Одно из бессмертных произведений русской литературы. Будучи однажды сыгранной в Александринском театре, она стала популярной и по настоящее время персонажи живут на сценах как отечественного, так и зарубежного театров.

Написал свою комедию Ревизор в 1835 году. Однако еще много раз в нее вносил поправки. В уже готовом виде, в котором она известна и нам, появилась пьеса в 1842 году. С того времени Ревизор собирает полные залы, а зритель с удовольствием приходит посмотреть на жизнь русского чиновничества, их порядки и нравы, которые установились в чиновничьих кругах. Что самое главное, поднятые в пьесе вопросы актуальны и сегодня. О чем же будет произведения Гоголя Ревизор кратко?

В самом начале мы узнаем, что в некий город едет ревизор. Автор не дает название городу, а все потому, что в каждом городке по всей стране, ситуация одинакова. Эта новость всех ошеломила, ведь местные начальники давно потеряли страх и позабыли о своем долге и обязанностях. Они давно уже не занимаются облагораживанием города, не улучшают жизнь горожан, забирая все выделенные деньги в свой карман. А тут предстоит полная, да еще и тайная проверка. Городничий собирает чиновников и приказывает им всем создавать видимость благоустроенного города. И тут все начинается.

В город прибывает , которого все принимают за ревизора. Каждый чиновник хочет его подкупить и предлагает деньги. Сам персонаж комедии не понимает, почему к нему так снисходительны и попросту пользуется этим хорошим отношением. Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, войдя в роль и рассказывая небылицы. В конце комедии, по совету слуги Остапа, Хлестаков покидает город. Почтмейстер вскрывает письмо от Хлестакова, которое стало настоящим ударом для городничего. Ведь, как оказалось, приезд ревизора еще впереди.

Эта комедия и смешная, и одновременно грустная. О Ревизоре Гоголя можно точно сказать, сквозь слезы. В ней мы увидели истинное лицо чиновников, где преступления должностных лиц в порядке вещей, а система провинциальной власти прогнила и требует изменений. Ситуация дошла до того, что стало невозможно закрывать глаза на взяточничество, воровство и подлость. И Гоголь не закрывает глаза, а говорит об этом всему миру, тем самым нанося жесткий удар по больному месту общественного устройства в России. Все это лишь вызывает лишь брань и ярость у купцов и чиновников, что стали обвинять писателя в клевете. Несмотря ни на что, Гоголь своей цели достиг, создав свой бессмертный литературный шедевр.

План

1. Едет ревизор.
2. Городничий и его распоряжения по благоустройству города.
3. Хлестаков в городе, визит городничего.
4. Городничий предлагает деньги.
5. Хлестаков в гостях у городничего, где тот общается с женой и дочкой городничего, рассказывая истории.
6. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов. Хлестаков берет деньги со всех.
7. Главный герой делает предложение дочери городничего, сам же уезжает из города.
8. Мечты городничего об удачном браке дочери.
9. Письмо от Хлестакова.
10. Настоящий ревизор в городе.

Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов.

Это первая в русской литературе комедия, не имеющая положительного героя. Композиционно она построена необычно: отсутствует экспозиция, действие начинается сразу с заявки ("К нам едет ревизор!"), развивается стремительно и динамично. Заканчивается пьеса тем же, чем и начинается, то есть автор использует прием кольца. Но у Гоголя действие после развязки вступает в новую фазу развития. Впервые в русской и мировой литературе введена немая сцена. Даны два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы. Вначале даны замечания для актеров, которые содержат основные характеристики персонажей.

В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте. Здесь предметом осмеяния являются городские власти. Характеры чиновников сочетают как типические, так и индивидуальные черты.

Открытием автора является характер Хлестакова. В замечаниях для актеров он описывается как "человек без царя в голове". В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека. Явление хлестаковщины - социальное, которое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле.

Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно может лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого - нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, "легкость в мыслях необыкновенная". Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.

План

Сообщение городничего о приезде ревизора. Распоряжения по благоустройству города и различных учреждений. Визит городничего к Хлестакову. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновниками. Приход купцов к Хлестакову с жалобами на городничего, затем унтер-офицерской вдовы и слесарши. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из которого все узнают, что он вовсе не ревизор. Известие о приезде настоящего ревизора.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива В. И жить торопиться, и чувствовать спешит 2. Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? А. Уховертов Б. Чичиков В. Шпекин Г. Гибнер Д. Земляника 3. Кто из действующих лиц комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" на протяжении всей пьесы не произносит ни одного слова? А. Жена городничего Б. Слесарша Пошлепкина В. Смотритель училищ Г. Лекарь Гибнер Д. Частный пристав Уховертов 4. В каком
    Как странно, как непостижимо играет Нами судьба наша! Н. Гоголь. Невский проспект Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор", несомненно, принадлежит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего времени, но и создать целую галерею русских типов. Чрезвычайно показательными в комедии являются не только образы чиновников города N, но и образы Хлестакова - псевдоревизора и его слуги Осипа. Знакомясь с виновником события, всколыхнувшего весь город, мы сразу
    «Ревизор» - одно из ярчайших произведений рсской и мировой литературы. По силе и глубине, по художественному мастерству комедия стоит в одном ряду с такими произведениями русской классической литературы, как «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова. В основу комедии лег подсказанный Пушкиным русский анекдот. Сама по себе история с ревизором была не нова в литературе. До этого существовали повесть Вельтмана «Провинциальные актеры» и произведение
    Какова основная тема комедии "Ревизор"? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: "собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем"? Есть ли в комедии положительные герои? На сцене их нет. Но писатель подчеркивал, что в "Ревизоре" положительный герой присутствует. Это - смех. Смех бичующий, разоблачающий и... исцеляющий, помогающий избавиться от высмеянных пороков. Не случайно комедия испугала власть имущих, была воспринята как суд над общественным
    Харрактеристика главного героя: Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в «Ревизоре» заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков занимает в Петербурге низший гражданский чин коллежского регистратора. Это ветреный и легкомысленный человек, раскидывающий направо и налево отцовские деньги. Проигравшись в дороге и оставшись без средств, Хлестаков
    Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
    По теме: « О чем мечтают герой в комедии Н. В. Гоголя « Ревизор» Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков, как личность он безлик. На самом деле Хлестаков мелкий чиновник, человек ничтожный, его почти никто не уважал, его даже не уважал собственный слуга. Он был бедный, у него не было денег заплатить за комнату, и за еду. Он стал умолять хозяина покормить его в долг. Но
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Сравнение комедии Го­голя с предшествующей традицией помогает нам увидеть не «влияние» послед­ней, а меру независимости гения, создавшего новый сюжет - сюжет о деградации вла­сти.

Если в плане событийном «Ревизор» представляет собой переработку традици­он­ных фабул с помощью подаренного Пушкиным факта, то в идеологическом плане мы видим широчайшее обобщение исторической действительности: Го­голь пока­зывает, что власть, уклоняющаяся от решения общенациональных за­дач ради жад­ного и трусливого самосохранения, становится абсурдной игрой. Пережив свои исторические потенции, она превращается в самоцельный деспо­тизм: это уже не способ государственной организации, а средство маскировки внутреннего распада. Эту маскировку лучше всего разрушает шут, Петрушка, Хлестаков.

Гоголь смеется его героической глупости и любуется им, с огромным знанием фактов рисуя общепринятость взаимного обмана в царстве страха и воровства. Он знал эту сферу жизни не от Пушкина, он гениально обобщал свой личный опыт и наблюдения.

Конкретные житейские факты довольно второстепенны для генезиса «Реви­зора», и объяснять ими рождение шедевра столь же наивно, как объяснять от­крытие за­кона всемирного тяготения яблоком, упавшим на голову Ньютона. Гоголь осмыс­лил механизм власти, проник в ее тайны, с истинно революцион­ной дерзостью по­казав практическую абсурдность системы, которую он, по внешней видимости, считал достойной исправления и в идеале разумной.

Противоречия в душе Гоголя колоссальны. Сознавал ли он сам свою очарован­ность шутом-разрушителем? Насколько он понимал свою инстинктивную вра­жду к «порядку»? Он был очень скрытным человеком и постарался похоронить под на­громождениями всевозможных дополнений и разъяснений тайну своей величай­шей непочтительности.

Итог исследования эпохи правления Николая I

1.Моральное разложение высшего общества, начиная с самой верхушки – царя.

2.Реальная сила государства вырождается, остаётся лишь режим самоцельно-иг­ровой власти.

3. Мера наказания во времена правления Николая I сегодня довольно сильно различались, тогда боялись брать взятки, но брали. Сейчас этот процесс стал отлаженным, привычным делом чиновников.

4. Нужен новый человек, который бы сорвал всю фальшивость чиновничьего аппарата и вскрыл суть бюрократической системы.

Исследование происходящего в пьесе и предлагаемых об­стоятельств.

1. Краткое содержание пьесы “Ревизор”

Первое действие начинается с явления, в котором городничий приглашает судью, пристава, квартальных, почтмейстера, чтобы сообщить им о принеприятнейшие известия – приезде ревизора, и дает соответствующие указания: в богоугодном за­ведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов и запретить курить им табак. Судья советует решить проблему по поводу гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, и которые все время шныряют под ногами. Смотрителю училищ городовой советует обратить внимание на учителей, дабы не гримасни­чали некоторые из них, взойдя на кафедру.
В явлении втором происходит разговор между почтмейстером и городничим. В том разговоре городничий признается, что испытывает неописуемый страх по по­воду ожидаемого приезда.
В третьем явлении Добчинский и Бобчинский говорят, что узнали от трактирщика о том, что ревизор приехал: Третью неделю живет, и не уезжает, и денег не пла­тит. Этой вестью городничий ошарашен. Ведь за две недели арестантам не выда­вали провизии, на улице грязь, да и жену унтер – офицера высекли.
Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который де­лится с читателем историей жизни Хлестакова, будучи коллежским регистрато­ром. Хлестаков любит играть в карты, из-за чего очень часто остается без денег. Осип жалуется на то, что очень хочется есть, и в животе трескотня такая, а все по­тому, что трактирщик не хочет кормить Хлестакова и Осипова до тех пор, пока они не уплатят.
В седьмом явлении второго действия приходит городничий, а Хлестаков пуга­ется: Вроде ничего не натворил, неужели трактирщик пожаловался, и я сяду в тюрьму?
С восьмого явления комедии начинают возникать недоразумения, связанные с приездом ревизора. Городничий беседует с Хлестаковым – в этом разговоре явно ощущается, что городничий боится Хлестакова, а Хлестаков разговаривает с ним грозным голосом по той же причине: из страха. В итоге Хлестаков оказывается приглашенным в дом городничего.
В третьем действии автор рассказывает о Хлестакове как о заядлом лгуне: он и автор женитьбы Фигаро, и с на короткой ноге. Затем чиновники решают дать ревизору взятку. В это время Хлестаков сидит и говорит: Ныне все хорошо, да только денег нет, и каждый, из чиновников входя, рассказывает о своей работе… Хлестаков у каждого из них занимает по триста рублей, они же думают, что таким образом он берет взятки.
В восьмом явлении слуга Осип советует Хлестакову уехать, говоря, что его приняли за кого-то другого. Но молодой человек решает задержаться еще на один день - успевает даже сделать предложение дочери городничего.
Пятая часть начинается с того, что прибегает почтмейстер и кричит: Никакой это не ревизор! Он рассказывает, что распечатал письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Письмо зачитывается вслух и выясняется, что Хлестаков тут умирал со смеху. Все ему дают взаймы – оригиналы страшные, а городничий похож на мерина, почтмейстер – на пьяницу, надзиратель – на свинью. Услышан­ное приводит окружающих в ярость, а больше всех сердится городничий.
В последнем явлении на сцене появляются жандарм, говорящий, что Чиновник приехал и требует всех к себе.
Комедия Ревизор завершается немой сценой всех героев.

2. Событийный ряд

1. Письмо о ревизоре

2. Ревизор в городе

3. Городничий на аудиенции

4. Смотр заведений

5. Прибытие в дом городничего

7. Сватовство

8. Ревизор – не настоящий

9. Исповедь городничего

10. Приезд настоящего ревизора

3. П ротокол происходящего в пьесе.

1. Сон городничего

2. Известие городничего о скором приезде ревизора

3. Известие Бобчинского и Добчинского о приехавшем ревизоре.

4. Городничий разговаривает в гостинице с Хлестаковым. Приглашает его к себе домой.

5. Смотр Хлестаковым заведений

6. Приезд в дом городничего

7. Хлестаков рассказывает о своих петербургских “подвигах”.

8. Чиновники дают взятки Хлестакову.

9. Любовная интрижка Хлестакова с Марьей Антоновной и Анной Андреевной.

10. Сватовство с Марьей Антоновной

11. Отъезд Хлестакова.

12. Городничий мечтает о петербургской жизни

13. Известие о настоящем ревизоре.

4. Определить исходное, отправное событие пьесы, как начало сценического действия.

Городничим получено письмо от друга, из которого все узнают о скором приезде ревизора.

5. Обстоятельства места действия, времени действия, прошлой жизни, воз­раста, прогнозов, профессии, характеров, общественного положения, семей­ных условий.

Взято из замечаний для господ актёров самого

Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обык­новению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Бе­рет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в кан­целяриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем бо­лее исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он вы­играет. Одет по моде.

Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Гово­рит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нраво­учения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его – серый или поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский , оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Доб­чинского.

Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому не­сколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову сво­ему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять ­тельную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и сует­лив.

Почтмейстер , простодушный до наивности человек.

Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти нахо­дятся перед глазами.

Действие происходит в течение двух дней. В доме городничего и в гостинице.

6. Кульминация пьесы

Известие о том, что Хлестаков не настоящий ревизор (из письма Хлестакова – Тряпичкину)

7. Определить событие результата, что произошло в ходе борьбы.

Приезд настоящего ревизора.

8. Композиционные и жанровые особенности пьесы.

Внешняя структура пьесы

Пьеса “Ревизор” состоит из пяти действий. Каждое действие разделено на явления. Всего 52 явления.

Первоначально данная пьеса была значительно крупнее по текстовому объёму, но в последующих редакциях текст оттачивался и в итоге она была получена в такой форме, как мы знаем её сейчас.

При работе с пьесой я увидел пластичность многих сцен. Я попробовал составить композицию, убрав часть сцен, удалив многие фразы героев, но при этом оставив суть и практически не изменив цельности, законченности эпизодов и всего произ­ведения.

Жанр.

У Гоголя он обозначен как комедия, с чем нельзя не согласиться. Это комедия характеров, ибо каждый выписанный с любовью персонаж несёт в себе комедийное начало, которое идёт от гротескового мироощущения самого Гоголя.

Это и комедия ситуации, в которую попали и чиновники и сам Хлестаков, абсурдность самой ситуации заставляет зрителя и читателя смеяться.

Комедия. В лучшем понимании этого слова. Жанр этого произведения баланси­рует на острие многоликости комедии. Чуть в сторону – это скучный драматиче­ский пересказ Гоголя. В другую – и это буффонадное перенасыщенное действо, с ужимками и прыжками героев.

Смеяться. И в первую очередь над собой, над тем, какие мы, а не какие чиновники, изображаемые на сцене, которые “так похожи на реальных”. Сначала спроси у себя, а не я ли давал взятки? А не я ли волочился за юбкой? А не ко мне ли прихо­дили с подношением. Дабы уладить возникшее дело? А не со мной ли было так, что стоя перед начальством, бросало в пот?

Комедия. Быстрая и умная, живая и насыщенная, красивая и изящная, искрящая и умиляющая, лёгкая и заставляющая задуматься. Вот жанр.

Темой не только “Ревизора”, но и других произведений Гоголя у автора, которую я выделил при анализе жизни и творчества писателя, является “падение нравственного здоровья России”. Об этом явлении в жизни общества писали не только в XIX веке, эта проблема заботит людей и в нынешнее время. Такие известные личности как Солженицын, Лихачёв тоже поднимают эту проблему в своих трудах.

Отсюда вытекает основной конфликт пьесы – “противостояние божественного начала, нравственного идеала, совести внутри человека, его духовное наполнение Животному началу, потребительскому нутру человека”.

Решением же этой проблемы, идеей, которой болел автор стало “гармоничное существование человека и высшего закона внутри него”, то есть открытие, обнажение высшей совести человека, взгляд на себя изнутри. Анализ себя, своих поступков.

10. Анализ характеров в пьесе, их взаимодействий, роли и места в происходящей борьбе.

Действующее лицо

Поступки

Кто о ком говорит

Взаимоот­ношения

-Дмухановский, городничий.

1. Первый узнаёт о приезде ревизора и предупреждает чи­новников.

2. Даёт распоряже­ния о скором благо­устройстве в городе.

3. Разговаривает с Хлестаковым, даёт взятку.

4. Приглашает к себе домой.

5. Провожает Хле­стакова

6. Даёт разнос куп­цам.

7. Клянёт самого себя в том, что при­нял не того за “ре­визора”.

О Хлестакове: О, тонкая штука! Эк, куда метнул! какого туману напустил! разбери, кто хочет.

О, да с ним нужно ухо вос­тро.

А ведь долго крепился да­веча к трактире, заламливал такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не до­бился толку. А вот наконец и подался. Да еще нагово­рил больше, чем нужно. Видно, что человек моло­дой.

Ну что было в этом верто­прахе похожего на реви­зора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор!

О судье: Зато вы в бога не веруете; вы в церковь нико­гда не ходите; я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднима­ются.

О себе: Я карт и в руки ни­когда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты.

Лучше ж я употреблю это время на пользу государст­венную.

Я сам, матушка, порядоч­ный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сде­лались!

Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! Эх ты, толстоносый! Со­сульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге зали­вает колокольчиком! Разне­сет по всему свету исто­рию. Я бы всех этих бума­гомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чер­тово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в под­кладку! в шапку туды ему!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то от­нимет прежде разум

Хлестаков: заискиваю­щие, угож­дающие, го­тов стереть в порошок.

Чиновники: взаимопони­мание насчёт грешков-взя­ток.

Жена, дочь – теплота и лю­бовь

Анна Андре­евна, жена его.

1. Даёт указания Маврушке разузнать о “ревизоре”

2. Красуется перед Хлестаковым

3. Застаёт Хлеста­кова и дочь.

4.Флиртует с Хле­стаковым.

5. Провожает Хле­стакова.

О Хлестакове: Он столич­ная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не ос­меял.

Но только какое тонкое об­ращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое… Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых лю­дей! я просто без памяти.

Я видела в нем образован­ного, светского, высшего тона человека, а о чинах его мне и нужды нет.

С мужем и дочерью – доверитель­ные, семей­ные.

С Хлестако­вым - флирт

Марья Анто­новна, дочь его.

1. Флиртует с Хле­стаковым.

2. “Венчается” с Хлестаковым.

3. Провожает Хле­стакова

О Хлестакове: Вы говорите по-столичному.

Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над про­винциальными.

Ах, какой милашка!

Ах, маменька, он на меня глядел!

С мамой – лёгкие кон­фликты. Теп­лота и лю­бовь.

С Хлестако­вым - флирт

Лука Лукич Хлопов, смот­ритель учи­лищ.

1. Даёт взятку Хле­стаковы.

2. Подлизывается к городничему и его жене.

О себе: Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону.) Продал проклятый язык, продал!

С Хлестако­вым – боязнь

Аммос Федо­рович Ляпкин-Тяпкин, судья.

1. Даёт взятку.

2. Выказывает ра­дость по поводу венчания дочери го­родничего.

О себе: Я говорю всем от­крыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щен­ками. Это совсем иное дело.

Да ведь сам собою дошел, собственным умом.

С Хлестако­вым – угож­дение.

Артемий Фи­липпович Зем­ляника, попе­читель бого­угодных заве­дений.

1. Предлагает дать взятку Хлестакову

2. Даёт взятку.

3. Подхалимничает с городничим.

О городничем: Эка, без­дельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!

Аммос Федорович, кроме вас, некому. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел.

С Хлестако­вым -

Иван Кузьмич Шпекин,

почтмейстер.

1. Даёт взятку.

2. Приносит письмо, из которого стано­вится ясно, что Хле­стаков не ревизор.

Петр Иванович Добчинский, городской по­мещик.
Петр Иванович

Бобчинский, городской поме­щик.

1. Приносят весть о приезде “ревизора”

2. Дают взятку.

3. Подлизываются к семейству городни­чего.

О Хлестакове: Недурной наружности, в партикуляр­ном платье, ходит этак по комнате, и … физионо­мия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.

Вот это, Петр Иванович, человек-то! Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху.

А я так думаю, что генерал-то ему и в подметки не ста­нет! а когда генерал, то уж разве сам генералиссимус.

Иван Алексан­дрович Хле­стаков, чинов­ник из Петер­бурга.

1.Оправдывается перед городничим.

2. Нагонят на го­родничего страх.

3. Берёт взятку го­родничего.

4. Приезжает в дом городничего.

5. Расписывает о своих “подвигах” петербургских.

6. берёт взятки чи­новников.

7. Выступает благо­детелем перед куп­цами и просящих.

8. Флиртует с Марьей Антонов­ной.

9. Флиртует с Ан­ной Андреевной.

10. “Венчается” с М. А.

11. Уезжает от го­родничего

12. Письмо Хлеста­кова

О себе: Я сам тоже – я не люблю людей двуличных. Мне очень нравятся ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.

А в моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость. По крайней мере, я знаю, что ни одна женщина не может их выдержать, не так ли?

О А. А. : Возле вас стоять уже есть счастие; впрочем, если вы так уже непре­менно хотите, я сяду. Как я счастлив, что наконец сижу возле вас.

О чиновниках:

Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их сто­роны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пе­ресмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот… Какая замас­ленная бумажка! Восемь­сот, девятьсот… Ого! За тысячу перевалило… Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого! А впрочем, народ гостепри­имный и добродушный.

С городничим – почти дру­жеские.

С чиновни­ками – парт­нёрские

С дамами - флирт

Осип, слуга его.

1. Рассуждение о жизни, о Хлеста­кове, об их тепе­решнем положении.

О Хлестакове: Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост под­вернул и не горячится.

Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ез­дит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на тол­кучий продавать новый фрак.

Третью неделю барин денег не плотит. Вы-де с бари­ном, говорит, мошенники, и барин твой – плут. Мы-де, говорят, этаких шерамыж­ников и подлецов видали.

С Хлестако­вым – служба, но не прислужива­ние.

Анализ ремарок

Действующее лицо

Анализ ремарок

-Дму­хановский,

городни­чий.

Значительно поднимает палец вверх

Вздохнув

Хватаясь за голову

В сторону, с лицом, при­нимающим ироническое выражение

Входит на цыпочках, По­сле небольшого молча­ния, Поднимается на цы­почки; вся сцена вполго­лоса.

Бьет себя по лбу, махнул рукой, в сердцах, В ис­ступлении, Грозит самому себе кулаком, Стучит со злости ногами об пол, Сует кулаком и бьет каб­луком в пол.

Указывает на главное чи­новникам

Часто употребляется в на­чале произведения – вздох, как предвещание неизбежного

Несколько раз применяе­мая ремарка.

Часто использована ре­марка В сторону. осо­бенно в разговоре с Хле­стаковым. Есть что скры­вать.

Боится разбудить гостя.

Самобичевание.

Анна Андре­евна, жена его.

Машет платком, Кричит в окно, поспешно уходит вместе с Марьей Анто­новной и говорит за сце­ною.

Часто кричит, пытаясь уз­нать побольше

Марья Анто­новна, дочь его.

Всматривается в окно и вскрикивает

Любопытна.

Лука Лукич Хло­пов, смот­ритель учи­лищ.

Вытягиваясь не без тре­пета, про себя, в нереши­мости, Лука Лукич про­бует закурить и весь дро­жит, от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя, Лука Лукич находится в со­вершенном недоумении, что сказать, Вынимает и, подает, дрожа, ассигна­ции, летит вон почти бе­гом и говорит в сторону.

Внутренне и внешнее проявление робости, даже в мыслях “про себя”

Аммос Федо­рович Ляпкин-Тяпкин, су­дья.

Строит всех полукружием

Вытянувшись и придер­живая рукой шпагу, высо­вывая понемногу вперед сжатый кулак, потеряв­шись и роняя на пол ас­сигнации, раскланиваясь и уходя, в сторону, При­подымается со стула, вы­тянувшись и руки по швам.

На военный манер

Внешнее проявление страха перед “ревизором”

Артемий

Фи­липпо­вич

Зем­ляника,

попе­читель

бого­угодных

заве­дений.

Придвигается ближе со своим стулом и говорит вполголоса, Раскланива­ется с тем, чтобы уйти.

Старается войти в дове­рие, оставшись безнака­занным.

Иван Кузьмич Шпе­кин,

почтмейстер.

Почтмейстер впопыхах, с распечатанным письмом в руке, показывает письмо, Оставляя читать.

Постоянно в движение, в курсе дел, но сомневаю­щийся.

Петр Иванович Доб­чинский,

Петр Ива­нович

Бобчинский,

город­ские поме­щики.

Бобчинский и Добчин­ский, оба входят, запы­хавшись, перебивая, от­водя его руки.

Говорит о суетливости, сбивчивости мысли, но в то же время старание ох­ватить и рассказать как можно больше

Иван Алексан­дро­вич Хле­стаков, чи­нов­ник из

Петер­бурга.

Ходит и разнообразно сжимает свои губы; нако­нец говорит громким и решительным голосом, громким, но не столь ре­шительным голосом, го­лосом вовсе не решитель­ным и не громким, очень близким к просьбе.

Бодрится и выпрямлива­ется, У дверей вертится ручка; Хлестаков блед­неет и съеживается.

Сначала немного заика­ется, но к концу речи го­ворит громко. Стучит ку­лаком по столу. Храбрясь.

Раскланиваясь, рисуясь, посматривает на Анну Андреевну и рисуется пе­ред ней.

Обращается не как к слуге, а как к приятелю.

Два моментальных про­тивопоставления, в кото­ром видна внешняя на­пыщенность Хлестакова и внутренний страх.

Внешняя суть побеждает

Флиртует с дамами

Осип, слуга его

Дразнит его, усмехается и трясет головою

Указывает на действия по отношению к хозяину

Явление последнее

Те же и жандарм.

Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.

Немая сцена
Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему дви­женьем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семей­ству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с расто­пыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким наме­ком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с уст­ремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти пол­торы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опуска­ется.

Гоголь проявляет себя не только как писатель, но и как постановщик. Он чётко прописал действия персонажей, а следовательно и актёров на сцене.

Так же ремарки помогают при прочтении пьесы полнее и реальнее понять и ощу­тить. Читать не голый текст, а действительно сценарий, наполненный чувствами, осознанными действиями, живыми персонажами.

Нельзя недооценивать роль конечной ремарки, показывающей общее состояние и конкретно каждого выводит на первый план.

Практически каждый из персонажей данной пьесы несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Здесь есть все слои населения. И военные, и учителя, и мед работники, и торговцы, и простые люди, со своими заботами и проблемами.

При постановке делался акцент на основные проблемы, поэтому на сцену выве­дены лишь яркие, и необходимые персонажи.

С первых слов Городничего появляется ещё один герой – Страх. Он словно живое существо присутствует в каждой сцене. Боятся все: и мелкий чиновник и значи­мый голова. А страх порождает лесть.

Хлестаков - характеристика литературного героя

(сценическая история образа)

Э. Гарин В. Ильинский

МХАТ, 1921 год ТИМ, 1926 год Малый театр, 1938 год

ХЛЕСТАКОВ - герой комедии «Ревизор». Иван Александрович, мелкий петербург­ский чиновник, по выражению его слуги Осипа, «елистратишка простой» (то есть у него чин коллежского регистратора, самый низкий по табели о рангах), направ­ляясь из северной столицы «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», был принят в уездном городе за ревизора, «вельможу »,

обладателя высокого чина (по версии Бобчиского, он «сам генералиссимус»). Получивший солидную сумму денег в качестве взяток, обласканный, объявленный женихом Марьи Антоновны, дочери Городничего, Хлестаков, благополучно убирается восвояси. Разоблачают его лишь после отъезда с помощью перлюстрированного чиновниками его письма к приятелю Тряпичкину. Новизна этой сценической фабулы, а вместе с тем и Хле­стакова как художественного характера определяется их соотношением с реаль­ными случаями и лицами.

Возможны были три основных варианта должностного недоразумения, qui pro quo: на месте «ревизора» оказывался или обманщик, сознательно, с корыстной целью выдававший себя за другого; или человек, который хотя и не стремился к обману, но вполне вошел в свое новое положение и даже пытался извлечь из него пользу; или, наконец, лицо постороннее, случайно принятое за высокую персону, но не воспользовавшееся этой ошибкой. Но по концепции гоголя Хлестаков - не аван­тюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою сколько-ни­будь осознанной цели (в черновой редакции Хлестаков говорил себе при появле­нии Городничего: «…не поддаваться. Ей-богу, не поддаваться»; но затем эта фраза была снята: придерживаться какого-либо обдуманного плана ему не свойственно). Иван Александрович весь в пределах данной минуты, действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием обстоятельств. Он так и не разобрался в том, что про­изошло; лишь в IV действии ему смутно мерещится, что его принимают за кого-то другого, но за кого именно - осталось для него тайной. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.

В документах, относящихся к «Ревизору» и интерпретирующих его содержание, Гоголь всемерно подчеркивал именно эту особенность Хлестакова - непреднаме­ренность и естественность: «Он. вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит» («Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора»»). «В нем все сюрприз и неожиданность < ...> Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор» («Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»»). Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоя­щего ревизора, способных также вывести на чистую воду и какого-нибудь мошен­ника, но оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью. Можно сказать, что «выведывающие» создают не только «разговор», но и сам об­лик грозного ревизора - при участии Хлестакова, но без его инициативы.

Хлестаков необычен и по своему положению в комедийной интриге, которая чаще всего управлялась лицом, выступавшим в обличье другого; таковы (если называть ближайшие к «Ревизору» примеры) Семен в «Уроке дочкам» , Пус­толобов в комедии «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» -Основьяненко, а также многочисленные герои водевилей, эти, как говорил Гоголь, «водевильные шалуны». Роль же Ивана Александровича в интриге, хотя он и выигрывает, пассивная; тем не менее автор настаивал на его статусе главного героя. Такой статус сообщал пьесе особый, фантастический, колорит («лицо фан­тасмагорическое, лицо, которое, как лживый, олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой…» - «Предуведомление…»), пре вращал традиционную коме­дийную интригу в миражную интригу.

Первые исполнители роли Хлестакова - в Александрийском театре (пре­мьера 19 апреля 1836) и в московском Малом театре (премьера 25 мая того же года) - не смогли отделить своего героя от традиционного амплуа водевильного лжеца, прощелыги. Лишь постепенно происходило постижение пер­сонажа как исключительно оригинального характера, причем этому процессу со­действовал и сам Гоголь; так, 5 ноября 1851 г. он прочел комедию в присутствии писателей и актеров, в том числе и, игравшего Хлестакова, с целью показать, как надо вести эту роль, особенно сцену вранья: «…это нечто вроде упоения, наития, сочинительского восторга - это не простая ложь, не простое хвастовство» (из воспоминаний присутствовавшего на чтении). Среди последующих замечательных истолкователей – (1858), (1877), (1892). «Вот, между прочим, одна приду­манная Самойловым подробность. Когда он рассказывает, как играет в вист с сильными мира сего, то с великим апломбом начинает пересчитывать партнеров: министр иностранных дел, французский посланник, немецкий посланник… Потом внезапно задумывается: «кого бы еще выдумать» и вдруг вспоминает: - И я… Это произносится с извинительной улыбкой и вызывает у окружающих подобост­растный смех» (Новое время. 1902. № 000). В более поздних постановках усили­лась гротескная окраска образа Хлестакова, особенно это относится к игре (Художественный театр, 1921) и (Гос. театр им. Вс. Мейерхольда, 1926).

В исполнении Чехова Хлестаков являлся с бледным лицом, с бровью, изогнутой серпом, - визитная карточка клоуна, шута, безумца; являлся как «существо пус­тое, порою наглое, порою трусливое, лгущее с упоением, все время что-то разыг­рывающее - какую-то сплошную импровизацию…» (Вестник театра. 1921. №91-92. С. 11). В трактовке же Мейерхольда, осуществленной Гариным - это «принци­пиальный мистификатор и авантюрист », «шулер» (. Статьи, письма, речи, беседы. М., 19С.145); в его облике было что-то от «обо­ротня», от «мелкого беса» (Д. Тальников. Новая ревизия «Ревизора». М.; Л., 1927. С.49-51). Обе концепции заметно отклонялись от гоголевской интерпретации, со­гласно которой в Хлестакове «ничего не должно быть означено резко», «он даже хорошо иногда держится» («Отрывок из письма…»), не говоря уже о том, что Мейерхольд придавал его поступкам некоторую целенаправленность; однако бла­годаря всему этому усиливалась фантасмагоричность образа и всей пьесы в целом. Среди последующих выдающихся исполнителей роли Хлестакова - (Малый театр, 1938), (Большой драматический театр, 1972), (Московский театр сатиры, 1972).

Глубокому осмыслению хлестаковщины как явления содействовала и литератур­ная критика и публицистика. писал о том, что степень сатириче­ского эффекта прямо пропорциональна мелкости Хлестакова как личности: «Чем пустее, глаже, бесцветнее он будет на сцене <...>, тем строже явится Немезида над беззакониями города» (. Театральная критика. Л., 1985. С.120). , рассматривая образ Хлестакова, разобрал феномен самозванства: история его «в тысячах живых снимков повторяется ежегодно, ежемесячно, чуть не ежедневно по всему лицу русской земли» (. Поли. собр. соч. СПб. Т. З. С.363). распространил анализ хлестаковщины на Россию советского периода: «Нет уже самодержавия, но по-прежнему Хлестаков разыг­рывает из себя важного чиновника, по-прежнему все трепещут перед ним < ...>. Хлестаковская смелость на каждом шагу дает себя чувствовать в русской револю­ции» (Н. Бердяев. Духи русской революции // Русская мысль. 1918, май-июнь)

Ответ оставил Гость

Таак-с 4 действие
Явление первое гласит о том.как Аммос Федорович, АртемийФилиппович, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский и оба Петра Ивановича обсуждают,что им нужно сунуть взятку хлестакову. обсуждают. как и кто это будет делать. просят они Аммоса Федоровича, он отказывается, но спор их прерывают шаги хлестакова.
Явление 2 гласит о том.что Хлестаков один рассуждает в слух: что ему нравится тут жить. что ему приготовили хорошую кровать. что ему что-то подусунули за завтраком и в голове всё до сих пор гудит. потом думает о дочке городничева,что она хорошо....да и её мама тоже такая,что ещё можно бы..,
Явление 3 повествует о том,как городничий пытался дать взятку. как он специально уронил деньги,дрожал и боялся, потом отдал их Хлестакову,который сначала не брал.потом взял их.
Явление 4: Хлестаков берёт взаймы у почтмейстера 300 рублей, (не найдётся ли у вас взаймы?)
Явление 5: Лука-лукич и хлестаков, Хлестаков предлаагет сигару - Лука Лукич её роняет. потом спрашивает его о том. какие девушки ему нравятся, брюнетки или блондинки,а лука-лукич молчит. потом просит взаймы 300 руб. и тот ему даёт.
Явление 6 повествует о том,как
Артемий Филиппович(земляника) и Хлестаков ведут беседу. в которой Артемий Филиппович говорит всевозможные гадости про почмейстера,судью. После земляника предлагает изложить всё на бумаге и уходит. Хлестаков кричит:"Эй.как там вас, не найдтся 400 руб?" и земляника даёт ему 400 руб.
Явление 7:
Хлестаков, Бобчинский и Добчинский. тут приведу диалог для наглядности:
Хлестаков. Хорошо, что присох. Я рад... (Вдруг и отрывисто.) Денег нету вас?Бобчинский. Денег? как денег?Хлестаков (громко и скоро). Взаймы рублей тысячу.Бобчинский. Такой суммы, ей-богу, нет. А нет ли у вас, Петр Иванович?Добчинский. При мне-с не имеется, потому что деньги мои, если изволитезнать, положены в приказ общественного призрения.Хлестаков. Да, ну если тысячи нет, так рублей сто.Бобчинский (шаря в карманах). У вас, Петр Иванович, нет ста рублей? Уменя всего сорок ассигнациями.Добчинский. (смотря в бумажник.) Двадцать пять рублей всего.Бобчинский. Да вы поищите-то получше, Петр Иванович! У вас там, я знаю,в кармане-то с правой стороны прореха, так в прореху-то, верно, как-нибудьзапали.Добчинский. Нет, право, и в прорехе нет.Хлестаков. Ну, все равно. Я ведь только так. Хорошо, пусть будетшестьдесят пять рублей. Это все равно. (Принимает деньги.) + потом Добчинский просит за своего незаконорождённого сына. что бы тот тоже была Добчинским и говорит о талантах сына. А бобчинский просит о том, что бы Хлестаков о нём всегда и везде упоминал,мол.есть такой вельможа - Бобчинский)
Явление 8: Хлестаков один, говорит о том. что тут много чиновников в городе.они приняли его не за того. кого следует и он напишет о них своему другу Тряпичкину, что бы тот статейку о них написал в петербурге.
Явление 9 гласит: Хлестаков пишет письмо, осип говорит о том что пора уезжать, и просит отослать письмо и пригнать лучшую тройку лошадей, но Хлестаков ещё хочет пожить в этом городе. Приходят купцы, с просьбами, в одном из конвертов к нему обращаются по должности. которой вообще нет)
Явление 10:Хлестаков и купцы,купцы жалуются на городничева, что тот плохой и тд и тп,Хлестаков им поддакивает. мол, в сибирь нужно сослать городничего. потом дают взаймы Хлестакову 500руб на серебрянном подносе, он их берёт вместе с подносом. Потом стучатся 2 женщины.
Явление 11 :
Февронья Петрова Пошлепкина и Унтер-офицерша приходят к Хлестакову. Слесарша(Февронья) - жалуется на городничего. Мужа её он в солдаты отправил. Унтер-Офицерша тоже на городничего жалуется. за то,что он её высек.
Явление 12:
Хлестаков и Марья Антоновна. Хлестаков пристаёт к Марье, говорит что любит её и целует, та силится уйти.
Явление 13:
Те же и Анна Андреевна. Анна Андреевна прогоняет свою дочь, видя.что Хлестаков на коленях, дочь убегает в слезах. Анна спрашивает. почему хлестаков на коленях и говорит о том, есть ли планы на её дочь. хлестаков отвечает - что он любит только Анну, и ему не важно.что она жена городничева.
Явление 14:Вбегает Марья, дочь Анны, и вдруг видит такую картину, но Анна её ругает.мол не вежливо так вбегать. Хлестаков берёт руку Марьи и просит благословления и говорит,что любит Марью!
Явление 15: те же и Городничий. Городничий вбегает, что бы его не казнили за жалобы. Потом благословляет свою дочь и Хлестакова,те целуются.
Явление 16: те же и Осип. Осип говорит. что лошади готовы. и Хлестаков уезжает. Все с ним прощаются.

Ответ оставил Гость

Комната в доме городничего. Городничий сообщает собравшимся чиновникам «пренеприятнейшее известие»: в город приезжает ревизор. Собравшиеся в ужасе. Чиновники предполагают, что ревизора специально присылают, чтобы узнать, нет ли в городе измены перед войной. Городничий: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» . Советует всем навести видимость порядка в подведомственных заведениях (в больнице надеть на больных чистые колпаки, написать болезни по-латыни; убрать гусей из приемной суда, спрятать охотничье снаряжение) . Упрекает чиновников во взяточничестве (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками) , недостойном поведении (в гимназии учителя строят ученикам рожи) .

Явление 2

Почтмейстер выражает опасение, что приезд ревизора может означать скорую войну с турками. Городничий просит его распечатывать и прочитывать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер охотно соглашается, поскольку и до просьбы городничего поступал именно так.

Явление 3

Появляются Бобчинский и Добчинский и распускают слух, что ревизор - некто Иван Александрович Хлестаков, который уже неделю живет в гостинице, не платя хозяину денег. Городничий решает наведаться к проезжающему. Чиновники расходятся по подведомственным заведениям.

Явление 4

Городничий отдает распоряжение квартальному дочиста вымести улицы.

Явление 5

Городничий распоряжается расставить квартальных по городу, снести старый забор, на возможные вопросы ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела, а вовсе не была растащена по частям.

Явление 6

Вбегают жена и дочь городничего, сгорающие от любопытства. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем ревизоре.

Действие 2

Комната в гостинице

Явление 1

Голодный Осип лежит на барской кровати и рассуждает сам с собой. (Они уехали с барином из Петербурга два месяца назад. В дороге барин растратил все деньги, живя не по средствам и проигрываясь в карты. Самому слуге нравится жизнь в Петербурге - «галантерейное обращение» на «вы» . Барин ведет бестолковую жизнь, потому что «делом не занимается».)

Явление 2

Появляется Хлестаков, пытается послать Осипа к хозяину за обедом. Тот отказывается идти, напоминает Хлестакову, что они уже три недели не платят за постой и хозяин собирался на них жаловаться.

Явление 3

Хлестаков один. Очень хочет есть.

Явление 4

Хлестаков наказывает трактирному слуге потребовать у хозяина обед в кредит.

Явление 5

Хлестаков представляет, как он в шикарном петербургском костюме подкатит к воротам отцовского дома, а также будет наносить визиты соседским помещикам.

Явление 6

Трактирный слуга приносит маленький обед. Хлестаков недоволен супом и жарким, но съедает все.

Явление 7

Осип объявляет, что приехал городничий и хочет видеть Хлестакова.

Явление 8

Появляются городничий и Добчинский. Подслушивающий Бобчинский на протяжении всего явления выглядывает из-за двери. Хлестаков и городничий каждый со своей стороны начинают оправдываться друг перед другом (Хлестаков обещает, что заплатит за постой, городничий клянется, что в городе будет наведен порядок) . Хлестаков просит у городничего денег взаймы, и городничий дает ему взятку, подсовывая вместо двухсот рублей четыреста, уверяя при этом, что просто зашел проведать проезжающих, и это для него занятие обычное. Не верит словам Хлестакова, что тот едет к отцу в деревню, считает, что он «пули отливает» , чтобы замаскировать свои настоящие цели. Городничий приглашает Хлестакова пожить у себя в доме.

Явление 9

По совету городничего Хлестаков решает отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой.

Явление 10

Городничий приглашает Хлестакова осмотреть разные заведения в городе и убедиться, - что везде поддерживается порядок. Посылает Добчинского с записками к жене (чтобы приг