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

(119 слов)

Диктант № 9.

Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» - удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

(118 слов)

Диктант № 10.

На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» - отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная растительность.

Но нельзя долго жить на чужбине. И каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

(119 слов)

Диктант № 11.

Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице вверх и вниз. Мальчишки грозно рассматривали её и всыпали бы, но стеснялись известного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, расплакалась, но всё равно обрадованные мальчишки стащили её со сцены.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», - написали они в книге, которую подарили ему.

(120 слов)

Школьная олимпиада по русскому языку

Диктант.

Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице, которая расселась на веточках сосны. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Неожиданно кот выгнул спину, свирепо взглянул на своего мучителя и резко крикнул: «Кха!» Тут он сделал прыжок в сторону и исчез в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

(119 слов)

Контрольные диктанты для 5 класса

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» - провожают их люди.
Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)

(По Г. Скребицкому )

***

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время - дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)

(По Д. Зуеву )

***

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», - решили мы. (91 слово)

***

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

(По И. Соколову-Микитову )

В горах Памира

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья - птицы.Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

***

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
Март - последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

***

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.
Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову )

***

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег.
На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости - грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель - самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (98 слов)

(По И. Соколову-Микитову )



Контрольные диктанты. 10 - 11 классы

Необыкновенные дни

Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.

А следующая рана,случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.

Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук - до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадаях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет.

***

Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в ьраве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. (По А.П.Чехову) (241 слово)

***

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.

Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот.

Опасная профессия

В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.

Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. Опасно снимать львов, очень опасно - тигров. Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь - этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. Расчёт был на то, что, мол, осень и мать уже не так ревниво оберегает потомство. Но я ошибся... При щелчке фотокамеры, запечатлевшейдвух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать - зверь бросится вслед. На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом.

Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. Все животные, исключая разве что шатунов-медведей, стремятся избегать встреч с людьми. Анализируя все несчастья, видишь: беспечность человека спровоцировала нападение зверя.

Издавна придуманы телеобъективы, чтобы снимать животных, не пугая их и не рискуя подвергнуться нападению, чаще всего - вынужденному. К тому же, непуганые животные, не подразумевающие о вашем присутствии, ведут себя естественно. Большинство выразительных кадров добыто знанием и терпением, пониманием дистанции, нарушать которую неразумно и даже опасно.

Путь к озеру

Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.

В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)

***

Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.

Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тотчас повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморым позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостьб и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.

(По Н.В.Гоголю)

***

Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.

Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.

В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.

Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.

По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.

Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.

Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.

Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!

Величайшая святыня

Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской берёзы, наполненную землёй. Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими - редко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков, как есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух, не боясь чужих ушей: "Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней".

И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту.

Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой.

Ибо прах ты - и в прах обратишься.

(По М.А.Осоргину)

Роза

Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...

Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро...

***

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева - и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами.Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше.

Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.

Зорянка

Бывает, что в бору у какой-нибудь золотисто-рыжей сосны из белого соснового тела выпадет сучок. Пройдёт год или два, и эту дырочку оглядит зорянка - маленькая птичка точно такого же цвета, как кора у сосны.Эта птичка натаскает в пустой сучок пёрышек, сенца, пуха, прутиков, выстроит себе тёплое гнёздышко, выпрыгнет на веточку и запоёт. И так начинает птичка весну.

Через какое-то время, а то и прямо тут, вслед за птичкой, приходит охотник и останавливается у дерева в ожидании вечерней зари.

Но вот певчий дрозд, с какой-то высоты на холме первый увидев признаки зари, просвистел свой сигнал. На него отозвалась зорянка, вылетела из гнезда и, прыгая с сучка на сучок всё выше и выше, оттуда, сверху, тоже увидала зарю и на сигнал певчего дрозда ответила своим сигналом. Охотник, конечно, слышал сигнал дрозда и видел, как вылетела зорянка, он даже заметил, что зорянка, маленькая птичка, открыла клювик, но, что она пикнула, он просто не слышал: голос маленькой птички не дошёл до земли.

Птицы уже славили зарю наверху, но человеку, стоящему внизу, зари не было видно. Пришло время - над лесом встала заря, охотник увидел: высоко на сучке птичка свой клювик то откроет, то закроет. Это зорянка поёт, зорянка славит зарю, но песни не слышно. Охотник всё-таки понимает по-своему, что птичка славит зарю, а отчего ему песни не слвшно - это оттого, что она поёт, чтобы славить зарю, а не чтобы самой славиться перед людьми.

И вот мы считаем, что, как только человек станет славить зарю, а не зарёй сам славиться, так и начинается весна самого человека. Все наши настоящие любители-охотники, от самого маленького и простого человека до самого большого, только тем и дышат, чтобы прославить весну. И сколько таких хороших людей есть на свете, и никто из них ничего хорошего не знает о себе, и так все привыкнут к нему, что никто и не догадывается о нём, как он хорош, что он для того только и существует на свете, чтобы славить зарю и начинать свою весну человека.

***

Разгоралась заря, становилось свежо, и мне пора было собираться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу склонённого ивняка, я вышел на берег речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку. Перед отплытием я проверил содержимое своего холщового мешочка. Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и тушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге.

Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё неблизко.

Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.

Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.

Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.