1.По каким признакам Северную Америку и Евразию объединяют в одну группу? 2.Определите общее и различия в географическом положении этих материков.
3. Рельеф какого материка устроен наиболее сложно? Почему?Какие страны расположены на равнинах Европы и Северной Америки? Какие-лежат в горных областях?
4. покажите на примерах, что месторождения магматических полезных ископаемых расположены не только в горах и на равнинах. Какие страны особенно богаты месторождениями нефти, железной руды, цветных металлов?
5.Выделите общее и различия в климатах северных материков. проследите изменения климата вдоль параллели 40 с.ш. на каждом материке сделайте вывод. какие страны расположена в субарктическом климатическом поясе, Какие в субтропическом?
6. Какие страны расположены в следующих природных зонах: тундры, смешанных и широколиственных лесов, саванн и редколесий и переменно-влажных (муссонных) лесов, степей, пустынь?
7.Сравните население северных материков по численности этническому составу, языку, религии.сделайте вывод по результатам сравнения. В каких странах живут славянские народы. В каких странах английский является государственным языком?
8. В чём Особенности формирования политической политической карты каждого из двух материков?
9. Назовите Признаки по которым можно группировать страны Евразии.
10. Что общего в природе населении и хозяйстве страны Северной Европы? в какой стране мало жителей? какая страна богата железной руды? какая-лесом? столица какой страны расположена на островах? какая страна добывает нефть?
11.Какое влияние оказывает Атлантический океан на природу жизнь и хозяйственную деятельность населения стран Западной Европы?
12.природа Какой из стран Западной Европы отличается большим разнообразием? как это отражается на развитии хозяйства этой страны?
13.по территории каких стран течет Дунай? Какую роль играет река в хозяйстве этих стран? Какие Столицы и другие города стоят на Дунае?
14. В каком климатическом поясе лежат страны Южной Европы? в чём причина скудности поверхностных вод в этих странах?
15. Какие опасные природные явления характерны для стран каждого региона Европы?
16. Какие народы живут в странах юго-западной Азии? Какие влияние на жизнь и быт населения этих стран оказывает религия?
17.Какое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения Индии оказывают муссоны? что выращивают на полях Индии?
18.особенности природы стран Центральной (Средней) Азии отражается на размещение населения и его хозяйственной деятельности? хозяйства Какой из стран региона наиболее развита? Почему?
19.Каковы различия в природе Восточного Китая? как они отражаются на плите и хозяйственные занятия сельских жителей? Назовите и покажите на карте самые большие города Восточного Китая.
20. Как Географическое положение и природные условия Японии отражаются на жизни и хозяйственной деятельности населения этой страны?
21. Какие страны расположены на полуострове Корея? Назовите их столицы.
22. Как особенности географического положения стран юго-восточной Азии отражается на природе и хозяйственной деятельности населения?
23. найдите на карте Назовите самые большие города зарубежной Европы и зарубежной Азии. В каких странах они расположены?

Цели: -называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии; -определять ГП стран Северной Европы, особенности природных компонентов, размещение населения по территории стран Северной Европы, природные богатства; -объяснять особенности страны, хозяйственной деятельности.

Оборудование: физическая карта Европы, политическая карта Евразии, фотоснимки или рисунки одной из стран Северной Европы, представителей трех рас.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам:

1) Опишите природные зоны умеренного пояса, наиболее освоенные человеком.

2) В чем проявляется закон природной зональности на территории Евразии?

3) Сравните количество высотных поясов в Альпах и Гималаях. Чем это объясняется?

Дополнительные вопросы:

1)В каких природных зонах наиболее благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?

2) В каких частях материка располагаются пустыни?

3) Чем объясняется наличие в горах пояса снегов и льдов?

4) Почему вода в западной части озера Балхаш пресная, а в восточной — соленая?

5) Какой климат распространен на территории полуострова Таймыр, Индостан, острова Калимантан.

П I . Изучение нового материала.

1.Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:

Месопотамии,

На побережье Средиземного моря.

Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.

На территории Евразии располагаются самые крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие — Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др.

2. Работа с таблицей.

Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.

Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:

  1. Работа с картой «Народы и плотность населения мира».

Население Евразии делится по языковому признаку на семьи и группы.

Задание 1. Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.

Задание 2 . Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо? Почему?

4. Работа с картой «Политическая карта мира».

Задание 1 . По каким признакам можно группировать страны Евразии? Приведите примеры стран каждой группы.

Задание 2. Назовите и покажите страны, входящие в состав Северной Европы.

У многих столиц мира существует свой символ: у Лондона -Тауэр, у Рима — Колизей, у Москвы — Кремль. А у Копенгагена, столицы Дании, визитной карточкой является бронзовая фигурка Русалочки с веточкой водорослей в руке; грустными глазами смотрит она в море… Дания является обладательницей самого старого государственного флага, который был принят в 1219 году.

Финляндия.

В Финляндии второе воскресенье ноября — ежегодный праздник отцов, в который вывешиваются государственные флаги, вручаются знаки отцовского отличия.

5. Работа с картами, текстом учебника.

Задание. Опишите природу, население стран Северной Европы по плану.

План-характеристика страны (стран)

1.Название стран (страны) и их (ее) столиц.

2.Особенности ГП стран (страны):

1) в какой части материка находится или занимает островное положение;

2) с какими государствами граничит (сухопутные и морские границы);

3) какими морями, каких океанов омывается.

3. Особенности природных условий стран (страны):

1) рельеф;

2) климат;

3) внутренние воды;

4) природные зоны.

4. Население страны, особенности быта.

1)состав, плотность и размещение;

2)основной род занятий и особенности быта.

5. Особенности хозяйства:

1) добываемые полезные ископаемые;

2) выращиваемые сельскохозяйственные культуры;

3) отрасли животноводства.

III . Закрепление изученной темы. Дополнительная информация.

Исландия

Столица страны льдов Рейкьявик отапливается природной горячей водой, и поэтому здесь отсутствуют дым и копоть. Тепло подземных источников идет и в парниковое тепличное хозяйство, где растут бананы и помидоры, дыни и виноград. Его считают самым чистым городом мира.

Норвегия

Многочисленным соревнованиям, конкурсам, фестивалям молодежи отдается предпочтение во всем мире. А вот в Норвегии проводится международный фестиваль бабушек. Дамы, достигшие шестидесятилетнего рубежа, соревнуются между собой в езде на мотоциклах, прыжках с парашютом, подводном плавании в холодном Северном море. Перечень видов соревнований год от года становится разнообразней.

Домашнее задание: § 66, 67; в контурной карте указать страны и столицы Северной Европы.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

; создание комфортной атмосферы на уроке.

Цель: оценивание подготовленности ученика; выявление уровня усвоения пройденного материала.

УУД: регулятивные, личностные.

Форма работы: индивидуальная устная по вопросам:

1. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

2. Лесная зона на территории Евразии.

3. Степь и лесостепь.

4. Пустыни и полупустыни.

Ребята, давайте с вами вспомним, сколько у нас планет в нашей Солнечной системе?

А чем наша планета отличается от других?

Где впервые появился человек?

Как человек расселялся по территории Земли?

Давайте попробуем вывести тему нашего нового урока: «Население Евразии».

В соответствии с темой урока поставим для себя цели и задачи.

Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:

Месопотамии,

На побережье Средиземного моря.

Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.

На территории Евразии располагаются самые крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие - Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др.

1. - Давайте с вами назовем, какие народы сейчас проживают на территории Евразии?

А к каким расам относятся эти народы?

Для того чтобы выявить, внешние признаки этих рас, мы с вами будем заполнять таблицу.

Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.

Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:

2. Работа с картой «Народы и плотность населения мира».

Население Евразии делится по языковому признаку на семьи и группы.

Задание 1. Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.

Задание 2 . Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо? Почему?

3. Работа с картой «Политическая карта мира».

Задание 1 . По каким признакам можно группировать страны Евразии? Приведите примеры стран каждой группы.

Задание 2. Назовите и покажите страны, входящие в состав Северной Европы.

4. Работа с картами, текстом учебника.

Задание. Опишите природу, население стран Северной Европы по плану либо по контурным картам на странице.

План-характеристика страны (стран)

1.Название стран (страны) и их (ее) столиц.

2.Особенности ГП стран (страны):

1) в какой части материка находится или занимает островное положение;

2) с какими государствами граничит (сухопутные и морские границы);

3) какими морями, каких океанов омывается.

3. Особенности природных условий стран (страны):

1) рельеф;

2) климат;

3) внутренние воды;

4) природные зоны.

4. Население страны, особенности быта.

1)состав, плотность и размещение;

2)основной род занятий и особенности быта.

5. Особенности хозяйства:

2) выращиваемые сельскохозяйственные культуры;

3) отрасли животноводства.

1. Какие народы населяют территорию Евразии?

2. К каким расам они относятся?

3. Назовите внешние признаки европеоидной расы?

4. Назовите внешние признаки монголоидной расы?

5. Назовите те страны, которые входят в состав Северной Европы?


1. Работа с контурной картой на с. 89:
а) подпишите названия и координаты крайних точек Евразии; б)
орподпишите моря, омывающие Евразию, полуострова, зали вы, острова;
в) подпишите крупные озёра, реки и пометьте преобладаю» щий тип их питания (Д - дождевой, Л - ледниковый, С - снеговой, См - смешанный), а для рек ещё и время, когда они разливаются (1 - зима, 2 - весна, 3 - лето, 4 - осень).

2. Опишите географическое положение Евразии по плану в приложении учебника.
1. Экватор не пересекает, северный полярный круг и нулевой меридианы пересекают.
2. С->Ю примерно 8 тыс.км; З->В примерно 18 тыс.км
3. САП АП УП СТП ТП СЭП
4. океаны: Тихий, Индийсикй, Атлантический, моря: Средиземное, Норвежское, Баренцево, карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингиво, Охотское, Филиппинское, Южно-Китайское, Аравийское
5. Рядом с Африкой, Австралией, Сев.Америкой

3. Определите протяженность Евразии в градусной мере и километрах:
а) с севера на юг примерно 8 тыс.км, 77 градусов
б) с запада на восток примерно 18 тыс.км, 199 градусов
Рассчитайте расстояние:
а) от мыса Челюскин до Северного полюса в градусной мере 12 градусов , в километрах примерно 1400 км
б) от мыса Пиай до экватора в градусной мере 1 градус , в километрах примерно 120 км

4. Какие берега материка наиболее изрезанны?
Западные(Атлантический океан глубоко вдается в сушу)

5. Какие географические объекты материка носят имена путешественников:
В.Баренца - море, остров
С.Челюскина - мыс
В.Беринга - пролив, море, остров, ледник
С.Дежнева - мыс
Д. и Х.Лаптевых - море

6. Как изменятся очертания Евразии, если ее береговая линия будет совпадать с границей материковой земной коры? Ответ отразите пунктирной линией на контурной карте на с.89

Выпишите формы рельефа, которые пересекает:
а) меридиан 80 градусов в.д. - горье, горы, мелкоисточник, равнины, низменность
б) параллель 40 градусов с.ш. - горы, низменность

8. Где расположена большая часть горных систем Евразии?
Юг и Восток (столкновения литосферных плит)

9. Где размещаются области землетрясений и современного вулканизма в Евразии?
Сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский
Места столкновения литосферных плит.

10. Как образовалась Индо-Гангская низменность? Какие равнины Евразии имеют подобное происхождения?
Наносы рек Инда и Ганга. Такое же происхождение у Месопотамской и Паданской низменности

11. Установите закономерности размещения полезных ископаемых в Евразии.

12 Почему месторождения полезных ископаемых магматического происхождения расположены не только в горных областях Евразии, но и на равнинах?
Так как равнинам соответствуют платформы, то в их основании лежат кристаллические породы магматического происхождения.

13. Какие территории Евразии особенно богаты нефтью?
Аравийский полуостров, Западная Сибирь, шельф Северного моря(накопления осадочных пород)

14. Как вы считаете, в какой части и за счет чего будет происходить увеличение площади Евразии?
Поднятие некоторых территорий, например: Скандинавский полуостров, полуостров Ютландия

15. Определите пункты в Евразии:
а) самый холодный - город Оймякон
б) самый жаркий - Аравийский полуостров
в) самый сухой - пустыня Руб-эль-Хали
г) самый влажный - город Черапунджи

16. В чем проявляется влияние на природу Евразии омывающих ее океанов:
Тихого - теплое течение, муссонный тип климата, восточное течение
Атлантического - зап.ветра из океана, теплое течение
Индийского - муссонные ветра из океана
Северного Ледовитого - холодные и сухие ВМ

17. По климатической карте Евразии в атласе установите особенности хода нулевой изотермы на территории материка. Объясните причины.
Запад(вес.часть) - теплое Северо-Атлантическое течение. В глубине материка далеко на юг(континентальность климата). На востоке поднимается к северу(теплые течения)

18. В каких климатических поясах расположена Евразия?
Арктический субарктический умеренный, субтрапический, тропический, субэкваториальный, экваториальный КП(значительное протяженность с->ю)

19. Заполните таблицу(Климатический пояс - Господствующие воздушные массы - Харктеристика сезонов)

20. В каком климатическом поясе Евразии особенно много климатических областей? В чём причина такого разнообразия?
Умеренный пояс(значительная протяженность с запада на восток)

21. К каким климатическим поясам относятся климатограммы, приведённые в учебнике?
а) умеренно континентальный климат
б) морской климат умеренного пояса
в) континентальный климат умеренного пояса

22. Составьте описание климата Апеннинского полуострова и полуострова Корея. Заполните таблицу.

Вывод: Климат различается своими показателями, так как на Апеннинском полуострове субтропический и умеренный климат, а на полустрове Корея умеренный муссонный.

23. Пользуясь климатической картой Евразии в атласе, составьте описание климата полуострова Индостан и Аравийского полуострова. Заполните таблицу.

24. Климат каких территорий материка наиболее благоприятен для жизни человека?
Западная и Центральная Европа(умеренные температуры летом и не низкие температуры зимой с достаточным количество осадков)

25*. Климат каких территорий Евразии изменился бы,доли бы высота Гималаев была не более 1000 м?
Южная и Центральная Азия(летний влажный муссон проник бы дальше в глубину материка, а зимний муссон принес бы сухой и холодный воздух в Южную азию).

26. К бассейну какого океана относится большая часть территории Евразии?
Северно-Ледовитый океан

27. В какие месяцы разливаются реки Южной Европы? Почему?
Зимние месяцы(территория находится в Субтропическом климатическом поясе средиземноморского типа, а зимой здесть тропическая воздушная масса сухая и теплая)

28. В чём заключается сходство режима рек Евразии, относящихся к бассейнам Тихого и Индийского океанов?
Основной источник их питания - муссонные дожди. Половодья наступает летом.

29. Реки каких территорий Евразии не замерзают? Приведите примеры.
Реки в ЭКП СЭКП ТКП СУТКП
Например: Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, По

30. Какова роль внутренних вод Евразии в жизни населения?
1) Источник пресной воды
2) Большие транспортные пути
3) Рыболовство
4) Источник электроэнергии
5) Туризм

31. Какие реки Евразии приносят много бед людям, живущим на их берегах? Почему эти беды случаются? Как люди их предотвращают?
Реки Западной Сибири, горные реки УП(изменение климата и деятельности человека). Меры предотвращения - высадка леса по берегам, взрыв заторов, строительство дамб.

32. По карте природных зон Евразии в атласе определите, какая зона занимает:
а) наибольшую площадь Тайга
б) наименьшую площадь Арктические пустыни, экваториальные леса

33. Объясните особенности размещения природных зон материка.
На севере природные зоны тянутся сплошной полосой, а южнее тайги сменяются не только с севера на восток, но и с запада на восток. (Проявляется закон широкой зональности)

34. Определите черты сходства и различия в чередовании природных зон Евразии и Северной Америки, расположенных на 40-й параллели.
Сходство: Степи и лесостепи
Различия: в Северной Америке отсутствуют пустыни

35. На каких равнинах Евразии наиболее ярко проявляется закон широтной зональности?
Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины

36. Для каких природных зон материка характерны:
а) карликовые берёза, лемминг тундра и лесотундра
б) ваниль, тиковое и саловое деревья, слон редколсья и саванны
в) мирт, каменный дуб, дикий кролик зона вечнозеленых жестколиственных лесов и кустарников(средизменоморская)
г) ковыль, типчак, дрофа степи
д) камфарный лавр, камелия, магнолия, бамбуковый медведь переменно влажные и муссонные леса

37. Приведите примеры гор Евразии, где высотных поясов:
а) много Симилан, Тянь-Шань, Кавказ, Памир
б) мало Скандинавские и Уральские
Объясните причины различий.
1) Мало поясок, так как горы имеют незначительную высоту
2) Много, так как горы довольно высокие и расположены ближе к экватору

38. Опишите или нарисуйте внешний вид летней тундры, зимней тайги, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников средиземноморского типа(двух зон по выбору)
Преобладающее здесь коричневые почвы плодородны. Вечнозеленые растения хорошо приспособлены к летней жаре и сухости воздуха. У них плотные блестящие листья, а у некоторых растений они узкие, иногда покрытые волосками. Это уменьшает испарение. Зимой бурно разрастаются травы
Природная зона Жестколистные вечнозеленые леса кустарники

Почвы подзолистые. На них растут устойчивые к холоду хвойные растения(сосна, ель, пихта, сибирская сосна), а также лиственница. Здесь живут волки, медведи лоси, белки, приспособленные к жизни в лесу.
Природная зона Тайга

39. Сравните пустыни Каракумы, Такла-Макан и Руб-эль-Хали. Заполните таблицу

Укажите различия в природе этих пустынь и их причины: Руб-эль-Хали самая жаркая(в тропическом пустынном типе климата). Такла-Макан самая суровая(окружена со всех сторон горами)

40. Выделите наиболее крупные и малые по численности народы Евразии. Заполните таблицу.
Народы - Территории проживания
Крупные
1) Китайцы - Китайское
2) Хиндустанцы - полуостров Индостан
3) Бенгальцы - Южная Азия
4) Русские - Россия
5) Японцы - Япония

Малые
1) Эвенки - Восточная Сибирь
2) Ливы - Прибалтика
3) Орочоны - Китай, Монголия

41. Назовите климатические пояса и природные зона:
а) с наибольшей плотностью населения УП СТП СЭП степь, лесостепь, саванны, смешанные и широколиственные леса
б) с наименьшей плотностью населения АП САП ТП пустыни, тундра

42. Назовите пять народов Евразии, которые живут:
а) на равнинах поляки, датчане, немцы, молдоване, белорусы
б) в горах непальцы, киргизы, тибетсы, таджики, пуштуны

43. Какие народы материка живут в зоне:
а) тайги финны, шведы, эвенки, норвежцы
б) смешанных и широколиственных лесов белорусы, немцы, поляки, эстонцы, латыши
в) пустынь арабы, узбеки, туркмены
г) саванн ведды, сингалы, тамилы
д) экваториальных лесов даяки, ибаны, малайцы

44. Заполните контурную карту
45. Заполните контурную карту

46. Составьте «каталог» стран Евразии, группируя их по различным признакам. Основания для группировки определите сами. Результат работы представьте в таблице.
Признак - Страна
1. Территория
а) большая: Россия, китай, Индия, Украина
б) малая: Сингапур, Андорра, Ватикан
2. Население
а) большое: Китай, Индия, Россия
б) небольшое: Андора, Монако, Лихтенштейн
3. По географическому положения
а) выход в море: Россия, Италия, Индия
б) внутриматериковые: Чехия, Швейцария, Австрия
4. Высокоразвиты: Франция, Германия, Италия, Великобритания, Япония

47. По политической карте установите, какие страны Евразии имеют:
а) сухопутные границы только с одной или двумя странами: Ирландия, Монако, Ватикан
б) большое количество стран-соседей: Россия, Германия, Китай

48. В каких странах расположены:
а) пролив Босфор Турция
б) гора Джомолунгма Китай, Непал
в) Мертвое море Израиль, Иордания
г) вулкан Гекла Исландия
д) вулкан Кракатау Индонезия
е) озеро Лобнор Китай
ж) Женевское озеро Швейцария, Франция
з) река Эльба Чехия, Германия
и) река Янцзы Китай

49. Покажите на картосхеме особенности хозяйственной деятельности населения Китая. Подпишите крупные города.

51. Опишите географическое положение одного из городов Европы и одного из городов Азии. Заполните таблицу

52. Приведите пример влияния природной среды на тип жилищ, материал, из которого они сооружены, национальную одежду, пищу, обычаи и обряды народов Евразии. Сделайте рисунок.
Жилища народов АП, САП состоят из шкур животных. Одежда защищает как от морозов, так и от летних насекомых. Мясо является основным продуктом питания.

53. Оцените вклад народов Евразии в развитие мировой цивилизации. Заполните талицу.
Страна - Имена выдающихся людей - Памятники культуры
Россия - М.Ломоносов, А.Пушкин - Кремль, Красная площадь
Италия - Марко Поло - Венеция
Великобритания - Чарльз Дарвин - Стоунхендж
Индия - Раджив Ганди - Тадж-Махал