За свою почти двухсотлетнюю историю гильотина лишила голов десятки тысяч людей, начиная от преступников и революционеров и заканчивая аристократами, королями и даже королевами. Это не просто отвратительно эффективная машина для убийства: «Святая Гильотина» служила символом Великой французской революции и бросила позорную тень на XVIII, XIX и XX века.

Несколько удивительных фактов об этом орудии смерти, когда-то называемом в народе «национальной бритвой» Франции.

История гильотины уходит корнями в Средневековье

Название «гильотина» появляется в 1790-х годах во время Великой французской революции, однако к тому моменту подобные орудия казни уже использовались не одно столетие. Устройство для обезглавливания, называемое «планкой», применялось в Германии и Фландрии в Средние века. У англичан был так называемый скользящий топор, известный как «Галифакская виселица», на которой рубили головы ещё в античные времена. Французская гильотина произошла от двух ранее существовавших орудий: «маннайя» из Италии времён Ренессанса и печально известная «Шотландская дева», унёсшая жизни более 120 человек между XVI и XVIIIстолетиями. Есть также факты, подтверждающие возможность использования примитивных гильотин во Франции задолго до начала революции.

В действительности гильотина была изобретена как наиболее гуманный способ казни

Изобретение французской гильотины датируется 1789 годом, когда доктор Жозеф-Игнас Гильотен предложил правительству более гуманный способ казни. Хотя лично он был настроен против смертной казни, Гильотен утверждал, что обезглавливание при помощи молниеносно быстрой машины будет менее мучительным, чем отрубание головы мечом или топором. Позже он наблюдал за развитием первого прототипа - внушительной машины, разработанной французским доктором Антуаном Луи и построенной немецким изобретателем клавесина Тобиасом Шмидтом. Первая жертва была казнена на этой машине в апреле 1792 года, орудие быстро стало известным как «гильотина», скорее к ужасу, чем к чести человека, считавшегося его изобретателем. Гильотен всячески пытался отстранить своё имя от этого орудия во время гильотинной истерии в 1790-х годах, а в начале XIX века его семья безуспешно пыталась подать петицию правительству о переименовании машины смерти.

Казнь на гильотине становилась массовым зрелищем для народа

Во времена террора середины 90-х XVIII века сотни «врагов французской революции» встретили смерть под лезвием гильотины. Сначала некоторые представители общественности жаловались, что машина была слишком быстрой, но в скором времени такие казни превратились в настоящее развлечение. Люди приходили целыми группами на площадь Революции, посмотреть, как машина делает свою ужасную работу. Гильотину прославляли в многочисленных песнях, шутках и стихах. Зрители могли купить сувениры, ознакомиться с программкой, в которой перечислялись имена жертв, и даже перекусить в ресторанчике неподалёку под названием «Кабаре у гильотины». Некоторые ходили на казни ежедневно, особенно известными были «Вязальщицы» - группа женщин-фанатиков, которые садились в первых рядах прямо перед эшафотом и вязали на спицах между казнями. Такая жуткая театральная атмосфера распространялась и на осуждённых. Многие высказывали саркастические замечания или дерзкие последние слова перед смертью, некоторые даже протанцовывали свои последние шаги по ступеням эшафота. Восхищение гильотиной спало к концу XVIII века, но публичные казни во Франции продолжались до 1939 года.

Популярная игрушка для детей

Дети часто ходили на казни и некоторые из них даже играли дома с собственными миниатюрными моделями гильотины. Точная копия гильотины высотой около полуметра была популярной игрушкой во Франции тех времён. Такие игрушки были полностью функциональны, и дети отрубали с их помощью головы куклам или даже небольшим грызунам. Однако, в конечном счёте, в некоторых городах они были запрещены, как оказывающие плохое влияние на детей. Маленьким гильотинам также нашлось место на обеденных столах у высших сословий, они использовались для резки хлеба и овощей.

Палачи гильотины были национальными знаменитостями

С ростом популярности гильотины росла и репутация палачей, за время Великой французской революции они получили огромную славу. Оценивали палачей по умению быстро и точно организовывать большое количество казней. Такая работа часто становилась семейным делом. Многие поколения знаменитой семьи Сэнсон служили государственными палачами с 1792 по 1847 годы, руки членов этой семьи опустили лезвие на шеи тысяч жертв, включая короля Людовика XVI и Марию Антуаннету. В XIX и XX веках роль главных палачей досталась семье Дейблеров, отцу и сыну. Они пребывали на этой должности с 1879 по 1939 год. Люди часто восхваляли имена Сэнсонов и Дейблеров на улицах, а то, как они одевались, выходя на эшафот, диктовало моду в стране. Палачами восхищался и преступный мир. По некоторым сведениям гангстеры и прочие бандиты даже набивали татуировки с мрачными слоганами вроде: «Моя голова достанется Дейблеру».

Учёные проводили жуткие опыты над головами осуждённых

С самого начала применения казни в форме обезглавливания учёных интересовало, остаётся ли сознание у отрубленной головы. Дебаты на эту тему достигли новых высот в 1793 году, когда помощник палача ударил по лицу отрубленную голову жертвы, и зрители утверждали, что лицо покраснело от гнева. Позже врачи просили осужденных попытаться моргнуть или открыть один глаз после исполнения приговора, чтобы доказать, что они всё ещё могут шевелиться. Некоторые кричали имя казнённого или обжигали лицо пламенем свечи или аммиаком, чтобы увидеть реакцию. В 1880 году врач по имени Десси де Линьер даже пытался закачивать кровь в отрубленную голову убийцы детей, чтобы посмотреть, сможет ли голова вернуться к жизни и говорить. Ужасные эксперименты были остановлены в XX веке, однако исследования на крысах и сейчас показывают, что мозговая активность может продолжаться ещё в течение примерно четырёх секунд после обезглавливания.

Гильотину использовали для казней в Нацистской Германии

Гильотина в основном ассоциируется с французской революцией, но она забрала не меньше жизней в Германии во времена Третьего Рейха. Адольф Гитлер сделал гильотину государственным методом казни в 30-х годах XX века и заказал 20 машин для установки в городах Германии. Согласно записям нацистов, с помощью гильотины было казнено около шестнадцати с половиной тысяч людей, многие из них были борцами сопротивления и политическими диссидентами.

Последний раз гильотину использовали в 70-х годах XX века

Гильотина оставалась государственным методом казни во Франции почти до конца XX века. Осуждённый убийца Хамида Джандуби стал последним человеком, встретившим свою смерть под лезвием «национальной бритвы» в 1977 году. Однако, официально 189-летнее господство машины смерти закончилось только в сентябре 1981 года, когда смертная казнь во Франции была отменена.

И напоследок:

Знаете ли вы, что во Франции конца XVIII века молодые аристократы проводили так называемые «балы жертв» - оригинальные танцы, на которых могли присутствовать только те, кто потерял кого-нибудь из членов семьи под лезвием гильотины. Приглашённые надевали на шею красную ленту, символизирующую след от лезвия, и исполняли танец, в ходе которого голова внезапно наклонялась вниз, имитируя обезглавливание. Такие безумные вечеринки стали популярными до такой степени, что некоторые даже придумывали себе обезглавленных родственников, чтобы попасть туда.

Музейный образец, современное фото, конструкция Берже. Справа от гильотины Фернан Мэйсонье, один из последних палачей, осуществлявший казни в Алжире.


Начиная с XVI века стали выдумывать новые пытки и усложнять уже имеющиеся; считалось, что в течение двух предыдущих веков наказания были «мягкими», вот их и решили ужесточить. Да и сами казни существовали нескольких видов: одни можно было назвать простыми казнями, другие были более сложными в их исполнении.

Простые казни означали, что человека просто лишали жизни: если дело касалось лиц благородного сословия, то им отрубали голову; если казнили простолюдина, то его удушали при помощи веревки, привязанной к перекладине (виселица). К повешению приговаривали за очень большое число преступлений: кража со взломом, кража из жилого помещения, убийство, детоубийство, поджог, изнасилование, похищение, групповая контрабанда, фальшивомонетничество, клевета, причинение телесных повреждений, повлекших смерть и т.д. Всего насчитывалось 115 составов преступления, за которые назначалась смертная казнь через повешение. Приговоры выносились либо обычными судами, либо – во время войны – военными трибуналами.

Парижский суд использовал в своей практике два вида допросов: обычные и усиленные, с использованием воды или «сапог». В других судах применялись и иные виды допросов: поджигание фитилей, вставленных между пальцами, подвешивание за ноги, дыба и т.д.

Когда применялась пытка водой, обвиняемому насильно вливали большее или меньшее количество воды в зависимости от обстоятельств. Ему зачитывали решение, согласно которому он должен был подвергнуться пытке, его усаживали на что-то вроде каменного табурета, затем привязывали руки к двум железным кольцам, расположенным за его спиной; ноги привязывали к двум другим кольцам, вбитым в стену; затем с силой натягивали веревки до тех пор, пока выдерживало тело.

Допрашивающий в одной руке держал бычий рог с отпиленным концом, а другой лил в него воду и заставлял преступника проглотить сразу 4 пинты воды (1 пинта равна 568 мл) в случае простого допроса и 8 пинт в случае усиленного допроса. Во время пытки хирург следил за тем, чтобы обвиняемый не потерял сознания, и в случае резкого ухудшения его состояния останавливал пытку. В промежутках между «водными процедурами» обвиняемому задавались вопросы. Если он на них не отвечал, пытка водой продолжалась.

Пытка «сапогом» применялась реже, чем пытка водой, потому что после «сапога» человек, как правило, оставался калекой. Допрос с помощью «сапог» применялся только в отношении обвиняемых в тяжких преступлениях, осуждение которых было неизбежным. Через пытку «сапогом» следователи старались добиться полного признания в совершенном преступлении. Вот как это происходило.

Человека сажали, привязывали ему руки, ноги заставляли держать вытянутыми. Затем на каждую ногу с двух сторон накладывали две доски, связывая их под коленом и в области лодыжки. После этого связывали вместе обе ноги и начинали постепенно сжимать. Эти доски являлись внутренней частью станка, давящего на них по мере погружения в него деревянных кольев, которые палач вбивал в специальные гнезда. В результате такого «допроса» у обвиняемого ломались кости. Такой допрос также был двух видов: простой и усиленный. Если после простого допроса человек еще мог хоть как-то передвигаться с помощью костылей, то после усиленного ни одной целой кости у него не оставалось.

Некоторых особо опасных заключенных приговаривали к повешению и сожжению. Сначала их вешали, затем снимали с виселицы и помещали на костер.

Наконец, в зависимости от вида преступления, применялись следующие пытки и наказания: обычный или усиленный допрос; публичное покаяние; отсечение руки или обеих рук, а также отрезание или протыкание языка. Ну и наконец, самые ужасные казни: повешение, колесование, четвертование и сожжение. Приговоренного к четвертованию попросту раздирали на части с помощью четырех лошадей, к которым его привязывали с помощью веревок. Затем лошадей заставляли тянуть тело приговоренного в разные стороны. Эта казнь применялась редко, в основном за оскорбление величества. В частности, были четвертованы Дамьен (совершил неудачное покушение на Людовика XV) и Равальяк (убийца Генриха IV).

Лиц, приговоренных к повешению или к отсечению головы, сначала вели к входу в церковь, где они совершали публичное покаяние.

Для отсечения руки осужденного ставили на колени, затем его заставляли положить руку (или, в зависимости от приговора, обе руки) на плаху. Палач с помощью топора делал свое дело. Культю тут же совали в мешок набитый опилками, чтобы остановить кровотечение.

Отрезание языка проводилось обычным ножом. А вот протыканиеязыка проводилось специальным острым ножом, предназначенным для клеймения.

Приговоренные к одному и тому же виду наказания к месту казни доставлялись вместе. Первыми казнили «самых виновных». Приговор заключенным зачитывался после того, как их выводили из тюрьмы. Затем их связывали одной длинной веревкой таким образом, чтобы заключенные могли двигаться, но не могли убежать.

Приговоренного к повешению сажали на специальную повозку, спиной к лошади. Палач находился сзади осужденного. Когда повозка подъезжала к виселице, на помост сначала забирался палач, он веревкой втягивал туда приговоренного, ставил его на специальную лесенку и надевал на голову петлю. Затем в дело вступал священник, который молился вместе с приговоренным к смерти. Как только священник заканчивал молитву, палач выбивал из-под ног осужденного лесенку, и тот повисал в воздухе.

Как уже было сказано выше, отсечение головы применялось по отношению к дворянам. Для исполнения этого наказания сооружался эшафот площадью от 10 до 12 кв. футов (1 фут равен 32,4 см) и высотой 6 футов. Когда осужденный взбирался на эшафот, с него снимали верхнюю одежду, оставляя рубаху с обнаженной шеей. Затем ему связывали руки, осужденный становился на колени, ему состригали волосы. После этого осужденный клал голову на плаху, высота которой составляла примерно 8 дюймов (1 дюйм равен 27,07 мм). Священник спускался с эшафота, и палач саблей отрубал голову. Палачи, как правило, были люди опытные, поэтому, за редким исключением, достаточно было одного удара. Если же с первого раза отрубить голову не удавалось, то заканчивал «работу» палач с помощью обычного топора. Затем голова казненного доставлялась на место совершенного им преступления, где на некоторое время выставлялась на всеобщее обозрение.

За совершение особо жестоких преступлений осужденные иногда приговаривались к колесованию. Приговоренному к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу и устанавливали колесо на шест. Осужденный оказывался лицом вверх и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Правда, иногда палач в качестве милости или за деньги незаметно удушал осужденного сразу же после начала казни.

Также применялась казнь через сожжение, которое назначалось за ересь, магию или колдовство. На месте казни вкапывали столб высотой 7–8 футов, вокруг которого раскладывали костер либо из поленьев, либо из соломы, либо из охапок хвороста, оставляя проход, через который проводили осужденного. Второй костер помещался внутри первого, непосредственно у столба. Высота поленьев, хвороста или соломы должна была достигать головы осужденного. Затем приговоренного к сожжению подводили к столбу, предварительно надев на него рубаху, пропитанную серой. К столбу казнимого привязывали за шею и ноги – с помощью веревки, в области груди – железной цепью. После этого заваливали проход вязанками хвороста или соломы и поджигали костер. Если палачу кто-то из родных казнимого платил деньги, то он, как и в случае с колесованием, мог незаметно удавить осужденного либо пронзить ему сердце железным штырем.

2. Последняя казнь на гильотине

Последняя публичная казнь на гильотине состоялась 17 июля 1939 года. Но еще целых 38 лет «Вдовушка» (так прозвали французы эту машину для убийства) добросовестно выполняла свои функции по отсечению голов. Правда, публика на подобные зрелища уже не допускалась.

Хамид Джандуби, сутенер тунисского происхождения в сентябре 1977 года был гильотинирован в марсельской тюрьме. Совершенные им преступления вызвали бурную реакцию в обществе и возобновили прерванную было дискуссию о смертной казни.

Четыре года спустя Франсуа Миттеран отменил смертную казнь.

К месту казни преступник проковылял на одной ноге. С первыми проблесками утра 10 сентября 1977 года 31-летнего Хамида Джандуби, сутенера и убийцу, втащили на эшафот. Чтобы поставить его на колени под нож гильотины, надзирателям пришлось отстегнуть протез, на котором он хромал после аварии на заводе, в результате которой ему отрезало ногу. Во дворе марсельской тюрьмы Бометт он попросил сигарету. Не докурив до конца, Джандуби попросил еще одну. Это была сигарета «Житан», его любимая марка. Он курил медленно, в полной тишине. Позже его адвокаты расскажут, что после второй сигареты он хотел сделать еще несколько затяжек, но ему в этом отказали: «Ну, нет! Хватит, мы и так были к тебе снисходительны», – буркнул важный чин из полиции, ответственный за проведение казни. Джандуби положил голову на плаху. Лезвие опустилось в 4 часа 40 минут.

Кто сегодня помнит Хамида Джандуби? Однако он занимает свое место в анналах французского правосудия как последний приговоренный к смерти, приговор в отношении которого был приведен в исполнение. Осужденный за изнасилование, пытки и умышленное убийство своей 21-летней любовницы Элизабет Буске, он стал третьим человеком, чья голова слетела с плеч во времена семилетнего президентства Валери Жискар д’Эстена. До него эта участь постигла Кристиана Рануцци (28 июля 1976 года) и Жерома Каррейна (23 июня 1977 года). Джандуби стал последним, кого президент отказался помиловать, заявив: «Пусть свершится правосудие». Правосудие оказалось на удивление скорым: 25 февраля 1977 года начался суд присяжных города Буш-дю-Рон, он рассматривал дело всего лишь два дня и вынес смертный приговор. А пять месяцев спустя Хамида Джандуби уже гильотинировали.

Хамид Джандуби прибыл в Марсель за 9 лет до своей казни, в 1968 году. В то время ему было 22 года. Впервые в жизни он выехал за пределы своей родины – Туниса. Очень быстро он получил работу – стал такелажником и с легкостью интегрировался во французское общество, которое после майских событий 1968 года [ Майские события 1968 года – социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Застрельщиками выступили студенты. Привел в конечном счете к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. ] как-то сразу стало более современным. В 1971 году в результате несчастного случая он не только лишился ноги, но и сломался морально: его друзья рассказывали, что парень стал совершенно другим человеком – жестоким и агрессивным. С женщинами Джандуби, у которого до этого была репутация соблазнителя, стал груб. Неожиданно открыв в себе талант сутенера, он вовлек в занятия проституцией нескольких девушек, которых Джандуби буквально терроризировал. Отказ Элизабет Буске уступить требованиям любовника, который посылал ее на улицу ловить клиентов, буквально взбесил его: он орал на нее, избивал… Едва выйдя из тюрьмы, куда его посадили после поданной Буске жалобы, он начал ей угрожать.

Выйдя из тюрьмы в ночь с 3 на 4 июля 1974 года, Хамид Джандуби, угрожая пистолетом, похищает Элизабет Буске. Привезя ее к себе домой, он бросает ее на пол и сильно избивает палкой, затем ремнем. Потом он насилует ее, прижигает сигаретой грудь и половые органы: Джандуби видел подобные расправы, которые чинили главари банд в преступной среде Марселя. Агония несчастной длится часами. Палач решает покончить с ней. Он обливает ее бензином и бросает горящую спичку. Не получается. Он тащит ее тело в свой пляжный домик, расположенный в Лансон-де-Прованс. Там в присутствии двух несовершеннолетних девочек, которые живут вместе с ним и которых он заставляет заниматься проституцией, Джандуби душит свою жертву. В глазах девочек – ужас. Через несколько дней после обнаружения трупа одна из малолетних проституток выдает его полиции.

Джандуби недолго находится в бегах: через несколько месяцев его арестовывают и заключают в марсельскую тюрьму. В надежде смягчить сердца судей он не отрицает содеянного и признает все факты; он даже готов участвовать в воспроизведении обстоятельств своего преступления. Полиция арестовывает и двух несовершеннолетних сообщниц и заключает их в женское отделение тюрьмы Бометт. Для них это становится настоящим облегчением – так они боятся мести! Впоследствии один из адвокатов расскажет: «Я думал, что встречусь с абсолютно подавленными созданиями. Я думал, что прочитав дело с описанием пыток, которые перенесла жертва, они будут мучиться угрызениями совести. На самом же деле они выглядели совершенно иначе, они были раскованны, потому что тюрьма после ада, в котором они жили последнее время, казалась им настоящим раем!» В ноябре 1974 года адвокату удалось добиться их освобождения из-под стражи, а в феврале 1977 года они были полностью оправданы.

Вся Франция внимательно следит за судом над Джандуби, а некоторые газеты даже сравнивают его с Адольфом Гитлером. Поскольку ему грозит смертная казнь, активизируются различные организации, ратующие за отмену смертной казни, этого «варварского и бесполезного метода, который позорит страну». Оба адвоката подсудимого, один из которых – Эмиль Поллак – считается лучшим в Марселе, прикладывают все силы, чтобы избежать смертного приговора. Они изучают его прошлое, выискивают смягчающие вину обстоятельства, рассказывают историю о мальчике, который «был мягким, трудолюбивым, послушным и честным», но чья жизнь была сломана после несчастного случая. «Это дьявол во плоти!» – отвечает им генеральный прокурор Шови, которого совершенно не убеждают приводимые адвокатами аргументы. Впрочем, они не убеждают и психиатров: по их мнению, Хамид Джандуби «представляет собой колоссальную общественную опасность», хотя его интеллект и оценивается «выше среднего». Эта экспертиза имеет решающее значение. Вердикт о высшей мере, единогласно вынесенный жюри присяжных, встречен аплодисментами.

16 марта 1981 года во время телевизионной передачи «Карты на стол» Франсуа Миттеран, кандидат в президенты от социалистов, высказывается против смертной казни, хотя все опросы общественного мнения показывают, что французы не готовы расстаться с гильотиной. Это поворотный момент в избирательной кампании, но судьба на стороне Миттерана. 10 марта 1981 года он избран президентом. А 8 июля премьер-министр Пьер Моруа объявляет об отмене смертной казни. Парламент, собранный на внеочередное заседание, 18 сентября голосует в поддержку этого решения после того, как со своей речью, мгновенно ставшей знаменитой, выступил министр юстиции Роббер Бадинтер: «Завтра, благодаря вам, уже не станет этих, для всех нас постыдных, убийств, проводимых рано утром, под покровом тайны, во французских тюрьмах. Завтра кровавая страница нашего правосудия будет перевернута».

19 февраля 2007 года, во время президентства Жака Ширака, отмена смертной казни была зафиксирована в Конституции. В Версале, где собрался парламент, чтобы проголосовать за это изменение основного закона, 26 парламентариев из 854 голосовали против.

По материалам французской прессы подготовил и перевел Юрий Александров

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой поменять одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Дело в том, что даже не Гильотен был автором чертежей, по которым в 1792 году было изготовлено первое рабочее устройство. Однако впоследствии к «машине смерти» каким-то непостижимым образом прилипло имя Гильотена и, несмотря на все усилия его семейства, упорно держится и поныне.
Гильотина стала первым «демократическим» способом казни и быстро вошла в обиход на всей территории Франции. По оценкам историков, за первые десять лет с ее помощью было обезглавлено 15 тыс. человек.

Многие могут удивиться тому факту, что последняя публичная казнь с помощью гильотины произошла во Франции в 1939 году, и это устройство еще продолжало использоваться в непубличных казнях до 1977 года.

1.1939 год - последняя публичная казнь с помощью гильотины.

Вот подробности этой казни...

Родившийся в Германии в 1908 году, Эжен Вейдман начал заниматься воровством с юного возраста и даже повзрослев не бросил свои криминальные привычки. Отбывая пятилетний срок в тюрьме за грабеж, он встретил будущих партнеров по преступлениям, Роже Мильона и Жана Блана. После освобождения все трое начали работать вместе, похищая и грабя туристов вокруг Парижа.
Они ограбили и убили молодую танцовщицу из Нью-Йорка, шофера, медсестру, театрального продюсера, антинацистского активиста и агента по недвижимости.

Сотрудники управления национальной безопасности в конце концов вышли на след Вейдмана. Однажды, вернувшись домой, он обнаружил у дверей двух офицеров полиции, поджидавших его. Вейдман выстрелил в офицеров из пистолета, ранил их, но тем всё-таки удалось повалить преступника на землю и обезвредить его с помощью молотка, лежавшего у входа.

2. 17 июня 1938 года. Эжен Вейдман показывает полиции пещеру в лесу Фонтенбло во Франции, где он убил медсестру Жанин Келлер.

В результате нашумевшего судебного разбирательство, Вейдман и Мильон были приговорены к смертной казни, а Блан — к 20 месяцам тюрьмы.

16 июня 1939 года президент Франции Альбер Лебрен отклонил ходатайство о помиловании Вейдмана и заменил Мильону смертный приговор на пожизненное заключение.

Утро 17 июня 1939 года Вейдман встретил на площади у тюрьмы Сен-Пьер в Версале, где его ждали гильотина и свист толпы.

6. 17 июня 1939 года. Толпа собирается вокруг гильотины в ожидании казни Вейдмана возле тюрьмы Сен-Пьер.

Среди желающих посмотреть казнь зрителей был будущий известный британский актер Кристофер Ли, которому в то время было 17 лет.

7. 17 июня 1939 года. Вейдмана по пути к гильотине проходит мимо ящика, в котором будут транспортировать его тело.

Вейдмана поместили в гильотину и главный палач Франции Жюль Анри Дефурно, без промедления опустил лезвие.

Присутствующая на казни толпа вела себя очень несдержанно и шумно, многие из зрителей прорывались через оцепление, чтобы смочить носовые платки в крови Вейдмана в качестве сувениров.
Сцена была настолько ужасной, что президент Франции Альбер Лебрен полностью запретил публичные казни, аргументируя это тем, что вместо сдерживания преступности они способствуют пробуждению низменных инстинктов людей.

Гильотина, первоначально изобретенная, как быстрый и относительно гуманный метод убийства, продолжала использоваться в непубличных казнях до 1977 года, когда в Марселе при закрытых дверях исполнили смертный приговор Хамиду Джандуби. Смертная казнь во Франции была отменена в 1981 году.

9. Хамид Джандуби перед казнью 1977 год.

Видео из фильма с последней казнью Хамиду Джандуби (видео рабочее, несмотря на картинку):

И еще немного подробнее про Гильотена:

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт, в семье не самого преуспевающего адвоката. И, тем не менее, с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас, якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней.

Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году. Вскоре его лекции по анатомии и физиологии не могли вместить всех желающих: портреты и отрывочные воспоминания рисуют молодого доктора маленьким, ладно скроенным человеком с изящными манерами, обладающим редкостным даром красноречия, в глазах которого светилась некая восторженность.

Joseph-Ignace Guillotin

День рождения: 28.05.1738 года
Место рождения: Сэнт, Франция
Год смерти: 1814
Гражданство: Франция

Можно только удивляться тому, сколь радикально изменились взгляды того, кто некогда претендовал на роль служителя церкви. Как лекции Гильотена, так и его внутренние убеждения обнаруживали в нем законченного материалиста. Еще не были забыты великие врачи прошлого, такие как Парацельс, Агриппа Неттесгеймский или отец и сын ван Гельмонт, еще трудно было отрешиться от представлений о мире как о живом организме. Однако молодой ученый Гильотен уже ставил под сомнение утверждение Парацельса о том, что «натура, космос и все его данности — единое великое целое, организм, где все вещи согласуются меж собой и нет ничего мертвого. Жизнь — это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе — угасание какой-либо данности, есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры».

Все это, по мнению Гильотена, было чистой воды идеализмом, несовместимым с модными, рвущимися к господству новыми материалистическими убеждениями века Просвещения. Он, как это и полагалось молодым естественникам его времени, несравнимо больше восхищался своими знакомыми — Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом, Ламерти. Со своей медицинской кафедры Гильотен с легким сердем повторял новое заклинание эпохи: опыт, экперимент — экперимент, опыт. Ведь человек — это прежде всего механизм, он состоит из винтиков и гаечек, их надо только научиться подкручивать — и все будет в порядке. Собственно, мысли сии принадлежали Ламерти — в своем труде «Человек-машина» великий просветитель утверждал весьма узнаваемые и сегодня идеи о том, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те же, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, — дураки, идеалисты и шарлатаны. Кто когда-нибудь видел и трогал эту душу? Так называемая «душа» прекращает существование тотчас после смерти тела. И это — очевидно, просто и наглядно.

А потому вполне естественно, что врачи парижской медицинской Академии, к которой принадлежал и Гильотен, столь дружно возмутились, когда в феврале 1778 года в столице объявился австрийский врачеватель Франц Антон Месмер, широко известный тем, что открыл магнетический флюид и первым применил для лечения гипноз. Месмер, разрабатывавший идеи своего учителя ван Гельмонта, эмпирическим путем открыл механизм психического внушения, однако посчитал, что в организме целителя циркулирует особая жидкость — «магнетический флюид», через который на больного действуют небесные тела. Он был убежден, что одаренные целители могут пассами передавать эти флюиды другим людям и таким образом излечивать их.

…10 октября 1789 года члены Учредительного собрания долго шумели и не хотели расходиться с заседания. Мсье Гильотен внес на обсуждение важнейший закон, касающийся смертной казни во Франции. Он стоял перед законодателями торжественный, воодушевленный и говорил, говорил. Основная его мысль заключалась в том, что смертная казнь тоже должна быть демократизирована. Если до сих пор во Франции способ наказания зависел от благородства происхождения — преступников из простонародья обычно вешали, сжигали или четвертовали, и лишь дворян удостаивали чести обезглавливания мечом, — то теперь эту безобразную ситуацию следует в корне изменить. Гильотен на секунду запнулся и заглянул в свои записи.

— Чтобы быть достаточно убедительным сегодня, я провел немало времени в беседах с мсье Шарлем Сансоном…
При упоминании этого имени в зале мгновенно наступила немая тишина, словно все одновременно внезапно лишились дара речи. Шарль Анри Сансон был потомственным палачом города Парижа. Семья Сансонов удерживала, так сказать, монополию на это занятие с 1688 по 1847 год. Должность передавалась в семействе Сансонов от отца к сыну, а если рождалась девочка, то палачом обречен был стать ее будущий муж (если, конечно, таковой находился). Впрочем, эта работа была весьма и весьма высокооплачиваемой и требовала совершенно исключительного мастерства, поэтому своему «искусству» палач начинал обучать сына, едва тому исполнялось четырнадцать.

Гильотен, в самом деле, частенько захаживал в дом мсье Сансона на улицу Шато д`О, где они беседовали и нередко музицировали дуэтом: Гильотен неплохо играл на клавесине, а Сансон — на скрипке. Во время разговоров Гильотен заинтересованно расспрашивал Сансона о трудностях его работы. Надо сказать, что Сансону редко доводилось делиться своими заботами и чаяниями с приличным человеком, поэтому долго тянуть его за язык не приходилось. Так, Гильотен узнал о традиционных приемах милосердия людей этой профессии. Когда, например, осужденного возводят на костер, то палач обычно подставляет багор с острым концом для перемешивания соломы, точно напротив сердца жертвы — чтобы смерть настигла его до того, как огонь с мучительным замедленным смаком начнет пожирать его тело. Что же касается колесования, этой невиданной по жестокости пытки, то тут Сансон признался, что палач, всегда имеющий в доме яд в виде крошечных пилюль, как правило, находит возможность незаметно подсунуть его несчастному в перерывах между пытками.

— Итак, — продолжал Гильотен в зловещей тишине зала, — я предлагаю не просто унифицировать способ смертной казни, ведь даже такой привилегированный метод умерщвления, как обезглавливание мечом, тоже имеет свои недостатки. «Завершить дело при помощи меча можно лишь при соблюдении трех важнейших условий: исправности инструмента, ловкости исполнителя и абсолютного спокойствия приговоренного, — продолжал цитировать Сансона депутат Гильотен, — кроме того, меч нужно выправлять и точить после каждого удара, иначе быстрое достижение цели при публичной казни становится проблематичным (бывали случаи, что отрубить голову удавалось едва ли не с десятой попытки). Если же казнить придется сразу нескольких, то времени на заточку нет, а значит, нужны запасы «инвентаря» — но и это не выход, поскольку осужденные, вынужденные наблюдать за гибелью предшественников, оскальзываясь в лужах крови, часто теряют присутствие духа и тогда палачу с подручными приходится работать, как мясникам на бойне…»
— Хватит об этом! Наслушались! — вдруг нервно взметнулся чей-то голос, и собрание внезапно заволновалось — присутствующие зашипели, засвистели, зашикали.
— У меня есть кардинальное решение этой ужасной проблемы, — выкрикнул он, перебивая шум.

И четким, ясным голосом, как на лекции, сообщил присутствующим, что он разработал чертеж механизма, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. Он повторил — мгновенно и абсолютно безболезненно. И торжествующе затряс в воздухе какими-то бумагами.

На том историческом заседании постановили рассмотреть, исследовать и уточнить проект «чудодейственного» механизма. Им помимо Гильотена вплотную занялись еще три человека — лейб-медик короля хирург Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон.

…Задумывая облагодетельствовать человечество, доктор Гильотен тщательно изучил те примитивные механические конструкции, которые использовались для лишения жизни когда-либо ранее в других странах. За образец он взял древнее приспособление, используемое, например, в Англии с конца XII по середину XVII века, — плаху и что-то вроде топора на веревке… Нечто подобное существовало в Средние века и в Италии, и в Германии. Ну, а затем — с головой ушел в разработку и усовершенствование своего «детища».

Историческая справка: есть мнение, что что гильотину изобрели НЕ во Франции. На самом деле гильотина из Галифакса, графство Йоркшир. «Виселица из Галифакса» состояла их двух пятиметровых деревянных столбов, между которыми находилось железное лезвие, которое закреплялось на перекладине, заполненной свинцом. Управлялось данное лезвие с помощью веревки и вОрота. Оригиналы документов свидетельствуют, что при помощи данного приспособления в период с 1286 по 1650 год казнили по крайней мере пятьдесят три человека. Средневековый город Галифакс жил благодаря торговле сукном. Громадные нарезы дорогой материи сушились на рамах из дерева около мельниц. При этом, в городе стало процветать воровство, которое стало для него большой проблемой и торговцам было нужно эффектное средство устрашения. Это и устройство наподобие его, под названием «The Maiden» или «Шотландская Дева», вполне возможно, могли вдохновить французов, чтобы позаимствовать основную идею и дать ей собственное название.

Весной 1792 года Гильотен в сопровождении Антуана Луи и Шарля Сансона приехал к Людовику в Версаль — обсудить готовый проект механизма казни. Несмотря на нависшую над монархией угрозу, король продолжал считать себя главой нации, и его одобрение получить было необходимо. Версальский дворец был почти пуст, гулок, и Людовик XVI, обычно окруженный шумной, оживленной свитой, выглядел в нем до нелепого одиноким и потерянным. Гильотен заметно волновался. Но король сделал только одно-единственное меланхоличное, но поразившее всех замечание: «К чему полукруглая форма лезвия? — спросил он. — Разве у всех одинаковые шеи?» После чего, рассеянно присев к столу, собственноручно заменил на чертеже полукруглое лезвие на косое (позднее Гильотен внес важнейшую поправку: лезвие должно падать на шею осужденного точно под углом 45 градусов). Как бы то ни было, но изобретение Людовик принял.

А в апреле все того же 1792-го Гильотен уже суетился на Гревской площади, где устанавливали первое приспособление для обезглавливания. Вокруг собралась огромная толпа зевак.

— Ишь, какая красавица, эта мадам Гильотина! — сострил какой-то нахал.

Так, от одного злого языка к другому, в Париже прочно утвердилось слово «гильотина».

Историческая справка: Первые предложения Гильотена были переработаны доктором Антуаном Луи, который служил секретарем в Академии хирургии, и именно по его чертежам в 1792 году сделали первую гильотину, которой дали название «Луизон» или «Луизетта». А еще в народе ее стали ласкательно называть «луизетткой».

Гильотен и Сансон позаботились о том, чтобы опробовать изобретение сначала на животных, а потом на трупах — и, надо сказать, работало оно отменно, подобно часам, требуя при этом минимального человеческого участия.

Конвент, наконец принял «Закон о смертной казни и способах приведения ее в исполнение», и отныне, за что и ратовал Гильотен, смертная казнь игнорировала сословные различия, став для всех одной, а именно — «мадам Гильотиной».

Общий вес этой машины составлял 579 кг, топор же весил более 39,9 кг. Процесс отсечения головы занимал в общей сложности сотую долю секунды, что являлось предметом особой гордости медиков — Гильотена и Антуана Луи: они не сомневались, что жертвы не страдают. Однако «потомственный» палач Сансон (в одной частной беседе) попытался разуверить доктора Гильотена в его приятном заблуждении, утверждая, что он доподлинно знает, что после отсечения головы жертва в течение нескольких минут все еще продолжает сохранять сознание и эти страшные минуты сопровождаются не поддающейся описанию болью в отсеченной части шеи.

— Откуда у вас эти сведения? — недоумевал Гильотен. — Это абсолютно противоречит науке.

Сансон же в глубине души скептически относился к новой науке: в недрах его много чего на своем веку повидавшего семейства хранились всякие предания — его отцу, деду и братьям не раз доводилось иметь дело и с ведьмами, и с колдунами, и с чернокнижниками — они всякого успевали порассказать палачам перед казнью. А потому он позволил себе усомниться в гуманности передовой технологии. Но Гильотен смотрел на палача с сожалением и не без ужаса, думая, что, скорее всего, Сансон переживает из-за того, что отныне будет лишен работы, так как приводить в действие механизм Гильотена сможет кто угодно.

Последняя публичная казнь во Франции с помощью гильотины November 5th, 2015

Некоторое время назад мы очень подробно с вами изучали , а теперь вспомним 1939 год, Францию. Там в это время была произведена последняя ПУБЛИЧНАЯ казнь методом отсечения головы.

Родившийся в Германии в 1908 году, Эжен Вейдман начал заниматься воровством с юного возраста и даже повзрослев не бросил свои криминальные привычки. Отбывая пятилетний срок в тюрьме за грабеж, он встретил будущих партнеров по преступлениям, Роже Мильона и Жана Блана. После освобождения все трое начали работать вместе, похищая и грабя туристов вокруг Парижа.

17 июня 1938 года. Эжен Вейдман показывает полиции пещеру в лесу Фонтенбло во Франции, где он убил медсестру Жанин Келлер.

Они ограбили и убили молодую танцовщицу из Нью-Йорка, шофера, медсестру, театрального продюсера, антинацистского активиста и агента по недвижимости.

Сотрудники управления национальной безопасности в конце концов вышли на след Вейдмана. Однажды, вернувшись домой, он обнаружил у дверей двух офицеров полиции, поджидавших его. Вейдман выстрелил в офицеров из пистолета, ранил их, но тем всё-таки удалось повалить преступника на землю и обезвредить его с помощью молотка, лежавшего у входа.

Франция стала последней из стран ЕС, которая на уровне конституции запретила применение смертной казни.

Во Франции при старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за ребро и другие болезненные наказания. В 1792 году была введена гильотина, и в дальнейшем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда (в данном случае был обычный расстрел), проводились через гильотину (в Уголовном кодексе Франции 1810 года статья 12 говорит, что «всякому осужденному к смерти отсекается голова »). Уже 21 января 1793 на гильотине был казнен Людовик XVI. Эта машина не была оригинальным изобретением ни д-ра Гийотеном, предложивший ввести ее в качестве орудия смертной казни, ни его учителя, д-ра Луи; похожая машина употреблялась до того в Шотландии, где называлась «шотландской девой». Во Франции ее также называли Девой или даже Лесом Правосудия. Целью изобретения было создание безболезненного и быстрого метода казни. После того, как голова была отсечена, палач поднимал ее и показывал толпе. Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть, как смеется над ним толпа.

В XIX-XX веках публичные казни происходили на бульварах или около тюрем, где всегда собиралась большая толпа.

Март 1939 года. Вейдман во время суда.

Март 1939 года.

Март 1939 года. Установка специальных телефонных линий для суда.

В результате нашумевшего судебного разбирательство, Вейдман и Мильон были приговорены к смертной казни, а Блан - к 20 месяцам тюрьмы. 16 июня 1939 года президент Франции Альбер Лебрен отклонил ходатайство о помиловании Вейдмана и заменил Мильону смертный приговор на пожизненное заключение.

Июнь 1939 года. Вейдман на суде.

Утро 17 июня 1939 года Вейдман встретил на площади у тюрьмы Сен-Пьер в Версале, где его ждали гильотина и свист толпы.

17 июня 1939 года. Толпа собирается вокруг гильотины в ожидании казни Вейдмана возле тюрьмы Сен-Пьер.

Среди желающих посмотреть казнь зрителей был будущий известный британский актер Кристофер Ли, которому в то время было 17 лет.

17 июня 1939 года. Вейдмана по пути к гильотине проходит мимо ящика, в котором будут транспортировать его тело.

Вейдмана поместили в гильотину и главный палач Франции Жюль Анри Дефурно без промедления опустил лезвие.

Присутствующая на казни толпа вела себя очень несдержанно и шумно, многие из зрителей прорывались через оцепление, чтобы смочить носовые платки в крови Вейдмана в качестве сувениров. Сцена была настолько ужасной, что президент Франции Альбер Лебрен полностью запретил публичные казни, аргументируя это тем, что вместо сдерживания преступности они способствуют пробуждению низменных инстинктов людей.

Это была последняя публичная казнь во Франции, из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в тюрьме.

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной произошла в Марселе, в правление Жискара д’Эстена, 10 сентября 1977 года (всего за его семилетний срок — 1974-1981 — было казнено лишь три человека). Казненного, тунисского происхождения, звали Хамид Джандуби; он похитил и убил свою бывшую сожительницу, которую раньше принуждал к занятиям проституцией, а перед смертью долго пытал. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе. Франсуа Миттеран, вскоре после вступления в должность в 1981 году, ввел полный мораторий на смертную казнь, которому был присвоен статус закона.

Гильотина была в ходу более двухсот лет и унесла жизни десятков тысяч людей. Кто-то из них был отчаянным преступником, а кто-то - просто революционером. Среди жертв есть аристократы, короли и королевы. Более чем просто эффективная машина для убийства, «святая гильотина» служила символом Французской революции. С восемнадцатого до двадцатого века она наводила на любого ужас. Но есть и факты, о которых мало кому известно.

Корни изобретения уходят в Средневековье

Название «гильотина» связано с последним десятилетием восемнадцатого века, но на самом деле история начинается куда раньше - подобные машины для казни существовали много веков. К примеру, устройство для обезглавливания под названием «планк» использовали в Германии и Фландрии в средние века, а в Англии был скользящий топор, которым головы рубили еще в античности. Вероятно, французская гильотина была создана по мотивам двух устройств - итальянского устройства «маннайя» времен Возрождения и знаменитой «шотландской девы», которая унесла жизни ста двадцати людей в период с шестнадцатого по восемнадцатый век. Свидетельства также демонстрируют, что примитивные гильотины были в ходу задолго до Французской революции.

Изначально ее разрабатывали как более гуманный метод казни

Происхождение французской гильотины относят к концу 1789, когда доктор Джозеф Игнаций Гильотин предложил французскому правительству принять более гуманный метод казни. Гильотин вообще был против смертной казни, но поскольку ее отмена на тот момент даже не рассматривалась, он решил предложить способ быстрого обезглавливания, который будет более гуманным по сравнению с обезглавливанием мечом или топором, которое нередко затягивалось. Он помог разработать первый прототип, машину, которую придумал французский доктор Антуан Луи и построил немецкий инженер Тобиас Шмидт. Впервые устройство было использовано в апреле 1792 и сразу же обрело в народе название «гильотина», к ужасу создателя. Гильотин безуспешно пытался дистанцироваться от изобретения во время массовых казней последнего десятилетия восемнадцатого века. В начале девятнадцатого члены его семьи даже обращались к правительству с петицией, но тоже бесплодно.

Казни были публичным зрелищем

Во время Террора, тысячи врагов Французской революции были убиты с помощью лезвия гильотины. Некоторые зрители жаловались, что машина слишком быстрая и точная, но вскоре казни стали считаться отличным развлечением. Люди приезжали на площадь Революции посмотреть на работу гильотины, ее устройство воспевалось в песнях, шутках и стихах. Зрители могли купить сувениры, программку с именами жертв или даже перекусить в ближайшем ресторане под названием «Кабаре Гильотины». Некоторые приходили каждый день, особенно прославилась группка женщин, которые приходили на каждую казнь и вязали в перерывах. Даже театр потерял популярность на фоне казней. Многие люди говорили предсмертные речи, некоторые танцевали на пути на эшафот. Восторг от гильотины прошел к концу восемнадцатого века, но такой метод казни оставался в ходу до 1939 года.

Это была популярная детская игрушка

Нередко на казни брали и детей, а некоторые играли с миниатюрными гильотинами и дома. В последнее десятилетие восемнадцатого века популярной игрушкой была гильотина высотой в полметра, с имитацией лезвия. Дети казнили кукол, а иногда и грызунов, отчего в некоторых городах такое развлечение все же решено было запретить из опасения, что это дурно повлияет на детскую психику. До того момента гильотины успели уже распространиться и на столы высших классов, где ими резали хлеб и овощи.

Палачи были знамениты на всю страну

Чем популярнее становилась такая казнь, тем более знаменитыми становились палачи. Во время Французской революции каждый палач был известным человеком. Люди обсуждали, насколько хорошо палач справлялся с массовой казнью. Работа была семейным делом. К примеру, в семье Сансон было несколько поколений палачей - представители семейства работали на должности с 1792 по 1847 год, причем среди их жертв оказались король Луи Шестнадатый и Мария Антуанетта. С девятнадцатого по двадцатый век наиболее известны были Луи и Анатоль Дейблеры, отец и сын, которые совместными усилиями осуществляли процедуру с 1879 по 1939. Имена палачей нередко распевали на улицах, а их рабочая униформа становилась модным нарядом.

Ученые проводили жуткие эксперименты на головах жертв

С самого начала людям было интересно, сохраняет ли голова сознание. Доктора просили жертв моргать после казни, чтобы продемонстрировать, что они все еще могут двигаться, некоторые обжигали головы огнем свечей. В 1880 один из докторов даже пытался накачать голову кровью, чтобы вернуть ее к жизни.

Гильотину использовали нацисты

Гильотина была в ходу не только в годы, когда пылала Французская революция. Во времена Третьего Рейха по приказу Гитлера были гильотинированы шестнадцать с половиной тысяч человек.

В последний раз ее использовали в семидесятых годах двадцатого века

Гильотину не отменяли до конца двадцатого века. Последним казненным стал убийца Хамид Джандуби, приговор которому был вынесен в 1977, а в 1981 вышел государственный запрет на такую меру наказания.