Участие в войнах: Войны с Маврами. Междоусобные войны.
Участие в сражениях: Блуа.

(Louis the Pious) Правитель Аквитании (781—814), король франков и император Запада (814—840) из династии Каролингов

Людовику Благочестивому было всего 3 года, когда Римский Папа возложил на него корону Аквитании. Карл Великий сделал все возможное, чтобы подготовить сына к управлению страной. Людовик получил прекрасное военное и общее образование. Как и отец, он прекрасно разбирался в богословии и науках, знал множество языков и при этом отлично обращался с боевым луком. При этом он был настоящим семьянином и, вступив в брак, в побочных связях замечен не был (оба ребенка, признанных незаконнорожденными, появились на свет до первой свадьбы). Однако в отличие от отца Людовик совершенно не разбирался в людях, прислушиваясь к дурным советам. Он не был деятелен и активен, не любил принимать решения (самостоятельно). Плюс ко всему Людовик был крайне набожен. Молитва и чтение Библии были для него намного важнее государственных дел, а украшение и строительство церквей - предпочтительнее военных походов. Вообще по отношению к духовенству Людовик был очень щедр и расточителен. Он и сам прекрасно понимал, что не рожден править, и давно ушел бы в монастырь, если бы приближенные и жена Ирменгарда не удерживали его всеми силами.

В 813 году Карл призвал Людовика из Аквитании в Ахен, отвел в церковь и при собрании вельмож велел взять императорскую корону с алтаря и надеть себе на голову. Тем самым подчеркивалось, что власть дается Людовику исключительно от Бога. После этого Карл объявил сына своим соправителем и отпустил в Аквитанию, однако вскоре пришло известие, что Карл Великий умер. Еще до приезда в Ахен Людовик резко начал менять порядки на свой вкус. Первым делом он сослал в монастыри своих распутных сестер, а также большую часть придворных дам. Их любовников частично казнил, частично постриг с монахи. Также он поступил со многими людьми, пользовавшимися влиянием при Карле. Лишь своему племяннику Бернгарду он разрешил вернуться в Итальянское королевство. Затем Людовик произвел раздел имущества Карла. Его побочным детям не досталось ничего, зато монастыри получили щедрые пожертвования. Своего старшего сына Лотаря он сделал королем Баварии, а Пипина - королем Аквитании.

В июле 817 году Людовик Благочестивый неожиданно короновал Лотаря как императора и объявил своим соправителем. Это не понравилось Бернгарду Итальянскому, который, будучи сыном старшего брата Людовика после его смерти мог рассчитывать на корону. Он отказался подчиниться решению императора и начал собирать войско. Узнав об этом, Людовик двинул армию через Альпы. Бернгард, не успев собрать достаточно сил, испугался и вместе с друзьями поехал просить прощения у императора. Людовик отдал Бергнарда под суд, состоящий из королевских вассалов, и тот приговорил его к смерти. Людовик не решился утвердить приговор, и ограничился ослеплением Бернгарда. Однако экзекуция была совершена с такой жестокостью, что два дня спустя Бернгард умер. Друзья Бернгарда были брошены в темницу или пострижены в монахи.В октябре 818 года скончалась Ирменгарда . С горя Людовик вновь решил уйти в монастырь, однако приближенные уговорили его жениться во второй раз. Было объявлено нечто вроде конкурса красоты, на который съехались самые прекрасные дочери вельмож со всей империи. Людовик остановил выбор на Юдит , дочери баварского графа Вельфа. Он влюбился в Юдит так горячо, как может влюбиться немолодой мужчина в юную девушку. Будучи не только красивой, но и образованной, Юдит старалась разделять ученые занятия мужа, чем совершенно очаровала его и подчинила своему влиянию. Влияние старых советников императора стало ослабевать, уступая влиянию молодой жены и ее семьи.

После рождения Карла императрица уговорила мужа дать ему равную долю с детьми от первого брака. В 829 году он получил герцогство Швабское. Однако враги императрицы не дремали. Они пустили слух, что Юдит находится в связи с королевским казначеем и хочет сделать его императором. Старшие сыновья Людовика тоже ненавидели мачеху и ожидали от нее всяких козней.

В 830 году Людовик Благочестивый пошел в поход против бретонцев. Пипин Аквитанский вместо того, чтобы помочь отцу, занял Париж. На его сторону перешли императорские войска. Лотарь выразил поддержку брату. Людовик Баварский, находившийся при своем отце, тайно покинул лагерь и присоединился к мятежникам. У Людовика осталось так мало войска, что он не мог сопротивляться. Императрице Юдит, скрывавшуюся в одном из монастырей, братья предложили выбор: или самой постричься в монахини, или уговорить постричься императора. Людовик заявил, что не может бросить престол, не посовещавшись с вельможами. Юдит, вернувшуюся ни с чем, постригли в монастыре святой Радегонды. Пипин созвал в Компьене съезд вельмож, которые должны были решить судьбу его отца. Людовик вошел в зал заседаний с подчеркнутой скромностью и, отказавшись сесть на трон, стал оправдываться в своих деяниях. Это так тронуло вельмож, что они окружили Людовика, чтали утешать его и буквально силой усадили на трон. Тем не менее, Людовик был лишен верховной власти, которая была передана Лотарю.

Однако среди монахов, приставленных к Людовику, оказался один, ловкий и хитрый, по имени Гунтбальд . Вместо того, чтобы склонять Людовика к окончательному отречению, он предложил ему свою помощь. Поехав к Людовику Баварскому и Пипину, Гунтбальд красочно описал им унижения, которым подвергся их отец по воле Лотаря. Одновременно он намекнул им, что при молодом Лотаре они не будут иметь столько самостоятельности как при слабом отце. Лотарь подготовил новый съезд дворян, на котром по его замыслу Людовик долджен был окончательно отречься от престола, однако младшие братья неожиданно вступились за отца. Съезд постановил вернуть Людовику верховную власть и возвратить жену. Юдит с большими почестями вернулась во дворец и поклялась в своей невиновности. Папа Григорий IV аннулировал ее пострижение. На очередном съезде дворян в Ахене в 831 году был составлен документ о новом разделе государства. Лотарь, сохранив императорскую корону, получил во владение только Италию. Карл же получил королевский титул, а в добавок к Швабии - Бургундию, Прованс, Дофине и еще ряд земель. Таким образом, все вренулось в исходное состояние. Юдит сохранила огромное влияние на мужа. Карл получил едва ли не больше земель, чем старшие братья. Те чувствовали себя обиженными и злились на мачеху.

Первым выразил недовольство Пипин. Он отказался приехать на очередной съезд в Тьонвиль. Людовик лишил его королевского титула и передал Аквитанию Карлу. Пипин поднял восстание. Его поддержали Людовик Баварский , Лотарь и папа Григорий IV. Братья собрали большое войско близ Кольмара. Воспользовавшись нерешительностью императора, поддержкой папы и всеобщей нелюбовью к Юдит они переманили на свою сторон практически всех приближенных Людовика. Тот вместе с женой и младшим сыном был вынужден сдаться. Его вновь принуждали постричься в монахи, но он оставался непреклонен. Его признали виновным в тяжких преступлениях и лишили права носить оружие - он принял это со смирением, явился в церковь святого Медарда в одежде кающегося грешника и при большом стечении народа исповедовался в грехах, после чего отдал меч архиепископу Эббону. Покаяние императора произвело такое впечатление на собравшихся, что Людовик Баварский объявил о своей поддержке отца и стал собирать войско во Франкфурте-на-Майне. Лотарь делал то же в Бургундии.

1 марта 834 года Людовику Благочестивому была возвращена императорская власть. Он предложил Лотарю мир, но тот отказался. В решающем сражении близ Блуа Лотарь был разбит и был вынужден на коленях вымаливать прощение. Людовик отпустил его, однако из всех владений оставил лишь Южную Италию.

В 837 году по настоянию жены Людовик объявил о создании королевства для Карла со столицей в Париже. Год спустя Лотарь и Людовик Баварский попытались вновь объединиться против отца, но тот нанес предупреждающий удар, захватив Франконию и оставив бунтовщикам лишь Баварию.В 839 году скончался Пипин Аквитанский, и Людовик произвел последний раздел государства между Лотарем и Карлом. Людовик Баварский и дети покойного Пипина участия в этом разделе не принимали. Те подняли мятеж, и Людовику пришлось вести войну на два фронта. Весной 840 года в Зальце его свалила с ног тяжелая лихорадка. Болезнь усиливалась день ото дня, и 20 июня Людовик Благочестивый умер.

Историю человечества смело можно назвать историей преступлений. Одна эпоха отличается от другой, конечно, прежде всего, взлетами человеческого гения. Но также и преступлениями, которые совершают крупные и мелкие злодеи. Причем характерно, что в памяти потомков чаше сохраняются отнюдь не честные и благонравные люди, а наоборот, личности кровавые, жестокие, подлые, самого существования коих в роде человеческом следовало бы стыдиться.


Особая роль здесь принадлежит властелинам народов - царям, королям, императорам, ханам, султанам. У них в руках непременный карательный аппарат: армия, полиция, тайная служба, и за каждым из властителей тянется кровавый след. Убийства и предательства входят для них, так сказать, в должностные обязанности. Хотя в подавляющем большинстве случаев жертвами оказываются не истинные враги государства, а личные противники тирана. Чей след кровавей, тех мы и помним дольше.


Крайнюю степень исторического нарциссизма проявил Людовик XIV, который заявил: "Государство - это я ".


Вот с Людовиков мы и начнем. А было их аж восемнадцать!


Многие из французских королей Людовиков имели прозвище, которое официально закрепилось за ними в истории. Так, Людовик II звался Заика, Людовик IV - Заморский, Людовик V - Ленивый, Людовик VI - Толстый, Людовик VII - Младший, Людовик IV - Святой, Людовик X - Сварливый. Самое симпатичное прозвище имел Людовик XIV -придворные льстецы назвали его Король-Солнце. Может быть, именно это прозвище и развило в нем гипертрофированный культ собственной личности.


Эмблемой династии Людовиков и королевской тезкой был цветок лилии. Слово "Loys" (Лои), лилия, было созвучно с именем "Louis" (Луи), которым крестили почти всех французских монархов.


Первым цветок лилии избрал в качестве своей эмблемы Людовик VII. Людовик IX поместил один цветок на своем гербе и три - на знамени. Они означали: сострадание, правосудие и милосердие, которые король проявлял к своим подданным. Впрочем, во Франции эти цветочки - вместе с правосудием и т.д. - настолько подувяли, что однажды народ сорвал их, вместе с головой последнего Людовика.


А первым во французской истории получил это знаковое имя Людовик Благочестивый, который стал императором франков в 814 году.


Людовик Благочестивый


Он получил королевский статус всего трех лет от роду (правда, для начала королем провинции Аквитания). Но всерьез объявлен королем он был двумя папами сразу: своим родным отцом - знаменитым императором Карлом Великим, и в Ватикане Папой Римским.


Людовик получил хорошее общее и военное образование. По словам летописца, не было равного ему в стрельбе из лука или метании дротика. Карл мог гордиться сыном, потому что еще при жизни отца Людовик проявил себя как хороший полководец во время испанских войн. Кроме того, он имел обширные научные знания, говорил не только по-романски и по-немецки, но и по-латыни, понимал греческий. Говорят, что Людовик был прост в своих привычках, воздержан в пище, и что правил своей Аквитанией умно и справедливо.


...Начинал он красиво


Особенно удивляли современников Людовика не воинские навыки и образ жизни правителя, а его, как сказали бы нынче, моральный облик. Высоконравственный король - это, согласитесь, редкость. Большинство королевских особ, да и сам папа Людовика, отличались крайней моральной неустойчивостью. В отличие от них, нравственность Людовика I с момента его женитьбы на любимой Ирменгарде была безукоризненной.


Правда, свое прозвище Благочестивый получил, скорее, за свое усердие в молитве и щедрость к духовенству. Если бы не требования его супруги Ирменгарды и ближайшего королевского окружения, то он, возможно, оставил бы престол и постригся в монахи.


...Позаботился о чистоте нравов


К сожалению, Людовик не выбирал время, когда родиться, а набожность - не лучшее качество для того, кто по прихоти истории вынужден управлять воинственными народами. И потому Людовику Благочестивому пришлось стать Кровавым.


Как только в 814 году умер Карл Великий, Людовик покинул Аквитанию и отправился в Аахен - заменить на троне отца. С этого момента и начинаются королевские преступления. Первое, что он сделал - приказал взять под стражу любовников своих сестер. По свидетельству историков, короля раздражал легкомысленный образ жизни сестер, и потому благочестивый Людовик выступил в качестве этакой "полиции нравов". Его благочестие не выдержало первого же экзамена: он нарушает главнейшую из христианских заповедей - не убий. Один из любовников, граф Варнара, был казнен, а другой, Одоина, - ослеплен и сослан. И своих сестер, и большую часть женщин, что крутились вокруг двора его отца, он разослал по монастырям. Не пощадил даже ту из своих сестер, Гундраду, которая вела скромную жизнь.


...Перетряхнул кадры


Согласно народной мудрости, "новая метла по-новому метет" - и Людовик удалил от двора всех неприятных ему людей, влиятельных советников Карла. Мы не будем записывать это в список преступлений короля, назовем проведением новой кадровой политики.


Как свидетельствуют историки, племянник Людовика Бернгард, король Италийский, торопливо приехал к нему и выразил свою покорность. Этим он несколько усыпил бдительность дяди: Людовик отпустил его обратно в его королевство. Правда, под строгое наблюдение своих соглядатаев....


...Разделил имущество


Затем Людовик произвел раздел личного имущества своего отца. Здесь, пожалуй, он допустил стратегическую ошибку, которая и начала отсчет кровавым семейным "разборкам". Людовик ничего не оставил ни многочисленным побочным детям Карла Великого, ни другим родственникам: весь раздел он произвел между собственными сыновьями. Разумеется, нет "состава преступления" в такой королевской дележке - однако, именно несправедливость и ведет, как правило, к будущим кровопролитиям.


Но Людовика, очевидно, это не смущало, и в июле 817 г. он провозгласил старшего сына Лотаря императором и соправителем. Бернгард был возмущен этим решением, поскольку его права не брались в расчет. Он отказался признать решения императора и занял своими войсками проходы через Альпы.


...Ослепил племянника


Людовик немедленно взял под стражу всех друзей Бернгарда, каких только мог захватить, и направил войска франков на Италию. Бернгард, по-видимому, не ожидал от дяди такой прыти и не успел собрать сильного и боеспособного войска.


И тут, как это часто бывает в истории, противника взяли прямым обманом: прибыли послы от императрицы и дали уверения безопасности, только бы Бернгард смирился и попросил прошения. Что он и сделал: вместе со своими соратниками отправился к императору Людовику, сложил перед ним оружие и на коленях просил прощения у собственного дяди.


Однако наш благочестивый Людовик и не собирался прощать: он арестовал племянника и предал его суду.


Как и следовало ожидать, суд объявил Бернгарда бунтовщиком и осудил на смерть, а вместе с ним и троих ближайших его друзей.


В Людовике же в тот драматический момент взыграло благочестие, и он... не утвердил приговор. Вместо этого император согласился ослепить Бернгарда. Процедура была совершена в апреле 818 г. с такой жестокостью, что Бернгард и один из ослепленных его друзей умерли через два дня. Другие приверженцы бунтовшика были брошены в темницу либо пострижены в монахи.


...Начал войну с сыновьями


В этом же 818 г. умерла императрица Ирменгарда, и Людовик снова высказал намерение постричься в монахи. Однако сами епископы отговорили его и посоветовали снова жениться. Людовик горячо полюбил свою новую жену Юдифь, дочь баварского графа Вельфа. Красивая и образованная, намного превосходящая Людовика умом, Юдифь старалась разделить с ним все его дела и занятия. Влияние прежних советников Людовика стало уступать влиянию молодой императрицы и ее семьи. А в июне 823 г. Юдифь родила Людовику еще одного наследника, которого назвали Карлом.


Людовик вновь встал перед проблемой дележа имущества и территорий, поскольку маленький сын тоже должен был получить свою долю, так же, как и сыновья от первого брака.


Юдифь настаивала, и Людовик, наконец, согласился и выделил шестилетнему Карлу герцогство Швабское. Недоброжелатели Юдифи интриговали, стараясь подорвать ее влияние на императора. Старшие сыновья Людовика все больше ненавидели мачеху и опасались от нее козней.


Семейный раздор Людовика и сыновей превратился в настоящую войну. Не последнюю роль здесь сыграл Папа Римский Григорий. Он не забыл угрожающее письмо Людовика Благочестивого, некогда посланное Григорию. В нем король намекал на нечистоплотное избрание Григория, добытое им путем интриг и насилий. И, кроме того, Людовик предложил ему немедленно прекратить развратные оргии и "изменить весь образ жизни, дабы искупить свое прошлое". Григорий пообещал, но обиду на императора затаил.


Вскоре ему удалось натравить сыновей Людовика Благочестивого на отца. Лотарь открыто объявил о своем выступлении против Людовика, и Папа Григорий сразу же отправился во Францию, чтобы оказать поддержку принцу.


Он прибыл в лагерь к Людовику, якобы для того, чтобы примирить его с сыновьями, а сам, тем временем изучал расположение войск императора и подстрекал его полководцев к измене.


Как только Григорий отбыл из лагеря, ночью солдаты перешли на сторону Лотаря, и Людовик, горько пораженный сыновней изменой, сдался.


...Проиграл и покаялся


Надо сказать, что при встрече с отцом сыновья Людовика сохраняли "хорошую мину при плохой игре", оказывая ему знаки почтения. Пишут, что император вошел в королевский зал заседания со скромностью, показывающей его смирение: он не захотел сесть на престол и в речи перед собравшимися стал оправдываться в своих поступках. Большая часть вельмож были тронуты судьбой своего монарха. Окружив Людовика, они стали его утешать и почти силой усадили на престол. Однако на этом все их расположение к несчастному закончилось: съезд лишил его верховной власти и передал ее Лотарю.


Именно Папа Григорий настоял на том, чтобы сыновья объявили Людовика пленником и лишили королевского звания. Людовик надел рубище смирения и в присутствии многочисленной толпы покаялся во всех преступлениях, которые он якобы совершил против своих сыновей. После этого старший сын короля Лотарь заточил отца в темницу, а королеву Юдифь постригли в монахини и закрыли в монастыре святой Родегонды.


...Вернул себе трон


Среди монахов, приставленных к Людовику, оказался один, ловкий и хитрый, по имени Гунтбальд. Людовик доверился ему, и не напрасно. Под видом церковных дел, Гундбальд приехал к среднему и младшему сыновьям императора - Пипину и Людовику Баварскому и стал описывать им страдания, каким подвергся их отец по воле Лотаря. Он пытался пробудить в них голос совести и одновременно внушить мысль, что при старом и слабом Людовике они скорее приумножат свои королевства и добьются политической самостоятельности, чем при молодом императоре Лотаре.



Лотарь собрал всех приближенных на новый съезд, который должен был окончательно отстранить Людовика Благочестивого от власти. Но "повестка дня" внезапно изменилась: младшие братья открыто вступились за отца. Опираясь на эту поддержку, приверженцы старого императора получили перевес, и съезд единогласно решил вернуть Людовику всю прежнюю власть и вызволить из монастыря его жену.


...Начал сызнова


Решение это стало полной неожиданностью для Лотаря. Он смирился, умолял Людовика простить его и клялся "больше так не делать". Словно несмышленый мальчик, всю вину за мятеж Лотарь свалил на своих друзей: дескать, "они меня подговорили" - и отдал их на растерзание противникам. Прежний порядок был восстановлен, королева Юдифь с большими почестями доставлена из монастыря, папа Григорий IV оказался тут как тут... и объявил ее пострижение недействительным.


Таким образом, история сделала круг и повернула все в исходную точку: Юдифь опять была рядом с мужем, вновь влияла на него, вновь радела об интересах только собственного кровного сына, а старшие братья вновь чувствовали исходящую с этой стороны угрозу.


...Провел репрессии


В согласии с законами детективного жанра, если есть преступление, оно должно быть расследовано. Старый Людовик, конечно, не считал преступлением собственные поступки, но вот зачинщиков мятежа он хотел наказать. В первую очередь следовало "потрясти" Папу Римского Григория. Но вместо того, чтобы самому отправиться в Рим, Людовик вновь понадеялся на своих представителей, препоручив им расследовать: участвовал ли Григорий в заговоре его сыновей? Святой отец, разумеется, открестился от всех обвинений и клятвенно отрицал свою причастность к этому делу.


Людовик продолжил расследование и велел взять под стражу среднего своего сына Пипина. В сентябре 832 г. орлеанский съезд лишил Пипина королевского титула. Королевство Аквитания отец передал своему сыну от Юдифь Карлу. Как видим, Людовик снова недальновиден, он словно сам напрашивается на новое возмущение. Так и произошло: Пипин дважды оказывался под арестом и дважды бежал, а потом вернулся в Аквитанию и поднял здесь мятеж. Пипина поддержали Лотарь и (как же - без него!) папа Григорий IV.


...И так - несколько раз!


Скажем для краткости: "бедный" Людовик ТРИЖДЫ был свергнут с престола и ТРИЖДЫ возвращался. Ну не скучно ли?!


И, что интересно отметить, его не раз пытались принудить постричься в монахи. Но Людовик оставался непреклонен. В пылу семейных разборок он давно забыл, что монастырская жизнь когда-то была мечтой его жизни. Теперь им владели другие интересы.


В апреле 840 г. Людовик снова пошел к Рейну усмирять мятежного сына, а в мае его свалила с ног тяжелая лихорадка. На острове Рейна в глубокой печали он провел последние дни. У его постели не оказалось никого из близких, кроме побочного брата Дрогона. Так грустно завершились дни Людовика Благочестивого.


Несмотря на многочисленные войны, он все же кажется более "приличным" в сравнении с прочими кровавыми тиранами истории. Хотя и за ним тянется след предательств, убийств и жестокостей.


Однако не будем строгими морализаторами, а просто посочувствуем этому первому Людовику, который хотел, но так и не сумел быть Благочестивым.

(778-840) - младший сын Карла Великого и Гильдегарды, родился в 778 г. Еще в колыбели Л. был назначен королем аквитанским и коронован через 3 года в Риме. Детство и юность Л. прошли в походах с отцом, в занятиях военным искусством и науками. При жизни отца Л. отличился походами в Испанию (800), взял Барселону (801) и расширил Испанскую марку (809-811). В сент. 813 г. Карл лично короновал Л. в Ахене, а в 814 г., после смерти Карла, Л. вступил на престол. Ревностный христианин, Л. глубоко уважал духовенство и поддавался его влиянию. Монашество и охота - две страсти его жизни. Не отличаясь проницательностью, Л. не имел выдержки и постоянства, полагался на других и, будучи императором, мечтал о монашестве. Внешняя деятельность Л. сводилась к сохранению приобретенного. Он удачно воспользовался раздорами в Дании (814) и заключил союз с королем Гаральдом, результатом чего было крещение короля (826) и мирное поселение норманнов в пределах империи. В Паннонии было несколько войн с славянскими племенами (819-822); потом начались столкновения с болгарами из-за ободритов, в конце концов отданных в распоряжение болгар. Сначала Л. правил всем государством один, но в июле 817 г. под влиянием духовных советников разделил свое государство между тремя сыновьями - Лотарем, Пипином и Людовиком. Лотарь получил титул императора, Пипин - Аквитанию, Людовик - Баварию. Когда в 818 г. умерла жена Л., Ирменгарда, Л. был в отчаянии и хотел постричься, но придворные убедили его вступить в новый брак с красивой и образованной Юдифью, дочерью баварского гр. Вельда. Она внесла источник раздора в семью Каролингов и овладела волей Л. Когда родился у нее сын (823), впоследствии Карл Лысый, она направила все старания, чтобы доставить ему побольше земель. Под ее влиянием Л. согласился на новый раздел империи и в 829 г. без согласия сейма отдал Карлу Аллеманию с Эльзасом, часть Швейцарии и Верхнюю Бургундию. Против Л. составилась сильная оппозиция в лице духовенства; Пипин и Людовик Баварский соединились против отца; он сдался (830), а Юдифь заставили постричься в монахини. Вскоре, однако, обнаружилась сильное движение в пользу Л.; Юдифь была возвращена из монастыря и снова сделана супругой императора (сейм в Аахене, 831), а Л. стал полновластным императором; мятежники были осуждены. Новый раздел, окончательно нарушавший идею государственного единства, совершился в ущерб Лотарю. Последовало новое восстание всех сыновей от первого брака; к ним присоединились магнаты. В июне 833 г. противники встретились на Красном поле (Rothfeld), близ Кольмара. Войска Л. изменили ему и перешли в лагерь его сыновей. Л. был разлучен с Юдифью и с Карлом Лысым и отправлен в суассонский м-рь св. Медарда. Попытки вынудить у Л. отречение от престола были безуспешны, но его заставили принести церковное покаяние в своих грехах (окт. 833). Унижение Л. возбудило к нему сострадание всей Германии; Людовик и Пипин перешли на сторону Л., епископы сняли с него интердикт (март 834). Лотарь был разбит братьями и отцом: последовало общее примирение. Новые интриги при дворе Л. вызвали новый раздел государства (837); у Пипина и Людовика Немецкого была отнята значительная часть их владений, Карлу было выделено особое королевство (столица - Париж). Дележ возбудил негодование Людовика Нем. и детей Пипина, владения которого перешли к Карлу. Во время похода против Людовика Нем. Л. заболел и 20 июня 840 г. умер. Он основал массу монастырей, заботился о распространении христианства внутри Германии. При нем был построен м-рь Корвейский, была основана епископская кафедра в Гамбурге. Результат правления его - разрушение империи Карла Вел. Главные биографы Л. - Теган, Астроном, Нитгард, Ринкмар, в поэзии - Эрмольд Черный ("Поэма в честь Л. императора"). Литературу см. ст. о Лотаре I. Ср. еще В. Simson, "Jahrbücher des fränkischen Reiches unter Ludwig dem Fr." (I и II).

  • - Король Аквитании из рода Каролингов, правивший в 781-813 гг. Император «Священной Римской империи в 813-840 гг. Сын Карла I Великого и Гилдегарды. Ж.: 1) Ирменгарда; 2) с 819 г. Юдифь, дочь баварского графа Вельфа...

    Все монархи мира

  • - франкский император с 814 г., сын Карла Великого. Получил свое прозвище за приверженность к монашескому аскетизму и церкви. Тщетно пытался сохранить целостность империи...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - - франкский император 814 - 840. Пытался продолжать политику своего отца Карла Великого, борясь за сохран. политич. единства империи и ведя войну с соседними народами...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - император из династии Каролингов. Людовик, третий сын Карла Великого, родился в Шассеней между июнем и августом 778 и уже в 781 стал королем Аквитании...

    Энциклопедия Кольера

  • - Людовик I , - франкский император с 814, в 781-814 - король Аквитании. Сын Карла Великого. Прозвище получил за приверженность монашескому аскетизму и покровительство церкви...

    Советская историческая энциклопедия

  • - , франкский император с 814. Сын Карла Великого. В 781 римский папа короновал его королём Аквитании; в 813 Карл Великий объявил Л. Б. соимператором. Л. Б. покровительствовал церкви...

    Большая Советская энциклопедия

  • - франкский император с 814. Безуспешно пытался сохранить целостность унаследованной от отца империи, разделил управление ею между сыновьями в 817; произвел передел империи в 829...
  • - Людо́вик Благочести́вый, франкский император с 814. Безуспешно пытался сохранить целостность унаследованной от отца империи, разделил управление ею между сыновьями в 817; произвёл передел империи в 829...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - БЛАГОЧЕСТИ́ВЫЙ, -ая, -ое; -ив. Соблюдающий предписания религии, церкви. Б. прихожанин...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БЛАГОЧЕСТИ́ВЫЙ, благочестивая, благочестивое; благочестив, благочестива, благочестиво. Соблюдающий предписания религии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - благочести́вый прил. 1. Почитающий Бога, соблюдающий предписания религии. 2. Преисполненный благочестия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - благочест"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - Богобоязненный, набожный, религиозный, правоверный, ортодоксальный; богоугодный, божественный, смиренный...

    Словарь синонимов

"Людовик I Благочестивый" в книгах

Благочестивый наследник

Из книги Карл Великий автора Левандовский Анатолий Петрович

Благочестивый наследник Внешне вроде бы ничего не изменилось. Епископы управляли диоцезами, аббаты – монастырями, графы творили суд, государевы посланцы ревизовали отдаленные регионы, купцы торговали, крестьяне пахали землю и славили императора.Император и впрямь был

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ НУМА

Из книги Капитолийская волчица. Рим до цезарей автора Гаспаров Михаил Леонович

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ НУМА Вторым после Ромула римским царем был сабин Нума Помпилий. Он был миролюбив и мудр. Ромулу приписывались все военные и политические установления в Риме, Нуме - все религиозные установления.Нума поставил в Риме храм Януса, бога всякого начинания. В

ГЛАВА ПЕРВАЯ Людовик Благочестивый и дом Каролингов до смерти последнего представителя его немецкой линии

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЕРВАЯ Людовик Благочестивый и дом Каролингов до смерти последнего представителя его немецкой линии Людовик I БлагочестивыйКарл Великий скончался прежде, чем этого можно было ожидать. Его сын Людовик, вызванный из Аквитании, не застал его в живых. Людовик I (814–840)

Генрих IV ― Людовик I Благочестивый

автора

Генрих IV ? Людовик I Благочестивый Генрих в Каноссе? это особый случай.Отлучение императора от церкви произвело на всех шоковое впечатление. На всех, кроме самого Генриха. В запале он взял да и накатал бумагу о низложении папы. Но не тут–то было. Князья бежали от него как от

Людовик XVIII - Людовик XV

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XV 1755 Рождение Людовика 1710 Рождение Людовика 45 Оба были сыновьями Людовиков. Людовик родился XV февраля, Людовик XVIII - 17 ноября. От первой даты до второй - 90 дней. 1814 Людовик становится королем Франции 1715 Людовик становится королем

Людовик XVIII - Людовик XIV

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XIV 1755 Рождение Людовика 1638 Рождение Людовика 117 Оба были сыновьями Людовиков. 1783 Версальский мир: признание независимости Соединенных Штатов 1648 Вестфальский мир: признание независимости Соединенных Провинций 135 1792 Франция оккупирует

Людовик XVIII - Людовик XIII

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XIII 1814 Герцог Ришелье становится министром внешней политики 1616 Герцог Ришелье становится первым министром 198 С легкой руки Александра Дюма герцог Ришелье, коварный кардинал и заклятый враг отважных мушкетеров, получил известность даже у тех людей,

Людовик XVIII - Людовик XII

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XII 1795 Людовик провозглашается королем Франции 1498 Людовик становится королем Франции 297 Конец XVIII века. Франция становится республикой. А республика в окружении монархических государств - это белая ворона. Многие страны не признали новую власть,

2. Возобновление борьбы из-за Вальдрады. - Клятвопреступление Лотаря. - Унизительный прием его в Риме и скорая его смерть. - Император Людовик в Южной Италии. - Понятие об империи в ту эпоху. - Письмо императора к византийскому императору. - Посрамление Людовика нападением на Беневент. - Людовик при

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Возобновление борьбы из-за Вальдрады. - Клятвопреступление Лотаря. - Унизительный прием его в Риме и скорая его смерть. - Император Людовик в Южной Италии. - Понятие об империи в ту эпоху. - Письмо императора к византийскому императору. - Посрамление Людовика

ГЛАВА XX Людовик Благочестивый

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XX Людовик Благочестивый Август, когда был в Египте, приказал вскрыть гроб Александра. Его спросили, не желает ли он, чтобы вскрыли и гробы Птолемеев, он ответил, что хотел видеть царя, а не мертвецов. Так и в истории второй династии мы ищем Пипина и Карла Великого, мы

Глава 3 Людовик XIII: излишне благочестивый

Из книги Людовик XIV. Личная жизнь «короля-солнце» автора Прокофьева Елена Владимировна

Людовик Благочестивый (или Беззаботный)

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Людовик Благочестивый (или Беззаботный) В 806 г. Карл сам разделил свои владения между тремя сыновьями. Поскольку двое старших умерли, империя досталась третьему, Людовику, которого Карл короновал сам в 813 г., за год до своей смерти.Людовик, прозванный Благочестивым (другие

Людовик I Благочестивый

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Людовик I Благочестивый Король Аквитании из рода Каролингов, правивший в 781 -813 гг. Император «Священной Римской империи» в 813-840 гг. Сын Карла I Великого и Гилдегарды.Ж.: 1) Ирменгарда (ум. 11 окт. 818 г.);2) с 819 г. Юдифь, дочь баварского графа Вельфа (ум. 843 г.).Род. 778 г. ум. 20 июня 840

Дофин Людовик, будущий Людовик XVI, и Мария-Антуанетта Австрийская

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Дофин Людовик, будущий Людовик XVI, и Мария-Антуанетта Австрийская 1770 годКоролева Мария-Антуанетта вошла в историю Франции плавной придворной походкой, в шёлке, кружевах и блеске драгоценностей, а во всемирную историю вышла оттуда по ступеням эшафота. Беззаботная

Людовик Благочестивый

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЮ) автора БСЭ

Войны с бретонцами . Бретонцы, формально подчинённые Карлом Великим, ещё долгое время сопротивлялись утверждению власти франков. Ещё в 813 или 814 году в одном документе картулярия Редонского аббатства знатный бретонец Жарнитин был наделён королевским титулом ] .

В 818 году бретонцы провозгласили своим вождём Морвана (Муркомана), прозванного «опора Бретани» (Lez-Breizh ), который стал претендовать на королевский титул.

Первоначально Людовик хотел уладить дело мирным путём и послал к нему в качестве посла аббата Витшара, который должен был потребовать от бретонцев подчинения власти императора и возобновления выплаты дани. Морван ответил отказом. В ответ император Людовик собрал большое войско, назначил местом сбора Ванн и, проведя в этом городе военный совет, вторгся в мятежную Бретань. Франки опустошали и выжигали всё на своём пути; бретонцы отвечали налётами и засадами. В конце концов Людовик захватил ставку противника, а Морван был убит королевским конюхом во время переговоров. После этого бретонцы покорились и вновь присягнули на верность. Одним из условий мира было возобновление бретонцами военной службы в войске императора.

Восстание 822--825 годов. Тем не менее обстановка в Бретани оставалась напряженной. В 822 году непокорные бретонцы выбрали нового предводителя -- Гвиомарха (Вимарк, Виомарк). Усилий, направленных против него графами Бретонской марки, оказалось недостаточно, и осенью 824 года Людовик Благочестивый вновь отправился в Бретань. Вместе с императором в этом походе приняли участие его сыновья -- Пипин и Людовик. Франки провели такую же кампанию, как и в 818 году -- и с теми же результатами. Гвиомарх однако, избежал смерти, принеся в 825 году клятву верности Каролингам. Людовик, как обычно, склонился к милосердию, радушно принял его, богато одарил и разрешил вернуться на родину. Однако впоследствии Гвиомарх пренебрег всеми своими обещаниями и не прекратил нападать на соседние с ним владения верных императору людей. В результате он был схвачен в собственном доме и убит.

Возвышение Номиноэ. Утомлённый постоянными конфликтами с бретонцами, Людовик решил, что они охотнее подчинятся своему соотечественнику, и поручил одно из графств Бретонской марки представителю местной знати -- Номиноэ. Так, около 830 года, император франков, потративший столько сил на борьбу с независимостью Бретани, положил начало карьере основателя бретонского королевства. Однако при жизни Людовика Благочестивого Номиноэ, став в 831 году единоличным правителем Ваннского графства, оставался верным присяге, данной императору, и даже помогал франкам в подавлении волнений, охвативших Бретань в 836--837 годах.

Император Людовик Благочестивый (778–840) – личность со сложной и трагической судьбой. Ему, столь приверженному порядку и стабильности, довелось жить в эпоху бурных перемен. Необычайно набожный и миролюбивый, он вынужден был наказывать и казнить. Постоянно стремившийся к сохранению духовного и политического единства, он сам разрушил его. этого человека – постоянная трагедия – и государства, и личная.

Его отец, император франков Карл I Великий (743–814), принадлежал к самым выдающимся персонажам европейской истории. Он стал легендой еще при жизни. Масштабы его деяний потрясали воображение современников и потомков. В результате нескольких десятилетий беспрерывных военных походов Карл подчинил своей власти огромную территорию, а упорной реформаторской деятельностью в области государственного управления, церкви, литературы, искусства, образования сумел превратить державу франков в самое мощное государство западного мира. В Аахене, при королевском дворе он собрал выдающихся ученых, поэтов, богословов, архитекторов из самых отдаленных уголков. Его двор стал центром духовной и интеллектуальной жизни тогдашней Европы. Карла любили и почитали друзья и соратники, а на врагов одно его имя наводило великий страх. Пасмурным январским днем 814 г. великий император умер, оставив трон единственному из переживших его сыновей – Людовику.

О дате рождения Людовика известно немного. Анналы королевства франков, фиксировавшие вес важнейшие события, произошедшие в государстве за текущий год, ни словом не упоминают об этом. Лишь из сочинений позднейших хронистов мы узнаем, что это случилось в 778 г., незадолго до того, как Карл вернулся из испанского похода. Королева Хильдегарда в ожидании супруга разродилась двойней: «Один ребенок был немедленно похищен , так что умер едва успев родиться; другой же, выйдя счастливо из утробы матери, начал кормиться, чем обыкновенно кормятся дети. Того из них, который подавал надежду на жизнь, отец приказал, по возрождении его в таинстве крещения, назвать Людовиком». Два года спустя Карл отправился в Рим и взял младенца с собой. Там, в 781 г., папой Адрианом он был помазан на царство и провозглашен королем Аквитании, обширной области в южной Франции. На обратном пути в городе Орлеане маленький Людовик простился с отцом, «был облечен в оружие, соразмерное его возрасту, посажен на лошадь и с божьей помощью отвезен в Аквитанию».

Следующие четыре года он безвыездно прожил там, не видя своих родителей.

Ни мать, ни отец не проявляли о нем особой заботы. Для VIII–IX вв. подобное отношение к детям являлось вполне нормальным. В те времена детство вообще не считалось каким-то особым и самоценным периодом в жизни человека. Родители мало интересовались детьми. Они начинали воспринимать их с того момента, когда те включались в жизнь взрослых. Это происходило очень рано, и трехлетний король в принципе ничем не отличался от тридцатилетнего. Подданные видели в нем представителя правящего клана, обладавшего частью его харизмы и персонифицировавшего собой его власть в определенной части королевства.

Аквитанское окружение Людовика составляли преимущественно люди духовного звания: монах Бенедикт, ставший со временем важнейшим советником короля по церковным вопросам, священник Элизахар, глава королевской канцелярии, королевский библиотекарь Эббон, занявший позднее архиепископскую кафедру в Реймсе. Именно этим людям юный король был обязан ранним пробуждением крайней религиозности. С самых юных лет он привык по многу часов молиться. Он не пропускал ни одного поста и ревностно выполнял все религиозные предписания. Государственными делами Людовик занимался мало, всегда с большой неохотой и старался перепоручить их решение кому-либо из своих советников. При полнейшем попустительстве ответственных лиц дела велись из рук вон плохо, королевская казна пустела, а феодалы всеми правдами и неправдами присваивали себе государственное имущество. Людовик даже как-то пожаловался отцу, что его только называют королем. И Карл был вынужден лично принять соответствующие меры.

Единственное, что по-настоящему увлекало Людовика, чему он отдавал все свое время и силы, было реформирование аквитанских монастырей. «Он столько заботился о богослужении и возвеличении святой церкви, что... его можно было бы назвать скорее священником, нежели королем» – писал в 30-х годах IX века анонимный автор. “До него все духовенство Аквитании...посвящало свое время более верховой езде, военной службе, метанию копий, нежели божественной службе. Но по настоянию короля были приглашены отовсюду наставники и искусство чтения и пения, равно как и науки светские и духовные процвели с такой быстротой, что это казалось невероятными. Монашеское сословие достигло цветущего состояния. Людовик и сам подумывал о тишине монастырской кельи.

Однако отец всячески воспротивился этому. Интересы государства стояли для Карла на первом месте, тем более, что два его старших сына неожиданно умерли. Так, что Людовик был просто обязан занять в будущем отцовское место. Карл всячески стремился пробудить у него интерес к мирской жизни и светским делам, женил его на красавице алеманнке, заставлял каждый год участвовать в военных походах, принимать посольства. Людовик был послушен отцу во всем, как и подобало благочестивому сыну. Однако внутренне он нисколько не менялся. Все больше в нем проявлялась склонность к созерцательности и интенсивной внутренней рефлексии. Людовика влекли не звон оружия и пышность государственных собраний, а тишина церкви в час утренней молитвы. Он много читал. Хорошо знал античную литературу, но главным образом Библию и труды отцов церкви. Благо латынью и греческим, в отличие от отца он владел в совершенстве.

Когда после смерти Карла Великого Людовик стал императором, начались серьезные изменения всего общественного уклада, которые с годами привели к самым печальным последствиям, Поначалу, правда, ничего нового как – будто не намечалось. Людовик казался достойным преемником своего отца. Он был почти идеален, душевная красота великолепно сочеталась в нем с телесным совершенством. Вот какой портрет оставил нам один из его современников: “Людовик был умеренно высокого роста, но довольно высок, со светлыми глазами, открытым лицом, нос у него длинный и прямой, губы не слишком толсты, не слишком тонки, высокая грудь, широкие плечи, сильные мышцы, так что никто не мог с ним равняться ни в стрельбе из лука, ни в метании копья: руки его были длинны, пальцы прямые; ноги длинные и относительно тонкие: ступни большие, голос мужественный. В латинском и греческом он был хорошо обучен. Во всех писаниях он отлично понимал не только духовный и нравственный смысл, но и смысл тайный... Он был не скор на гнев, но зато быстр на милость... Он был необыкновенно щедр. В пище и питье был умерен, в одежде прост... Он никогда не хохотал громко, и даже когда при больших торжествах являлись за его столом актеры, шуты и мимы с певцами и музыкантами... он ни разу не смеялся до того, чтобы можно было видеть его белые зубы. Ежедневно перед обедом он наделял милостыней бедных”. Возможно, этот портрет весьма далек от реальности. Но люди, жившие больше десяти веков тому назад, видели своего императора именно таким.

Как бы то ни было, но уже очень скоро стало ясно, что прежние времена ушли безвозвратно. К тому имелся целый ряд объективных и субъективных причин. Пожалуй, самым важным являлось то, что при Карле Франкское королевство достигло своих естественных границ. Дальнейшее его территориальное расширение потребовало бы чрезмерного напряжения сил и перестройки всей общественной организации. Ни то, ни другое, не представлялось возможным. Конечно. Людовик тоже вел войны. Однако в массе своей они носили оборонительный характер и велись на границах империи: с арабами на юге, норманнами на севере, славянами на востоке. Завоевательные войны перестают играть определяющую роль в существовании державы франков, но зато начинают разгораться войны внутренние. Раньше внешний враг заставлял объединяться, забывая о внутренних распрях. Теперь последние снова вышли на первый план. Да и сама агрессия, переполнявшая, людей, за много десятилетий привыкших к войне, не находила выхода.

Не менее важными оказались и субъективные причины наметившихся изменений. Они крылись в глубоких психологических различиях отца и сына. Карл, будучи верующим человеком, оставался прежде всего политиком, забывающим, когда это нужно, о морали. Кроме того он не отказывал себе в мирских радостях. Он имел нескольких жен, часто менял наложниц и сквозь пальцы смотрел на не слишком-то добродетельную жизнь своих дочерей и придворных. При дворе кормилось немалое количество проституток, содержанок, а то и мальчиков, предлагавших определенного рода услуги. Что касается церкви, то активно используя ее в государственной политике, Карл крепко держал ее в руках и светские интересы всегда ставил выше религиозных. Людовик же, как и отец, страстный охотник и меткий стрелок, в отличие от Карла, был целомудрен, скромен и склонен критически оценивать собственные поступки. Постоянные сомнения в их правильности делали Людовика легко управляемым. Фавориты сменялись при его дворе постоянно.

Кроме того, с ранней юности оп стал проявлять иное отношение к церкви и в личном, и в государственном плане. Его глубокая религиозность дала о себе знать сразу же при вступлении на престол. Первым делом Людовик немедленно «очистил» двор, изгнал из Аахена всех женщин, сомнительного поведения, отправил в монастыри своих не отличавшихся целомудрием сестер, а их любовников выслал на окраины королевства. Кроме того, он запретил иметь наложниц своим сыновьям, и поспешил связать их узами законного брака, дабы уберечь от искушений плоти.

Резко изменилось и положение церкви в государстве. Очень скоро она высвободилась из-под влияния светской власти и начала сама контролировать ее. При дворе ведущую роль стали играть представители духовного звания, главным образом старые аквитанские сподвижники Людовика, такие, как Бенедикт и Элизахар. Во многом благодаря их усилиям в сознании Людовика сложилось новое представление об императорской власти. Император мыслился теперь не “собирателем земель”, каким был Карл, а пастырем вверенного ему единого христианского народа, который король призван был вести к спасению и с которым должен был построить “Град Божий”.

В 817 г., произошло событие, которому суждено было иметь поистине роковые последствия для истории Франкского королевства. Внешне оно выглядело ничем не примечательным. Теплым апрельским вечером, Людовик как обычно возвращался во дворец после богослужения, следуя по открытой деревянной галерее, соединявшей с палатами. Внезапно раздался страшный треск и прогнившие балки, не выдержав тяжести дощатой обшивки, с грохотом обрушились на короля и его свиту. Многие были сильно ранены, но сам император уцелел, отделавшись лишь несколькими царапинами. Однако он пыл крайне напуган и, может быть, впервые отчетливо представил себе возможные последствия своей внезапной смерти. Что стало бы тогда с его женой, детьми, королевством, христианским народом? Да и сам он достаточно ли сделал для спасения собственной души? Мучительные вопросы, мучительные сомнения!

Последствия не заставили себя ждать. Некоторое время спустя появился документ, озаглавленный Ordinatio imperii, что можно перевести как «обустройство, реорганизация, упорядочение империи”. Главная его цель – урегулировать болезненный вопрос наследования трона с сохранением политического, а следовательно и религиозного единства. По традиции все королевство нужно было поровну разделить между сыновьями, но можно ли делить единый христианский народ? Людовик вышел из положения следующим образом. Императорский титул получал старший сын Лотарь, который с этого момента становился соправителем отца. Два других сына получали по небольшому королевству на окраинах империи: Пинин – Аквитанию, Людовик Юный – Баварию. Младшие братья должны были подчиняться воле старшего в военной и дипломатической сферах. В случае смерти одного из младших братьев новый раздел не предусматривался, в случаях же смерти Лотаря вельможи должны были избрать императором одного из оставшихся сыновей. Это решение мало кого удовлетворило. Церковное окружение Людовика склонно было рассматривать этот раздел, ни в коей мере несовместимым с идеей “Града Божьего”. Младшие сыновья императора расценили это как нарушение традиции и затаила на отца обиду.

Кроме того «Qrdinatio» не учитывало многих местных особенностей, что стало очевидным почти сразу. Вскоре после обнародования документа вспыхнуло восстание в Италии. Его поднял племянник императора Бернард. Еще при Карле он получил итальянскую корону, а в 814 г. присягнул на верность Людовику. Однако в “Ordinatio” о нем вовсе не упоминалось. Увидев в этом угрозу своим интересам, Бернард взялся за оружие. Людовик отреагировал почти сразу. Стремясь подражать отцу, он приказал жестоко подавить мятеж, чтобы впредь никто не смел восставать против законной власти. Бернарда ослепили, да так неумело, что тот вскоре умер. Остальные участники заговора, среди которых было много бывших сподвижников Карла, оттесненных от двора новыми фаворитами, были отправлены в монастыри или казнены, а сводные братья императора, пострижены в монахи, чтобы впредь не могли претендовать на трон.

Однако душевного успокоения императору это не принесло. Людовика не оставляла мысль о том, что кровопролития можно было избежать, что жестокость его обрушилась на людей, большей частью ни в чем не повинных. Тем более, что многих из них он сам спровоцировал на восстание. Стремясь загладить вину, император кое-кого приказал вернуть из ссылки, сводным братьям подарил хорошие аббатства. А в 822 г., не выдержав угрызений совести, принес при большом стечении светских и духовных феодалов публичное покаяние. Многие современники увидели в его покаянии только одно – слабость, а для управления державой франков нужны были совсем иные качества.

Между тем император овдовел. Борясь с позывами плоти не желая жить во грехе с наложницей, он задумал жениться. Подражая византийским басилевсам, Людовик устроил «конкурс красоты» среди самых знатных красавиц королевства. Борьба развернулась нешуточная, ведь речь шла в самом прямом смысле о королевском титуле. В результате победа досталась Юдифи, молодой и красивой аристократке из баварского клана Вельфов. В 819 г. она стала новой императрицей и по сути дела главой государства. Безвольный Людовик почти сразу же оказался в цепких руках своей властной жены и послушно выполнял все ее прихоти: возвышал ее родственников и друзей, раздавал им земли, должности и привилегии. Огромное влияние при дворе приобрел граф Бернард Септиманский, проходимец и авантюрист, любимец и близкий друг императрицы. (Слишком близкий, шептались придворные за спиной императора.)

В 823 г. у августейшей четы родился мальчик. Дальновидная Юдифь настояла. чтобы ребенка в честь деда назвали Карлом – с таким именем он в будущем не остался бы на вторых ролях. Во время торжеств, устроенных по этому поводу, мало кто отдавал себе отчет, сколь проблематичным окажется развитие этой ситуации. Ведь рано или поздно должен был встать вопрос о переделе наследства, уже с таким трудом поделенного и скрепленного кровью стольких людей. Опасность возможных перемен понимал Людовик. Даже Юдифи понадобилось целых шесть лет, чтобы заставить его изменить условия “Ordinatio”. Наконец, в 829 г. император заявил, что выделяет Карлу Швабию. Это в первую очередь ударило по интересам Лотаря. Вокруг него сплотились все недовольные. При дворе возник заговор, направленный против Юдифи и Бернарда Септиманского. Их обвинили в прелюбодеянии и устроили судебный процесс. На какое-то время их влияние было подорвано – Юдифь даже попала в монастырь, а Бернард вынужден был бежать.

Однако вскоре все вернулось на круги своя. Юдифь оказалась в объятиях супруга, а Бернард занял уже привычное место “второго после короля”, но первого возле королевы. Дело закончилось без кровопролития, лишь наиболее активных участников заговора на время отправили в ссылку. На сей раз император проявил крайнюю осмотрительность и слабость. Видимо он боялся необдуманно совершить что-либо, в чем потом пришлось бы раскаиваться. Ему все еще не давала покоя Бернарда Италийского. Однако проблема так и осталась нерешенной. Напряженность все больше возрастала. В 832 г. один за другим вспыхнули мятежи младших сыновей императора Пипина и Людовика Юного, не желавших соглашаться с условиями «Ordinatio». Движение против Людовика достигло пика в 833 году. Дело дошло до открытого военного противостояния. В конце июня войска императора и объединенные отряды его сыновей, в стане которых находился, кстати сказать, римский папа. встретились на Красном поле в Эльзасе. Противники уже готовы были броситься в бои. Однако сражение не состоялось. Все закончилось мирно и до банального просто. Располагая обширными материальными ресурсами, сыновья в прямом смысле слова перекупили большинство сторонников отца, так что в ночь на 29 июня почти все они покинули его. Вот поэтому Красное поле с тех пор называют “Полем лжи”.

Но дело приняло нешуточный оборот. Людовик попал в плен к собственным сыновьям, которые держали его в «суровом заточении». Больше других неистовствовал Лотарь. Он перевез отца в Компьен, а затем в Суассон. Там осенью 833 г. был организован показательный суд над поверженным императором. Процедура была на редкость унизительной, Людовик, лишенный всех королевских регалий, в простой холщовой рубахе стоял на коленях перед обвинителями, в качестве которых выступили архиепископы Агобард Лионский и Эббон Реймский. Они громко зачитывали ему длинный список прегрешений, а поверженный помазанник божий должен был после каждого параграфа отвечать “виновен”. Никогда еще церковь не поднималась так высоко над светской властью. При Карле и представить такого было нельзя. Людовика обвиняли в вероломстве, лицемерии, в том, что он слишком доверяет негодяям приближенным, а сам вовсе не способен управлять государством. Лишенный власти и трока, император переносил все унижения с необычайной кротостью, принимая это как наказание за свои грехи, а в страдании своем видя их искупление.

Сцена насилия детей над родным отцом произвела большое впечатление на собравшихся. Кое-где в толпе слышались возгласы сожаления, А уже к декабрю в разных частях империи началась мобилизация сторонников Людовика. В стане победителей единства тоже не оказалось. Пипин Аквитанский и Людовик Баварский, недовольные чрезмерным усилением власти Лотаря, покинули его и присоединились к императорской партии. Отшатнулось от Лотаря и большинство прелатов, Свержение помазанного папой императора они посчитали слишком опасным прецедентом. Обстановка вновь накалилась. Противоборствующие стороны уже были готовы взяться за оружие, но Людовик категорически отверг возможность своего освобождения насильственным путем. К счастью, все обошлось без кровопролития._ Хватило простой демонстрации сил со стороны Людовика Юного и Пипина, чтобы Лотарь бежал, оставив свою жертву в руках противника. 1 марта 834 г. Людовик был торжественно коронован в Сен-Дени, а в феврале 835 г. повторно помазан в Меце. Семь архиепископов при этом пели псалмы, а Эббон Реймский во всеуслышание объявил, что Людовик был смешен незаконно.

И на сей раз император отказался от насилия в преследовании своих врагов, ограничившись лишь высылкой Лотаря в Италию. И опять многие увидели в этом слабость, недопустимую для властителя. С другой стороны, Людовик безуспешно пытался соединить несоединимое. В этом заключалась его глубокая личная трагедия.

Видимо, не случайно в последние годы жизни Людовик со все большей апатией относился к власти. Он практически перестал заниматься государственными дедами, предоставив это Юдифи и своим приближенным, а все свободное время посвящал молитве и пению псалмов. Единственное, к чему он еще проявлял интерес – это будущее Карла. 6О-летний старик испытывал прямо-таки болезненную привязанность к младшему сыну, которому едва исполнилось 12. Он уже никого не хотел слушать, и ослепленный запоздалой отцовской любовью, совершал поступки, которые подчас не поддавались никакой логике. Словно забыв, кому он больше всего обязан своим возвращением на трон, Людовик в 836 г. отнял у Пипина в пользу Карла всю Нейстрию и Бретань, а в 838 г., после смерти Пипина, лишил его сына, Пипина II, отцовского наследства и отдал Карлу Аквитанию.

В 838 г. под давлением Юдифи император пошел на унизительные переговоры с Лотарем, дважды лишавшим отца власти, и предложил ему организовать политический союз с Карлом против Людовика Баварского и Пипина II. А в 839 г. в Вормсе в последний раз поделил империю, но уже только между Лотарем и Карлом. Людовик Баварский, узнав о разделе, немедленно поднял мятеж. Ничем другим он не сумел ответить отцу, который так щедро «отблагодарил» его за поддержку в ту страшную осень 833 года.

Император спешил. Чувствуя приближение смерти, он стал до крайности суеверен и страшно тяжело переживал различные знамения. А их как назло становилось все больше – странные кометы, неурожаи, нашествие саранчи, засуха и, наконец, солнечное затмение весной 840 года. Ничего хорошего это не предвещало. Готовясь подавить мятеж Людовика, он начал собирать войска, даже вызвал из Италии Лотаря, однако в начале лета 840 г, внезапно занемог – временами невыносимо сдавливало грудь, становилось трудно дышать. Недалеко от Майнца, на одном из рейнских островов для императора поставили палатку, в надежде, что свежий воздух хоть немного облегчит недуг. Но это не помогло...

Умирал Людовик медленно и страшно. Боли в груди усиливались, а любое принятие пищи вызывало рвоту. В течение сорока последних дней он питался только хлебом, возносил хвалу Господу за этот неурочный пост. Покуда хватало сил, он беспрестанно молился, то и дело осеняя себя крестным знамением. Умер он 20 июня 840 г., в воскресенье. Ни жены, ни детей рядом не было. Только его сводный брат Дрого, архиепископ Меца, позаботился о бренных останках императора. В присутствии большого количества епископов, аббатов, графов, вассалов и простого люда, он заботливо похоронил его прах в церкви св. Арнульфа, легендарного основателя великого клана Каролингов.

О смерти Людовика не жалел никто. Братья, наконец, получили возможность выяснить отношения между собой. Следующие несколько лет будут заполнены беспрерывной борьбой за «справедливый» дележ отцовского наследства. Наконец, в 843 г., в Вердене они окончательно поделят империю на три части. Эпохальность этого события утонула в бесконечных разделах и переделах первых десятилетий IX. века. Империя, несмотря на то, что состояла теперь из нескольких королевств, какое-то время считалась единым целым. Ведь отдельными частями правили члены одного рода. Еще во второй половине IX в. хронист называет их «наши короли». Однако новые политические образования чем дальше, тем больше обособлялись. Спустя столетия они превратились в современные Францию, Германию и Италию.