Урок русского языка в 8 классе

Тема урока : Обособленные дополнения: значение, интонация, знаки препинания.

Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений;

совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения; развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся; воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, таблица-схема, толковый словарь русского языка

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Назовите известные вам обособленные члены предложения.

    Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)

2. Найдите соответствия.

Назовите обособленные члены предложения, укажите причину обособления.

(Предложения распечатаны для каждой парты)

А) Сирень, покрытая росой, наполняла воздух нежным ароматом.

Б) Дождь, нудный и бесконечный, всё ещё лил и лил.

В) И ворон, птица умная, сидит на дереве у самого костра.

Г) Утомлённый утренней прогулкой, я медленно брёл по аллее сада.

Д) Несмотря на сильный ветер, катер продолжал двигаться вперед.

1. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

2. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

3. Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова.

4. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

5. Приложение, стоящее после определяемого слова.

II . Сообщение темы и цели урока

    Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

(с. 220)

    Какие дополнения обособляются?

    Каковы основные значения обособленных дополнений?

(Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений»

Предлоги

+ сущ.

Примеры

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

    включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

    за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

    вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

    «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

    «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

    Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

    Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

    Выделите границы обособленного дополнения.

    Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

    Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

    Обособьте дополнение.

    Практическое применение новых знаний

1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Спишите предложения, подчеркивая обособленные дополнения.

1.Кроме стандартного императорского портретаво весь рост, в кабинете висели небольшие портреты маслом Суворова и Кутузова. 2.Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, было положение слушающего. 3.Ни звука не было слышно, кроме вздохов моря. 4.Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров. 5.Но я никого не встретил, кроме белой мокрой собаки. 6.Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. 7.Кроме вахмистра, говорил ещеЛаврушка, этот бойкий плутоватыйлакей Денисова.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

2. Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

3. Творческая работа

Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

    Подведение итогов урока.

    С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

    Каковы условия обособления дополнений?

    В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

    Домашнее задание

Написать мини-сочинение о любимом времени года с использованием обособленных членов предложения

Обособленные члены предложения в устной речи выделяются интонацией, а в письменной – запятыми с обеих сторон.

Выделение обособленных дополнений

Уточняющие обстоятельства места, времени, образа действия обособляются, если они стоят после уточняемых.

Сложность применения этого правила состоит в том, что отличить уточняющее от уточняемого слова не всегда легко, для этого надо знать, что именно хотел сказать автор.

Сравните:

Книга лежит в углу, на полке. Понятие угол (если говорить о соотнесении части и целого) шире понятия полка : вероятно, это угол комнаты, в котором находится полка. Обстоятельство на полке в данном контексте уточняющее и выделяется запятой.

Книга лежит в углу на полке. Понятие угол уже понятия полка : вероятно, это закрытая полка, имеющая углы, и книга лежит в углу полки, а не в углу комнаты. Здесь уточняющим обстоятельством будет слово в углу , но оно стоит перед уточняемым на полке и поэтому не обособляется.

Еще пример:

Встретимся во вторник, в пятнадцать часов. Адресат ничего не знал о времени встречи, поэтому он сначала узнает о дне встречи, а потом уточняется время внутри этого дня. В этом случае уточняющим обстоятельством будет в пятнадцать часов, оно обособляется, потому что стоит после уточняемого. Сравни: Встретимся в пятнадцать часов во вторник. Если смысл предложения не менялся, а уточняемое и уточняющее обстоятельства поменялись местами, то ничего не обособляется, так как уточняющее оказывается впереди уточняемого. Иначе будет обстоять дело, если в предложение вложен другой смысл. Встретимся в пятнадцать часов, во вторник. Адресат знает, что встречи всегда происходят в пятнадцать часов, он должен уточнить, в какой из дней его пригласят. В этом случае уточняющим обстоятельством будет во вторник , оно обособляется, потому что стоит после уточняемого.

Поскольку расстановка знаков при уточняющих обстоятельствах сильно зависит от смысла, который хотел передать автор, при диктовке такие обстоятельства обязательно выделяются интонацией.

Знаки при конструкциях с деепричастиями

Запятыми с обеих сторон выделяются деепричастные конструкции (обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами).

Деепричастные конструкции выделяются независимо от их места в предложении.

Знаки при однородных деепричастных конструкциях ставятся так же, как и при других однородных членах. Для того чтобы определить, являются ли деепричастия однородными, внимательно посмотрите, к одному ли сказуемому они относятся. Обратите внимание на расстановку знаков: Распугивая воробьев и насвистывая , мальчик шел по улице (союз и соединяет однородные деепричастные конструкции, относящиеся к сказуемому шел). Мальчик шел по улице, распугивая воробьев , и, насвистывая , сочинял мелодию. (союз и соединяет однородные сказуемые шел и сочинял , к каждому из которых относятся деепричастные конструкции, сами деепричастные конструкции однородными не являются).

Цветом выделены разные группы сказуемых

Деепричастные обороты и деепричастия не обособляются в следующих случаях:

Если по смыслу деепричастие близко к наречию . Он сидел сгорбившись.;

Если деепричастие является частью устойчивого оборота . Работать спустя рукава.

Не путайте с деепричастиями образованные от них наречия: стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись и др. Эти слова являются деепричастиями, если они образуют деепричастный оборот. Ехать пришлось лежа. Лежа на берегу моря, можно мечтать.

Знаки при обстоятельствах уступки, причины, цели, условия

Запятыми выделяются обстоятельства уступки, причины, цели, условия , начинающиеся словами: несмотря на, невзирая на, вопреки, благодаря, согласно, вследствие, ввиду, по причине, по случаю, в силу, с согласия, за неимением, ради, во избежание, при условии, в случае, при наличии, при отсутствии и др.

Выделение обособленных определений

Согласованные определения обособляются с обеих сторон в следующих случаях.

Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями. В настоящем конспекте рассматривается тема ««. Для изучения остальных тем раздела «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» необходимо .

Знаки препинания при обособленных дополнениях. Основные правила:

1. Дополнения, выраженные существительными с предлогами (или предложными сочетаниями) кроме, сверх, наряду с, включая, исключая, за исключением, помимо, вместо со значением включения, исключения, уточнения, замещения и т.д., могут обособляться в зависимости от объёма оборота, смысловой нагрузки, степени распространения: Все, включая подбежавших взрослых, любовались пушистым лисёнком. В зале никто, кроме дамы в пенсне, не засмеялся. Многие из нас, помимо тяжелых рюкзаков, несли ещё и научное оборудование. Поездка эта, за исключением некоторых деталей , всем нам понравилась. Гонец был послан, но ответ, сверх ожидания, разочаровал князя.

2. Если предлог вместо имеет значение «взамен», «за», то оборот с ним обычно не обособляется: Вместо жаркой погоды хлынули ливни. Сторож дежурил вместо жены . Вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонёк, приделанный к трубочке, вбитой в стену.

3. Всегда обособляется оборот с кроме , если есть отрицательные местоимения ничто и никто и вопросительные местоимения кто и что : Что, кроме благодарности, мог я испытывать в, тот момент? Кто, кроме нас, сможет помочь Елисееву? Его появление ничего, кроме неприятностей, не могло предвещать. Никто, кроме Эльзы, не владел немецким языком.

4. Всегда обособляются обороты с сочетаниями кроме того, кроме шуток, кроме как : В селе, кроме как старого седобородого старика, мы никого не увидели. Нет, кроме шуток, неужели вы решитесь прыгнуть с этого трамплина? Сергей прекрасно играл на гитаре и, кроме того, замечательно пел.

Таблица. Знаки препинания при обособленных дополнениях

Обороты (уточняющие дополнения) с предлогами кроме, несмотря на, помимо, вместо, исключая, включая, наряду с, вопреки, сверх, даже, за исключением, при наличии, то есть, или (в значении «то есть») и другими всегда обособляются и отделяются запятой: Никто, кроме Наташи, не мог утешить убитую горем графиню. Несмотря на разницу характеров и кажущуюся суровость Артёма, братья крепко любили друг друга. Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими манерами. (Л.Т.)

Обособление распространённых обстоятельств с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, при наличии, при условии, вопреки, согласно, по причине факультативное и зависит от степени распространённости предложений и от цели, речевой задачи автора высказывания.

Таблица 9 - Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

1 Выделяются запятыми

Деепричастия с зависимыми словами (деепричастный оборот), а также несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу, независимо от места:

Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул. (П.). Искрясь и сверкая, с деревьев осыпался иней. Она сидела, сложа крестом голые руки, наклонив на открытую грудь голову, ещё убранную цветами. (П.)

Одиночные (если они не имеют значения наречия, их можно заменить глаголами):

Поговорив, они разошлись (поговорили и разошлись)

2 Запятая не ставится

Если деепричастия с зависимыми словами превратились в устойчивые сочетания:

Они работали засучив рукава. Немного погодя пошёл дождь.

При одиночных деепричастиях, имеющих значения наречия и примыкающих непосредственно к сказуемому (их можно заменить другим наречием):

Мы шли молча (тихо). Малыш ел не спеша (медленно). Мертвая старуха сидела окаменев; лицо её выражало глубокое спокойствие. (П.)

При одиночных деепричастиях, выступающих в роли наречий. Такие деепричастия превращаются в наречия и не обособляются в любой позиции:

Между деепричастиями и деепричастными оборотами, соединёнными союзами и, или, а:

Упав и сильно испачкавшись, ребёнок громко заплакал.

Таблица 10 - Обособление уточняющих и поясняющих членов предложения, оборотов со значением исключения, включения, замещения

Уточняющие (в предложении обязательно должно быть два однородных обстоятельства места или времени, тогда второе, уточняющее обстоятельство, обособляется)

отделяются запятыми:

  • - обстоятельства места и времени: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей, запряжённых в сани, поджидая Давыдова, собравшегося ехать в район (Шол.); Вечером, после целого дня суеты, усталые, возвращались мы в знакомый домик железнодорожника. (Сп.);
  • - определения, обозначающие размер, цвет, форму и другие признаки: Акимов слегка отступил от колеи, проложенной лыжами Лукьянова, встал за толстый, в два обхвата, тополь. (Марк.)

Поясняющие (обозначают то же понятие, но по-другому называют его)

  • 1) ставится запятая, если присоединяются к уточняемым словам:
    • - союзами то есть, иначе, именно, а именно, или (=то есть) и др.: На белом чистом песке тут и там виднелись ряды разноцветной гальки, то есть камешков;
    • - словами даже, в том числе, в частности, например, особенно и др.: Строители, возводя новую многоэтажку в западном районе города, изрядно повредили колхозный сад, особенно молодые сливовые деревца;
  • 2) ставится тире, если союзы отсутствуют, но их можно вставить: Это было на лекции, посвящённой фонетике - разделу языкознания, в котором изучаются звуки речи.

Обороты со значением исключения, включения и замещения

  • 1) дополнение, обозначающее прямой и косвенный объект действия, тесно связан с глаголом и не обособляется;
  • 2) обособляются обороты с предлогами за исключением, исключая, кроме, помимо (обозначают предмет, исключаемый из ряда других): Этому пациенту могут быть предписаны все виды процедур, кроме водных. (Внимание! Обороты с предлогами кроме и помимо могут обособляться и в значении включения в ряд объектов!);
  • 3) обособляются обороты с предлогами сверх, наряду с, вместо: К Пасхе, сверх обычного набора разнообразных, традиционных для нашей кухни блюд, христиане пекут куличи, красят яйца, готовят творожные «пирамидки»;
  • 4) не обособляется оборот с предлогом вместо, если его можно заменить словами взамен, за: Вместо кубанки казак надел модную шляпу.

Обособление дополнений

Здравствуйте, ребята!

Запишите в тетради дату и тему урока.

На уроке вы вспомните правила обособления дополнений, закрепите умение находить обособленные дополнения в предложении, отличать их от обособленных определений. Поупражняетесь в постановке знаков препинания в предложениях с дополнениями.

Внимательно посмотрите видео-урок .

Запишите в лингвистическую тетрадь (для тех, кто не записал на уроке).

Правило Пример

1. Обычно обособляются уточняющие дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду с, в отличии от и др. со значением исключения, добавления, замещения, различения.

Вместо бритых скул, была у него теперь бородка .

2. Обособление дополнений связано с их распространенностью, подчеркиванием их роли автором. Если вместо = за , обособления нет .

Уточняемые и уточняющие слова могут быть разными членами предложения.

У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка.

3 Уточняющие дополнения могут обособляться с помощью тире (авторское - зачем-либо выделить).

Всех - за исключением виновных - строго наказали.

Подробнее о случаях обособления дополнений с предлогами прочитайте >>

Упражнение 1.

Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и обособленные дополнения.

1) Лизе наряду со всеми пр ишлось искать службу. 2) Всё поле заросло кустарником за исключением небольшой полянки. 3) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 4) Вместо пальто он надел куртку. 5) В отличие от крепкого деда отец выглядел хилым и болезненным.

Упражнение 2.

Разделите лист в тетради на две колонки.

Определите, какой член предложения обособляется, и запишите в соответствующую колонку.

На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды. (Л. Толстой.) 2) Вместо ответа на какой-то запрос, он [Зурин] захрипел и присвистнул. (А. Пушкин.) 3) Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его. (А. Пушкин.) 4) Сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в рядах красных. (М. Шолохов.) 5) Удивлённый, он даже чуть было не приостановился. (И. Бунин.) 6) Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам. (А. Степанов.)

Подчеркните обособленные члены предложения.

Тест

Обособление дополнений

Проверка знаний по теме.

Русский язык 8 класс | Дата: 23.03.2014 | Вопросов: 10 |

Вопрос № 1

Найди предложение (-я) с обособленным дополнением.

Вопрос № 2

На месте каких цифр должны стоять запятые? Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно.

Вопрос № 3

Укажите, в каком предложении есть обособленное дополнение.

Вопрос № 4

Укажите предложение, которое осложнено обособленными дополнениями.

Вопрос № 5

Какой оборот со словом вместо надо обособить?