Правильное чтение на английском языке основано на умении распознавать положение, в котором встречается буква в каждом отдель­ном случае, и правильно произнести соответствующий звук. Это дос­тигается сознательным усвоением правил чтения гласных и соглас­ных, а также систематической тренировкой в чтении и артикуляции.

Правила чтения гласных

Чтение гласной зависит:

    от типа слога, в котором она стоит (открытый, закрытыйи т. п.);

    того, является она ударной или безударной;

3) ее положения среди других букв, т. е. сколько и какие буквы следуют за ней или предшествуют ей.

Чтение гласной в ударном слоге

Существует четыре типа ударного слога. В каждом из типов одна и та же гласная читается по-разному:

I – открытый, оканчивающийся на гласную.

Например: tea, note , make.

II – закрытый, оканчивающийся на согласную.

Например: plan, tall.

III – слог, где за ударной гласной следует буква "г"

Например : turn, firm, car, sport.

IV – слог, где за ударной гласной с буквой "г" следует еще одна гласная.

Например : parents, here, fire, pure.

Ударная гласная в открытом слоге читается так, как называется в алфавите, т. е. преимущественно дифтонгом. В закрытом слоге ей со­ответствует краткий звук.

Сравните:

открытый слог закрытый слог

В третьем типе чтения сочетания е + r, i + r, u + r, у + rпередают звук [э:], а +rчитается как [а:], а о + rкак [о:]. Четвертый тип чте­ния представлен дифтонгами и трифтонгами.

Сравните:

гласная + г гласная + r+ гласная

Чтение ударных и безударных гласных:

Типы слога

открытый

закрытый

гласная + г

гласная + r + е

Безударный

absent, darkness

Тренировочные упражнения

1 Прочитайте следующие слова по горизонтали, а затем по вертикали, отрабатывая правила чтения гласных в различных типах слога.

Aa

[æ ] [ ə] [ə]

name tram hard share ago

late can car care about game map start compare

plane stand party prepare

Ee

[e] [ə] [i] [ə]

he get her here begin

she fell term mere return

we egg verb sphere ticket

be ten prefer period sister

[i] [ə:] [i]

time it sir fire family

type ill bird hire music

my milk girl wire public

mine wish dirty tired English

Uu

[ ^ ] [ə:] [ə]

tune cup burn pure success

student under turn cure difficult

use uncle burst during produc

human butter return secure cucumber

Oo

[o]

hope not or ore tomato

home clock nor more photo

note fond sport before metro

smoke shop North explore potato

2 Прочитайте следующие слова и сгруппируйте их в 4 колонки по правилам чтения гласных букв в ударном слоге. Проверьте себя, руко­водствуясь таблицей чтения гласных букв:

a) evening, morning, square, Rome, China, comrade, spring, summer, winter, duty, art, picture, try, enter, hurry, tired, write, report, well, prepare, whole, return, scenery, difficult, department, combine, time, during, term, parents, hope, spoke, store, blame, rise;

b) melt, de, five, bite, best, spoke, hill, nut, use, send, bed, side, plan, miss, lake, fat, better, tube, plane, vote, dust, office, tube, space, bottle, six, stock, meet, lunch, mutton, luck, bad, bitter;

c) star, pure, birch, hire, turn, short, born, birth, lyre, care, car, torn, far, person, mere, bar, cure, lord, north, hard, rare, hare, core, care, large, share, harm,girl, fork, scare, first, more, skirt, dirty, term.

Чтение буквосочетаний гласных :

Буквосочетание

air, hair, chair, pair, fair

play, pay, say, day, today, aim, rain, paint, main, nail

plant, branch, can"t

а + s + согласная

grass, class, last, task

path, rather, lather

all, ball, (all, call, small

chalk, talk, walk

war, warm, award, warn, reward

was, what, want, wash, watch

change, strange, exchange

author, autumn, daughter, taught, launch

see, meet, tree, green, street, feel, sea, meal, tea, team.

ea + d, th, 1th

head, dead, bread, death, health

read, lead, reader, leader

ea + r + согласная

earn, earth, early, learn

hear, near, ear, clear, dear,

new, knew, newspaper, few

ceiling, receive, deceive, seize

er (в суффиксе)

worker, driver, painter

ey (под ударением)

they, grey, obey,

Окончание таблицы

Буквосочетание

ey (в неударном слоге)

money, hockey, trolley

ie (перед согласной

field, piece, niece, brief, chief

ie (в конце слова)

night, fight, sigh, sight, flight

kind, find, mind, blind

mild, child (но: children)

moon, soon, too, spoon, cool, fool

look, book, took, cook,

house, round, out, about

bought, thought, fought, brought

coat, boat, soap, road, toast town

ow – в середине

ow – в конце слова

window, slow, row, snow, grow

boy, toy, noise, voice, soil

old, cold, sold, hold, told, bold

four, court, course, your, fourth

our, hour, shower, flower, ower

some, come, among, money

son, won, wonderful, front

glove, love, lovely

Окончание таблицы

Буквосочетание

mother, brother, other,

prove, move, movement

famous, dangerous, various

doctor, tractor, conductor

после г, 1

иге - в открытом

слоге после - s

u – в закрытом слоге после f, p, b

full, push, bush, bull

в открытом слоге после r, j

rule, June, jubilee, rumour.

перед гласной в начале слова

yes, yet, year, yesterday

в безударном положе­нии на конце слова

city, money, holiday, lady, lazy, fifty, seventy

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Ты уже немало знаешь о буквах и словах. В новом разделе тебе предстоит познакомиться с некоторыми трудностями в написании нескольких буквосочетаний. Дело в том, что эти сочетания пишутся совсем не так, как слышатся. Ты уже знаешь про звуки, которые всегда бывают только твердыми. Это шипящие звуки [ж] и [ш]. Они никогда не бывают мягкими, а пишется после них только буква «и», которая немедленно превращается в звук [ы]. Так что тебе придется навсегда запомнить, что ЖИ-ШИ пишется только с И, хотя ты отчетливо слышишь [ы].
Есть еще согласные звуки, которые всегда мягкие – это [ч] и [щ]. Поэтому когда ты говоришь слово ЧАЩА, то слышишь такой гласный звук, что тебе хочется написать букву «я». Но делать этого нельзя, потому что ЧА-ЩА пишется только с А. Примерно то же самое происходит со словами, когда в них после [ч] или [щ] стоит У. Очень хочется букву «ю» написать, но это будет грубой ошибкой. Буквосочетания ЧУ-ЩУ всегда пишутся только с буквой У. Эти правила из разряда «не верь ушам своим» нужно выучить очень хорошо – и тогда у тебя не будет никаких проблем с такими трудностями русского языка.

1. Впишите пропущенные буквы в скороговорки.

Чешуя у щ _ чки, щетинка у ч _ шки.
Тащ _ , не дотащ _ , боюсь, что выпущ _ .
Волки рыщ _ т, пищ _ ищ _ т.
2. Допишите правила с примерами.
Согласные звуки [ ч, ] , [щ, ] всегда мягкие, __________________________________ , а в буквосочетаниях пишутся буква ______________. Например: _
Согласные звуки всегда мягкие, а в буквосочетаниях всегда пишется буква_____________.
Например:_____

3. Прочитайте отрывок из стихотворения В Суслова. Изучаемые буквосочетания подчеркните.

Тише, Шорох, не дыши!..

Слышишь, стихли камыши?

Слышу. По болоту

Вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат,

Ищут, ищут лягушат.

Выберите и запишите нужные советы лягушатам, чтобы они не попались цапле в клюв

Словосочетания для выбора: не шуршите, не дышите громко, не спешите наверх, не высовывайтесь, сторожите друг друга, не дрожите от страха, держитесь вместе.

4. Найдите в непонятном слове, придуманном А. Кочергиной, пять понятных, имеющих какое-либо значение. В каждом из них должно быть изучаемое буквосочетание. Запишите эти слова.

Лыжирафишалашипы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Отгадайте загадку. Выпишите по порядку все буквосочетания, связанные с изучаемой темой.

Веселюсь - свищу, грущу - молчу, Червячков ищу, в рощу лечу.

_____________________________________________________________________________

Найдите и подчеркните в загадке слова, противоположные по значению.

Проверочная работа 11
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1. В названиях сказок найдите и подчеркните буквосочетания, написание которых нужно запомнить.
«Курочка Ряба», «Снегурочка», «Красавица и чудовище», «Красная Шапочка», «Русалочка».

2. Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните изучаемые буквосочетания. Запишите отгадку.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки

_____________________________________________________________________________

3. Вычеркните в каждом ряду слово, в котором нет изучаемых буквосочетаний.

Бочка, точка, листочек, почка.

Точно, срочно, нарочно, доченька.

Мощный, рукопашный, хищный, жилищный

4. Подчеркните слова, где есть изучаемые буквосочетания.

Три маленькие феечки сидели на скамеечке (С. Маршак)

5. Выпишите из стихотворения все изучаемые буквосочетания столько раз, сколько они в нём встречаются.

Мы купили дочке
Белые носочки,
А ещё отличные,
Прочные, практичные,
Очень симпатичные
Ба-шма-чки!
(С. Михайлова)

____________________________________________________________________________

Правильно ли поделено на слоги выделенное слово в тексте? Отметьте галочкой правильный ответ.

 Да  Нет

Выберите из скобок слово с одним из изучаемых буквосочетаний остальные зачеркните.

Конечно, мы выбрали башмачки (жёлтого, красного, коричневого) цвета.

Проверочная работа 12
Слог. Перенос слов

1. Подчеркните в тексте слова, которые нельзя переносить.

Когда я был маленьким, зимой термометр за окном показывал порой такие морозы, что становилось, что становилось жутко. Тогда я тёр градусник варежкой и дышал на него. Сразу становилось теплее.
(С. Георгиев)

2. Разделите слова сначала на слоги, а затем по правилам переноса.
Маленьким, зимой, порой, теплее.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитайте и отгадайте загадку.
Б сказала:
- Слушай, А ,
Побежим искать слова!
Смотрят - бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
Бочка сделалась легка,
Унеслась под облака.
Запишите слово-отгадку, разделив его на слоги.

____________________________________________________________________________

4 . Запишите скороговорку по слогам.

На воротах - сорока, на заборе - ворона, на дороге - воробей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бездельничать, отвлекаться от чего – то

Заниматься математикой.

5 . Запишите первые пять слов, разделив их по правилам переноса. Другие пять
слов запишите, разделив их по слогам.

Девочка, деревня, суббота, весело, спасибо.

Платок, город, ягода, урожай, скоро.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа 13
Ударение Ударный (слог)

1. Подчеркните слово, которое в данном
стихотворении произносится с неправильным ударением и пишется с ошибкой.

Сидела птичка на лугу,
Подкралась к ней корова.
И ухватила за нагу:
- Птичка, будь здорова!

Запишите слово правильно, поставьте знак ударения.
____________________________________________________________________________

2. Найдите два слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Выпишите ИХ, поставьте ударение.
«Рожь» мы пишем с МЯГКИМ знаком,
С этим я давно знаком.
(По А. Кочергиной)

_____________________________________________________________________________

3. Составьте и запишите простые предложения, чтобы проявилось разное значение слов в парах.

Жаркое - жаркое,

кружки - кружки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В выделенных словах поставьте ударение. В скобках после каждого слова укажите цифрой, на какой слог падает ударение.

Ему разрешили стрельнуть () по мишени. Мальчик запыхался () и хотел отдохнуть. Девочка напилась () из ручья и догнала () ушедших вперёд товарищей. Не забудь положить () вещь туда, где брала ().

5. Поставьте в словах, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, правильное ударение, чтобы стихи и скороговорка читались в рифму и были
понятны.

Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука, -

Пекарям наука.

Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.

(Я. Козловский)

Теремок ломать не стоит, он ведь крепенько стоит и немалых денег стоит.

(С. Минайлова)

Проверочная работа 14.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу .
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.
  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши )

Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Прочитайте слова.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и )

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание.

Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак. )

У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука. )

В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ )

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю. )

Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща , мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу. )

4. Проблемное объяснение нового материала.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу .)

Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу .)

Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план .)

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны .)

Кто может ответить на вопрос, будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и , после мягких буквы а, у.. )

Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у. )

Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу. )

Достигли поставленной цели? (Да.)

Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу ? (Да.)

Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило: "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно.

Закончили выполнение работы? (Да.)

Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Встаньте те, у кого 20 плюсов.

А теперь - у кого 19-17 плюсов.

Молодцы!

У кого ошибки? (:)

Что не получилось? (:)

Где ошибка? (:)

Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у. )

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

1. Прочитай.

  • Прочитай буквосочетания. Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
  • Почему же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу ?

Обрати внимание! Звуки [ж], [ш] - твёрдые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и .

Звуки [ч"], [щ"] - мягкие согласные звуки, но в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а , а в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у .

2. Прочитай ещё раз слова из упр. 1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

ЖИ и ШИ пиши с буквой И .
ЧА и ЩА пиши с буквой А .
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У .

3. Произнеси слова-названия предметов.

  • Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук обозначать на письме? Напиши слова-названия предметов.

Страничка для любознательных

Давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж"], [ш"], [ч"] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и .

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

4. Прочитай.

жи? ши?

сне..нка, сме..нка, пасса..р, пру..на

ду..стый, пу..стый, дру..ть, сме..ть

Тель, ма..на, ..знь, кув..нка

  • Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши .

ма ши́на

5. Прочитай.

      Скоро выйдут муравьи
      На дорогах лужи.
      По полям бегут ручьи,
      После зимней стужи.

  • Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
  • Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
  • Запиши составленное стихотворение.

6. Прочитай.

Ёж - ..., ёрш - ..., нож - ..., чертёж - ..., камыш - ..., стриж - ..., ковш - ... .

  • Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько предметов.
  • Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах буквосочетания жи и ши .

Образец. Чертёж - чертежи , ... .

7. Прочитай.

ча? ща?

мо..лка, ..шка, саран.., обе..ть, переда.., пер..тки

пи..ть, ро.., про..ть, зада.., ..йник, све..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

8. Прочитай.

      Трещит кузнечик.
      Стучит дятел.
      Урчит лягушка.
      Пищит рябчик.

  • Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.

    Образец. Трещат кузнечики.

  • Дополни первое предложение словами (зелёный, в траве ), чтобы получилось новое предложение.
  • А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

9. Прочитай.

  • Составь из сочетаний слов скороговорки. Напиши любую из них.
  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси эти звуки.
  • Подчеркни в словах буквосочетания, написание которых надо запомнить.

10. Прочитай.

чу? щу?

Ка, до..рка, ..рёнок, ..риться, мол..н, ..чело, гру.., кри.., уго..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

  • Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
  • Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
  • Сделай звуковой разбор слова журавль. Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

12. Прочитай.


    Спиши любую группу слов, вставляя про пущенные буквы.

13. Прочитай.

      У апреля есть волшебный ключик,
      Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
      Повернёт - и почки открывает,
      Повернёт - и выпустит скворцов,
      Повернёт - и птицы начинают
      Петь от счастья в сотни голосов!
      (Н. Красильников)

    Что за волшебный ключик есть у апреля?
    Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение.
    Составь свои предложения о весне.